Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Сфинкс

Сфинкс

СФИНКС

Сфинкс символизирует достоинство. Королевскую власть, мудрость,

могущество и силу. В Древнем Египте существовало три разновидности

сфинксов, с человеческой головой и телом льва (андросфинкс); с головой

сокола (хиеракосфинкс) и с головой барана (криосфинкс). Самым древним и

большим сфинксом является Великий Сфинкс в Гизе, который охраняет подходы к

пирамидам. Он был создан из извести примерно в 26 веке до н.э.

Предполагается, что лицо сфинкса представляет собой бога Гора наблюдающего,

как восходит над горизонтом его отец Ра, солнце.

Без Большого Сфинкса картина поля пирамид в Гизе, разумеется, окажется

неполной.

"Уже пять тысяч лет каждое утро я вижу бога Солнца, восходящего вдали на

берегах Нила. Его первые лучи освещают мое лицо... Я видел зарождение

истории Египта, а завтра увижу, как восток пылает новой зарей. Я верный

страж у ног моего повелителя, столь бдительный и преданный, что он дал мне

свое лицо. Я спутник фараона, я сам фараон. На протяжении веков я получил

множество имен от людей, приходивших поклоняться мне с набожным

восхищением... Но имя, которое я получил, дал мне греческий путешественник,

отец истории Геродот. Он назвал меня Сфинксом, точно я родился в его земле.

И это имя осталось за мной навсегда".

Это поэтическое обращение Большого Сфинкса к людям произносится семь раз

в неделю в грандиозном представлении "Звук и свет". В этой несколько

напыщенной речи, вложенной в уста Большого Сфинкса и утвержденной двумя

египетскими министерствами, есть немало спорных моментов.

К примеру, утверждение, что имя ему было дано Геродотом - грубейшее

нарушение исторических фактов. В "Истории", написанной этим греческим

ученым, нет ни одного слова, посвященного Сфинксу. Скорее всего, Геродот

даже не знал о его существовании, поскольку в те времена, когда грек

посещал Египет, Сфинкс, по всей вероятности, был в буквальном смысле по уши

засыпан песком. Первым историком, видевшим и поведавшим миру о Большом

Сфинксе, был Плиний, живший гораздо позже.

Древние египтяне не считали Сфинкса ни чудовищем, ни женщиной,

подобно грекам, у них это существо не задавало загадок и не убивало людей.

В понимании египтян Сфинкс представлял собой статую властителя либо бога,

чью мощь символизировало тело льва. Они назвали эту статую шесеп-анх, что

означало "живой образ" (правителя). Греческий вариант названия возник

значительно позднее и вскоре возвратился в Египет.

Как бы то ни было, без сомнений. Сфинкс, стерегущий Великие пирамиды

Гизы, с его таинственной, словно бы несколько презрительной улыбкой, являл

собой неразрешимую загадку. Не одно поколение ученых задавалось вопросами:

чьим воплощением был Сфинкс, когда и каким образом он был создан?

Более века продолжалось изучение статуи. Ученые применяли порох и буровые

машины. После долгих трудов исследователям удалось раскрыть истинное имя

Сфинкса. Арабы, проживающие в этом районе называли статую Абу'л Хол, что в

переводе означает "отец ужаса". Филологи установили, что полное название

статуи означало "живой образ Хафры". То есть Сфинкс являлся воплощением

царя Хафры с телом царя пустыни и с символами царской власти. Таким

образом, в понимании древних египтян Сфинкс представлял собой бога и льва в

одном лице, стерегущего свою пирамиду.

На Земле нет и никогда не было статуи, превышающей размерами Большого

Сфинкса. Она вытесана из цельной глыбы, остававшейся в карьере, откуда

добывали строительный материал для пирамид Хуфу и Хафры. В Большом Сфинксе

соединены уникальные технические решения и превосходный художественный

замысел. Мастерам удалось передать внешность фараона достаточно верно,

реалистически, не упуская индивидуальных черт его облика (например, большие

оттопыренные уши и широкие скулы).

Надпись у ног царя свидетельствует о том, что статуя была высечена

еще при жизни фараона Хафры. А это означает, что Большой Сфинкс

представляет собой не только самую большую, но и самую древнюю

монументальную скульптуру в мире. Расстояние от передней лапы до хвоста

статуи составляет более 53 м, ее высота достигает 20 м, ширина лица равна

4,1 м, высота лица - 5 м, от верхушки до мочки уха - 1,37 м, а длина носа -

1,71 м.

В приведенном выше обращении к зрителям Большой Сфинкс преувеличивает

свой возраст, однако, он вполне мог бы обойтись без этого, поскольку ему

уже более 4500 лет.

В настоящее время Большой Сфинкс очень сильно поврежден. Его лицо

изуродовано ядрами и долотом, исчез символ власти уррей, от "божественной"

бороды остались жалкие обломки, найденные у ног статуи. Ни время, ни

пустыня, ни человек не пощадили Сфинкса. Неоднократно его почти полностью

засыпало песком. В XIV веке один фанатичный шейх, выполняя завет Мухаммеда,

запрещающий изображать человеческое лицо, повелел уничтожить статую - вот

откуда появились безобразные следы от ударов долотом. Мамелюки использовали

голову Большого Сфинкса в качестве тренировочной мишени для своих пушек.

Однако эта уникальная статуя, поражающая человеческое воображение своей

величественностью, не подвластна разрушительной силе времени, природы и

человека. Сфинкс продолжает стоять на своем месте и сторожить некрополь в

Гизе. Нет сомнений, что это грандиозное творение древних египтян будет

стоять до тех пор, пока стоят сами пирамиды.

Хотя имя Сфинкса происходит из греческого, его корни следует искать в

Египте. Из Египта миф о Сфинксе распространился в Ассирии, Греции, а затем

и во всей Западной Европе. В ассирийской и древнегреческой цивилизации

Сфинкс был широко представлен в архитектуре и изобразительном искусстве.

Его изображения можно увидеть на античных колоннах, вазах, золотых

украшениях, на щитах и оружии воинов. За свою историю Сфинкс почти утратил

божественную сущность. Уже в древние времена не существовало единого

представления о Сфинксе. Как уже сказано, в Египте он представлял собою

бескрылое мужское существо и часто изображался сидящим.

Несмотря на все вариации, образ Сфинкса оставался довольно стабильным.

Причиной такой стабильности, видимо, служит то, что образом являлся Большой

Сфинкс из Гизы - самый впечатляющий своими размерами и выразительностью

монумент вымышленного существа, сохраняющий свое значение в изобразительном

искусстве и в наши дни.

Параллельно с художественным развивался и литературный образ Сфинкса.

Первое упоминание о нем встречается в шумерском мифе “Энума элиш” 2-го

тысячелетия до н. э. В этом мифе Тиамат, мать природы, богиня безбрежных

морских вод, и Апсу, отец жизни, бог пресных вод, производят на свет

младших богов, чьи обязанности состоят в поддержании первичного порядка и

спокойствия божественной пары. Апсу замышляет истребить младших богов, но

они, узнав о его намерении, убивают его до того, как он приводит свой план

в исполнение. Разгневанная смертью супруга Тиамат объявляет войну своим

детям и порождает чудовищ-мстителей - гадюку, дракона, Сфинкса, льва,

бешеную собаку и человека-скорпиона.

Шумерская история происхождения Сфинкса резко отличается от египетской.

Если в Египте Сфинкс почитался божественным символом власти фараонов, то в

“Энума элиш” он выступает как воплощение зла, плод гнева и жажды мщения.

Возможно, такая трактовка объясняется тем, что литературные образы

вымышленных существ нередко отличаются от их художественного воплощения.

Это обусловлено тем, что в древних литературных памятниках редко

описывается внешний вид существ - либо подразумевается, что людям отлично

известно, как они выглядят, либо решение этой задачи отдается на откуп их

фантазии. Нельзя не учитывать и тот факт, что “Энума элиш” и Большой Сфинкс

- почти современники.

То, что в литературе не приводится детального описания Сфинкса, послужило

причиной многих недоразумений, связанных с его образом. Вплоть до XX века,

пока писатели и художники не обратились непосредственно к египетскому

первоисточнику, Сфинкс в европейской традиции представлялся женским

существом - вечным, загадочным и наделенным таящей опасность

привлекательностью. К примеру, на картине Франца фон Штука изображен не

только Сфинкс с женскими чертами, но и лежащая на его спине обнаженная

женщина, повторяющая его позу. Многие художники рисовали “улыбающегося

Сфинкса”. Образ Сфинкса подвергся изменениям еще в Древней Греции.

В Древнем Египте иероглиф Сфинкса - “неб” означал “хозяин”, “правитель”.

Сфинкс служил также символом постижения истины. Не случайно фараоны

восседали на троне, опирающемся на лапы льва. Некоторые исследователи

высказывают мнение, что в Египте Сфинкс считался еще охранителем религии и

божественных мистерий и даже символом воскрешения после смерти. В качестве

хранителя тайн Сфинкс вновь появляется в эпоху Возрождения.

Тем не менее, возникшая в “Энума элиш” традиция Сфинкса-зла оказала

большое влияние на формирование его европейского образа. Гесиод называет

Сфинкса дочерью Орта и Ехидны. Аполлодор - дочерью Цифея и Ехидны, он же

утверждает, что музы научили Сфинкса его загадкам. В Греции Сфинкса издавна

ассоциировали с болезнями и смертью; дыхание дочери Цифея обращалось в

жаркий южный ветер сирокко, губительный для всего живого.

Средневековые авторы черпали знания о Сфинксе из “Библиотеки” Аполлодора

и “Эдипа” Сенеки. Поэтому неудивительно, что для Андреа Агатти (1491- 1550)

Сфинкс - воплощение невежества, для Эдмунда Спенсера (1552-1599) - символ

инквизиции, а для Бенджамина Джонсона (XVII век) - “вечный враг любви и

красоты, заманивающий их в свои ловушки”. Лишь Фрэнсис Бэкон считает

Сфинкса символом науки и знания.

В средневековой литературе, философии, теологии и психологии Сфинкс

символизирует “чудовищные силы разрушения мысли, речи и рассудка”.

Книга Фрэнсиса Бэкона “Сфинкс, или Знание” посвящена описанию борьбы

Знания и Невежества. Для него знание - неисследованная страна, загадка,

требующая разрешения. Знание может стать мучительным и опасным для

человека, не готового принять его. Сфинкс у Бэкона - олицетворение

“разрушительной одержимости”, охватывающей человека, стремящегося к

знаниям, символ “жизненной необходимости подхода к ним с холодным

рассудком”. Вот отрывок из книги Бэкона: “Знание в руках невежественного и

неумелого человека, без преувеличения, становится чудовищем. Знание

многогранно и может быть применено по-разному. У него лицо и голос женщины

- олицетворение его красоты. У знания есть крылья, потому что научные

открытия распространяются очень быстро, невзирая на границы. Острые и

цепкие когти нужны ему для того, чтобы аксиомы и аргументы проникли в

человеческое сознание и накрепко удерживались в нем, так, чтобы от них

нельзя было избавиться. И если они неправильно поняты или использованы, они

приносят беспокойство и мучения тем или иным путем и, в конце концов,

просто разрывают сознание на куски”. Взгляд Бэкона на Сфинкса - очень

близок греческому. Отношение Бекона к знанию сродни отношению Эдипа к

Сфинксу.

Современник Бэкона Михаэль Майер развивает его аллегорию. Майер советует

любому здравомыслящему человеку не забывать о том, что истина постигается

путем преодоления многих ошибок и ошибки эти всегда мучительны: “Это то,

что философы древности пытались сказать нам, говоря о Сфинксе”. Для Майера

Сфинкс - символ “труднодоступности и запутанности искусства

философствования” не только для фивян, но и для египтян задолго до них.

Сфинкс загадывает загадки, стоя перед “вратами философии”, и “не вредит

тем, кто проходит мимо; того же, кто, считая себя мудрым и достойным,

пытается отгадать загадку, в случае неудачи ждет разрушение: его сердце

будет разорвано сомнениями и он потеряет рассудок - таков смысл философии,

и тот, кто понимает его, поймет и меня”.

С восприятием Сфинкса Бэконом и Майером хорошо согласуется фраза Георга

Фридриха Гегеля, произнесенная два столетия спустя: “Человеческая голова на

зверином теле олицетворяет Разум, возвышающийся над Природой, который,

однако, не в состоянии полностью оторваться от своей связи с ней”.

В поэме Ральфа Эмерсона “Сфинкс” (1841) автор излагает свое видение

философского смысла встречи человека с этим загадочным существом. Эмерсон

повторяет сюжет трагедии о царе Эдипе: Сфинкс останавливает странника и

загадывает ему загадку и, если тот дает правильный ответ, исчезает.

Впрочем, поэма Эмерсона - больше чем повторение истории Эдипа. Его

постаревший, почти глухой Сфинкс с дряхлыми крыльями так и не встретил

человека, способного понять истинный смысл связи человека с природой.

Загадка - в самом Человеке, и с ним устами Сфинкса говорит сама Природа.

Путешественник-поэт легко дает верный ответ, потому что видит мир не только

глазами, но и душой. Сфинкс символизирует разум поэта, стремящийся слиться

с его душой, разум, страдающий, будучи оторванным от души. Его жилище -

мятущееся сознания поэта.

Удивительно то, как охотно новеллисты XIX и XX веков подхватили идею о

том, что Сфинкс обретает реальность лишь в человеческом разуме. В

одноименном рассказе Эдгара По Сфинкс существует только в воспаленном

воображении человека, одержимого ужасом перед смертью от холеры. В главе

романа “Моби Дик” Германа Мелвилла, названной “Сфинкс”, не фигурирует сам

Сфинкс - его образ возникает в сознании капитана Ахаба, когда тот видит

поднимающуюся из океана голову кита. В “Сфинксе” Оскара Уайльда поэту

чудится “любопытная кошка с “пестрыми” глазами и золотыми ресницами”,

лежащая в углу комнаты на китайском коврике, иными словами, домашний Сфинкс

- олицетворение охвативших сознание поэта разрушительных чувственных грез.

А в “Машине времени” Герберта Уэллса слепой и больной Белый Сфинкс служит

символом племени каннибалов, в которых превратился род человеческий.

Фрэнсис Бэкон посеял ветер. Пожинать же бурю приходится современным

поколениям. Символы, заключенные в образе Сфинкса, не были оставлены без

внимания Зигмундом Фрейдом (1856-1939). В “Толковании сновидений” Фрейд

утверждает, что “судьба царя Эдипа волнует нас только потому, что на его

месте мог бы оказаться любой из нас”. Ученики Фрейда извлекли Сфинкса из

человеческого подсознания на свет божий.

В статье “Фрейд и человеческая душа” (1983) Бруно Беттельхейм

предлагает читателю собственное прочтение мифа об Эдипе: “Поскольку

известно, что Сфинкс знал огромное количество загадок, следует полагать,

что загадка, данная Эдипу, предназначалась именно ему”. Он далее пишет:

“Очевидно, что Эдипа, над которым довлели последствия травмы, более чем

других волновали проблемы хождения и символы способов передвижения, к

которым прибегают люди разных возрастов; будучи уже взрослым юношей, все

еще ползающим на четвереньках, он гораздо больнее, чем какой-нибудь малыш,

осознает свою неспособность встать на ноги. История встречи со Сфинксом

подчеркивает, что ответ на загадку жизни - не просто человек, а каждый из

нас”.

В психоаналитике Сфинкс предстает довольно полезным чудовищем,

заинтересованным во благе тех, кто с ним соприкасается. Зная о страстном

желании Эдипа ходить и о том, что невозможность этого связана с нанесенной

ему в детстве травмой, Сфинкс, как любой чего-то стоящий психоаналитик, не

просто задает Эдипу наводящие вопросы, но и подталкивает его к правильным

ответам.

В продолжение фрейдистского тезиса об эдиповом комплексе кратко

рассмотрим трактовку других Сфинксов, “извлеченных из глубин человеческого

подсознания”, - с полотен Жанна Энгра и Гюстава Моро. На картине Энгра

“Эдип и Сфинкс” внимание уделено в основном царю: обнаженный Эдип стоит

оперевшись о придорожный камень и, наклонившись вперед, смотрит прямо на

Сфинкса, сидящего на камнях у входа в пещеру. Свет падает на его лицо и

длинные черные волосы. Сфинкс же почти целиком укрыт в тени скалы. На фоне

черного входа в пещеру четко видна нога спрятавшегося в ней человека;

другой человек, объятый тревогой, стоит позади Эдипа, он испуганно глядит

на Сфинкса и порывается к бегству. На горизонте изображен силуэт Фив - храм

и покатая крыша здания с колоннами.

Картина Моро “Эдип и Сфинкс” была написана под впечатлением от полотна

Энгра. Однако между ними немало различий. В центре работы Моро - Сфинкс. Он

бросается на Эдипа, как огромная кошка на дерево, - его спина изогнута,

мышцы лап напряжены, орлиные крылья расправлены, каждое перо на них

тщательно выписано. У Сфинкса голова красивой девушки с вьющимися волосами,

на голове - корона, украшенная жемчугом. У него гладкая белая кожа, все его

черты привлекательны. Большие добрые глаза Сфинкса пристально глядят в

глаза царя. Здесь Сфинкс одновременно и “роковая женщина” Альфреда де

Мюссе, “очаровательная, но несущая гибель”, и “Безжалостная красавица”

Китса, и “Лорелея” Гейне, и “Кармен” Мериме. В полотнах Энгра и Моро мы

видим скорее не фрейдистское инстинктивное отражение подсознательных

желаний, а юнговский взгляд на Сфинкса, как на страшную всепожирающую

богиню-мать Тиамат.

В поэме “Двойное видение Майкла Робартеса” рассказчик видит “глазами

разума” Будду, Сфинкса и маленькую девочку, которая танцует между ними. Для

автора, Будда - символ “проникновенного разума, любви и ее искушений”, а

Сфинкс - олицетворение “знания и жажды его обретения”. Девочка, в которой

герой поэмы узнает троянскую Елену, - образ красоты. Сфинкс, Будда и

девочка символизируют “знание прошлого и будущего, красоты и любви во всех

их печалях и разрушительных способностях”. Хотя здесь описан греческий

Сфинкс - женское существо, он напрочь лишен качеств хищника (в отличие от

Сфинкса из мифа о царе Эдипе). Он смотрит на окружающий мир глазами

интеллекта.

В разные периоды истории со Сфинксом связывали разные символы. Это

существо представало и в качестве защитника, и в качестве разрушителя.

У огромных лап Сфинкса приютился маленький храм, в настоящее время

полностью разрушенный. В Египте, в период Среднего и Нового царства сфинксы

часто изображались с головой барана или сокола. Например, в Карнакском

храме сохранилась целая аллея бараноголовых сфинксов. Однако Большой Сфинкс

в Гизе - самый древний из египетских сфинксов. По-видимому, сфинксы играли

роль стражей священных мест.

В средние века изображения сфинксов чаще всего помещали на фризах

дворцов. Постепенно образ сфинкса утратил свою дурную славу, став символом

таинственности и роковой судьбы.

Изваяния двух сфинксов были найдены при раскопках в столице Древнего

Египта Фивах, приобретены правительством России и установлены по сторонам

лестничного спуска к гранитной пристани на Неве. Пристань была сооружена по

проекту К. А. Тона в 1832 - 1834 гг.

Солнечные лучи падают строго перпендикулярно на лицо древнего Сфинкса в

Египте. Этот астрономический феномен, недавно открытый учеными, бывает лишь

два раза в год - 21 марта и 21 сентября. Специалисты определили угол

падения лучей и вычислили точную дату этого явления только с помощью

сложных астрономических и математических формул. Таким образом,

местоположение самой большой в мире монолитной скульптуры свидетельствует о

высочайшем уровне развития науки в Древнем Египте.

Сфинкс великая загадка Египта, объект нескончаемого поклонения и

паломничества жителей Древнего мира: древних египтян, греков и римлян. Но

даже для древних египтян сфинкс был загадкой, ибо время его создания

относится еще к эпохе существования остатков Атлантиды - части северной

провинции Портеи. Египтяне не зря считали сфинкса солнечным божеством,

которое до сих пор остаётся загадкой.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека