Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия - преемственность и новаторство
Утверждение православия в русской культуре. Византия - Россия.
Преемственность и новаторство.
а) Принятие христианства. Что пришло в русскую культуру из Византии.
б) Византийский канон и его трансформация в русской школе.
в) Новаторство в русской культовой архитектуре.
ВИЗАНТИЯ (Восточная Римская империя, Византийская
империя), государство периода IV-XV веков, образованное при
распаде Римской империи, в её восточной части (Балканский
полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье).
Столица- Константинополь, Население- греки, сирийцы, копты,
армяне и др. Господствующий язык- греческий. В IX- начале
VII веков в Византии стал складываться феодализм (при
сохранении до VII века рабовладения). Особенности
византийского феодализма: сохранившиеся в раннее
средневековье города как центры ремесла и торговли,
централизованный государственный аппарат и налоговая
система, отсутствие сословной замкнутости господствующего
класса, развитой вассальной системы, непрочность торгово-
ремесленных корпораций, сельской общины. Наибольшего
территориального расширения Византия достигла в VI веке при
Юстиниане I. Завоевание в период VII-IX веков арабов,
славян, лангобардов свели её территорию в основном к части
Балканского полуострова и Малой Азии. Захват в 1204 году
участниками 4-го крестового похода Константинополя привёл к
падению Византийской империи, основанию Латинской империи,
а на не завоеванной крестоносцами территории - греческих
государств (Никейской, Трапезундской империй, Эпирского
государства). Византийская империя была восстановлена
Михаилом VIII в 1261 году. Взятие в 1453 году
Константинополя турецкими войсками положило конец
Византийской Империи.
(справка из энциклопедического словаря)
В эпоху раннего средневековья Византийская империя, наследница и
преемница греческой культуры и государственно-правовой организации Римской
империи, была наиболее культурным, наиболее сильным и наиболее экономически
развитым европейским государством. Вполне естественно, что её влияние было
определяющим на достаточно большом отрезке русской истории. С глубокой
древности славяне торговали с Византией, используя великий водный путь
Волхов - Днепр - так называемый "из варяг в греки". Вывозили мёд, меха,
воск, рабов, а из Византии везли предметы роскоши, искусства, бытовые
изделия, ткани, а с появлением письменности - и книги. На этом пути
возникают многочисленные русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск,
Новгород Великий, Псков и другие. Одновременно с этим русские князья
совершали военные походы на Царьград (Константинополь), которые
заканчивались подписанием мирных договоров. Так, в 907 году, Великий князь
Олег осаждает Царьград, после чего следует мир с греками, после него Игорь,
сын Рюрика, идёт походом на Византию в 941-945 годах, а в 946 году
заключает с ней договоры о мире, торговле и взаимной военной помощи. Сын
Игоря Святослав в 970 году помогает византийскому императору в войне против
Дунайской Болгарии.
Но основное влияние Византии на славянский мир осуществлялось
посредством его христианизации. Она же послужила идеологической основой для
объединения славянских племён в единое русское государство. В Киевскую Русь
христианство проникло уже впервой половине Х века. Из договора Игоря с
греками (945 г.) мы узнаем, что в это время среди киевских варягов было
много христиан, и что в Киеве была христианская церковь св. Ильи. После
смерти Игоря его вдова и правительница государства великая княгиня Ольга
сама приняла христианство (около 955 г.), и некоторые члены княжеской
дружины последовали ее примеру.
Верования восточных славян IX-X столетий представляли собой сложное
переплетение религиозных представлений, человек поклонялся силам природы:
воде, огню и земле. Поклоняясь, воде он верил в ее живительную силу,
связывал плодородность земли с дождем, посланным небом. Представления про
земной огонь издавна связывали с огнем небесным - солнцем, что дает тепло и
свет. Верили в очищающую силу огня - отсюда и обычай прыгать через огонь в
ночь Ивана-Купалы. С превращением земледелия в основной вид хозяйства и с
изменением в связи с этим социальных отношений, человек чаще стал
олицетворять те явления природы, с которыми был связан быт землероба.
Земледельческий культ ярко отразился в праздниках в честь солнечного бога.
Существует два расхожих мнения о состоянии духовной культуры
славянских народов нашей страны. В первом крещение киевлян рассматривается
современными церковными авторами как начало культурного прогресса
древнерусского общества, - прогресса, сводящегося к простому усвоению
византийских эталонов культуры нашими предками, якобы не имевшими за душой
ничего, кроме природной гениальности, понимаемой как способность к быстрому
и глубокому усвоению готовых культурных форм. С другой стороны глубокий
анализ культурного наследия нашей страны показывает, что ко времени
принятия христианства русское искусство находилось на достаточно высокой
ступени развития. Более тысячи лет русскому народному творчеству, русской
письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Между
тем усвоение и творческое переосмысление элементов византийской культуры,
попавших на Русь в ходе христианизации древнерусского общества
(христианство в данном случае выступало в роли простого передатчика этих
элементов), стали возможными только потому, что в дохристианской Руси не
было какого-то культурного вакуума, а существовал достаточно высокий
уровень развития духовной культуры.
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие
христианства.
В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое
воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить
Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир
княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за
теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами,
затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы,
называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (980
год).
Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином
князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона,
обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с
христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы
и совершались богослужения на славянском языке.
Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении
Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князя
Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он
руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для
русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре
христианских народов и более успешное развитие своей культурной и
государственной жизни.
Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда
проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного
осуществления своих замыслов и, надеясь получить из Византии необходимую
помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития
духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими
императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-
1028). В Херсонесе (Корсуни) он женится на их сестре Анне. Возвратившись в
Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный
град различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь
Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной
религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных
осложнений, хотя в некоторых местах не обошлось без открытой борьбы,
начатой предводителями язычества. Кумиры старых богов были ниспровергнуты и
затем сожжены или брошены, были построены христианские церкви.
Первоначально христианство распространялось преимущественно по линии Днепра-
Волхова; есть известие, что в Новгороде новая вера встретила
сопротивление язычества, которое было подавлено силою. К востоку от
великого водного пути, в области Оки и верхней Волги, христианство
распространялось медленно, и в Ростовской земле проповедники новой веры
долго встречали ожесточенное сопротивление язычников.
Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси
грамотности, насаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с
греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,
развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира
Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством
распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава
Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе
монастырские и частные. Большие библиотеки имели князь Черниговский
Святослав Ярославич, который "разными драгоценными священными книгами
наполнил свои клети", князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший
"книгами церкви Божии"; "богат был. . . книгами" епископ Ростовский Кирилл
I (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом
количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.
С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее
государственные и культурные связи не только с Византией, но и с
Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с
греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким
императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -
Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире с
окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с
Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь".
Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь
и начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить
их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой
среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы. О самом князе Владимире
предание говорит, что он смягчился под влиянием новой веры, стал милостив и
ласков. Среди дружины из земских людей появилось много благочестивых
христиан, почитавших церковь, любивших книги и иногда уходивших от мирских
соблазнов в монастыри и в пустынное житье.
Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и
языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность
сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в
первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама
по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате
начала русской культуры, то самой обоснованной будет 988 год.
В первое время христианская письменность на Руси не была обширна.
Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, представляли собою
болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических
книг, Кормчей книги и т. п. Под влиянием этой болгарской письменности
создалась и собственная русская письменность, в которой главное место
занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за
немногими исключениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным
искусством. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми,
обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным образцам так,
как умели, без школьной учености и риторического искусства. Тем не менее,
их произведения оказывали заметное влияние на духовную жизнь наших предков
и содействовали смягчению нравов на Руси.
Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города
Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк,
Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее
большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь
стала христианской страной.
Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской
Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом,
а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на
славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки
духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь
Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше
стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где
стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим
городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на
Крещение по всем городам и селам".
С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный
каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и
перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот
символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и
вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".
Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической
акцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освящения феодальных
отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало
социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие
процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности
сопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим.
Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей),
ново утвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме
места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается
православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не
находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр
(скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество,
истреблялись как "языческое наследие" памятники дохристианской славянской
культуры.
Просвещение - не случайный результат влияния церкви; оно неизбежный ее
спутник, хотя этим еще не предопределяется высота его уровня. Св. Владимир,
когда вводил на Руси христианство, то вместе с переменой веры более всего
заботился о превращении своего народа в просвещенную, культурную и
блестящую нацию по подобию Византии. Владимир ведет с греками войну,
добивается их союза, родства с императорами и только тогда крестит свой
народ. Для одной перемены веры это было бы излишне: иерархия, хотя и не
высшего ранга, охотно бы явилась из Греции, церковная утварь и разные
другие драгоценности могли быть куплены за деньги. Но Владимир хотел не
того. Ему было нужно, чтобы греки, породнившись с ним, преодолели
отвращение к русским, как к варварам, перестали скупиться - уделить нам
часть своих культурных благ, возымели усердие учить нас наукам и
искусствам, открыли нам, так сказать, "профессиональную тайну" своей
образованности. Из Корсуня Владимир, вместе с церковными святынями,
перевозит в Киев и несколько бронзовых статуй, торопясь видеть свою столицу
похожей на просвещенную царицу Босфора. Как только произошло крещение
киевлян, Владимир немедленно задался целью дать настоящее просвещение детям
высшего сословия. Он надеялся, что младшее поколение аристократии, пройдя
полный цикл наук, необходимых для образованного человека того времени,
будет надежным проводником просвещения и для всего русского народа.
В той сложной иерархии государств, которую представлял собой
средневековый мир, Русь после крещения заняла новое, высокое место.
Совершенно по-новому, более широким потоком вливаются и глубже
проникают в жизнь христианской Руси блага византийской христианской
культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные - римские и
эллинские - начала, хранительницей которых была Византия, открываются Руси
вместе с воспринятым из Византии православием. С ним Русь воспринимает из
Византии первоосновы богословской и философской мысли, первые элементы
образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и
политические идеалы. Здесь начало того процесса, который, возвысив Русь,
подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, после
падения старой империи, поставил Московское царство во главе православного
мира.
В X-XII вв. в искусстве Византии сложилась классически стройная
художественная система, устойчивый канон художественных образов, стабильная
иерархия основных духовных ценностей. Благодаря своей универсальности
византийское искусство приобрело некий надэтнический характер, впитав
культуру многих народов. Это послужило основой его широкой экспансии в
различные страны. Византийское искусство стало непререкаемым эталоном для
искусства православного мира – русского, болгарского, сербского,
грузинского. К нему обращались художники латинского Запада и мусульманского
Востока. Влияние византийского искусства прослеживается в Италии и на
острове Сицилия, на Кавказе и ряде других областей. Но византийское
искусство и само испытывает изменения под влиянием местных художественных
школ. Так в иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная школа,
связанная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием "меры
и красоты". Первые века становления православия на Руси были временем
рождения отечественных форм его понимания, выраженного в красках, в
камне, в слове.
Для правителей Византии чудесные произведения прикладного искусства
были в то же время и орудием политики и дипломатии - раздача наград, дары
храмам и монастырям, подкуп правителей иностранных государств и их послов,
содействовали распространению драгоценных произведений искусства
византийских мастеров далеко за границами империи. Была распространена и
массовая продукция из металла для широких слоев населения Византийского
государства. Прикладное искусство Византии, подарившее миру множество
прекрасных шедевров, отражало вкусы, эстетические представления и интересы
различных социальных слоев византийского общества. Вместе с тем оно
одновременно подчинялась общим мировоззренческим установкам и
художественным канонам, господствующим в византийском обществе.
Ремесленники, естественно, должны были считаться со вкусами знатных
заказчиков, императорского дворца, церкви.
Византийская культура, как культура других средневековых государств,
представляет собой весьма сложную, но все же единую систему культурных
ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры,
незамедлительно сказывается и на другой. Тесная связь, взаимное влияние
всех видов культуры - закон развития. С X-XI вв. в искусстве Византии
господствует пышная декоративность. Торжественный монументализм все чаще
соединяется с усложненной символикой. В живописи и архитектуре начинает
господствовать строгая, рассудочная симметрия, спокойная, торжественная
уравновешенность линий и движений человеческих фигур на фресках и мозаиках
храмов. Изобразительное искусство приобретает вневременный и
внепространственный характер; абстрактный золотой фон, столь любимыми
византийскими мастерами, заменяет реальное трехмерное пространство,
выполняя важную эстетическую функцию: он призван как бы отгородить
отвлеченное изображение. того или иного явления от живой деятельности
окружающего мира. Стилизованные архитектурные ассамблеи, фантастические
пейзажи фона делают все более абстрактными и зачастую заменяются золотыми
или пурпурными плоскостями. Творчество художника приобретает отныне
безликий характер, оно скованно традицией и церковным авторитетом, а порывы
индивидуальных творческих исканий мастера подчинены нивелирующему действию
канона.
К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в
живописи, окончательно складывается иконографический канон - строгие
правила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а
также устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного
покоя, торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла за
собой создание устойчивой и неизменной иконографии. Иконографические типы и
сюжеты почти не изменялись в течение столетий. В отличие от мусульманского
Востока, где примат духовного начала над плотским привел к господству в
изобразительном искусстве геометризма и орнаментальных форм, вытеснивший
изображение человека, в искусстве Византии человек все же остался в центре
художественного творчества. В искусстве опять обратились к эллинизму, но
при глубокой переработке его традиций с целью повышения духовности
художественного творчества. Если языческий мир воспевал в человеке телесную
красоту, то византийское искусство прославляло его духовное величие и
аскетическую чистоту.
В стенных росписях, в мозаиках и иконах и даже в книжной миниатюре
голова как средоточение духовной жизни становится доминантой человеческой
фигуры, тело же стыдливо скрывается под струящимися складками одеяний,
линейная ритмика сменяет чувственную экспрессию. В изображение
человеческого лица на первый план художник его одухотворенность,
самоуглубленную созерцательность, внутреннее величие, глубину душевных
переживаний. Огромные глаза с экстатически расширенными зрачками,
пристальный взор которых как бы завораживает зрителя, высокий лоб, тонкие,
лишенные чувствительности губы - вот характерные черты портрета в
византийском искусстве классического средневековья. Из культового
художественного творчества почти совсем исчезает скульптура как искусство,
прославляющее телесную, а не духовную красоту. Ее сменяет плоский рельеф и
живопись (мозаика, фреска, икона). Отныне художник должен изображать не
только тело, но и душу, не только внешний облик, но и внутреннею духовную
жизнь своего героя. В этом, кстати сказать, важное отличие византийского
искусства от западноевропейского, где скульптурные изображения Христа,
мадонн, святых приобрели широчайшее распространение.
В XI - XII вв. наблюдается подъем в искусстве иконописи. От этого
периода сохранялось несколько прекрасных образцов византийских икон,
преимущественно столичной школы живописи. Своеобразна и по сюжету, и по
исполнению константинопольская икона XI в. из собрания монастыря св.
Екатерины на Синае. Она является как бы иллюстрацией к "Лествице" Иоанна
Лествичника; она показывает восхождение к небесам монархов по лестнице
нравственного самоусовершенствования и духовных подвигов: отступившихся
монархов нечистая сила тянет в ад, что придает иконе известную наивность и
фантастичность, несмотря на реалистические черты в изображении фигур и лиц,
на правильные их пропорции, восходящие к эллинистическим традициям. От XII
в. сохранилась шедевр византийской иконописи - икона Владимирской
Богоматери (Москва, Третьяковская галерея). Ныне она прочно вошла в историю
древнерусского искусства. Мария изображена здесь в позе Умиления
("Элеуса"), она нежно прижимается щекой к щеке сына, который ласково
обнимает ее за шею. Эта сцена - воплощение чувства материнства в соединении
с величественной духовностью. В глазах Марии отражена вся скорбь мира. Мать
уже знает о грядущей гибели сына и сознает неизбежность жертвы ради
спасения человечества. Тонкое, аристократическое лицо младенца проникнуто
теплым, искренним чувством. Впечатляет и другая византийская икона XII в. -
Григорий Чудотворец, - хранящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Суровое,
аскетическое лицо Григория мужественно и спокойно, его взгляд глубок и
сосредоточен.
Здесь невозможно перечислить все иконописные памятники Византии той
эпохи. Необходимо только отметить, что в связи с постоянными войнами и
усилением военной знати сильно поднялась популярность святых - защитников и
покровителей военного сословия. На мозаиках, фресках, иконах, эмалях, на
изделиях из слоновой кости и небольших походных иконах все чаще появляются
изображения святых-воинов: Дмитрия Солунского, Феодора Стратилата
("полководца"), Федора Тирона ("новобранца") и особенно св. Георгия.
Иконографические образы этих персонажей милитаризируются. Иконографический
тип св. Георгия претерпевает эволюцию. Если в X-XI вв. он изображается в
виде пешего воина с копьем в правой руке, опирающегося левой на шит, то в
XII в. получает распространение конный образ Георгия без дракона или иногда
поражающего змея. Этот образ Георгия-воина приобрел огромную популярность в
странах Юго-Восточной и Восточной Европы и, особенно, на Руси, где получил
уже законченный и хорошо знакомый нам образ всадника, поражающего копьем
дракона.
XI век был периодом необычайного взлета книжной иллюстрации. Центром
создания поистине великолепных кодексов стал императорский скрипторий в
Константинополе. Здесь заказу императоров создавались настоящие шедевры
книжной миниатюры. К их числу относятся рукопись "Слов" Иоанна Златоуста,
выполненная для императора Никифора Вотаниана (1078-1081). На одной из
миниатюр изображен сам Никифор Вотаниан в пышном императорском облачении, в
лице его проступают восточные черты, что говорит о портретном сходстве,
схваченном художником. В живописи этого кодекса чувствуется влияние
искусства Востока. Рукопись хранится в Парижской Национальной библиотеке.
Другой жемчужиной искусства столичных мастеров миниатюристов является
датируемая 1072 г. рукопись Нового Завета, созданная для императора Михаила
II Дуки (Библиотека Московского университета). Крохотный по размерам
кодекс, украшенный изысканной живописью, изящными заставками и инициалами,
- подлинный шедевр книжного искусства. Колорит миниатюр обоих рукописей
отличается мягкостью и теплотой, преобладают светлые тона, рисунок тонок и
динамичен. В ряд с этими шедеврами можно поставить Псалтирь XI в. из
Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, созданную между 1074-1081 гг. для
одного из византийских императоров. Ювелирная тщательность орнаментики,
мягкость и нежность колорита, тончайшая нюансировка лиц выделяют эти
миниатюры из числа других, тоже высокохудожественных кодексов XI в.
X-XII века - период нового подъема византийского монументального
искусства и архитектуры - были ознаменованы также расцветом прикладного
искусства: ювелирного дела, резьбы по кости и камню, производства изделий
из стекла, керамики и художественных тканей. Художественное творчество в
Византии было подчинено единой системе миропонимания, философско-
религиозного мировоззрения, единым эстетическим принципам. Поэтому все виды
искусств били тесно связаны между собой единой системой художественных
ценностей, общностью сюжетов, стилистических и композиционных принципов.
Книжная миниатюра и прикладное искусство так же подчинялись этим общим
законам, хотя в разной степени. Их эволюция шла в русле качественных
изменений всей художественной системы византийского общества. Поэтому в
Византии, как ни где в средневековом мире, наблюдался органический
художественный синтез зодчества, живописи, скульптуры, прикладного
искусства. Прикладное искусство в Византии, помимо практических функций,
имело часто сакральное, репрезентативное, символическое назначение. Отсюда
высочайшие эстетические требования, предъявляемые к искусству малых форм.
Церковная утварь, императорские регалии, одежда церковных иерархов и
придворной знати, реликварии и ларцы императоров и императриц, роскошные
ювелирные украшения, которые носили императоры, высшие чиновники,
духовенство, придворные дамы - все эти украшения часто становились
недосягаемым образцом для художников других стран.
Высочайшего уровня развития в эту эпоху достигла византийская
торевтика - изготовление художественных изделий из золота, серебра, бронзы
и других металлов. Предметы культа - реликварии, лампады, паникадила,
кованные с рельефами врата храмов, складни с образцами святых, оклады икон
и книг и множество видов церковной утвари были истинными произведениями
искусства.
Огромное распространение имели изделия из металла в быту императоров и
высшей византийской аристократии. Музыкальные инструменты, ларцы,
разнообразная посуда, блюда, чаши, кубки из золота и серебра составляли
необходимую часть придворной жизни империи и императорского дворца.
Рассвет прикладного искусства в X-XII вв. был связан с торжеством
эстетики церемониала, парадности, культа императора. Пышность церемоний
утонченный придворный этикет, праздничное великолепие, блеск и элегантность
придворной жизни, ритуал процессий торжественная культовая обрядность - все
это рождало эстетику света, блеска, красоты. Отсюда особая любовь
византийской аристократии к изделиям из драгоценных материалов, торевтике,
камням, блестящей утвари, златотканым одеждам и роскошному убранству
дворцов и храмов.
Именно это великолепие так поразило первых посланцев Руси и самого
Владимира и во многом оказало влияние на христианизацию Руси. Приобщение к
тысячелетней христианской истории, к культурным ценностям Византийской
империи ставило перед русским обществом, русскими мастерами новые
культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение
многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм
литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось
основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно
вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые
росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг.
Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый
обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и
соседствовавших с ними племен - крещение Руси создало новые формы
внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом культур и новые формы их
взаимодействия с окружающим миром. С течением времени эти формы
дорабатывались и преобразовывались, приобретая национальный дух и
самобытность художественных решений. Со временем сложились и свои школы
известных русских мастеров. Образцом для подражания и каноном в иконописи
стали творения Андрея Рублёва (главное его произведение икона "Троица"
породила множество подражаний). В XVI в. славилась иконопись мастера
Дионисия. Монастыри заботились об украшении стен храмов живописными
фресками. Сложилось несколько школ церковной живописи (новгородская,
вологодская, строгановская, московская). О том, как писать иконы спорили на
стоглавом соборе. В практику иконописания всё чаще внедряется
реалистический фон (окружающая природа, здания, животные и т. п.).
Под византийским влиянием культура Киевской Руси за короткий период
достигла уровня передовых стран Европы. Русское художественное ремесло
стало славиться во всем мире. "Кузнецы по злату и серебру" создавали
золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и
зернью, с чернью и позолотой. Мечи, доспехи, ювелирные изделия пользовались
спросом на Руси и далеко за ее пределами.
В церковной архитектуре с X в. основное место стал занимать крестово-
купольный храм, имевший в плане форму креста с равными ветвями и куполом в
центре. Становление крестово-куполной архитектуры было сложным процессом.
Его начало может быть отнесено еще к VI в., когда был создан шедевр
купольной архитектуры - София Константинопольская, а завершение в основном
X столетию. В X-XII вв. крестово-купольное зодчество стало подниматься как
в самой Византии, так и в сопредельных с ней странах, но этот вид
культурного зодчества был лишь общей канвой, на основе которой развивались
его различные варианты.
Новые тенденции появились и в изменении социального содержания
архитектуры. Прежде всего происходит сокращение масштабов храма.
Грандиозные храмы для народа уходят в прошлое. Распространение получают
сравнительно небольшие церкви, предназначенные для городского квартала,
сельского прихода, монастыря или замка. Одновременно храм растет в высоту:
изменяются пропорции здания, вертикаль становится преобладающей идеей,
устремление в высь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнение
культовому зодчеству. Если раньше главную роль в культовом зодчестве играла
внутренне пространство, купол смотрелся изнутри и символизировал Вселенную,
то в XI-XII вв. все большее значение приобретает значение внешний вид
храма. Украшение фасада здания теперь входило в общий архитектурный
замысел, в единую композицию. Вместо замкнутых, с широкими песчаными
гладкими плоскостями закрытых фасадов и стен теперь появляются новые
архитектурные формы экстерьера: фасады украшаются легкими колоннами и
полуколоннами, растет число узких и длинных оконных проемов, впервые
появляется асимметрия. Вешний декор здания становится самодовлеющем
элементом архитектуры, увеличивает его художественную выразительность.
Ощутимее становится связь внешнего и внутреннего облика храма, усиливается
воздушность, легкость, элегантность архитектурных пропорций, колонны в
храме делаются тоньше, удлинятся барабан купола - он становится легким,
стройным, со множеством вертикальных членений, с окнами, усиливающими
эффект освещения. Во внутреннем пространстве храма зодчие стремятся к
достижению большого единства. Наблюдается строгая центричность и повышение
подкупольного пространства, красота храма ныне во многом определяется его
устремленностью ввысь, в небеса. Во внешнем оформлении храма порой
появляются пирамидальный ритм, ажурность и красочность фасадов,
светотеневые контрасты. Архитектурные формы храмов второй половины XI-XII
в. становится утонченнее, совершеннее, жизнерадостнее, их красочная
ажурность и легкость резко контрастируют с глухим, суровым, аскетичным
наружным обликом зданий предшествующего времени. Прежняя замкнутость и
отрешенность уходили в прошлое, храм теперь следовало созерцать не только
внутри но и снаружи.
