Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Организация рабочего времени, как фактор снижения стресса

Организация рабочего времени, как фактор снижения стресса

Организация рабочего времени как фактор снижения стресса

Содержание

  • Введение
  • 1. Стресс и организация рабочего процесса
  • 2. Правила организации рабочего времени
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причин тому множество: жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д.
  • По представлениям современных ученых стресс - это неспецифическая универсальная защитная реакция организма, сформировавшаяся у живых организмов как механизм выживания в условиях неблагоприятной окружающей среды. Профессиональный стресс - это многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.
  • Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях.
  • Профилактикой стресса может быть правильная организация рабочего времени. Данное положение является целью работы.
  • Для реализации цели выделены следующие задачи:
  • 1. Проанализировать стресс и организацию рабочего дня.
  • 2. Рассмотреть правила организации рабочего времени.
  • Структура работы представлена ведением, двумя параграфами, заключением и списком литературы, что соответствует поставленным цели и задачам.
  • 1. Стресс и организация рабочего процесса
  • Психосоциальные условия, предъявляемые в рабочем процессе: труд должен предполагать уважение жизненных норм и сохранение здоровья, предоставлять свободное время для отдыха и развлечения, позволять служить обществу (т.е. чувствовать свою необходимость для общества), также труд должен давать возможность получать удовлетворение от развития собственных возможностей. Для выполнения этих условий должен выполняться ряд требований:
  • 1. Работа должна предъявлять к работнику более широкие требования, чем просто выносливость, и быть, как минимум, разнообразной.
  • 2. Работник должен иметь возможность учиться на работе и продолжать свое образование.
  • 3. Работа должна иметь определенный компонент принятия решений, которые бы исполнитель мог бы считать собственными.
  • 4. На рабочем месте в определенной степени должны присутствовать социальная поддержка и признание.
  • 5. Работник должен иметь возможность соотносить результаты своего труда с общественной жизнью.
  • 6. Работник должен быть настроен на то, что его будущее зависит от результатов его труда. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре.- СПб.: Питер, 2009. - С. 85
  • Стресс-факторы. Стресс возникает вследствие «несоответствия» человека окружающей обстановке - в силу объективных или субъективных факторов (либо их сочетания) на рабочем месте или где-то еще. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник МГУ. - 2000.- №3.- С.15 Наиболее важные ситуационные факторы, приводящие к дисгармонии:
  • 1. Количественная перегрузка. Чрезмерный объем работы, дефицит времени и монотонный процесс (технология серийного производства и стандартизированная конторская работа).
  • 2. Качественная перегрузка. Зауженное и одностороннее содержание рабочего процесса, однообразие стимулов, отсутствие требований к творчеству или необходимости принятия решений, низкие возможности в области социального взаимодействия (избыточная автоматизация, расширенное применение компьютеров)
  • 3. Ролевые конфликты. Каждый человек исполняет одновременно несколько ролей (ребенок, родитель, супруг, друг и т.п.), и между этими ролями легко возникают конфликты, приводящие к стрессу.
  • 4. Невозможность влиять на ситуацию. Кто-то другой решает, что, когда и как делать, например, в отношении темпов и методов работы.
  • 5. Отсутствие социальной поддержки со стороны домашних, начальства или коллег по работе.
  • 6. Физические стресс-факторы.
  • 7. Реальные условия на рабочем месте и вне его, которые могут предполагать целый комплекс воздействия
  • На ухудшение здоровья человека могут влиять следующие факторы:
  • - интенсивность работы;
  • - давление фактора времени;
  • - изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты у рабочих;
  • - однообразная и монотонная работа;
  • - недостаточная двигательная активность;
  • - различные внешние воздействия. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2006.- С. 77
  • Эти же факторы влияют на развитие стресса, и как следствие - на составление предрасположенности к несчастным случаям.
  • 2. Правила организации рабочего времени
  • Организационные принципы эффективного распорядка дня можно разделить на три группы: правила начала дня, основной его части и правила завершения рабочего дня. Работоспособность каждого менеджера находится в зависимости от целого ряда факторов. В них можно выделить следующие закономерности:
  • - к фазам высшей активности примыкают двухчасовые паузы, во время которых организм человека работает в «щадящем» режиме;
  • - пик работоспособности приходится на первую половину дня;
  • - после обеда, когда наступает известный спад продуктивности, нужно использовать этот период для социальных контактов и рутинной деятельности.
  • Рекомендуется также в соответствии с колебаниями работоспособности чередовать напряженную, ответственную деятельность с менее важной и ненапряженной.
  • Кроме того, следует учитывать естественные фазы биоритмов организма. Учение о биоритмах основано на том, что физические, психические и интеллектуальные состояния каждого человека подвержены циклическим колебаниям, т. е. существуют регулярные фазы активности и расслабления. В течение суток биоритмы каждые два часа (10-12 раз в день) замедляются: организм периодически отдыхает. Период бездействия (отдыха) - это смена рабочего режима, которая способствует нормальному функционированию организма. Если этого не учитывать, то перегрузки неизбежны.
  • Важным фактором успеха являются методы работы, которые определяются в первую очередь свойствами характера человека, его склонностями и привычками. Для того чтобы улучшить свои методы работы, надо, во-первых, уяснить сильные и слабые стороны своих методов работы, во-вторых, иметь стимул к упрочению сильных сторон и, в-третьих, стремиться преодолеть собственные недостатки.
  • Одной из важнейших предпосылок успешной работы является сосредоточение внимания на самом важном и существенном. Работу можно значительно улучшить, если все свои задачи сначала ставить под вопросы, которые помогут избежать ненужных дел в течение рабочего дня.
  • Другой функцией самоменеджмента является контроль за результатами, или самоконтроль, благодаря которому определяется, были ли выполнены запланированные дела, и вносятся в планы необходимые коррективы. Контроль выполняет три задачи:
  • - осмысление физического состояния. Что достигнуто к моменту осуществления контроля?
  • - сравнение запланированного с достигнутым. В какой степени достигнута поставленная цель?
  • - корректировку установленных отклонений. Митева, И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М.: Академия, 2007.- С. 92
  • Время, продолжительность и регулярность контроля зависят от исполняемых задач и поставленной цели. Он подразделяется на контроль процесса и осуществляемой деятельности и контроль результатов (целевой контроль). Контроль результатов труда с точки зрения достижения цели должен производиться после выполнения задачи (конечный контроль), а при реализации крупных проектов -- на промежуточных стадиях (промежуточный контроль). Необходимо осуществлять регулярный контроль своих годовых, месячных, недельных и дневных планов.
  • Первыми шагами руководителя на пути рационализации использования рабочего времени сотрудников всего учреждения могут стать построение эффективной организационной структуры и регламентация должностных (профессиональных) обязанностей работников. Для этого необходимо определить основные структурные подразделения организации, осуществляющие предусмотренную уставом деятельность, и затем обозначить вспомогательные подразделения, необходимые для осуществления деятельности организации. Функции каждого из структурных подразделений, как правило, формализуются в виде соответствующего положения.
  • Следующим шагом при повышении эффективности труда во всем учреждении является разработка штатного расписания, в котором для структурных подразделений организации с учетом направления работы утверждаются должности служащих и профессии рабочих, необходимые для выполнения поставленных задач. Одновременно под каждую из этих должностей целесообразно разработать должностные и профессиональные инструкции. С правовой точки зрения должностные (профессиональные) инструкции не являются обязательными. Согласно ст. 57 ТК РФ необходимым и достаточным является отражение трудовой функции (должностных или профессиональных обязанностей) работника в его трудовом договоре.
  • На практике эта работа порой рассматривается как «дополнительная бюрократия» и выполняется формально. В результате в трудовых договорах и в должностных инструкциях описание обязанностей работника отражается лишь в общих чертах. Детализация обязанностей подчиненных и организация их рабочего времени полностью «сваливается» на их непосредственного начальника, который должен тратить на это значительную часть собственного рабочего времени.
  • Поэтому руководителю структурного подразделения в первую очередь следует проанализировать все работы, которые должны выполнять его подчиненные, оценить их сложность и объемы (затраты времени). В больших структурных подразделениях (как правило, в крупных учреждениях) может оказаться целесообразным сначала выделить основные участки работы, а затем уже выделять отдельные работы в рамках одного участка.
  • При распределении работ по должностям важно предусмотреть примерно равномерную загрузку работников. Это важно, если вы хотите создать хороший климат в коллективе. Суммарный объем работ по каждой из позиций в штатном расписании должен быть реально выполнимым в течение рабочего времени при добросовестной работе сотрудника, имеющего квалификацию, необходимую для занятия данной должности. Проведенные анализ и распределение работ по должностям формализуются в должностных инструкциях. Каменюкин, А. Антистресс - тренинг / А. Каменюкин, Д. Ковпак. - СПб.: Питер, 2008.- С. 62
  • Такой подход, несмотря на его трудоемкость, на первоначальном этапе, позволяет руководителю подразделения в дальнейшем значительно сократить свои трудозатраты на конкретизацию работ и организацию рабочего времени подчиненных. Кроме того, это создает предпосылки для повышения эффективности системы оплаты и стимулирования труда работников в качестве инструмента управления персоналом в масштабах всего учреждения.
  • Заключение
  • Профессиональный стресс - это совокупность психологических и физиологических реакций работников на сложившуюся непростую ситуацию на работе. Негативные последствия профессионального стресса влияют не только на здоровье и состояние отдельного работника, но и на эффективность деятельности организации в целом.
  • Причины возникновения профессионального стресса можно разделить на непосредственные и главные. К первому виду причин относятся последствия таких событий, как сложности в процессе выполнения задания, нехватка времени, конфликт с непосредственным руководителем, определенные проблемы в процессе коммуникаций. А главной причиной возникновения профессионального стресса всегда является индивидуальные особенности сотрудника - профессиональные, физиологические и психологические. Стоит отметить, что практически каждый аспект профессиональной деятельности, рассматриваемый отдельным работником как сложно выполнимая и практически не достижимая задача, может стать причиной стресса.
  • Существует перечень признаков, по которым работодатель, руководитель организации смогут определить, испытывают ли их сотрудники профессиональный стресс. Во-первых, результатом воздействия стресса на сотрудника, может быть хроническая усталость, изменение аппетита, резкое изменение веса. Подобные признаки изначально могут быть незначительными раздражителями, а впоследствии привести к серьезным заболеваниям. Во-вторых, руководителю организации следует принимать во внимание эмоциональное состояние сотрудников. О том, что сотрудник организации испытывает профессиональный стресс, может говорить вялость и апатия, беспокойство, безразличие, чувство паники и постоянной раздражительности и другие подобные проявления. И наконец, последствиями стресса могут быть ослабление памяти, злоупотребление алкоголем и курением, невозможность сосредоточиться и др.
  • Одним из способов профилактики и избегания стресса является эффективная организация рабочего времени. Данное положение касается организации рабочего времени как со стороны руководителя, так и непосредственно самоорганизация сотрудника.
  • Список литературы
  • 1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре.- СПб.: Питер, 2009. - 210с.
  • 2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2006.- 290с.
  • 3. Каменюкин, А. Антистресс - тренинг / А. Каменюкин, Д. Ковпак. - СПб.: Питер, 2008.- 99с.
  • 4. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник МГУ. - 2000.- №3.- С.4-21
  • 5. Митева, И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М.: Академия, 2007.- 188с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека