Неантагонистическое сотрудничество. Организация выступления
Практическая работа
Ситуационная задача 1
Как Вы считаете, возможно ли в трудовых коллективах в нашей стране неантагонистическое сотрудничество? Какими факторами обусловлено господство этого типа взаимоотношений? При каких условиях работы трудового коллектива возникновение антагонизма между его членами маловероятно?
Ответ. Чаще всего антагонизм порождается руководителями коллективов, которые из-за неразвитости в России рыночных отношений ведут себя как временщики, основная задача которых - как можно больше взять себе от предприятия. Неантагонистическое сотрудничество на российских предприятиях возможно при формировании коллективов, наиболее схожих по возрастным категориям, а также в небольших коллективах, где вероятность соперничества и установления «семейных» отношений гораздо выше. Однако при наборе в компанию людей лишь одной возрастной группы теряется возможность применения опыта более старшего поколения или новых идей молодежи.
Основными факторами, по которым имеет место быть антагонистическое сотрудничество, являются:
1. Разный уровень компетентности. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от имеющегося у них опыта. Разногласия в сфере профессиональной часто мешают установлению дружеских, приятельских отношений в коллективе.
2. В современных условиях жестко сказывается нехватка времени. Рабочий день рядового менеджера обычно достаточно загружен, работник весь «посвящает» себя только работе, чтобы заработать как можно больше средств к существованию себя и своей семьи. Последствием этого часто становится элементарная нехватка времени, невозможность (и порой) нежелание общения с коллегами за пределами офиса.
3. Часто сами руководители не пытаются отслеживать межличностные отношения в своих коллективах, не подают примеры для своих работников.
Для устранения антагонистического сотрудничества и перехода от него на сплоченный дружный «семейный» коллектив, необходимо, чтобы каждый сотрудник, приходя в компанию, осознавал свою важность для компании и четко знал цели компании. Во многих компаниях недостаточно много времени уделяют вопросам адаптации новичков, особенно психологической адаптации и взаимоотношению с другими членами коллектива.
Корпоративные выезды, совместные обеды и т.п. практически в любом случае повышают сплоченность коллективов, дают возможность ближе узнать друг друга. Но, безусловно, без участия руководителя, сложно добиться положительных результатов.
Ситуационная задача 2
Как Вам следует организовать свое выступление, чтобы добиться доброжелательного отношения, поддержки и положительного решения вопроса?
Ответ. Необходимо как можно меньше использовать цифры, данные, стоит приблизить выступление к беседе, по возможности разбавить долей юмора. Стоит позаботиться о «шпаргалках», в которых будут тезисно отражены основные вопросы по данному делу. Это сэкономит время как Ваше, так и других слушателей. Стоит ограничиться 5-10 минутами - время, в течение которого человек может слушать не отвлекаясь. Необходимо стараться избегать сложных профессиональных и иных терминов, иностранных слов, требующих перевода и разъяснения. Главным врагом в данной ситуации может стать монотонность выступления. Ее ни в коем случае не должно быть. Желательно использовать раздаточный материал, который поможет лучшему восприятию информации.