Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Индивидуальные и коллективные трудовые споры

Индивидуальные и коллективные трудовые споры

Индивидуальные и коллективные трудовые споры

Содержание

1. Понятие и классификация индивидуальных трудовых споров

2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров

3. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде

4. Рассмотрение коллективных трудовых споров

1. Понятие и классификация индивидуальных трудовых споров

Трудовые споры - это разногласия, возникающие по поводу:

­ применения нормативных актов о труде;

­ установления условий труда;

разрешаемые в установленном законом порядке.

Причины трудовых споров:

­ незнание руководителем предприятия (работниками) трудового законодательства;

­ пренебрежение трудовым законодательством;

­ неверный выбор средств и методов регулирования трудовых отношений.

Классификация трудовых споров

По субъектному составу:

индивидуальные трудовые споры по поводу

­ применения нормативных актов о труде

­ условий трудового договора

коллективные трудовые споры об изменении, установлении существующих социально-экономических условий труда.

По содержанию:

возникающие в связи с применением установленных условий труда;

по установлению новых или изменению уже установленных условий труда.

По характеру разногласий:

исковые - разногласия, возникающие в связи с применением

­ нормативных актов о труде,

­ договоров и соглашений о труде,

в ходе разрешения которых работник предъявляет иск для восстановления или признания за ним конкретного права.

неисковые - разногласия по установлению и изменению новых условий труда

­ индивидуальные

­ коллективные

Рассмотрение трудовых споров осуществляется по следующим принципам:

обеспечение защиты трудовых прав работников,

равенство сторон спора перед законом и судом,

участие представителей работников,

доступность, бесплатность и быстрота рассмотрения,

обеспечение гласности,

обеспечение законности при рассмотрении,

реальное исполнение решений по трудовым спорам.

2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров

Комиссия по трудовым спорам (КТС) - орган по рассмотрению трудовых споров, создаваемый трудовым коллективом.

Порядок образования КТС

КТС образуется из равного числа представителей работников и работодателя;

представители работников избираются на общем собрании;

представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации;

КТС избирает из своего состава председателя и секретаря КТС, имеет печать.

Компетенция КТС:

КТС является первичным органом по рассмотрению, за исключением споров, которые рассматриваются в судебном порядке.

Типичные виды споров, рассматриваемых в КТС:

­ о признании недействительными условий трудового договора;

­ о неправильности записей в трудовой книжке;

­ о незаконном переводе;

­ об оплате труда;

­ о применении дисциплинарных взысканий;

­ о продолжительности и использовании отпуска.

Срок обращения в КТС - 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС:

Работник подает заявление, которое подлежит обязательной регистрации.

Срок рассмотрения - 10 дней со дня регистрации заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника и представителя администрации.

КТС имеет право вызвать на заседание свидетелей, специалистов, представителей профсоюза.

По требованию КТС администрация обязана предоставлять расчеты и документы.

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее ? избранных. Ведется протокол, который подписывается председателем и заверяется печатью.

КТС принимает решение большинством голосов, мотивированное и основанное на законе (тайное голосование).

Копия решения КТС вручается работнику и администрации в 3-х-дневный срок со дня принятия решения.

Решение КТС является окончательным и подлежит исполнению.

Если КТС в 10-дневный срок не рассмотрела трудовой спор, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Порядок обжалования решения КТС в суд:

Решение КТС может быть обжаловано

­ любой из сторон

­ профсоюзным органом

­ прокурором

Срок обжалования - 10 дней со дня вручения копии решения КТС.

Место обжалования - районный (городской) суд по месту нахождения предприятия.

Исполнение решений КТС:

­ решение КТС подлежит исполнению администрацией в 3-х-дневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование;

­ в случае неисполнения работнику выдается КТС удостоверение, имеющее силу исполнительного документа;

­ на основании удостоверения, предъявленного не позднее 3-х месяцев со дня его получения в районный (городской) суд, судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке;

­ удостоверение не выдается, если работник или администрация обратились в установленный срок с заявлением о разрешении трудового спора в суд.

3. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде

Правом рассмотрения трудовых споров в суде обладают:

­ работник

­ работодатель

­ профсоюз

­ прокурор

В качестве 2-ой инстанции суд рассматривает споры:

по заявлению работника, администрации, профсоюза, если они не согласны с решением КТС;

по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит закону (если КТС не рассмотрела в установленный срок - 10 дней).

В качестве 1-ой инстанции суд рассматривает споры:

по заявлению работников предприятия, минуя КТС;

по заявлению работников

­ о восстановлении на работе, о переводе на другую работу,

­ об изменении даты и формулировки увольнения,

­ об оплате за время вынужденного прогула

по заявлению администрации о возмещении работником материального вреда, причиненного предприятию;

от отказе в приеме на работу;

лиц, работающих у физических лиц.

Порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров в суде:

­ Иски работников предъявляются в суд по месту нахождения организации;

­ К исковому заявлению прилагаются необходимые документы

копии приказов

копии решения КТС

справки о заработной плате и др.

­ Срок рассмотрения - 10 (20) дней со дня окончания подготовки дела к разбирательству;

­ Рассмотрение идет по общим правилам гражданского судопроизводства;

­ Работника освобождают от судебных расходов;

­ Процессуальные сроки:

общий - 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении права

по делам об увольнении - 1 месяц со дня выдачи трудовой книжки, вручении приказа

после КТС - 10 дней со дня вручения копии решения

по вопросам взыскания материального ущерба с работника - 1 год со дня обнаружения вреда

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке.

Споры о восстановлении на работе и о переводе

коллегиальное рассмотрение, участие прокурора

восстановление на работе в случае незаконного увольнения

оплата вынужденного прогула, может быть возмещен моральный вред

может быть изменена формулировка увольнения

срок исполнения решений - немедленно

4. Рассмотрение коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками и работодателем по поводу:

установление и изменение условий труда;

заключения и выполнения коллективных договоров;

заключения и выполнения соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Стороны коллективного трудового спора:

Работодатель (объединение руководителей), их представители.

Коллектив работников предприятия (объединение коллективов), их представители (профсоюз, СТК, стачком).

Предмет спора - права и законные интересы трудового коллектива.

Стадии разрешений коллективного трудового спора:

1 стадия. Возникновение спора

выдвижение требований работников в письменной форме (утверждаются на общем собрании);

работодатель сообщает о принятом решении в течение 3-х рабочих дней;

2 стадия. Рассмотрение спора примирительной комиссией

в течение 3-х дней с момента начала спора создается примирительная комиссия (оформление приказом);

формируется из представителей сторон на равной основе;

комиссия рассматривает спор в срок до 5 дней (может быть продлен);

решение принимается по соглашению сторон и оформляется протоколом комиссии;

решение имеет обязательную силу для сторон.

Если в примирительной комиссии стороны не достигнут согласия, то наступают следующие стадии.

3 стадия. Рассмотрение спора с участием посредника

по соглашению сторон приглашается посредник независимо от службы по урегулированию трудовых споров или по ее рекомендации;

порядок рассмотрения спора определяется посредником по соглашению со сторонами;

срок разрешения спора - 7 дней с момента приглашения посредника;

завершается разрешение спора принятием согласованного решения в письменной форме или составления протокола разногласий

Если с помощью посредника не удалось ликвидировать спор, стороны обращаются к арбитрам.

4 стадия. Рассмотрение спора в трудовом арбитраже

трудовой арбитраж создается сторонами и Службой;

срок создания - не позднее 3-х дней с момента окончания спора примирительной комиссией или посредником;

состав - 3 человека из числа трудовых арбитров, предложенных Службой или сторонами;

срок рассмотрения - 5 дней со дня создания;

трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации в письменной форме и передает сторонам;

рекомендации передаются сторонам в письменной форме.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража или от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к забастовке.

Забастовка - это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей.

Порядок проведения забастовки:

решение об объявлении забастовки принимается собранием работников (не менее 2/3);

о начале забастовки работодатель предупреждается в письменной форме не позднее чем за 10 дней (может быть проведена предварительная забастовка);

работодатель предупреждает Службу о забастовке;

в период забастовки стороны обязаны:

продолжение примирительных процедур,

обеспечение минимума работы предприятия,

обеспечение общественного порядка, сохранности имущества.

за работниками сохраняется место работы и должность;

забастовка прекращается:

по истечении срока, установленного собранием,

в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании спора,

в случае признания ее незаконной

Забастовка может быть признана незаконной:

­ если она объявлена без учета срока, процедур и требований закона

­ если она создает угрозу основам конституционного строя и жизни людей

­ в период чрезвычайного положения

­ в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения

Ответственность

­ работники, не прекратившие забастовку, признанную незаконной, несут дисциплинарную ответственность

­ представительный орган, объявивший и не прекративший незаконную забастовку, обязан возместить убытки, причиненные забастовкой






Информация 







© Центральная Научная Библиотека