До XIII в. византийскою архитектуру можно считать одной из самых
развитых и совершенных в средневековом мире. Она оказала влияние на широкий
ареал стран - Болгарию, Сербию, Русь и даже в какой-то мере на романский
Запад. Древнерусское государство обязано Византии первыми выдающимися
архитектурными достижениями.
До Х в. в Киевской Руси преобладали традиции деревянного зодчества.
После принятия христианства возводятся каменные храмы по византийскому
крестово-купольному образцу (храм святой Софии в Киеве). Большую роль
играла отделка и окраска здания. С XII в. появляются храмы башеннообразной
формы с элементами романского стиля - декоративной резьбой по камню
(Дмитриевский собор во Владимире). Храмы украшались монументальной
живописью: фреской, мозаикой, иконописью. Византийская техника возводилась
в канон и строго оберегалась церковью. Торжественное плоское изображение
ликов святых на стенах храма было созвучно архитектурному замыслу.
Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в
камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы
была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости,
терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего,
как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие
строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с
окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси
языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К
сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но
архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных
сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной
архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их
башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов,
сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным
украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до
настоящей поры.
Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая
Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира
Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день, стоит
знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже. Оба
храма были построены византийскими мастерами из привычной для них плинфы -
большого плоского кирпича размером 40(30(3 см. Раствор, соединяющий ряды
плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная
плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов
нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же,
в далеком от Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды
выкладывались все-таки из кирпича. Новгородский камень "серый плитняк" -
природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены.
Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного
белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в
аккуратные прямоугольные блоки. "Белый камень" мягок и легко поддается
обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены
скульптурными рельефами.
В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил
широкое распространение, так как был дешевле и доступнее камня.
Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новый
строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по
образу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмя
столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству
прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец
греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени Владимира, а также
работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной
архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу, если первые
русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены
греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то
Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских
традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать
глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила
стиль русского деревянного зодчества.
Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при
Ярославе Мудром, показал, что строительство - это тоже политика. Этим
храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне -
константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в
других крупных центрах Руси - Новгороде, Полоцке, и каждый из них
претендовал на свой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где был
сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были
построены монументальные многокупольные храмы с толстым и стенами,
маленькими оконцами, - свидетельства мощи и красоты.
В XII в. традиции древнерусской архитектуры не утрачиваются. По всей
Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние
пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Таким стал
Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-
Польском.
Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея
Боголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройка
Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу
Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, "Золотых ворот" во
Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью.
При нем же было создано чудо русской архитектуры - храм Покрова на Нерли.
Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого
сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в
которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть,
просветленная созерцательность архитектурных линии.
Брат Андрея - Всеволод III продолжал эту строительную деятельность.
Его мастера оставили потомству замечательный Дмитриевский собор во
Владимире - величественный и скромный.
Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и
Галиче. закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты
богатых людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала
украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим
на стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, Новгороде, других русских
городах.
Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало
органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.
Посмотрите, как поставлены и доныне стоят русские церкви, и вы поймете, о
чем идет речь.
Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно
заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему
дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира,
своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы
постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой
значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно
русском стиле.
Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее
основные принципы и направления культуры перешли к соседним
государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на
основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать «вторым
Римом», т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает
Римской империи. Велико ее влияние и на развитие русской культуры -
принятие православной веры на Руси имело огромное культурно - историческое
значение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному
феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и
древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание
древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и
земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси
наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и Ближнего
Востока. Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицы
древнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментом
великой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства,
название которому - Россия.
Литература:
1. "Русская Православная Церковь 988-1988". Изд. Московской Патриархии
1988 г.
2. "Крещение Руси": Факты против легенд и мифов. Лениздат 1986г.
3. "Как была крещена Русь" под ред. Л.И.Волковой
4. "Культура Византии" в трех томах. Изд. "НАУКА", Москва 1989 г.
5. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред.
А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. - М., 1996;
6. Рябцев Ю.С. «Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре». -
М., ВЛАДОС, 1995.
Студент 1 курса
МГПУ Ю.Л.