Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Оценка и анализ рисков

Оценка и анализ рисков

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирский Государственный Технологический

Университет»

Лесосибирский филиал

Кафедра экономики и управления на предприятии

Контрольная работа

По дисциплине «Оценка и анализ рисков»

(КнР ЭиУП 000000.068)

Проверил:

Мордвинов С.В.

Выполнил:

студент группы 71- 6

Норева Е.В.

Лесосибирск 2011

Содержание

1. Назовите основные виды страхования и их особенности

1.1 Понятие страхования

1.2 Организация страхования

1.3 Виды страхования и их особенности

2. В чем значение информационного обеспечения бизнеса для снижения предпринимательских рисков

2.1 Понятие и сущность предпринимательского риска

2.2 Понятие информации для бизнеса

2.3 Проблемы и перспективы развития ситуации в сфере информационной безопасности

Библиографический список

1. Назовите основные виды страхования и их особенности

1.1 Понятие страхования

Страхование - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховой защитой людей и их дела от различного рода опасностей.

Страхование (страховое дело) в широком смысле - включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Экономическая сущность страхования состоит в предоставлении страховой защиты. Страховую защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей в обеспечении названных интересов.

Если потребность в защите порождается страхом, а способность к защите осознанием в силу этого страха необходимости создания соответствующих натуральных или денежных фондов, при помощи которых можно обеспечить сохранность имущественных, личностных и прочих интересов людей, то можно сказать, что в действие вступила система страховой защиты.

Таким образом, страховую защиту можно определить как осознанную потребность физических и юридических лиц в создании специальных страховых фондов для восстановления имущества, здоровья, трудоспособности и личных доходов как самих участников создания этих фондов, так и третьих лиц.

Общественная практика в течение длительного периода времени выработала три основные формы организации страхового фонда:

Централизованные страховые (резервные) фонды, создаваемые за счет бюджетных и других государственных средств. Формирование данных фондов осуществляется как в натуральной, так и в денежной форме. Государственные страховые (резервные) фонды находятся в распоряжении правительства.

Самострахование как система создания и использования страховых фондов хозяйствующими субъектами и людьми. Эти децентрализованные страховые фонды создаются в натуральной и денежной форме. Эти фонды предназначены для преодоления временных затруднений в деятельности конкретного товаропроизводителя или человека. Основным источником формирования децентрализованных страховых фондов служат доходы предприятия или отдельного человека.

Собственно страхование как система создания и использования фондов страховых организаций за счет страховых взносов заинтересованных в страховании сторон. Использование средств этих фондов осуществляется для возмещения возникшего ущерба в соответствии с условиями и правилами страхования.

В настоящее время существенно изменяется соотношение между централизованными, децентрализованными фондами и фондами специализированных страховых организаций. Сдвиг происходит в сторону усиления роли страхования.

Таким образом, экономическая сущность страхования состоит в создании денежных фондов за счет взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба у лиц, участвующих в формировании этих фондов. Поскольку возможный ущерб (или страховой риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве так и во времени. Можно сказать, что возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счет взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.

Выделяют следующие функции страхования, выражающие общественное назначение этой категории:

Рисковая функция, которая состоит в обеспечении страховой защитой от различного рода рисков - случайных событий, ведущих к потерям. В рамках действия этой функции происходит перераспределение денежных ресурсов между всеми участниками страхования. Данная функция отражает основное назначение страхования -- защиту от рисков.

Инвестиционная функция, которая состоит в том, что за счет временно свободных средств страховых фондов (страховых резервов) происходит финансирование экономики. Вследствие того, что страховые компании накапливают у себя большие суммы денежных средств, которые предназначены на возмещение ущерба, но до тех пор, пока не наступил страховой случай, они могут быть временно инвестированы в различные ценные бумаги, недвижимость и по другим направлениям.

Предупредительная функция страхования состоит в том, что за счет части средств страхового фонда финансируются мероприятия по уменьшению страхового риска. Например, за счет части средств, собранных при страховании от огня, финансируются противопожарные мероприятия, а также мероприятия, направленные на уменьшение возможного ущерба от пожара.

Сберегательная функция. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита, так как происходит накопление по договорам страхования определенных страховых сумм. Сбережение денежных сумм, например с помощью страхования на дожитие, связано с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка. Тем самым страхование может иметь и сберегательную функцию.

Контрольная функция страхования заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Данная функция вытекает из указанных выше и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях, в условиях страхования. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций.

Современное государство широко использует категорию страхования в форме социального страхования и пенсионного обеспечения для общественной страховой защиты граждан на случай болезни, потери трудоспособности (в том числе по возрасту), потери кормильца, наступления смерти. Однако вопросы организации и деятельности государственных фондов социального страхования, пенсионных фондов регламентируются специальным законодательством, отличным от законодательства, регулирующего деятельность специализированных страховых организаций, то есть собственно страхования

1.2 Организация страхования

Главной принципиальной чертой организации страхового дела в современный период (в отличие от советского периода) является его демонополизация и развитие конкуренции страховых организаций. Наряду с государственным страхованием возникло и развивается частное страхование. Конкуренция, как правило, относится к добровольному страхованию.

Конкуренция побуждает страховые организации разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция между страховыми организациями выражается в создании удобных форм заключения договора и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок, оперативности выплаты страхового возмещения и страхового покрытия.

Конкуренция во всех сферах - главное условие перехода к рыночной экономике. Вместе с тем страхование - особый вид деятельности, призванный обеспечить страховую защиту физических и юридических лиц. Поэтому важно так организовать страхование, чтобы страховые компании не разорялись, не прекращали своей деятельности. Это достигается особыми методами государственного регулирования страховой деятельности, а также четкой разработкой юридических и экономических основ страхования. Отсюда второй принцип - необходимость государственного регулирования страховой деятельности, основанного на прочном юридическом и экономическом фундаменте.

Соперничество в страховании, присущее конкуренции, нельзя рассматривать как абсолютную категорию. Во многих случаях, особенно при принятии крупных рисков на страхование, необходимо сотрудничество страховщиков. Это сотрудничество осуществляется в форме сострахования и перестрахования. Важным принципом организации страхования как части международных экономических отношений является международное сотрудничество в области страхования, что вызвано объективной необходимостью в условиях углубления и расширения мирохозяйственных связей. Таким образом, сотрудничество страховых организаций как внутри страны, так и за рубежом является также важным принципом организации страхового дела.

Организационно-правовые формы страхования. Наряду с государственным страхованием возникло и развивается страхование, производимое частными компаниями различной организационно-правовой формы (акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью и др.). Законодательство РФ не устанавливает каких-либо изъятий по поводу организационно-правовых форм страховых компаний. Единственное требование состоит в том, чтобы это было юридическое лицо.

Учредителями страховой компании могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные.

В страховании существует особая форма создания страховой организации в виде общества взаимного страхования (ОВС). Уходящие корнями в историческое прошлое, общества взаимного страхования в силу специфики организации, владения активами и управления успешно конкурируют на современном страховом рынке многих государств с акционерными страховыми компаниями. Общество взаимного страхования - такая организационная форма страховой защиты, при которой каждый страхователь одновременно является членом страхового общества, то есть это объединение страхователей в целях обеспечения взаимопомощи. Ему в меньшей степени присуща коммерческая направленность, чем акционерному или частному страхованию.

Одной из форм коммерческого сотрудничества страховых организаций является совместное страхование (сострахование). В развитом виде это приводит к созданию пулов, страховых союзов, клубов. Цель их создания - оказание методической и организационной помощи своим учредителям, координация их деятельности по проведению различных видов страхования, участие в подготовке законодательных актов, содействие научным разработкам и др.

Меры государственного регулирования страховой деятельности. Государственное регулирование является необходимым элементом и принципом организации страхового дела в любой стране. Целью государственного регулирования является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

В систему мер государственного регулирования входят следующие.

1. Лицензирование - регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности выдается в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Эти условия определяют:

- форму лицензии и ее реквизиты;

- требования к владельцу лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала и требования к его размеру в зависимости от вида страхования);

- перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнес-план на первый год деятельности, расчет соотношения активов и обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);

- порядок рассмотрения документов и выдачи лицензии;

- порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.

За выдачу лицензии взимается плата в установленном порядке, которая поступает в бюджет. При выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный орган по надзору за страховой деятельностью вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде.

2. Контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков. Можно выделить пять основных факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховой компании:

- достаточный собственный капитал;

- размер обязательств (включая технические резервы);

- размещение активов;

- портфель рисков, переданных в перестрахование;

- тарифная политика.

3. Разработка форм и порядка статистической отчетности и контроль за своевременным представлением финансовой отчетности страховых организаций.

4. Налогообложение страховщиков и страхователей.

5. Другие меры государственного регулирования страховой деятельности.

Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ.

Основными функциями этого органа являются:

- выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;

- ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;

- ведение реестра страховых брокеров;

- установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Государственным комитетом РФ по статистике плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;

- установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;

- контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

- установление правил формирования и размещения страховых резервов;

- разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;

- обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Регламентированные права ФССН состоят в следующем:

- получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;

- проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;

- ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;

- обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков

1.3 Виды страхования и их особенности

Существуют разные подходы к классификации страховой деятельности. В большинстве стран мира выделяют две разновидности страхования: страхование жизни и виды страхования, не связанные со страхованием жизни. Данная классификация применяется при разработке нормативно-правовых документов, анализе страхового рынка и решении других вопросов.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть II, глава 48 - Страхование) предусмотрены две разновидности (два типа договоров) страхования: имущественное и личное.

В практике работы страховых организаций, анализе страхования, учебных и методических материалах также принято выделять три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности. В основе деления страхования на отрасли лежат отличия в объектах страхования.

В личном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица. К личному страхованию относятся: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней и медицинское страхование.

В имущественном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Имущественное страхование включает: страхование имущества предприятий и организаций, страхование имущества граждан, транспортное страхование (средств транспорта и грузов), страхование других видов имущества, кроме перечисленных выше, страхование финансовых рисков.

В страховании ответственности объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.

Страхование ответственности включает: страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование гражданской ответственности перевозчика, страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности, страхование профессиональной ответственности, страхование ответственности за неисполнение обязательств, страхование иных видов гражданской ответственности.

В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. Деление страхования на отрасли не позволяет выявить те конкретные страховые интересы физических и юридических лиц, которые дают возможность проводить страхование. Для конкретизации этих интересов выделяют из отраслей страхования подотрасли и виды страхования.

Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования. Приведем лишь примеры некоторых, наиболее распространенных видов страхования.

В качестве видов личного страхования граждан могут быть названы:

- смешанное страхование жизни;

- страхование детей;

- страхование от несчастных случаев;

- страхование на случай смерти и утраты трудоспособности;

- страхование дополнительной пенсии;

- медицинское страхование;

- другие виды личного страхования.

Видами страхования ответственности являются:

- страхование автогражданской ответственности (владельца автотранспортных средств);

- страхование ответственности работодателя на случай причинения вреда здоровью работника;

- страхование персональной ответственности перед третьими лицами из-за небрежности страхователя или членов его семьи;

- страхование ответственности производителя товара (посредника или продавца) перед потребителями и другими за вред, болезнь или убыток (ущерб), возникающие в результате поставки товара;

- страхование ответственности судовладельцев;

- страхование профессиональной ответственности (например, адвоката, нотариуса, врача и других специалистов);

- другие виды страхования ответственности.

Видами имущественного страхования, например, являются:

- страхование имущества от огня;

- страхование имущества от бури;

- страхование грузов;

- страхование от убытков вследствие остановки производства;

- страхование отдельных видов транспортных средств;

-многие другие виды имущественного страхования.

Наряду с классификацией страхования по отраслям, подотраслям и видам выделяют формы страхования (рис. 1.1.).

Рисунок 1.1 - Формы страхования

Обязательным называется такое страхование, когда государство устанавливает обязательность внесения соответствующим кругом страхователей страховых платежей. Обязательная форма страхования распространяется на приоритетные объекты страховой защиты, то есть тогда, когда необходимость возмещения материального ущерба или оказание иной денежной помощи задевает интересы не только конкретного пострадавшего лица, но и общественные интересы. ГК РФ (ст. 927) предусматривает обязательное государственное страхование, которое осуществляется страховыми организациями за счет средств государственного бюджета, и обязательное страхование, которое должно осуществляться за счет иных источников.

Примеры обязательного страхования: обязательное медицинское страхование, страхование военнослужащих, страхование пассажиров, страхование автогражданской ответственности, страхование профессиональной ответственности для некоторых специалистов (например, нотариусов в РФ).

Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи.

При обязательном страховании, как правило, предусматривается нормирование страхового обеспечения (например, минимальная страховая сумма).

Добровольное страхование действует в силу закона на добровольных началах. Закон может определять подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие условия страхования. Конкретные условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком.

Добровольное участие в страховании в полной мере характерно только для страхователей. Например, при заключении договоров личного страхования страховщик не имеет права отказаться от страхования объекта, если волеизъявление страхователя не противоречит условиям страхования. Это гарантирует заключение договора страхования по первому требованию страхователя. Вместе с тем страховщик не обязан заключать договор страхования на условиях, предложенных страхователем.

Для добровольного страхования характерен выборочный (не полный) охват страхователей, связанный с тем, что не все страхователи изъявляют желание в нем участвовать. В условиях страхования могут быть ограничения для заключения договоров со страхователями, не отвечающими предъявляемым к ним требованиям.

Добровольное страхование всегда ограничено по срокам страхования. Есть начало и окончание срока в договоре. Непрерывность добровольного страхования можно обеспечить только путем повторного (иногда автоматического) перезаключения договора на новый срок.

Добровольное страхование действует только при уплате разового или периодических страховых взносов. Неуплата ведет к прекращению договора.

2. В чем значение информационного обеспечения бизнеса для снижения предпринимательских рисков

2.1 Понятие и сущность предпринимательского риска

Риск - это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных основ. Это обусловливает возможность существования нескольких определений риска с разных точек зрения.

Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Риск - это потенциальная опасность потери ресурсов или недополучении доходов по сравнению с запланированным уровнем или с альтернативным вариантом.

Для любой организации, какой бы сферой деятельности она не занималась, управление риском означает выявление, анализ и регулирование тех рисков, которые могут угрожать ее имуществу и доходности. Что касается предпринимательского риска, то его - это объективная неизбежность. Его причинами являются:

- неопределенность предпринимательской сферы, прежде всего - внешней;

- ограниченность (конечность) ресурсов предпринимательства и связанная с этим реальность их дефицита.

Из приведенных причин определяющей является неопределенность среды предпринимательства, которая обусловлена такими факторами, как:

- отсутствие полной и достоверной информации об окружающей среде;

- ограниченная способность предпринимателя воспринимать и перерабатывать поступающую информацию;

- случайность появления неблагоприятных событий в процессе предпринимательской деятельности;

- противодействие участников рынка, обусловленное действиями конкурентов, трудовыми конфликтами, нарушениями договорных обязательств.

Если рассматривать предпринимательский риск как экономическую (финансовую) категорию, то с ней связаны следующие ситуации:

- опасность (угроза) полной или частичной потери ресурсов в результате предпринимаемой деятельности;

- недополучение доходов (упущенная выгода) по сравнению с уровнями и значениями, рассчитанными исходя из предпосылок о наиболее рациональном использовании ресурсов и принятого сценария развития рыночной конъюнктуры;

- появление дополнительных сверхплановых расходов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, наиболее распространенными характеристиками предпринимательского риска как финансовой категории являются опасность (возможность) потерь денежных ресурсов либо получение доходов ниже ожидаемых, либо появление дополнительных расходов, сверх предусмотренных прогнозом.

Обобщенными характеристиками предпринимательского риска являются

- вид риска, определяемый действующим фактором риска или их совокупностью (кредитный, процентный и т.д.);

- степень риска - мера наступления нежелательного события и возможные его последствия;

- уровень риска (допустимый, критический, катастрофический) - соотношение степени риска (его последствий) с некоторыми базовыми показателями.

В качестве базовых выбирают такие показатели, которые определяются с высокой степенью достоверности. К ним можно отнести имущественное состояние (стоимость основных фондов и оборотных средств), размер уставного капитала, стоимость чистых активов, общие затраты ресурсов на осуществление предпринимательской деятельности, ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства.

Предпринимательский риск - это возможность наступления (опасность возникновения) неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение, направленное на достижение поставленной цели, теряет полностью или частично свои ресурсы, недополучает ожидаемый доход или несет не предусмотренные замыслом дополнительные материальные и финансовые расходы.

2.2 Понятие информации для бизнеса

Информация для бизнеса - исходная составляющая принятия планово-управленческого решения, его исполнения, контроля и регулирования производственного процесса. В основе информационного обеспечения лежат постоянный сбор, хранение, переработка, обновление и подготовка к использованию различных данных о производстве, его результатах, о тенденциях развития, о закономерностях и перспективах исследуемого бизнеса в будущем и другие статистические данные.

Целесообразно всю информацию по бизнесу и управлению им систематизировать определенным образом.

А. По характеру стабильности информации.

1. Статистическая информация о прошлом периоде.

2. Производная информация, полученная в результате обработки статистической информации.

Б. По источнику получения информации.

1. Информация внутрифирменная.

2. Информация внешняя, которая должна отслеживать все процессы и явления, происходящие за пределами данного предприятия, но имеющие для него определенное значение.

В. По точности информации.

1. Информация фактическая, полученная по свершившемуся факту и поэтому принимаемая как точная.

2. Информация прогнозная, которую принимают на основе прогноза будущих процессов и явлений, и поэтому несущая определенную погрешность.

Г. По источнику получения внешней информации.

1. Информация рыночная, учитывающая действие рыночных процессов и явлений.

2. Информация законодательная, которая действовала в прошлом периоде, но может быть изменена в законодательном порядке.

Конкретизируем характер используемой информации для управленческой деятельности.

К внутрифирменной информации, представляющей интерес для выработки и принятия планово-управленческого решения, относятся следующие статистические данные о работе предприятия в прошлом по отдельным временным интервалам:

- объемы производства продукции по каждой ассортиментной позиции в натуральном выражении;

- объемы продаж этой продукции по периодам;

- цены товаров по ассортиментным позициям, по периодам и рыночным нишам, в которых реализуются данные товары;

- рентабельность производства в целом по предприятию и по отдельным товарным позициям;

- производственная мощность предприятия по товарным позициям;

- уровень использования производственной мощности;

- общие текущие затраты на производство продукции;

- удельный вес переменных и постоянных затрат в общих затратах предприятия;

- затраты предприятия по экономическим элементам (в целом, а также с выделением долей переменных и постоянных затрат) на оплату труда, социальные платежи (налоги), на сырье и материалы, на топливо, энергию, амортизацию и прочее;

- структура себестоимости продукции по переменным и постоянным затратам.

Вся статистическая информация соответствующим образом должна быть обработана методами бухгалтерского учета. Полученная на ее основе необходимая управленческая информация и будет использоваться при расчетах и обосновании планово-управленческих решений. Таким образом, практически вся используемая для управления информация носит производный характер, т.е. исходная статистическая информация должна быть соответствующим образом переработана и подготовлена для дальнейшего потребления. К внутрифирменной информации можно также отнести информацию, которую надо прогнозировать предприятию на будущий период. К ней можно отнести следующие данные об изменении прошлых затрат, которые принимаются за базу сравнения:

- прогноз изменения затрат по экономическим элементам в абсолютном выражении (оплата труда, социальный налог, сырье и материалы, топливо и энергия, амортизация и пр.) в разрезе переменной и постоянной их доли;

- прогноз изменения себестоимости продукции в будущем периоде в целом, а также отдельно по переменной и постоянной составляющим.

Внешняя информация для принятия управленческих решений в основном прогнозная и может быть подразделена на рыночную и законодательную. К ней относятся:

- ценовая эластичность товара;

- эластичность спроса товара по доходу потребителей;

- прогноз изменения платежеспособности потребителей продукции;

- перекрестная эластичность товара по цене взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

- прогноз изменения качества выпускаемого товара;

- эластичность спроса товара по качеству;

- рыночная доля фирмы по общему объему продаж товара;

- прогноз изменения поставок товара конкурентами данной фирмы.

К внешней законодательной информации относятся данные о действующих налогах и возможных изменениях налоговой системы как по составу налоговых платежей, так и по нормам этих платежей. Составляющими системы налогообложения являются налоги, выплачиваемые:

- предприятием;

- членами трудового коллектива фирмы;

- потребителями продукции.

В процессе использования информации в управленческой деятельности особое значение имеет прогноз изменения фактической информации прошлого периода. Именно прогнозная информация позволяет предвидеть, как изменится состояние конкретного предприятия в будущем, если те или иные параметры его деятельности, а также параметры внешние по отношению к фирме, претерпят изменения. Это свойство прогнозной информации играет чрезвычайно важную роль, - ибо она, будучи обработанной особым образом, позволяет предвидеть, какая ситуация может возникнуть на рынке в будущем и как надо предприятию к ней подготовиться, а также к каким последствиям для бизнеса может привести внесение изменений в законодательства России и местных органов самоуправления.

Поэтому к информационному обеспечению принятая управленческих решений надо относиться особенно серьезно, ибо от этого в будущем в огромной степени будет зависеть положение конкретной фирмы на рынке: будет ли она рентабельной или убыточной, стабильной и устойчивой или положение ее будет непредсказуемым.

Собранная и обработанная соответствующим образом информация нуждается в анализе для выявления тенденций развития бизнеса, определения закономерностей рынка, а также установления направлений изменения цен на используемые ресурсы, темпов инфляции национальной валюты в прошлом.

Целью проведения анализа информации для принятия планово-управленческих решений является, прежде всего, определение тех параметров и показателей, которые не изменятся в будущем плановом периоде, и, следовательно, не смогут повлиять ни качественно, ни количественно на будущие результаты деятельности фирмы. Задача в этом случае при принятии решения существенно упростится, ибо останется выяснить только изменяемые в будущем периоде параметры и показатели по сравнению с базисом, с тем чтобы учесть их влияние на конечный результат деятельности предприятия и отразить его при выработке планового решения.

Перечислим некоторые параметры и показатели в деятельности предприятий, которые почти всегда претерпевают изменения во времени как под действием собственных усилий, так и под влиянием внешней среды. К числу параметров и показателей, изменяемых под влиянием самого предприятия, относятся:

- рентабельность производства;

- объем производства продукции;

- уровень использования производственной мощности;

- величина затрат на производство продукции, структура затрат по экономическим элементам;

- удельный вес переменных и постоянных затрат на производство;

- изменение расхода производственных ресурсов на выпуск продукции под влиянием внедрения мероприятий научно-технического прогресса;

- изменение качества производимой продукции.

К параметрам и показателям, изменяющимся под воздействием внешней рыночной и законодательной среды, относятся:

- темпы инфляции национальной валюты;

- изменение цен на используемые производственные ресурсы;

- изменение себестоимости производимой продукции;

- изменение эластичности спроса товара по доходу потребителей (только в долгосрочном периоде, ибо в краткосрочном периоде в пределах полугода этот параметр практически не изменится);

- изменение платежеспособности потребителей;

- изменение рыночной доли продаж товара;

- политика конкурентов в области объема производства товара и изменение его поставок на рынок;

- политика конкурентов в области цен на товар;

- изменения законодательной базы в области налогообложения (действует только в долгосрочном периоде, ибо каждые месяц-два или квартал законы не меняются).

При анализе всей этой информации очень важно проследить динамику изменений всех показателей во времени, установить сложившиеся тенденции и закономерности. Соответствующие службы предприятия (в основном службы маркетинга) должны постоянно собирать соответствующую информацию по периодам, конкурентам, рыночным товарным нишам, ассортименту продукции и пр. Это создает возможность превратить анализ в действенный инструмент прогнозирования, поиска резервов производства и повышения его эффективности.

2.3 Проблемы и перспективы развития ситуации в сфере информационной безопасности

Предпринимательский успех в значительной мере зависит от наличия необходимой и достаточной информации о состоянии контролируемых процессов, скорости ее преобразования в директивы, планы, проекты и действия.

Сегодня наметился ряд нерешенных проблем, связанных с информационным обеспечением информационной безопасности.

Российский рынок развивается неравномерно. Как правило, полноценные продукты и услуги создаются в нишах, где есть платежеспособный потребитель. Именно поэтому достаточно развита информационная среда в таких секторах экономики, как информационная поддержка финансовой сферы и бизнеса и обеспечение их информационной безопасности. Специфика этих информационных ниш связанна с тем, что сбором и обработкой информации занимаются профессионалы, работавшие ранее в закрытых организациях и силовых ведомствах. Сегодня они работают в информационно-аналитических подразделениях служб безопасности крупных коммерческих фирм и охранных агентств.

Производителями информационных продуктов и услуг в сфере безопасности стали также общественные организации, объединяющие профессионалов и не указанные нами. Это Ассоциация ветеранов внешней разведки, Ассоциация ветеранов подразделений специального назначения и специальных служб «Вымпел-Союз», Клуб ветеранов госбезопасности, Ассоциация международного сотрудничества негосударственных структур безопасности и др.

Фирмы, занятые технологиями безопасности, в последние годы накопили ценнейшие базы данных. На их основе готовятся разнообразные продукты и оказываются информационно-консультативные услуги, помогающие, в частности, снижению предпринимательских рисков (цена их, как отмечают специалисты, достаточно высока).

Качество баз данных, способствующих выявлению надежных партнеров, могло бы быть выше. Для этого коммерческие структуры должны легально получать несекретную информацию из государственных органов, в т.ч. из силовых ведомств, для широкого распространения среди своих клиентов.

К сожалению, по свидетельству профессионалов из-за неурегулированности информационных отношений обмен данными между государственными и коммерческими структурами нецивилизован. Это препятствует созданию единого информационного пространства России, в котором могли бы комфортно себя чувствовать и представители органов управления, и предприниматели, и все граждане.

Затянувшаяся неопределенность беспокоит профессионалов. Их встречи на общественных мероприятиях, проводимых, в частности, Координационно-методическим советом по информационно-аналитическому обеспечению управления предпринимательскими рисками при Совете безопасности предпринимательства России совместно с представителями законодательной и исполнительной власти, помогают выявить болевые точки и выработать возможные пути разрешения проблем.

Об остроте и значимости проблемы информационного обеспечения информационной безопасности говорит то, что на «Круглых столах», совещаниях и семинарах постоянно поднимаются правовые, общесистемные, технологические вопросы урегулирования информационного обмена, рассматриваются практические примеры интеграции баз данных для улучшения обслуживания экономической, политической, социальной и других сфер жизни общества. Специалисты информационного рынка делают прогнозы развития ситуации и высказывают предложения по совершенствованию безопасности российской информационной среды.

Библиографический список

1. Богатин, Ю.В. Экономическое управление бизнесом [Текст] / Ю.В. Богатин, В.А. Шандар. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 132 с

2. Коршунова, Л.Н. Оценка и анализ рисков [Текст] / Л.Н. Коршунова, Н.А. Проданова. - М.: Феникс, 2007. - 96 с

3. Малахишина, Н.Н. Риск-менеджмент [Текст] / Н.Н. Малахишина, О.С. Белокрылова. - М.: Инфра-М, 2006. - 352 с

4. Хохлов, Н.В. Управление риском [Текст] / Н.В. Хохлов. - М.: Арион, 2008. - 110 с

5. Юлдашев, Р.Т. Страховой бизнес. Словарь-справочник [Текст] / Р.Т. Юлдашев. - М.: Инфра-М, 2006 - 272 с






Информация 







© Центральная Научная Библиотека