Шпора по культурологии (институт)
Билет 6
|29 Позднее |
|средневековье. |
|Готический стиль. |
|Интенсивно |
|используются витражи|
|мозаика, здания с |
|тонкими стенами и |
|перекрытия, |
|стрельчатая арка |
|заостренная кверху в|
|виде стрелы, большие|
|окна. Собор |
|Парижской |
|богоматери, собор |
|святого Вита, Санта |
|Марии, Миланский |
|собор. Скульптуры |
|пополнели т.к. |
|душа-в теле. Театры |
|бродячих актеров – |
|библейские и |
|простонародные |
|сюжеты. Верить – |
|значит |
|понимать-Августин. |
|Музыка –король |
|Навары Тибо, Ричард |
|львиное сердце |
|6 Исск как ядро |
|худож К |
| искусство |
|оценивает мир |
|формирует дух. облик|
|людей, их чувства, |
|мысли, |
|мировоззрение, |
|пробуждает |
|творческие |
|способности. И. |
|Связано с нац. к-рой|
|виды И.: арх(созд. |
|соор. Для общ. и |
|частной жизни |
|людей); |
|скульп.(монум, |
|станк, |
|декор)(объемное |
|претворение худ. |
|форм в |
|пространстве); |
|жив.(монум,станк)(пр|
|едст образов с |
|помощю красок (воск\|
|темпера\ масло) и |
|твердой поверх) |
|графика(ст\ книжная\|
|газ-жур\ прикл\ |
|плакат) |
|(рисунок+текст); |
|дек\прикл\исск(быт |
|предм.,облад. |
|худ-эст ценностью); |
|дизайн(формир. |
|предметной |
|среды)(выр\ср: |
|пропорции\ ритм\ |
|контраст); |
|лит-ра(матер. |
|носитель-слово)(проз|
|а\ поэзия\ драм); |
|музыка(симф\ опер\ |
|камер\ легкая\ |
|др)(жанры: песня\ |
|танец\ сонет\ сюита\|
|симф\ опер\); |
|театр(драм действие |
|перед зрит)(пьесса\ |
|либретто\ импров\ |
|пантомима); |
|хореография(танец); |
|кино(синтетическое) |
Билет 27
|49.Серебрянный век. |
|Реалистическое |
|направление в |
|лит-ре: |
|Мамин-Себиряк, |
|Гарин-Михайловский, |
|Чириков, Шмелев, |
|Алексей Толстой, Д. |
|Бедный. Декадентское|
|направление Н. |
|Минский, Т. |
|Мережковский, З. |
|Гиппиус, Ф. Сологуб,|
|Бальмонт, Брюсов. |
|Символисты, Блок, |
|Бедный. Лозунг |
|декадентов и |
|символистов: |
|«Искусство ради |
|искусства», отказ |
|от реализма, от |
|участия в |
|общественной борьбе,|
|проповедовали |
|крайний субъективизм|
|и индивидуализм. |
|Творчество |
|проникнуто |
|настроениями упадка |
|и мистицизма. |
|Модернизм в театре: |
|создание МХАТа |
|Станиславским. |
|Актеры: Качалов, |
|Москвин, Леонидов. |
|Музыка: |
|Римский-Корсаков |
|«Садко», «Золотой |
|петушок». Симфонии: |
|А.К. Глазунов |
|«Раймонда», |
|«Времена года»; А.Н.|
|Скрябин, Балакирев. |
|Модернисты: Л.С. |
|Прокофьев, Н.Я. |
|Мясковский; Балет: |
|Стравинский «Жар |
|птица», «Петрушка». |
|Балерина – Анна |
|Павлова. Живопись: |
|Левитан |
|«Владимирка». Реал. |
|живоп.: Серов |
|«Девочка с |
|персиками», Челенис |
|«Небесная мельница».|
|Символисты: Врубель |
|«Царевна лебедь», |
|«Демон», «Пан». |
|Арх-ра: Внедрение |
|железобетонных и |
|металлических |
|конструкций. Жуков, |
|Шехтер, Щусев. |
|Наука: |
|Лебедев-физик; |
|Жуковский, Чаплыгин-|
|математика; |
|Циолковский-аэродина|
|мик. |
|59.Роль К исскуства |
|в деят оф |
| |
|Формирование |
|высокого уровня |
|культуры воинской |
|деятельности – |
|важная составляющая |
|служебной |
|деятельности |
|офицера – |
|воспитателя . |
|она включает моменты|
|: усваивать уенности|
|общей и специальной |
|культуры . |
|является носителем |
|этих ценностей то |
|есть быть частью |
|культурной среды . |
|создовать новые |
|культурные ценности |
|. |
|В структуре култ |
|воин-ой деят-ти |
|выделяются несколько|
|структурообразующих |
|элементов : |
|военно-технические |
|политические |
|нравственные и |
|эститеческие . |
|военно-техническая |
|культура выступает |
|как показатель |
|уровня и степяни |
|овладениями общими и|
|военнотехническими |
|знаниями . умения |
|практически |
|применять технику и |
|оружие в современных|
|боевых операциях . |
Билет 19
|19. Соц. Кул. |
|Динамика Сорокина |
| |
|Причина |
|закономерностей |
|развития общ-ва |
|является |
|существование |
|системы ценностей в |
|центре человек. |
|Каждый тип к- ры |
|определяется сист. |
|Ценностей и |
|человеком. Человек –|
|определённый тип |
|культуры. Труд |
|«Социокультурная |
|динамика» |
|предполагает |
|различать типы к-ры |
|по параметрам: |
|природа потребностей|
|и целей, реальности |
|, степень удовлет. |
|Нужд и потреб, метод|
|удовлетвор. |
|42. Киевской Руси.|
|Предпос ее формир… |
| Предпосылки |
|формирования: 6 век |
|– 9 век: |
|формирование |
|древнерусского |
|гос-ва. 988- |
|принятие |
|христианства на |
|Руси. Было 2 |
|культурных центра: |
|Киев и Новгород. |
|Особенности ДР |
|к-ры:1.Религиозность|
|, 2.Строгая |
|каноничность, |
|3.Имперсональность. |
|Киев становится |
|центром ДР гос-ва. |
|Культурные |
|памятники: собор |
|София Киевская-1035 |
|г., собор София |
|Новгородская-1045г. |
|В них использовалась|
|крестово – купольная|
|система. Золотые |
|ворота во |
|Владимире(1154 г.) |
|Приемы древней |
|живописи: фреска, |
|мозаика, иконопись, |
|Иконописцы: |
|Рублев”Георгий |
|победоносец”,”Ангел |
|– златые власа” (12 |
|век). Летописец |
|Нестор: “Повесть |
|временных лет.” |
|“Слово о полку |
|Игореве”(автор |
|неизвестен), |
|Владимир |
|Мономах”Житие.” |
Билет 16
|16. Теория К |
|антропологии Тайлора|
| |
|Тайлор(против теории|
|локальных |
|цивилизаций) к-ра |
|имеет единое начало,|
|неделимость мировой |
|культуры. Формы к-ры|
|как бы они ни были |
|различны имеют один |
|«корень» древнюю |
|культуру. Работа « |
|Первобытная |
|культура». |
|39. Реалистические |
|направления |
|современной |
| |
|Реализм возник как |
|преемник- оппонент |
|романтизма. Реализм |
|делят на |
|натурализм(отражение|
|действительности как|
|в зеркале), |
|критический |
|реализм(изображение |
|социальной |
|напряженности, |
|классовой борьбы), |
|и, до 90-х годов, |
|социалистический |
|реализм(изображение |
|утопической |
|социалистической |
|идеальной жизни). |
Билет 25
|57.Роль и место |
|музеев библ.в |
|культ. |
|В 1932 году при |
|президиуме ВЦИК был |
|организован комитет |
|по охране памятников|
|истории исксива и |
|культуре . по сути |
|дела кометет был |
|создан не для учета |
|имеющихся ценностей |
|ответственность же |
|за их сохранность |
|была возложенна на |
|соответствующие |
|исполкоммы. |
|Среди общественных |
|организаций особое |
|место и роль |
|принадлежит |
|всеросийскому |
|обществу охраны |
|памятников истории и|
|культуры которое |
|было основано в |
|1966г .Закон об |
|охране и |
|использование |
|памятников истории и|
|культуры определяет |
|парядок учёта |
|культурного и |
|исторического |
|наследия которое в |
|этой связи |
|подроздиляется на |
|памятники |
|республиканнского и |
|местного значения . |
|47. Культура России |
|1 половины 19 в. |
|Арх-ра: Классицизм |
|переходит в Русский |
|ампир (в европейский|
|классицизм вносятся |
|самобытные |
|черты).Тома де |
|Томано – здание |
|Биржи.Воронихин – |
|Казанский собор – |
|30-е годы(в честь |
|победы |
|1812г.);Монферано – |
|Исаакиевский собор –|
|1 пол. 19в. Роспись |
|- Карл Брюлов. Росси|
|– здание |
|генерального штаба, |
|арка генерального |
|штаба. Бове – |
|Большой театр – |
|Москва, театральная |
|площадь.Скульптура: |
|Клод – «Крылов в |
|летнем саду», |
|«Конь»(Москва).Марко|
|с – памятник Минину |
|и |
|Пожарскому.Живопись:|
|развитие разл. |
|жанров.Романтизм – |
|Кепренский, |
|Виницианов (народные|
|мотивы, русский быт)|
|«На пашне», |
|«Близнецы». Реализм |
|– Тропинин |
|«Кружевницы», |
|портрет сын. |
|Классицизм – Брюлов |
|«Последний день |
|Помпеи», «Всадница»;|
|Иванов «Явление |
|Христа |
|народу».Реализм(Крит|
|ический реализм: |
|Федотов «завтрак |
|аристократа», |
|«Вдовушка». |
Билет 4
|8: Типология К как |
|одна из проблем |
|культур? |
|Русская культура |
|представляет собой |
|третье начало, |
|уравновешивающее |
|восточную и западную|
|цивилизации. Свои |
|концепции |
|предлагали: |
|Достоевский |
|(соединение высших |
|слоев общества с |
|народом). |
|Толстой (смысл жизни|
|видел в усвоении |
|многовековой |
|народной мудрости и |
|в христианской |
|религии; руководство|
|моралью любви и |
|милосердия, |
|непротивления злу |
|насилием). |
|Бердяев ( религия |
|способствует |
|окончательному |
|объединению красоты,|
|добра, любви). |
|Вернадский, |
|Чижевский, Гумилев, |
|Маркарян, Мижуев, |
|Лихачев, |
|Гуревич(показали |
|связь между |
|культурной историей |
|человечества, |
|космическими |
|явлениями, |
|геологическими |
|процессами и |
|материальной жизни |
|общества). |
|Культура является |
|специфическим |
|способом бытия |
|человека, имеет свои|
|пространственные и |
|временные границы, |
|раскрывается через |
|особенности |
|поведения, сознание |
|и деятельность |
|человека, равно как |
|и через вещи, |
|предметы, речь, |
|символы и знаки. |
|26.К Древ. Востока |
|(Индия, Китай, |
|Япония). |
| |
|Прямолин. |
|Размерекноое развите|
|цивилиз. Человек не |
|теряет связь с |
|природой, человек |
|часть окр. мира. |
|Достижение нирваны |
|(наивыс. степень |
|совершенства). |
|Конфуцианство |
|(совокупность правил|
|и норм поведения |
|человека), Индуизм |
|(Юго-Вост. Азия, |
|аскетизм – способ |
|стать богом, бого – |
|часть природы), |
|Даосизм (основатель|
|Лао-цзы, дао- путь к|
|совершенству), |
|Буддизм (Стремление |
|слиться с буддой). |
|Каноничность, |
|схеметичность |
|живописи. Веды гимны|
|богам. Изобр. ис-во:|
|мелкая пластика, |
|статуэтки богов. |
|Страмбхи- столбы с |
|надписяим. Ступ – |
|памятный комплекс. |
Билет 9
|9. Представление о К|
|древнего человека? |
| |
|Духовный мир нашего |
|далекого предка был |
|миром культуры, |
|миром создания |
|значимых для его |
|души ценностей. В |
|них он познавал и |
|переживал окружающий|
|мир, себя в нем и |
|мир в себе. Человек |
|интенсивно и |
|плодотворно |
|трудился, создавал |
|много удивительного:|
|мифы, религиозные |
|представления, |
|орудия труда, |
|памятники искусства |
|и культуры, |
|повседневный опыт, |
|практические знания |
|о природе и себе. |
|Это помогло |
|следующим поколениям|
|в своем культурном |
|развитии. |
|Виды труда : |
|первичный( палка, |
|камень, дубина), |
|вторичный( то чем |
|делалось первичное).|
| |
|Первый предмет |
|религиозного |
|поклонения фетиш. |
|Вера в духов. |
|Европа, южная Азия, |
|северная Африка- |
|там первые памятники|
|культуры. |
| |
|32 Барокко |
|Барокко- |
|необычное.хар-ки( |
|яркость чувств, |
|порывистость, |
|страстность, |
|преувеличения и |
|излишества, |
|чрезмерная |
|величественность.пок|
|орило европу, |
|америку. |
|Живопись(Микеланджел|
|о караваджо «мальчик|
|с лютней»), |
|скульптура(Бернини |
|«экстаз святой |
|терезы»), Рубенс, Ян|
|Стен. Отпечаток на |
|весь быт чела; |
|изделия( мебель, |
|мода, стиль жизни. |
Билет 23
|23 конц |
|Вернадского, |
|Чижевского Гумилёва.|
| |
|Вернадский – учение |
|о ноосфере |
|(послееднее из |
|многих состояний |
|эволюции биосферы, |
|происходит процесс |
|трансформации биосф |
|в ноосферу. |
|Чижевский – |
|концепция |
|взаимодействия |
|космоса и историч. |
|процесса, связь |
|человека с Вселенной|
| |
|Гумилёв- космич. |
|Энергия влияет на |
|отдельных людей( |
|кассионарии), |
|которые потом |
|вплёскивают эту |
|энергию в общество. |
|Теория развития |
|этносов( сначала |
|всплеск космич |
|энергии порождает |
|«пассионарность» |
|этноса примерно наа |
|1000 лет, затем идёт|
|умирание этноса) |
|64. Диссидентская |
|кул-ра советской |
|России. |
|Дис-ты: ак-к |
|Сахаров, пис-ли |
|Солженицин, |
|Максимов, муз-ты: |
|Растропович, |
|Высоцкий, худ. Эрнст|
|Неизвестный. |
|Произ-я: Пастернак |
|“Д-р Живаго”, фильм |
|”Вечный зов” |
|Хар. черты: |
|антисоветизм, |
|антикоммунизм, |
|Появ-ся худ-ки |
|70-ки;Предст-ли: |
|Назаренко, |
|Ситникова. |
Билет 17
|17. Фрейдизм и |
|неофрейдизм о |
|проблемах К |
| |
|Фрейд: человек |
|постоянно страдает |
|от каких-либо |
|комплексов по |
|причине противоречия|
|желаний человека и |
|неудовлетворённости |
|этих желаний. |
|Человек перемещает |
|(сублимирует) |
|потенциал от |
|биологических |
|потребностей к |
|духовным в |
|результате влияния |
|к-ры. |
|Школа культурного |
|психоанализма. |
|Юнг (последователь):|
|объясняет |
|происхождение |
|культуры ещё и |
|коллективной |
|бессознательностью. |
|Носитель этого – |
|аретип ( результат |
|спонтанного |
|порождения образов |
|мозгом), сознание |
|человека формируется|
|под воздействием |
|нескольких |
|архетипов. |
|40. К массов. и |
|к-ра элитарная. |
|Массовая к-ра – это |
|следствие массового |
|общества. |
|Противоречия: |
|разделение массовой |
|к-ры на 3 уровня: |
|высшая(элитарная), |
|к-ра средних |
|социальных слоев |
|общества, |
|вульгарная(низшая)- |
|массовая. Особое |
|место занимает кич |
|(от немецкого – |
|халтура). В массовой|
|к-ре глубина |
|проникновения в |
|существо явлений |
|почти всегда |
|ничтожно. Основн. |
|черта- удовлетворени|
|потребностей |
|человека. По поводу |
|массовой к-ры |
|Ортега-и-Гассет |
|сказал: “Герои |
|исчезли, остался |
|хор.” |
|Фрейд:”Сегодня |
|сформировалась |
|массовая душа.” |
|Массовая к-ра |
|развивается по |
|закону рынка, |
|появилось |
|коммерциализированно|
|е искусство. Бэлл |
|:”Рост |
|информативности, |
|коммуникавтивности- |
|причина |
|возникновения |
|массовой к-ры.” |
|Массовое сознание |
|носит характер: |
|прагматичный, |
|классовый, |
|консервативный. |
| |
Билет 30
|52. Отеч. к-ра ВОВ |
| |
|Основные силы |
|работников культуры |
|и искусства были |
|направлены на |
|художественное |
|обслуживание фрониа |
|и тыла. Публицистика|
|– А. Толстой, |
|Леонов, Шолохов, |
|Фадеев, Симонов |
|(Молдая гвардия). |
|Поэты – |
|Твардовский(Василий |
|Теркин). Музыканты –|
|Прокофьев(увертюра |
|“1941 год”), |
|Шестакович(“7-я |
|симфония”) 1942 год |
|– первый |
|полнометражный фильм|
|“Машенька”. |
|62. содерж произв |
|иск и метод анализа.|
| |
|Последовательность и|
|содержание идейно – |
|художественого |
|анализа произведения|
|искусства. |
|Изучение литературы |
|об авторе времени |
|создания и самом |
|произведении |
|искусства. |
|Учет условий и |
|времени восприятия |
|произведения |
|искусства. |
|Раскрытие содержания|
|произведения |
|искусства |
|определение его. |
|Идеи, |
|замысла,темы,сюжета,|
| |
|Определение |
|качественных |
|формальных |
|особенностей |
|произведения |
|искусства. |
|Вид искусства, |
|жанр,форма,композици|
|я, художественные |
|средства создания |
|образа. |
|Оценка |
|имторико-художествен|
|ной ценномти |
|произведения |
|искусства. |
|Определение |
|воспитательного |
|значения |
|произведения |
|искусства. |
Билет 21
|48. Культура России |
|2 половины 19 в. |
|Обслуживает интересы|
|простых людей, а не |
|аристократии. |
|Формируется новая |
|прослойка – |
|интеллигенция. |
|Праотец эстетической|
|теории реализма – |
|Чернышевский. |
|Лит-ра: Тургенев, |
|Толстой «В. и М.», |
|«Анна Каренина», |
|Достоевский, |
|Гончаров «Обломов», |
|«обрыв».Псих. роман:|
|Достоевский «Братья |
|Карамазовы», «Бес», |
|«Подросток», |
|«Преступление и |
|наказание». Сатира: |
|Чехов, Короленко |
|«Дети подземелья», |
|Мамин-Сибиряк. |
|Композиторы: |
|Мусоргский, |
|Балакирев, Бородин, |
|Римский-Корсаков |
|(частые обращения к |
|сказкам). Чайковский|
|– истоки создания |
|балетной музыки |
|«Лебединое озеро», |
|«Щелкунчик».Рахманин|
|ов. Живопись: 1863г.|
|–бунт14-ти |
|художники-передвижни|
|ки: Крамской |
|«Незнакомка», |
|Мясоедов, Перов – |
|остросоциальные |
|картины- «Тройка», |
|«У последней |
|заставы», «Сельский |
|крестный ход на |
|пасху», Саврасов |
|«Грачи прилетели», |
|Шишкин – певец |
|русской природы – |
|«Утро в сосновом |
|бору», «Рожь», |
|Поленов «Московский |
|дворик», Айвазовский|
|«9 вал» . Репин |
|«Бурлаки на Волге», |
|«Мусоргский»;Суриков|
|– «Утро стрелецкой |
|казни»; Васнецов - |
|сказки – «Три |
|богатыря». Верещагин|
|– фаталист – |
|«Апофеоз войны». |
|Скульптура: |
|Апикушкин «Пушкин». |
|Наука: Попов-радио, |
|Радихин, Менделеев, |
|Бутлеров, Тимирязев,|
|Лодыгин, |
|Яблочков-лампочка, |
|Можайский-первый |
|самолет. |
|44. Становление R |
|централиз русск гос|
|. |
| |
|Значимые |
|исторические |
|события: абсолютизм,|
|монархия.Россия |
|приобретает свой |
|вес, важное место в |
|мире. Иван 3 и Иван |
|4 создали мощное |
|государство. К 15 в.|
|начинает |
|формироваться единая|
|культура. |
|Развивается в |
|литературе |
|публицистика |
|(рассказ о светской |
|жизни общества). |
|Формируется |
|дворянство, а |
|лите5ратура |
|отображает роль |
|этого класса в |
|жизни. Проводятся |
|различные |
|реформы.Яркие |
|произведения: |
|«сказание о князьях |
|Владимирских».Писате|
|ли-публицисты: Иван |
|Пересветов, |
|Ермолай-Еразм.Церков|
|ь обосновывает |
|необходимость |
|укрепления |
|централизованного |
|государства. |
|Проводится |
|канонизация местных |
|русских «святых». |
|Митрополит Макарий |
|«Четьи |
|Минеи»-церковный |
|труд в 10 томах, |
|живо описания |
|русских |
|святых.«Степенная |
|книга» – огромное |
|собрание пышных |
|биографий всех |
|предков Ивана |
|Грозного. Кодексом |
|морали и житейских |
|правил состоятельных|
|слое в общества |
|можно назвать |
|«Домострой». Он |
|проникнут идеей |
|смирения, |
|паодчинения властям,|
|а в семье – |
|повиновение |
|домовладыке. Начало |
|книгопечатания: 1564|
|г. в Москве вышла |
|роскошно оформленная|
|печатная книга |
|«Опостол». Активное |
|возрождение |
|зодчества.1475-1479 |
|гг. – Кафедральный |
|Успенский собор |
|(Аристотель |
|Феорованти) – |
|симбиоз 2 систем: |
|русское зодчество и |
|барокко. Роспись |
|собора: |
|Дионисий.Новый |
|архитектурный стиль |
|– шатровый (церковь |
|Вознесения в |
|Коломенском). |
|1554-61 г. Собор |
|Василия Блаженного |
|(Барма, Постник), |
|Покровский собор в |
|честь взятия Казани |
|1552 г..1672 г. – |
|попытка создать |
|первый русский |
|театр. |
Билет 11
|10: Средневековое |
|представление о |
|культуре? |
| |
|Высшее достижение |
|культуры |
|средневековья |
|выражалось не только|
|в религиозной – |
|фанатической стороне|
|сознания, но и в |
|олицетворении в ней |
|творческой воли |
|человека, могущество|
|труда человеческого |
|общества. |
|5-16 века- длина |
|средневековья. |
|Огромную роль в |
|формировании этой |
|культуры сыграла |
|религия, феодально –|
|светская культура, |
|народная культура( |
|праздники, обычаи, |
|каноны). |
|Арки, готика, |
|музыка, архитектура,|
|театр- наиболее |
|сильный рассвет в |
|это время. |
|Музыка: «Охота на |
|оленя», «Эхо» и др. |
|Литература: Шекспир.|
| |
| |
|34 Развитые |
|капиталист отнош. |
|Классицизм. |
|Классицизм –на |
|основе реализма, в |
|основе рациональное |
|начало. |
|Сформировался в |
|последн. ј 18 века |
|во Франции. Декарт, |
|Корнель, Расин, |
|Мольер, Буало- |
|основатели |
|классицизма. |
|Принципы классиц. |
|Раелизовались в |
|различных видах |
|искусства. |
|Возродилось стр-во |
|треумфальных арок |
|(Треумфальная арка |
|на площади звезд в |
|Париже). В скуьпт. |
|Гладкие полированные|
|поверхности мрамора,|
|придают статуям |
|холодность. Жесты |
|героев сдержаны. В |
|живописи – сцены |
|античных времен. |
Билет 33
|65. Принципы |
|эстетического |
|воспитания |
| |
|Эстет-е воспит-е |
|нач-ся с правил-го |
|восприятия красоты в|
|окр-щей действ-ти, в|
|общ-ве, в жизни. |
|2 задачи: 1-я – |
|развивать эстет-е |
|способ-ти личности в|
|структуре ее |
|деят-ти; |
|2-я – формировать |
|эстетич-е ориентации|
|личности, спос-ть |
|воспринимать, |
|чувствовать, |
|переживать, |
|прививать вкус и |
|идеал человека. |
|3 этапа: 1-й – |
|опред-ние эстет-х |
|качеств; 2-й- |
|усвоение принципов |
|эстет-го воспитания,|
|т.е. правил по |
|которым |
|осуществляется этот |
|процесс; 3-й- |
|овладение средс-ми и|
|методами эстет-го |
|воспитания. |
|66. Кул-ная политика|
|гос-ва в ФАПСИ. |
| Вопросы развития |
|к-ры и ис-ва, |
|повышения их роли в |
|деле формирования |
|гармонично развитого|
|воина, укрепления |
|обороноспособности |
|занимант важное |
|место в кул-ной |
|политике России по |
|отношению к ФАПСИ. |
|К-ра выступает не |
|столько как |
|опред-ная сфера |
|общ-й жизни, сколько|
|как ее суть. |
|Факторы кул-ной |
|политики: 1) |
|Потреб-сть |
|построения гуманного|
|демократ. общ-ва; |
|2) Потреб-сть |
|реформирования общ-й|
|жизни в России; 3) |
|Потреб-сть |
|дальнейшего развития|
|и перестройки общ-го|
|сознания, возрож-я |
|общ. ценностей и |
|кул-но-истор-х |
|традиций |
| |
Билет 13
|36. Фовизм, |
|футуризм, |
|дадаизм-модерн 20в|
| |
|Фовизм- (от |
|итальянского: дикий,|
|хищный) |
|характеризуется |
|яркостью, часто |
|несопоставимостью |
|красок, предметы |
|часто окрашиваются |
|не в свои цвета. |
|Представители: Андре|
|Матис |
|картина“Танец”,”Вид |
|из окна в Танжере”, |
|Марке, Фламин, |
|Тирен. |
|Футуризм- (от |
|итальянского – |
|будущий) |
|авангардистское |
|течение, сложившееся|
|в италии. Отличается|
|тем, что |
|изображаемый предмет|
|стремились показать |
|динамичным. |
|Отрицание |
|традиционной |
|культуры. |
|Представители: Дж. |
|Северини “Бронепоезд|
|в действии”, |
|Боччони, Лентулов |
|“Небесный |
|свод”,Джакомо Балло |
|”Собачонка на |
|цепочке” |
|Дадаизм- (от фр. |
|dada- лошадка). |
|Возникло |
|одновременно в |
|1915-16 гг. в |
|Нью-Йорке и |
|Швейцарии. Назвние |
|дано лидером течения|
|румынским поэтом |
|Тцарой. Дадаисты |
|изображали то, что в|
|данный момент |
|взбредет им в |
|голову, что часто |
|выглядело, как |
|“каракули младенца“.|
|В 1922 г. дадаизм |
|влился в сюрреализм.|
| |
|Представители: |
|художник Дюшан, |
|Пикабия ”Дитя |
|карбюратора” |
|31 К и исск нового |
|времени. |
|Культура – разум. |
|Цель – сделать |
|человека счастливым,|
|Зигмунд Фрейд – |
|культ как средство |
|для |
|совершенствования |
|чел (человек в услов|
|западной культ имеет|
|неустойчивую |
|психику, |
|сознание:разрывается|
|:нормы К и |
|собственные желания |
|) Кант, Гегель,- , |
|как перманентный |
|процесс развития |
|общества(К-область |
|духовн свободы чел) |
|,Жан Жак Руссо- как |
|оружие закобаления |
|чел(превращение его |
|в оружие чуждых челу|
|сил.ущерб-сущ. |
|частная собственость|
|). |
Билет 24
|46. Золотой век. |
|Росс культура 2 |
|половины 18 |
| |
|Культура пронизана |
|идеями |
|гражданственности, |
|патриотическим |
|пафосом, чувством |
|общественного долга.|
|Классицизм |
|(ранний1760-70 г., |
|зрелый1780-1800 г., |
|поздний до |
|30-х)-использование |
|античных канонов. |
|Русскому классицизму|
|присущи: идеи |
|служения обществу, |
|причастности |
|личности к судьбе |
|родины, стремление к|
|простоте, логической|
|упорядоченности, |
|приверженность к |
|анатомической |
|правильности тела. |
|Одновременно с ним |
|развивались и |
|формировались |
|сентиментализм и |
|романтизм. Лит-ра: |
|Радищев «Путешествие|
|из Петербурга в |
|Москву», Державин- |
|родоначальник |
|реализма – оды, |
|Сумароков, |
|Ломоносов, |
|Тредиаковский. |
|Появление реалистов.|
|Херасков, Копнист- |
|против |
|крепостничества, |
|аристокр. системы. |
|Фонвизин |
|«Недоросль», |
|«Бригадир». Театр: |
|1756г.-подписан указ|
|об образовании |
|русского нац. театра|
|(директор |
|Саморуков).Актеры: |
|Дмитриевский, |
|Шумский, |
|Троепольский, |
|Жемчугова. |
|Живопись:1757г.-акад|
|емия художеств. |
|Персонаж- живой |
|мыслящий человек. |
|Новые жанры: |
|исторический |
|(Лосенко «Владимир |
|перед Арагнедой»), |
|пейзажи (Алексеев, |
|С. Щедрин), бытовой,|
|натюрморт. Знамен: |
|портретисты: Рокотов|
|– главное: |
|эмоциональное |
|состояние человека; |
|Левицкий, |
|Боровиковский. |
|Скульптура: Шубин, |
|Ф. Щедрин, Гордеев, |
|Козловский «Самсон |
|раздирающий пасть |
|льва», Фольконе |
|«памятник Петру1». |
|Арх-ра: классицизм: |
|Баженов (дом |
|Пашкова), Казаков |
|(здание сената в |
|Кремле). Наука: |
|Географическое |
|исследование страны |
|– Беринг, Лодыгин, |
|Капустин. |
|56. Охрана памятн |
|исто . Всеросс. |
|Общ-во |
| |
|Разграничение |
|понятий |
|“преемственности” и |
|”наследования”(I- |
|общефилософское, |
|значимо для всех |
|сфер жизнед-ти |
|общ-ва, II- |
|осознанные действия,|
|направленные на |
|критическую оценку |
|оставшихся |
|культурных |
|ценностей). Культ. |
|наследие – совок-сть|
|связей, отношений и |
|рез-тов деят-ти ч-ва|
|на протяжении всех |
|историч. эпох, |
|подлеж-их критич. |
|оценке, развитию и |
|использ-ю. Всерос. |
|Общ. Охр. Пам. И и К|
|основано в 1966г. |
|Задачи: 1- вовлек-ет|
|в свои ряды |
|предприятия, |
|учреждения и т.д. 2-|
|координирует общ-ную|
|деят-сть в обл-ти |
|охраны пам-ков |
|истор. и культ-ры. |
|3- экспертирует |
|проектную |
|документацию: |
|ген.планы, |
|застройки, проекты |
|охр. Памятников. 4- |
|конролир-ет пр-во |
|восстанов-ых работ. |
| |
Билет 29
|51. Становление сов.|
|к-ры(1917-1941) |
|Начало – ряд |
|мероприятий |
|(формирование нового|
|типа мышления): |
|декреты Сов. Власти |
|(все культурные |
|ценности - |
|общенародная |
|собственность) В.И. |
|Ленин:”Искусство |
|принадлежит народу… |
|Оно должно быть |
|понятно и любимо |
|им”. Декрет СНК “О |
|памятниках |
|республики(воздвигат|
|ь памятники |
|выдающимся людям |
|революции)”-12 |
|апреля 1918 и др. |
|Соцалистический |
|реализм. |
|Идеологизация |
|культуры. В 20-е |
|годы - Маяковский, |
|театр - Мейерхольд, |
|кинематограф - |
|Эйзенштенейн. |
|Политический плакат |
|(Моор”Ты записался |
|добровольцем”, |
|Дени”На могиле |
|контрреволяции”). В |
|30-е годы –расцвета |
|сов. искусства – |
|соц-кий реализм. |
|Худ. – Кустодиев |
|”Большевик”, Греков.|
|Портретисты – |
|Кончаловский, |
|Дейнека. Скульпторы |
|– Андреев, |
|Шадр”Булыжник – |
|оружие |
|пролетариата”, |
|Мухина “Рабочий и |
|колхозница”. |
|Архитекторы – Щусев |
|(Мавзолей Ленина), |
|братья Веснины |
|(Днепровская ГЭС). |
|20-30-е годы – |
|строительство |
|Московского |
|метрополитена. |
|Литераторы |
|–Серафимович,Фадеев,|
|Шолохов, Островский.|
|Поэты – Маяковский, |
|Блок, Есенин. |
|Музыканты – |
|Глазунов, Игумнов. |
|Наиболее характерные|
|черты культуры в |
|первые годы |
|существования сов. |
|Власти – народность,|
|гуманизм, |
|патриотизм, верность|
|большевистской |
|идеологии, высокая |
|идейность. |
61.культура офицера пути ее повышения. | |
В системе подготовки офиицерских кадров инженеров спеуиалистов связиважное
и место сегодня занимает эстетическое воспитание. ккаждый военнослужащий не
только вооруженный защитник отечества военный спеуиалист но и гражданин. В
процессе воспитания вырабатывается ориентауия личгности в мире
эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их хорактере
сложившимимся в донном конкретнои обществе а текже происходит приобщение к
этим ценностям.Эстетическое воспитание обладает двумя основными функкциями:
форимирование её творческих способностец. Эти функции и определяют место
жстетического воспаитиания в общественной жизни. Красота является одним из
регуляторов человеяеских взаимоотношений: благодаря красоте люди
интуитивно тянуис к добру ещё до тоого как и дея добра будиъет осмысленно
воспригята их моральным состаянием. Процесмс и система эстетияеского
воспитания воинов представляет собой совокцпностьпринуипов иметодов средств
и способов решающих задачи.
Таким образом эстетическое воспитание в подразделениях ФПСИстроится на
использовании общих закономерностей формирования всестороннеразвитой
личности военнослужищего.
| |
Билет 5
|28. К |
|раннехристиан пер . |
|Романский Стиль. |
| |
|Низкий уровень |
|пороизвод. сил, |
|натур. хоз-во, |
|феодраздробленность.|
|313г Константин – |
|христианство гос. |
|религия. Иску-во не |
|подражает природе, |
|появление бестелесых|
|фигур. «Рома»- Рим. |
|Замок – центр всей |
|культ. жизни. |
|Зодчество. Появление|
|Базалики, здания |
|формы креста. |
|Германия центр. |
|Церковь св. Марка в |
|Венеции, пизанский |
|собор, церковь Сан |
|Миньяно дель Монте |
|во Флоренции. |
|5 худ. к-ра |
|( |
|искусство)–совокупно|
|сть худ.ценностей |
|области х\к: |
|-дух-худ(жив,скульп,|
|граф); |
|мат-худ(дпк,дизайн);|
|теоретическая(науки |
|об искусстве,к-ре: |
|эстетика,иск\вед,арх|
|,этн) напр.разв.: |
|-созд х\ценн,распр |
|х\к,освоение х\к |
| |
Билет 12
|30 Эпоха |
|Возрождения. |
|Ренесанс. |
|New этап в культуре.|
|Заложены основы |
|соврем. науки |
|естествознания, |
|литературы. Впервые |
|сложилась реалистич |
|система. Культ |
|возрожд изучают на |
|основе понятий |
|ренесанс и |
|просвещение. |
|Возрождение – |
|явление общества |
|вступившего в полосу|
|перемен, основа – |
|переход от |
|феодализма к |
|капитализму. |
|14,15-17 века. |
|Ренесанс в Европе – |
|эпоха позднего |
|возрождения. В |
|основе – принцип |
|гуманности, |
|утверждение |
|достоинства и |
|красоты реального |
|чел , разума, воли, |
|творческих сил. |
|Связь с культ |
|античности. |
|Микельанжело – |
|скульптор(Собор |
|святого Петра в |
|Риме), Леонардо де |
|Винчи(ученый,худ,ску|
|льпт), Микеланджело,|
|Рафаэль(Сикстинская |
|Мадонна), Шекспир |
|35 Импрессионизм, |
|постимпресс. |
|Импрессионизм – |
|передача впечатлений|
|от окружающей |
|природы. Уход от |
|реалистического |
|искуства к |
|символизму. |
|Обобщение, упрощение|
|форм света. Цель – |
|удовольствие от |
|наблюдения, нет |
|жизненного смысла. |
|Растворение формы в |
|цвете. Эдуард Мане –|
|картины без главн. |
|героев (обрезанные |
|фигуры), Агюст Роден|
|– пластика (мрамор –|
|текучие формы). |
|Постимпрессионизм – |
|смещение |
|импрессионизма к |
|оциальному |
|напряжению, смелое |
|применение цветов. |
|Ван Гог, Поль Сизан |
|– «нервные мазки», |
|«подсолнухи» |
|«автопортрет», Поль|
|Гоген – спокоствие, |
|уравновешенность. |
Билет 20
|20. Марксистская |
|теория к-ры |
| |
|Материальные |
|принципы, Маркс |
|разработал |
|формационный подход.|
|К-ра – продукт |
|деятельности. Смена |
|к- ных типов из-за |
|нарушения в системе,|
|если человек |
|перестаёт быть целью|
|деятельности для др.|
|человека. |
|43. К Руси |
|татаро-монгольского |
|нашествия. |
| |
|Монголо-татарское |
|иго сыграло огромную|
|роль на развитие |
|культуры. |
|Междоусобица, |
|раздробленность |
|мешали развитию |
|государства. |
|Вследствие этого |
|остановился процесс |
|развития к., |
|приведший к |
|культурному |
|застою.Лит-ра : |
|основная тема |
|освобождение |
|русского народа: |
|«слово о погибели |
|русской земли», |
|«повесть о разорении|
|Рязани |
|Батыем».Появляется |
|новый жанр – житие |
|(повествовательное |
|сочинение о жизни |
|святого). В основе –|
|литература монахов и|
|церкви. «житие |
|Александра Невского»|
|– 13 в. характерная |
|особенность – |
|уделение особого |
|внимания |
|государственным |
|интересам. Новый |
|жанр – былины. Циклы|
|былин: Киевский |
|(идея освобождения |
|русского народа), |
|Новгородский. |
|Поэтические |
|произведения : |
|«Задонщина» - 1380 |
|г. (прославляет |
|победу над |
|монголами).Медленнее|
|всего возрождалось |
|на Руси каменное |
|зодчество. Только в |
|1292 г. около |
|Новгорода строится |
|первое со времен |
|Батыева нашествия |
|каменная церковь |
|Николы на Липне. |
|1366 г. началось |
|строительство |
|каменного |
|Московского |
|Кремля.Фреска: |
|Феофан Грек |
|«вседержитель» |
|церковь Спаса на |
|Ильине в Новгороде |
|1378 г. |
| |
Билет 2
2.Культура как соц. Явл. Общ. | |. процессы исследуются в главных сферах
деят. ч-ка: матер, соц.(полит) и дух.(наука, иск-во, лит-ра, рел)
150-200 определений(технол, деятельностные, ценностные) !подходы,
опирающиеся на материалистическое и идеал. Миропонимание(И.Кант, Гегель,
А.Вебер) к-ра(лат.-совершенствование)-совок. мат. и дух. ценностей,
накопленных общ., характеризующихся определенным уровнем их совершенства, а
также распространение их в общ. на различных ступенях его развития
| |25. Культура Междуречия, Др. Египта. | |
Междуречье(Тигр и Ефрат)VIв до н.э. памятники: клинопись (Шумерская),город
Урарту, Вавилон. Башня (во славу бога Мардука)
Барельеф (для изображ. Царей), наука(звездочёты).
К-ра – каноничная( бог Ра), статичная, консервативная. 42 династии
фараонов. Вера в загроб. Жизнь. Памятники- пирамиды, фрески, клинопись
(иероглифы), храмовая архитектура (храм Амон-Ра в Карнаке, храм Рамсеса II
в Абу-Симбеле) медицина (бальзомирование).
| |
Билет 1
1. культорология | |.–наука, предмет к-рой - различные стороны развития
общества: мат., соц., полит., худ. К. ,как наука изучает наиболее
общие закономерности разв. к-ры принципы ее функционирования, связь
различных культур. Курс К. всесторонне рассматривает и изучает феномен
к-ры в философско-историческом и социально-культурологических аспектах.
Содержание курса К. –1К. как наука: школы, направления, теории; 2 история
мировой к-ры; 3 история отечественной к-ры(1др.рус,2Рос16в,3Рос19в,4соврем
к-ра); 4 охрана и использование культурного наследия нашего отечества
| |24 Первоб К. Усл её формирования. | |
40 тыс. лет до н.э. завершилась биологич революция чел-ка. К-ра первобыт
чел-ка: - слитность мат и духов. Влияний на чел-ка; - синкритичность
(примитивность); - имперсональность (безимянность). Периоды: каменн.
век(палеолит, мезолит, неолит )
медный (энеолит), бронзовый и железный. Первичные (палка…) и
вторич(произведён. с помощью первич) орудия труда. Дух. к-ра: язык,
фитишизм (вера в сверхъестественн. Предметов), мифичность. Раскопки: пещера
Ла-Форси (Франция), Ласко (Испания)- настен. живопись.
Эпоха матриорхата ( женские статуэтки). Архитектура – Менгиры (верт.
каменн. глыбы, место поклонения),кромлехи, дольмены. Муз. Инструмент –
барабан. Ритуал. танцы – прообразы хореографии.
| |
Билет 3
3 Закономерности развития к-ры: | |1общесоциологические (-зависимость
типов к-ры от способа производства; -зависимость к-ры от коренных интересов
и соц. страт и групп; -преемственность; -расширение масштабов деятельности
ч-ка), 2специфические( -стремление от родоплеменной к нац. к общечеловеч.;
-усиление ее влияния на другие сферы деят. ч-ка; -возрастание
взаимопроникновения и вз.завис. разл. сторон к-ры)
| |27.Античная культура. | |
Характеризует: гармония, соразмерность, пропорционал, гуманность,
демократич. Полис- город. Периоды: гомеровский (9-8 в) (сельс. община,
мифы(бог - Зевс)), архаический (600-480г) (Олим. Игры. Соединение
коллективизма и состязательности (агон)), классицизм (480-323) (полисы,
народ. собрание), эллинизм (323 до н.э. – 2 н.э.) (гос-во Эллада расцет
всего). Пифогор( число в основе всего), Аристотель (логика), Сократ
(красота в гармонии). Мирон «Дискобол» 450 г до н.э. Живопись: Вазопись,
фрески, Музыка: хоры, литафоры, арфы., театры, Поэты: Эсхил, Софокл,
Аристофан, Литература: Гомер «Иллиада», «Одисея». Памятники: храм
Посейдона, Зевса в Олимпии, храм Парфенон, статуя Венеры Скопаса.
| |
Билет 7
7 Стиль и жанр | |стиль-структурное единство обр.системы и приемов худ.
выражения, порождаемые живой практикой разв. арх\ театра\ муз\ жанр
-подразделение каждого вида иск-ва на более мелкие сост части, обусл.
многообразием конкретных возможностей худ. освоения действительности(лит-
роман\ повесть\ поэма; изобр\исск-портрет\ натюр\
пейзаж\)(жанр:поджанры)(скульптура Фальконе Мед\всад-ист+портрет жанры)
| |12: Культура эпохи Возрождения? | | Культура Возрождения явилась
большим шагом от символического, условного, теологического понимания мира
средневековья к гуманному взгляду на мир. Ученые, творцы 14-16 веков,
открыли красоту человека и окружающего мира. Живой интерес к личности,
природе, переживаниям, мыслям и поступкам человека породил в культуре эпохи
Возрождения яркий и сложный образ человека, человека – деятеля, мыслителя,
героя.
Петрарк, Боккачо – становители культуры Возрождения.
Микельанджело, Беато Анжелико, Пауло Учелло, Веррокио- величайшие художники
эпохи.+Леонардо Да Винчи, Тициан, Рафаэль
Картины: «Примавера», «Рождение Венеры», «Мона Лиза», фреска «Тайная
вечеря», «Сикстинская мадонна», «Диана и Актиан», собор Святого Петра-
памятники эпохи. | |
Билет 10
10 Роль античности в формир знаний о К | |
Античность- наивысшее достижение в мировой цивилизации. Гармония,
соразмерность, классические пропорции- поражает нас в античном искусстве.
Поэмы Гомера, театр, мимы – вот проявления античной культуры.
Античная культура сыграла важную роль в развитии мировой культуры.
Замечательные и прекраснейшие памятники культуры оказывали влияние на
культуру всех народов. | |33 Рококо. | |Богатсво-
внутрь,прячется(архитектура).гл.тема- любовь. Дворец САН-СУСИв Постдаме.
Живопись-пастушшевские сюжеты (арстократия переодетая в пастухов). Хогард
«модный брак»(пороки обычного общества). Лит-ра Мольер «тартюф или
обманщик», направления – реализм, классицизм, лит-ра барокко(настроение
писсисмизма и отчаяния). Движение просвещения решение соц.проблем (прогресс
возможен через просвещение людей, освобождение от религиозных
предрассудков. Вера в разум). Вальтер, Руссо, Гете. Музыка- церковный и
светский характер (чел.чувства, прогрессивн.идеи нового разума.). Появилась
опера. Бах – мир чел.мыслей, страданий, чувств. Оркестры при дворах. Из
музыки светской – в симфонию. Моцарт – «Дон Жуан», Бетховен- « лунная
соната», Верди- «Риголетто». | |
Билет 14
14 Просв ороли К в общ прогр Гердера Руссо | |.
Руссо(несоответствие между социокультурной реальностью и ее идеальными
регуляторами) и Гердер(рассматривал культуру в теспой связи ее с эпохой,
жизнью народа, мифологией и религией) считали, что культура проявляется в
разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется
достижениями в области науки и искусства. По их мнению, цель культуры и
высшее назначение разума совпадают – сделать людей счастливыми.
Другие деятели, занимавшиеся данной проблемой: Монтескье, Вико, Гегель,
Шлегель, Лессинг, Винкельман, Спенсер. | |37.Филос абстрак , кубизма,
сюрреализма | |.
Абстракционизм. Возник в 1913 г. Основатели: Кандинский, Малевич.
Лозунг:”Искусство ради искусства. ”Делится на два течения:1.Ташизм
(Кандинский, Хане Хартунг, Пьер Сулаж) спонтанное, иррациональная игра
цветовых пятен; 2.Супрематизм (Малевич) видимость математических
выверенных, рационально-геометрических построений.
Задачи живописи сводились к исследованию возможных комбинаций первичных
элементов - линии, цвета и формы.
Кубизм. Возникло в 1907 г. с картиной Пикассо “Авиньонские девицы ”
.Представители: Пикассо”Герника”, ”Фермерша”,“Портрет Воллара”.
Брак, Дюшан, Лежье, Кончаловский ”Агва”
Считали, что весь мир состоит из геометрических фигур
Сюрреализм. Искусство сверхреально, нет никакого порядка и разумного
смысла, все подчинено случайности.Фантастически уродливое переплетение
человеческих тел, предметов.Все в необычной форме. За пределами реализма.
Представители: Сальвадор Дали ”Пылающие жирафы”,”Предчувствие гражданской
войны” , Миро, Танги, Арп, Эрнст, Массон, Шагал.
| |
Билет 15
15. Понятие и сущ-сть в нем. класс. теории | |Кант(дуалист т.е. за
материалистов и идеалистов): к-ра область духовной свободы ч-ка, как гений
человека ( озарение), всё сводится к божеств началу. Прекрасное –
субъективно. Цель к-ры: моральное господство человека над самим собой.
Гегель: к-ра –абсолютная идея, имеет божественное начало.
Законы диалектика Гегеля: - з-н единства и борьбы противоположностей; -
переход кол-ва в качество; - з-н отрицания отрицания. Существ. 3 формы
искусства: символическая, классическая, романтическая.
| |38. Поп- арт. Оп- арт. Кин исск | |Поп- арт.(от сокращенного англ.
Popular art-общедоступное искусство).Возникло в 50-е-60-е г в США. Цель:
сделать искусство доступным и понятным широким слоям населения, т.е.
популярным, изображая повседневны предметы обихода.
Представители: Роберт Раушенберг”Унитаз”,Энди Уорхол, Джордж Сигл.
Оп – арт. (Оптическое искусство) Возник в 1956 г. Исследование различных
оптических эффектов, приборы из линз, вращающиеся механизмы, зеркала и
направленный на них свет.
Представители: Виктор Вазерелли.
Кинетическое искусство. Создание произведений искусства возможностями
движения реальных конструкций, машин, иллюзорных изображений, оптических
эффектов, создаваемых с помощью кинематографа, телевидения и т.д.
Представители: Гюнтер Юнкер, Жан Тенгели”Палуба №3”, “В знак уважению Нью-
Йорку.” | |
Билет 28
60.Культура подчиненых . формы методы | |
Формирование высоко ваенно-техгническкой культ у личного состава войск и
подразделений ФАПСИ обусловлено рядоим причин: все более возрастающеи
уровнем сложности оружия и боевой технике и телекомуникативных систем связи
усложнившимися способаими боевого примпенения оружия военно техники связи .
превращением армии войск ФАПСИ в сложную ссистему яеловек- военная техника
.
Эстическая культ оказывает положительгное воздействие на выполнение
воинамим своего гражданского долга. Осваивая и преобразуя ми р по законам
ккрасоты человек через гнеодуухотворённые предметы- каимень дерево глину
бронзу выражал свое творчческое отношениие к воплощал свою фантазию
представление окрасоте . определяется эстетичевская культ как совокупность
эстетичяески значитых ценностей способов имх создания распространения и
передачи из поколения в поколение.
| |50.Мн теч. и напр. отеч. К нач XX в. Декаденс. | |
Реалистическое направление (предложил Горький “Жизнь Клима Самгина”,
Толстой Л.Н, Чехов А.П.).Художники-передвижники – Репин, Маковский,
Суриков. Традиции переняли худ-ки – Архипов, Коровин, Касаткин.
Модерн. теч-я: декадентское ( Минский, З. Гиппиус), символическое (Блок,
худ. Врубель), футуристическое молодой Маяковский). Декаденты и символисты
- лозунг “Искусство ради искусства”. Футуризм - “освобождение” культуры и
искусства от идейности, от связи с общественными запросами. В музыке,
театре и изобразит. искусстве: деят-ть МХТ (основатель - Станиславский ),
Немерович-Данченко. Римский-Корсаков – “Садко”. Шаляпин – артист и певец.
Скрябин – поэма “Прометей”.
В конце 90-х гг. - новое худ-ное общество “Мир искусства” с Бенуа и
Дягилевым. Ядро – Сомов, Бакет. Проповедовали т.н. “чистое искусство”.
Формируется новый стиль – МОДЕРН (свободная, причудливая планировка,
усложненный фасад, сочетание прямых и округлых линий). неоклассицизм
Ульрамодернизм: “Ослиный хвост”, ”Бубновый валет” (Кон, Машков), “Голубая
роза”(Кузнецов, Сарьян)-упрощение форм, сочность красок, оптимизм. | |
Билет 31
53. Современ. отеч. к-ра, памятники | | Характер - универсальность,
многонациональность. Принципы – новые профессиональные поиски, идейно
образная наполненность, динамичность худ. языка. 60-70-е года – “оттепель”.
70-е годы – “диссиденство” (Солженицин, Ахматова, Сахаров). Кино – “Война и
Мир”, ”Они сражались за родину ”, ”Вечный зов” (Бондарчук, Шукшин,
Смактуновский). Музыка – Шотакович (11-я, 12-я симфонии), Хачатурян,
Растропович, Высотский, “Машина времени”, ”Кино”. Худ-ки-“семидесятники” –
Назаренко, Ситников. Худ-ки-эмигранты – Шемякин, Кудряшов – принципы
русского конструктивизма. | |63. Бат ис. Образ воин-защитн Родины | |Отеч-
ная к-ра раскрывала типичные черты рус. бойца, величие его духа,
несокрушимость.Он показывал независ-ть,силу рус. народа.
Литература: Твардовский “Василий Теркин”, Б. Полевой “Повесть о настоящем
человеке”, А. Фадеев “Молодая гвардия”.
Художники: Неменский – “ Мать”, Дейнека, Герасимов, Корин - “Александр
Невский”
Музыка: Прокофьев – опера ”Война и мир”,Шостакович – 7-я симфония | |