Тотем и табу в первобытном обществе
КрасГАУ
Реферат
Тотем и табу в первобытном обществе
Выполнил ст. 11гр. ЗУФ.
Сычугова Т.С.
Введение.
Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с
определённым видом животных, растений и сил природы. Тотем был, чаще
всего животным, идущим в пищу. Это животное могло быть безвредным или
опасным, милым или внушающим страх. Реже тотемом было растение или
сила природы (дождь, вода, огонь).
“Табу” полинезийское слово, которое трудно перевести,
потому что сейчас нет больше обозначаемого им понятия. В настоящее
время значение табу разветвляется в двух противоположных
направлениях. С одной стороны, оно означает – святой, священный. С
другой стороны – жуткий, опасный, запрещенный. Таким образом, с табу
связано представление чего-то, требующего осторожности. Чаще всего
оно выражается, по существу, в запрещениях и ограничениях.
Возникновение табу в истории человека очень важный момент, ибо
если бы не эти многочисленные и разнообразные табу, то сейчас не
было бы и никакого цивилизованного общества.
Появление тотемизма в обществе первобытных людей, также немало
важное звено в истории человека, т.к. тотемизм является одним из
пластов религиозного верования.
1. Возникновение тотемизма
В книге "Тотем и табу" Фрейд создает своего рода
психоаналитический миф. В основе его – драматическая история сыновей,
убивших и съевших отца, которого они ревновали к своим матерям. Фрейд
весьма произвольно конструирует общественную организацию наших
дорелигиозных предков, опираясь на гипотезу Дарвина-Аткинсона о
первобытной орде, состоящей из женщин и их детей и возглавляемой
старейшиной – патриархом. Инцест – брак между кровными родственниками
– тогда еще не был табуирован, и главарь мог вступать в половые связи
со всеми женщинами, включая собственных сестер и дочерей. Юноши,
достигшие половой зрелости, изгонялись старым вожаком. Изгнанные
сыновья, лишенные доступа к женщинам, объединились и расправились с
отцом. Но затем, охваченные чувствами вины и раскаяния, чтобы
искупить свой грех они сделали своего отца объектом религиозного
почитания. Из психологического феномена, известного как комплекс
Эдипа, возникла религия. Согласно современному определению, Эдипов
комплекс (или отцовский комплекс) – это группа в значительной степени
бессознательных идей и чувств, концентрирующихся вокруг желания
обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего
пола . У мальчиков это обычно проявляется ненавистью к отцу или даже
желанием его смерти с одновременной любовью к матери. Обратный
(негативный) Эдипов комплекс проявляется, наоборот, в любви к отцу и
неприязнью к матери. Однако, очень часто эти две формы комплекса
сочетаются.
Религия возникла в форме тотемизма, где убитый отец стал тотемом
своих потомков: ведь первобытные люди называют тотем своим предком
или праотцом. Свои амбивалентные чувства к отцу – любовь и ненависть
– сыновья перенесли на тотемное животное. Ежегодно они устраивали
тотемические обряды, воспроизводящие убийство отца посредством
обрядового убийства и употребления в пищу тотемного животного. Так
некогда убитый и съеденный отец превратился в тотемное животное, а
древняя каннибальская трапеза – в ритуальную тотемическую трапезу-
жертвоприношение. Тотемистическая религия произошла из осознания
сыновьями своей вины как "попытка успокоить это чувство и
умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием".
Со временем "заместитель" отца – тотем превратился в бога. Бог
развитых религий психологически является идеализацией образа отца. В
боге отец снова приобретает свой человеческий образ.
Возникновение тотемизма можно объяснить верой первобытного
человека в его духовное единство с природой. Ведь, не мало найдено в
пещерах — местах обитания первобытных людей — странных рисунков. На
рисунках изображены невероятные чудовища с ногами людей и мордами
коз, с оленьими рогами и человеческим туловищем.
1.2 Тотем в различных племенах.
[pic]
Поклонение буйволу, буйвол
как тотем.
Согласно археологическим исследованиям в различных районах
Земли, тотем существовал в глубокой древности у многих народов. К
примеру у народов, проживающих в лесных областях Южной Америки от
Гвианы до Патагонии, в Северной Америке и Австралии.
Вместо всех отсутствующих религиозных и социальных установлений у
австралийцев имеется система тотемизма. Австралийские племена
распадаются на маленькие семьи или кланы, из которых каждая носит имя
своего тотема. Тотем считается праотцом всей семьи, кроме того,
ангелом хранителем или помощником, предрекающим будущее и милующим
своих детей, даже если он опасен для других. Тотемными покровителями
у австралийцев обычно являются кенгуру, опоссум, ящерица, летучая
мышь и пр. Лица одного тотема связаны священным, в случае нарушения
обязательства: не убивать своего тотема и воздерживаться от
употребления его мяса (или от другого доставляемого им наслаждения),
нарушитель несёт наказания. Признак тотема не связан с отдельным
животным или отдельным существом: он связан со всеми индивидами
этого рода. Время от времени в племенах устраиваются праздники, на
которых лица одного тотема в церемониальных танцах изображают или
подражают движениям своего тотема.
Тотем передаётся по наследству по материнской или отцовской
линии. Фрейд предполагал, что первоначально повсюду был первый тип
передачи (по материнской линии) и, только затем произошла его замена
вторым. Принадлежность к тотему лежит в основе всех социальных
обязательств австралийцев. С одной стороны, носители одного тотема
принадлежат к одному племени и, с другой стороны, тотем отодвигает
на задний план кровное родство. Тотем связывает крепче, нежели,
кровные или родственные узы. Тотем не связан ни с областью, ни с
месторасположением племени. Лица одного тотема могут жить раздельно и
мирно уживаться с приверженцами других тотемов.
Тотемом у финикийцев являлась Свинья. У индусов - корова. Народы
севера почитают ворона. У племён Индии Оран и Мунда тотемами
являются ястреб, сокол. Цапля и пр.
Жители Арсинонта поклонялись священным пресмыкающимся. Для них
откармливали гусей и рыб, украшали их ожерельями и браслетами, а
после смерти превращали их в мумии.
К северу от Гималаев тотемизм обнаружен у монголоидных племён. У
якутов это лебедь, ворона и пр.
В Африке у племён бегуаны тотемами являются крокодил (у клана
бакуена), рыбы (у клана батлипи), лев (у клана балаунга), дикий
виноград (баморара).
2. Возникновение табу
К проблеме табу Фрейд так же подошел со стороны психоанализа, то
есть исследования бессознательной части индивидуальной душевной
жизни.
Возникновение табу Фрейд объясняет той же историей: после того как
сыновья убили своего отца, их охватили чувства вины и раскаяния. И
чтобы искупить свой грех и предотвратить жестокую борьбу за женщин в
своей среде, сыновья создали законы – табу. Табу запрещали инцест и
допускали брачно-половое общение только с женщинами из групп с
другими тотемами. Табу представляли собой не что иное, как
религиозные или моральные запрещения. Оно также жестко регулировало
все стороны жизни и господствовали над ними. Табу в первобытном
обществе служили средством охраны обычая.
Вполне возможно, что впервые табу возникли из-за случайных
столкновений с неудачей первобытного человека (к примеру в быту).
Позднее их стали вводить вожди и шаманы — колдуны, которыми, как
считалось, руководят духи-призраки и даже боги. Страх перед
возмездием духа был столь велик в сознании первобытного человека, что
порой, нарушив табу, он умирал от ужаса, и такие драматичные эпизоды
в огромной мере укрепляли власть табу над живыми.
Причиной возникновения табу (в частности запретов на употребление
в пищу какого-либо животного) был тотемизм.
Кроме запретов (табу) в первобытном обществе
возникли такие способы регулирования, как дозволение и
позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели
место в случаях определения видов животных и времени охоты на них,
видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной
территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело
целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления
пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и
др.
2.1 Табу в различных племенах.
Изучая жизнь племен патриархального уровня развития, еще
сохранившихся в Азии, Австралии Африке и Америке, Фрейд сделал
поразительное открытие. Оказалось, что во всех этих племенах каким-то
поразительным образом действует система нравственных запретов,
регламентирующих все важнейшие стороны жизни. Почти повсюду, где
имелся тотем, существовал закон, что члены одного и того же тотема не
должны вступать друг с другом в половые отношения, следовательно, не
могут вступать между собой в брак.
То же наблюдается и у народов Аляски, в племенах Тлингит и
Хайда. В этих племенах были запрещены браки между родственниками по
прямой линии: родными братьями и сестрами.
Тайлор в книге "Первобытная культура" рассказывает о запретах
которые существуют в племенах, быт которых схож с бытом первобытного
общества. Например, один из запретов у индусов – запрет на спасение
утопающего. Индусы не станут спасать человека, который тонет в
священном Ганге. Кстати, это же жестокое отношение к утопающему
разделяют племена Малайского архипелага. У примитивных камчадалов
это запрещение имеет самую замечательную форму. Они считают большой
ошибкой спасать утопленника: тот, кто спасёт его, утонет после сам.
Даже если человек как – нибудь случайно упал в воду, то для него
считалось большим грехом выбираться из неё: если ему предназначено
тонуть, он делает грех, спасаясь от утопления. Никто не стал бы
пускать его к себе в жилище, говорить с ним, давать ему пищу или
жену, считая его умершим. Если бы человек упал в воду в присутствии
людей, они бы не стали ему помогать, а напротив, утопили бы его.
Этим же дикарям запрещено близко подходить к огнедышащим горам
будто бы там живут духи и варят себе пищу. Купаться в горячих
источниках тоже грех, так как они верят в существование морского
духа, имеющего вид рыбы (Митгк).
Табу у эскимосов - они не смели смешивать в пищу земную и морскую
живность.
Одно из табу у индейцев Северной Америки запрещало сбор морских
двустворчатых моллюсков в летне-осенний период.
В племенах индусов был запрет на употребление в пищу ребёнком той
еды, о которой часто думала его мать, будучи ещё беременной.
Залусам запрещено приводить в племя больных людей, из – за страха
перед мёртвыми телами. Они выбрасывают вон и покидают в лесах
больных людей.
Вождям и жрецам в Полинезии не разрешалось притрагиваться руками
к пище, поэтому кормить их обязаны были другие. Их посуда, одежда и
другие принадлежности не могли использоваться другими людьми под
страхом болезни и смерти. Соблюдения таких же предосторожностей в
первобытных обществах требовали по отношению к девушкам во время
первой менструации, к женщинам после родов, человекоубийцам, лицам,
находящимся в трауре,.
У маори всякий, кто имел дело с мертвецом — помогал доставить его
на место захоронения или прикасался к костям умершего человека,—
оказывался почти в полной изоляции от окружающих. Он не мог ни войти
в дом, ни вступить в контакт с тем или иным лицом, ни прикоснуться к
какому-либо предмету без того, чтобы не навести на него порчу. Он
даже не мог дотронуться до пищи руками, которые были столь сильно
табуированы и нечисты, что делались бесполезными. Еда ставилась для
него на землю, он должен был садиться или становиться на колени и со
сложенными за спиной руками, как мог, поедать ее. В некоторых случаях
его кормление возлагалось на другого человека: последний старался,
протянув руку, делать свое дело так, чтобы не дотронуться до
табуированного.
Предписание, которое запрещает людям, находившимся в контакте с
мертвецом, прикасаться к пище руками, видимо, распространено по всей
Полинезии. Так, на островах Самоа «те кто ухаживали за покойником,
тщательнейшим образом избегали иметь дело с пищей, и их, как
беспомощных младенцев, целыми днями кормили другие. Считалось, что в
случае нарушения этого правила бог домашнего очага наказывал виновных
облысением и выпадением зубов».
Индейцы-шусвап (Британская Колумбия) изолируют вдовцов и вдов во
время ношения траура и запрещают им дотрагиваться до своей головы и
тела; чаши и сосуды для приготовления и подачи пищи, которыми они
пользуются в это время, не могут использоваться никем другим.
На островах Таити родившую женщину на две или три недели помещают
во временный шалаш, построенный на священной земле. В течение этого
срока ей воспрещается.
дотрагиваться до пищевых продуктов, и кормить ее должны другие.
Если в этот период к ребенку прикоснулось другое лицо, то оно
подвергалось до совершения обряда очищения тем же запретам, что и
мать.
Вывод
Согласно Фрейду, из древнего отцеубийства выросли религия,
социальная организация, и нравственность.
Согласно Тайлору религия возникла из-за тесного переплетения
анимизма (вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и
явлениями окружающего мира) с другими религиозными представлениями
первобытности. С фетишизмом (верой в сверхъестественные свойства
некоторых неодушевленных предметов), магией (обряды, связанные с
верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на
других людей и окружающую действительность) и тотемизмом.
В наше время преобладает мнение, что первоначальным пластом
религиозных верований, скорее всего, был тотемизм, в
котором первобытные люди в единственно возможной для них тогда форме
осознавали свою неразрывную, как бы родственную связь, с
непосредственным природным окружением.
Остатки тотемизма, фетишизма, магии сохранились фактически во
всех религиях, а также в традициях и быту народов мира. К примеру,
для греческого мировоззрения было характерно представление о всеобщей
одушевлённости природы. Каждое природное явление, каждая река, каждая
гора и роща имели своё божество: Церерс – богиня растительности,
Нептун – бог моря. Змеи занимают видное место в религиях мира, как
воплощение божеств. Они до сих пор служат предметами поклонений у
негров Невольничьего Берега.
Запрет на убийство коровы в Индии, табу на свиней у израильтян и
мусульман — отдаленные отголоски седой старины, когда эти животные
были священными тотемами.
Табу в первобытном обществе в течение длительного времени был
единственной формой общественного регулирования. В настоящее время
запреты также лежат в основе регулирования социальной структурой.
Системы запретов у многих народов в конце-концов
трансформировались в виде моральных норм, религиозных правил. Из
запретов выросла самобытная культура.
Архаические представления, перешедшие в народные поверья и
поэзии, указывают на очевидную связь между первобытным воззрением и
уцелевшим от старины обычаем (сказки о водяных, леших, домовых и пр.)
Список использованной литературы:
1. А. Элькин "Коренное население Австралии" М., 1952.
2. Токарев "Ранние формы религии".
3. Дашков " рефераты по культурологи, учебное пособие". М., 2002.
4. Тайлор "Первобытная культура", Политиздат, 1989.
5. А.Н. Красникова "Мистика. Религия. Наука. Классики мирового
религиоведения. Антология" М., Канон+, 1998.
6. З. Фрейд "Тотем и табу".
7. http://www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_02.html
8. http://www.bolshe.ru/book/id=816
9. http://history.rsuh.ru/historycd/HISTORY/HTML/T3/T3-02-09-02.htm