Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Средневековый город Тараз

Средневековый город Тараз

Евразийский национальный университет

им. Л.Н. Гумилёва

РЕФЕРАТ

на тему

«Средневековый город Тараз»

выполнил: Журкевич О.С. (ЖР-12)

проверила: Какенова Г.М.

АСТАНА 2002

На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного Тараза важного

промышленного и культурного центра республики, находятся остатки одного из

крупнейших средневековых городов Казахстана. Он был основан во 2-3 вв. до

н. э. Поэтому Тараз по праву считается одним из самых древнейших городов

Казахстана. Здесь встречаются стоянки первобытного человека периода

палеолита и неолита, памятники эпохи бронзы (многочисленные курганы так

называемого андроновского типа, наскальные изображения), десятки развалин

средневековых городов, укреплений, а также архитектурных сооружений.

Начиная с 6 века нашей эры, появляются первые письменные сведения о

городах, возникших на древнем караванном шелковом пути, соединявшем две

великие державы того времени - Рим и Китай. Караваны шли из Шаша (Ташкент)

на Тараз, Кулан, Мирки, Ашпару и Суяб и дальше - в оазисы Китайского

Туркестана. Сохранились следы этих городов - крепостные валы, обнесенные

глубокими рвами, развалины башен. Первое упоминание непосредственно о

Таразе находится в Византийских источниках, и относятся к концу 6 в. Именно

в это время Византия пытается заключить договор с западными тюрками, с этой

целью император Юстин II отправляет посольство во главе с Земархом в ставку

тюркского кагана Дизабула. А находящийся в составе посольства историк

Менандра Протектор и описал, между прочим, о г. Таласе. Из его рассказов

видно, что город ещё в то время имел торговое и политическое значение и был

одной из резиденций западно-тюркских каганов.

Более подробные сведения о древнем Талазе дал китайский путешественник

Сюань-Цзянь, побывавший здесь спустя 60 лет после Земарха, т. е. в 30-х

годах 7 в. Он писал: «Талас имеет окружность от 8 до 9 ли. Здесь

останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из

многих стран» и что город этот своими размерами и чертами планировки

напоминает ему современные города Средней Азии.

Спустя ещё три с лишним столетия ибн Хаукаль в своих записях указал,

что Тараз - место торговли мусульман с тюрками. А арабский историк 10 в.

Макдиси писал: «Тараз – большой укреплённый город, с множеством садов густо

зелёных, у него ров, четверо ворот и населённый рабад. У ворот города течёт

большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку

проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров».

Соединив воедино археологические материалы с данными древних

письменных источников, становится ясно, что обширная территория древнего

Семиречья, включая долины рек Чу и Таласа, ещё в 6-8 вв. была заселена

оседлым и полуосёдлыми земледельческими племенами, хозяйство которых

базировалось как на продуктах земледелия, так и на пастбищном скотоводстве.

А в 7 в. г. Талас стал важнейшим пунктом на Великом Шелковом Пути.

В то время центром Тараза, а так же его самой древней частью является

цитадель – наиболее укреплённая часть города, резиденция владетельной

особы, здесь же хранились товары, казна, оружие. К цитадели примыкала

окружённая стеной территория города, называемая – шахристаном. Здесь

располагались жилища знати, богатых купцов, ремесленников, к тому же здесь

были и торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-

ремесленные предместья – рабады. В них помещались ремесленные мастерские,

жилища мастеров, хижины бедного городского люда. Так же в самом городе

размещались караван-сараи, лавки купцов. Видно, что разделение на «богатых

и бедных» было очевидным и весьма жестким. Никто из бедной прослойки

тогдашнего общества не мог жить в цитадели и наоборот, ни один уважающий

себя богатый купец не остановился бы и не торговал где-нибудь иначе как в

шахристане.

Тараз был центром большого социально-экономического комплекса, в

который входили десятки крупных и мелких городков, селений, отдельных

усадеб и замков. Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно-

экономическом отношении района. Об этом может свидетельствовать и тот факт,

что здесь же начиная с 8 века чеканилась местная монета.

Поэтому границы города усиленно охранялись от внезапного нападения

врагов. По крайней мере, когда в конце 9 в. основатель могущественной

среднеазиатской династии Саманидов Исмаил ибн Ахмед пошёл войной на Тараз,

то перенёс много трудностей в процессе его захвата. Эмир Тараза лишь после

долгого и упорного сопротивления, когда защита была уже невозможна,

вынужден был сдаться и с многочисленными дехканами принял ислам. Свою

положительную роль в развитии города сыграли присоединение к Средней Азии и

усиление торгово-экономических связей с крупнейшими центрами – Бухарой и

Самаркандом.

Для этого времени характерно широкое распространение поливной

керамики. Значительное распространение получил орнамент растительной

тематики, принимающий всё более и более геометрические формы. Существенное

место в украшении заняли стилизированные надписи, представляющие собой

изречения религиозного типа. К этому же периоду относится одна из самых

интересных находок – керамический светильник, сделанный в форме юрты.

Подобная находка в городе, центре ремесла, торговли и земледелия позволяет

археологам сделать крайне интересный вывод о проживание в Таразе населения,

для которого кочевой быт составляет ещё недавнюю основу жизни, став лишь

воспоминанием и отразившееся в прикладном искусстве.

Долгое время учёные не могли определить точное расположение города.

Его отождествляли с разными поселениями. Одной из причин этого стало не

совсем точное описание города в древних источниках. Но В.В. Бартольд более

всего был склонен помещать средневековый Тараз на месте более позднего

поселения г. Аули-Ата (конец 18 в.). Поразительная интуиция крупнейшего

востоковеда, основанная на произведениях Макдиси, впоследствии была

полностью подтверждена исследованиями археологов М.Е. Массона, А.Н.

Бернштама и Г.И. Пацевича.

Наибольшего расцвета достиг Тараз в 10-12 веках, во время правления в

Средней Азии династии караханидов. В это время он становится столицей

одного из удельных владений. Политическая самостоятельность Тараза и

автономного округа проявлялись прежде всего в местной чеканки монеты от

лица городских владетелей. В нач. 11 в. таразскому правителю Туган-хану

подчинились владетели Самарканда и Кашгара. Естественно, что данная

политическая сила была следствием экономического могущества города, о чем

свидетельствует археологические находки.

В восточной части Тараза археологи отрыли участок водопровода длиной

около 15м, Глиняные трубы размером 0,7м и диаметром 0,25м соединялись

глиняными муфтами. Лежали они на своеобразных глиняной «подушке».

Водопровод был «подключён» к реке Талас, под напором её стремительного

течения вода подавалась во все концы города. Данное сооружение конечно

требовало определённых знаний и сравнительно высокий уровень инженерной

мысли.

Подъём городской культуры в этот период связан с усилением феодальных

отношений в Казахстане и с развитием торговли. Феодальная знать из династии

караханидов, сделав себе ислам главной идеологической опорой, упрочивает

своё господство на юге Казахстана и в Семиречье, при этом насаждая обычные

формы феодальной эксплуатации, основанной на вассальной системе. Облик

городов Южного Казахстана в этот период принимает уже черты, типичные для

феодальной эпохи, - города с цитаделью, со сторожевыми башнями, мощными

фортификационными сооружениями. Большое развитие получают архитектура и

декоративное искусство. В этот период происходит не только количественный

рост городских поселений и общественных зданий, но и качественный скачок,

установление определённых форм в архитектуре и декоративном искусстве,

выработанных сообразно с идеологическими потребностями верхушки феодалов.

В это же время в Южном Казахстане впервые создаётся ряд общественных и

культовых зданий, минареты, кумбезы, сардобы, караван-сараи и турткули,

которые отличались своим великолепным архитектурным нарядом и декоративном

убранством. К сожалению, из такого рода памятников до нас дошли немногие.

Главное направление в архитектуре того времени – это появление новых

черт строительной техники, идея конструктивного и декоративного

перерождения общественных и культовых зданий. Период характерен освоением

новых видов строительного материала – ганча, алебастра, терракотовых и

изразцовых плит. Наряду с древней пасхой и сырцовым кирпичом широкое

распространение получает жжёный кирпич и строительный камень для

фундаментов зданий. При кладке стен большее применение получают деревянные

связки из тальника, карагача, жиде и пр.

В строительной технике большим искусством становятся фигурные кладки

кирпича в виде квадратов, треугольников, ромбов, ёлок. Этим приёмом

украшались фасады и декоративная часть здания. В это время декоративность

вообще довлеет над остальным.

Из приведённого видно, что в период 10-12 вв. в Средней Азии и Южном

Казахстане уже завершены основные строительные приёмы, ставшие принципом

строительного искусства и для последующих веков.

Одним из видов архитектурных памятников того времени являются

мавзолеи. В черте города сохранились два мавзолея, напоминающие о древнем

Таразе.

Один из них – мавзолей Карахана - построен в 11 веке над могилой

одного из правителей династии караханидов. Представляет собой портально-

купольное сооружение. Внутри мавзолея стены сложены из кирпича

караханидского времени. Его полуразрушенный стан дошёл ещё до второй

половины 19 в. и в Казахстане успели запечатлеть его на бумаге. Мавзолей

находился в самом центре Тараза, где ныне стоит его новый, совершенно

заново отстроенный вариант, ничего общего не имеющий с прежним.

Второй небольшой мавзолей 13 века - Ша-Мансур - сооружен над могилой

одного из наместников монгольских ханов, убитого в 1262 году. Об этом можно

судить по надписи, сохранившейся на каменной плите внутри мавзолея.

Особый интерес для ученых-исследователей и туристов представляют два

памятника, расположенные на небольшом расстоянии от Тараза.

Первый из них - мавзолей Айша-Биби относится к 12 веку. Он находится в

20 км от города, около деревни Головачевской. Это единственный в Казахстане

уникальный памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшей

орнаментировкой в виде плиток с 60-ю разновидностями узоров, карнизов,

изразцов и стильных надписей. Капители и колонны из терракотовых блоков

покрыты, как и вся стена, тончайшими рисунками, представляющими богатейшее

собрание мотивов народного орнамента. На одном из угловых башен мавзолея

даже сохранились строки древнего двустишия: "Осень… тучи… Земля прекрасна".

Мавзолей давно начал разрушаться, уже не видно западной стены, значительно

разрушены остальные.

Второй – это мавзолей Бабаджи-Хатун - построен в XI веке, находящийся

рядом с гробницей Айша-Биби. Он сохранился хорошо, на стенах до сих пор

ясно видны символические изображения луны и солнца в виде эмблемы неба

(Тенгри).

К тому же времени относится ещё один раскопанный объект – баня. Как

известно восточные люди очень любят бани. Поражает пышная отделка, хотя до

нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, полок для сиденья, ванн,

ниш и т.д. Стены в комнате с полками для сиденья были украшены богатой

фресковой росписью. Орнамент росписи – геометрический. Баня состояла из

пяти комнат, была построена в виде многокупольного здания. Стены были

сложены из жжёного кирпича здания и хорошо отштукатурены. А найденная возле

одной из ванн стопка монет (диргемов) позволили археологам точно датировать

существование бани - 11 в.

В 12 в. и начале 13в. Семиречье стало ареной кровавых военных

столкновений, многие города в это время были разграблены и разрушены. После

разгрома Тараз уже не мог оправиться, хотя жизнь в нём возродилась. Позднее

город в источниках описывающих события 14 в. известен под имением Талас,

Яны, Яны-Талас, но чаще не как город, а местность. Янги – это название

относится к четырём городам: Йанги, Йанги-Балык, Кенджек, Тараз. Однако

учёные до сих пор не могут с уверенностью сказать относились ли эти

названия к древнему Таразу, или имелся в виду какой-то новый город,

отстроенный неподалёку. На городище самого Тараза отмечалось лишь отдельные

участки где продолжало ютиться население в 15-18 вв. При Улугбеке в этой

местности были расквартированы тимуридские войска, и с населения собиралась

тагар – подать на содержание войска. Археологи отмечают следы

земледельческой жизни в Таразе. В Жетысу, судя по сообщения послов,

путешественников, положение в первые годы послемонгольского нашествия было

относительно благополучным. Города Янги-Балык, Янги-Талас остаются торгово-

ремесленными и культурными центрами. Однако уже в середине 13 в. здесь

начинаются упадок земледельческой и городской жизни. И многие города, в том

числе и Тараз, стали гибнуть. Причины тому были различны и помешать не

могли ни древние традиции оседлости, ни попытки сохранить городскую

культуру, предпринимавшиеся центральной властью, ни проходившие через

Жетысу торговые и дипломатические пути. Большую роль сыграло то, что

территория Жетысу оказалась политически разорванной на три части. Кроме

того, сюда переселились большие массы кочевого населения, которое при

покровительстве верховной власти варварски относились к горожанам и

осёдлому сельскому населению. В интересах кочевой знати под пастбища

отдавались земли, использовавшиеся под посевы, огороды, сады. Такое

отношение к осёдло-земледельческим традициям вообще было характерно для

монголов. Таким образом упадок осёдлой культуры начинается сразу же вслед

за монгольскими завоеваниями и если крупные города, будучи центрами

транзитной торговли и ремесленного производства, в середине 13 в. ещё

внешне выглядели благополучно, то питавшая их земледельческая округа

интенсивно разрушается, что и приводит вскоре к гибели городов. А после

великих географических открытий в 14 веке древний караванный путь утратил

свое былое значение и привел торговые города, стоявшие на этом пути (в том

числе и Тараз), к окончательному упадку.

Итак, в 1220 г. Тараз был завоеван войсками Чингиз-хана и до основания

разрушен, а на его месте в конце 18 в. была построена крепость, вблизи

которой стал развиваться город Аулие-Ата (святой старец). Первыми

поселенцами его были узбеки - выходцы из Намангана. Население города

занималось ремеслом и торговлей. В 1864 году Аулие-Ата вошел в состав

России и был занят русскими войсками. Через него проходил тракт из Ташкента

на Верный и Пишпек. Город стал заселяться русскими чиновниками и военными.

В русской части города было около двух десятков небольших промышленных

предприятий по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, главным

образом шерстомоечное и кожевенное производство. В городе было свыше 20

мечетей и 3 церкви. В 1936 г. он был переименован в Мирзоян, а в 1938 г.

город был переименован в Джамбул по имени казахского поэта Джамбула

Джабаева.

8 января 1997 года Указом Президента Казахстана Н.А. Назарбаева городу

возвращено его исконное название - Тараз. Сегодня Тараз - крупный город,

центр химической, пищевой, сахарной промышленности республики.

Подводя итог, можно сказать, что средневековый Тараз имел большое

значение в развитии всех сфер деятельности человека не только на территории

Казахстана, но и Средней Азии. Ведь этот город был одним из крупнейших на

Великом Шёлковом Пути – главной магистрали древности. Таким образом все

«точки» этого торгового пути в равной степени влияли друг на друга,

передавали новые достижения в ремесле, искусстве, архитектуре и пр. Таким

же способом распространялась и религия. К тому же Тараз оказал влияние на

развитие социально-политической организации человека. И не известно каких

«вершин» достиг бы Тараз, если бы его «жизнь» не была прервана в 13 веке.

Список использованной литературы:

1. Байпаков К.М. «По следам древних городов Казахстана»

2. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. «Древние города Казахстана»

3. Маргулан А.Х. «Из истории городов и строительного искусства древнего

Казахстана»

4. История Казахстана, 2 том

5. История Казахстана с древних времён до конца 18 в.

6. Сайты INTERNET.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека