Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Логистика

Логистика

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Логистика» для студентов экономической специальности 061100 «Менеджмент организации» дневной и заочной форм обучения.

Введение

Актуальность настоящей курсовой работы связана с тем, что повышение эффективности промышленного производства и снижение издержек во всех звеньях логистической цепи во многом зависят от рациональной организации товаропроводящей сети, а следовательно, от рациональной организации закупок, складского, тарного и транспортного хозяйства - важнейших элементов товародвижения.

Совершенствование процесса товародвижения является комплексной проблемой, включающей в себя совокупность взаимосвязанных задач. К ним относятся такие глобальные задачи, как:

оптимальное размещение и перспективное развитие сети баз и складов на территории Российской Федерации; оптимальное сочетание транзитной и складской форм снабжения исходя из минимума затрат при перемещении груза и его хранении; выбор рациональных параметров и размеров баз и складов; определение необходимого и достаточного уровня (оптимизация) запасов материально-технических ресурсов; выбор рационального вида транспорта исходя из минимума транспортных расходов и в зависимости от характеристик перевозимого груза (объема, вида) и дальности перевозки.

Вместе с тем проблема совершенствования процесса товародвижения требует также решения и таких локальных задач, как:

выбор поставщиков материально-технических ресурсов по определенным критериям при осуществлении процесса закупок; улучшение технико-экономических показателей всех звеньев товаропроводящей сети; совершенствование методов стимулирования работников звеньев логистической цепи (на базах, складах, транспорте); рациональная организация тарного хозяйства, включая ремонтные операции по восстановлению тары; увеличение объема контейнерных и пакетных перевозок; внедрение современного высокопроизводительного подъемно-транспортного и складского оборудования.

Таким образом, проблема совершенствования процесса движения материально-технических ресурсов является межотраслевой и должна решаться в комплексе с другими проблемами, связанными с совершенствованием организации, планирования и управления процессом закупок материально-технических ресурсов, с рациональной организацией транспорта общего пользования, включая магистральный транспорт, с развитием инфраструктуры отдельных регионов и отраслей, с внедрением достижений научно-технического прогресса в промышленное производство, с развитием материально-технической базы регионов и отраслей.

1. Цель и выбор темы курсовой работы

Курсовая работа выполняется в течение семестра, когда проводятся аудиторные занятия по конкретной дисциплине, или после изучения этой дисциплины. Наряду с лекциями, семинарами и выполнением контрольных работ написание курсовой работы способствует углублению знаний студентов по изучаемой дисциплине.

Целью курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных в результате изучения дисциплины «Логистика». Курсовая работа, являясь самостоятельной работой студента, позволяет подвести итог его обучения в течение определенного периода времени. Она должна иметь комплексный технико-экономический характер и содержать теоретический, аналитический и проектный материалы, а также рекомендации по совершенствованию системы товародвижения. Курсовая работа должна показать уровень подготовленности студентов для ведения самостоятельной работы в условиях современного производства. Она призвана развить их навыки овладения методикой исследования и экспериментирования при решении рассматриваемых проблем.

Следовательно, целью курсовой работы является приобретение студентами следующих навыков:

* применять знания, полученные на лекциях и практических занятиях, для самостоятельного анализа деятельности предприятий;

* теоретически грамотно и логически последовательно излагать рассматриваемую проблему;

* выделять наиболее существенные недостатки практической деятельности предприятий;

* самостоятельно формулировать проблему, ставить задачу и разрабатывать обоснование предложений в сфере коммерческой деятельности;

* использовать экономико-математические методы исследования, повышающие репрезентативность и обоснованность самостоятельно сформулированных предложений.

Написание данной работы поможет студентам приобрести навыки увязки вопросов теории с практической деятельностью и опыт работы с экономической литературой и статистическими данными.

Методологической основой курсовой работы являются законодательные акты Российской Федерации по экономике в целом и по изучаемой дисциплине в частности, программные документы и решения правительства РФ по хозяйственным вопросам. По выбранной теме курсовой работы рекомендуется использовать данные Госкомстата Российской Федерации, материалы Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), методические разработки Федеральной контрактной корпорации «Росконтракт», учебную и специальную литературу, монографии, брошюры, статьи. Целесообразно изучить зарубежный опыт применительно к рассматриваемой проблеме. Важным условием успешного раскрытия избранной темы является ознакомление с материалами, опубликованными в периодических изданиях, таких, как научно-практический журнал «Рынок. Информация. Снабжение. Конкуренция» (РИСК), «Логистика» аналитический еженедельник «Коммерсант», журнал «Вопросы экономики», еженедельная экономическая газета «Экономика и жизнь», журнал «Логистика» и др.

Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно. После выбора темы следует ознакомиться со всеми вопросами, связанными с ней, по программе курса и изучить методические пособия по этой дисциплине, а затем литературу, рекомендованную в учебной программе. Результатом этой работы должен стать предварительный вариант плана курсовой работы по выбранной теме. Затем предстоит самостоятельно расширить круг литературных источников, подобрать фактический материал и составить окончательный вариант плана курсовой работы, согласовав ее с научным руководителем. Окончательный вариант плана определяет содержание курсовой работы.

2. Содержание курсовой работы

В курсовой работе студент должен:

* изложить сущность выбранной проблемы, ее место в общих задачах логистики и значение, а также обосновать важность и актуальность рассматриваемых вопросов с теоретических и экономико-организационных позиций;

* проанализировать современное состояние изучаемой проблемы, исследуя основные этапы ее эволюции (формирование, становление и развитие) в историческом аспекте, а также прогнозы на будущее;

* представить экономические расчеты в виде примеров, схем, диаграмм, графиков и формул, характеризующих основные тенденции развития конкретных процессов или звеньев логистической цепи в динамике;

* показать современные достижения в функционировании складского или транспортного хозяйства как отечественного, так и зарубежного -- отдельных баз или складов, транспорта общего пользования или транспортно-экспедиционных фирм;

*дать критические замечания, выявить имеющиеся в настоящее время недостатки и разработать предложения по совершенствованию работы отечественного складского, тарного или транспортного хозяйства;

* показать перспективы дальнейшего развития складского, тарного или транспортного хозяйства на примере отдельной базы, склада, транспортно-экспедиционной фирмы или на примере отрасли, или в целом по стране.

Курсовая работа должна содержать следующие разделы: введение, теоретический обзор проблемы, аналитический раздел, основная (рекомендательная) часть, заключение и список литературы, используемой при написании работы, в определенных случаях необходимы приложения. Общий объем курсовой работы - 30-40 страниц рукописного или 20 страниц машинописного (компьютерного) текста.

Во введении автору курсовой работы необходимо обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее место в общих задачах логистики и значение в экономической жизни страны, четко сформулировать цели и задачи курсовой работы. Здесь раскрывается структура работы, определяются ее основные этапы, информационная база, объект и методика исследования. Введение, как правило, занимает 2-3 страницы машинописного текста.

В теоретической главе курсовой работы следует проследить развитие избранной проблемы, особое внимание уделяя специальной литературе. В этой главе должно быть отражено современное понимание рассматриваемого вопроса, при этом характер изложения не должен быть сугубо описательным. Следует обратить внимание на расхождения в трактовках вопроса, даваемых разными авторами, и на основе критического обзора имеющихся точек зрения обосновать и изложить собственную позицию по данному вопросу. Не следует воспроизводить в работе литературные источники без оформления сносок на цитаты и цифровые данные. Теоретический обзор проблемы занимает 7--8 страниц машинописного текста.

Аналитическая глава. В этой главе следует обозначить рамки анализа, выявить тенденции в развитии изучаемых процессов, недостатки и отклонения от требований, предъявляемых на современном этапе к деятельности коммерческих фирм. Задача анализа не сводится только к выявлению недостатков, необходимо отражение и положительных сторон, что позволит представить рассматриваемые явления во всем их многообразии и всеобщей связи. Автор проводит всесторонний экономический анализ рассматриваемой проблемы на основании действующих нормативных актов, собранных статистических данных и практических материалов. . При подготовке этой главы следует полнее использовать знания, приобретенные при изучении таких научных дисциплин, как статистика, экономический анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет. Аналитический раздел должен заканчиваться выводами, вскрывающими существующие недостатки в системе организации и планирования материально-технического обеспечения, складского, тарного или транспортного хозяйства на том уровне управления, который рассматривается в курсовой работе. Здесь следует показать необходимость совершенствования данной логистической системы или отдельных ее составляющих. Аналитический раздел занимает 12--13 страниц машинописного текста.

Основная (рекомендательная) часть. Данный раздел курсовой работы посвящен вопросам совершенствования конкретной логистической системы, анализ которой был проведен в предыдущем разделе. Здесь студент должен всесторонне обосновать и охарактеризовать рекомендуемые предложения. При этом направления совершенствования логистической системы должны быть подкреплены соответствующими цифрами. По возможности, целесообразно рассчитать экономическую эффективность проектных предложений, которая может быть выражена или в стоимостных единицах, или различными показателями, характеризующими повышение качества работы и оперативности различных процедур расчета, снижение затрат в том или ином звене логистической цепи, сокращение документооборота и номенклатуры используемых материальных ресурсов. Основная часть занимает порядка 12--13 страниц машинописного текста.

Заключение. Курсовая работа завершается краткими выводами. Эта часть работы характеризует степень и качество выполнения поставленной перед студентом задачи. Выводы формулируются исходя из следующей схемы: задачи курсовой работы, методы и средства решения этих задач, характер полученных в курсовой работе результатов, ожидаемое внедрение полученных результатов. Заключение занимает 3-4 страницы машинописного текста.

Список литературы включает источники и литературу, которыми пользовался автор при написании курсовой работы, В приложениях помещаются материалы, использование которых в тексте работы неудобно из-за того, что они занимают большой объем (схемы, таблицы, алгоритмы, компьютерные программы решения задач и пр.), а также вспомогательные материалы и промежуточные расчеты. Таблицы, данные которых являются основным материалом для раскрытия темы курсовой работы, помещаются в тексте в соответствии с логикой изложения и должны быть тщательно проанализированы в основной части работы.

3. Оформление курсовой работы

Изложение всех вопросов в курсовой работе должно быть самостоятельным, последовательным, взаимосвязанным и строго выдержанным в соответствии с названиями глав, указанными в содержании. Изложение не следует перегружать общеизвестными положениями, обилием формул, изложением многочисленных инструкций. Приводимые в тексте цитаты должны точно соответствовать оригиналу; они заключаются в кавычки, и дается ссылка на первоисточник. При изложении материала необходимо правильно использовать экономическую терминологию, придерживаться официальной стилистики, не допускать произвольных сокращений.

Курсовую работу следует писать на отдельных сброшюрованных листах белой бумаги стандартного размера (210 х 297 мм) с одной стороны. Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер страницы ставится в верхнем правом углу без знаков препинания. Первой страницей считается титульный лист, но на нем номер страницы не ставится. Титульный лист должен содержать такие данные, как наименование учебного заведения, название темы курсовой работы, фамилия и инициалы студента и руководителя и т. д. (см. Приложение 1). Страницы нумеруются начиная со второй, на которой приводится содержание курсовой работы с указанием страниц начала глав и параграфов (см. Приложение 2).

Разделы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию, за исключением введения и заключения. Глава обозначается одной цифрой с точкой, номер параграфа состоит из двух цифр, первая из которых является номером главы, а вторая - номером параграфа. В тексте работы на страницах оставляются поля следующих размеров: слева - 30-35 мм, справа - 10-15 мм, сверху и снизу - 20-25 мм. В начале каждой главы или параграфа указывается их название; каждую главу необходимо начинать с новой страницы.

Если в работе имеются наглядные материалы (схемы, графики, диаграммы, чертежи), то они оформляются на отдельных страницах и обозначаются «Рис.»; название приводится под рисунком. Рисунки помещаются в соответствии с логикой изложения и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах каждой главы (например, первый рисунок в первой главе будет обозначен: Рис. 1.1). Таблицы нумеруются также арабскими цифрами в пределах главы (например, первая таблица второй главы имеет обозначение: Табл. 2.1). Заголовок таблицы должен отражать ее содержание. Размещается он над таблицей, пишется с прописной буквы. Если показатели таблицы имеют одинаковую размерность, то она вносится в заголовок. В том случае, когда показатели имеют разную размерность, в таблицу включают отдельную графу - «Единицы измерения». Последние можно указывать с сокращениями, но с соблюдением действующих стандартов.

При использовании в курсовой работе цитат, цифровых материалов, мнений других авторов обязательны библиографические ссылки на первоисточники. Ссылки на цитаты можно оформить двумя способами: в виде подстрочных ссылок и ссылок на произведение, включенное в список литературы.

Подстрочные ссылки нумеруются на каждой странице работы, начиная с цифры 1. Они должны содержать полное описание источника: фамилию и инициалы автора, заголовок произведения, место издания, издательство, год издания, страницы. При использовании в работе статьи, опубликованной в сборнике, журнале или газете, кроме фамилии и инициалов автора статьи в ссылку включаются сведения о сборнике (название, год, номер, страницы), журнале или газете (название, год, число, месяц или номер и страница, если объем газеты превышает 6 страниц). В повторных ссылках приводят только фамилию и инициалы автора, заглавие произведения и соответствующие страницы. При повторных ссылках допускается сокращение длинных заглавий путем замены опущенных слов многоточием. При ссылке на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или цитаты в квадратных скобках проставляют номер, под которым это произведение значится в списке, а при цитировании - и страницы, например: [25] или [15, с. 55].

После заключения помещается список литературы. Наиболее распространенным способом группировки материала является расположение в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий произведений. В виде исключения допускается расположение литературных источников по тематическому или хронологическому принципу. Нумерация источников в списке должна быть сплошной. Библиографическое описание используемой литературы должно быть точным и полным и включать следующие элементы: фамилию и инициалы автора (авторов) или редактора; полное название монографии; место издания; издательство; год издания. При включении в библиографию статей необходимо указать фамилию и инициалы автора (авторов), полное название журнала или сборника, год выпуска и его номер.

Приложения располагаются на отдельных страницах и помещаются после списка литературы. Они должны иметь заголовки и последовательную нумерацию, например: Приложение 1. Нумерация страниц приложений продолжает общую нумерацию работы.

4. Защита курсовой работы

Студенты дневной и заочной форм обучения представляют курсовые работы на кафедру в установленный срок (не позднее чем за две недели до окончания текущего семестра). По итогам проверки курсовой работы научный руководитель пишет на нее краткий отзыв. Положительный отзыв дает право на защиту курсовой работы. Суть защиты курсовой работы в основном сводится к обоснованию предложений, сформулированных студентом по рассматриваемой проблеме. Во время защиты студент должен ответить и на все замечания, сделанные руководителем как в отзыве, так и в тексте курсовой работы. После защиты выставляется одна из оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Позднее представление курсовой работы влечет за собой задержку ее рассмотрения и соответственно нарушение графика изучения дисциплины.

5. Тематика курсовых работ

Темы выбираются в соответствии с последней цифрой в зачетной книжке

Для ЭМЗ 401

Логистический подход к управлению потоковыми процессами

Понятие логистики. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению потоковыми процессами от традиционного. Концептуальные положения логистики.

Исторический аспект логистики.

Возникновение логистики. Сферы применения логистического подхода. Предпосылки использования логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения. Реформирование материально-технического обеспечения в России. Будущее логистики.

Логистическое обеспечение конкурентного потенциала организации

Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм. Слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике.

Формирование логистической системы организации

Понятие логистической системы. Виды логистических систем. Качественная и количественная гибкость логистических систем. Примеры логистических систем Инфраструктура логистической системы. Экономические основы эффективности функционирования логистической системы.

Функциональные связи логистики

Функциональные области логистики, их взаимосвязь. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства. Практика координации деятельности функциональных областей логистики.

Логистические основы организации крупных производственных комплексов

Особенности потоковых процессов на крупных предприятиях. Необходимость оперативного и координационного логистического управления. Обоснование системы управления потоковыми процессами на крупных производственных комплексах. «Толкающие» системы и их применение .

Организация и управление международными грузовыми перевозками

Транспортировка товаров при экспортно-импортных операциях. Транспортные условия контракта купли-продажи. Договоры на перевозку грузов. Логистическое обеспечение таможенного оформления и сопровождения перевозки. Страхование грузов.

Организация и управление процессом перемещения и хранения грузов на складах организации

Характеристика и классификация складов. Определение некоторых параметров склада, необходимого оборудования и подъемно-транспортных механизмов. Логистический процесс на складе. Стратегические решения для эффективной работы системы складирования

Развитие логистической концепции в деятельности транспортных организаций

Влияние логистики на транспорт. Транспортная система России: технико-экономические особенности, состояние и характеристика. Технологический процесс работы любого транспортного предприятия. Новые логистические системы сбора и распределения грузов.

Логистическая система обеспечения сервисного обслуживания покупателей продукции

Понятие логистического сервиса. Формирование системы логистического сервиса. Классификация видов сервисного обслуживания. Критерии качества и уровень логистического обслуживания.

Для ЭМЗ 402

1. Развитие маркетинговой логистики

Роль маркетинга и логистики в организации и оптимизации потоковых процессов. Логистика снабжения как разновидность логистики маркетинга. Роль и место логистики маркетинга в политике распределения товаров. Выполнение поставок - задача логистики маркетинга. Оптимизация логистики маркетинга .

2. Логистическая система управления финансовыми потоками

Финансовые потоки в логистической системе. Входные и выходные финансовые потоки. Управление финансовыми потоками и их оптимизация. Финансовые отношения, системы платежей и взаиморасчетов в логистической системе.

3. Перспективы развития информационной логистики

Информационное обеспечение логистической системы. Цели и роль информационных потоков в логистической системе. Управление информационной системой с обратной связью. Современные информационные технологии в логистики. Экономическая оценка эффективности информационного обеспечения логистической системы.

4. Организация работы подсистемы сбыта в логистической системе организации.

Задачи, функции и цели сбытовой логистики. Оптимизация затрат сбытовой логистики. Коммерческая деятельность предприятия по реализации продукции. Экономические основы и эффективность организации и управления товарными потоками. Новая стратегия сбыта

5. Организация филиала коммерческого банка на основе логистического подхода.

Особенности банковской деятельности. Управление финансовыми и информационными потоками в банке. Макрологистика банковской системы: принципы функционирования. Филиал как логистическая подсистема коммерческого банка. Основные требования к организации филиала коммерческого банка на основе логистического подхода. Примеры организации филиала коммерческого банка на основе оптимизации финансовых и информационных потоковых процессов

6. Определение эффективности логистической системы управления ресурсосбережением.

Экономические основы функционирования логистической системы. Экономическая оценка функционирования логистической системы. Ресурсы функционирования и резервы повышения эффективности логистической системы предприятия

7. Совершенствование терминальных систем на основе принципов логистики.

Основные принципы логистики: системность, интеграция и оптимизация, обуславливающие эффективность функционирования терминальных систем. Особенности организации и основные функции терминалов, их роль в товародвижении. Проблемы и перспективы деятельности терминалов в России.

8. Логистика и транспортные коридоры.

Понятие транспортного коридора. Функционирование транспортных коридоров на основе принципов логистики. Информационное обеспечение транспортных коридоров. Основные транспортные коридоры в России. Проблемы и перспективы развития транспортных коридоров в России.

9. Развитие инфраструктуры товарных рынков России.

Определение инфраструктуры и ее значение для развития товарных рынков. Основные институты инфраструктуры товарных рынков: товарные биржи, торговые дома, торгово-промышленные палаты, аукционы, ярмарки, выставки, их особенности как подсистем в макрологистике. Проблемы и перспективы развития инфраструктуры товарных рынков в России.

10. Оптимизация транспортной системы.

Транспортная система России: технико-экономические особенности, состояние, характеристика и расчет некоторых показателей. Применение математических методов при организации материалопотока. Логистическая концепция построения модели транспортного обслуживания потребителей и фирм.

Для ЭМЗ 403

1. Организация и автоматизация процессов логистики в торговой компании.

Основные логистические процессы в торговой компании их эффективность организации . Современные методы организации и средства автоматизации процессов логистики в торговых компаниях. Совершенствование товаропроводящих торговых систем на базе концепции логистики.

2. Экономические основы функционирования производственной логистической системы.

Внутрипроизводственная специализация и кооперирование производства как основа внедрения логистического управления. Производственные издержки и экономические отношения в производственной логистической подсистеме. Экономическая оценка эффективности ускорения движения материального потока в производственной логистической подсистеме

3. Анализ и организация вовлечения в производство вторичных материальных ресурсов.

Использование вторичных материальных ресурсов как резерв снижения себестоимости и повышения эффективности работы предприятия. Методы анализа и показатели использования «отходов» в дальнейшем производстве. Перспективные безотходные технологии. Практика российских предприятий по использованию вторичных материальных ресурсов в производстве. )

4. Логистика в сфере услуг.

Особенности сферы услуг, обуславливающие применение логистического подхода. Виды и объекты логистического обслуживания, основные функции логистики в сфере услуг . Практика внедрения логистических принципов в деятельность российских предприятий в сфере услуг.

5. Логистические потоки оптовых баз.

Особенности функционирования оптовых баз. Логистический взгляд на оптовый склад. Оптовый склад с точки зрения макро и микрологистики. Критерии управления взаимосвязанными потоковыми процессами. Программы управления логистическими потоками на оптовых базах: теория и практика.

6. Развитие логистики запасов в организации.

Проблемы управления запасами, основные понятия и товарная политика фирм. Типы запасов и критерии их оптимизации. Системы управления запасами. Примеры расчета некоторых параметров систем управления запасами в конкретной организации.

7. Упаковка товара и ее назначение с точки зрения логистики

Упаковка как элемент логистической системы. Классификация упаковки. Функции упаковки товара с точки зрения маркетинга и логистики. Прошлое, настоящее и будущее упаковки как элемента логистической системы.

8. «Толкающие» логистические системы управления производством

Основные виды, общие черты, особенности и условия функционирования «толкающих» логистических систем управления производством. Алгоритм работы логистических систем МРП 1, МРП 2. Практика применение «толкающих» систем.

9. «Тянущие» логистические системы управления производством

Основные виды, общие черты, особенности и условия функционирования «тянущих» логистических систем управления производством. Принцип работы логистических систем «точно в срок». Организация работы системы «Канбан». Практика применение «тянущих» систем.

10. Правовые основы логистики

Функционирование логистических систем на основе договорных отношений. Документальное оформление логистических операций: основные документы, имеющие юридическую силу. Практика решения споров в логистической сфере через арбитражный суд. (правовые журналы и журналы по арбитражному процессу)

Для ЭМЗ 404

1. Материалообеспечение промышленных предприятий

Коммерческая деятельность предприятия по материально-техническому обеспечению. Материально-технические ресурсы, их классификация и улучшение использования. Определение потребности в материальных ресурсах. Исследование рынка материальных ресурсов и экономическое обоснование стратегии материального обеспечения предприятия.

2. Теория и практика использования тарифов в логистической системе

Экономическая сущность и формирование грузовых тарифов. Действующая система грузовых тарифов на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте: проблемы и перспективы.

3. Применение логистического подхода в разных сферах общественной жизни

Логистика домашнего хозяйства. Управление потоками трудовых ресурсов с точки зрения макро и микрологистики. Логистика миграционных процессов. Оптимизация потоковых процессов при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

4. Планирование объема материалопотока в организации

Формирование и изучение материалопотока: основные показатели и факторы, влияющие на изменение материалопотока. Некоторые показатели оценки спроса на материалопоток. Основные методы прогнозирования товарооборота и объема материалопотока и их применение на примере конкретной организации.

5. Логистический персонал на современном предприятии

Логистика как наука и сфера профессиональной деятельности. Требования к логистическому менеджменту на современном предприятии. Подготовка в российских вузах специалистов в области логистики: проблемы и перспективы

6. Организация логистического управления

Управление фирмой на основе концепции логистики. Механизм межфункциональной координации управления материальными потоками. Контроллинг в логистических системах . Структуры фирм и организация управления логистикой в них. Логистическая стратегия в области продвижения продукции.

7. Проблемы логистики на современном этапе развития

Предпосылки развития логистики в российской экономике. Необходимость государственного регулирования логистической деятельности. Неразвитость инфраструктуры и недостаточность технического обеспечения для эффективного функционирования логистических систем на российских предприятиях.

8. Анализ структуры логистических издержек предприятия

Цель логистики: минимизация совокупных логистических издержек предприятия. Виды логистических издержек и их доля в совокупных издержках управления потоковыми процессами. Методы оценки логистических издержек предприятия. Калькуляция логистических издержек на основе миссий сферы логистики.

9. Интеграция как перспектива развития логистики

Глобальная логистика.. Интеграция организаций России в мировую логистическую сеть. Вступление России в ВТО: за и против. Выгоды от логистической интеграции.

10. Логистика торгово-посреднической деятельности

Виды посредников и их отличительные особенности. Логистические функции торговых посредников, выгоды от использования их услуг. Выбор логистического канала и логистической цепи. Организация работы, мотивирование и контроль посреднической деятельности, основанные на принципах и правилах логистики. Практика использования торговых посредников российскими предприятиями для оптимизации потоковых процессов.

    • Предлагаемые практические ситуации по логистике для аналитической части курсовой работы (выбирать в соответствии с темой работы)
      • Кейс по теме «Обеспечение качества логистических операций» 15
      • Кейсы по теме «Организация логистической деятельности» 19
      • Кейс №1. 19
      • Кейс №2. 22
      • Кейс №3. 25
      • Кейс №4. 27
      • Кейс №5. 29
      • Кейс №6. 30
      • Кейс №7. 31
      • Кейс №8. 33
      • Кейсы по теме «Провайдеры логистики» 34
      • Кейс № 1 34
      • Кейс №2. 35
      • Кейсы по теме «Информационные потоки в логистике» 37
      • Кейс №1. 37
      • Кейс №2. 38
      • Кейс 39
      • по теме «Глобализация логистики» 39
      • Кейсы по теме «Стратегия логистики» 41
      • Кейс №1. 41
      • Кейс №2. 42
      • Кейсы по теме «Управление транспортной логистикой при морских перевозках» 43
      • Кейс №1. 43
      • Кейс №2. 44
      • Кейс №3. 45
      • Кейс №4. 46
      • Кейсы по теме «Управление транспортной логистикой при железнодорожных перевозках» 47
      • Кейс №1. 47
      • Кейс №2. 48
      • Кейс 49
      • по теме «Управление транспортной логистикой при автомобильных перевозках» 49
Кейс по теме «Обеспечение качества логистических операций»

В середине 90-х годов компания «Проктер энд Гембл» пересмотрела свои отношения с клиентами. Дело в том, что компания понесла убытки в связи с затратами из-за разнобоя в учете и исполнении заказов. Компания затратила более 250 млн долл. на упрощение системы поставки товаров в оптовую и розничную сеть.

В настоящее время система взаимоотношений компании с оптовыми и мелкооптовыми торговцами строится на следующих принципах. Компании, которые закупали шампунь и косметику, получали скидку 2%, если оплата за товар производилась в течение 30 дней после отгрузки со складов «Проктер энд Гембл». Компании, которые закупали мыло, пищевые масла разных наименований и полуфабрикаты для приготовления кондитерских изделий, получали скидку 2%, если оплата произведена в течение 10 дней после отгрузки. Скидку 2% в случае оплаты в 15-дневный срок получали компании, закупающие бумажные изделия (салфетки, полотенца).

По новой системе различий по категориям товаров не будет. Все закупщики получают скидку 2% при оплате счетов «Проктер энд Гембл» в течение 19 дней после поставки. Единственным исключением стали товары парфюмерии, на которые давались скидки по старой системе. По новому плану срок оплаты счетов «Проктер энд Гембл» отсчитывается с момента, когда компания получила товар, т.е. с момента поступления товара, а не его отгрузки со складов «Проктер энд Гембл». Это дает возможность закупщикам выиграть несколько дней в сроке оплаты.

Компания «Проктер энд Гембл» решила ввести систему, которая стимулировала бы закупки товаров полными автомобильными партиями.

Смысл ранее действующей системы был в том, что оптовики^ могли закупать товары полными или частичными автомобильными партиями в зависимости от своих нужд. Однако при этом они вынуждены были заказывать товар только одного наименования независимо от того, была это полная автомобильная отправка или нет. Так, оптовик, закупающий порошок «Тайд» неполной автомобильной партией, не мог сгруппировать груз (порошок) с другим товаром «Проктер энд Гембл», например с кофе «Фолджерс». В результате многие оптовики закупали целые партии товара впрок (автомобильными партиями), не испытывая в этом особой нужды, а на складах «Проктер энд Гембл» один товар заканчивался раньше, чем другие.

По новой системе оптовикам разрешается группировать товары до полных автомобильных партий в какой угодно компоновке. В то же время они могут, если в этом есть нужда, заказывать полную или частичную автомобильную отправку товара одного наименования. Мелкие оптовики и закупщики могут объединяться и группировать свой товар в рамках одной автомобильной отправки, но при этом автомобильный тариф для них несколько увеличивается.

Задание. Выскажите ваше мнение по существу действий компании «Проктер энд Гембл» по улучшению взаимоотношений с клиентами (оптовыми закупочными компаниями).

Кейсы по теме «Материальные потоки в логистике»

Кейс №1

Компания «Р. Инвестмент Групп» работает в России с 1990 г. Это большая (по российским меркам) группа компаний, в которую входит 23 фирмы. Основной вид деятельности -- ведение ресторанного бизнеса. Одним из крупных участников группы является 000 «Стикс», владеющее 14 ресторанами быстрого питания в Москве и одним рестораном в Минске. Для обеспечения функционирования сети своих ресторанов компания «Стикс» пользуется услугами двух предприятий -- провайдеров логистики: ЗАО «Борг» и 000 «Панта».

Компания «Борг» осуществляет доставку в рестораны «Стикс» импортных продуктов питания, закупаемых ее представительствами за рубежом, в частности в Германии, Франции, Австрии, Испании и некоторых других странах.

Действует компания следующим образом. Заказы от всех ресторанов, магазинов, кулинарий и т. д. собираются в московском офисе, обрабатываются и передаются в соответствующие зарубежные представительства, которые осуществляют необходимые закупки продуктов и материалов. Затем автотранспорт компании «Борг» доставляет их в Москву. Базис поставки, применяемый при автоперевозках продуктов питания и материалов в Москву, -- «DDU склад компании «Борг».

В дальнейшем поставки осуществляются со складов всем потребителям. В частности, в рестораны «Стикс» продукты доставляются собственным автотранспортом компании «Борг» по согласованному сторонами графику и по маршрутам, разработанным компанией. По Москве доставка в рестораны «Стикс» ежедневно осуществляется пятью автомобилями. (Одна машина всегда остается в запасе для срочного использования в случае поломки основного транспорта.)

Продукты питания российского происхождения в сеть ресторанов «Стикс» поставляет 000 «Панта», которое помимо логистической деятельности обрабатывает некоторые продукты (соление, маринование, очистка). «Панта» доставляет продукты питания от поставщиков на свои склады, осуществляет их обработку (если в этом есть необходимость), хранение и последующую доставку в рестораны «Стикс».

Продукты питания в рестораны «Стикс» доставляются пятью автомобилями компании «Панта» по согласованному графику и по маршрутам, установленным компанией.

Система поставки продуктов питания в сеть ресторанов «Стикс» в целом работает слаженно, однако можно констатировать, что:

1. ежедневно по одним и тем же маршрутам (по крайней мере имея в виду конечную точку маршрутов) курсирует 10 автомобилей, работа которых не координируется;

2. при сбое в доставке продуктов в ресторанную сеть все рестораны «Стикс» могут остаться без необходимых продуктов и вынуждены будут в пожарном порядке производить закупку продуктов «на стороне»;

3. все продукты питания сначала поступают на центральный склад фирмы «Борг» в Москве, а затем развозятся по Москве и в Минск, хотя, доставляя продукты питания из стран Западной Европы, автомобили проходят через Белоруссию.

Задание. Дайте свои предложения по совершенствованию логистического обслуживания ресторанной сети «Стикс».

Кейс № 2

Российская компания занимается поставками на рынок галантерейной продукции импортного производства. Поставки осуществляются из стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии.

Товары из Западной Европы доставляются автомобильным и воздушным транспортом. Исполнителем контрактов по доставке выступает французская экспедиторская компания. Товары из Юго-Восточной Азии поступают морем в Ригу, далее отгружаются из порта в адрес фирмы латвийским экспедитором. Базис поставки при морской перевозке -- СИФ Рига.

Выбором маршрутов доставки, использованием тех или иных видов транспорта, определением базисов поставок занимаются названные экспедиторские компании. Однако российская компания при исполнении своих контрактов экспедиторами ставит последним условие: совокупные расходы по доставке не должны превышать определенный процент от конечной цены товара в пункте назначения. Если указанный процент увеличивается, то компания требует от экспедиторов снижения издержек, в частности, организовать доставку товара навалом с последующей организацией упаковочных работ в России. Может потребовать также отказаться от дорогого воздушного транспорта и использовать его только при перевозке срочных грузов, подверженных конъюнктурным колебаниям (с точки зрения попадания в сезонные изменения моды). Такой товар довольно капризен, и прогнозы его продажи часто не оправдываются. Это приводит к необходимости срочно корректировать схему размещения заказов.

Товары из Юго-Восточной Азии, как правило, менее подвержены колебаниям спроса и потому их доставляют крупными партиями. Грузы в Ригу поступают в контейнерах. В Риге контейнеры расформировываются, а груз отправляется железнодорожным транспортом в Москву.

В Москву товары поступают на собственный склад компании. Основными клиентами являются небольшие магазины и отделы универмагов в Москве и других регионах России. Как правило, клиенты забирают товар 2--3 раза в месяц, присылая свой автотранспорт, т.е. самовывозом. Собственного автотранспорта компания не имеет, поэтому для доставки партий товара крупным клиентам (сети магазинов, дилерам и т. д.) пользуется автотранспортом профессиональных перевозчиков.

При организации складских операций особое внимание компания уделяет сортировке и маркировке товаров. Каждому наименованию присваивается код, товары разбиты на группы, каждая имеет свое определенное место на складе. При переходе на метод штрих-кодирования удалось сократить время выполнения заказов покупателей на 60%.

Отдела логистики в компании нет. Контролирует отгрузку товаров по Москве менеджер по продажам. В его обязанности также входит составление заказов поставщикам, выбор способов доставки товара в Москву, таможенная очистка.

По мнению компании, в области логистики самой большой проблемой является вопрос соотношения скорости и цены доставки. Эта проблема вытекает из того, что планировать спрос на подобного рода товар достаточно трудно. Кроме того, высокая норма прибыли на эту группу товаров не позволяет судить о логистических расходах конкурентов. Рыночные наценки конъюнктурного характера так высоки, что невозможно реально оценить их расходы по доставке аналогичных товаров.

Задание. Оцените практику построения каналов распределения фирмой. Дайте свои предложения о возможных путях их совершенствования.

Кейсы по теме «Организация логистической деятельности»

Кейс №1

Организация логистической деятельности в российском филиале компании «Ив Роше» -- «Ив Роше Восток»

«Ив Роше Восток» является дочерним филиалом французской парфюмерно-косметической компании, основное производство которой расположено на севере Франции. Отличительной особенностью продукции марки «И.Р.» является ее изготовление на основе растительных компонентов.

Товар, поставляемый в Россию, относится к французской языковой группе, т.е. вся информация о товаре на этапе производства наносится на французском языке. Адаптация к продаже на российском рынке (печать наклеек на русском языке и этикеток) производится на складе 000 «И.Р. Восток».

Схема поставки продукции

Планирование производства во Франции осуществляется на основе централизованного заказа продукции исходя из потребностей всех филиалов компании, относящихся к одной языковой группе. Российский филиал условно относится к франкоязычной группе. Всего тот или иной товар производится два раза в месяц. Корневой каталог системы запросов на поставки затрагивает следующие вопросы:

-- резервирование поставок по объемам;

-- подтверждение доставки;

-- состояние по подготовке отгрузок;

-- отслеживание доставки по получателям;

-- прогнозы поставок на пять недель;

-- список поставок в заданный период времени;

-- список всех поставок по получателям;

-- сравнение зарезервированных к поставке объемов с поставленными объемами и с недопоставками.

Каталог запросов на данный товар содержит следующую информацию:

-- общие данные;

-- товарный прогноз;

-- товарный запас по дистрибьюторским центрам;

-- товарный запас по заводам;

-- планы отгрузок с заводов;

-- поиск товара, аналогичного запрашиваемому.

В соответствии с компьютерной системой фирмы «Ив Роше» ВС Франции каждый филиал компании, включая российский, должен посылать еженедельно (в конце недели, в пятницу) в систему следующие данные:

-- текущий уровень товарного запаса по каждому артикулу товара;

-- количество заказываемого товара;

-- количество зарезервированного заказчиком товара (равное или меньшее количеству заказываемого товара -- в случае отсутствия товара на складе);

-- количество отгруженного товара за прошедший период (одна неделя);

-- прогнозы продаж на 30 недель по неделям.

В систему вносится также информация об общем времени доставки товара с завода изготовителя до дистрибьюторского склада филиала (в данном случае в России).

В случае России это:

-- одна неделя на обработку заказа, на отгрузку товара с завода на транзитный склад «И.Р.», расположенный недалеко от места производства, в Пиприаке (Франция);

-- одна неделя на консолидирование грузов, поступающих для данного филиала, кондиционирование груза, подготовка транспортных документов и отгрузка;

-- от одной недели до десяти дней -- время транспортировки из Франции с транзитного склада до дистрибьюторского склада в российском филиале (Московская область);

-- от одного до трех дней на таможенную очистку товара;

-- три дня на приемку товара на складе в России, включая поштучный его пересчет и переклейку этикеток, составление приемного акта и передачу его в головной офис российского филиала для введения в бухгалтерскую систему.

Итого четыре недели.

Информационной системе в центре, во Франции, задается оптимальный уровень товарных запасов для данного филиала (в том числе и российского). В настоящее время он составляет пять недель продаж и включает все товары, находящиеся в системе с момента отгрузки филиалу французским заводом.

Важным параметром системы, который задается для каждого артикула (наименования) товара, является его минимальное количество, которое завод отгружает в адрес филиала, как только система выдает рекомендацию о пополнении товарных запасов. При этом завод отгружает в адрес филиала партию товара (как только система констатирует малейший его дефицит), равную минимальному количеству товара, заданному в системе.

Система распределения товара

Используемая предприятием система сбыта имеет всего один распределительный центр -- дистрибьюторский склад фирмы, с которого осуществляется отгрузка товара всем заказчикам.

Склад расположен в Московской области, что позволяет без затруднений осуществлять завоз или вывоз товара как маленькими фургонами, так и большими трейлерами. Рядом со складом расположены таможенные посты Московской региональной таможни и Центральной акцизной таможни. Это позволяет оперативно производить таможенную очистку грузов, поступающих в адрес «И.Р. Восток». Продукция и различного рода материалы рекламного характера растамаживаются на посту Московской региональной таможни. Мебель, поступающая из Франции для оборудования фирменных магазинов, -- на таможенном посту Центральной акцизной таможни. 95% всех поступлений грузов проходит таможенную очистку «с колес».

Общая площадь склада составляет 2500 м2. Тип хранения -- стеллажный в четыре яруса. Первые два яруса оборудованы под зону пикинга, в которой на всем протяжении склада осуществляется поштучный подбор товара. Подготовка части заказа, содержащей количество товара, кратное стандартному, содержащемуся в одной баркетке (коробке), подбирается с третьего и четвертого уровня стеллажей. Эти же уровни используются для хранения товара. После подборки заказа в специальной контрольной зоне осуществляется проверка правильности подборки заказа с одновременной его упаковкой для транспортировки. Перед отправкой склад формирует товарно-транспортную накладную, содержащую окончательные данные по товару, подготовленному к отгрузке, и отправляет ее по электронной почте в центральный офис. Центральный офис формирует счет-фактуру и передает ее на склад. Таким образом, товар отгружается по счету-фактуре.

Доставка товара с дистрибьюторского склада франчайзинговым партнерам осуществляется на условиях самовывоза. Доставка товаров в магазины российского филиала осуществляется арендованным транспортом.

Такая распределительная система не отвечает многим логистическим принципам, на которых должны строиться системы распределения с точки зрения оптимизации потоков, т.е. эта система не способствует максимизации прибыли предприятия. Система с одним распределительным центром имеет (по крайней мере в описанном случае) как положительные, так и отрицательные стороны.

Задание. На основании данной информации укажите два-три положительных и отрицательных момента функционирования действующей системы. Дайте свои предложения по оптимизации схем доставки и распределения товаров «И.Р. Восток».

Кейс №2

Организация логистической деятельности при производстве керамического кирпича в 000 «Л-Пермь»

Производство керамического кирпича (ПКК) является самостоятельным хозрасчетным структурным подразделением 000 «Л-Пермь» (Л-П), который, в свою очередь, входит в вертикально интегрированную крупную нефтяную компанию. Кроме ПКК, в систему Л-П входят следующие структурные подразделения:

-- топливное производство;

-- производство масел;

-- производство кокса и нефтебитума;

-- управление материально-технического обеспечения (УМТО);

-- подсобное хозяйство и профилакторий. В логистическую систему ПКК в качестве основных входят следующие операции:

-- планирование поставок сырья и других необходимых для производства материалов;

-- анализ и выбор поставщиков;

-- документальное оформление закупаемой продукции;

-- транспортировка;

-- складирование и хранение;

-- погрузо-разгрузочные работы;

-- входной контроль качества;

-- упаковочные и маркировочные работы;

-- управление товарными запасами.

Управлением доставкой сырья, материалов и оборудования на ПКК занимаются горнотранспортный цех и коммерческий отдел в зависимости от того, что поставляется на предприятие.

Горнотранспортный цех, действуя в соответствии с утвержденным в Пермской области Планом развития горных работ, осуществляет добычу глины на Каменском месторождении кирпичных глин, принадлежащем ПКК, и ее доставку до открытых глинозапасников (в которых глина хранится в течение 1-1,5 года с целью гомогенизации), проведение контроля качества сырья, транспортировку глины в заводской закрытый глинозапасник.

Исходя из специфики производства керамического кирпича при поставке сырья на ПКК построена логистическая система с прямыми связями, при которой материальный поток (в данном случае речь идет о поставках сырья на ПКК) доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.

Обеспечением доставки других товарно-материальных ценностей на ПКК занимается коммерческий отдел при взаимодействии с Управлением материально-технического обеспечения (УМТО) Л-П, в котором действуют Отдел закупок и Отдел запасов.

УМТО разработало стандарт, составленный на основе международных стандартов серии 130-9001. Оценка и выбор поставщиков осуществляется на основе их способности выполнить требования договора на поставку, включая требования к качеству поставляемых материалов и оборудования. Перечень одобренных поставщиков по видам закупаемых материалов и оборудования оформляется в виде конкурентных карт, утверждаемых в УМТО.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека