Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Протестантизм

Протестантизм

Введение

С началом “веберовского ренессанса” 70-80-х годов в западной

социальной науке и культуре наблюдается значительный рост интереса к

социологической теории Вебера. Влияние идей Вебера на исследования

политических структур и процессов заметно возросло в последние годы. Многие

западные ученые опираются на теорию бюрократии Вебера при проведении

сравнительных исследований системы государственного управления в различных

странах.

М. Вебер (1884 - 1920) -виднейший немецкий социолог. Одной из

основных его работ считается "Протестантская этика и дух капитализма", в

продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых

религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных

факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было

опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших

работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

Отечественная социология также может многое почерпнуть в арсенале

веберианской политической теории. Разработанные Вебером понятия могут, по-

видимому, успешно использоваться для анализа структур государственного

управления в нашей стране на различных этапах их эволюции. Обращение к

веберовским политическим идеям должно способствовать лучшему пониманию как

недавнего прошлого нашей страны, так и современного состояния ее

политической системы.

В работе были использованы произведения отечественных и зарубежных

авторов, учебники, статьи и сама работа Вебера «Протестантская этика и дух

капитализма». Особо хотелось бы отметить статьи и монографии Масловского

В.М. и соавторство Гайденко П.П. и Ионина Л.Г. Социология культуры, в

которой подробно описываются особенности веберовской концепции, к этим

писателям автор наиболее прибегал при изучении и написании работы.

1. Протестантизм как направление культуры

Протестанты - это общее название христианских общин, образовавшихся в

XVІ веке в результате проповеди Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана

Кальвина. Название “Протестантизм” случайное и не более обоснованное, чем,

скажем, “большевизм”. В 1529 году, в самом начале протестантского движения,

был съезд германских князей, на котором решался вопрос об избрании веры.

Большинство тогда проголосовало за то, чтобы остаться в католической

церкви, но несколько князей объявили протест против этого решения. Так и

возникло это историческое наименование. Сами протестанты не любят, чтобы их

так называли, они предпочитают именоваться “евангельскими церквами”,

подчеркивая, что они возвращаются, как им представляется, к основам

евангельской веры. Главные ветви протестантизма - лютеранство, кальвинизм

или реформатство и англиканство.

В самых общих чертах история возникновения протестантизма такова. В

конце средних веков и в начале эпохи Возрождения католическая церковь была

подвержена многим тяжким болезням. Таким, как симония (продажа священных

степеней за деньги), крайняя безнравственность многих римских

первосвященников, злоупотребления с индульгенциями. Самым большим

злоупотреблением, вызывавшим массовое недовольство, была инквизиция.

Изначальное ее назначение - сдерживание разного рода еретических

движений и ограждение чад католической церкви от всевозможных крайних

ересей, расколов и схизм. Но это учреждение очень скоро выродилось, потому

что суда как такового при нем не было, а процедура следствия была сопряжена

с пытками. Достаточным аргументом для обвинения считалось признание

обвиняемого в своей вине. Инквизиция преследовала кого угодно по самым

разным поводам. Доходило до того, что в Европе в некоторых деревнях или

целых регионах до трети женского населения обвинялось в колдовстве.

Были попытки реформировать католическую церковь изнутри, но они

потерпели неудачу. Сами реформаторы кончили жизнь свою по большей части на

костре. Всем известен чешский реформатор Ян Гус, с которым обошлись совсем

не по-христиански. На одном из католических соборов ему с клятвой обещали

личную неприкосновенность, если он прибудет. А потом отменили это обещание,

софистически объяснив, что клятва, данная еретику, недействительна,- и

сожгли Гуса на костре. Еще один известный реформатор - Иероним Савонарола,

монах, живший во Флоренции, тоже был сожжен. В Англии Джон Виклеф пытался

преобразовать церковь. Все эти попытки были безуспешны. И вот в XVl век на

Западе совершилось крупнейшее в истории разделение христианского мира. За

сто лет с начала Реформации от католической церкви отошло около 90

миллионов верующих, образовались десятки новых христианских конфессий.

Протестанты, справедливо отказываясь от определенных заблуждений

католической доктрины, не избежали крайностей и перегибов. Выступая против

неограниченной власти Римского папы, они вообще отказались от признания

всякого церковного иерархического авторитета. Отвергая католическое учение

о действенности таинств в силу совершенного действия, они вовсе отказались

признавать некоторые таинства, а за другими удержали либо аллегорическое,

либо воспоминательное значение.

2. Протестантская концепция спасения как основа «капиталистического духа»

В основе «капиталистического духа» по М. Веберу лежит протестантская

концепция спасения. «Высокие» религии внедряют в сознание верующих

представления о смысле жизни и ее высшей цели – о спасении. Для

христианства вообще и протестантизма в частности этой высшей жизненной

целью является обретение праведником вечного блаженства в потустороннем

мире. В спасении осуществляется полная реализация личности христианина.

Именно в представлении о спасении выявляются принятые в данном религиозно-

культурном комплексе общие представления о нормах и правилах отношения

индивида к внешнему миру, об основных направлениях и пределах его

активности, о содержании и ценностной иерархии жизненных ожиданий.

Протестант живет для того, чтобы быть орудием Бога и нести Его волю в

мир. Для этого он должен подчинить все свое земное бытие преобразованию

мира во славу Божью, честно и добросовестно трудиться и добиваться успехов.

Вся его жизнь – трудовая, духовная, интимная – должна быть проникнута

суровой аскезой и рациональностью.

Идее спасения соответствует методика, определяющая практические пути

достижения религиозного идеала, реальные формы поведения индивида в мире,

меру и направления его активности.

Основой протестантской методики спасения является мироотвергающая

аскеза, базирующаяся на признании несовершенства и греховности тварного

мира, на его решительном отрицании. Отрицание греховного мира естественно

предполагает отказ от его благ, сознательное ограничение своих

потребностей, обуздание эмоций и подчинение всего образа жизни идее

служения Богу.

При отказе от мирских благ и принципов мирского существования вообще,

идеалом аскета-христианина является систематизированная деятельность,

направленная на преодоление мирских страстей, мешающих сосредоточиться на

служении Богу. М. Вебер подчеркивает, что такая аскеза, которую можно

назвать потусторонней, ведет к «полному отрешению от "мира", к разрыву

социальных и душевных уз семьи, к отказу от имущества, от политических,

экономических, художественных, эротических, вообще от всех тварных

интересов»[1].

В качестве примера потусторонней аскезы можно рассматривать

христианское монашество, уходящее от мирских дел, однако, не отказывающееся

от деятельности самой по себе. В рамках этой формы аскезы физический труд,

например, у христианских монахов, приобретает, по выражению М. Вебера,

«гигиеническую» ценность[2], становится принятым религией средством

послушания – отвлечения от мирских страстей. М. Вебер подчеркивает, что

западные аскеты-монахи стояли на службе церкви, выполняя в ее интересах

практическую работу – будь то непосредственное производство материальных

благ или охранительная, инквизиторская, или политическая деятельность.

Однако важно, что высший смысл в данном случае имела не деятельность сама

по себе, а духовные цели.

Уникальность и историческая значимость протестантизма состоят в том,

что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в

посюстороннюю, или мирскую аскезу, в которой деятельность в миру

рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего. При всем его

несовершенстве, мир является единственным объектом деятельности,

направленной на прославление Бога, той особой деятельности, которая «дает

аскету возможность достичь тех качеств, к которым он стремится, а они в

свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет

обретает способность к деятельности такого рода»[3].

М. Вебер подчеркивает, что «принципиальное и систематически

непреложное единство мирской профессиональной этики и религиозной

уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический

протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его

несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект

исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей

надмирного бога»[4]. Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в

себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою

деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его

призвание.[5]

3. М. Вебер и протестантская этика

В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ

статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в

различных социальных слоях. На основание данных, собранных в Германии,

Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди

владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев

рабочих.

Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если

среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди

протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни

больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным

складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.

Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в

политике и коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и

религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо

другой "господствующей" группе …. концентрируют свои усилия в области

предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с

гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.

Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение

социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что

действительно существуют объективно-исторические причины преобладания

протестантов среди наиболее обеспечнных слоев населения, он все же

склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в

"устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом

положении.

Далее следует попытка дать определение так называемого "духа

капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер

понимает следующие: " комплекс связей, существующих в исторической

действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом

зрения их культурного значения.

Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является

неким пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек

- " кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать

приумножение своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о

чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда "честность полезна

только потому, что дает кредит". Но высшее благо этой этики в наживе, при

полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как

самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о

некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является

прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает,

что честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная

честность.

Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать

капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно

обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало

именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе,

деление на классы, но не было нацеленности на рациональную

организованность труда.

Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для

извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в

позднее образованных проповедниками северных штатах.

Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком

и английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно

обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих

протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках

мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача

человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат

протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение

мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение

мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его

местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е.

декларируется равенство всех профессий перед Богом.

Основные значимые догматы протестантизма:

1. .Человек изначально грешен

2. До начала жизни все предопределено

3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в

своей профессии.

4. Послушание властям

5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.

6. Примирение со своим местом в мире.

Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и

человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть

неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным.

Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный

долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно

обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель -

трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради

самих денег.

Вот, например одна из особенностей «национальные и религиозные

меньшинства (в разных странах) добровольно или вынужденно отказываются от

политического влияния и политической деятельности, концентрируют все свои

усилия в сфере предпринимательства. Так обстояло дело с поляками в России и

Восточной Пруссии, где они шли по пути экономического прогресса так же с

гугенотами во Франции Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в

Англии. Но так же надо сказать, что и в те времена, когда в Англии и

Голландии католиков либо преследовали, либо только терпели, они в отличие

от протестантов ничем особенным не проявляли себя в области экономики.

Скорее можно считать установленным, что протестанты как в качестве

господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в

качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую

склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали

и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину различного

поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать

прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а

не только в его внешнем историко-политическом положении».

Можно заметить, что Вебер строит изложение своей теории иногда на

отрицании или перефразировании своих ранее изложенных мыслей, предположений

и доводов. То есть он строит предположение, а потом далее или утверждает,

или отрицает его.

По мнению Вебера над миром господствует рационализм. Именно

рационализм определяет отношения человека к природе, отношения между

людьми, причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и

науки. М. Вебер обосновал рационализм науки и искусства. Это вовсе не

значило, что искусство и наука совмещаются. Истинность, красота,

рациональность всегда будут различны, но вопрос ставился о развитии этих

ценностей на Западе.

М. Вебер пытался проанализировать все формы религии и те способы

действия людей, которые они порождают. В этом заключается его глубокое

социологическое исследование. Социология по Веберу - наука, которая

занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия. Таким

образом, социальные действия – это предмет ее изучения. Социология

образует типовые понятия и ищет общие правила совершающегося,

противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только

частные события.

Анализируя психологию и мировоззрение протестантов, Вебер приходит к

выводу, что духовные источники капитализма лежат в протестантской вере, и

он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и

духом капитализма.

4. Будущее протестантской этики глазами М. Вебера

М. Вебер в «Протестантской этике» описал духовные факторы становления

первичного капитализма на Западе. В этот период именно духовная,

религиозная мотивация предпринимательской деятельности, ее восприятие с

точки зрения религиозного спасения души доминировала над стремлением к

наживе, рационализировала его и наделяла религиозным смыслом. В современном

западном обществе положение изменилось: страсть к наживе вырвалась из

религиозной «обертки» и превратилась в самодовлеющий мотив, в базовую

ценность:

«В настоящее время дух аскезы - кто знает, навсегда ли? - ушел из этой

мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается

более в подобной опоре... В настоящее время стремление к наживе, лишенное

своего религиозно-этического содержания, принимает там, где оно достигает

наивысшей своей свободы, а именно в США, характер безудержной страсти,

подчас близкой к спортивной»[6].

