Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Понятие о культуре

Понятие о культуре

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает

культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало

обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник

термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его

стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек

отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда

этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от

“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало

высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все

еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим

воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические

оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и

выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые

являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и

регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы

часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура

создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая

биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает

следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В

результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят

формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы

процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к

гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в

значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и

общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей

джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,

свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить

упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к

существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не

проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые

ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”,

шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются

представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких

детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с

людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление

их “человеческих” личностей.

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так

далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно

подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее

определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры

управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде

всего небеспредельны биологические возможности человеческого организма.

Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже

если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел

знаний, который может усвоить человеческий мозг.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.

Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ

земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию

некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических

джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени

возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго

получать высокие урожаи зерновых.

Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает

влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения

таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки

получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между

людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания,

обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности

формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое

общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается

маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются,

в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном

обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в

сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе

постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени.

Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая

охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после

смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно

различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной

деятельностью человека. В других ее ненавидели ,а представители третьих не

имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина

имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры

это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом

психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения”

как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество

различии между культурами.

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами

убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным

сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое

поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной

жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем

культурам, – культурные универсалии.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся

спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные

ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения,

шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять

на погоду.

Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта,

украшений и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие

эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей

определенного общества и формируется в результате уникального развития

событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта,

запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они

имеются в каждой культуре.

Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи

считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним

относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и

тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с

этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры.

Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В

каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не

одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению

определенных физиологических, социальных и психологических потребностей,

хотя в частности возможны разные варианты.

В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции

превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом.

Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности

миссионеров, которые стремятся обратить, “варваров” в свою веру.

Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и

обычаям.

Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были

склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой .

По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно

понять только на основе анализа ее собственных ценностей , в ее собственном

контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели

книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели

смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.

Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между

близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно

закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие

отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты.

Американцы , которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые

двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство

отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что

для немца.

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что

она передается от одного человека к другому в процессе социализации и

контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей

чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены

одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют

и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в

сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является

причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать

на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность

общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык

объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на

этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании

представители различных общественных классов употребляют несколько

отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,

некоторые группы употребляют “ более правильный” английский, чем другие. В

Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка.

Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием

жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать

причиной конфликтов между группами.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке.

Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы

воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных

культурах мир организован по разному.

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть

различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры

матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына

сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова,

обозначающие четырех последних родственников.

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей

Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников,

к которым принято относиться особым почтением. В английском и

американском обществах сложилась менее сложная система родственных

связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких

дальних родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку

ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего

опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с

помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между

собой - в пространстве и времени, по значению ( например, черное

противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть

розгу - испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие

землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до

Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-

разному истолковывают взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях

между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере

сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно

целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу

нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (

героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый

общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не

является.

4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение

людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша

законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать,

ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько

высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас

существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение

чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше

стремление к защите личной собственности.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою

очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или

ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди

склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во

время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится

получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых

факторов. Социальные поощрения ( например, уважение ) стимулируют

соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания

или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.

Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются

негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение,

выговор и др. Позитивными санкциями ( например, денежное вознаграждение,

наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение

норм.

Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной

коллекцией “обрезков и лоскутков”, не имеющих между собой особых связей и

собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в.

утверждают, что формирование различных моделей одной культуры

осуществляется на основе единых принципов.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура

организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере

осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически

запрограммированное поведение.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека