Формирование структуры управления предприятием дорожно-ремонтного хозяйства
10
Министерство образования Российской Федерации
Государственный Университет Управления
Институт Государственного и Муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине ”Управление предприятием городского хозяйства”
на тему
Формирование структуры управления предприятием дорожно-ремонтного хозяйства
Выполнил: студент группы УГХ-4-1
Ганженко Д.В.
Москва 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Характеристика управляемых объектов
2. Производственная структура предприятия
3. Организационная структура предприятия
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Дорожно-ремонтное хозяйство (ДРХ) совместно с городским транспортом оказывает услуги, позволяющие удовлетворить потребность городского хозяйства и населения в перевозках. Дороги и мосты, являясь неразрывной частью общей транспортной системы внутригородских перевозок, связывают все части города в единый организм. Городские дороги в форме уличных сетей имеют большое значение для улучшения социально-экономических условий жизни в городе, архитектурно-планировочного облика городского комплекса в целом.
Социально-экономическое значение дорог для России определяется и следующей взаимозависимостью: повышение плотности дорог с одного до трех-четырех километров на тысячу жителей позволяет сократить капитальные вложения в сельское хозяйство на 5-15 % при достижении того же уровня производства сельскохозяйственной продукции. Считается, что ресурсы, выделяемые на развитие сети автодорог, дают очень высокую отдачу. На каждый вложенный рубль можно и течение года получить 5-6 руб. прибыли. Санитарно-гигиеническое значение определяется ролью городских улиц и дорог как резервуаров для света и воздуха. Водонепроницаемое покрытие городских улиц в сочетании с зелеными насаждениями препятствует образованию пыли, что способствует сохранению чистоты воздуха в городе. Архитектурно-планировочная особенность дорог и улиц проявляется в использовании их в качестве границ жилых кварталов, микрорайонов или административных районов города. Взаимосвязь объектов жилищного я дорожного хозяйства проявляется в том, что конфигурация дорожной сети определяет планировочные особенности города в целом и порядок размещения зданий и городских сооружений. Улицы и дороги в качестве городских путей сообщения и как объекты управления имеют свои особенности, влияющие на организацию управления. Так, особенности, связанные с линейной протяженностью дорог, при ремонте требуют рассредоточения материально-технических ресурсов (МТР) в пределах всего города. Состояние дороги и, поэтому, особенности её обслуживания зависит от характера ее использования, геологических и климатических условий; качества материала, рельефа местности, температурного режима, скорости движения транспортных средств, количества осадков и условий пересечения с другими автомобильными и железными дорогами, трамвайными и троллейбусными линиями. Относительно перечисленных выше объектов управления предприятия ДРХ должны своевременно и качественно выполнять работы по ремонту, реконструкции дорог и проводить мероприятия, обеспечивающие нормальные условия движения грузового транспорта и пешеходов. Разновидности ремонтно-эксплуатационных работ обусловливает характер специализации подразделений дорожно-ремонтных (ДРП) и дорожно-эксплуатационных предприятий (ДЭП). Необходимость капитального ремонта связана с физическим и моральным износом дорог (моральный износ обусловливается постоянным ростом технических параметров транспортных средств). Необходимость устранения дорожно-транспортных происшествий, сокращения транспортных издержек требует не только капитального ремонта, но и реконструкции, связанной с расширением проезжей части дорог, усилением конструкции дорожной одежды, увеличением проезжей части дорог, увеличением или выпрямлением радиуса поворота, изменением размера стоянок автомашин. Причиной создания подразделений по эксплуатации является необходимость постоянной чистки дорог от снега и грязи, их поливки, озеленения, содержания и ремонта дорожных знаков, очистки люков ливневой канализации и т.д.
Таким образом, основная цель данной работы выражается в том, чтобы понять основные принципы и приобрести навыки формирования структуры управления предприятиями такой разнородной по выполняемым видам работ отрасли городского хозяйства как дорожное хозяйство.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЯЕМЫХ ОБЪЕКТОВ
В рамках городского хозяйства можно выделить 2 типа объектов управления:
> управляемые объекты, с помощью которых производятся коммунальные услуги для населения;
> управляемые объекты, непосредственно используемые населением.
Очевидно, что улицы, магистрали, площади, мосты, туннели, подземные переходы и т.п. - иными словами, всё, что входит в сферу обслуживания дорожно-ремонтных предприятий - относятся ко второй группе. Соответственно, и сами эти организации принадлежат к ремонтно-эксплуатационным. Это означает, что их деятельность связана с обеспечением непрерывного функционирования перечисленных выше объектов в течение нормативного срока службы. Необходимость образования предприятий дорожного хозяйства объясняется потребностью в ремонте и эксплуатационных работах для улиц, площадей, мостов и т.д. Все перечисленные объекты могут нормально функционировать (т.е. выполнять в полном объёме все свои функции по обслуживанию населения) только если относительно них будут своевременно выполняться работы по капитальному и текущему ремонту, а также по эксплуатации.
