Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Впечатления о творчестве Рериха

Впечатления о творчестве Рериха

Николай Константинович Рерих до сих пор остается одним из моих самых

любимых художников. Очень трудно сказать, что меня привлекло в творчестве

Рериха; видимо, это невозможно объяснить, это часть моего сознания мира.

Скажу, что с картин Рериха и началось мое знакомство с искусством, когда я

впервые пришел в Картинную галерею…

…И вот, спустя много лет, я снова в этом просторном зале, любуюсь

тем, что давно не мог видеть, но всегда хранил в своей памяти. Со всех

сторон меня окружают живописнейшие картины. Почти на каждой из них

изображены горные пейзажи. Куда ни кинешь взгляд – везде высокие вершины,

ледники, скалы… Кажется, что каждый из этих шедевров – часть чего-то

единого целого… А если бы вправду соединить в одну все картины Рериха,

выставленные в нашей галерее? Тогда перед нами предстанет красивая и

величественная панорама Гималайских гор, переливающаяся разными красками –

от нежно-розовых до строгих сине-черных. А в центре – гора Эверест,

подчеркивающая всю величавость и неприступность гор, устроенную самой

природой.

Здесь надо сказать, что Рерих не изображал горы полностью в реальном

свете. В его работах вместе со строгостью очертаний горных пиков,

совершенными пропорциями, идеально четким падением света и тенями четко

прослеживается нечто такое, что представить реально лишь человеческому

разуму и творческому воображению. (Кое-где мы можем даже увидеть, как будто

на горе высечены очертания чьего-то лица – не правда ли, очень

оригинально?) Можно даже сказать, что есть в этом что-то от космических

видов. Недаром Гагарин, смотря во время своего первого полета в космос в

иллюминатор, сравнивал увиденное с красками на полотнах Рериха.

«Гималаи, Гималаи – это вечная тайна Земли» – очень точно заметила

одна неизвестная миру, но талантливая поэтесса. И Рерих был одним из

немногих, кто почти открыл эту тайну в своем творчестве. А ведь скольких

талантливых людей оно, в свою очередь, вдохновило на создание собственных

литературных шедевров! Чтобы понять это, достаточно прочитать стихи Натальи

Спириной, председателя рериховского общества:

«Скалы, громадные братья!

Учите людей молчанью.

Торжественность вам знакома,

Хранители древних тайн.

Века для вас, как минуты,

Проходят грядою стройной,

События дней минуют

Величие ваших стен.

А люди, устав от пыли

И шума ненужной жизни,

Придут к вам узнать молчанье,

Заимствовать простоту

И ту непоколебимость,

Которая вам знакома,

Немые древние братья,

Хранители вечных тайн!»

Эти строки написаны по картине Рериха «Гималаи». Самое интересное

здесь то, что у Рериха нам известны двадцать четыре (!) картины с таким

названием. И здесь мы видим эту безграничную любовь к горам…

Изображал Рерих также и людей – безусловно, на фоне гор. Именно эти

картины считаются самыми популярными в творчестве художника и вызывают

самые бурные эмоции.

Мы подходим к картине «Настасья Микулична». Образ женщины- богатыря

на фоне пылающего горного заката – в понимании Рериха не что иное, как

дополняющие друг друга вещи – еще один символ величия и неразрывной связи

человека и природы.

Проходя дальше, мы видим картину «Бэда-проповедник». Ее сюжет

подсказало Рериху одноименное стихотворение поэта Полонского. В общих

чертах он таков: слепой старик-проповедник Бэда был обманут мальчиком-

поводырем, который увел его от места, где собрались люди послушать его

проповедь. Они пришли на горное озеро, и Бэда начал речь перед

несуществующей толпой, и когда он закончил ее, горы «грянули ему в ответ».

Здесь мы совершенно ясно видим, что в понятии Рериха горы – как бы живые

существа, способные ответить на искренний призыв человека.

Я встречал людей, которые утверждали, что их не привлекает творчество

Рериха. Конечно, это дело вкуса. Но они аргументируют свои доводы тем, что

картины эти холодны и не вызывают никаких чувств, и тут я прихожу в

недоумение. Я думаю – а что эти люди вообще понимают в настоящем искусстве?

Да, горы – неживая природа. Да, их окружает вечный холод. Но все это –

ничто по сравнению с тем, какое чувство вложил в свои шедевры творец. И

если бы те люди это поняли – вряд ли бы оставались при своих мнениях и

дальше.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека