Полномочия менеджера
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическая часть. Менеджер: права и функции, пути и способы реализации его полномочий
1.1 Понятие менеджер
1.2 Важнейшие функции менеджера
1.3 Распределение полномочий менеджера
Глава II. Практическая часть. Отдел кадров ОАО "Тайфун"
2.1 Организационная структура отдела кадров
2.2 Особенности проявления основных существенных элементов концепции организации в коллективе отдела кадров
2.3 Сдвиг основных задач и граничащих проблем
Заключение
Список литературы
Введение
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент" и "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин "управление" имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Прежде чем говорить о менеджере, его функциях и полномочиях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин произошел от американского "management" - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит:
· изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
· производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
· управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Целью данной работы является всестороннее изучение менеджера, его функций, прав и полномочий.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть понятие менеджера, так как оно является основополагающим для изучения данной темы;
2. определить функции, которые менеджер исполняет в ходе осуществления им полномочий;
3. дать характеристику качествам менеджера;
4. выявить полномочия которыми наделен менеджер.
В первой главе курсовой работы рассматривается теоретическая часть. Изучаются общие понятия, характеризуется вид деятельности которой занимается менеджер, выявляются основные проблемы связанные с предметом изучения.
Во второй главе рассматривается практическая часть курсовой. Рассматривается на примере осуществление полномочий менеджером, приемы которые применяются менеджером для разрешения стоящих перед ним задач, способы достижение им поставленных целей.
Для раскрытия данной темы в работе использовались не только пособия по менеджменту, но и литература использующая в своем содержание основы психологии.
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Понятие менеджер
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
1. организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
2. руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
3. руководителю по отношению к подчиненным;
4. администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:
· Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений менеджера - способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.
· Менеджер-инноватор.
Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.
· Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
1. наличие общих знаний в области управления предприятием;
2. компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
3. владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
4. принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.
Так как принятие управленческого решения - это сложный процесс, я бы хотела рассмотреть его подробней.
Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы:
a) сбор информации;
b) анализ полученной информации;
c) выяснение актуальности;
d) выяснение, определение условий при которых эта проблема будет решена.
2. Составление плана решения:
a) разработка альтернативных вариантов решения;
b) сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;
c) оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
d) оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
e) составление программ решения;
f) разработка и составление детального плана решения.
3. Выполнение решения:
a) доведение решений до конкретных исполнителей;
b) разработка мер поощрений и наказаний;
c) контроль за выполнением решений.
Методы принятия управленческих решений.
Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема:
1)Декомпозиция. Представление сложных проблем, как совокупности простых вопросов.
2)Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
3)Экспертные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.
4)Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не прийдут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.
5)Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
6)Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.
7)Метод аналогий. Поиск возможных решений проблемы на основе заимствования из других объектов управления.
1.2 Важнейшие функции менеджера
Все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом - значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык, менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.
Справедливость - тоже важная черта менеджера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, у Вас, вероятно появится десяток недовольных. Когда подчиненный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом.
Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.
Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы "босса" и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.
Менеджер, прежде всего представляет собой руководителя. Исходя из этого, еще одной функцией менеджера является функция руководства.
Руководство - центральное понятие в теории организации и управления. Оно имеет несколько определений:
1. Персонифицированная деятельность должностного лица в организации, связанная с непосредственным управлением персоналом;
2. Проявление лидерства в системе формальных отношений;
3. Тип организационного поведения, обусловленный определенным должностным статусом и предусматривающий властные полномочия.
1.3 Распределение полномочий менеджера
Для эффективного выполнения плана необходимо проведение предварительных работ, определяемых в дисциплине менеджмента как "организация". И чем выше степень сложности плана и крупнее его размер, тем сложнее и тщательнее должна выстраиваться организация. Согласно определению, приводимому в "Основах менеджмента" М. Месокна, "организация -- это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей". Таким образом мы определим одну из составляющих пространства осуществления менеджером. Однако, следует понимать, что границы определения предмета управления весьма обширны, и под процесс управления могут попасть и сами функции управления. Так, определены и существуют методические разработки например, по организации планирования, организации контроля и так далее, где делегирование также активно применяется. (Следует отметить, что поскольку перераспределение полномочий инициируется в подавляющем большинстве случаев более высоким руководством по отношению к низшему, и поскольку решения о перераспределении принимаются только "сверху - вниз", синонимом понятия "перераспределение" мы можем считать понятие "делегирование" и употреблять их на взаимозаменяемой основе.) В общем случае делегирование ставит своей целью закрепление различных участков (под участком имеется в виду и участок работ, объединенный по функциональному признаку; и обособленное оргструктурное подразделение, и подразделения, обособленные по территориальному признаку) за различными людьми (должностями), которые управляют их работой и организуют ее на достижение результатов, поставленных перед участком.
Бесспорно, для обеспечения выполнения участком поставленных перед ним задач, руководитель этого участка должен иметь возможность влияния на его работу. В формальных организациях такая возможность предоставляется путем передачи полномочий руководителю. "Полномочия -- ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач." Также понятие "полномочия" могут быть определены как "Право распределять обязанности среди подчиненных и удостоверяться в их надлежащем исполнении". На мой взгляд, данное определение должно быть дополнено словами "и предпринимать меры к исполнению подчиненными их обязанностей с надлежащим качеством и в необходимые сроки". Таким образом, предоставляя полномочия, руководитель предоставляет человеку, занимающему должность право руководства и контроля вверенного ему подразделения "в обмен" на принятие ответственности за результаты такого руководства. В некоторых случаях руководитель также получает право и на изменение технологии деятельности его участка, также неся при этом ответственность за достижение установленных результатов. В любом случае, пределы распространения полномочий должны быть строго определены; какая-либо должность не должна получать слишком много или слишком мало полномочий. В первом случае объем полномочий и, следовательно, возможности управлять работой, не соответствует налагаемой на должность ответственности, вынуждая руководителя нести наказание за недостатки, которые он бессилен изменить; во втором случае возможное пересечение полномочий руководителя одного подразделения с полномочиями другого могут вызвать несостыковку технологий деятельности различных участков и, в конечном итоге, двоеначалие.
Таким образом, если преследуется цель построения четкой и эффективной организации работы предприятия, полномочия должны предоставляться только в объеме, не большем и не меньшем которого они необходимы для ведения участка к выполнению им его функций и достижения установленных в рамках всей организации целей.
Весьма важной является схема контроля, позволяющая быстро и точно осуществлять контроль деятельности организации. И для выполнения этого условия, для получения этой схемы необходима ее плотная координация со схемами распределения полномочий. Кроме этого, в условиях быстро изменяющейся среды существования организации необходим механизм быстрого и точного реагирования. Перестраивание технологии деятельности предприятия, бесспорно, несет за собой перемены в схемах полномочий. Таким образом, механизм отслеживания изменений и внесения ситуационных корректив во все схемы деятельности компании -- механизм мониторинга -- необходим наравне со схемой контроля.
Начнем с традиционной модели. Она подразумевает такие выделенные виды организаций, как линейная и функциональная. Несмотря на их некоторое внешнее различие, принципиально они одинаковы с той точки зрения, что имеют один образующий перераспределение фактор: в линейной организации это линейная организационная структура, а в функциональной -- функция. В линейной структуре основным элементом является вертикальная ветвь -- департамент, отдел, бюро и так далее; каждый менеджер на каждом уровне обладает полномочиями в отношении нижестоящих уровней и несет ответственность за их работу перед менеджером, стоящим на один уровень выше. В этой структуре выполняется принцип единоначалия, обусловливающий невозможность существования любых перекрестных полномочий. Как установлено, где нет полномочий, там и нет ответственности, поэтому линейный руководитель не несет ответственности за деятельность других подразделений. Следует отметить, что в этой структуре наследуются не все полномочия. Нельзя сказать, что менеджер каждого последующего уровня (при движении в сторону понижения) наследует всю полноту полномочий от вышестоящих руководителей. Часть полномочий остается на передающем уровне, не переходя к последующему. Так, во многих компаниях вопросы найма и увольнения персонала делегируются только до какого-то определенного уровня в структуре менеджмента, например, до директора департамента. В этом случае начальник отдела уже не вправе уволить или нанять сотрудника без ведома и согласия своего руководителя. Также очень редко делегируется право распоряжения денежными средствами компании, а также некоторые другие функции.
В функциональных организациях принцип сохраняется, при том, что место структурного деления занимает деление функциональное, а линейный менеджер превращается в функционального.
Что же касается штабной формы организации, где существует выделенный из общей оргструктуры компании штаб, то и здесь увидеть четкую структуру разделения полномочий и ответственности не составляет труда. Для этого необходимо помнить, что полномочия не ограничиваются наличием исполнительной власти, а понятие ответственности несколько выходит за рамки понятия подотчетности. В штабной структуре имеет место разделение видов решений на принципиальные (стратегические или штабные) и операционные (линейные). И в отношении групп должностей, отвечающих за их принятие, применяются те же самые принципы. Отличие состоит в том, что как правило, штабная группа не обладает правом исполнительной власти, действуя в качестве советников, в линейные менеджеры такой властью наделены. Однако несмотря на это отличие, и те, и другие наделены полномочиями и несут ответственность. Линейные менеджеры полномочны управлять своими подразделениями и ответственны за результаты их работы, как было описано выше, а штабные деятели полномочны выполнять свои исследовательские, аналитические и проектные функции и несут ответственность за эффективность их внедрения.
Сетевая организация относится к организационным схемам высших поколений и пока что не получила широкого практического применения. Основными элементами этого вида являются информационный экран, информационные каналы и формирующие единицы. Деятельность организуется формирующими единицами, связанными между собой только посредством информационного экрана, когда при определении на экране цели деятельности формирующая единица включается в ее достижение путем выполнения каких-либо функций, информируя об этом остальные формирующие единицы передачей по информационным каналам данных о своей работе на экран. Подобное заявление автоматически означает захват полномочий, необходимых для выполнения принятой функции и принятие ответственности за ее выполнение и связь с другими функциями посредством информационного экрана. Данный вид организации диаметрально противоположен технократическим и относится к так называемым "творческим" видам. По состоянию на настоящий момент, конкретные процедуры и методики, необходимые для реализации сетевой организационной схемы не разработаны; она существует скорее как некая философская концепция, представление о будущем методов организации деятельности. Тем не менее, на принципиальном уровне она понятна, и место дисциплины распределения полномочий и ответственности в этой схеме более или менее определено.
Механические системы на мой взгляд, лучше всего иллюстрируют три разновидности: функциональное управление, методология SADT и распространенная командная организация.
Командная работа. В этой сравнительно новой разновидности организации содержится принципиальное отличие от традиционной системы. Оно заключается в том, что любая команда является носителем одной строго определенной технологии деятельности. По ее принципу, она создается как инструмент решения конкретной задачи и заключает в себе какой-либо эффективный способ ее решения. Такой способ тщательно отработан, все действия и функции строго определены и закреплены за конкретным исполнителем. В данной системе организации нет места вариациям, не отрегулированным до начала работы. Зачастую работа команды определяется сложными видами планирования и координации, такими как сетевой график, координация осуществляется централизованно и является отдельной функцией. В данной разновидности организации в полномочиях по регулированию операционной деятельности не возникает нужды, так как все процедуры предопределены. Ответственность каждого участника принципиально одинакова и заключается в надлежащем и своевременном выполнении им своей роли. Подразумевается, что команда формируется из высокопрофессиональных специалистов, способных выполнить свое предназначение в рамках данной технологии с качеством, близком к идеальному. Именно поэтому график деятельности команды отличается от аналогичного графика других форм организации заложенным в него динамизмом и слаженностью действий участников. В качестве небольшого отступления от теории к практике замечу, что команды чаще всего привлекаются к решению каких-либо экстраординарных задач, требующих от исполнителей быстроты выполнения и гарантии успеха, таких как, например, санация банка, оперативное хирургической вмешательство, ликвидация последствий стихийного бедствия. Во всех этих примерах от работы команды зависти многое и к таким действиям привлекаются только команды, имеющую хорошую историю, послужной список. Вот здесь и применяется момент ответственности члена такой команды -- ответственность за достижение отличного результата, выполнение поставленной задачи.
Глава II. Практическая часть
2.1 Организационная структура отдела кадров ОАО "Тайфун"
Менеджер является руководителем какого либо процесса происходящего на предприятии. Принятие на работу нового работника и работа отдела кадров это тоже процесс требующий руководства. Рассмотрим это на примере работы отдела кадров ОАО "Тайфун".
2.2 Особенности проявления основных сущностных элементов системной концепции организации в коллективе отдела кадров (ОК)
I. Идентичность
Общественная задача, смысл и цель деятельности ОК заключается в:
1) обеспечении ОАО высококвалифицированным персоналом;
2) управление персоналом ОАО в процессе трудовой деятельности;
3) разрешение социальных вопросов и проблем, волнующих работников ОАО;
4) поиск, отбор и расстановка кандидатов на вакантные должности ОАО;
5) удовлетворение потребностей структурных подразделений в том или ином специалисте (рабочем) по их запросу;
6) подготовка всех необходимых документов относительно обучения, переобучения, повышения квалификации работников ОАО.
II. Политика, стратегия, программы
· служение во благо предприятия;
· использование передовых технологий работы с персоналом ОАО;
· своевременный, глубокий анализ и прогнозирование состояния человеческого фактора в ОАО;
· работа над созданием общего привлекательного имиджа родного предприятия для потенциальных работников ОАО;
· агрессивная рекламная кампания, направленная на непрерывный поиск кандидатов на вакантные должности ОАО;
· формирование корпоративной культуры, предполагающей проведение общественных мероприятий;
· решение жилищных вопросов и оказание социальной помощи персоналу ОАО.
III. Структура
Оргструктура ОК, также как и оргструктура ОАО в целом определяется как линейная структура. Горизонтальные связи в структуре носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные - это связи между руководителем ОК и подчинёнными ему работниками. Основным принципом построения организационной структуры ОК является вертикальная иерархия, т.е. соподчинённость звеньев снизу доверху. Деятельность и функции ОК регламентируются Положением об отделе кадров.
IV. Люди, группы, климат
Для работы в ОК требуется образование не ниже среднего специального. Деятельность каждого работника ОК регулируется соответствующей должностной инструкцией, с которой он обязан ознакомиться под роспись.
Работники ОК - это одна единая и неразделимая группа, которую можно охарактеризовать следующим образом:
1) в коллективе ОК присутствует профессиональная сработанность группы, показателями которой являются взаимозаменяемость, взаимодополняемость и взаимоответственность;
2) имеют место внутригрупповые межличностные коммуникации;
3) квалифицированного потенциала достаточно для реализации итоговых и внеплановых показателей;
4) существуют определённые требования к конечному результату, который и определяет групповую работу в ОК;
5) половозрастной состав коллектива ОК;
6) морально-психологическая сплочённость проявляется в нормах взаимопомощи и взаимоподдержки.
В ОК имеет место власть, основанная на принуждении. Работники ОК обычно испытывают острое беспокойство, боясь потерять работу, лишиться защищённости или уважения коллег. Такая власть ведёт к возникновению ролевых конфликтов, которые возникают, когда работнику, например, даются противоречивые задания и от него требуются взаимоисключающие результаты. Отсюда у персонала ОК появляются неврозы и стрессы, следствием которых являются: физиологические отклонения - повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь, артрит; психологические отклонения, выражающиеся в появлении у людей раздражительности, агрессивности и депрессии; таким образом, вследствие данных отклонений работники начинают плохо относиться к своим обязанностям на рабочем месте, сопротивляются распоряжениям начальства или впадают в неверие в свои силы и способности; поведенческие отклонения - проявляются в снижении производительности труда, отсутствии работников на рабочем месте вследствие получения листка нетрудоспособности и текучести кадров.
Следовательно, автократическое руководство, атмосфера незащищённости на рабочем месте, давление фактора времени при выполнении заданий, рабочие перегрузки в ОК - всё это приводит к разрушению внутреннего психологического климата отдела.
V. Отдельные функции, органы
К основным функциям ОК относятся: составление и согласование приказов по приёму, переводу, увольнению работников ОАО; оформление справок, составление отчётов и других документов по работе с кадрами; делопроизводство ОК; ведение архива документации ОК; оказание консультационных услуг работникам ОАО по всем вопросам, связанным с их трудовой деятельностью; учёт рабочего времени персонала ОАО; проведение социальной работы относительно работающих в ОАО; подготовка, составление и оформление документов на обучение, переобучение, повышение квалификации персонала ОАО.
В ОК ОАО "Тайфун" работают следующие специалисты:
1) инспектор по работе с ИТР;
2) инспектор по работе с основными и вспомогательными рабочими;
3) инспектор по работе с трудовыми книжками персонала ОАО;
4) группа инспекторов по проведению социальной работы с работниками;
5) инспектор по обучению персонала ОАО;
6) группа инспекторов по учёту и делопроизводству;
7) экономист;
8) психолог;
9) инспектора по учёту рабочего времени.
Все специалисты, работающие в ОК, подчиняются начальнику ОК, который, в свою очередь, подчиняется директору по управлению персоналом и социальным вопросам ОАО "Тайфун".
VI. Процессы, общий ход дела
Вся информация, поступающая в ОК, рассматривается начальником ОК и директором по управлению персоналом и социальным вопросам ОАО. Ознакомившись с документацией, они ставят свою резолюцию, после чего секретарь доводит все поступившие к нему от руководства документы до исполнителей, которые, в свою очередь, доводят документ до исполнения. Если документ, над которым работает исполнитель, требует отчётности, то он либо составляет письменный отчёт о проделанной работе, либо отчитывается перед руководством в устной форме. Процессы планирования и управления деятельностью работников, как правило, проводятся еженедельно по понедельникам в форме планёрок. На таких планёрках: рассматриваются результаты работы ОК за прошедшую неделю, выявляются недочёты в работе ОК и виновные в этом лица или, наоборот, отмечаются успехи за прошедший период времени, строится план работы на предстоящую рабочую неделю.
VII. Физические средства
Для выполнения основных функций в процессе своего функционирования ОК располагает следующими физическими средствами:
· здание (корпус), где располагается ОК.
· офисная мебель, за которой выполняют свою работу специалисты ОК,
· оргтехника, с помощью которой выполняется кадровая работа,
· транспорт, необходимый для совершения поездок в командировки,
· финансовые средства, предназначенные для проведения рекламных кампаний и прочих текущих расходов ОК.
2.3 Сдвиг основных задач и граничных проблем (фаза развития)
I. Пионерская фаза
Основная задача фазы - импульсирование неформальной организации вокруг одной персоны. Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. В различных ситуациях требуются различные способности. При этом структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчинённых. Лидер имеет широкий выбор форм поведения по отношению к работникам. При этом выбор зависит от того, какой властью обладает лидер - формальной или неформальной. В первом случае его поведение является авторитарным, во втором - демократическим. В ОК руководство придерживается авторитарного стиля управления, заключающегося в централизации полномочий, структурировании работы подчинённых, отсутствии свободы исполнителей в принятии решений.
Граничная проблема фазы - управляемость системы, которая достигается путём: выполнения руководством ОК функций управления, обеспечения целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива ОК по решению стоящих перед ним задач; получения информации о состоянии дел ОК и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии; принятия управленческих решений и практических действий, необходимых для обеспечения функционирования ОК в требуемом режиме; подбора и расстановки кадров, координации работы исполнителей.
II. Фаза дифференциации
Основная задача фазы - создание управляемого аппарата на основе: профессионализма руководства; способности вести за собой коллектив; стремления создавать и поддерживать хороший психологический климат в коллективе.
У руководства ОК отсутствуют такие важные элементы, как профессионализм в некоторых вопросах, а также стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат в коллективе ОК. Таким образом, руководство ОК обладает только таким элементом системы управления, как способность вести за собой коллектив путём применения авторитарного стиля управления.
Граничная проблема - человеческие отношения, включающие: отношения между руководством ОК и подчинёнными; отношения между подчинёнными. Отношения между подчинёнными ОК (неофициальные отношения) строятся на основе симпатии друг к другу и сходства личностных ценностей и установок, т.е. это отношения по интересам и отношения на основе дружбы, которые регулируются групповыми санкциями. Отношения между руководством ОК и подчинёнными создаются директивно, официально, по воле руководства, для выполнения определённых целей и задач ОК. Такие отношения регламентируются Положением об ОК и должностными инструкциями работников.
III. Фаза интеграции
Основная задача - развитие целостного организма, основывающееся на следующем:
1) все задачи и цели ОК разделены на специализированные работы, позволяющие определить функции, необходимые работнику, для выполнения возложенных на него обязанностей;
2) каждая задача выполняется в соответствии с системой правил;
3) оргструктура ОК рассчитана на выполнение работы под руководством начальника ОК, власть которого обеспечивается делегированием задач от верхнего уровня - директора по управлению персоналом и социальным вопросам;
4) основанием замещения должностных вакансий в ОК служит только профессиональная квалификация;
5) карьерный рост персонала ОК осуществляется по старшинству, либо в зависимости от достижений в труде.
Граничная проблема - проблемы окружения: старение основных фондов; состояние внешней среды (экономическая нестабильность в стране, инфляция, налогообложение, финансово-кредитная система); контингент работающих; неэффективная система управления ОАО (отсутствие стратегии развития, негибкая оргструктура и т.п.); социальные проблемы персонала.
IV. Фаза ассоциирования
Основная задача - связать предприятие с окружающим миром. ОК помогает ОАО в установлении связи с внешней средой. Исходя из того, что ОК занимается подбором и расстановкой кадров на образовавшиеся вакантные должности ОАО, то нетрудно сделать вывод, в чём состоит суть установления связи с внешним окружением. Такая связь заключается в проведении рекламных кампаний по имеющимся вакансиям в ОАО. Данные кампании проводятся одновременно в СМИ, общественном транспорте, в теле- и радиовещании, на больших телевизионных экранах, установленных в центре нашего города, на ярмарках вакансий, периодически устраиваемых Калужским центром занятости населения.
Граничная проблема - властные блоки. Руководители ОК - директор по управлению персоналом и социальным вопросам и начальник ОК - занимаются: принятием решений по всем важным вопросам деятельности ОК, подбором и расстановкой кадров в ОАО, координацией работ исполнителей, регулированием деятельности трудового коллектива ОК.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать следующие вывод: менеджер является одним из важнейших звеньев организации каждого предприятия. К менеджеру предъявляются большие требования, которые хороший менеджер сможет удовлетворить только, если он будет постоянно совершенствоваться. Задача менеджера - найти способ проанализировать свои подходы и способности, проверить потенциал, научиться действовать по-иному. В прошлом десятилетии люди, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации менеджеров, разработали много практических методов, помогающих им развить и опробовать собственный стиль и способности. Почти всегда при этом руководители овладевают новыми навыками, углубляют понимание своей профессии, обнаруживают ранее скрытые способности.
Так же изучив деятельность менеджера на практике можно увидеть что его деятельность состоит не только в управлении людьми, правильном подходе к каждому работнику, но так же и решение организационных задач. Менеджер не только должен знать решение всех возникших задач но и уметь действовать по ситуации, изменять способы решения для получения максимальной выгоды.
Таким образом, менеджер очень трудная профессия требующая постоянного повышения квалификации и открытия новых способностей в самом себе.
Список литературы
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М . - 2005.
2. Беликов К. Ф. Конспект лекций по курсу "Научно-производственный менеджмент" на факультете МТМиК за 8 семестр. МИЭТ. 2004г.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М . - 2003.
4. Герчикова И. Н. "Менеджмент", М-2000, издательское объединение "Юнити".
5. Галькевич Р.С. Набоков В.И. Основы менеджмента. М . - 2006.
6. Д. Трейси "Менеджмент с точки зрения здравого смысла", "Автор" 2003г.
7. Ильин Н. И., Лукманова И.Г. и др. -- Управление проектами.-- СПб.; "Два-Три", 2006 - 610 с.
8. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М . - 2005.
9. М. Вудкок, Д. Фрэнсис "Раскрепощенный менеджер".
10. Менеджмент. Под редакцией Максимцова М.М. Игнатьевой А.В. М . - 2006.
11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. -- Основы менеджмента: пер. с англ. -- М.: "Дело ЛТД", 2004 -- 702 с.
12. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М . -2006 .
13. Ховард К. Коротков Э. Принципы менеджмента. М . - 2006.
14. McGowen K. SADT (Structure Analysis and Design Technique), USA, 2002
15. Eyre. Mastering Basic Management. MacMillian press, UK. 2003
16. Менеджмент. Под редакцией Цыпкина Ю.А. "юнити".Москва. 2002