Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Христианство

Христианство

| |

|Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов |

|Дальневосточный филиал |

|------------------- |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |

| |

|по предмету "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" |

| |

| |

| |

|тема: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ |

|ХРИСТИАНСТВА. |

|РАЗДЕЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ. |

|ХРИСТИАНСТВО И КУЛЬТУРА. |

| |

| |

| |

| |

| |

|Руководитель: |

| |

|Выполнил: студент юридического |

|факультета (в/о) I год |

|обучения |

|МАЛЫГИН О.А. |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|г. Владивосток, 1998 г. |

Краткий план:

1. Возникновение христианства.

2. Распространение христианства.

3. Разделение христианских церквей.

4. Христианство и культура.

1. Возникновение христианства.

1.1 Исторические условия становления христианства.

История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет,

само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и

является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией,

доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании

(включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии. [2,

с.164]

Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой

мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении

которого формировались и шлифовались религиозные представления и верования.

[1, с.43-47]

История религиозных представлений и верований, со времени их

возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и

перехода в рабовладельческое общество, свидетельствует, что ранние

религиозные представления имели тенденцию к убыванию фантастичности

мифологических образов и все более приобретали человеческую, антропоморфную

форму. Большой конкретности и достаточной степени выразительности

антропоморфизм божеств достигает на политеистической стадии развития

религиозно-мифологических представлений, классические образы которых дает

мифология древних греков и римлян.

Высший этап развития религиозных представлений и верований в

обществе тех далеких времен наступает, когда из многочисленного пантеона

божеств на передний план выдвигается один. При этом часть существенных

свойств и качеств различных богов переносится на одно, главное божество.

Постепенно культ и поклонение одному богу вытесняет верования в других

богов.

Эта тенденция или этап в развитии религиозных верований и

представлений называется монотеизмом. Возникновение монотеистических

представлений среди верующих было одной из предпосылок появления

христианства. Однако данного явления в жизни человечества недостаточно,

чтобы уяснить, хотя бы в общих чертах, сущность и особенности христианства

как мировой религии.

Христианство возникло в первом веке в восточной части Римской

империи. В этот период Римская империя являлась классическим

рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья.

Однако к первому веку мощь мирового государства была подорвана, и оно

находилось в стадии упадка и распада. На его территории установились

достаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований.

Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложения

национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в

римскую эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия

различных национальных и племенных верований и обычаев - синкретизм.

Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновению

ближневосточных представлений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, в

сознание и религиозную жизнь античного общества.

На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероучений

и культов происходило образование религиозных общин, которые по своей сути

не сводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило

эти общины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Но

наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская

религиозная традиция с четко выраженным монотеизмом.

Христианство возникло на перекрестке эпох, культур, смогло

объединить достижения духовно-практической деятельности человечества и

приспособить их для нужд новой цивилизации, оставив за порогом дряхлые

одежды родоплеменных и национальных религиозных представлений и верований.

Сила христианства проявилась в том, что оно смогло дистанцироваться от

узких рамок территориальной обособленности этносов.

1.2. Социокультурные предпосылки возникновения

христианства.

К середине I века настало время, когда уверенность римлян в том,

что их мир наилучший из возможных миров, осталась в прошлом, на смену этой

уверенности пришло ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев,

близкого конца света. В социальных низах возрастает недовольство

властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти

бунты, восстания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчезают,

но ищут иные формы своего удовлетворения. [3, с.148-149]

Христианство в Римской империи первоначально воспринималась

большинством людей как ясная и понятная форма социального протеста. Оно

пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих, утвердить

идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической,

политической и социальной принадлежности. Первые христиане верили в близкий

конец существующего миропорядка и установление “Царства Небесного”,

благодаря прямому вмешательству Бога, в котором будет восстановлена

справедливость, восторжествует праведность над неправедностью, бедные над

богатыми.

Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и

установление царства мира и справедливости - таковы социальные идеи,

которые привлекли на сторону христианства сотни тысяч, а позднее и миллионы

последователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этим

людям, как следует из Нагорной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна

Богослова, прежде всего было обещано Царство Божие. Те, которые здесь

первые, там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло

будет наказано, а добродетель вознаграждена. Страшный суд свершится и всем

воздастся по их делам.

Значительная роль в объяснении процесса социокультурного и

естественного механизма возникновения христианства принадлежит Ф. Энгельсу,

посвятившему этой проблеме ряд произведений: “Бруно Бауэр и первоначальное

христианство”, “Книга откровения”, “К истории первоначального

христианства”. Общий вывод этих работ сводится к идее, что к моменту

возникновения первой христианской общины в Палестине, общественное сознание

народов Римской империи было подготовлено к восприятию этого вероучения. Ф.

Энгельс зафиксировал как социальные, так и культурные предпосылки

восприятия христианства. По его словам “Христианству предшествовал полный

крах мировых порядков. Христианство было выражением этого краха”. (Маркс

К., Энгельс Ф. Соч. т.7 с. 21).

2. Распространение христианства.

Христианство возникло как религия униженных и оскорбленных,

угнетенных рабством, воплотив в себе протест против существующих в обществе

отношений, против социального гнета.

Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной

официальным властям и не могла не вызвать чувства тревоги, а в известной

степени встретила и враждебное отношение к себе со стороны государства. Как

свидетельствуют исторические источники, христианство в первые три века

своего существования было гонимой религией. Христиан первоначально

отождествляли с иудеями. Вначале враждебность местного населения разных

провинций к христианам определялась не сущностью их учения, а их положением

чужаков, отрицавших традиционные культы и верованию Примерно таким же

образом к ним относились и римские власти.

Под своим именем христиане появляются в сознании римлян в связи с

пожаром города Рима при императоре Нероне. Нерон обвинил в поджоге христиан

и в связи с этим многие христиане повергались жестоким пыткам и казням.

Одной из главных причин преследования христиан служил их отказ приносить

жертвы перед статуями императора или Юпитера. Отказ означал неповиновение

властям и, по сути дела, непризнание этих властей. Христиане первых веков,

следуя заповеди “не убий”, отказывались служить в армии.

В то время против христиан велась активная идеологическая борьба. В

общественном сознании распространялись слухи о христианах как безбожниках,

святотатцах, аморальных людях, совершавших каннибальские обряды.

Подстрекаемый такими слухами, римский плебс неоднократно устраивал

массовые избиения христиан. Из исторических источников известны случаи

мученической казни отдельных христианских проповедников: Юстина-Мученика,

Киприана и других. В этих условиях раннехристианские авторитеты стремились

ободрить своих приверженцев, внушить им идею их особого положения,

богоизбранничества. Фанатичное самопожертвование, страдания за веру они

представляли как наиболее богоугодное дело.

Однако эти гонения привели лишь к отпаданию от христиан части

колеблющихся элементов, сама же церковь и ее организация укрепилась и

закалилась в борьбе с государством.

Отдельные императоры и правители провинций в своей деятельности

иногда пытались, и небезуспешно, опереться на христианские общины. Сначала

это происходило от случая к случаю, в 311 году римский император Галерий

приказал отменить гонения христиан. Через два года Миланским эдиктом

Константина и Лициния христианство было признано терпимой религией.

Согласно этому эдикту, христиане имели право открыто совершать свой культ,

общины получили право владеть имуществом, в том числе и недвижимым. А в 324

году христианство было признано государственной религией Римской империи.

После этого христианство уже окончательно перестало быть религией

рабов и угнетенных: оно превратилось в господствующую религию,

поддерживаемую государством.

Основные положения христианского вероучения 12 догматов и семь

таинств были приняты на первом (Никейском) соборе 325 г. и втором

(Константинопольском) соборе 381 г.

В период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской

церкви, с ее централизацией и строгим выполнением предписаний высших

должностных лиц. Став государственной религией, христианство превратилось и

в господствующее мировоззрение государства. Естественно, государство

нуждается в единой идеологии, едином учении, и поэтому оно было

заинтересовано в укреплении церковной дисциплины, а также единого

мировоззрения.

Множество различных народов объединяла Римская империя, и это

позволило христианству проникнуть во все ее отдаленные уголки. Однако

различия в уровне культуры, жизненных укладах разных народов государства

вызвали разную интерпретацию противоречивых мест в вероучении христиан, что

явилось базой возникновения ересей среди вновь обращенных. А распад Римской

империи на ряд государств с различным социально-политическим устройством

возвел противоречия в богословии и культовой политике в ранг непримиримых.

[1, с.58]

3. Разделение христианских церквей.

3.1. Причины и условия возникновения раскола.

Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает “раскол,

разделение, распри”, стала реальной для христианства уже в середине IX в.

Обычно причины схизмы ищут в экономике, политике, в личных симпатиях и

антипатиях римских пап и константинопольских патриархов. Особенности

вероучения, культа, образа жизни верующих западного и восточного

христианства исследователи воспринимают как нечто второстепенное,

незначительное, мешающее пояснить истинные причины, которые, по их мнению,

кроются в экономике и политике, в чем угодно, только не в религиозной

специфике происходящего. [1, с.111-122]

А между тем, католицизм и православие имели такие особенности,

которые существенным образом повлияли на сознание, быт, поведение,

культуру, искусство, науку, философию Западной и Восточной Европы. Между

католическим и православным миром сложилась не только конфессиональная, но

и цивилизованная граница. Христианство не представляло собой единого

религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской

империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся

социальным отношениям и местным традициям. Следствием децентрализации

Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных

(самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской,

Антиохийской, Иерусалимской. Вскоре от антиохийской церкви отделилась

Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. Однако дело не

ограничивалось только разделением христианских церквей. Некоторые

отказывались признавать решения вселенских соборов и утвержденную ими

догматику. В середине V в. армянское духовенство не согласилось с

осуждением монофизитов Халкидонским собором. Тем самым армянская церковь

поставила себя в особое положение, приняв догмат, противоречащий догматике

ортодоксального христианства.

Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух

основных направлений - православия и католицизма. Этот раскол назревал в

течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития

феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и

конкурентной борьбой между ними.

Предпосылки раскола возникли еще в конце IV начале - V в. Став

государственной религией, христианство было уже неотделимо от экономических

и политических потрясений, переживаемых этой огромной державой. Во время

Никейского и I Константинопольского соборов оно выглядело относительно

единым, несмотря на внутренние распри и богословские споры. Однако это

единство зиждилось не на признании всеми авторитета римских епископов, а на

власти императоров, которая распространялась и на религиозную область. Так,

Никейский собор проходил под руководством императора Константина, а римский

епископат на нем представляли пресвитеры Витус и Винцент.

Что касается укрепления власти римского епископата, то оно было

связано , прежде всего, с престижем столицы империи, а потом уже с

претензией Рима на обладание апостолическим престолом в память об апостолах

Петре и Павле. Денежные подачки Константина и строительство храма на месте

“мученической смерти Петра” способствовали возвеличению римского епископа.

В 330 г. столица империи была перенесена из Рима в Константинополь.

Отсутствие императорского двора как бы автоматически выдвинуло духовную

власть на первый план общественной жизни. Ловко маневрируя между

враждующими группировками богословов, римский епископ сумел укрепить свое

влияние. Воспользовавшись сложившейся обстановкой, он собрал в 343 г. в

Сардике всех западных епископов и добился признания за собой права

арбитража и фактического главенства. Восточные епископы никогда этих

решений не признавали. В 395 г. империя распалась. Рим снова стал столицей,

но теперь уже только западной части бывшей империи. Политические неурядицы

в нем способствовали концентрации в руках епископов обширных

административных прав. Уже в 422 г. Бонифаций I в письме епископам Фессалии

открыто заявил о своих претензиях на главенство в христианском мире,

утверждая, что отношение римской церкви ко всем прочим подобно отношению

“головы к членам”.

Начиная с римского епископа Льва, названного Великим, западные

епископы считали себя лишь местоблюстителями, т.е. фактическими вассалами

Рима, управляющими соответствующими епархиями от имени римского

первосвященника. Однако подобная зависимость никогда не была признана

епископами Константинополя, Александрии и Антиохии.

В 476 г. Западная Римская империя пала. На ее развалинах

образовалось множество феодальных государств, правители которых соперничали

между собой за первенство. Все они стремились оправдать свои притязания

волей бога, полученной из рук первосвященника. Это еще больше подняло

авторитет, влияние и власть римских епископов. С помощью политических

интриг они сумели не только укрепить свое влияние в западном мире, но даже

создать свое собственное государство - Папскую область (756-1870 гг.),

которая занимала всю центральную часть Апенинского полуострова.

Начиная с V в. за римскими епископами закрепился титул папы.

Первоначально в христианстве папами именовались все священники. С годами

этот титул стал присваиваться только епископам, а много столетий спустя он

закрепился только за римскими епископами.

Укрепив свою власть на Западе, папы попытались подчинить себе все

христианство, но безуспешно. Восточное духовенство подчинялось императору,

а тот и не думал поступаться хотя бы частью своей власти в пользу

самозванного “наместника Христа”, восседавшего на епископской кафедре в

Риме.

Достаточно серьезные расхождения между Римом и Константинополем

проявились еще на Трульском соборе 692 г., когда из 85 правил Рим (римский

папа) принял только 50. В обращение поступили сборники Дионисиев и др.,

которые принимали папские декриталии, опускали не принятые Римом правила и

тем все определенней подчеркивая линию раскола.

В 867 году римский папа Николай I и Константинопольский патриарх

Фотий предали друг друга публичному проклятию. Причиной раздора послужила

обращенная в христианство Болгария, поскольку каждый из них стремился

подчинить ее своему влиянию. Этот конфликт через некоторое время удалось

уладить, но вражда двух высших иерархов христианства на этом не

прекратилась. В XI в. она вспыхнула с новой силой, и в 1054 г. произошел

окончательный раскол в христианстве. Вызван он был притязаниями папы Льва

IX на территории, подчинявшиеся патриарху. Патриарх Михаил Керулларий

отверг эти домогательства, вслед за чем последовали взаимные анафемы (т.е.

церковные проклятия) и обвинения в ереси. Западная церковь стала называться

римско-католической, что означало римская всемирная церковь, а восточная -

православной, т.е. верной догматам.

Таким образом, причиной раскола христианства было стремление высших

иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния.

Это была борьба за власть. Обнаружились и другие расхождения в вероучении и

культе, но они были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов,

чем причиной раскола христианства. Так, даже беглое знакомство с историей

христианства показывает, что католицизм и православие имеют сугубо земные

истоки. Раскол христианства вызван чисто историческими обстоятельствами.

Если сгруппировать основные различия, которые существуют доныне

между католицизмом и православием, то они могут быть представлены следующим

образом: [2, с 159]

- Учение о Святом Духе.

Догмат западной церкви об исхождении святого духа и от бога-отца, и

от бога-сына в отличие от догмата восточной восточной церкви, признающей

исхождение святого духа только от бога-отца; это разногласие сами

руководители и католической и православной церкви считали главнейшим и даже

единственным непримиримым.

- Учение о Пресвятой Деве Марии (о непорочном зачатии),

существовавшее еще в IX в. и возведенное в 1854 г. в догмат;

- Учение о заслугах и чистилище.

Учение католической церкви о “сверхдолжных заслугах” святых перед

богом: эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может

распоряжаться по своему усмотрению. Практика индульгенций - отпущений

грехов, продаваемых церковью из этого священного фонда. Учение о чистилище

(принятое на Флорентийском соборе 1439 г.), где грешные души, горя в

пламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай, причем срок

пребывания души в чистилище опять-таки по молитвам церкви (за плату со

стороны родственников) может быть сокращен

- Учение о непогрешимости римского папы в делах веры, принятое в

1870 г.;

- Учение о церкви. Целибат.

Обрядовыми особенностями католической церкви по сравнению с

православной являются: крещение обливанием (вместо православного

погружения), миропомазание не над младенцем, а над совершеннолетним,

причащение мирян одним хлебом (хлебом с вином причащаются только духовные

лица), пресный хлеб (облатки) для причастия, крестное знамение пятью

пальцами, употребление латинского языка в богослужении и пр.

Источниками православного вероучения являются Священное писание и

священное предание (постановления первых семи вселенских и поместных

соборов, творения “отцов и учителей церкви” - Василия Великого, Иоанна

Златоуста, Григория Богослова и др.). Сущность вероучения изложена в

“символе веры”, утвержденном на вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12

членах “символа веры” от каждого требуется признание единого бога, вера в

“святую троицу”, в боговоплощение, искупление, воскресение из мертвых,

говорится о необходимости крещения, веры в загробную жизнь и т.п. Бог в

православии выступает в трех лицах: бог-отец (творец видимого и невидимого

мира), бог-сын (Иисус Христос) и бог-дух святой, исходящий только от бога-

отца. Триединый бог единосущен, недоступен для человеческого разума. [2, с

160-162]

В православной церкви (самой влиятельной из 15 самостоятельных

церквей является Русская) в целом вследствие ее относительной слабости и

политической малозначимости не было массовых гонений типа святой

инквизиции, хотя это не означает, что она не преследовала еретиков и

раскольников во имя укрепления своего влияния на массы. В то же время,

вобрав в себя многие древние языческие обычаи тех племен и народов, которые

приняли православие, церковь сумела переработать и исповедовать их во имя

укрепления своего авторитета. Древние божества превратились в святых

православной церкви, праздники в их честь стали церковными праздниками,

верования и обычаи получили официальное освящение и признание. Даже такой

языческий обряд как поклонение идолам церковь трансформировала, направив

активность верующих на поклонение иконам.

Церковь особое внимание уделяет внутреннему оформлению храма,

проведению богослужения, где важное место отводится молитве. Православные

священнослужители требуют от верующих обязательного посещения храма,

ношение нательных крестов, исполнения таинств (крещение, миропомазание,

причащение, покаяние, брак, священство, елеоосвящение), соблюдение постов.

В настоящее время происходит модернизация православной догматики и литургии

с учетом современных условий, что не затрагивает содержания христианского

вероучения.

Католицизм формировался в феодальной Европе и в настоящее время

является самым многочисленным направлением в христианстве. [2, 161]

Вероучение католической церкви основывается на священном писании и

священном предании, причем она в число источников вероучения включает

постановления 21 собора и указания пап. Особое место в католицизме занимает

почитание богородицы - девы Марии. В 1854 г. был провозглашен специальный

догмат о “непорочном зачатии девы Марии”, свободном от “первородного

греха”, а в 1950 г. папа Пий XII объявил новый догмат - о телесном

вознесении богородицы на небо.

С благословения римской католической церкви были преданы забвению и

осуждены многие культурные традиции “языческой античности” с ее

свободомыслием. Католические священники ревностно следили за строгим

соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно осуждали и карали

еретиков. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах инквизиции.

4. Христианство и культура.

Христианство сыграло двойственную роль в развитии европейской

культуры. [2, с.162] С одной стороны, великое наследие греко-римского

античного мира досталось нам далеко не в полном виде, ибо памятники

античной культуры безжалостно уничтожались ранними христианами. С другой

стороны христианство оказало большое влияние на становление европейской

культуры. Корни богатой культурой Европы - в философии, скульптуре,

архитектуре и театре античности, в сарказме Рабле и Эразма, в научных

подвигах Коперника и Галилея, т.е. во всем том, что на протяжении

тысячелетий противостояло христианству, боролось с ним. Однако при этом

нельзя не отметить и того большого влияния, которое оказало христианство на

образ мышления и систему ценностей европейцев, то есть на духовную

культуру. [4, с.198] Христианская религия выступает как мировоззренческая

опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у

человека, утомленного плотским активизмом поздней, римской античности.

Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали

в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование

культа освобожденного Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество -

церковная архитектура, - было призвано прославлять величие бога и церкви.

Музыка в католическом храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церковный хор

в православных богослужениях, не могла не оказывать своего влияния на

музыкальную культуру народов. Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие

и емкие понятия (“тяжел крест”, “путь на Голгофу”, царь Ирод, предатель

Иуда и др.) веками формировали и питали системы жизненных восприятий,

оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о

послушании, терпении, воздаянии на том свете формировали в народах

представление о неизбежности, ниспосланности свыше порядков, царящих на

земле. В лучшем случае можно было надеяться на избавление от них после

страшного суда и второго пришествия Христа, а до этого приходилось терпеть

и надеяться на воздаяние в царстве небесном. Словом, на протяжении многих

веков, даже тысячелетий, нормы быта и морали, представления и ассоциации,

традиции культуры и произведения литературы - все это формировалось под

сильным воздействием христианской церкви.

Влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы было

различным в западной (католическо-протестантской) и восточной

(православной) ее частях. На западе протест против всесилия церкви,

приведший к Реформации, дал сильнейший толчек светскому развитию, на

востоке же слияние православной церкви с государством создало более мощную

систему незыблемой и освещенной авторитетом церкви традиции, сломать

которую оказалось много сложнее. И это различие в немалой степени

обусловило неодинаковые пути, темпы и результаты эволюции стран и народов

Европы.

4.1. Влияние христианства на культуру Руси.

На Руси христианство способствовало появлению и развитию

топологической общности храмовой архитектуры, монументальной мозаики и

фрески, иконописи и музыки. Русские города стали украшаться храмами и

другими монументальными зданиями - крепостями, княжескими палатами и т.д.,

жилища граждан и крестьян - предметами прикладного народного искусства.

Особенное значение в средневековой русской культуре (как и в западной)

приобрело строительство храмов, которые становились центрами культурной и

интеллектуальной жизни. Одним из самых знаменитых архитектурных сооружений

стал величественный киевский собор Св. Софии. Храм воплощает собой

устремленность человека к богу. Купол храма олицетворяет молитвенное

горение к небесам, способ приобщения к божественному. [5, с.98-100]

Храмовая культура способствовала также развитию монументальной

живописи и иконописи. Были созданы региональные художественные школы в

Киеве, Новгороде, Ярославле, Ростове Великом. Церкви расписываются с

помощью образцов - канонов, они назывались “таблетками”, а позднее

“прописями”.

Христианизация Руси во многом способствовала возникновению русской

философии. Через христианство русская философия смогла, не утратив своей

уникальности, приобщиться к философской традиции Византии и через нее - к

античной философии. Митрополит Илларион стал основателем “исторического

богословия” - продуктивного и жизненного философского направления. Первая

попытка осмыслить человеческое существование как целостность, в единстве

личной, семейной и государственной жизни, принадлежит великому русскому

князю Владимиру Мономаху. Он создал “практическую философию”, в которой

наряду с глубокими философскими прозрениями давал практические советы и

разрабатывал этические нормы.

Список литературы по теме:

1. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия.

Учебное пособие. М., 1997.

2. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М.,

1997.

3. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и

современные религии . Курс лекций. М., 1996.

4. Культурология. Учебное пособие. Под ред. Драч Г.В. Ростов-на-

Дону, 1995.

5. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Учебное пособие.

Ростов-на-Дону, 1997.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека