|
|
Государственное регулирование инновационной деятельности
Государственное регулирование инновационной деятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Контрольная работа по дисциплине - инновационный менеджмент Вариант - 10 Выполнила студентка 5 курса личное дело № 07ММД46247 Корчагина Е.Н. Преподаватель Голикова Г.В. Воронеж 2010 Содержание 1. Введение 2. Необходимость и значение государственного регулирования инновационной деятельности 3. Расчетная часть 4. Заключение 5. Список использованной литературы 1. Введение На современном этапе динамичное развитие рыночной экономики в России невозможно без создания государственного механизма по поддержке и стимулированию инновационной деятельности в научно-технической сфере. Цель контрольной работы - рассмотреть необходимость и значение государственного регулирования инновационной деятельности. Согласно цели, были сформулированы задачи работы: 1. Изучить значение государственного регулирования инновационной деятельности 2. Рассмотреть виды, факторы и инструменты государственного регулирования. Цель государственного регулирования инновационной деятельности - это создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Задачей государственного регулирования инновационной деятельности является регулирование международных связей в области инновационной деятельности. Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов, и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологий, а так же расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. 2. Необходимость и значение государственного регулирования инновационной деятельностиСовременное состояние мировой экономики характеризуется непрерывно прогрессирующим ростом конкурентоспособности национальных экономик на основе научно-технологических инноваций. Одновременно в России финансирование НИОКР в промышленности с 1992 г. сократилась к началу ХХI в. более чем в 20 раз, а в сфере ВПК почти в 50 раз. Это указывает на то, что Российскому государству, чтобы преодолеть социально-экономическое отставание, необходимо форсировано разрабатывать и внедрять действенную государственную инновационную и научно-техническую политику. [1, стр.59-62]Необходимо отметить, что государственное регулирование инновационной сферы взаимосвязано с инвестиционной политикой государства, финансирующей фундаментальные научные исследования и высокорисковые инновационные проекты.Цель государственного регулирования инновационной деятельности - это создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.Задачей государственного регулирования инновационной деятельности является регулирование международных связей в области инновационной деятельности.Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов, и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологий, а так же расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. [2, стр.310].Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности: экономическое, организационное, финансовое, нормативно -правовое. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:§ развитие рыночных отношений;§ проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;§ создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами;§ обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;§ расширение спроса на инновации;§ предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;§ содействие модернизации техники;§ развитие лизинга наукоемкой продукции;§ активизация предпринимательства;§ пресечение недобросовестной конкуренции;§ поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;§ развитие экспортного потенциала страны;§ развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;§ внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:§ организационная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;§ содействию развитию инновационной деятельности;§ кадровая поддержка инновационной деятельности;§ содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;§ моральное стимулирование инновационной деятельности;§ информационная поддержка деятельности(обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере);§ содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ, развитию международного;§ защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:§ проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;§ направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;§ выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но непривлекательных для частных инвесторов;§ создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;§ предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантии российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;§ снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов;Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:§ установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;§ гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.Нормативно-правовое регулирование осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ. [5, стр.359-368]Инструменты государственного регулирования: социально-экономические и научно-технологические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.; государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы; федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов; государственные заказы и современные контрактные системы; индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности; механизм интеграции регуляторов и структур.Основные функции государственных органов в инновационной сфере: аккумулирование средств на научные исследования в инновации; координация инновационной деятельности; стимулирование инноваций, страхование рисков; создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав, интеллектуальной собственности; кадровое обеспечение инновационной деятельности; формирование научно-инновационной инфраструктуры; институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; обеспечение социальной и экологического сектора; повышение общественного статуса инновационной деятельности; региональное регулирование инновационных процессов; урегулирование международных аспектов инновационных процессов.Формы государственной поддержки инновационной деятельности:прямое финансирование; предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд; создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами; снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; реализация права на ускоренную амортизацию оборудования; создание сети технополисов, технопарков и т.п.Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного развития.К основным направлениям инновационной политики государства можно отнести следующее: разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности; создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции; развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров; развитие малого инновационного предпринимательства; совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ; реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов; использование технологий двойного назначения (для продукции гражданского назначения). [3, стр.149]3. Расчетная частьПредприятие рассматривает целесообразность приобретения новых технологических линий. На рынке имеются 2 модели с параметрами, представленными в таблице 1.Таблица 1|
Показатель | Модель 1 | Модель 2 | | Цена, тыс.руб. | 4800 | 5300 | | Годовой доход, тыс.руб. | 2100 | 2250 | | Срок эксплуатации, лет | 4 | 5 | | Ликвидационная стоимость | 500 | 800 | | Норма дисконта | 0,2 | 0,2 | | | Обоснуйте целесообразность приобретения той или иной линии, если капиталовложения произведены в базовом году.Решение: если = 0, то формула приобретает следующий вид:Где - это коэффициент дисконтирования;t - это год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному;i - процентная ставка;- год, приведенных затрат и результатов.Таблица 2 Модель 1|
Показатель | t=0 | t=1 | t=2 | t=3 | t=4 | | цена | 4800 | 4800 | 4800 | 4800 | 4800 | | годовой доход | 2100 | 1750 | 1458,3 | 1215,3 | 1012,7 | | | ликвидационная стоимость | Продисконтируем ликвидационную стоимость Модели 1Таблица 3 МОДЕЛЬ 2|
Показатель | t=0 | t=1 | t=2 | t=3 | t=4 | t=5 | | цена | 5300 | 5300 | 5300 | 5300 | 5300 | 5300 | | годовой доход | 2250 | 1875 | 1607,1 | 1302,1 | 1085,1 | 904,2 | | | ликвидационная стоимость | Продисконтируем Модель2.Продисконтируем ликвидационную стоимость Модели 2Сравним Модель 1 и Модель 2, для выбора наиболее прибыльной линии по формуле индекса прибыльности:Годовой доход модели 1 = 7777,3 руб.Где Ey - это доход в y году.Кy - это расход в y году.Годовой доход модели 2 = 9345 руб.Таким образом, исходя из расчетов, мы выявили что Модель 2 наиболее целесообразна для выбора.4. ЗаключениеТаким образом, мы рассмотрели необходимость и значение государственного регулирования инновационной деятельности, виды, факторы и инструменты, основные направления инновационной политики государства.Цель государственного регулирования инновационной деятельности - это создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.Задачей государственного регулирования инновационной деятельности является регулирование международных связей в области инновационной деятельности.Значение государственного регулирования: разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности; создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;5. Список использованной литературы1. Швандар В.А, Горфинкель В.Я., Инновационный менеджмент. - М: Вузовский учебник, 2004г2. Гончарук В.А., Развитие предприятия. - М: ДЕЛО, 2005г3. Чернышева Б.Н., Попадюк Т.Г., Инновационный менеджмент и экономика организации - М: ИНФРА-М, 2007г4. В.Е. Ланкина, Менеджмент. - Т: ТРТУ, 2006г5. Орлов А.И. Инновационный менеджмент. - М: Изумруд, 2003г6. Берзинь И.Э., Экономика предприятия.- М.: Дрофа, 2004г.7. Материалы сайта AUR.RU. Административно-управленческий портал, http://www.aup.ru/ - Инновационный менеджмент - государственное регулирование.8. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005г9. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент - М: ИНФРА & М , 2008г
| |
|
|
|