Анализ заработной платы в отраслях экономики
Анализ заработной платы в отраслях экономики
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «АНАЛИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ» МИНСК, 2009 При анализе заработной платы может использоваться один из следующих подходов: 1. Исторический подход предполагает рассмотрение явлений и процессов в их историческом развитии и изменении под влиянием факторов и условий влияющих на них. 2. Комплексный подход - рассмотрение явлений и процессов в их связи и зависимости от других явлений и процессов. 3. Нормативный подход - оценка явлений и процессов по оплате труда исходя из целей развития социально-трудовой сферы. 4. Системный подход - рассмотрение заработной платы как системы, которая является частью большей системы и сама имеет определенное количество подсистем. Для исследования заработной платы используются уровневые показатели, динамические, структурные, показатели дифференциации и корреляции. В каждую из этих групп входят абсолютные, средние и относительные; качественные и количественные; индивидуальные и интегральные; моментные и интервальные и т.д. Наилучшим показателем динамики заработной платы является размер реальной заработной платы, который рассчитывается путем деления номинальной заработной платы на индекс изменения потребительских цен. В прил. 3 графически представлена динамика реальной заработной платы за 2003-2005 гг. в отрасли материального производства, динамика реальной заработной платы в отраслях промышленности - в прил. 4, динамика реальной заработной платы в непроизводственной сфере - в прил. 5. Проанализировав динамику реальной заработной платы в отраслях экономики, можно отметить стабильный рост во всех отраслях. На рис. 1, 2, 3 представлена реальная среднемесячная заработная плата в 2005 году в % от ее уровня в 2003 году в отраслях экономики. На рис. 1 видно, что среди отраслей материального производства в 2005 году наиболее высокое реальное содержание заработной платы оказалось в сельском хозяйстве (по сравнению с 2003 годом реальная заработная плата в этой отрасли составила 165,0%), в лесном хозяйстве - 162,0%, в геологии и разведке недр - 159,4%. Также выше среднего значения этого показателя (он равен 155,8%) в общественном питании и заготовках; ниже среднего показателя содержание заработной платы во всех остальных отраслях экономики. В целом можно отметить стабильный рост реальной заработной платы в несколько раз в 2005 году по сравнению ее с 2003 годом. Рис. 1. Реальная среднемесячная заработная плата в материальном производстве в 2005 году в % от ее уровня в 2003 году Рис. 2. Реальная среднемесячная заработная плата в отраслях промышленности в 2005 году в% от ее уровня в 2003 году В отраслях промышленности самое высокое содержание заработной платы в черной металлургии (280,1%), легкой промышленности (232,1%), электроэнергетике (223,2%), в машиностроении и металлообработке (225,6%). В лесной и деревообрабатывающей промышленности значение этого показателя выше среднего, который равен 215,0%, и в остальных отраслях - ниже. Рис. 3. Реальная среднемесячная заработная плата в отраслях непроизводственной сферы в 2005 году в % от ее уровня в 2003 году Среди отраслей непроизводственной сферы (см. рис. 4) наиболее высокое реальное содержание заработной платы в 2005 году наблюдается у работников искусства (246,5%) и аппарата органов госуправления - 245,8% от уровня заработной платы в 2003 году. Ниже среднего значения этого показателя (238,9%) в остальных отраслях. В 2004-2005 гг. отмечалось снижение объемов произведенной продукции в большинстве отраслей промышленности (прил. 6), за исключением химической и нефтехимической промышленности. Коэффициент корреляции служит для оценки линейной связи между двумя величинами. Чем ближе коэффициент корреляции к 1, тем эта связь сильнее. Если эти величины независимы, то коэффициент корреляции равен нулю. Когда величины находятся в обратной связи, то коэффициент корреляции имеет отрицательное значение. Анализ коэффициентов корреляции между среднемесячной заработной платой и объемами производства за 2003-2005 гг. показал, что в 2003-2005 гг. корреляционной зависимости практически не наблюдалась. Анализируя уровень рентабельности (см. прил. 7), можно сказать следующее: - в 2004 году рост рентабельности отмечался во всех отраслях промышленности; - однако в 2005 году по сравнению с 2004 годом резко снизилась рентабельность в черной металлургии (на 15,6%), в топливной промышленности этот показатель снизился на 0,9%, в машиностроении и металлообработке - на 0,2%, в лесной промышленности - на 3%, в промышленности стройматериалов - на 1% и в легкой промышленности - на 0,6%; - повысилась рентабельность в 2005 году в химической и нефтехимической промышленности (6%) и в пищевой промышленности - на 2%. В целом по промышленности в 2005 г. по сравнению с 2003 г. рентабельность выросла на 1,7%. В 2004-2005 гг. коэффициент парной корреляционной зависимости между рентабельностью и заработной платой в промышленности имеет отрицательное значение, а это означает, что при снижении рентабельности промышленной продукции наблюдается рост заработной платы работников отраслей промышленности. В 2004-2005 гг. рост реальной заработной платы в машиностроении и металлообработке происходил при снижении суммы балансовой прибыли на рубль фонда заработной платы (рис. 4). В 2004-2005 гг. происходило то же в промышленности стройматериалов, в топливной промышленности, в лесной промышленности и черной металлургии. Рис. 4. Динамика суммы балансовой прибыли на рубль фонда заработной платы Также можно отметить резкое падение индекса производительности труда (см. прил. 8) в 2005 году во всех отраслях промышленности при росте реальной заработной платы, что означает ослабление связи динамики заработной платы с напряженностью труда. Также это означает, что работники промышленности удовлетворены уровнем заработной платы в 2005 году больше, чем в 2003, т. к. им приходится затрачивать меньше сил, чтобы больше заработать. Подводя итог, можно отметить, что с 2003 года во всех отраслях экономики произошло существенное улучшение условий оплаты труда. В отраслях материального производства это связано с тем, что увеличились объемы производства в 2005 году по сравнению с 2003 и повысилась в среднем эффективность труда; в отраслях непроизводственной сферы - связано с объективной оценкой сложности труда работников. Анализ дифференциации заработной платыПоказателем, который наилучшим образом иллюстрирует дифференциацию заработной платы, является коэффициент отношения между минимальным и максимальным значениями среднемесячной заработной платы. При отсутствии дифференциации этот показатель равен 1. При этом различают межрегиональную, межотраслевую (внутриотраслевую) и профессионально-должностную дифференциации заработной платы.Межрегиональная дифференциация заработной платы в республике с 2003 по 2005 увеличилась незначительно (рис. 5), коэффициент межрегиональной дифференциации находился в интервале 1,4-1,6.Рис. 5. Динамика реальной заработной платы в регионах республики в 2003-2005 гг.Некоторый рост этого показателя произошел в основном за счет более высоких темпов роста заработной платы в 2003 году в Гомельской области и г. Минска. При этом пропорции в оплате труда между областями республики существенно не изменились и диспропорций не наблюдается.Можно отметить, что в г. Минске реальная заработная плата значительно выше, чем в остальных регионах. И это правомерно, т. к. в столице сосредоточена значительная часть банков, коммерческих структур, учреждений высших школ и научных организаций, крупных промышленных предприятий, органов государственного управления. Квалификация работников этих предприятий обуславливает заметно более высокий уровень оплаты труда, что и сказывается на коэффициенте межрегиональной дифференциации.В течение 2003-2005 гг. межотраслевая дифференциация заработной платы существенно не менялась (табл. 1). Коэффициент межотраслевой дифференциации за этот период колебался в незначительных пределах.Таблица 1. Динамика коэффициента межотраслевой дифференциации по заработной плате среди отраслей различных сфер деятельности за 2003-2005 гг.|
Годы | Отрасли экономики с максимальным уровнем заработной платы | Отрасли экономики сминимальным уровнем заработной платы | Соотношение максимальной и минимальной заработной платы | | | Наименование отрасли | Уровень заработной платы, тыс. р. | Наименование отрасли | Уровень заработной платы, тыс. р. | | | 2003 | Химическая и нефтехимическая промышленность | 473,8 | Сельское хозяйство | 111,3 | 4,3 | | 2004 | Черная металлургия | 634,0 | Сельское хозяйство | 176,1 | 3,6 | | 2005 | Черная металлургия | 931,9 | Непроиз-водственныевиды бытового обслуживания | 249,6 | 3,7 | | | В отраслях материального производства коэффициент межотраслевой дифференциации колебался с 2003 по 2005 год в пределах 2,3-2,5. В отраслях промышленности - 2,8-3,5, в отраслях непроизводственной сферы - 2,7-3,0.По уровню среднемесячной заработной платы лидируют работники отраслей материального производства, несмотря на то, что в отраслях нематериального производства занята более квалифицированная рабочая сила.Рис. 6. Динамика реальной заработной платы в отраслях материального производства и непроизводственной сферы в 2003-2005 гг.Несмотря на приблизительно равные размеры оплаты труда в непроизводственной сфере и промышленности, среднемесячная заработная плата работников промышленных предприятий превышает средний уровень оплаты труда во многих отраслях непроизводственной сферы (табл. 2), где сложность труда достаточно высока и требует специальной и продолжительной подготовки работников.Таблица 2. Изменение реальной заработной платы в промышленности и некоторых отраслях непроизводственной сферы|
Годы Реальная заработная плата: | 2003 | 2004 | 2005 | | в промышленности, тыс. р. | 220,7 | 328,4 | 454,4 | | в здравоохранении, тыс. р. | 180,5 | 270,6 | 392,1 | | в образовании, тыс. р. | 171,6 | 254,6 | 369,8 | | в культуре, тыс. р. | 157,4 | 237,0 | 344,7 | | в искусстве, тыс. р. | 162,8 | 256,8 | 373,3 | | | Так, в здравоохранении среднемесячная заработная плата в 2003 г. составляла 81,8%, в образовании - 77,7%, в культуре - 71,3%, в искусстве - 73,8% от уровня ее в промышленности. Хотя можно отметить положительную динамику: в 2005 году эти соотношения составляли 86,3%, 81,4%, 75,9% и 82,2% соответственно.Анализ дифференциации заработной платы в Республике Беларусь показал, что, несмотря на положительные результаты регулирования заработной платы государством, некоторые проблемы в организации заработной платы все же имеются. Об этом свидетельствуют достаточно высокие значения коэффициента межотраслевой дифференциации по заработной плате среди отраслей различных сфер деятельности за 2003-2005 гг., а также превышение среднемесячной заработной платы работников материального производства над среднемесячной заработной платой более квалифицированных работников нематериальной сферы производства.В настоящее время на предприятиях республики применяются, как правило, традиционные системы оплаты труда (простая повременная и сдельная, косвенно-сдельная, сдельно-премиальная и повременно-премиальная), которые не в полной мере учитывают многообразие факторов, влияющих на трудовой и производственный процессы и задачи производства по выпуску продукции. С учетом этого предприятиям можно предложить в дополнение к традиционным системам ряд систем, которые расширили бы диапазон применения систем оплаты с учетом различных организационно-технических особенностей конкретного предприятия.Для большего стимулирования работника к повышению качества труда можно использовать систему оплаты труда с использованием балльных оценок трудового вклада. Суть ее заключается в том, что заработная плата работнику начисляется в зависимости от того, сколько баллов он получил при оценке его основных качеств (профессионально-квалификационного уровня и деловых качеств), а также факторов, определяющих работу (сложность и достигнутый результат).Также коммерческие организации могут использовать такую систему, как система оплаты труда с использованием диапазонов соотношений в оплате труда различного качества, которая позволяет учесть квалификацию, должность, разряд и профессию работника. Каждому работнику выставляется коэффициент из диапазона, соответствующего разряду, профессии и должности в зависимости от того, как работник проявит себя в процессе работы. В соответствии с полученным коэффициентом и начисляется заработная плата.Анализ материального стимулирования различных категорий работниковНа предприятиях Республики Беларусь руководители и работники служб, занимающихся вопросами оплаты труда, пользуются следующим перечнем нормативных правовых актов по регулированию заработной платы в области материального стимулирования (по состоянию на 1 августа 2006 г.).1. Постановление Совета Министров от 9.11.1999 №1748 «О дополнительных материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда». В этом нормативном правовом акте предусмотрены показатели и размеры премирования, а также иные меры материального стимулирования рабочих, специалистов, служащих, руководителей за высокопроизводительный и качественный труд.Для рабочих-сдельщиков - на основе прогрессивно возрастающих до 10% расценок за увеличение производства продукции.Для рабочих-повременщиков - на основе повышения до 10% тарифной ставки присвоенного разряда.Для руководителей, специалистов и служащих - на основе повышения до 7% должностных окладов.2. Постановление Министерства экономики, труда от 15.03.2000 №46/35 «Об утверждении Типового положения о стимулировании снижения себестоимости продукции (работ, услуг)». Здесь перечислены принципы организации премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих организаций за экономию материальных, трудовых и прочих ресурсов.3. Постановление Министерства труда от 26.03.2001 №31 «О принятии Рекомендаций по повышению материальной заинтересованности работников в соблюдении норм и нормативов материальных и трудовых затрат, их экономии». Этот документ призван оказать помощь руководителям и специалистам коммерческих организаций в разработке и функционировании системы материального стимулирования работников в соблюдении норм и нормативов материальных затрат и трудовых затрат и их экономии.4. Постановление Министерства труда от 30.03.2001 №39 «О принятии Рекомендаций по премированию работников государственных предприятий с долей собственности государства в их имуществе по результатам финансово-хозяйственной деятельности». Рекомендации применяются при организации премирования рабочих, руководителей (кроме генерального директора, директора), специалистов, служащих государственных предприятий с долей собственности государства в их имуществе.5. Постановление Министерства труда и социальной защиты, Министерства финансов, Министерства экономики от 24.02.2005 №18/23/34 «Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» (с изменениями и дополнениями). Организации, у которых размер тарифной ставки первого разряда ниже установленного правительством для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, если это предусмотрено локальным нормативным правовым актом или по решению нанимателя, могут повышать тарифную ставку первого разряда до уровня, установленного Советом Министров в пределах средств, предусмотренных на оплату труда, отражаемых в составе расходов на оплату труда, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении (далее - средства, предусмотренные на оплату труда).Установлен порядок повышения тарифной ставки первого разряда в иных случаях. Обязательным условием при этом для повышения тарифной ставки первого разряда является:- отсутствие просроченной задолженности по зарплате, платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;- выполнение условий оказанной государственной поддержки и иных преференций;- непревышение установленного нормативными правовыми актами базового предельного норматива тарифной ставки первого разряда с учетом дифференцированных отраслевых коэффициентов (для организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в имуществе);- отсутствие просроченной кредиторской задолженности за полученную сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки за отчетный период.6. Постановление министерства труда и социальной защиты от 20.04.2005 №50 «О принятии Рекомендаций по совершенствованию состава заработной платы работников коммерческих организаций и удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам и окладам». Рекомендации определяют порядок совершенствования состава заработной платы работников коммерческих организаций (далее - организации) и увеличения удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной заработной плате в размере не менее 65%.На основе пересмотра состава заработной платы осуществляется совершенствование условий оплаты труда работников с целью усиления стимулирующей роли оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) работников, премий и других стимулирующих и компенсирующих выплат в повышении его эффективности.Увеличение удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной заработной плате проводится на основе совершенствования нормирования труда, пересмотра систем премирования, размеров премий, надбавок и доплат при обеспечении сложившегося уровня заработной платы.Повышение удельного веса оплаты по тарифным ставкам и окладам работников должно производиться в пределах средств, предусмотренных на оплату труда на момент пересмотра состава заработной платы, не допуская при этом снижения заработной платы как в целом по организации, так и по отдельным работникам.7. Постановление Министерства труда и социальной защиты от 30.12.2003 №163 «Об утверждении рекомендаций по усилению взаимосвязи заработной платы и производительности (эффективности) труда в коммерческих организациях». Рекомендации направлены на стимулирования роста заработной платы работников коммерческих организаций в прямой зависимости от роста производительности труда.Таким образом, в дополнение к мерам государственного регулирования оплаты труда работников в области материального стимулирования можно применять новые системы оплаты труда, которые позволят еще больше заинтересовать работников в повышении производительности труда и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности организаций.Литература1. Матусевич, В.И. Формы и системы оплаты труда в условиях перехода к рыночным отношениям. / В.И. Матусевич [и др.]. - Минск: НИИ труда, 2006.2. Организация заработной платы. Опыт, проблемы, рекомендации / Л.Ф. Алексеенко [и др.]. - Минск: НИИ труда, 2002.3. Постановление министерства труда и социальной защиты от 20.04.2005 №50 «О принятии Рекомендаций по совершенствованию состава заработной платы работников коммерческих организаций и удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам и окладам».4. Постановление Министерства труда и социальной защиты от 30.12.2003 №163 «Об утверждении рекомендаций по усилению взаимосвязи заработной платы и производительности (эффективности) труда в коммерческих организациях».5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2004 г. №138 «Об утверждении межотраслевой типовой инструкции по охране труда при работе с персональными компьютерами».6. Постановление Министерства труда и социальной защиты, Министерства финансов, Министерства экономики от 24.02.2005 №18/23/34 «Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» (с изменениями и дополнениями).7. Постановление Министерства труда от 26.03.2001 №31 «О принятии Рекомендаций по повышению материальной заинтересованности работников в соблюдении норм и нормативов материальных и трудовых затрат, их экономии».8. Постановление Министерства труда от 30.03.2001 №39 «О принятии Рекомендаций по премированию работников государственных предприятий с долей собственности государства в их имуществе по результатам финансово-хозяйственной деятельности».9. Постановление Министерства экономики, труда от 15.03.2000 №46/35 «Об утверждении Типового положения о стимулировании снижения себестоимости продукции (работ, услуг)».10. Постановление Совета Министров от 9.11.1999 №1748 «О дополнительных материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда».11. Рекомендации по организации заработной платы / Л.Ф. Алексеенко, [и др.]. - Минск: НИИ труда, 2006.12. Трудовой кодекс Республики Беларусь / Серия: «Белорусское законодательство». Составление Гавриленко В.Г. - Минск: ИООО «Право и экономика», 2004.13. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков [и др.] / Под ред. А.И. Ильина. - 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2004.
| |