Сасанидское государство
Министерство высшего образования РФ
УГТУ-УПИ
Реферат
по культурологии
на тему
«Сасанидское государство»
Студент: Милёхин М. В.
Группа: Р-102а
г. Екатеринбург
1999 год
Содержание:
1.Введение 3 стр
2.Раннесасанидское государство 3 стр
3.Общественное и государственное устройство
сасанидского Ирана 5 стр
4.Международная торговля 8 стр
5.Религия Ирана 9 стр
6.Позднесасанидская держава 11 стр
7.Последние завоевания сасанидов. Южная Аравия
12 стр
8.Культура сасанидского Ирана 13 стр
9. Заключение 14 стр
САСАНИДСКАЯ ДЕРЖАВА В 3-5 ВВ.
1. Введение
Иран - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитители
одними из первых вступили на путь исторического прогресса, создав еще в
начале 3 тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные
объединения. Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народ ирана в
течение многих тысячелетий сохранял и непрерывно развивал свою культуру,
оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в
свою очередь, заимствую их достижения.
В нашей стране интерес к прошлому Ирана был всегда велик как среди
ученых, так и в широких кругах читателей. Это лекго объяняется тем, что
начиная с древнейших времен история Ирана была неразрывно связна с историей
обширный областей нашей страны. Особенно плодотворны были культурные
контакты и торговые связи, которые в древности почти никогда не
прерывались.
2. Раннесасанидское государство
Весной 227 г. н.э. поблизости от Стахра, столицы Парса (Персиды),
короновался на власть в Иране царь Парса Арташир, сын царя Папака,
происходившего из рода Сасана. Коронации предшествовала победа над
парфянским царем Артабаном 5. И то и другое событие были запечатлены для
потомства на скальных рельефах. Были отчеканены монеты с новым титулом
Арташира - “Поклоняющийся (Ахура-)Мазде, бог, царь царей Ирана,
происходящий от богов”. Так окончательно пришла к власти в Иране новая
династия - Сасаниды, объединившая страну на четыре столетия.
Еще в 208 г. государство парфян раскололось на две части: одни области
признали царем Валарша V, другие - его брата Артабана V. Несколько позже в
борьбу за Парфию включился римский император Каракалла. Процесс распада
парфянской державы на ряд независимых и полузависимых царств был
проявлением глубокого кризиса обществ Средиземноморья. Его же проявлением
был и захват власти в Стахре Папаком - мелким правителем и жрецом одного из
районов Парса. После смерти Папака его сын Арташир предпринял ряд
победоносных походов в соседние области. Завоевав их, он двинул войска в
Месопотамию, где получил поддержку правителей ряда мелких полузависимых
государств. Объединенные силы союзников осадили Селевкию, которая пала в
223 г. Все эти успехи превратили нового повелителя Парса в грозного
противника парфянского царя царей, но в решительном сражении разбить армию
Артабана удалось лишь с помощью месопотамских союзников и владетелей
некоторых “царств”(шахров), расположенных на территории Ирана, а также
представителей части знатнейших парфянских родов.
Парфянскую династию ослабляли внутренние расприи и неудачи во внешней
политике, а Сасаниды были связаны с одним из древних религиозных центров
Ирана. Между тем тяжелое экономическое положение страны, ее распад на ряд
владений, ослабивший внутриэкономические связи, и почти полное прекращение
международной торговли требовали сильной государственной власти, которая
могла бы наладить хозяйственную жизнь в стране и интересах и знати, чьи
доходы падали, и торговых городов. Для создания сильной власти нужно было
держать в руках экономическое “сердце Ирана” - Месапатамию.
В 3 в. судьба сасанидского государства решалась на его западных
границах. Через три года после коронации новый царь царей (шаханишах),
Арташир 1, повел персидскую армию в Сирию и Малую Азию.
Угроза персидского вторжения была настолько серьезной, что в 232 г.
римскую армию в Северной Месопотамии вынужден был возглавить император
Александр Север. Римлянам не удалось достичь иранской столицы, но в то же
время они добились некоторых успехов в Армении. Стычки на границе не
прекращались до 237 г. Сын шаханшаха и его наследник Шапур, командовавший
персидской армией, овладел Хатрой в Месопотамии, но не добился решающей
победы. В 242 г. император Гордиан 3 снова начал военные действия. В
течении двадцати лет провинции Месопотамии испытывали ужас чужеземных
вторжений. Ни один год с 242 по 260 г. практически не был спокойным.
Судя по торжественной надписи Шапура 1 (243-273) на так называемой
Каабе Зороастра в местности Накш-и Рустам, три войны с Римом принесли успех
Ирану. Первая война кончилась смертью императора Гордиана, пленением
знатных римлян и большого количества римских солдат и выплатой значительной
дани - 500 тыс. денариев. Между 244-251 гг. персидскими войсками быа
завоевана часть Армении, а также Адиабена (район древней Ассирии). Вторая
война была снова развязана римлянами. Военные действия развернулись на
территории Сирии. Армия Шапура 1 сокрушила многочисленные римские легионы и
овладела штурмом важнейшими городами в Сирии и на востоке Малой Азии.
Заключенный мир был непрочен: военные действия фактически не прекращались.
Временный успех императора Валерана в 257 г. опять сменился поражениями; на
западных границах римлян теснили варвары, а в восточных провинциях в
течение 15 лет (251 г.) свирепствовала чума. В этот тяжелый для Рима момент
“судьба Востока вновь затрубила в страшную трубу, возвещая о страшных
опасностях”, - говорит римский историк Аммиан Марцеллин. Шапур напал на
Карры (Харран) и Эдуссу в Северной Месопотамии. Римляне наконец поняли, что
имеют дело с великой державой. Речь шла не только о месопотамской границе.
Под угрозой была власть Рима во всех восточных провинциях. Решительное
сражение у Эдессы было проиграно римлянами. В плен попал сам Валериан,
сенаторы и другие вельможи. Шапур в своей надписи сообщает, что иранская
армия взяла 36 городов и крепостей. Такого поражения Римская империя еще не
знала.
Успехи Шапура 1 на западе показали силу и сплоченность молодого
государства или, может быть, скорее слабость Рима: Шапуру 1 в год смерти
пришлось еще прежить позор поражения. Во 2-3 вв. основной торговый путь
между Западом и Востоком стал проходить напрямик из Месапотамии к
Средиземному морю через Сирийскую степь, чтобы миновать трудные перевалы в
Закавказье и Армении, где бушевали почти непрерывные войны. Нейтральный
оазис Пальмира (Тадмор) среди пустыни стал важным перевалочным пунктом для
международной торговли, здесь выросло государство, при цареце Зенобии
заявившее претензии на великодержавное положение на Ближнем Востоке; однако
оно было уничтожено римским императором Аврелианом. Персидский корпус,
посланный на помощь Зенобии, был разгромлен. Но и этот успех Рима не
нарушил устойчивости западных границ Ирана.
В результате этих войн к Ирану были присоединены значительные
территории, и к 60-ти годам 3 в. его пределы простирались от Нижней
Месопотамии и Сирии до Инда, от Большого Кавказа до Оманского полуострова в
Аравии. Шапур 1 претендовал на “владение” такими землями, как Согд, Чач
(район Ташкента) и Кушанское царство. Первый тур в единоборстве двух
основных держав Ближнего Востока и Средиземноморья - Римской империи и
Сасанидского Ирана - выиграл Иран. В завоеванных иранцами областях
утверждался зороастризм. В дальнейшем взаимоотношения Ирана с Римом не раз
приобретали трагическую остроту.
Начиная с середины 4 в. основной границей, которую приходилось
удерживать Ирану, стала восточная. Здесь, как и ранее на западе, Сасаниды
начали с крупных военных успехов. В царствование Арташира 1 здесь
происходило постепенное укрепление власти Ирана с опорой на союз с местными
династиями, но и позже продолжали существовать полусамостоятельные царства,
которыми правили владыки стары, досасанидских династий. Вероятно, впервые
между 245 и 248 гг. шаханшах Шапур 1 предпринял большой завоевательный
поход в пределы восточных земель. В результате на востоке Иранского нагорья
был основан новый “царский” город Нишапур; на монетном дворе древнего
города Мерва чеканились золотые “денары” Шапура 1, а его сын Нарсе получил
в удел все только что завоеванные восточные провинции. Этот удел назывался
“Сакастан, Турестан и Инд до побережья моря” и сохранялся, судя по
надписям, по крайней мере до 20-х годов 4 в.
После походов на восток Шапур 1 и до середины 4в. сасанидские цари вряд
ли вели какие-нибудь серьезные войны на востоке своей державы: все их силы
в то время были исчерпаны тяжелой борьбой на западных границах. Первое
достоверное сообщение о восточной войне Шапура 2 датируется началом 357 г.
Шапур в это время с трудом сдерживал натиск “враждебных племен”, пытавшихся
перейти границу Ирана. Он нес большие потери в упорной борьбе и в конце
концов в 358 г. заключил с ними “союзный договор”. Затем он втянулся в
войны на западе и получил возможность для активных военных действий на
востоке лишь в самом конце 60-х годов 4 в., когда, вероятно, и предпринял
большой поход, окончательно сокрушив Кушанское царство. Территоря
Кушанского царства была включена в новый важнейший удел, называвшийся
“царством Кушан” (Кушаншахр). Им владели сасанидские царевичи, имевшие
право выпуска собственной серебряной и золотой монеты. Во всех этих
событиях принимали участие кочевники-хиониты, в то время выступавшие как
союзники Сасанидов.
В начале 5 в. бывшие кушанские земли завоевывает Кидара - основатель
царства кидаритов. Союз с кочевниками помог ему вытеснить сасанидские
войска из Бактрии. Тогда же на этих и соседних территориях возникло
княжество, возглавляемое предствителями кочевого племени эфталитов.
Сасаниды удерживали лишь Мерв, Герат и некоторые другие города. Война с
кидаритами произошла около 442 г. К 449-450 гг. относится победа над ними
шаханшаха Ездигерда 2 и захват Южной Бактрии. Однако в 457-459 гг. в
междоусобной войне между Сасанидами Хормиздом и Перозом последний уступил
эфталитом в обмен на их помощь Восточный Тохаристан (Бактрию) вместе с
культурным и религиозным центром этих земель - городом Балхом. С 70-х годов
V в. Пероз вел упорные войны на востоке против кидаритов и эфталитов,
постоянно терпя неудачи. В последнем походе (484 г.) сасанидская армия была
наголову разбита эфталитами. Пероз погиб в бою. Победители захватили гарем
царя, обоз с казной и множество пленных. Иран был обложен тяжелой данью,
которую Сасаниды платили эфталитам вплоть до 60-х годов 6 в. Однако в
отличие от Римской империи Иранская держава не рухнула под давлением
варварских племен.
3. Общественное и государственное устройство сасанидского Ирана
Для раннесасанидского периода характерно сохранение трех основных зон
позднепарфянской эпохи: зоны самоуправляющихся городов (преимущественно на
западе), зоны полузависимых царств и владений (шахров) - по всему Ирану - и
зоны царского домена (дастакерта). Однако эта структура постепенно
нарушается.
Картина гибели самоуправляющихся городов, вероятно, наиболее наглядна.
Они начали терять свои органы управления еще при парфянах, а распад Парфии
привел к ослаблению экономичских связей и торговли. После объединения Ирана
под властью новой династии в областях, которые в середине 3 в. становятся
доменом царя царей, старые города заново “основываются”, получая имена
шаханшахов и , вероятно, теряя самоупрвление. Создатель монархии Арташир 1
“основал” лишь три города на западе Ирана, тогда как его сын Шапур 1,
расширив границы дастакерта, “основал” уже 16 городов как на западе, так и
на востоке страны. Отныне ими стали управлять шахрабы - государственные
чиновники, осуществлявшие в городах и округе как гражданскую и военную
власть. Сельская округа, приписанная к этим городам, перешла в ведение
центральной администрации.
Таким образом, вместо самоуправляющихся городов селевкидской и
парфянской эпох, которые помимо центрального правительства осуществляли
контроль над значительными терриориями, в сасанидскую эпоху возникают
города - ставки центрального управления. Вместо “союза” царя и городов
теперь характерны расширяющийся царский дастакерт и гибнущие “вольные”
города. В 3-4 вв. институт шахрабов становится важнейшим в системе
сасанидской администрации. Однако и этот институт, развитие которого тесно
связано прежде всего с расширением царского домена, теряет свое значение,
видимо, уже в конце 4 в.
К моменту захвата власти Сасанидами в Иране было велико число “союзных”
полузависимых царств и областей. Некоторые из них были просто крупными
имениями, охватывашими ряд сельских общин, но хозяева имений действовали в
них как маленькие государи. Уже в системе парфянского государства они быи
столь независимы, что от политической ориентации того или иного царька
иногда зависела судьба царства. Тенденция отдельных правителей к
сепаратизму проявлялась в любой сложной политической ситуации. В сущности,
и переход власти в Иране от парфянской династии к сасанидской,
первоначально захватившей власть в Парсе, был проявлением именно такой
тенденции, бывшей чертой процесса феодализации общества.
Сасанидский период характерен постепенно растущей централизацией,
однако и раннесасанидское государство первоначально представляло собой лишь
федерацию отдельных царств и более мелких владений, находившихся в разной
степени зависимости от центральной власти, по-разному связанных с ней
экономически. В раннесасанидских надписях все еще упоминаются прежние
местные полузависимые “цари” в различных областях Закавказья, Ирана,
Месопотамии. Однако уже при Шапуре 1 была уничтожена самостоятельность ряда
шахров. Часть ранее автономных царств стала управляться сыновьями царя
царей Ирана. Лишь царство Элимаида в Западном Иране просуществовало до
середины 4 в., и цари Элимаиды, так жа как и вдадетели завоеванных
Сасанидами кушанских земель, сохранили право выпуска собственной монеты.
Управление важных областей сасанидскими царевичами, как и сходный по
функции и возникший в результате той же ситуации институт шахрабов,
прекращает свое существование к концу 5 в. На быстрый процесс феодализации
указывает растущий сепаратизм владетелей отдельных шахров и более мелких
областей.
Согласно позднейшим зороастрийским дидактическим сочинениям, все
население Ирана делилось на четыре сословия: жрецов, воинов, писцов и
земледельцев. Это деление, восходящее к религиозным представлениям
“Авесты”, естественно, н отражало реальной классовой стратификации
сасанидской эпохи, но освящалось религией и традицией. Многие вельможи и
землевладельцы принадлежали к воинам, государственные чиновники и
придворные формально входили в сословие писцов, зороастрийские жрецы
составляли особое сословие, а врачи, асторлоги, купцы, ремесленники - в
податное сословие земледельцев, так же как и рядовые крестьяне. Зороастризм
в его новой, догматической форме стал при Сасанидах государственной
религией; жрецы (маги) были наставниками царя царей и цариц, сосредоточили
в своих руках судопроизводство и образование.
Представители рода Сасанидов - васпухры, высший ранг знати - вазурги, а
также мелкие землевладельцы - азаты (букв.”свободные”) составляли высший
разряд иранского общества эпохи Сасанидов. Владетельные принцы, шахрабы и
другие вельмои, составлявшие высшую знать, образовывали совет царя царей с
правом голоса по местнической системе. Каждый вельможа имел определенное
место в зале совета в зависимости от его знатности. При дворе армянских
Аршакидов, обычаи которого были сходны с сасанидскими, знать, имевшая право
заседать в царском совете, получала отличительные знаки своего ранга (трон,
подушку и почетную головную повязку -диадему). Младшие цари, кроме того,
восседали на драгоценных тронах, которые им даровал шаханшах за особые
отличия. При дворе существовал сложнейший церемониал с целой иерархией
придворных должностей.
Создание Сасанидской державы было попыткой создать централизованную
империю, которая (подобно Танской в Китае) была бы основана на
раннефеодальных общественных отношениях.
В середине 3 в. в Иране происходит значительное перераспределение
земельного фонда. Растет царский дстакерт, постепенно охвативший
значительную часть территории государства. Расширение царских земель шло за
счет сокращения уделов крупной знати и земель, приписанных ранее к
самоуправляющимся городам. Однако в то же время источники отмечают крупные
и все увеличивающиеся пожалования земель из этого фонда как знати, так и
храмам. В особенности растет землевладение зороастрийских храмов. Шаханшахи
жалуют храмам не только земли, но и стада, сады, виноградники, рабов и т.д.
Из царских пожалований, а также из дарений знати на благотворительные цели
и отправление определенных литургий складывались весьма крупные владения.
Основной доход с этого имущества шел храмам, а на долю жертвователя
осавался очень небольшой процент. В одной из своих надписей Шапур 1
объявил, что он жертвует храмам и этот процент, которые составлял ежегодно
тысячу ягнят, более двух тонн зерна и громадное количество вина.
Большие массивы земель все еще находились во владении свободных
сельских общин. С течением времени этот земельный фонд также сокращался.
Земли общин передавались в условное частное владение знати, иногда -
крупному чиновничеству с правом сбора налогов и собственной юрисдикцией.
Постепенно такие земли становились фактической собственностью владельцев.
Изменение характера собственности на землю и типичное для феодального
общества совмещение права собственника с политическими и судебными правами
хорошо прослеживается в позднесасанидскую эпоху.
В некоторых крупных частновладельческих хозяйствах, в особенности в
западных районах Ирана, использовались рабы, хотя нет достоверных
свидетельств о том, что рабский труд являлся основой их экономики.
Напротив, уже к 3 в. восходят данные источников о частичном освобождении
рабов, наделении их землей для ведения собственного хозяйства. “Рабское
служение” в таких случаях занимало от 1/3 до 1/10 времени раба и часто
конкретно выражалось в предоставлении ему определенной дли дохода с
участка, который он возделывал, что постепенно приближало его в социальном
смысле к закрепощенному общиннику. Чаще всего рабы использовались в ремесле
и домашнем хозяйстве. В раннесасанидский период известна и практика
поселения военнопленных на царских землях; та же практика существовала в
крупных хозяйствах, причем иногда “рабами” храма становились (по разным
причинам) даже крупные вельможы. Их “рабская служба” заключалась в том, что
они возводили на свои средства различные постройки.
О налогообложении податного населения в Иране данные для периода 3-4
вв. отрывочны и неполны. Податное население платило налоги в зависимости от
урожая; земельного кадастра не существовало. Лучше известно о налогах,
которые собирались с “иноверце” - иудеев и христиан, проживавших на
территории всего Ирана. Юрисдикция зороастрийского жречества не
распространялась на приверженцев других религий - иудеев, христиан и т.п.,
живших в пределах державы в довольно значительном числе, особенно в
западных областях. Нередко иноверцы подвергались преследованиям со стороны
сасанидского правительства. Они были всегда готовы к изгнаниям и
переселениям и обзаводились скорее движимым, чем ндвижимым имуществом.
Поэтому христиане, евреи, а позже и манихеи составляли в значительной части
ремесленное и торговое население.
4. Международная торговля
Международная торговля сохраняла при Сасанидах огромное значение.
Важнейшие пути, пересекавшие Иран, сложились в основном к началу 1 в. н.э.
Ответвление “царской дороги” от Герата (ныне в Афганистане) шло на север, к
Мерву, и далее в Самарканд, где этот путь, вероятно, сливался с Шелковым
путем из Китая по оазисам Восточного Туркестана. Район Малой Азии и Сирии
связывались с Шелковым путем сухопутной дорогой вдоль Евфрата, выводившей к
гаваням Персидского залива, или древней караванной дорогой из Сирии через
Иран. Вне контроля Парфии и сасанидского Ирана были морской путь в Индию
(через Красное море и Персидский залив), вновь открытый к середине 1 в.
н.э., а также “Путь благовоний” - караванный путь из приморской Сирии в
Южную Аравию.
Главным международными товарами были предметы роскоши - китайский шелк-
сырец, торговля которым осуществлялась при посредничестве согдийских
торговых факторий, распространившихся по трассе Шелкового пути, а также
индийские твары, попадавшие в Иран преимущественно сухопутным путем, -
драгоценные камни, благовония, опиум, пряности. Особую торговую активность
и в парфянский и в сасанидский периоды проявляли христиане-сирийцы
(арамеи), торговые поселения которых существовали не только в городах
Месопотамии, но и на востоке Ирана, в Средней Азии, а в более позднее время
- вплоть до границ Китая.
Международная торговля Ирана была в основном караванной ; плавания
иранских купцов по Персидскому заливу были нерегулярны. Караваны из
Месопотамии доставляли в восточные области Ирана сирийское стекло, шелковые
ткани египетской и малоазийской работы, сирийские и египетские шерстяные
ткани, изделия из металла, вино, масло. Далее эти товары переправлялись,
главным образом караванами местных купцов, в Китай и Индию. Прежде чем
заключался тот или иной торговый договор необходимо было установить
характер товара - “надежный” или “ненадежный”. “Ненадежными” считаллись
прежде всего товары международной караванной торговли; они подвергались
таким опасностям, как “море”, “огонь”, “враги” и “власть”. Сильнее
стихийных бедствий были, конечно, опасности, зависевшие от “власти”:
бесконечные пошлины, которые приходилось платить на любых границах и в
любых городах, государственная монополия на продажу определенных товаров
(прежде всего на шелк-сырец), военные действия в районе караванной торговли
и т.д. В эпоху общеэкономического кризиса 3 в. на Ближнем Востоке
караванная торговля почти прекратилась. Однако с образованием сасанидского
государства она вскоре была снова налажена. Как и раньше, главным товаром
был шелк; шелковыми тканями платили налоги, ими одаривали послов и
монархов, покупали союзников, расплачивались с солдатами.
Как и в парфянский период, в сасанидскую эпоху известны крупные
междунаодные торговые рынки. Но международная торговля была тесно связана с
политикой: медь и железо считались “стратегическим товаром”, и византийские
императоры запрещали продавать их персам.
5. Религия Ирана
В сасанидский период зороастризм становится государственной религией.
Свидетельством этому является принятый Арташиром 1 после коронации новый,
зороастрийский, царский титул - “Поклоняющийся (Ахура-)Мадзе...” - и
основание им “царского” (коронационного) храма огня, ставшего
общегосударственным святилищем. В то время Арташир сосредоточил в своих
руках не только гражданскую и военную, но и религиозную власть. В списках
его двора нет титула “верховный жрец”, как нет его и в списках двора его
наследника Шапура 1. Первоначально зороастризм сасанидских монархов
отражался в их официальных памятниках лишь посредством титулатуры и
символов. Зороастризм раннесасанидского времени был сходен с его формами в
парфянское время. В нем бесспорно существенную роль играл культ не только
Ахурамазды, но и Анахиты, в то время преимущественно богини войны и победы,
и культ бога Митры. Несколько позже большое значение приобрел и культ
самого Арташира 1, храм которого в гроте Накш-и Раджаб долго почитался.
Все это было фоном деятельнсти первого реформатора сасанидской религии
- жреца Картира, карьера которого началась, вероятно, в последние годы
царствования Арташира 1. Тогда он имел скромное звание хербед - нечто вроде
учителя при храме, знакомящего будущих жрецов с зороастрийским ритуалом.
Картир возвысился при Шапуре 1, который поручил ему организацию
зороастрийских храмов и жреческих общин в Иране и в завоеванных областях.
Заняв выдающееся положение в государстве, став духовником внука Шапура 1,
Варахрана 2 (276-293), который занял престол Ирана при его активном
содействии, затем “владыкой” храма Анахиты в Стахре, родовом святилище
Сасадинов (и до и после него жрецами здесь были сами шаханшахи Ирана),
затем единственным толкователем “воли богов”, вершителем судеб всего
государства, Картир, уже глубокий старик, вероятно, был убит при очередном
государственном перевороте.
Его жизнь и деяния по созданию государственной религии и организации
церкви и провозглашенная им “исповедь веры” изложены в надписях самого
Картира, где он молит богов, чтобы они дали ему возможность объяснить
“живущим”, в чем состоит божественное воздаяние праведникам, чобы боги
открыли ему “существо” ада и рая, чтобы с божественной помощью Картир
показал, “каких божественных дел ради, что именно сделано мною по всей
стране, чего ради и как это было сделано, чтобы для них (т.е. для
“живущих”) все эти дела стали бы твердо установленными”. Далее Картир
подробно рассказывает о том, что с помощью богов он (вернее, его “двойник”-
душа) якобы совершил путешествие в потусторонний мир к престолу Ахурамазды
в сопровождении персонификации зороастрийской веры - Наиблагороднейшей
Девы. У некоего золотого трона происходит пир, и здесь же находятся весы
(на них божество Рашну взвешивает добро и зло). Здесь же находятся души
праведников, достигшие этого почета благодаря исполнению опредленных
ритуалов и исповеданию определенных религиозных догматов. Отсюда, совершив
ритуальную трапезу, эти души (в том числе и “двойник” Картира) проходят по
мосту Чинват в рай.
Таким образом, Картир считал себя пророком, подобным Заратуштре. Вот
как завершается текст его напписей: “... и тот, кто эту надпись увидит и
прочтет, тот пусть по отношению к богам и владыкам станет благочестивым и
справедливым. И также в этих именно молитвах и догматах, в делах
религиозных и вере, которые теперь установлены мной для жителей этого
земного мира, пусть он станет более твердым, а другие (молитвы, дла и веру)
- пусть не исповедуют. И пусть он знает: есть рай и есть ад, и тот, кто
избрал добро, пусть попадет в рай, а тот, кто избрал зло, пусть в ад будет
низвергнут. И тот, кто избрал добро и неуклонно следует по пути добра,
бренное тело того человека достигнет славы и процветания, а душа его
достигнет праведности, чего и я, Картир, достиг “.
Картир был не только создателем первого канона государственой религии,
но еще более политиком. В своих надписях он пишет об основных итогах своей
деятельности по созданию государственной религии.
Картир проводил свою реформу в весьма напряженной обстановке - при
дворе Шапура 1 во время его коронации был принят еще один пророк и
создатель собственной религии - Мани, пропаганда учения которого была
разрешена по всему Ирану. Это было вызвано прежде всего тем, что завоевания
Сасанидов открыли для Ирана новые идейные горизонты: христианство,
гностические учения, неоплатонизм, древневосточные космогонические
смологические идеи, различные толки зороастризма, иудаизм. Возможно, что
именно политический расчет создать такую веру, которая могла бы всюду стать
популярной, заставил Шапура принять Мани и разрешить пропаганду его учения.
Принцип веры заключался прежде всего в том, что она должна быть понятной “в
любой стране, на любом языке”.
Так же как и в христианстве, иудаизме и зороастризме, в учеии Мани
содержалась идея Страшного суда, идея прихода мессии; последователи Мани
признавали Христа, Будду, Заратуштру. По учению Мани, основное в человеке -
даже не душа, которая, как и весь мир, порождена злом, а “искра божьего
света”, и задача истинного праведника - способствовать ее освобождению.
Этого можно достичь льшь крайней степенью аскетизма. Основной акцент учения
Мани - крайний пессимизм, отрицание любых активных действий (кроме
проповеди учения), замкнутость и обособленность (последователь учения,
например, не должен делать добра никому, кто “против священного долга”). На
востоке Ирана при жизни Мани действовали двенадцать проповедников его идей;
в Мерве, тоже при жизни Мани, существовала большая манихейская община,
многочисленные общины были в Месопотамии.
Стройная замкнутая структура общин последователей учения Мани,
таинстенность мистических обрядов, изучение “гороскопа, судьбы и звезд”,
слава манихеев как превосходных врачей, знающих самые сильные заклинания, -
все это привлекало к ним и тех, кому не было дела до “познания сущности
бытия”.
В хаосе различных вероучений, сект и школ эпохи падения эллинизма шли
поиски единого “религиозного языка”, напряженная борьба, ценою больших
жертв подготовившая почву для успеха “великих религий”. Но именно
зороастризм как религия, традиционная для Ирана, мог скорее всего занять в
переработанном виде место идеологического фундамента централизованного
государства, и поэтому увлечение манихейством Шапура1 и части иранской
знати было лишь эпизодом. Во вновь завоеванные области вместе с
сасанидскими войсками шли и зороастрийские жрецы Картира.
Судьба “пророка” Мани была трагична. Он был казнен через несколько лет
после смерти своего царсвенного покровителя; его учение было объявлено
вреднейшей ересью, и, несмотря на отдельные благоприятные для манихее
обстоятельства, члены этой секты вынуждены были действовать тайно.
В 484 г. сирийская церковь в Иране официально приняла несторианское
веросповедание, в византийском православии считавшееся ересью, и порвала с
византийской церковью. Кроме того, в Иране и особенно в Закавказье был
распространен монофизитский толк христианства, который в Византии также
считался еретическим. В конце 5 в. несториане и монофизиты были
легализированы иранским правительством.
Громадная роль Картира при дворе первых сасанидских монархов привел к
тому, что государство быстро шло к теократии. Молодой шаханшах Варахран 2
полностью находился под влиянием Картира и его парти, провозгласившей даже
доктрину “идеального государя”. Согласно той доктрине, государь должен быть
религиозен, всегда доверять своем духовному наставнику, действовать
согласно догматам веры. Но переворот Наре (293 г.) привел, в частности, к
реставрации династийного культа - жрецм Анахиты снова стали сами повелители
Ирана, и в Парсе на рельефе в Наш-и Рустаме Нарсе венчала на царствование
это богиня. “Реставация” подвела итог и напряженной борьбе различных
придворных групп и жречества, разгоревшейся вокруг концепции власти царя
царей, - вновь возобладала идея единства “светской” и “духовной” власти
шаханшха.
Новая реформа зороастризма, предпринятая главным жрецом страны
(магупатом) Атурпатом Михраспанданом, являлась результатом этих событий и
также сопоровождалась разного рода “чудесами”. Ее существо в формулировке
зороастрийских жрецов мало отличалось от реформы Картира: действуя по
приказу Шапура 2, Атурпат “очистил от скверны и наново возродил древнюю
веру”, проведя новую кодификацию “Авесты”.
Реформа Атурпата прежде всего коснулась магустана - зороастрийской
церкви. При дворе шаханшахов появляются несколько магупатов различных
областей Ирана, а сам Атурпат получает титул магупата магупатов (по
аналогии с титулом “царь царей”). В силу ряда политических причин именно 4
в. сасанидские шаханшахи стали возводить свою генеалогю к древним царям
ахеменидского времени “Дариям” и “Кейанидам”.
В 4 в. по всему Ирану распространяется и новый тип зороастйских храмов
- открытые со всех четырех сторон павильоны (так называемые “четыре
арки”), совершенно непохожиет на традиционные храмы позднеахеменидской и
раннесасанидской эпох.
6. Позднесасанидская держава
В 5 в. в Иране завершается установление раннефеодальных социально-
экономических отношений и возрастает политическое могущество емельных
магнатов. Следует лишь вкратце упомянуть об историческом эпизоде
маздакиского движения и о последнем возвышении централизованой сасанидской
монархии.
После поражения шаханшаха Пероза в борьбе с эфталитами (484 г.) его сын
Кавад остался у них заложником. Когда же преемник Пероза был ослеплен
низложен знатью, заговорщики возвели на престол Кавада, прибывшего с
эфталитскими отрядами. Умный и тонкий политик, Кавад ясно сознавал
опасность оказаться марионеткой в руках сильных вельмож. Чтобы ослабить их,
он, с одной стороны, организовал придворные интриги, а с другой - пожелал
воспользоваться демагогическими лозунгами жреца одного из зороастрийских
храмов, Маздака, который в то время начал проповедовать свое учение. В нем
было сравнительно мало нового. Религия, к исповеданию которой призывал
Маздак, была, разумеется, зороастризмом, но с добавлением некоторых идей
из проповедей Мани и неортодоксальных школ зороастризма. В отличие от
манихейства, однако, Маздак призвал к активным действиям верующих для
окончательной победы “царства света” (порождением “царства света”
признавалась, в частности, и “сильная и разумная” царская власть).
Подлинное царство “силы и разума”, п этому учению , должно быть построено
на всеобщем равенстве уравнительном распрелении жизненных благ и должно
наступить в ближайшее врея. По-видиму, самого Маздака прежде всего
интересовали вопросы веры, участия зоострийских жрецов на шаханшаха,
характера центральной власти. Но новое религиозное учение в условиях
феодализации общества, крупных нудач во внешней политике, голода, неурожая
стало идеологическим знаменем открытого восстания крестьян и городской
бедноты.
Сделав Маздака своим ближайшим советником и пожаловав ему титул
верховного жреца, Кавад хотел воспользоваться его авторитетом и абстрактныи
призывами к общему благу и равенству, чтобы нейтрализовать опозицию при
дворе и среди духовенства. Для него это было временной политической
акцией, направленной на ослабление позиции крупных вельмож,превратившихся
к тому времени почти в независимых правителей в своих землях, и получение
широкой опоры у азатов и служилой знти. Но вскоре движение уже нельзя было
втиснуть в рамки контролируемого процесса. Лозунг об уравнении
собственности у богатых и бедных, был лишь “революционной интерпретацией”
в низах зороастрийских формул о духовном равенстве, но он пользовался
большой популярностью, и сторонник Маздака получили на время безраздельную
власть в стране. Размах движения потребовал консолидации сил знати. В 496
г. цаский совет сестил Кавада с престола и заточил его в тюрьму. На престол
Иран был возведен брат Кавада. Однако, бежав из тюрьмы, Кавад опять получил
помощь у государя эфталитов, на дочери которого он был женат, и в 499 г.
при поддержке эфталитских отрядов снова занял престол Ирана. Но в новых
обстоятельствах он не мог уже поддерживать маздакитов. Широкие реформы
налогобложения, объявленные Кавадом (их провел в жизнь его сын Хосров 1),
откололи от крайних маздакитов мелких землевладельцев. За прошедшее
дстилетие мелкопоместная аристократия заняла ключевые позиции и в армии, и
в администрации и могла стать сильной опорой центрального правительства.
Кавад отходит от маздакитов. В 528 г. после диспута между зороастрийскими
жрецами и Маздаком последний был признан “отступником от праведной веры”,
схвачен и казнен. Его последователей ждала жестокая кара.
С подавлением движения маздакитов процесс феодализации Ирана можно
считать законченным. Закреплению нового социально-экономческого порядка,
прежде всего в интересах мелкой феодальной знати, служила сильная
централизованная царская власть, установившаяся при последних Сасанидах и
направленная на подавление сепаратизма крупных феодалов. Как на всем
Ближнем Востоке, в Иране средневековье наступило в резуьтате внутренних
процессов.
7. Последние завоевания сасанидов. Южная Аравия
Дальнейшая история сасанидского Ирана выходит за рамки эпохи древности.
Скажем о ней лишь вкратце. Годы правления последних Сасанидов казались
временем небывалого процветания державы. Сын Кавада Хосров 1 провел
решительные меры по упорядочению всей государственной, военной и налоговой
системы и, казалось, вновь создал централизованнцю империю. Около 570 г.
персы завоевали Йемен на Аравийском полуострове и обеспечили себе
господство на морских путях в Красном море.
Завоевание Южной Аравии вовлекло в орбиту мировой истории еще одну, до
той поры почти совершенно изолированную цивилизацию.
Классовое общество и государство самостоятельно возникли а юго-западе
Аравии еще во второй половине 2 тысячелетия до н.э. Это была цивилизация
южноаравийских семитских племен (отличных по языку от арабов),
распространившаяся в 1 тысячелетии до н.э. и на территорию Африки(совр.
Эфиопию). Два фактора определили своеобразие этой культуры: положение на
перекрестке торговых путей, связывавших Средиземноморье с Восточной Африкой
и Индией, и большая отдаленность от всех других государств. Здесь была
создана высокая техника ирригации. Соседство скотоводческих арабских племен
способствовало возникновению обмена на границе оседлой и кочевой зон.
Особое значение в экономике Южной Аравии получили производившиеся здесь
благовония, высоко ценившися во всех древних странах. Культура благовоний
стала освой сказочных богатств, заслуживших Йемену прозвище “Счастливой
Аавии”.
В древней Южной Аравии существовало много государств. В конце 5 в.
Южная Аравия включается в борьбу великих держав -Византии и Ирана - за
господство на торговых путях из Индии и Китая; христианство и иудаизм
становятся знаменами враждующих политических группировок, ориентирующися на
Византию и Иран. Опорой Византии ставновится Аксум, в то время как Хымьяр
ориентируется на Иран. Ожесточенные хымьяро-эфиопские войны 6 в. привели к
распаду хымьярского государства и к завоеванию Йемена сасанидским Ираном.
8. Культура сасанидского Ирана
Выше уже говорилось о реформах зороастритизма, проведенных Картиром.
Уже к позднесасанидской эпохе относится введение так называемого авестского
алфавита, созданного специально для записи зороастрийских религиозных
текстов. Тогда же был создан словарь авестских слов с их переводом на
среднеперсидский.
Сасанидское искусство возникает как бы внезапно. В царствование пяти
первых шаханшахов в различных районах Парса было создано тридцать громадных
скальных рельефов. На них, а также на монетах, резных камнях-печатях и
серебряных чашах за какое-то десятилетие сформировались новые для Ирана
каноны “официального портрета” царей, вельмож и жрецов, каноны образов
основных зороастийскх божеств - Ахурамазды, Митры и Анахиты. В сасанидском
искусстве заметно влияние Кавказа, Средней и Центральной Азии, а его
влияние, в свою очередь, ощущается на обширной территории от Атлантики до
Китая. Некоторые из олицетворений различных зороастийских божеств,
распространенных в искусстве Ахеменидов, были перенесены в сасанидское
искусство. Среди них - крылатые быки, крылатые и рогатые львы, грифоны,
львы, нападающие на быка, и др.
Не меньшим, чем вклад Ахеменидов, был вклад искусства парфян и
восточноримских провинций. Рельефы парфянской эпохи отражают, в сущности,
те же идеи, что и рельефы сасанидских шаханшахов: они также прокламировали
законность династии и победы царей.
Влияние искусства восточноримских провинций наиболее ярко отразилось в
Бишапуре, городе, построенном Шапуром 1 руками римских пленных. Мозаики,
укршавшие пол парадного зала дворца, выполнены в сирийско-римском стиле, их
сюжеты те же, что и на современных им мозаиках Антиохии. В сохранившихся
частях, исполненных, видимо, сирийскими художниками, представлены портреты
актеров и театральные маски, танцовщинцы, музыканты, цветы, фрукты.
Вероятно, персы хотели изобразить один из самых значительных зорастрийских
праздников - осенний праздник Михраган, и, быть может, потому их выбор
склонился к сюжетам, связаннным на Западе с дионисийским культом. На части
металлических изделий и сасанидских печатей также изображаются такие
“западные” персонажи, как эроты, пегасы, сфинксы, которые включены в
зороастирйскую религиозную иконографию.
Из разного рода источников известно около сотни названий рзличных
религиозных, литературных и научных произведений сасанидской эпохи;
несколько десятков сасанидских книг разных жанров было переведено на
арабский, а затем и на новоперсидский языки в эпоху средневековья.
Несомненно существование эпоса, наполненного квазиисторическими именами
царей, героев и целых династий. Этот жанр литературы был неразрывно связан
с религиозными сочинениями, но, по-видимому, не соприкасался с реальной
историей, о чем свидетельствует хотя бы то, что генеалогия династии не
простиралсть далее ближних предков Арташира 1.
9. Заключение
Период царствования в Иране шаханшахов сасанидской династии (3-7 вв.),
хотя и представляется блестящей эпохой развития иранской государственности
и культуры, тем не менее довольно монотонен, как только речь заходит о
конкретных исторических событиях. В особености это относится к 3 - началу
4 в.
Самые интересные люди этой эпохи - Картир и Мани, пророки и
государственные деятели, пытавшиеся в той или иной степени воздействовать
на судьбы страны - каждый по своим силам. И хотя они открывают нам 3 в. с
неожиданной стороны - как эпоху контрастов и противоречий, все же одни они
еще не заполняют своими, пусть очень яркими, характерами, своей, пусть
трагичной, судьбой всю живую историю это периода; в тени их громкой
религиозной полемики и яростной политической борьбы оказались скрытыми
многие второстепенные персонажи менее известные, изредка упоминаемые тем
или иным современником событий. История этого периода, в особенности
история 70-90-х годов 3 в. (после побед шаханшаха Шапура 1 над Римской
империей, казни Мани, расцвета карьеры Картира), все еще не более чем
перечень имен “царей и пророков”.
Список используемой литературы:
История древнего мира. [Кн.3] Упадок древних обществ. Луконин В.Г.
“Сасанидская держава в 3-5 вв.” Москва 1982
Иран в 3 веке. Новые материалы и опыт исторической реконструкции. Луконин
В.Г. Москва 1979
Культура и экономика древнего Ирана. Дандамаев М.А.,Луконин В.Г. Москва
1980