Предмет и метод науки управления
11
ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
Вопросы:
1. Объект науки управления
2. Предмет науки управления
3. Содержание науки управления
4. Совокупность методов управления
Вопрос 1. Объект науки управления
Наука управления относится к экономико-организационным наукам, поскольку она изучает отношения и связи людей в процессе управления производством и экономикой в целом.
Основу существования человеческого общества составляет материальное производство, а сфера отношений по поводу производства определяет общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит главной его сфере - непосредственному производству. «…Производство создает для потребления не только предмет, - оно дает потреблению его определенность, его характер, его завершение…» (К.Маркс)
Управление им и процессами, которые происходят в нем, и является объектом данной науки.
При определении предмета науки управления исходят из сущности управления как особой функции, возникающей из необходимости руководства совместным трудом. Производство и всю экономику следует рассматривать как сферу совместного труда, кооперацию индивидуумов, которые требуют квалифицированного управления. К.Маркс относительно занятых в управлении писал: «…отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».
В процессе производства и управления им люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать управление - значит изучать, прежде всего, отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия на процесс производства, выявлять законы формирования отношений управления. И на этой основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.
Наука управления исследует, процессы управления применительно к различным звеньями народного хозяйства является первым и самым решающим уровнем управления является микроуровень. Управление предприятием, отдельным видом производства, иначе той сферой, где создаются материально-вещественные ценности, определяющие, в конечном счете, экономический образ данного общества, является объективной необходимостью. В силу этого данный уровень управления должен быть объектом пристального внимания всей системы управления.
Управление предприятиями не охватывает всей совокупности экономических связей и отношений. Научный характер управления производством определяется тем, что предприятие рассматривается в единстве с другими производственными и потребительскими ячейками общества, которое образуют систему народного хозяйства.
Одним из объектов управления является мезоуровень. Здесь объектом управления выступают отрасли, регионы. Эти объекты имеют свои особенности, связанные со спецификой организации производства, технологическими разновидностями. Для регионов характерны особенности, обусловленные объективными предпосылками экономического развития, пространственным размещением, историко-географическими факторами, производственным потенциалом. Главными составляющими региона являются экономические связи между регионами, региональные системы, размещение производительных сил. Регион как объект управления представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики (регион как квазигосударство), как регион - рынок, регион - социум.
Наиболее глобальным объектом управления является макроуровень - всеобщий объект экономической политики. Макроэкономика - это раздел экономической теории. В нем исследуется экономика как целостная система, формируются цели экономической политики и определяются экономические инструменты, необходимые для ее реализации. Макроэкономический подход используется для исследования состояния и динамики экономики на национальном уровне или на уровне больших секторов. Макроэкономика занимается экономикой в национальном масштабе и потому имеет дело с агрегированными экономическими показателями (валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, совокупный спрос и др. ).
Этот аспект экономики является главным, ведущим в теории управления, так как лишь рассмотрение в народнохозяйственном масштабе его позволяет установить отправные моменты исследования. Обусловлено это тем, что предприятие (первичное звено) составляет неразрывную часть всей системы народного хозяйства.
Специфические объектом управления в масштабе общества выступает вся социальная сфера, сфера услуг. Здесь управление имеет дело, в основном с услугами, направленными на удовлетворение потребностей людей. В этой сфере происходит реализация множества человеческих запросов. Она охватывает все виды услуг, всю социальную инфраструктуру, от которых зависит состояние всего общества, в том числе и формирование интеллектуального потенциала.
Управление духовным развитием неотъемлемая часть всей системы управления. Об этом свидетельствует такое общепризнанное положение о том, что «… Культура, - если она развивается стихийно, а не направляется, сознательно… оставляет после себя пустыню…» (К.Маркс).
В целом, говоря об объекте науки управления, следует резюмировать, что управление производством составляет неотъемлемую часть совокупного процесса труда в любых социально-экономических условиях. Имеет многоуровневый характер и «управление есть необходимый момент всякого способа производства».
Вопрос 2. Предмет науки управления
Управление охватывает многообразие отношений (политических, социальных, экономических, этических и др.)
Если содержание производственных процессов и отношений составляют связи, отражающие организации труда непосредственных производителей материальных благ в производстве, то содержание управленческих процессов и отношений - это связи, отражающие совместный труд участников управления этим производством.
Результатом деятельности по управлению является решения.
В результате одна часть людей занимается непосредственным трудом по производству материальных благ, а другая - управлением. Между этими двумя группами людей в производстве возникают определенные отношения, которые могут быть охарактеризованы как отношения управления производством. Эти отношения, т.е. совокупность общественных связей и их взаимодействие, возникают между субъектом и объектом управления, а также внутри субъекта управления.
Независимо от того, к какому виду и типу отношения управления принадлежат, они, прежде всего, выступают как отношения между объектом и субъектом управления.
Вся экономическая система рассматривается как единство двух подсистем - управляющая и управляемая. Первая из них представляет субъект управления, включающий в себя работников аппарата управления, органов управления - государство, правительство, министерства и др. Вторая - представляет собой в самом общем виде народное хозяйство, отрасли, регионы, предприятия и т.д.
Что касается рабочих мест, то здесь осуществляется другой вид управления - управление средствами труда, которое Ф.Энгельс определил как управление вещами.
Таким образом, в производстве различают два вида управления:
а) управление людьми (работниками),
б) управление средствами труда (вещами).
Управление рабочими средствами труда представляет собой сам процесс производства управляемую подсистему. К управляющей подсистеме относится только управление людьми. Другими словами, управление производством - это управление работниками, которые в свою очередь управляют средствами труда.
Отличительная особенность управления в сфере общественного производства заключается в том, что оно имеет дело со всей совокупностью общественных отношений. Обусловлено это тем, что человек выступает в производственном процессе не только как участник процесса кооперированного труда, но и одновременно как социальная личность, которой свойственный многообразные формы потребностей, побуждений и т.д.
Человек носитель и сгусток почти всех противоречий и в этом заключается сложность управления им как социальным явлением. К. Маркс (в «Тезисах о Фейербахе») определил человека как совокупность общественных отношений.
Резюме вышеизложенного сводится к следующему:
Предметом науки управления являются отношения управления. Отношения управления производством представляет собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия.
Отношения управления производством классифицируется по видам и по характеру.
Они подразделяются:
- на отношения между управляющей и управляемой подсистемами;
- на отношения управления внутри управляющей системы (между ступенями и уровнями управления);
- на отношения между руководителями и подчиненными в каждом звене управления (отношения субординации).
По всему характеру отношения управления производством подразделяются на:
- межличностные,
- межсистемные,
- смешанные.
Отношения управления подразделяются на:
а) отраслевые, т.е. отношения в пределах одной отрасли;
б) территориальные, т.е. отношения в пределах одного региона;
в) межотраслевые, т.е. отношения между организациями разных отраслей;
г) межрегиональные, т.е. отношения между организациями разных регионов;
д) территориально-отраслевые.
Отношения управления по числу организационных связей можно подразделить на простые и сложные.
Вопрос 3. Содержание науки управления
Содержанием науки управления является выявления законов, закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления производством.
Задача науки управления производством состоит в том, чтобы объяснить механизм отношений управления производством и помочь практически находить пути и способы эффективного решения конкретных задач.
Теория управления производством - комплексная система знаний, которая включает следующие разделы:
- Методологические основы управления производством. Здесь раскрывается сущность управления, его содержание, закономерности и принципы управления.
- Учение о системе управления производством. В этом разделе освещаются организационные формы систем управления, функции и структура управления, сочетание различных уровней управления.
- Учение о механизме и методах управления как совокупности средств и рычагов воздействия. Здесь рассматриваются экономический, организационно - распорядительный, социально-психологический механизмы управления; их совокупность и взаимное воздействие.
- Учение о процессах управления, его свойствах, динамике, методах процесса управления; информационное обеспечение и решение как синтез процесса управления.
- Учение о качестве и эффективности управления. Здесь освещаются культура и стиль управления, искусство управления, а также оценка эффективности и пути ее повышения.
Наука управления производством возникает из запросов практики, которая составляет основу развития теории.
Содержания теории управления производством определяются объектом. Управление - это наука и искусство, в нем сочетаются объективное и индивидуальное.
В целом развитие науки об управлении в XX -веке условно выделить следующие этапы:
- 50-е годы - период чисто управленческих решений;
- 60-е годы - долгосрочное внутрифирменное планирование;
- 70-е годы - стратегическое планирование;
- 80-е годы - стратегический менеджмент;
- 90-е годы - открыли новый этап в развитии управленческой науки - исследование стратегических процессов [ПТПУ - 5. 2000]
Вопрос 4.Совокупность методов управления
Наука управления, как и любая другая наука, имеет предмет, теорию и метод.
Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в данной области знания.
Применяется множество методов в теории и практике управления. Сюда относятся:
- Диалектический метод. Все законы и категории имеют место в управлении;
- Конкретно-исторический подход - обязательное требование научной разработки проблемы управления производством;
- Комплексный подход - одно из условий эффективного изучения и разработки рекомендации по управлению.
- Аспектный подход - исследование одной из сторон отношений управления, одно из свойств. (Аспекты: политэкономический, социологический, философский и т.д.)
- Системный подход - он позволяет рассматривать как управляемую, так и управляющую систему как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Условием реализации системного подхода является методология системного анализа. Системный анализ служит одной из методологических основ проектирования организационных структур управления.
- Эффективным методом науки управления является моделирование. Оно заключается в построении модели управляемого объекта или субъекта управления, которая облегчает изучение их свойств и особенностей поведения.
- Используется методы эксперимента, социологические методы, методы мотивации и др.
Рекомендуемая литература:
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: 1997.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996.
3. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.
4. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. - М., 1996.
5. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник - М.: «Экзамен», 2002.
Контрольные вопросы
1. Что понимают под объектами управления?
2. Какие существуют виды управления производством?
3. Назовите задачи управления производством.
4. В чем заключаются методологические основы управления производством?
Практическое упражнение (кейс) для проведения СРС
Предприниматель или менеджерРоза Райхман является вице-президентом компании «Парсон Бринкерхофф», семнадцатой по величине инженерной компании Соединенных Штатов. Она начала свою карьеру в компании «Парсон Бринкерхофф» как свободный журналист в отделе корпоративных публикаций. Эта временная работа обернулась для нее работой постоянной, а потом, спустя короткое время, она стала главной отдела. В 1980 г. президент компании Анри Мишель сказал Райхман. что ей придется сократить штат своего отдела. Вместо этого Райхман спросила Анри Мишеля, можно ли ей оставить группу в полном составе и использовать услуги ее отдела, чтобы зарабатывать средства для компании. Он согласился. В 1981 г. она преобразовала редакционно-издательский отдел в аккредитованное рекламное агентство, которое называлось «Пи Би Коммьюникейшенз». Поскольку маркетинг инженерных услуг был привычным для ее группы делом, они сначала открыли обслуживание своих фирм: архитектурных. Инженерных и управляющих строительством. В итоге, эта новая рекламная фирма начала предлагать свои услуги по рекламе в совершенно новых областях: юриспруденции, страховании, финансах и недвижимости. Ведение «бизнеса внутри бизнеса» может стать причиной нетипичных проблем. Как только издательский отдел организовал коммерческий центр, другие отделы в компании «Парсонс Бринкерхофф» должны были платить ему за его услуги. Именно тогда соответствующие отделы начали искать более выгодные условия в отношении стоимости и вида услуг за пределами компании. Многих людей в коммерческом центре приходилось убеждать, что инженеры компании «Парсонс Бринкерхофф»- это такие же важные клиенты, как и клиенты со стороны. Чтобы устранить волнения и сохранить ориентацию на внутрифирменное обслуживание» «Пи Би Коммьюникейшенз» должны были активизировать усилия в области маркетинга внутри компании и одновременно начинать кампанию по внешнему маркетингу. На сегодняшний день «новое предприятие» Розы Райхман имеет серьезный успех. Объем услуг, оказанных клиентам внутри самой фирмы «Парсонс Бринкерхофф» и вешним клиентам, превысил в 1986 г. 1,4 млн. долл. «Пи Би Коммьюникейшенз» продолжает искать новые пути и способы зарабатывать деньги, используя навыки редакционно-издательского отдела.Вопросы для обсуждения1. Кто, по вашему мнению, Роза Райхман - предприниматель или менеджер?2. Как вы полагаете, типично ли Анри Мишеля принять предложение Розы Райхман как руководителя высшего звена? Почему?3. Помимо проблем, отмеченных в данной ситуации, с какими другими трудностями могла столкнуться Роза Райхман на пути преобразования своего отдела в самостоятельный бизнес?Темы рефератов1. Роль и значения науки управления в развитии экономической системы.2. Объект науки управления.3. Предмет науки управления.4. Управленческие отношения, характеристика и виды.5. Содержание науки управления.