Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Внутренняя и внешняя культура

Внутренняя и внешняя культура

ПЛАН РЕФЕРАТА:

1. Введение: из истории культуры……………..………………….2

2. Общество и культура: внешние и внутренние факторы………4

3. Человек и культура - внутренняя и внешняя…………………..9

4. Заключение……………………………………………………...12

5. Список использованной литературы…………………………..13

ВВЕДЕНИЕ: из истории культуры

На протяжении всей истории развития философской мысли культу-

ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными

мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие

культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие

"жень") и Индии (понятие "дхарма"), означало прежде всего целенап-

равленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало

оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древ-

ней Греции видели в "пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они

считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных"

варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впи-

тав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое

представление о культуре, которое более близко к понятию цивилиза-

ции. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совер-

шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев-

ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейше-

го качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам

процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека

целиком отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда

отождествлялся то с проявлением божьей милости, то с кознями дь-

явола. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию куль-

туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период

под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманисти-

ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.

Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание

под культурой различных форм духовного и политического саморазви-

тия общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусс-

тва, морали, религии и государственном правлении. Французские

просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер-

жание культурно-исторического процесса как развитие человеческого

разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей

счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей

"естественной" природы. Однако уже в то время зародилось философс-

кое направление "критики культуры". Последователи этого направле-

ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму че-

ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис-

тоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной

ступени развития, испорченности и развращенности "культурных" на-

ций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретическо-

го осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители

немецкой классической философии стали искать выход в осознании

культуры как сферы "духа". Кант рассматривал культуру прежде все-

го с позиций морального сознания (его знаменитый категорический

императив). Шиллер как совокупность эстетических форм сознания, а

Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского созна-

ния человека. С этой точки зрения, культура предстает как область

духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой

классической философии рассматривали сущность культуры как единую

цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис-

торической последовательности и образующих единую линию духовной

эволюции человечества.

Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за-

нимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно го-

воря, именно в это время возникла философия культуры как самостоя-

тельная философская дисциплина. Последователи неокантианства (Рик-

керт и М.Вебер) рассматривали культуру прежде всего как специфи-

ческую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни

и организации общества того или иного типа. Интересна концепция

немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера. Сущность ее заключается

в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством

и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному

организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого

культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци-

вилизация рассматривается как противоположность культуре. Это оз-

начает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.

С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория

"локальных" цивилизаций английского историка А.Тойнби.

Диалектико-материалистическая философия рассматривает культу-

ру как специфическую характеристику общества, которая выражает

достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю-

щий в себя определенное отношение человека к природе и обществу,

развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детер-

минирующей характеристикой культуры является ее качественная сто-

рона. Любое выражение культуры есть проявление качественных

свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая

культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собст-

венно сам процесс формирования человека протекает как культурно-ис-

торический процесс. Его человеческие качества есть результат усво-

ения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям,

традициям,овладения присущими данной культуре приемами и навыками

деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в

известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз-

даваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто-

рая" искусственно созданная человеком природа. Там,где есть чело-

век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми -

там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой

меру человеческого в человеке.

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА:

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Развитие культуры - органическая составная часть истории об-

щества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать и

вне ее самой, прежде всего в развитии основы общества, материаль-

ного производства, а также и всех иных подсистем и сфер обществен-

ной жизни - социальной и социально-политической. Характерно, что

при крайне низких темпах развития материального производства в эпо-

ху феодализма столь же низкой была и динамика развития в области

культуры. Специфическое место религии и церкви также в то время

обусловливало религиозную окраску практически всех сторон и всех

составляющих культуры этой эпохи. Однако, нельзя не отметить, что

в отдельные периоды могут наблюдаться активные всплески в культу-

ротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в эконо-

мической сфере. Это, в частности, характерно для литературы и ис-

кусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.

Развитие культуры связано и с другими внешними детерминанта-

ми. Развитие стран и народов практически с первых шагов цивилиза-

ции утрачивает изолированный, замкнутый на себя характер. История

с течением времени все больше выступает в качестве всемирной исто-

рии, а вместе с тем становится реальностью мировая культура, акку-

мулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях

все большее значение для развития культуры каждой страны, каждого

народа приобретает расширение культурных связей и духовных контак-

тов с другими странами и народами.

Естественная изоляция или нарочитое самообособление народов

ничего хорошего развитию культуры принести не могут. Фактор изоля-

ции, например, одна из причин сохранения первобытных форм жизни у

аборигенов Австралии. Китай на рубеже I-II тысячелетия стоял в

первых рядах стран по развитию культуры, а затем наступили столе-

тия искусственной изоляции страны за китайской стеной, что привело

к утрате былых позиций. Только покончив в 60-е годы XIX века с

преградами на пути развития связей с остальным миром Япония уско-

ренно пошла вперед.

Следует отметить, что на развитие культуры, как впрочем и на

ее возникновение, сильнейшее воздействие оказали не только внешние,

но внутренние факторы. Необходимость углубленного анализа внутрен-

них причин развития культуры обнаруживается при рассмотрении влия-

ния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разру-

шило присущее первобытности единство материального и духовного, а

наряду с этим положило предел не только слитности материальной и

духовной культуры, но и ее единству, поскольку един был ее субъект

и носитель - первобытный коллектив.

В дальнейшем с развитием общества, когда умственный труд стал

все больше отделяться от физического, город - от деревни, когда об-

щество разделилось на классы, профессиональные группировки различ-

ных уровней, на этнические образования, территориально-региональные

общности, а также демографические страты - картина культуры в це-

лом, как и картина ее исторического движения усложняется.

Прежде всего с возникновением сложной социальной структуры

общества, возникшей в результате разделения труда, управление,

умственная деятельность, духовное производство стали преимущест-

венно сферой занятий определенного класса или социальной группы.

Автономизация умственного труда, его отделение от физического дали

мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т.д. Она позво-

лила сделать интеллектуальную деятельность - профессией, которая

органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-прак-

тической деятельности человека. С каждым этапом развития общества

и его фундаментальной основы- общественного производства, роль

умственного труда, его практическая значимость в жизни общества

все более возрастает.

Культура каждой эпохи неразрывно связана с потребностями и

интересами различных классов, социальных слоев и групп. В этом

суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп

на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной ме-

ре определяет разницу в содержании и формах культурных пластов и

уровней в общей структуре культуры общества. Однако, абсолютизация

господствовавшего до недавнего времени в отечественных общество-

ведческих науках классового подхода к анализу и классификации яв-

лений культуры неизбежно заводит исследователя в логический тупик.

Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классо-

вости просто неприменим - это наука, техника, язык.

Во-вторых, культура включает группу явлений, которые несут в

себе общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется

влияние социально-классовых и групповых интересов - это искусс-

тво, мораль, философия и т.д.

В-третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в

силу их природы, непосредственно с возникновением классов, напри-

мер, область политической культуры, хотя даже здесь абсолютизация

классового подхода была бы неправомерна. Наиболее отчетливо соци-

ально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии,

при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая

борьбу за власть направляет развитие культуры в своих интересах, в

соответствии со своими социальными идеалами. При этом выход за

пределы меры в воздействии идеологии на культуру может порой при-

вести к деформации последней, к лишению предметов культуры их

собственного содержания и их превращению в своего рода рупор для

распространения идеологических установок. Это отчетливо просматри-

вается в различного рода "культурных клише", назначение которых

состоит в навязывании через культуру определенных идеологических

стереотипов.

На развитие культуры в современных условиях оказывает свое

воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР. Это воздействие

многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо рас-

ширила возможности приобщения самых широких масс к духовным цен-

ностям, в частности, через средства массовой информации, предъяви-

ла возросшие требования к образованности, к повышению интеллекту-

ального потенциала общества. Одновременно благодаря развитию

транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела

к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интерна-

ционализации общественной жизни и культуры.

Национальные культуры являются специфическими культур-

ными системами, обладающими относительной автономностью и автох-

тонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочис-

ленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое об-

щечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по

форме, которая определяется особенностями истории конкретных наро-

дов, различными условиями, в которых происходило формирование этих

культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее

большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимо-

действует с другими народами. Поэтому многие национальные культу-

ры, представляют собой результат взаимодействия нескольких прожи-

вающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Разви-

тие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимо-

обогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а

тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя выстраивать

национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной на-

ции в качестве своеобразного эталона культуры. Националистическое

высокомерие тормозит развитие любой национальной культуры. Это

особенно важно, если учесть усиление процесса интернационализации

общественной жизни, а, значит, и необходимости участия в этом про-

цессе национальных культур, каждая из которых включает в себя как

свое национальное, так и интернациональное содержание.Не умаляя

ценности и уникальности существования и развития национальных

культур, следует отметить, что каждая нация вносит свой историчес-

кий вклад в мировую культуру и в то же время черпает из кладовой

мировой культуры. Магистральный путь развития мировой культуры

пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому

единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего в богатс-

твах культуры всех народов, сохранение богатства многообразия

культур не только в памяти, но и в культурной практике человечест-

ва.

Региональные особенности культуры проявляются не только в

специфических чертах культуры отдельных народов. Имеются опреде-

ленные существенные различия между городской культурой и культурой

села, культуры крупного города и культуры мелких и средних горо-

дов. Есть основания говорить об особенностях культуры в больших

регионах мира. Так Европа сделала упор на разум, рациональное ос-

воение действительности и использование его успехов. Восток же до

недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие ок-

ружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это боль-

ше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и

Востока уже основательно размыты, обмен принципами, идеями и ду-

ховными ценностями идет со все большей интенсивностью. Подводя

итог можно сказать, что мировая культура - явление достаточно

сложное и многогранное, куда входят формационные, региональные,

национальные типы культур и огромное число субкультур, существую-

щих в качестве подсистем в этих культурных типах.

Во внутренней организации культуры существуют также структур-

ные уровни, которые подразделяют ее на массовую и элитарную куль-

туры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом

массового потребления. В работах западных философов и социологов

данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры, по-

тому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве пред-

метов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если

они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама,

ставшая обязательным атрибутом современного общества, является не-

отъемлемой частью массовой культуры.

Развитие культуры имеет свою внутреннюю логику и характеризу-

ется относительной самостоятельностью и своеобразной внутренней

детерминацией, которая реализуется не только в активном использова-

нии новыми поколениями накопленного запаса ценностей культуры, но

и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры, его

основные направления, его содержание и темп.

Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конк-

ретно-исторических формах. Особенно выпукло обнаруживают себя сдви-

ги в культуре в переломные периоды человеческой истории, например,

при переходе от античности к средневековью, а затем от средних ве-

ков к эпохе Возрождения.

Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества

от формации к формации. При этом в истории формирования культуры

имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как

бы по двум направлениям - по вертикали и по горизонтали. Важнейшей

закономерностью развития культуры является преемственность, в ко-

торой реализуется единство противоположностей - традиции и твор-

чества. История предметных результатов человеческой деятельности,

воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимо-

действии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых

сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом каж-

дое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и буду-

щее, как к центру, который с течением времени сдвигается к новым

поколениям.

Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные

традиции. Под ними понимаются элементы социального и культурного

наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению,

но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жиз-

ни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как

наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных тра-

диций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.

Современное поколение не может не опираться на созданные ранее

ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каж-

дый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.

Однако, культура - это не только традиции, процесс накопления

и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование

культуры предполагает и ее развитие, т.е. не только сохранение

лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатс-

тва в процессе творчества. Данное направление в культуре называет-

ся новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговороч-

но причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством

тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает

признание других людей. Хотя данный критерий новаторских культур-

ных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведе-

ния искусства или научные открытия не находят признания у совре-

менников. Тем не менее, если творец создает произведение или дела-

ет открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано

или поздно приходит, и, последующие поколения воздают им должное.

Творчество Ван Гога и Гюгена, гениальных художников, непризнанных

при жизни современниками, работы предтечи космических полетов чело-

вечества К.Циолковского - блестящее свидетельство этому.

В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связа-

но с неповторимостью, уникальностью созданной духовной ценнос-

ти. Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя

и играет важную роль в распространении культуры. Но, это именно

распространение, а не создание культуры.

Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное

культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в ко-

пилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследова-

но им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в

развитии культуры органично взаимосвязаны.

В целом подход к культурному наследию должен быть диалекти-

ческим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценнос-

тей, которые способны работать на прогресс, и отрицание всего от-

жившего, консервативного в культурной традиции.

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА - ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ

Само становление личности есть не что иное, как результата

культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе

определенную долю общественной культуры, человек становится лич-

ностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой

собственный мир, как богатство своего "Я".

Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность

внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает

человеческое качество, становится способным сам участвовать в

культуротворческой деятельности. Культура - это процесс развития

человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в

человеке, характеристика развития человека как человеческого су-

щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс-

тве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей

совокупности результатов человеческого труда и мысли.

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура -

мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способ-

ностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном раз-

витии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием

которой является сам человек во всем богатстве его способностей,

потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение

личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого куль-

тивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему

конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических

условий.

Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого са-

мосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего

места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к пла-

нированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различ-

ных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального вы-

бора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец,

способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно слож-

на, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и

должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее на-

чало, помогающее не только разбираться в различных конкретных си-

туациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, предс-

тавляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает

особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а на-

ряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение

конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обуслов-

лено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежно-

го мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления

в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведе-

нии, в настроениях крайней безысходности, в различных формах деза-

даптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях

культурного развития и самосовершенствования требует выработки

четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если

учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся

существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, од-

нако понятия образованности и культурности полностью не совпадают.

Образованность чаще всего означает владение значительным запасом

знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд

таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстети-

ческая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без

нравственных основ сама по себе образованность может оказаться

просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный куль-

турой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним

и даже ущербным в своих ориентациях.

Вот почему так важны слитность образования и воспитания, со-

четание в образовании развития интеллекта и нравственных начал,

усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений

от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности - духов-

ность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до

недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пре-

делах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и

ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жиз-

ни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл ду-

ховности - быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к

остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода,

нравственность и гуманизм - вот ядро духовности. Антиподом духов-

ности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным

отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным цен-

ностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках инте-

ресующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культу-

ру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим.

Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда

за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презира-

ющий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся

своим культурным поведением человек может обладать богатым духов-

ным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не мог-

ли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм,

презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жесто-

кость - все это плоды безразличия к нравственному фундаменту об-

щества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций -

в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не

меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к

мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художест-

венной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание куль-

туры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно

связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же

оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция - это разноплано-

вые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные

качества человека. Второе говорит о его социальном положении, по-

лученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность

предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравствен-

ную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыс-

тие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему сло-

ву, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав

свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор харак-

теристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится куль-

туре общения. Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности

человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколе-

нию. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его раз-

витии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств свя-

зи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приво-

дит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по

интересам, спортивные секции - все эти организации и институты иг-

рают очень важную положительную роль в деле консолидации людей,

создания сферы неформального общения, которая так важна для твор-

ческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчи-

вой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах - служеб-

ного, неформального, досугового, общения в семье и т.д. - в решаю-

щей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры

общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем об-

щаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более да-

вить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходс-

тво. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента.

Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня

в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстанов-

ке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать

свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики

и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать

своих оппонентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Движение к гуманному демократическому общественному строю

просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры,

ибо прогресс культуры - одна из сущностных характеристик общест-

венного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что

углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры

каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых

условий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баллер Э.А. "Преемственность в развитии культуры"

2. Орнатская Л.А. "Происхождение и формирование понятия "культура"

3. Межуев В.М. "О понятии "Культура"

4. Артановский С.Н. "Историческое единство человечества

и взаимное влияние культур"






Информация 







© Центральная Научная Библиотека