Управляемые объекты играют важную, структурообразующую роль, так как любой вышестоящий уровень управления (а также его характеристики - количество сотрудников, объём выполняемых работ, месторасположение) зависит от того, в какой мере необходимо обеспечить качественное и непрерывное их функционирование. Поэтому, если стоит задача о формировании структуры управления, нужно, в первую очередь, проанализировать, чем мы собираемся управлять, каковы специфические особенности данного объекта и места его расположения (климатических условий, величины города, процента дорог с совершенным покрытием и т.п.)
В отличие от технологических предприятий, использующих для производства и оказания коммунальной услуги долгое время жёсткую технологию и реализующих свою продукцию посредством коммуникационно-инженерных сетей, для ремонтно-эксплуатационных предприятий (РЭП) (в том числе и относящихся к дорожному хозяйству) нельзя выделить технологические этапы, повторяющиеся друг за другом в строгой последовательности. Такая особенность РЭП обуславливает большое разнообразие существующих систем управления дорожным хозяйством отдельных административных единиц и зависимость производственной структуры этих предприятий от особенностей и специфики использования конкретного управляемого объекта.
2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
Производственная структура предприятия ДРХ представляет собой совокупность всех служб, непосредственно занятых выполнением задач всей организации в целом (они называются основными подразделениями), а также объединений, деятельность которых связана с обеспечением нормальной непрерывной работы этих служб. Основные задачи в ДРХ были уже перечислены выше - это проведение капитального и текущего ремонтов, реконструкции и эксплуатации управляемых объектов.
В малых и средних городах организации, выполняющие эти функции, входят в состав комбинатов коммунальных предприятий. В ряде случаев задачи ремонта и эксплуатации дорог возлагаются на отдельные подразделения, входящие в состав дорожно-строительных организаций. Другой формой управления, характерной для малых и средних городов, является образование соответствующих подразделений в составе строительных организаций - участков по строительству, реконструкции и ремонту дорог. В некоторых средних городах с незначительным объёмом ремонтно-эксплуатационных работ может быть организован хозрасчетный участок при местном ремонтно-строительном тресте и в отдельных случаях при областном дорожном тресте. В крупнейших городах организации ДРХ имеют сложную структуру. Например, в Москве в состав Главного управления дорожного хозяйства и благоустройства входят тресты и управления по содержанию дорог, улиц, мостов, транспортных сооружений, туннелей, подземных переходов и т.д. Для координации их деятельности в составе местных органов самоуправления создаются отделы капитального строительства. При организации в городе нескольких трестов, специализированных по ремонту и строительству дорог, в составе управления городским хозяйством создаются дорожные отделы. Наиболее распространенной организационной формой управления дорожно-ремонтным и эксплуатационным хозяйством являются тресты. В составе производственной структуры основными подразделениями являются дорожно-ремонтные управления (ДРУ). В зависимости от специализации по объектам в составе треста ДРУ специализируются на выполнении работ по ремонту и содержанию мостов, подземных переходов, транспортных магистралей, улиц т.д.
При специализации по видам работ в составе треста могут создаваться несколько однородных дорожно-ремонтных управлений, выполняющих капитальный, текущий ремонт и непосредственно эксплуатацию. Каждое управление состоит из нескольких участков. Условия образования участков характеризуются следующими факторами:
1. необходимостью специализации внутри управления. Так, при специализации управления по капитальному ремонту (КР) в зависимости от объема работ следует выделять участки по земляным работам, устройству дорожного полотна, производству дорожного покрытия;
2. образование участков может определяться объемом работ. При сравнительно большом объеме работ и их территориальной концентрации рекомендуется на базе этих участков создавать дорожные участки (ДУ);
3. специализацией на обслуживании определённого объекта.
Эксплуатационные подразделения в зависимости от объема работ целесообразно создавать в каждом районе города. При отсутствии городских районов (если город невелик и не разделён естественными преградами) может создаваться единственное эксплуатационное звено. Основные подразделения предприятий дорожного хозяйства могут специализироваться не только на основе выполнения отдельных видов ремонтных работ, но и по ремонту отдельных или групп объектов. В зависимости от их количества, рассредоточенности по территории города могут создаваться специализированные подразделения по ремонту или эксплуатации городских улиц, транспортных магистралей, мостов, подземных переходов, туннелей и других сооружений. При незначительном количестве разнообразных объектов следует создавать комбинированные подразделения по ремонту мостов и подземных сооружений, ремонту улиц и транспортных магистралей и т.д. Характер комбинаций зависит не только от количества объектов и объёмов необходимых работ, но и от их территориальной близости. Если в одном из городских районов сосредоточены мосты, развязки дорог на разных уровнях, эстакады, то ремонт или эксплуатацию целесообразно передать одному подразделению. Работы по текущему и капитальному ремонту, а также и реконструкции можно выполнять силами одного объединённого подразделения либо создавать отдельные ДРУ по каждому из этих направлений. Также кроме прилагаемой ниже схемы возможны варианты с образованием в составе производственной структуры основных подразделений, занятых работой по укладке асфальта; действующих в зимний период и т.д. Выбор определённой оптимальной структуры управления зависит от специфики города в целом и особенностей конкретных объектов управления в частности. Например, если на большинстве участков преобладают земляные работы, то на основе их выделения следует создать специализированное подразделение по земляным работам.
Производственная структура треста, обслуживающего отдельный район города.
Основным содержанием деятельности аппарата управления является выполнение таких функций как: планирование, материально-техническое снабжение, контроль качества, формирование трудового коллектива, координация работы основных подразделений между собой и т.д. Эти функции аппарат управления выполняет для всех подразделений без исключения в интересах всего предприятия в целом т.к. каждая служба не может сама, отвлекаясь от основной задачи, выполнять эти функции только в своих интересах.
Другой важнейшей сферой деятельности аппарата управления является обеспечение взаимодействия основных подразделений не только между собой, но и с обслуживающими подразделениями.
Как уже было сказано, к обслуживающим относятся те подразделения, которые в достижении основной цели предприятия играют второстепенную роль.
Необходимость формирования обслуживающих подразделений объясняется тем, что ни одно основное подразделение не может работать бесперебойно без получения со стороны необходимых ресурсов или услуг. Попытка решения этих задач каждым подразделением в отдельности отвлекала бы их от основных задач. Другая причина образования обслуживающих подразделений связана с тем, что в их услугах нуждаются все основные подразделения без исключения. Это может обеспечиваться созданием постоянно действующих и соответствующим образом специализированных подразделений.
Характерными признаками всех обслуживающих подразделений являются:
обслуживание всех основных подразделений;
производство и реализация лишь тех видов ресурсов и услуг, которые нужны для бесперебойной работы основных подразделений.
По этому критерию к обслуживающим относятся такие подразделения как: диспетчерская служба, цех по ремонту технологического оборудования, ремонтно-строительная служба, лаборатория качества, служба учёта.
В связи с этим все обслуживающие подразделения можно разделить на две группы:
> подразделения, производящие ресурсы (заводы по производству асфальтобетона, цементобетона, карьеры по добыче песка, щебня, гравия, предприятия по изготовлению отдельных конструктивных элементов в виде дорожных ограждений и знаков, бордюрных камней, железобетонных изделий).
> подразделения, оказывающие услуги (предприятия, службы, отделы по оказанию услуг в областях транспортного обслуживания, механизации работ, диспетчеризации, складирования и т.д.)
Между основными и обслуживающими подразделениями предприятия существует прямая связь. Обслуживающие образования должны производить ресурсы (оказывать услуги) в том суммарном объёме, какой необходим соответствующим основным подразделениям. Рост или уменьшение количества обслуживающих подразделений или масштаба деятельности каждого из них зависит от соответствующих изменений в количестве и масштабе деятельности основных подразделений.
Объем работы каждого обслуживающего подразделения (в рамках предприятия по оказанию любого вида жилищно-коммунальных услуг) зависит от объемов работ обслуживаемых им основных подразделений. Количественные изменения масштабов деятельности последних требуют внесения соответствующих изменений в объемы работ обслуживающих подразделений, увеличение (уменьшение) этих работ должно производиться в пропорциональной зависимости от роста или сокращения размера основных подразделений. Например, расширение территории города и, как следствие этого, увеличение потребности в песке, щебне, гравии, асфальтобетоне, в услугах по ремонту и складированию, должно быть компенсировано необходимым увеличением мощности перечисленных обслуживающих подразделений. Однако вышенаписанное верно и для качественных изменений деятельности основных подразделений. В связи с изменением технологии дорожно-ремонтных работ, появлением потребности в новых видах ресурсов или услуг соответствующие перемены должны вноситься и в состав обслуживающих подразделений. Например, в связи с разработкой и успешным внедрением нового состава покрытия дорожного полотна меняются требования по качеству поставляемых асфальтобетонным заводом ресурсов. Как количественные, так и качественные изменения в составе обслуживающих подразделений должны производиться своевременно. Изменение их состава не вовремя приводит к существованию неиспользуемых мощностей (что требует неоправданных затрат на их содержание) либо к нехватке соответствующих ресурсов (что также снижает эффективность работы всего предприятия ДРХ). Структурообразующая роль рассмотренных выше положений заключается в том, что объем услуг или ресурсов, предоставляемых обслуживающими подразделениями, не должен быть ни меньше, ни больше потребности основных подразделений. Вопрос о необходимости образования в рамках производственной структуры конкретного предприятия ДРХ того или иного обслуживающего подразделения решается на основании анализа объёмов работ, вида ресурса (услуги). Например, при принятии решения о создании собственного асфальтобетонного завода нужно определить что выгоднее: закупать и привозить необходимый ресурс у существующего завода или вкладывать средства в строительство своего.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
Организационная структура представляет собой совокупность отделов, групп, секторов руководства предприятий и отдельных управленческих работников. Основным средством, объединяющим их в рамках данной структуры, являются информационные потоки. Информация в этом случае должна рассматриваться как совокупность сведений, характеризующих состояние управляемых объектов во времени и пространстве. Среди информационных потоков, циркулирующих внутри системы управления предприятием ДРХ можно выделить три разновидности. 1-ый вид связывает все составные части организационной структуры. Имеется в виду, что основным предназначением любого управленческого звена является: сбор, обработка, систематизация, хранение информации и подготовка на этой основе проектов решений. В связи с этим отделы обязаны по первому требованию предоставлять соответствующую информацию руководству предприятия. Успешное решение этой задачи связано с возможностью информационного обмена между отделами.
2-ой вид информационного потока связан с предоставлением (с движением) информации от производственной структуры к организационной и обратно. Вертикальный информационный поток в структуре управления циркулирует между составными частями организационной и производственной структур управления. Здесь имеются прямая и обратная связи. Прямой считается информация, идущая снизу. Она представляет собой совокупность тех сведений, которые характеризуют количественное и качественное состояние управляемых объектов и подразделений во времени и пространстве. Эти информационные потоки могут отражать имеющиеся мощности в каждом подразделении, уровень их использования, изменение численности работников, их квалификацию и т.п. К этой же группе информации относятся доклады и отчёты, предоставляемые каждым подразделением аппарату управления. Обратная связь идёт сверху, т.е. от уровня организационной структуры управления вниз, т.о. в подразделения спускаются приказы, распоряжения, графики, методические указания, плановые задания, контрольные цифры, нормативы. В соответствии с этим снизу наверх должна идти информация, отражающая реакцию. Она может быть в виде отчётов, докладных о результатах мероприятий, принятых в соответствии с указаниями сверху.
На уровне производственной структуры также имеется и горизонтальная связь, она имеет как материально-вещественную, так и информационную формы. Материальная сторона определяется тем, что основные подразделения в результате информационного общения с обслуживающими получают отремонтированные агрегаты, узлы, механизмы; со склада получают запчасти, детали и различные устройства. Важной частью материальных связей являются услуги. Они могут быть получены от ремонтных подразделений, базы механизации, складского хозяйства и т.д. Информационная часть в сфере получения услуг связана с подачей соответствующих заявок, требований, просьб, сообщений, расчётных обоснований. К этому же виду информации можно отнести плановые задания, обосновывающие необходимость нужного количества ресурсов требуемого качества.
3 - им видом информационного потока, соединяющим все уровни управления, является информация о состоянии управляемых объектов. Эта информация представляет собой совокупность сведений о количественном и качественном состоянии управляемых объектов во времени и пространстве. Они могут в одном случае сразу же передаваться в составные части организационной структуры. Например, сведения о величине износа, протяжённости, сроке службы определённой улицы могут находиться в производственно-техническом отделе, а более оперативная информация, характеризующая количественное и качественное состояние асфальтового покрытия определённого участка дороги может быть в ДРУ эксплуатации улиц и магистралей. Эти подразделения на основе этих сведений разрабатывают графики и плановые задания по ремонту и обслуживанию этих управляемых объектов. А на уровне организационной структуры управления на основе этих сведений определяется совокупный объём ресурсов, требуемых для ремонта этих объектов управления.
Информационную взаимосвязь трёх уровней управления предприятия дорожно-ремонтного хозяйства можно представить в виде следующей схемы:
ВИ - информация, поступающая из внешней среды.
1. - совокупность сведений о нижестоящем объекте (прямой поток);
2. - обратная информация.
Цифры 1 - 7 стоящие на уровне организационной структуры управления означают отделы, секторы, группы или отдельных управленческих работников, работающих в аппарате управления.
Линия, соединяющая их, означает, что они соединены между собой горизонтальным информационным потоком. Например, чтобы бухгалтерии сделать ведомость выдачи зарплаты, она должна получить сведения от отдела кадров, планово-экономического отдела, отдела труда и зарплаты, нормировщиков. Как видно из схемы информация о состоянии управляемых объектов может сразу передаваться в аппарат управления.
На данной схеме видно, что сведения о положении в уличном хозяйстве, могут передаваться в отдел №7 (производственно-технический отдел), здесь информационный поток №1 означает данные о состоянии дорожных знаков, полотна, разметки во времени и пространстве. Однако чаще всего оперативная информация об управляемых объектах имеется на уровне производственной структуры т.к. службы, конторы, цеха, бригады и т.д., являющиеся частью производственной структуры, создаются на базе управляемых объектов из-за необходимости их обслуживания.
Рассмотрим такой управляемый объект как мостовое хозяйство. Здесь А означает совокупность основных подразделений производственной структуры. Б - соответственно совокупность обслуживающих подразделений производственной структуры. На данной схеме показано, что одно из основных подразделений - ДРУ эксплуатации мостов и туннелей создано для обеспечения нормального функционирования мостов и туннелей. Здесь линия под №1, соединяющая мосты с этим подразделением означает, что в это управление постоянно стекаются сведения об их состоянии. А линия №2, идущая от производственной структуры к управляемым объектам, означает совокупность тех мер, которые они должны разрабатывать в целях устранения аварий, сбоев, срывов и внезапных происшествий. Успешное решение этой задачи связано с деятельностью аппарата управления. Здесь линия №1, соединяющая производственную структуру с организационной, означает доклады, рапорта, расчёты, предложения о тех ресурсах, которые нужны для наилучшего обеспечения выполнения мостовым хозяйством своих функций. А линия №2, направленная от организационной к производственной структуре, означает информацию о выделении соответствующих средств и ресурсов.
В организационной структуре по вертикальному срезу можно выделить три уровня управления:
1. руководители;
2. ведущие специалисты;
3. сотрудники исполнители.
В состав руководства входят: первое лицо в качестве президента, генерального директора, председателя. Сюда же относятся его заместители по отдельным направлениям. Имеются в виду заместители по финансам, по организации производства, по материально-техническому снабжению и т.д. Сюда же относятся руководители основных подразделений. Общей характерной чертой, свойственной им, является то, что они обладают правом принятия решений. В их обязанности входит также контроль за реализацией этих решений. Каждый из них принимает решения в пределах своей компетенции, ограниченной рамками сфер его деятельности. Они принимают решения на основе той информации, которая готовится ведущими специалистами. Ими являются руководители отделов, групп, отдельных сфер или отдельные управленческие работники, имеющие большой опыт работы. В их задачу входит подготовка проекта соответствующего решения. А информацию, необходимую для этой цели, готовят исполнители. Поэтому в задачу исполнителей входит сбор, систематизация, анализ, хранение, пополнение требуемой информации. Они должны эту информацию выдавать адресату по первому требованию в минимальные сроки. Они также несут ответственность за качество (достоверность, объективность) и количество информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение необходимо упомянуть о внешней информации, поступающей в аппарат управления. До сих пор мы рассматривали предприятие ДРХ как обособленное (с внутренними информационными потоками). Однако в реальности в аппарат управления поступает и информация извне, которая также может быть как прямой, так и обратной. Сущность прямого информационного потока определяется информацией, поступающей от городской администрации, от потребителей, от налоговых органов, финансовых органов, контрольно-ревизионных органов и т.д. Составными частями обратного информационного потока являются отчёты, доклады, рапорта об исполнении тех команд и распоряжений, которые поступили извне. Например, поступающая в аппарат управления жалоба от потребителей на качество дорожного покрытия - это прямая внешняя информация, а отчёт в администрацию об израсходованных на устранение недостатков средствах - обратная внешняя информация.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. “Менеджмент в городском хозяйстве”: А.С. Садыков, Ю.В. Данильчев - М. 1995;
2. Цикл лекций по дисциплине ”Управление предприятием городского хозяйства”: А.С. Садыков - М. 2004;
3. “Экономика городского хозяйства”: Л.Н. Чернышов - М. 1999;
4. Интернет: http://www.rosavtodor.ru