Модели и методы социального управления
Министерство образования и науки РФ
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра «Экономики труда и управления персоналом»
Контрольная работа
По дисциплине «Социология управления»
Вариант работы № 3 «Модели и методы социального управления»
Исполнитель:
Дегтева Мария Игоревна
Факультет:«М и М»
Спец - ть:« Г и МУ»
Группа: 517
№ з./ кн 04МГБ01586
Пр - тель:
Кохова Ирина Владимировна
Москва - 2009
Содержание
Введение
Организационные структуры управления и типы этих структур
Объекты и субъекты социального управления
Методы управления, их использование в управлении социальными процессами
Совершенствование методов социального управления
Заключение
Список литературы
Введение
Известно, что обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций в решении любой задачи находится в прямой зависимости от правильного понимания явлений и процессов более общего характера, от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Поэтому, данная работа посвящена рассмотрению моделей и методов социального управления.
В данной работе, говоря о методах и моделях социального управления, мы рассмотрим общее понятие о методах и моделях, существующих в теории и практике социологии управления. Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и ориентироваться на модели, наиболее точно отражающие существующую ситуацию. и, стало быть, их выбирать, разрабатывать и совершенствовать.
Данная работа выполнена на компьютере в программной среде Windows версии XP Professional, с использованием программных пакетов Microsoft Word и Microsoft Excel.
Организационные структуры управления и типы этих структур
Социальная система - это структурное целостное образование, основные элементы которого - люди, их взаимодействие, связи и взаимоотношения.
Специфика социальных систем состоит в следующих аспектах:
Иерархичность построения. Это порядок соподчинения, соотношение целого и частей, свойства самоорганизации.
Целостность - состояние единого и целого
Интеграция - проникновение элементов друг в друга и создание единого целого
Системный эффект качества, т.е. суммарный эффект действия всей системы. Он не равен сумме действий ее отдельно взятых элементов, он обычно больше.
Социальная система и все ее элементы связаны с внешней средой (она формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии с внешней средой)
Социальная система, как и любая другая система вообще, требует управления. Социальное управление в общественных системах не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными проблемами. В разработке социальных планов и реализации процессов социального управления участвуют три стороны: власть (три ее ветви), общество (политические институты) и население (социально-профессиональные объединения граждан, организации и т.п.).
Любая система, в т.ч. и социальная, имеет свою структуру.
Структура - это внутреннее строение целостного объекта. Социальная структура общества - это совокупность социальных групп. Она отражает состав и связи элементов целого. Поведение объекта зависит не столько и не только от числа его элементов, сколько от количества и разнообразия связей между ними. Под организационной структурой управления понимают обычно структуру управляющей системы, в экономическом субъекте - состав и связи подразделений и должностей аппарата управления.
Формирование организационной структуры организационного управления начинается с постановки целей. Затем формируются функции социального управления. Необходимо также сразу позаботиться о механизме подстройки к новым задачам. Другое требование - устойчивость организационного механизма, позволяющего исполнителям профессионально освоить их рабочие функции и задачи. Например, если кампания разрабатывает программу для решения корпоративных социальных задач, то создается соответствующая организационная структура управления такими социальными программами, как:
Развитие персонала
Охрана здоровья и безопасность условий труда
Природоохранная деятельность и ресурсосбережения
Развитие местного сообщества
Добросовестная деловая практика
Социально ответственная реструктуризация и др.
Каждая программа включает в себя комплексы социально значимых задач и социальных условий их исполнения.
Для разработки организационной модели социального программного управления необходимо ответить на четыре вопроса:
Каковы социальные цели и результаты программ управления;
Необходимы ли изменения в существующих отношениях, делегировании прав и обязанностей для достижения целей;
Нужны ли изменения в действующих рабочих процедурах, и какие;
Как будет оцениваться и контролироваться осуществление и использование программных результатов.
Типы организационных структур социального управления:
Формальная
Регламентирована в различных организационно - распорядительных документах (структура и штатная численность сотрудников, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др.) Данная структура никогда не объясняет полностью и не определяет поведение людей.
Бюрократическая
Тип организации с сильно формализованной структурой. Отличительные черты:
- жестко регламентированные правила и положения (в процессе работы проявление инициативы возможно только в рамках установленных «от» и «до»);
- строгая субординация;
- иерархия не персонифицированных должностей и т.п.
Неформальная
Отражает взаимоотношения между группами и людьми, выполняющие свои роли и функции в иерархии управления. Здесь имеют значение мотивы взаимного уважения, сотрудничества, сходства систем ценностей индивидов, социально значимых параметров. Огромную роль в неформальной структуре и в обеспечении ее единства с целями формальной организации играют коллегиальные органы.
Иерархические структуры (адаптивные):
Функциональная структура
Применяют в условиях:
- относительно ограниченная номенклатура продукции;
- неизменные технологии;
- стабильный спрос;
- относительно низкий уровень конкуренции;
- массовое производство;
- стабильная внутренняя социальная среда;
- прогнозируемые социальные процессы и явления
Эффективна, пока руководство способно осуществлять межфункциональную координацию и контроль. Ее недостатки заключаются в неэффективности в условиях динамичной и агрессивной социальной и рыночной среды, быстрой сменой различных событий, требующих адекватной реакции управления.
Дивизионные структуры
Применяют в условиях:
- активного развития номенклатуры социальных услуг, продукции;
- многофункциональности действий;
- рыночного многообразия;
Эффективна, если выгода от реализации социальных услуг (продукции) превышает издержки от дублирования функций. Социально эффективна, если социальный результат от работ и продукта социально значим, и удовлетворяет потребителя.
Институциональные аспекты управляющей системы:
Связаны с поддержанием устойчивости форм социальной практики по удовлетворению определенных социальных потребностей;
Основываются на совокупности ценностей и норм в обществе, социальных группах (например - ценностей и норм организационной культуры)
Выполняют функции поддержания целостности социальных ролей и статусов, соответствующих им нормативных (правовых, моральных, ритуальных) и организационных условий
Для достижения этих целей важную роль играет профессиональная подготовка и повышение квалификации управленческих кадров. Научить состраданию и любви к человеку нельзя, но без развитого чувства сопереживания ближнему невозможно осуществить реально социальнозначимые цели социальной политики ни в обществе, ни в организации. Все же, как показывает практика, в социальных организациях, где обеспечивается забота о подборе руководящих кадров и их систематическом обучении, качество социального управления становится выше.
Объекты и субъекты социального управления
Социология - от латинского societas (общество) и греческого logos (учение), т.е. наука об обществе.
Объектом социального управления являются - наиболее общие законы и движущие силы деятельности социальных общностей.
- это социальное управление, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей. Это и реальные процессы социального управления, и каким образом оно осуществляется и достигает поставленных целей.
- это социальная сфера общественной жизни.
Социальная сфера общественной жизни - это сфера взаимоотношений между людьми, социальными группами, национальными общностями по поводу условий их жизнедеятельности. В широком смысле - это сфера обеспечения условий и форм существования людей. В узком смысле - это та часть экономики и политики, которая непосредственно относится к удовлетворению личных потребностей и интересов людей в сфере занятости и условий труда, в обеспечении здоровья, питания, жилищном и имущественном обеспечении, социальном обеспечении, охране окружающей среды.
Субъект социального управления - это должностные лица, организации и социальные институты, которые занимаются разработкой решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и организацией управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений.
Методы управления, их использование в управлении социальными процессами
В практической жизни методы социального управления, в основном, соответствуют методам управления персоналом при соблюдении условия обязательного учета социальных последствий принимаемых решений, их влияния на жизнедеятельность людей.
Специфика подхода к управленческой деятельности с позиции социологии управления состоит в следующем: социология управления исследует социальные изменения и социальные отношения, социальные взаимодействия, поведение людей в системах и процессах управления. Т.е. социология управления позволяет увидеть управление глазами социолога. Это, в частности, означает, что для обеспечения стабильности процессов управления, предупреждения конфликтов в трудовом коллективе, устранения возможного антагонизма между управляющими и управляемыми, для обеспечения единства целей производственного и социального управления необходимо:
рассматривать управление с точки зрения:
а) социальных критериев;
б) анализировать социальные последствия принимаемых решений и их влияние на жизнедеятельность людей, их интересы, потребности, мнения;
2) подходить к изучению системы управления с позиции социального анализа, учитывая:
а) взаимоотношения между людьми при выполнении ими определенных функций;
б) ответственность и исполнительность, дисциплину и результативность труда как отражение определенных отношений, которые возникают в процессе управления;
в) влияние управления на подбор, расстановку персонала организации, на создание необходимых условий трудовой деятельности;
3) изучать управление со стороны внутригруппового регулирования и социальной самоорганизации в отдельных социальных группах, трудовом коллективе в целом, для чего необходимо анализировать:
а) отношения «руководство-подчинение»;
б) социальную структуру организации во взаимосвязи формальной и неформальной структуры, социальные роли и статусы в процессе управления;
в) организационную культуру;
г) организационные конфликты;
д) реальное место индивидуальных, индивидуально-коллективных мотивов, потребностей и интересов в системе управления, учитывать возможности их реализации.
Методы социального управления персоналом показаны в таблице 1.
Таблица № 1 «Методы социального управления»
|
Методы социального управления | |
Административные | Социально - экономические | Социально - психологические | |
Формирование структуры органов управления | Социально - экономический анализ | Социально-психологический анализ | |
Утверждение административных норм инормативов | Социально-экономическое обоснование | Социально-психологическое планирование | |
Правовое регулирование | Социально-экономическое планирование | Создание творческой атмосферы | |
Издание приказов, указаний и распоряжений | Экономическое стимулирование | Участие работников в управлении | |
Инструктирование | Мотивация трудовой деятельности | Социальное и моральное стимулирование | |
| Оплата труда | Удовлетворение культурных и духовных потребностей | |
Отбор, подбор и расстановка кадров | капиталовложения в человеческий капитал | | |
| Участие персонала в капитале и прибылях | Формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата | |
Разработка положений, стандартов и должностных инструкций | Участие персонала в собствености | Установление социальных норм поведения | |
| Налогооблажение | | |
Разработка другой регламентирующей документации | установление экономических норм и нормативов | Развитие у работников инициативы и ответственности | |
| страхование | | |
установление административных санкций и поощрений | Установление материальных санций и поощрений | Установление моральных санкций и поощрений | |
|
Административные методы носят прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.
Социально-экономические методы - это элементы механизма, с помощью которого обеспечивается социально-экономическое развитие организации. Важнейший метод - социально-экономический анализ и планирование, которое объединяет, по существу, все другие методы этой группы. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты деятельности организации в виде совокупности показателей, установленных в плане социально - экономического развития коллектива.
Социально-психологические методы основаны на активации социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.д.). Специфика этих методов состоит в активном использовании неформальных факторов, интересов личности, социальных группы, общности в процессе управления.
С социологической точки зрения главным при применении этих методов является степень их влияния на социальные компоненты: статус, положение, роль индивида.
Совершенствование методов социального управления
Материалы имеющихся исследований внедрения методов в практику и их совершенствования позволяют сделать вывод о влиянии на этот процесс множества факторов. Представить воздействие основных факторов на применение и совершенствование методов деятельности можем в виде системы (рис. 1).
Рис. 1 «Взаимодействие факторов социального управления»
В различных условиях на деятельность персонала действует система взаимосвязанных и взаимозависимых факторов:
человеческий фактор (ЧФ);
информационный фактор (ИФ);
фактор средств труда (ФСТ);
группа системных факторов (СФ). Состав факторов представлен на рис2 .
Человеческий фактор
Человеческий фактор представляет собой действие интеллектуальных, физических и духовных сил, проявляющихся в профессиональной и духовных сферах деятельности персонала, в готовности воспринимать и использовать подходы к совершенствованию методов деятельности.
Несмотря на большое количество литературы, посвященной человеческому фактору, нет четких рекомендаций по его учету в управленческой практике.
В основном и теоретики, и практики согласились, что человека надо мотивировать, побуждать к деятельности. Изучаются модели мотивации, разработанные в США и других странах, делаются попытки применять их на новом человеческом материале, в новых условиях. С одной стороны -- это хорошо, достижения передового опыта используются, с другой, зная, насколько отличаются системы управления персоналом в США и той же Японии (системы управления, учитывающие национальные особенности народов), применение чужого опыта желает более творческого подхода.
Следовательно, менеджер имеет общую задачу -- обеспечить совпадение целей каждого отдельного человека, группы с целями организации.
Рис. 2 «Система факторов»
Информационный фактор
Процесс управления организацией для персонала, в первую очередь, связан с переработкой информации, циркулирующей в каналах системы управления.
Менеджеру информация необходима для принятия решения. При этом решение должно быть своевременно и обоснованно.
Это требует соответствующей характеристики информации: количества и качества информации, полноты, своевременности, достоверности, точности, плотности и ценности.
Исследование практики привело к выводам о необходимости управления потоками информации. Для учета действия информационного фактора следует привести трудоемкость, ритмичность и интенсивность труда персонала управления, характеристики потоков информации в соответствие с исполняемыми функциями управления органами управления. Необходимый уровень информационного обеспечения при этом должен соответствовать структуре и цели управления.
Успешно это можно реализовать программно-целевым подходом к организации информационного обеспечения.
Фактор средств труда
Под факторным действием средств труда понимаются причины, побуждающие совершенствовать методы руководства при внедрении новой техники, механизации и автоматизации процесса управления.
Из года в год усложняющийся процесс управления закономерно приводит к созданию более совершенных образцов средств механизации и автоматизации рабочих мест, передачи, приема и обработки, хранения информации, выполнения расчетов. Это естественно приводит к необходимости совершенствовать приемы, способы и методы работы управленческого персонала.
Системные факторы
Сущность системного воздействия факторов объясняется положениями теории систем. Как отдельные элементы, объединенные в систему, придают ей новые качества, так и система факторов, действующих на персонал, приносит новые характеристики, воздействуя на используемые им методы. К системным факторам мы относим: фактор соответствия систем и научную организацию труда.
Фактор соответствия систем
Необходимость согласования двух подсистем -- управляющей и управляемой -- объясняется требованиями законов управления (закон гармонии и необходимого разнообразия). Любая организация, как бы она ни была совершенна в момент своего создания или кульминации своей деятельности, как бы она хорошо ни соответствовала своей первоначальной задаче, однажды будет нуждаться в коренной перестройке. При этом чем сложнее система, тем больше шансов в процессе ее развития столкнуться с кризисной ситуацией, с необходимостью перестройки организации.
В странах с развитой рыночной экономикой является привычным делом через 2-4 года (в зависимости от размеров фирмы) перестраивать организационную структуру в соответствии с окружающей средой, целью организации.
Научная организация управленческого труда (НОУТ)
В бывшем СССР много писалось и говорилось о научной организации труда. Теоретики марксизма-ленинизма считали (и не без основания), что построить социализм можно, опираясь на науку. Для практиков организация труда... являлась самым главным, коренным и злободневным вопросом всей общественной жизни.
Вероятно, подлинно научную организацию труда они, как и социализм у нас, не построили по причине несоответствия системы управления объявленной цели.
Управленческий труд имеет свои особенности. Они происходят из специфики процесса управления. Персонал управления участвует в создании материальных ценностей предполагаемых услуг не непосредственно, а через организацию труда других людей.
Предметом труда менеджера, специалиста управления, является информация. Трудовые затраты на ее изучение, подбор, отработку, хранение, передачу составляют до 80 % всех затрат рабочего времени. Средством управленческого труда является организационная техника. Управленческий труд состоит из множества конкретных работ (свыше 200). Эти работы, в свою очередь, делятся на операции, операции состоят из отдельных элементов. Каждая работа выполняется совокупностью приемов и способов. При должной организации последних получим более совершенный метод работы.
Научность в организации управленческого труда можно рассматривать в двух аспектах -- в статике и динамике. НОУТ в статике -- это сумма научных знаний, относящихся: к разделению труда и установлению определенных связей между участниками трудового процесса; созданию необходимых условий для высокопроизводительного труда; обеспечению требуемого квалификационного и профессионального уровня персонала; охране труда, его стимулированию, правильному сочетанию материальных и моральных стимулов труда.
НОУТ в динамике -- это процесс рационализации труда, процесс совершенствования его организации.
Осуществляется этот процесс путем внедрения новых достижений науки, техники, организационных мероприятий, способствующих достижению более высоких результатов труда при минимальных затратах и наиболее эффективных приемах, способах и методах.
НОУТ в практической деятельности -- это совокупность постоянно совершенствующихся действий организационного, экономического, социально-психологического характера, представляющих внедрение новейших достижений науки и передового опыта, с целью повышения эффективности управления.
Научная организация немыслима без поиска наиболее целесообразной организации приемов и способов достижения целей организации, так же, как и без применения и совершенствования методов управления и работы.
Таким образом, НОУТ предусматривает совершенствование методов деятельности как бы изнутри, разрабатывая, внедряя новые приемы, способы, методы решения конкретных операций, отдельных работ, решения задач извне и создавая дополнительно стимулирующую обстановку для творческого поиска.
Изучая подходы к совершенствованию методов деятельности, следует заметить, что основным и первоначальным направлением является их теоретическая обоснованность.
Замена системы управления для внедрения новых методов и повышения эффективности деятельности требует совершенствования теории. Простая реорганизация системы ничего не даст, если старая методология сохраняется. Кризисы практики управления изначально вызываются кризисом теории. Поэтому, утверждают специалисты, в настоящее время самый радикальный прием повышения эффективности управления -- замена общей теории систем.
В передовых фирмах специалисты по управлению переходят от управления производственной системой к управлению производственным процессом. При рассмотрении производства с позиций системы и ее основных элементов -- людей, техники, технологии и среды методологически и механически эксплуатация машин переносится на эксплуатацию, в первую очередь, рабочей силы. Эксплуатация людей уже давно признана малоэффективным и устаревшим методом управления.
Повышение эффективности работы организаций, улучшение качества продукции связаны с раскрепощением рабочей силы. Примером может служить японский, финский и американский подходы к решению проблемы качества.
Основу современного производства составляют эксплуатация машин, применение новейших технологий. Управление сейчас и в будущем есть процесс управления процессами. Это, в свою очередь, влечет за собой разработку и применение новых методов целесообразной деятельности.
Заключение
Социальная сфера общественной жизни - это сфера взаимоотношений между людьми, социальными группами, национальными общностями по поводу условий их жизнедеятельности. В широком смысле - это сфера обеспечения условий и форм существования людей. В узком смысле - это та часть экономики и политики, которая непосредственно относится к удовлетворению личных потребностей и интересов людей в сфере занятости и условий труда, в обеспечении здоровья, питания, жилищном и имущественном обеспечении, социальном обеспечении, охране окружающей среды.
Социальная система, как и любая другая система вообще, требует управления. Управление должно быть научнообоснованным, иметь под собой методологическую основу. В практической жизни методы социального управления, в основном, соответствуют методам управления персоналом при соблюдении условия обязательного учета социальных последствий принимаемых решений, их влияния на жизнедеятельность людей.
Изучая подходы к совершенствованию методов деятельности основным и первоначальным направлением является их теоретическая обоснованность.
Список литературы
1. Компьютерные обучающие программы, ВЗФЭИ, Москва, 2008;
2. Методы управления. Учебное пособие/ В. М. Колпаков - М: ЮНИТИ, 2003
3. «Социология управления», лекции, Кохова И.В., кандидат экономических наук, ст. преподаватель ВЗФЭИ, Москва, 2009;
4. Социальное управление. Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов,В.И. Патрушев -- М.: Высш. шк., 2001