Впечатления о творчестве Рериха
Николай Константинович Рерих до сих пор остается одним из моих самых
любимых художников. Очень трудно сказать, что меня привлекло в творчестве
Рериха; видимо, это невозможно объяснить, это часть моего сознания мира.
Скажу, что с картин Рериха и началось мое знакомство с искусством, когда я
впервые пришел в Картинную галерею…
…И вот, спустя много лет, я снова в этом просторном зале, любуюсь
тем, что давно не мог видеть, но всегда хранил в своей памяти. Со всех
сторон меня окружают живописнейшие картины. Почти на каждой из них
изображены горные пейзажи. Куда ни кинешь взгляд – везде высокие вершины,
ледники, скалы… Кажется, что каждый из этих шедевров – часть чего-то
единого целого… А если бы вправду соединить в одну все картины Рериха,
выставленные в нашей галерее? Тогда перед нами предстанет красивая и
величественная панорама Гималайских гор, переливающаяся разными красками –
от нежно-розовых до строгих сине-черных. А в центре – гора Эверест,
подчеркивающая всю величавость и неприступность гор, устроенную самой
природой.
Здесь надо сказать, что Рерих не изображал горы полностью в реальном
свете. В его работах вместе со строгостью очертаний горных пиков,
совершенными пропорциями, идеально четким падением света и тенями четко
прослеживается нечто такое, что представить реально лишь человеческому
разуму и творческому воображению. (Кое-где мы можем даже увидеть, как будто
на горе высечены очертания чьего-то лица – не правда ли, очень
оригинально?) Можно даже сказать, что есть в этом что-то от космических
видов. Недаром Гагарин, смотря во время своего первого полета в космос в
иллюминатор, сравнивал увиденное с красками на полотнах Рериха.
«Гималаи, Гималаи – это вечная тайна Земли» – очень точно заметила
одна неизвестная миру, но талантливая поэтесса. И Рерих был одним из
немногих, кто почти открыл эту тайну в своем творчестве. А ведь скольких
талантливых людей оно, в свою очередь, вдохновило на создание собственных
литературных шедевров! Чтобы понять это, достаточно прочитать стихи Натальи
Спириной, председателя рериховского общества:
«Скалы, громадные братья!
Учите людей молчанью.
Торжественность вам знакома,
Хранители древних тайн.
Века для вас, как минуты,
Проходят грядою стройной,
События дней минуют
Величие ваших стен.
А люди, устав от пыли
И шума ненужной жизни,
Придут к вам узнать молчанье,
Заимствовать простоту
И ту непоколебимость,
Которая вам знакома,
Немые древние братья,
Хранители вечных тайн!»
Эти строки написаны по картине Рериха «Гималаи». Самое интересное
здесь то, что у Рериха нам известны двадцать четыре (!) картины с таким
названием. И здесь мы видим эту безграничную любовь к горам…
Изображал Рерих также и людей – безусловно, на фоне гор. Именно эти
картины считаются самыми популярными в творчестве художника и вызывают
самые бурные эмоции.
Мы подходим к картине «Настасья Микулична». Образ женщины- богатыря
на фоне пылающего горного заката – в понимании Рериха не что иное, как
дополняющие друг друга вещи – еще один символ величия и неразрывной связи
человека и природы.
Проходя дальше, мы видим картину «Бэда-проповедник». Ее сюжет
подсказало Рериху одноименное стихотворение поэта Полонского. В общих
чертах он таков: слепой старик-проповедник Бэда был обманут мальчиком-
поводырем, который увел его от места, где собрались люди послушать его
проповедь. Они пришли на горное озеро, и Бэда начал речь перед
несуществующей толпой, и когда он закончил ее, горы «грянули ему в ответ».
Здесь мы совершенно ясно видим, что в понятии Рериха горы – как бы живые
существа, способные ответить на искренний призыв человека.
Я встречал людей, которые утверждали, что их не привлекает творчество
Рериха. Конечно, это дело вкуса. Но они аргументируют свои доводы тем, что
картины эти холодны и не вызывают никаких чувств, и тут я прихожу в
недоумение. Я думаю – а что эти люди вообще понимают в настоящем искусстве?
Да, горы – неживая природа. Да, их окружает вечный холод. Но все это –
ничто по сравнению с тем, какое чувство вложил в свои шедевры творец. И
если бы те люди это поняли – вряд ли бы оставались при своих мнениях и
дальше.