Театр и литература эпохи ренессанса
Содержание
| |стр. |
|Введение |2 |
| | |
|Эпоха Возрождения Ренессанс |4 |
| | |
|Мишель Монтень |9 |
| | |
|Театр средневековья |11 |
| | |
|Гуманизм — ценностная основа культуры возрождения |13 |
|Заключение |18 |
| | |
|Литература |21 |
Введение
ТЕАТР (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства,
специфическим средством выражения которого является сценическое действие,
возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра — в
древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных
обрядах. В Др. Греции существовали различные виды театра со своими
традициями, сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ
были созданы в странах Др. Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и
др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись
западноевропейские бродячие актеры — гистрионы, жонглеры, скоморохи.
Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения — итальянская
народная комедия масок (комедия дель арте, 16-17 вв.). С эпохи Возрождения
театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в
городских культурных центрах. Произведение театрального искусства —
спектакль — создается на основе драматических или музыкально-сценических
произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера
и дирижера, в опере, оперетте — режиссера и дирижера) и под его
руководством совместными усилиями актеров, а также художника.
Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного
и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Его элементы
начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся
разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних
буржуазных революций.
Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха
Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии
европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения связывают с
идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в
противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства
человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в
земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное
творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание,
творческие способности, видели его предназначение в познании и
преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.
И этому обожествленному человеку гуманистов реформистами
противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом, а их
оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного
самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение к «умствованию»
и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к
науке.
|Эпоха Возрождения - Ренессанс. |
| |
|Считается, что начало эпохибыло в Италии и связано с Флоренцией XV века. |
|Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие |
|области этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии,|
|затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками |
|мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, |
|балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях |
|человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не |
|ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический |
|характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не |
|только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта культуры|
|- гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры.|
| |
|Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение наследовало |
|идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культурную форму реакции |
|на эти идеи, воплотившуюся в движение Реформации, охватившей большую |
|часть Европы, что привело к жестоким религиозным и национальным войнам. |
|Италия, Испания, Франция, юг Германии пережили эпоху Контрреформации - |
|восстанавления авторитета католической Церкви, чему способствовали костры|
|инквизиции. |
|1600 год - год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской |
|компании, время замысла шекспировского "Гамлета" - определил конец эпохи |
|- эпохи перехода от старых времен к Новому времени. |
| В экономике - это эпоха Великих географических открытий и |
|первоначального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом колоний|
|и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониальным |
|войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун и |
|союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархических |
|абсолютистских государств, в которых за сословными интересами настойчиво |
|просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская культура становится|
|культурой национальной. Европа к началу XVII века со всей определенностью|
|поделилась на протестантов и католиков, а это никак не могли предвидеть |
|итальянские гуманисты, еще самосовершенствующего индивида, гармонично |
|существующего и в природе, и в человеческом обществе. |
|Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, переходна от |
|старого к Новому времени и растянулась она во многих регионах Европы |
|более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя идеал свободной |
|личности, ее безграничных познавательных и деятельных возможностей, |
|сознательно ограждали себя от старых традиционных форм натуральной жизни |
|с ее феодальным правом, ортодоксальным католичеством и религиозным |
|послушанием. Они провозглашали идеалы новой буржуазной культуры, но |
|оказалось, что жизнь далека от этих идеалов. Противоречие эпохи состояло |
|не только в том, что на смену средневековому образу жизни приходили |
|другие - с городскими мануфактурами, дальними торговыми путями, |
|необходимостью самостоятельных решений, а значит, требованием положиться |
|на себя, а не |
|на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие эпохи |
|заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные гуманистами|
|в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они думали, |
|реализоваться. |
|Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за |
|себя.Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми |
|целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые |
|столкновения - восстания городских низов и борьба за привелегии высшей |
|городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались сотнями, |
|а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и "светские привычки"|
|пап, открыто устраивающих свадьбы своих многочисленных отпрысков, |
|турецкое владычество, ставшее для Европы |
|реальностью и, наконец, религиозные войны - все это повседневность эпохи.|
| Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными |
|христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они |
|соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское |
|средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне |
|временное единство - духовную историю человечества. Оставаясь христианами|
|и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь |
|стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты |
|вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской |
|повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков.|
|Европа впервые ощутила живую связь времен. |
|К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет роковые |
|слова: "Распалась связь времен...". |
|И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в |
|культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, |
|начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и другие |
|предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой |
|культуры в ее истории. |
|Термин "гуманизм" неоднозначен и имеет разный смысл в разных культурах. |
|Ввели его "новые люди" эпохи Возрождения, перетолковав посвоему античного|
|философа и оратора Цицерона. У них это означалоревностное изучение всего,|
|что состовляет целостность человеческого духа, так как "humanitas" у |
|Цицерона обозначает полноту и нераздельность. |
|многообразной природы человека. |
| Начиналось же все в особой культурной среде - группах |
|гуманистов с обновления целей культурной деятельности - создания нового |
|субъекта культуры. По сути, это был процесс зарождения европейской |
|интелегенции сознательного носителя образованности и духовности, которая |
|берет на себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп|
|был очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и |
|переписчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские |
|дамы. |
|Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей |
|деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был государем, |
|Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его художником, Пико |
|делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри -офицером, наемником |
|герцога Сфорца. Их гуманистические занятия были частным делом, |
|увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо создавало репутацию, |
|славу, давало поддержку, приносило богатые подарки. Кто-то делал карьеру |
|благодоря талантам и образованности, а кто-то впадал в нищету. |
|Свободное время делало свободную личность, реализующую собственную |
|одаренность, благодоря собственной воле, энергии, настойчивости и |
|колоссальной трудоспособности. |
|Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в которой был |
|найден синтез античных и христианских идеалов. Эту концепцию можно |
|назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог |
|сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, создан|
|Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. "Природа, то есть Бог" -|
|такую формулу использовал, например, Альберти в своих трактатах, |
|подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и |
|животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось иное, |
|но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано ему в его |
|безграничных возможностях, задача же каждого человека |
|реализовать себя. |
|Возрождение породило титанов по мысли, силе чувств и характеров, однако |
|не только Гамлет и король Лир, но и титанические образы тиранов в |
|трагедиях Шекспира имели своих прототипов в реальности. В мироощущении |
|этих "героев" мир и сам человек не выражали собой |
|универсальность Божественного творения. Человек становился совокупностью |
|разных "личин". |
|Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть царила в этом|
|мире, где происходило утверждение автономности человеческого "Я". Сила |
|часто становилась основой права без морали. "Цель оправдывает средства" -|
|формула Никколо Макиавелли, гуманиста и царедворца, стала оправданием |
|многих темных дел не только того времени. |
Мишель Монтень
Мишель Монтень является французским философом эпохи Возрождения. Годы
жизни: 1533-1592. На надгробном камне могилы Монтеня выбита надпись: "Он
догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона".
Философская мысль Монтеня опирается на изучение античного наследия
и на то немногое, что дала ему философская литература современности. Пиррон
называл скептиков "ищущими". "Ищущим какую-нибудь вещь приходится или найти
ее, или дойти до отрицания нахождения ее и признания ее не
воспринимаемости или упорствовать в ее отыскании. Поэтому, может быть, и в
отношении вещей, искомых в философии, одни говорили, что нашли истину,
другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи еще ищут". Идею
бога Пиррон отвергал: "то, что бог существует, не является вполне
очевидным". В историю Монтень вошел как основатель скептицизма, как
продолжатель античного скептицизма
Пиррона.
Отправным пунктом философии Монтеня является предоставление
человеку права на сомнение. Сомнению подвергаются догматы религии, само
христианское понятие о боге. Отвергая религиозное учение о бессмертии души,
Монтень подходит к пониманию сознания как свойства материи. В отличие от
агностиков, Монтень не отрицает познаваемости мира. Главным принципом его
морали является убеждение в том, что человек не должен пассивно ожидать
своего счастья, которое обещано ему на небесах, он вправе стремиться к
счастью в земной жизни.
Основным произведением Монтеня являются "Опыты". В "Опытах"
Монтень продолжает культурные традиции, связанные со стоицизмом и
эпикурейством; с ними Монтень познакомился, читая произведения римского
философа Сенеки и историка Плутарха. Сенека много писал о человеческой
мудрости, которая заключается
в том, чтобы стать над страданиями и смертью, презреть их:
стоики учили о превосходстве разума над чувствами, прежде всего такими,
как боль, страдание и страх смерти. Выше всех человеческих качеств для
писателя оказывается "добродетель", которая может быть лишь следствием
постоянного и неослабевающего
усилия воли, и этим она отличается от обычной, естественной доброты.
Там, где человеку не нужно предпринимать усилий, вступать в борьбу со
страстями, там нет "добродетели". Этот конфликт, борьба возможны только
при активном участии разума, который один лишь может победить страх смерти
и подчинить себе
страсти. Такая интерпретация роли разума, человеческой воли,
активности направлена против подчинения судьбе, фатальной необходимости.
Театр средневековья
В недрах культуры Ренессанса сформировались в эмбриональном виде
мировоззрение и стиль барокко. Эпоха барокко наступила после глубокого
духовного и религиозного кризиса, вызванного Реформацией. В эту эпоху
своеобразный взгляд на человека и пристрастие ко всему театральному рождают
всепроникающий образ: весь мир — это театр. Для всех знающих английский
язык этот образ связан с именем Шекспира — ведь он взят из его комедии «Как
вам это понравится». Но его можно найти во всех крупных произведениях
европейской литературы. Богатый порт Амстердам открыл в 1638 г. городской
театр, над входом в который можно было прочесть строки крупнейшего
голландского поэта Вондела: «Наш мир — сцена, у каждого здесь роль своя и
каждому воздается по заслугам». А в соперничавшей с Голландией Испании
современник Вондела Кальдерон де ла Варка создал свой знаменитый шедевр
«Великий театр мира», представляющий мир как сцену в истинно барочном
смысле.
Люди того времени всегда чувствовали на себе глаз божий и внимание
всего мира, но это наполняло их чувством самоуважения, стремлением сделать
свою жизнь такой же яркой и содержательной, какой она представала в
живописи, скульптуре и драматургии. Подобно живописным портретам, дворцы
эпохи барокко отражают представление их создателей о самих себе. Это
панегирики в камне, превозносящие добродетели тех, кто в них живет.
Произведение эпохи барокко, прославляя великих и их свершения, поражают нас
своим вызовом и в то же время демонстрируют попытку заглушить тоску их
создателей.
Тень разочарования лежит на искусстве барокко с самого начала. Любовь к
театру и сценической метафоре обнажает осознание того, что любое внешнее
проявление иллюзорно. Восхваление правителей и героев — в пьесах
французского драматурга Корнеля, английского поэта Драйдена и немецкого
писателя и драматурга Грифиуса, — возможно, было попыткой отсрочить
забвение, грозившее неизбежно поглотить всех, даже самых великих.
Многоцветная, сверкающая и жизнерадостная литература эпохи барокко могла
быть и другой — темной и пронзительной. Римский император Тит в трагедии
Корнеля «Тит и Берени-ка» говорит: «Каждое мгновение жизни — шаг к смерти».
ГУМАНИЗМ — ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-
европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от
общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального
накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической
промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело,
международная торговля. Зарождается современное экспериментальное
естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде
всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно,
Г. Га-лилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.
Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий.
Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг
морей — Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие
первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой
главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил
первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария
были открыты для освоения «старым миром».
Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы
различны. Приблизительны и хронологические границы — в Италии XIV-XVI века,
в других странах XV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура
Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским
явлением — это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за
которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.
Что же в эту эпоху делает культуру различных европейских народов
единой? В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на
первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат.humanus — человечный).
Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом
высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот
принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры
XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает
купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в
высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием
политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной
поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и
скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители
организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими
советниками государей.
Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость
по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в
безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и
трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в
котором человек — только выразитель интересов сословия. Они выступают
против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты
выражают требование исторической ситуации — формируют человека
предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу
и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному
разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).
Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное
течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей
идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная
личность.
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери
(1265-1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт
Нового Времени»(Ф. Энгельс). Созданный Данте в его «Божественной комедии»
великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно
итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи
Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность
собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать
«Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех
проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».
Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и
блестящим лирическим поэтом, который считается родоначальником
гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его
красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти (1396-1439) «О
достоинстве и превосходстве чело-века». Трактат «О наслаждении» Лоренцо
Валла (1407-1457) утверж-дает естественность земньпс радостей и чувственных
наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) Гуманисты
Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой
действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный,
рациональный выбор.
Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого
размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные
искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы
общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами.
Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII —
убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим
талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат
Макиавелли находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он,
должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и
зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в
жестокости превзошел всех варваров», собственноручно закалывая свои жертвы.
Но он же обладал широкими познаниями в философии, среди его придворных было
немало гуманистов, а при обсуждении произведений искусства проявлял самый
тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом
ювелирного искусства.
Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в
эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья,
высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в
свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и
безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать,
не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XV—XVI вв. явление в культуре — Ренессанс — произвело своего рода
революцию в духовной жизни Западной Европы, постепенно охватывало одну за
другой все страны Европы . Ренессанс — это возрождение античного наследия,
мирского начала.
Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение
от «тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно
тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и
поклонения.
Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных
сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась
сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно
новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание,
меняя традиционные представления.
Одно из важнейших достижений Возрождения — это появление гуманизма в
философии. Ранние гуманисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304—1374),
писатель Дяс. Боккаччо (1313—1375) — хотели создать прекрасную человеческую
личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего
пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки,
сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом
гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее
служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две
шкалы ценностей.
В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства
очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия,
унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое
противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту
эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела,
плотской любви.
Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные
изображения средневекового искусства уступили место трехмерному,
рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483— 1520), Леонардо да
Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) воспевали своим
творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота
сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.
Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее
доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый
мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Балла
(1407—1457) и Л. Алъберти (1404—1472) считали накопленные знания, которые
помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление
о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама
избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность
человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в
обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Монтень "Избранное"
М., 1988
2. "Опыты" Монтеня
М., 1988
3. Н. Абалкин «Рассказы о Театре» Москва 1981год
4. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,
1989.
5. Хачатурян В. М.
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11
кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В. И. Уколовой.
— 3-е изд., испр. и доп.—М.: Дрофа, 1999. — 512 с.: карт.
6. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.