Из протестантских этических ценностей лишь «представление о

"профессиональном долге" бродит по миру, как призрак прежних религиозных

идей»[7]. Протестантская этика, заложив духовные основания высокой

профессиональной культуры, утратила непосредственное влияние на нее. Как

свидетельствуют современные социологические исследования, прямого

соответствия между высоким уровнем протестантской религиозности и трудовой

этикой не наблюдается, но в целом она выше там, где была более сильная

протестантская традиция.

Капитализм уже развивается не на основе религиозной культуры, а на

своем собственном базисе. Если первоначально человек со своими целями,

ценностями, стремлениями создавал капиталистическое хозяйство, то теперь

оно превратилось в колоссальный самостоятельный механизм, формирующий образ

мысли и стиль жизни каждого члена общества, навязывающий ему свои нормы и

«правила игры». М. Вебер пишет: «Пуританин хотел быть профессионалом, мы

должны быть таковыми».

Заключение

В книге М. Вебера “Протестантская этика и дух капитализма” автор

сравнивает предпренимательские способности представителей

капиталистического мира, придерживающихся различных христианских конфессий,

в частности он сравнивает католиков и протестантов. Сравнивая, Вебер

отмечает, на первый взгляд сложнообъяснимую, особенность: среди

приуспевающих комерсантов приобладают сторонники протестантизма. Вебер

пишет: «При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со

смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя

внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и

литературе и на католических съездах Германии. А именно – несомненное

преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей,

среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и

коммерческого персонала современных предприятий». Далее автор делает

различные предположения, о природе данного факта преобладания

протестантов. Он пытается объяснить его с позиции исторической – «В XVI в.

многие богатейшие области империи в силу благоприятных естественных условий

и близости торговых путей, приняли протестантскую веру; последствия этого

факта способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и

экономическое процветание». Так же с позиции экономической (финансовой) и

общеобразовательной: «Тот факт, что процент католиков среди учащихся и

выпускников средних учебных заведений "повышенного типа" значительно ниже

их процентного отношения ко всему населению, можно, объяснить

имущественными различиями. Но тот факт, что среди абитуриентов-католиков

процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и

торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному

предпринимательству, также значительно ниже, чем среди протестантов – этот

факт никак нельзя объяснить финансовой причиной».

М. Вебер в данном труде проводит большое социологическое исследование,

имеющее своей целью показать особенности присущие протестантскому

направлению мировоззрения, в общем, и касательно предпринимательства и

капитализма в частности. Так он сравнительно анализирует взаимосвязь между

приверженностью к той или иной христианской конфессии и успехом в

коммерции. В своей работе Вебер достаточно подробно и доступно, простым

литературным, разговорным языком ведет исследователя по пути разносторонних

сравнений, то есть он сравнивает одни и те же особенности, рассматривая их

с разных сторон.

Социальная теория М. Вебера исходит из индивида, из его субъективной

осмысленности своих действий. Работа “Протестантская этика и дух

капитализма” показывает глубину мысли М. Вебера. Многое из того, что он нам

дал в своих работах и исследованиях, широко используются в средствах

массовой информации и в научной среде, что очередной раз показывает

значимость его работ для нашего времени.

Список использованной литературы:

1. М. Вебер " Избранные произведения", М. Просвящение, 1990

2. Вебер М.Избранные произведения. М., 1990,

3. Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994

4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб.

пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:

Логос, 2000.

5. Масловский В.М. Веберовская концепция патримониализма и ее

современная интерпретация // Социологический журнал 1995 № 2,

6. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология

Макса Вебера и веберовский ренессанс // Вопросы философии. 1991.

-----------------------

[1] Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985, с. 234

[2] там же, с. 249

[3] там же, с. 237

[4] там же, с. 250

[5] Зарубина Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства и

предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998, с. 75

[6] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 206-207

[7] там же






Информация 







© Центральная Научная Библиотека