Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Язычество и христианство

Язычество и христианство

Оглавление.

1. Введение.

2. Становление христианства: война с пантеоном.

3. Христианизация Руси.

4. Языческие образы христианского мира.

5. В качестве заключения: христианство и язычество сегодня.

6. Список использованной литературы.

Введение.

Христианство на сегодняшний день – одна из самых распространенных

мировых религий, к христианским странам можно отнести большую часть

Европы, Россию, Новый Свет. История большинства европейских стран

неразрывно связана с христианством, так как само образование этих

государств во многом являлось следствием христианизации.

Христианские представления за последние два тысячелетия стали

культурной основой развития многих стран, так, например, культуру России

невозможно представить без христианства. Идеи христианства проникли в

литературу, театр, архитектуру и живопись, скульптуру и народное

творчество.

Исторически сложилось так, что христианство стало не коренной

религией большинства народов, где-то оно вытеснило прежние религиозные

представления, где-то ужилось, синкретзировалось с ними. Нередки сегодня

наложения христианских идей на языческие обрядовые традиции.

Именно язычество в большинстве случаев предшествовало христианству,

где в форме сложно организованного пантеона богов, как в античном мире,

где в виде обрядового поклонения многочисленным духам и полубогам.

Христианство постепенно стало главенствующей религией, но народ сохранил

в памяти свои прежние страхи, своих прежних кумиров и богов. Где они

сегодня? Как они проявились в культуре? Находят ли лазейки в народное

сознание? Об этом пойдет речь в данной работе.

Становление христианства: война с пантеоном.

Наиболее серьезным препятствием, которое встретила экспансия

христианства, оказались античные (Древнегреческие и Древнеримские)

пантеоны богов. Некоторые исследователи отмечают, что ''только начавшийся

распад античной культуры позволил так легко христианской диалектической

триаде свергнуть богов с Олимпа''.[1] Более того, нередко отмечается, что

во многом сыграла роль схожесть христианской троицы с античной:

1. Дух (ум) – определенность единого. Некоторое бытие, в котором мыслящее и

мыслимое – одно и то же.

2. Душа, которая существует через противопоставление себя телу. Это

двигатель космоса, мышление, которое разворачивается во времени.

3. Космос – воплощение единства трех ипостасей в их наиболее совершенном

виде; под космосом часто понималось человеческое тело, ''созданное по

образу и подобию''.

Итак, язычество под напором христианства сдает свои позиции.

Прекрасно этот триумф христианства характеризует христианская история об

одном из мучеников-апостолов, пред которым упали ниц античные идолы, как

только он вошел в святилище. Реальным выражением этого триумфа стало

закрытие в 529 году Платоновской академии.

В искусстве неожиданный всплеск интереса к героям-титанам; и

действительно, как схожи образы Христа, давшего людям осознание истины и

образ Прометея, принесшего им огонь.

Христианство противопоставило себя всему пантеону, взяло на себя все

задачи, которые прежде решал цельный, сложно организованный сонм богов.

Культурный шок, который неизбежно следовал за крушением многовековых

представлений, стал одной из причин ввергших Европу во тьму

средневековья. ''Это была месть прежде всесильных кумиров''.[2]

Христианизация Руси.

Более сложной оказалась ситуация в Древней Руси. Языческая культура

не была не грани развала, напротив, были серьезные попытки объединить

русские земли под эгидой языческого пантеона. Проблема состояла лишь в

определении пантеона и его иерархии.

Христианизация Руси была событием не объективным, но выгодным

исторически: князь Владимир решил принять христианство и жениться на

византийской царевне Анне – ход чисто политический. Прежде князь Владимир

предпринимал попытки создать пантеон, в котором были бы представлены

божества разных земель. Позже сложный выбор между исламом, иудаизмом,

католицизмом и православием был определен в пользу православия.

Процесс обрусения византийского стиля, его стремительность,

позволяет предполагать, что у восточных славян уже была достаточно

развитая культура. Причиной победы христианства могла стать прежде всего

объективная необходимость объединения славянорусов: христианство же

давало такую возможность.

С приходом христианства все языческие обряды стали преследоваться

как греховные. Однако вытравить вековые обычаи, вошедшие в плоть и кровь,

оказалось невозможно. И тогда церковь как бы ''окрестила'' языческий

обряд, включив его в пасхальный цикл. Так, до сих пор сохранился обычай

предков приносить на могилу предков дары: крашенные яйца, куличи и т.д.;

сама пасха как праздник пришла к нам из языческих времен.[3]

Синтез славяно-русской дохристианской культуры с тем культурным

пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и

Болгарии и приобщил страну к византийской и славянской и христианской

культурам, а через них – к культурам античной и ближневосточной, создал

феномен русской средневековой культуры.

Языческие образы христианского мира.

Кроме огромного количества языческих праздников, которые

христианство приняло и канонизировало, в народе, в среде, которой чужды

официальные каноны, осталось много очевидных черт языческого прошлого.

Прежде всего это сохранившаяся в атрофированной форме и сегодня вера

в представителей так называемой ''нечистой силы''. Читаем у С.В.

Максимова[4] – этнографа, путешественника, исследователя традиций, языка

и верований русского народа: в народном сознании глубоко укоренилось

верование, что сонмы злых духов неисчислимы. Очень мало на свете таких

заповедных святых мест, в которые они не дерзали бы проникать…

Современные исследователи обрядности и культуры русского народа

однозначно отмечают, что вся нечистая сила есть старые языческие боги или

полубоги, не выветрившиеся из сознания народа. Христианский Бог ревнив и

не терпит конкурентов; конкуренты свергнуты и им одна дорога – стать

слугами главного противника Бога – сатаны. Кстати, это прекрасно

соответствует библейским мотивам о возгордившихся ангелах. Справедливости

ради следует отметить, что по данной схеме местные боги превращались с

приходом христианства в его врагов не только на Руси.

Теперь можно привести несколько примеров нечистой силы из книги

Максимова:

1. Домовой. О происхождении домовых рассказывают следующую легенду. Когда

Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую

небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего

Создателя, на людское жилье попадали нечистые духи. При этом неизвестно,

отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так

случилось, что, приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли,

но только эти духи не сделались злыми врагами, а оказались с привычками

люде веселого и шутливого нрава.

2. Леший. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, что присущи

ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими

деревьями, выходя для прогулок и забав на лесные опушки, он ходит там

малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь там под любым ягодным

листочком.

3. Оборотни. Оборотни – такие же мнимые существа как и русалки. Чтобы стать

настоящей русалкой, то есть потерять право и возможность возвратиться в

первобытное состояние, по народным толкам, необходимо четыре года. Только

девушкам-самоубийцам возврата нет. Точно так же не закрыт путь для

обратного превращения всякого сорта оборотням, волкодлаков или

волколаков. Это суть чаще всего люди, обращенные в волка, реже в собаку,

кошку, куст, пень и прочее.

Примеров такой нечисти в книге Максимова, как и в народных

преданиях, предостаточно. Но это еще не все. Языческие образы зачастую

встречаются в фольклорном народном творчестве – в сказках, преданиях,

пословицах, поговорках. Откроем книгу В.И. Даля ''Пословицы русского

народа'':[5] простой народ упорнее хранит и сберегает исконный быт свой.

Среди собранных Далем пословиц и поговорок нередко встречаются и

такие, где видны отголоски язычества:

1. Просил Святого, пришло до слова просить клятого.

2. Всяка нежить на праздник тешит.

3. Бог любит праведника, лихо (одноглазое, часто леший) ябедника.

Много встречается пословиц и поговорок, где отражены дурные приметы

– тоже своеобразная дань язычеству. Чаще всего они связаны со смертью:

1. Грешно дать умереть младенцу в люльке – все одно, что на

виселице.

2. Умереть на печи – все равно, что с перепою, с печником в обнимку,

змеем исповеданным.

Чрезвычайно сильна связь в народном творчестве языческих образов со

смертью. В книге Ю.М. Лотмана[6] можно найти тому подтверждение. Народ в

сказках поход героя к нечистым всегда представляет как поход в царство

мертвых, откуда ворота нет. В том и геройство, что вышел с того света –

образ уже христианский, с верой победил оковы смерти – образ чисто

библейский.

Можно вспомнить тому такие примеры:

1. Баба Яга – костяная нога (!) говорит: ''Чую, чую дух русский!

(читаем: дух живой).

2. Попасть к Яге обычно можно, когда дорожку укажет водной, леший,

иная нечисть – прямая дорожка к смерти.

Такие мотивы можно встретить не только в русских сказках. Попадает,

например, английский рыцарь в холм эльфов, а выбирается оттуда через

долгие годы – все вокруг изменилось до неузнаваемости.

Заключение.

Знаком сегодняшнего дня стало повальное возвращение к церкви. Прежде

всего, это стало возможно. Вторая причина отмечается многими

исследователями культуры – значительное стремление к церкви замечается

тогда, когда хуже становится жить.

Что же с язычеством? Оно и сегодня присутствует в тех же формах –

праздниках, устном народном творчестве, обрядах. На фоне возрождения

христианской церкви столь же стремительно возрождается языческая

обрядовость – шаманизм, знахарство и так далее.

Что интересно, сегодня официальная церковь всеми силами старается

отмежеваться от остатков язычества. Суть ясна – церковь восстанавливает

свои утраченные позиции, и не желает их делить ни в какой мере. Но

язычество столь же сильно держится за народ, мне кажется его невозможно

вытравить из народного сознания до конца ни церковью, ни идеологией. В

какой то мере язычество – часть самобытной культуры, от нее неотделимо и

не может умереть или исчезнуть.

Список использованной литературы.

1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: учебное

пособие. – М.: Юрайт, 1998. – 576 с.

2. Даль В. И. Пословицы русского народа. – СПб. : ТОО ''Диамант'', 1996. –

480 с.

3. Лотман Ю.М. Волшебные сказки. – М.: Культура, 1984. – 662 с.

4. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. – 171 с.

5. Мухина З.З. Шитова В.Н. Архитектура, скульптура живопись. – М.: ТОО

''ИнтелТех'', 1994. – 40 с.

6. Шлиман Е.Е. Экспансия христианской идеи. – М.: Культура, 1993. – 314 с.

-----------------------

[1] Шлиман Е.Е. Экспансия христианской идеи. – М., 1993. – 314 с.

[2] Шлиман Е.Е. Экспансия христианской идеи. – М., 1993. – 314 с.

[3] Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: учебное

пособие. – М., 1998. – 576 с.

[4] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. – 171 с.

[5] Даль В.И. Пословицы русского народа. – СПб., 1996. – 480 с.

[6] Лотман Ю.М. Волшебные сказки. – М., 1984. – 662 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека