Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве

Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве

Р е ф е р а т

п о к у л ь т о р о л о г и и

Тема:

“Понятие гармонии, меры и красоты в древнегре-

ческом искусстве”

Многие исследователи культуры высказывали различные

соображения о причинах,обуславивших столь важную роль древнегреческой

культуры.Отмеча-

лось особое географическое положение Греции,которое позволяло поддержи-вать

обширные связи с другими странами,благоприятный синтез культурных

достижений многих народов,в разные времена живших на ее территории,умелое

использование греками ценностей чужих культур Греческая культура как бы из-

быточна. В ней преобладало духовное начало .Это и побуждало другие народы

подражать грекам,строить свою культуру по созданным ими образцам.

Богатство духа проявляется в его неисчерпаемом многообразии ,а его

независимости и подвижности проявляется его свобода. Именно такими обладала

древнегречес-кая культура: духовным многообразием,подвижностью и

свободой.Черты,кото-рые обеспечили ей универсализм,позволяющий и сегодня

быть актуальной.Ан-тичность,давшая общекультурные ценности буквально во

всех областях духов-ной и материальной деятельности, и по сей день остается

отклонением от мате-риального направления мировой культуры.Древнегреческой

культуре было при-суще ярко выраженное индивидуалистическое начало.Понятие

личности сфор-мировалось в связи с окончательным становлением

рабовладельческих полисов.Они были основой греческой и вообще античной

культуры.Именно полисная организация общественной жизни необычайно

ускорила развитие культуры.По-лисная демократия защищала не только жизнь и

имущество своих граждан,но и права и свободу их личности.

Греки не копировали другие народы,манеры их жизни , а

полагались на своипредставления,они созидали себя сами, в этом было их

величие.

Выдающийся среди софистов-мыслителей был Протагор(481-411

г.г.).

Ему принадлежит мысль ,до сих пор вызывающая возражения и споры философов:

“ Человек есть мера всех вещей ,существующих как существую-щих и

несуществующих как несуществующих ”. В ней выражен прямой факт

обыкновенной человеческой жизни.,пренебрежением которым в истории культуры

приводило к трагедиям.То,что человек считает существующим,то для него

действительно существует,а то,что он считает несуществующим,то для него и

не существует.Человек смотрит на мир не глазами ,данными природой,а

“глазами” своего сознания,своей культуры.Протагора интересовал прежде всего

человек в его отношении к истине:человек есть мера всех вещей.Истина

человека в его самоопределении,в том,что он должен сам должен делать свой

выбор,сам определять меру своего поведения.Но у Протагора сказано

вообще:Человек-это ,значит,что каждый из людей не только имеет право на

самоопределение,но и обязан признавать это же право и за другими людьми.

Мысль Протагора стала первым в истории европейской культуры

провозглашением гуманизма,принципом,в соответствии с которым эта культура

должна быть организована.

Можно сказать больше:Протоагор нашел точное и лаконичное

выраже-

ние для общекультурного идеала.

В IV в. до н.э. в Греции учениками и последователчми

Сократа были созданы несколько школ.Одной из них была школа киников. Киники

восприняли внешнюю сторону учения Сократа,простоту и непритязательность его

жизни,во всем необходима естественность.,философия была образом жизни.

Скептицизм возник в конце IV в до н. э. Основателем его был

Пиррон из Элиды.Он считал ,что нужно воздерживаться не только от каких бы

то ни было суждений,но и от любых волнений ,что невозмутимость духа-это

самое достойное состояние мудреца.В стоицизме тоже нужно различать

философвское течение и жизненный принцип.Родоначальником его был Зенон из

Китиона.Он разработал учение о мире как едином организме и о человеческой

природе,которая сама по себе добродетельна.Его вывод-что цель жизни- жить в

Согласии с природой и это то же самое ,что быть добродетельным.

Близка к этическому учению этика эпикуреизма.Основатель его

Эпикур,и был более известен своими этическими воззрениями.Он вел понятие

атораксии (невозмутимость,бесмя-тежность)-состояние,к которому должен

стремиться человек.Он уделял большое внимание удовольствию,наслаждению,но

он учил находить их даже в самом малом,в том,что дала человеку судьба,а не

страдать от недостатка жизненных благ.

Человек ,согласно этим учениям,должен личными усилиями изменить

свою жизнь,не ожидая,пока ее изменит общество и государство,поскольку

истинные законы жизни находяться в самом человеке.В себе самом человек

должен искать опору,чтобы жить в этом мире по-человечески.И это было одно

из решений проблемы человека,обострившейся в период демократизации

Афинского полиса.Другое решение определялось возможность познания

окружающего мира ,систематизации и классификации накапливаемых знаний о

предметах.Таковы были два решения проблемы человека.

Платон оказал огромное влияние на мировую культуру ,состоящее

в возвышенном отношении к идеям ,которое он сумел привить человечеству.Ему

же удалось создать такое представление об идеальном,которое не может быть

приземлемо и стать обыденным.Он же оказал большое влияние на европейскую

литературу . Платон знал о неудаче ,постигшей проект идеального государства

Перикла и знал и о далеко идущих замыслах Пифагорейского союза,члены

которого хотели воплотить в обществе свои идеи гармонии числовых

отношений.Он был убежден,что преобразование общества неотделимо от

внутреннего перерождения человека,что порядок в обществе тесно связан с

порядком в душе человека.Отсюда вывод: правильная ,разумно организованная

душа должна быть моделью в деле организации общества.

Так и в афинском полисе,считал Платон,чрезмерная демократия

привела к тому ,что лучшие помыслы Перикла оказались бессильными перед

худшими притязаниями афинского демоса. Как и в разумной душе,в обществе

должны быть гармония и соразмерность всех его частей.Только совпадение

образа совершенного государства первообраза человека,полагал Платон,может

обеспечить идеальную жизнь общества.

Действительным миром Платон считал идеи,а чувствительный мир-

это копия мира идей .Мы видим предметы благодаря свету,а постигаем идеи

этих предметов и в кромешной темноте.Мир идей-это предел становления мира

вещей ,поскольку нет ничего более совершенного,чем идеал.Мир идей служит

порождающий моделью мира вещей.Всеобщим пределом становления Платон считал

идею блага .Она же является и причи-ной всего правильного и прекрасного.

Мир идей ,согласно Платону ,связан с миром вещей так же,как

оригинал связан с копией.Человеческая душа,пребывая когда-то в мире

идей,созерцала их.Попав затем в тело,душа забывает идеи,находясь под

воздействием множества впечатлений.Среди этих впечатлений бывают и такие,от

которых в душе пробуждаются воспоминания о мире идей.Например,если

встречаются совершенные люди или вещи.Но самый надежный путь к миру идей

–это самопознание,углубленный диалог с душой,обращение взора к ее наиболее

мудрой части.Человек знает все ,но зачастую просто просто не понимает

этого.Углубляясь в себя ,припоминая мир,который когда-то воспринимала его

душа,он может познать многое,чего нельзя никогда узнать,ограничиваясь

внешним ,чувственным миром.

В конце жизни Платон написал свою последнюю книгу «Законы».В

ней он изобразил жизнь некой колонии на Крите. « Философы-правители» уже

не нужны ,все основано на твердой власти и принуждения .Основной принцип –

человек должен быть все время чем-нибудь занят.Господствует государственная

форма собственности,жизнь граждан проходит под контролем власти,который

облегчает взаимным шпионажем жителей колонии.Искусство находиться под

строжайшем надзором.

Платон был одним из тех, кто изобразил жизнь

тоталитарного общества.Многие исследователи полагали,что даже самые мрачные

утопии могут стать реальностью.Утопия Платона оказалась пророчеством.

В конце жизни Платон написал свою последнюю книгу «Законы».В ней он

изобразил жизнь некой колонии на Крите. « Философы-правители» уже не нужны

,все основано на твердой власти и принуждения .Основной принцип – человек

должен быть все время чем-нибудь занят.Господствует государственная форма

собственности,жизнь граждан проходит под контролем власти,который облегчает

взаимным шпионажем жителей колонии.Искусство находиться под строжайшем

надзором.

Платон был одним из тех, кто изобразил жизнь тоталитарного

общества.Многие исследователи полагали,что даже самые мрачные утопии могут

стать реальностью.Утопия Платона оказалась пророчеством.

Философ полагал , что люди дорожат не действительной

свободой,а тем , что они привыкли считать свободой.Истинное освобождение

их может скорее испугать ,чем обрадовать.Ведь люди привыкли иметь дело с

мнимыми вещами, с копиями истинных ценностей.Для илюстрации этого отношения

между истинными и мнимыми ценностямиПлатон использовал образ пещеры,который

можно отнести к самым емким в истории литературы.В начале кн. VII

“Государства” он изображает людей, с малых лет живущих в пещере с оковами

на шее и на ногах,обращенных спиной к свету.Между светом и узниками

проносятся различные предметы,тени которых узники видят перед собой как на

экране.Узники пещеры принимают тени за реальные вещи, и если кого-нибудь из

них освобождают, он долго не может смотреть на свет.,считая более

правдоподобным то ,что привык видеть всю жизнь.

Религия Платона . Все основные особенности мировоззрения и культуры

античности нашли свое выражение в философии Платона.Он испытал на себе

влияние не только Сократа ,но и орфиков,пифагорейцев с их идеями

метемпсихоза,много путешествовал,постигал учения Востока.С восточным

мировоз-зрением были знакомы многие образованные греки.Большинство

Философов античности знали восточные учения не понаслышке,они проходили

своеобразную стажировку в культурных центрах Востока.Поэтому в

мировоззрении Платона трудно обнаружить одно какое-то влияние.Платон был

слишком глубоким мыслителем и широкой натурой,чтобы удержаться в рамках

одного учения.Поставив мир вещей в зависимость от мира идей, он выразил тем

самым свое отношение к земной жизни.Этому противоречит ,казалось бы,его

слишком настойчивое желание увидеть осуществленной свою идею совершенного

государства.От человека ,заложившего по сути культ

духовности,идеальности,можно было бы ожидать более терпимого отношения к

невозможности реализации идеи.По-видимому,любовь Платона к идеям

человеческой,страстной : он не смог ,подобно Будде,отрешиться от земных

привязанностей.Примирить противоречие между земным существованием и вечным

миром идей могла лишб смерть,т.е. переход в мир идей.В диалоге «Федон»

,созданном в зрелый период творчества Платона,Сократ говорит ,что истинные

философы заняты только одним-умиранием и смертью.Смерть,понимаемая как

переход в мир идей ,воспринимается иначе,чем просто уничтожение.В этом

вопросе Платон не отошел от своего учителя.Философствовать-это значит

готовить себя к смерти,к переходу в мир вечных идей.Религия Платона

,следовательно,включала в себя не только учения об идеях,но и о

философии,готовящей человека к встрече с миром идей,воспитывающей в нем

необходимые качества души.Философия была для него связывающей нитью между

временной жизнью и вечным пребыванием в мире идей.

В своих диалогах Платон обращался иногда к мифам,в

частности в воспитательных целях.Так,привлекая миф о Прометее («Протагор»)

,он обьясняет нравственные качества человека его врожденными свойствами.Он

пользовался мифами как аллегориями,где в форме образов излагал свои

концепции.Грекам казались совершенно естественными персонифицированные

представления о богах Олимпа, и совершенно противоестественными рассказы

Сократа о его демоне.

Сократ одним из первых в античной культуре понял,что идея

может быть достоянием только личности.

Согласно платоновской концепции ,человек , «видя здешнюю

красоту ,вспоминает красоту истинную».Ее зов пробуждает в душе встречное

стремление ,для обозначение которого Платон использует персонификация Эроса

в его традиционной (мифологической) сематике векторной устремленности

(греческой- eros-желание,стремление,страстное влечение).Таким образом ,

«любовь к узренной красоте прорезывает у души крылья и побуждает ее

взлететь» (Платон).

Постижение абсолютной истины моделируется в этом контексте

как восхождение по «лестнице любви и красоты» - вплоть

До красоты как таковой : «вот каким путем надо идти в любви…:начав с

отдельных проявлений прекрасного,надо все время,.словно бы по

ступенькам,подниматься ради самого прекрасного вверх».

Литература:1.Греческая цивилизация.-Боннэр А.-Ростов-на-

Дону,1994г.

2.Легенды и мифы Древней Греции.-Кун Н.- Ростов-на-

Дону,1994г.

3.Культорология,Суслова Т.И.,Учебное пособие,

2000г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека