Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Особенности работы с персоналом в ОАО "Городской молочный завод № 2"

Особенности работы с персоналом в ОАО "Городской молочный завод № 2"

18

Содержание

1. Профессиональное обучение персонала ОАО «Городской молочный завод № 2»

2. Требования к руководителю

3. Документы, регламентирующие управление персоналом ОАО «Городской молочный завод № 2»

Литература

1. Профессиональное обучение персонала ОАО «Городской молочный завод № 2»

На работу в ОАО «Городской молочный завод № 2» принимаются специалисты с высшим, средне-специальным и профессионально-техническим образованием.

Рисунок 1. Образовательный уровень работников ОАО «ГМЗ № 2» по состоянию на 01.01.2007г.

Рисунок 2. Возрастной уровень работников ОАО «ГМЗ № 2» по состоянию на 01.01.2007г.

В ОАО «ГМЗ № 2» основной состав управленческого персонала - это работники с высшим и средним образованием. Административно-управленческий персонал преимущественно имеет высшее экономическое образование.

Подготовка, переподготовка кадров осуществляется в ОАО «ГМЗ № 2» методом индивидуального обучения. Работники, занимающие руководящие посты приглашаются на повышение квалификации в бизнес-школу «Институт независимой экспертизы» (г. Минск, пр. Независимости, 11, к. 2, офис 316).

Для проведения социологического исследования по вопросу возможности повышения квалификации в ОАО «ГМЗ № 2» была разработана анкета, которая предлагалась для заполнения работниками. Вопросы, содержащиеся в данной анкете, следующие:

1. Достаточно ли Вам знаний для выполнения возложенных функций?

2. Хотели бы повысить свою квалификацию?

3. Ваша работа соответствует уровню вашей подготовки?

Таблица 1. Результаты анкетирования по категории «возможность повышения квалификации», %

Категория вопросов

да

нет

Затрудняюсь ответить и прочие ответы

Возможность повышения квалификации

77

23

-

1. Достаточно ли Вам знаний для выполнения возложенных функций?

80

20

-

2. Хотели бы повысить свою квалификацию?

50

50

-

3 Ваша работа соответствует уровню вашей подготовки?

100

-

-

Как свидетельствуют данные опроса, все работники уверены, что подготовка соответствует уровню их работы, но вместе с тем 20 % работников считают, что знаний им не достаточно и 50 % хотели бы повысить свою квалификацию.

В 2006 году в ОАО «ГМЗ № 2» было обучено 17 человек, в том числе повысили квалификацию 8 человек, прошли профессиональную подготовку и переподготовку - 9 человек. Профессиональное обучение в 2006 году проходили только рабочие.

В целях сокращения затрат на обучения персонала непосредственно на предприятии необходимо:

1) пополнить нормативную базу;

2) приобрести нормативно-методические, организационно-методические пособия и справочники.

Использование персонала на время сезона отпусков, отпусков по уходу за ребенком из работников которые уже работали на предприятии и имеют пенсионный возраст, что дает удовлетворения краткосрочной потребности предприятия в определенных кадрах. Это позволяет сократить время для поиска и приобретения квалифицированного персонала со знанием данной работы.

В целях совершенствования системы подбора управленческого персонала в ОАО «ГМЗ № 2» предлагается при найме кандидата на вакантную должность пользоваться услугами профессионального психолога. Наличие на предприятии психолога также облегчает разрешение различных внутрифирменных конфликтов, возникающих при производственном процессе.

При подборе кандидатов из внешних источников на должность специалиста или руководителя можно предложить анкету «Самооценки личности».

Анкета «Самооценки личности»

1. Каковы Ваши долгосрочные и краткосрочные цели?

2. Почему и как Вы готовите себя к их достижению?

3. Каковы Ваши цели в жизни, не связанные с работой, на последующие пять лет?

4. Что Вы реально хотите в жизни?

5. Что для Вас более важно: деньги или работа, которая нравится?

6. Что побуждает Вас прикладывать наибольшие усилия?

7. Считает ли Вы, что Ваше образование позволяет выполнять ту работу, на которую Вы претендуете?

8. За сколько дней Вы сможете продемонстрировать себя на работе?

9. Планирует ли Вы продолжать образование?

10. Как Вы работаете в стрессовых условиях?

11. Что является наиболее важным для Вас в работе?

Это позволит ускорить знакомство с кандидатом и повысит эффективность и надежность найма. После этого необходимо провести работу по определению наличия качеств у претендентов на вакантную должность и степень обладания ими каждым кандидатом по каждому качеству. Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, займет эту должность.

Всю работу связанную с организацией и методическим руководством подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляет группа по подготовке кадров отдела кадров ОАО «ГМЗ № 2» в составе трех человек, в том числе:

- главный специалист по подготовке кадров - руководитель группы;

- ведущий инженер по подготовке кадров;

- инженер по подготовке кадров 1-й категории.

Определение потребности и планирование в обучении кадров проводится следующим образом: на основании поданных заявок подразделений формируется годовой план, который утверждается приказом генерального директора. По утвержденному плану рассчитывается смета затрат на подготовку кадров. Обучение рабочих кадров проводится в соответствии со стандартом предприятия. Структурные подразделения определяют потребности в обучении кадров и представляют в группу по подготовке кадров отдела кадров заявки на подготовку и повышение квалификации кадров.

При формировании плана учитываются такие факторы как фактический разрыв между разделом рабочих и разделом работ, план технического развития производства и внедрения новой техники, численность работающих, высвобождение работников, служебный рост, материальная заинтересованность и др.

План обучения кадров включает следующие разделы:

- подготовка новых рабочих;

- переподготовка рабочих;

- освоение вторых профессий;

- производственно-экономические курсы (ПЭК);

- курсы целевого назначения (КЦН);

Финансирование средств на обучение кадров осуществляется в соответствии с утвержденной годовой сметой затрат на обучение. Условия оплаты труда преподавателей, инструкторов производственного обучения определены приказом по заводу:

- за проведение теоретических занятий - 7,5% от тарифной ставки первого разряда действующей в РБ за 1 час занятий;

- за проведение занятий путем индивидуальных консультаций в размере 4% от тарифной ставки первого разряда действующего в РБ за 1 час занятий;

- инструкторам производственного обучения - 50% ежемесячно от тарифной ставки первого разряда действующего в РБ при подготовке 1 ученика и 25% при подготовке 2-х и более;

- руководителям практики студентов учебных заведений - 1-4 студентов - 15% от месячного оклада, 5 и более студентов - 20% от месячного оклада.

Оплата труда учеников производится в соответствии с «Положением об оплате труда учеников за время их обучения».

Рабочие учебные программы разрабатываются на базе Типовых программ. Составляются работниками подготовки кадров совместно с ведущими специалистами ОАО «ГМЗ № 2». Утверждаются программы главным инженером ОАО «ГМЗ № 2». Обучение работников на заводе проводят:

- специалисты завода - внештатные преподаватели;

- квалифицированные рабочие - инструктора производственного обучения;

- специалисты, приглашенные из других организаций.

Подбор преподавателей для проведения занятий осуществляет группа по подготовке кадров. Оплата заводским преподавателям за проведение занятий производится кадровым приказом. Оплата преподавателям из сторонних организаций производится по трудовому соглашению.

Преподаватель знакомится с программой обучения, устанавливает объем учебного материала, подлежащего изучению, распределяет его по темам, определяет время на изучение каждой темы, готовит лекционный материал, учебно-материальную базу для проведения занятий.

Подготовка новых рабочих - это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на работу в ОАО «ГМЗ № 2» и ранее не имевших профессии. Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождающимися рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицам, изъявившим желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Подготовка и переподготовка рабочих непосредственно на предприятии проводится по индивидуальной, курсовой формам. Индивидуальная и курсовая формы подготовки включают производственное и теоретическое обучение. Обучение проводится по программам, которые разработаны непосредственно на заводе, на основании типовых программ.

Производственное обучение обучаемый проходит на рабочем месте под руководством инструктора производственного обучения - высококвалифицированного рабочего, не освобожденного от основной работы, работниками группы по подготовке кадров ученик закрепляется за инструктором производственного обучения, заключается трудовое соглашение, которое утверждается начальником управления кадров и воспитательной работы. Учет обучения ведется инструктором в дневнике производственного обучения.

Теоретическое обучение ученика проводится путем индивидуальных консультаций внештатным преподавателем из числа специалистов завода, с которыми также заключается трудовое соглашение на проведение теоретического обучения. Учет занятий ведется преподавателем в журнале учета теоретического обучения путем индивидуальных консультаций.

Ученик, в полном объеме освоивший нормы выработки, технологические процессы, может быть допущен к сдаче на разряд ранее определенного срока обучения по ходатайству администрации цеха.

Подготовка и переподготовка рабочих заканчивается сдачей квалификационных экзаменов в цеховой квалификационной комиссии с присвоением начального квалификационного разряда согласно ЕТКС.

При курсовой подготовке обучения проводится в учебной группе. Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям - производится с целью получения новой профессии к уже имеющейся у работника профессии для расширения профессиональных возможностей рабочих, производственной необходимости, совмещения профессий.

Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на администрацию ОАО «ГМЗ № 2». Организационная работа ведется отделом кадров при активном содействии руководителей структурных подразделений предприятия.

Для подготовки к аттестации отдел кадров издает приказ, которым утверждаются:

1) сроки проведения аттестации;

2) список служащих, подлежащих аттестации;

3) состав аттестационной комиссии (обычно 5-7 человек), ее председатель, заместитель председателя, секретарь;

4) график проведения аттестации;

5) перечень необходимых материалов на аттестуемых и порядок их представления.

Приказ об аттестации доводится до сведения аттестуемых не менее чем за месяц до начала аттестации.

В состав аттестационной комиссии входят руководители структурных подразделений, высококвалифицированные специалисты, работники отдела кадров, независимые эксперты.

Цель аттестации - наиболее рациональное использование специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело. Она должна содействовать дальнейшему улучшению подбора и развития кадров, повышению их профессиональной компетентности.

Организация аттестации работников ОАО «ГМЗ № 2» проходит в три этапа:

1. Подготовка к проведению аттестации.

2. Проведение аттестации.

3. Подведение итогов аттестации.

Содержание работы на каждом этапе имеет свою специфику, которая определяется задачами, решаемыми работниками, отвечающими за подготовку и проведение аттестации руководителей и специалистов.

На этапе подготовки к проведению аттестации на первый план выходят следующие задачи:

1) разработка положения о проведении аттестации (или доработка уже существующего положения с учетом требований сегодняшнего дня);

2) выбор методов и типовых форм оценки исполнителей и самой процедуры оценки;

3) подготовка инструкций для руководителей, проводящих аттестацию;

4) подготовка инструкций, регламентирующих работу аттестационной комиссии;

5) составление списка работников, подлежащих аттестации;

6) формирование и утверждение состава аттестационных комиссий;

7) подготовка графика проведения аттестации;

8) оповещение работников о сроках проведения аттестации;

9) определение состава аттестационной комиссии;

10) подготовка и размножение бланков, типовых форм, необходимых для работы аттестационной комиссии.

По результатам аттестации оформляется аттестационный лист. Аттестационный лист и служебная характеристика работника после завершения аттестации хранится в его личном деле.

Споры, связанные с аттестацией, в том числе и по вопросам увольнения работников, признанных не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с законодательством о труде.

2. Требования к руководителю

Текущее руководство деятельностью ОАО «ГМЗ № 2» осуществляет генеральный директор. Он принимает решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляет и координирует работу сотрудников. У него в подчинении находится весь персонал организации.

Организация и культура труда управленческого персонала в ОАО «ГМЗ № 2» соответствует современным требованиям. Смело принимаются и реализовываются нестандартные и новые решения, которые обсуждаются коллегиально во время проведения деловых переговоров и совещаний.

Каждый руководитель отличается собственным индивидуальным стилем, индивидуальность стилей управления проявляется, прежде всего, в процессе общения руководителя с подчинёнными. Стиль руководства ОАО «ГМЗ № 2» можно определить как демократичный. Подчинённым предоставляется самостоятельность, соразмерно их квалификации и выполняемым функциям, они широко привлекаются к подготовке и принятию решений. В ОАО «ГМЗ № 2» поощряется инициатива и творческая активность. Руководитель ОАО «ГМЗ № 2» с уважением относится к сотрудникам, то есть общение на равных, старается помочь подчиненным в возникающих вопросах, считается с их мнением и советами.

Директор ОАО «ГМЗ № 2» обладает следующими характеристиками:

1) широта взглядов и глобальный подход - характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящих за рамки задач фирмы. Данная особенность предполагает преодоление им узкого, технократического понимания своих задач, формирование у него чувства ответственности не только за экономические, но и социальные, экологические, нравственные последствия своей деятельности.

2) решительность - твердость и смелость в принятии решений. Очень важная характеристика любого руководителя, так как отсутствие решительности, смелости может привести к тому, что решение будет принято поздно или вообще не будет принято, что может сказаться отрицательно на предприятии.

3) упорная работа и непрерывная учеба - необходима, в связи с постоянным обновлением, пополнением законов, нормативных актов, с выходом каких либо указов, приказов, постановлений вышестоящих организаций.

4) умение чётко формулировать цели - один из способов повышения мотивации людей к труду. Это качество главным образом результат самосовершенствования руководителя.

5) готовность выслушивать мнения других, в особенности, когда эти другие - подчинённые. Вместе с тем, демонстрация руководителем данного качества в отношении любого человека, включая подчинённого, означает удовлетворение важной социальной потребности последнего - потребности в уважении.

6) беспристрастность, бескорыстие, лояльность. В беспристрастности руководителя кроется важный ресурс эффективности кадровой политики организации.

7) способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций и создавать коллектив с гармоничной атмосферой в нем.

8) умение правильно использовать своё время.

Директор ОАО «ГМЗ № 2» обладает широтой взглядов и глобальным подходом к любому вопросу. Он умеет четко формулировать цели и задачи, стоящие перед сотрудниками ОАО «ГМЗ № 2». Ставя перед сотрудниками определённые задачи на совещаниях, он дает им право участвовать в дискуссии.

Таким образом, анализируя стиль управления ОАО «ГМЗ № 2», следует отметить, что директор, осуществляя руководство предприятием, дает каждому сотруднику возможность участвовать в процессе управления, он прислушивается к мнению каждого и учитывает его в принятии решений.

Определив стиль руководства директора ОАО «ГМЗ № 2», попытаемся нарисовать его психологический портрет.

Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографии, характеристики, способности, черты личности. В такой последовательности и рассмотрим каждый из названных личностных «блоков».

Во-первых - это биографические характеристики, они включают в себя возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителя.

Директор ОАО «ГМЗ № 2» имеет достаточный опыт работы и управления. Очень важными характеристиками, как для занятия менеджерской деятельностью, так и для успешного регулирования в ней являются социальный статус и образование. Директор ОАО «ГМЗ № 2» вышел из интеллигентной семьи, имеет высшее образование. Он постоянно стремиться пополнять свои знания по экономике и менеджменту, изучая современную литературу и посещая семинары.

Анализируя способности директора ОАО «ГМЗ № 2», следует отметить, что он отлично разбирается в вопросах экономики, управления, осуществлении прогнозно-аналитической деятельности, осуществлении кредитной политики, формирование доходной части бюджета, в вопросах управления инвестиционными процессами.

Анализируя личностные черты директора ОАО «ГМЗ № 2» следует отметить, что он уверен в себе, эмоционально уравновешен, стрессоустойчив, креативен, предприимчив, ответственен, надежен, общителен.

Таким образом, директор ОАО «ГМЗ № 2» - это человек, с богатым опытом работы, ему присуще самоуважение, смелость, воля, неприятие слепого следования авторитетам, он уверен в себе, это проявляется, прежде всего, в том, что сотрудники ОАО «ГМЗ № 2» уверены в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, является той «спиной», которая прикроет. Это обеспечивает психологический комфорт и повышает мотивацию к выполнению задания. Директору ОАО «ГМЗ № 2» в своей работе очень часто приходится сталкиваться с инновационной деятельностью, что требует от него проявления элементов новизны, творчества, предрасположенности влиянию времени. Он, так же, способен видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, в частности подчинённых, и поддерживать их начинания.

3. Документы, регламентирующие управление персоналом, ОАО «Городской молочный завод № 2»

Основным источником информации для анализа численности работников в ОАО «ГМЗ № 2» является отчет по труду. При составлении этого отчета и при анализе показателей по труду предприятия должны руководствоваться Инструкцией Министерства статистики и анализа Республики Беларусь по статистике численности работников и заработной платы.

Отчет по труду в ОАО «ГМЗ № 2» составляется ежемесячно нарастающим итогом с начала года и содержит также данные за соответствующий период прошлого года. В нем приводятся показатели численности работников, фонда заработной платы, средней заработной платы на одного работника, количества отработанного рабочего времени, движения рабочей силы и рабочих мест. Анализ показателей по труду производится в определенной последовательности: анализ численности работников, производительности труда и анализ расходов на оплату труда.

Трудовые отношения в ОАО «ГМЗ № 2» регулируются правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда рабочих, руководителей, специалистов и служащих.

Кадровая политика является составной частью всей управленческой и производственной политики ОАО «ГМЗ № 2». Цель кадровой политики - обеспечить наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов рабочей силы и позволить каждому работнику развивать свои потенциальные возможности.

В ОАО «ГМЗ № 2» основными кадровыми документами являются:

- заявления (о приеме, переводе, увольнении);

- приказы по личному составу;

- личная карточка форма № Т-2;

- личный листок по учету кадров;

- трудовые книжки;

- автобиографии работников.

Порядок ведения трудовой книжки предусмотрен постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О трудовых книжках работников» от 10.12.1997 № 1635 (с изменениями и дополнениями). Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 11.05.2000г. № 72 утверждена Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников.

Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше пяти дней, если работа в этой организации, у индивидуального предпринимателя и физического лица, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, является для работника основной. Работники, поступившие на работу не впервые, обязаны предъявлять нанимателю оформленную в установленном порядке трудовую книжку.

При принятии на работу новый работник знакомится с коллективным договором, договором о полной материальной ответственности, должностной инструкцией, которые регламентируют его поведение.

Работник обязан:

- добросовестно выполнять работу согласно должностной инструкции;

- подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения), не противоречащие законодательству и нормативным актам;

- не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;

- соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда, безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты;

- бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры к предотвращению ущерба;

- принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы;

- поддерживать свое рабочее место, оборудование и приспособления в исправном состоянии;

- соблюдать установленный порядок хранения документов, материальных и денежных ценностей;

- хранить служебную тайну, не разглашать, без соответствующего разрешения нанимателя, коммерческую тайну;

- при необходимости работать кассиром-контролером.

Система административных средств поддержания трудовой дисциплины, мотивации труда базируется на положениях Коллективного договора, Трудового кодекса Республики Беларусь.

К нарушителям трудовой дисциплины применяются следующие меры воздействия:

- замечание;

- лишение полностью или частично премий по текущему премированию;

- увольнение.

Лицам, совершившим прогул без уважительной причины, отпуск уменьшается на количество дней прогула и на усмотрение директора работник может быть лишен КТУ, то есть работника могут лишить премии, начисляемой за трудовое участие.

До применения дисциплинарного взыскания администрация запрашивает письменное объяснение работника. Отказ работника от дачи объяснений не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. За каждый дисциплинарный проступок применяется только одно дисциплинарное взыскание. Взыскание оформляется приказом нанимателя. Приказ с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок. Отказ работника от ознакомления с приказом оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

С вновь принимаемыми сотрудниками на должность рабочих в ОАО «ГМЗ № 2» заключаются трудовые договора: бессрочные или на определенный срок.

Содержание трудового договора можно представить так:

- стороны, заключившие договор;

- срок службы, при этом обязательно указывается испытательный срок;

- обязанности, функции;

- наименование должности;

- организационное упорядочение;

- задачи;

- полномочия;

- оплата труда;

- основная оплата по профессии;

- возможности изменения оплаты;

- тарифные льготы и компенсации в соответствии с Коллективным договором;

- отпуск;

- условия труда;

- повышение квалификации.

Трудовой договор определяет:

- тарификационные требования на выполняемую работу;

- профессионализм и необходимую компетенцию работника;

- регламенты и обязанности по выполняемой работе, куда и в качестве кого принимается работник;

- условия труда;

- оплату труда по выполняемым функциям;

- возможности профессионального роста и возмещение в случае расторжения затраченных на это средств;

- возмещение ущерба, материальную ответственность;

- ответственность сторон при нарушении договора.

С руководителями и специалистами, вновь принимаемыми на предприятии, обязательно заключается контракт на срок до 2-х лет.

Контракт о найме на работу - это не просто письменное перечисление основных условий найма. Контракт включает положения, основанные на устных комментариях и письменной информации работнику и обеспечивает соблюдение прав работника, гарантированных законом.

Литература

1. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити» - 2001 г.

2. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Учеб. пособие. - Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.

3. Бухалков М.И., Кузьмина Н.М., Бабордина О.А. Управление персоналом на предприятии. - М.: Экзамен, 2005. - 318 с.

4. Гончаров В.И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием. - Мн.: НИУ, 2000. - 160 с.

5. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. М.: Академический проект, 2003. - 399 с.

6. Лукаш Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы: практическое руководство. - М.: Финпресс, 2007. - 208 с.

7. Новиков Е.А. Организация работы службы управления персоналом. - М.: Альфа-Пресс, 2006. - 282 с.

8. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании. - М.: Гросс Медиа, 2007. - 247 с.

9. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Социальная психология, менеджмент. - М.: Высшая школа, 2004. - 327 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека