Средневековый город Тараз
Евразийский национальный университет
им. Л.Н. Гумилёва
РЕФЕРАТ
на тему
«Средневековый город Тараз»
выполнил: Журкевич О.С. (ЖР-12)
проверила: Какенова Г.М.
АСТАНА 2002
На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного Тараза важного
промышленного и культурного центра республики, находятся остатки одного из
крупнейших средневековых городов Казахстана. Он был основан во 2-3 вв. до
н. э. Поэтому Тараз по праву считается одним из самых древнейших городов
Казахстана. Здесь встречаются стоянки первобытного человека периода
палеолита и неолита, памятники эпохи бронзы (многочисленные курганы так
называемого андроновского типа, наскальные изображения), десятки развалин
средневековых городов, укреплений, а также архитектурных сооружений.
Начиная с 6 века нашей эры, появляются первые письменные сведения о
городах, возникших на древнем караванном шелковом пути, соединявшем две
великие державы того времени - Рим и Китай. Караваны шли из Шаша (Ташкент)
на Тараз, Кулан, Мирки, Ашпару и Суяб и дальше - в оазисы Китайского
Туркестана. Сохранились следы этих городов - крепостные валы, обнесенные
глубокими рвами, развалины башен. Первое упоминание непосредственно о
Таразе находится в Византийских источниках, и относятся к концу 6 в. Именно
в это время Византия пытается заключить договор с западными тюрками, с этой
целью император Юстин II отправляет посольство во главе с Земархом в ставку
тюркского кагана Дизабула. А находящийся в составе посольства историк
Менандра Протектор и описал, между прочим, о г. Таласе. Из его рассказов
видно, что город ещё в то время имел торговое и политическое значение и был
одной из резиденций западно-тюркских каганов.
Более подробные сведения о древнем Талазе дал китайский путешественник
Сюань-Цзянь, побывавший здесь спустя 60 лет после Земарха, т. е. в 30-х
годах 7 в. Он писал: «Талас имеет окружность от 8 до 9 ли. Здесь
останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из
многих стран» и что город этот своими размерами и чертами планировки
напоминает ему современные города Средней Азии.
Спустя ещё три с лишним столетия ибн Хаукаль в своих записях указал,
что Тараз - место торговли мусульман с тюрками. А арабский историк 10 в.
Макдиси писал: «Тараз – большой укреплённый город, с множеством садов густо
зелёных, у него ров, четверо ворот и населённый рабад. У ворот города течёт
большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку
проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров».
Соединив воедино археологические материалы с данными древних
письменных источников, становится ясно, что обширная территория древнего
Семиречья, включая долины рек Чу и Таласа, ещё в 6-8 вв. была заселена
оседлым и полуосёдлыми земледельческими племенами, хозяйство которых
базировалось как на продуктах земледелия, так и на пастбищном скотоводстве.
А в 7 в. г. Талас стал важнейшим пунктом на Великом Шелковом Пути.
В то время центром Тараза, а так же его самой древней частью является
цитадель – наиболее укреплённая часть города, резиденция владетельной
особы, здесь же хранились товары, казна, оружие. К цитадели примыкала
окружённая стеной территория города, называемая – шахристаном. Здесь
располагались жилища знати, богатых купцов, ремесленников, к тому же здесь
были и торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-
ремесленные предместья – рабады. В них помещались ремесленные мастерские,
жилища мастеров, хижины бедного городского люда. Так же в самом городе
размещались караван-сараи, лавки купцов. Видно, что разделение на «богатых
и бедных» было очевидным и весьма жестким. Никто из бедной прослойки
тогдашнего общества не мог жить в цитадели и наоборот, ни один уважающий
себя богатый купец не остановился бы и не торговал где-нибудь иначе как в
шахристане.
Тараз был центром большого социально-экономического комплекса, в
который входили десятки крупных и мелких городков, селений, отдельных
усадеб и замков. Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно-
экономическом отношении района. Об этом может свидетельствовать и тот факт,
что здесь же начиная с 8 века чеканилась местная монета.
Поэтому границы города усиленно охранялись от внезапного нападения
врагов. По крайней мере, когда в конце 9 в. основатель могущественной
среднеазиатской династии Саманидов Исмаил ибн Ахмед пошёл войной на Тараз,
то перенёс много трудностей в процессе его захвата. Эмир Тараза лишь после
долгого и упорного сопротивления, когда защита была уже невозможна,
вынужден был сдаться и с многочисленными дехканами принял ислам. Свою
положительную роль в развитии города сыграли присоединение к Средней Азии и
усиление торгово-экономических связей с крупнейшими центрами – Бухарой и
Самаркандом.
Для этого времени характерно широкое распространение поливной
керамики. Значительное распространение получил орнамент растительной
тематики, принимающий всё более и более геометрические формы. Существенное
место в украшении заняли стилизированные надписи, представляющие собой
изречения религиозного типа. К этому же периоду относится одна из самых
интересных находок – керамический светильник, сделанный в форме юрты.
Подобная находка в городе, центре ремесла, торговли и земледелия позволяет
археологам сделать крайне интересный вывод о проживание в Таразе населения,
для которого кочевой быт составляет ещё недавнюю основу жизни, став лишь
воспоминанием и отразившееся в прикладном искусстве.
Долгое время учёные не могли определить точное расположение города.
Его отождествляли с разными поселениями. Одной из причин этого стало не
совсем точное описание города в древних источниках. Но В.В. Бартольд более
всего был склонен помещать средневековый Тараз на месте более позднего
поселения г. Аули-Ата (конец 18 в.). Поразительная интуиция крупнейшего
востоковеда, основанная на произведениях Макдиси, впоследствии была
полностью подтверждена исследованиями археологов М.Е. Массона, А.Н.
Бернштама и Г.И. Пацевича.
Наибольшего расцвета достиг Тараз в 10-12 веках, во время правления в
Средней Азии династии караханидов. В это время он становится столицей
одного из удельных владений. Политическая самостоятельность Тараза и
автономного округа проявлялись прежде всего в местной чеканки монеты от
лица городских владетелей. В нач. 11 в. таразскому правителю Туган-хану
подчинились владетели Самарканда и Кашгара. Естественно, что данная
политическая сила была следствием экономического могущества города, о чем
свидетельствует археологические находки.
В восточной части Тараза археологи отрыли участок водопровода длиной
около 15м, Глиняные трубы размером 0,7м и диаметром 0,25м соединялись
глиняными муфтами. Лежали они на своеобразных глиняной «подушке».
Водопровод был «подключён» к реке Талас, под напором её стремительного
течения вода подавалась во все концы города. Данное сооружение конечно
требовало определённых знаний и сравнительно высокий уровень инженерной
мысли.
Подъём городской культуры в этот период связан с усилением феодальных
отношений в Казахстане и с развитием торговли. Феодальная знать из династии
караханидов, сделав себе ислам главной идеологической опорой, упрочивает
своё господство на юге Казахстана и в Семиречье, при этом насаждая обычные
формы феодальной эксплуатации, основанной на вассальной системе. Облик
городов Южного Казахстана в этот период принимает уже черты, типичные для
феодальной эпохи, - города с цитаделью, со сторожевыми башнями, мощными
фортификационными сооружениями. Большое развитие получают архитектура и
декоративное искусство. В этот период происходит не только количественный
рост городских поселений и общественных зданий, но и качественный скачок,
установление определённых форм в архитектуре и декоративном искусстве,
выработанных сообразно с идеологическими потребностями верхушки феодалов.
В это же время в Южном Казахстане впервые создаётся ряд общественных и
культовых зданий, минареты, кумбезы, сардобы, караван-сараи и турткули,
которые отличались своим великолепным архитектурным нарядом и декоративном
убранством. К сожалению, из такого рода памятников до нас дошли немногие.
Главное направление в архитектуре того времени – это появление новых
черт строительной техники, идея конструктивного и декоративного
перерождения общественных и культовых зданий. Период характерен освоением
новых видов строительного материала – ганча, алебастра, терракотовых и
изразцовых плит. Наряду с древней пасхой и сырцовым кирпичом широкое
распространение получает жжёный кирпич и строительный камень для
фундаментов зданий. При кладке стен большее применение получают деревянные
связки из тальника, карагача, жиде и пр.
В строительной технике большим искусством становятся фигурные кладки
кирпича в виде квадратов, треугольников, ромбов, ёлок. Этим приёмом
украшались фасады и декоративная часть здания. В это время декоративность
вообще довлеет над остальным.
Из приведённого видно, что в период 10-12 вв. в Средней Азии и Южном
Казахстане уже завершены основные строительные приёмы, ставшие принципом
строительного искусства и для последующих веков.
Одним из видов архитектурных памятников того времени являются
мавзолеи. В черте города сохранились два мавзолея, напоминающие о древнем
Таразе.
Один из них – мавзолей Карахана - построен в 11 веке над могилой
одного из правителей династии караханидов. Представляет собой портально-
купольное сооружение. Внутри мавзолея стены сложены из кирпича
караханидского времени. Его полуразрушенный стан дошёл ещё до второй
половины 19 в. и в Казахстане успели запечатлеть его на бумаге. Мавзолей
находился в самом центре Тараза, где ныне стоит его новый, совершенно
заново отстроенный вариант, ничего общего не имеющий с прежним.
Второй небольшой мавзолей 13 века - Ша-Мансур - сооружен над могилой
одного из наместников монгольских ханов, убитого в 1262 году. Об этом можно
судить по надписи, сохранившейся на каменной плите внутри мавзолея.
Особый интерес для ученых-исследователей и туристов представляют два
памятника, расположенные на небольшом расстоянии от Тараза.
Первый из них - мавзолей Айша-Биби относится к 12 веку. Он находится в
20 км от города, около деревни Головачевской. Это единственный в Казахстане
уникальный памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшей
орнаментировкой в виде плиток с 60-ю разновидностями узоров, карнизов,
изразцов и стильных надписей. Капители и колонны из терракотовых блоков
покрыты, как и вся стена, тончайшими рисунками, представляющими богатейшее
собрание мотивов народного орнамента. На одном из угловых башен мавзолея
даже сохранились строки древнего двустишия: "Осень… тучи… Земля прекрасна".
Мавзолей давно начал разрушаться, уже не видно западной стены, значительно
разрушены остальные.
Второй – это мавзолей Бабаджи-Хатун - построен в XI веке, находящийся
рядом с гробницей Айша-Биби. Он сохранился хорошо, на стенах до сих пор
ясно видны символические изображения луны и солнца в виде эмблемы неба
(Тенгри).
К тому же времени относится ещё один раскопанный объект – баня. Как
известно восточные люди очень любят бани. Поражает пышная отделка, хотя до
нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, полок для сиденья, ванн,
ниш и т.д. Стены в комнате с полками для сиденья были украшены богатой
фресковой росписью. Орнамент росписи – геометрический. Баня состояла из
пяти комнат, была построена в виде многокупольного здания. Стены были
сложены из жжёного кирпича здания и хорошо отштукатурены. А найденная возле
одной из ванн стопка монет (диргемов) позволили археологам точно датировать
существование бани - 11 в.
В 12 в. и начале 13в. Семиречье стало ареной кровавых военных
столкновений, многие города в это время были разграблены и разрушены. После
разгрома Тараз уже не мог оправиться, хотя жизнь в нём возродилась. Позднее
город в источниках описывающих события 14 в. известен под имением Талас,
Яны, Яны-Талас, но чаще не как город, а местность. Янги – это название
относится к четырём городам: Йанги, Йанги-Балык, Кенджек, Тараз. Однако
учёные до сих пор не могут с уверенностью сказать относились ли эти
названия к древнему Таразу, или имелся в виду какой-то новый город,
отстроенный неподалёку. На городище самого Тараза отмечалось лишь отдельные
участки где продолжало ютиться население в 15-18 вв. При Улугбеке в этой
местности были расквартированы тимуридские войска, и с населения собиралась
тагар – подать на содержание войска. Археологи отмечают следы
земледельческой жизни в Таразе. В Жетысу, судя по сообщения послов,
путешественников, положение в первые годы послемонгольского нашествия было
относительно благополучным. Города Янги-Балык, Янги-Талас остаются торгово-
ремесленными и культурными центрами. Однако уже в середине 13 в. здесь
начинаются упадок земледельческой и городской жизни. И многие города, в том
числе и Тараз, стали гибнуть. Причины тому были различны и помешать не
могли ни древние традиции оседлости, ни попытки сохранить городскую
культуру, предпринимавшиеся центральной властью, ни проходившие через
Жетысу торговые и дипломатические пути. Большую роль сыграло то, что
территория Жетысу оказалась политически разорванной на три части. Кроме
того, сюда переселились большие массы кочевого населения, которое при
покровительстве верховной власти варварски относились к горожанам и
осёдлому сельскому населению. В интересах кочевой знати под пастбища
отдавались земли, использовавшиеся под посевы, огороды, сады. Такое
отношение к осёдло-земледельческим традициям вообще было характерно для
монголов. Таким образом упадок осёдлой культуры начинается сразу же вслед
за монгольскими завоеваниями и если крупные города, будучи центрами
транзитной торговли и ремесленного производства, в середине 13 в. ещё
внешне выглядели благополучно, то питавшая их земледельческая округа
интенсивно разрушается, что и приводит вскоре к гибели городов. А после
великих географических открытий в 14 веке древний караванный путь утратил
свое былое значение и привел торговые города, стоявшие на этом пути (в том
числе и Тараз), к окончательному упадку.
Итак, в 1220 г. Тараз был завоеван войсками Чингиз-хана и до основания
разрушен, а на его месте в конце 18 в. была построена крепость, вблизи
которой стал развиваться город Аулие-Ата (святой старец). Первыми
поселенцами его были узбеки - выходцы из Намангана. Население города
занималось ремеслом и торговлей. В 1864 году Аулие-Ата вошел в состав
России и был занят русскими войсками. Через него проходил тракт из Ташкента
на Верный и Пишпек. Город стал заселяться русскими чиновниками и военными.
В русской части города было около двух десятков небольших промышленных
предприятий по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, главным
образом шерстомоечное и кожевенное производство. В городе было свыше 20
мечетей и 3 церкви. В 1936 г. он был переименован в Мирзоян, а в 1938 г.
город был переименован в Джамбул по имени казахского поэта Джамбула
Джабаева.
8 января 1997 года Указом Президента Казахстана Н.А. Назарбаева городу
возвращено его исконное название - Тараз. Сегодня Тараз - крупный город,
центр химической, пищевой, сахарной промышленности республики.
Подводя итог, можно сказать, что средневековый Тараз имел большое
значение в развитии всех сфер деятельности человека не только на территории
Казахстана, но и Средней Азии. Ведь этот город был одним из крупнейших на
Великом Шёлковом Пути – главной магистрали древности. Таким образом все
«точки» этого торгового пути в равной степени влияли друг на друга,
передавали новые достижения в ремесле, искусстве, архитектуре и пр. Таким
же способом распространялась и религия. К тому же Тараз оказал влияние на
развитие социально-политической организации человека. И не известно каких
«вершин» достиг бы Тараз, если бы его «жизнь» не была прервана в 13 веке.
Список использованной литературы:
1. Байпаков К.М. «По следам древних городов Казахстана»
2. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. «Древние города Казахстана»
3. Маргулан А.Х. «Из истории городов и строительного искусства древнего
Казахстана»
4. История Казахстана, 2 том
5. История Казахстана с древних времён до конца 18 в.
6. Сайты INTERNET.