Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Прогнозирование и разработка стратегии коммерческой деятельности на ООО "Вегас-Азарт"

Прогнозирование и разработка стратегии коммерческой деятельности на ООО "Вегас-Азарт"

94

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уральский государственный экономический университет

Факультет торгово-экономический

Направление (Специальность) коммерция (торговое дело)

Специализация специалист коммерции

Кафедра коммерции, логистики и маркетинга

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: “Прогнозирование и разработка стратегии коммерческой деятельности на ООО «Вегас-Азарт»

Исполнитель Ромашин С.М.

Группа КД - 00 - 1

Руководитель: доцент, к.э.н. Рогозина Т.Б.

Нормоконтролер: доцент, Чернышова Н.К.

Рецензент: Ромашин М.А.

Екатеринбург

2005 г.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и особенности прогнозирования коммерческой деятельности предприятия в современных экономических условиях 6

1.1 Понятие и сущность прогнозирования коммерческой деятельности 6

1.2 Основные типы и виды прогнозирования, используемые в коммерческой деятельности 10

1.3 Особенности развития игорного бизнеса как отдельного направления коммерческой деятельности 17

2. Анализ организации коммерческой деятельности на предприятии ООО «Вегас-Азарт» 39

2.1 Характеристика и организационная структура ООО «Вегас-Азарт» 39

2.2 Анализ результатов коммерческой деятельности ООО «Вегас-Азарт» 44

2.3 Организация коммерческой деятельности на ООО «Вегас-Азарт» 47

2.4 Прогнозирование результатов деятельности ООО «Вегас-Азарт» 54

3. Рекомендации по совершенствованию стратегии развития коммерческой деятельностьи на предприятии игровой индустрии ООО «Вегас-Азарт» 61

3.1 Выбор стратегии поведения на игровом рынке для ООО «Вегас-Азарт» 61

3.2 Налоговое окружение и законодательная база проекта 73

Заключение 77

Список использованной литературы 81

Приложение А 84

Приложение Б 89

Приложение В 90

Приложение Г 92

Введение

«Игорный бизнес - явление неоднозначное: принося колоссальные доходы не только своим хозяевам, но и бюджетам всех уровней, нередко он становится первопричиной людских трагедий. Подавляющее большинство россиян относятся к нему негативно, требуя вовсе закрыть игровые заведения.

Игорный бизнес в России - явление молодое, всего 15 лет от роду. Появившись в 1989 году с открытием в СССР первого казино, девять лет жил он "в подполье". В 1998 с принятием Федерального Закона "О налоге на игорный бизнес" перешел на легальное положение, но бурного развития от того так и не получил - не пользовались фешенебельные казино и элитные игорные заведения популярностью у нищих россиян. Затем появились игровые автоматы. За несколько лет они тихо, ненавязчиво оккупировали бары и ларьки, магазины и остановки. Теперь без них уже не обходится ни одно общественное заведение: от вокзалов до крупных супермаркетов. Скачут "семерки", вертятся ручки "одноруких бандитов" на всем российском просторе. Предприимчивые бизнесмены, некогда торговавшие продуктами, теперь переоборудуют свои ларьки в залы игровых автоматов. Игорный бизнес вступил в этап бурного развития.» Накануне от 28.02.2005 «Игорный бизнес хочет понятных правил игры»

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что такое явление как игорный бизнес появившееся не так давно в нашей стране уже перестало быть редкостью, и постепенно принимает массовые обороты, создавая молодую, но отнюдь не новую отрасль народного хозяйства, называемую «Игорный бизнес» или «Индустрия развлечений». Значение игровой отрасли сейчас динамично возрастает: ее налоговые отчисления в бюджеты увеличиваются с каждым месяцем. Кроме того, игровой бизнес обеспечивает тысячи рабочих мест. Муниципальные, областные, федеральные власти, все заинтересованы во взаимодействии с ним и его развитии.

В данной работе будут освещены теоретические и практические основы прогнозирования и стратегического планирования, состояние игрового бизнеса на современном этапе, правовые аспекты организации игорного бизнеса, построены прогнозы развития и выработана стратегия развития предприятия в игорном бизнесе на примере ООО «Вегас-Азарт».

Целью работы является прогнозирование и разработка стратегии коммерческой деятельности на предприятии ООО «Вегас-Азарт»”.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучение теоретических основ прогнозирования и стратегического планирования на коммерческом предприятии,

изучение внешней и внутренней среды предприятия игровой индустрии для более полного и точного прогнозирования деятельности;

оценка экономических результатов, прогнозирование коммерческой деятельности, выработка стратегии и разработка плана мероприятий по улучшению коммерческой деятельности.

С целью получения учетных и статистических данных были использованы материалы монографических исследований, периодической монографической литературы, данные специальных экономических исследований, наблюдений, а также статистических и бухгалтерских данных компании.

Объект изучения - сеть салонов игровых автоматов ООО «Вегас-Азарт»

Предмет изучения - коммерческая деятельность в компании.

При написании работы были использованы общепринятые методы экономических исследований, такие как монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный и другие.

Период исследования охватывает первый и второй квартал 2005 года.

При написании данной дипломной работы была использована экономическая литература российских и зарубежных ученых-экономистов, статистические сборники, периодические издания, а также материалом для написания дипломной работы послужили данные внутренних отчетов предприятия, первичная бухгалтерская отчетность, а также собственные наблюдения автора за эффективностью коммерческой деятельности залов игровых автоматов ООО «Вегас-Азарт».

Работа состоит из трёх глав, восьми параграфов, введения, заключения и списка использованной литературы. В работе 23 рисунка и 10 таблиц.

1. Понятие и особенности прогнозирования коммерческой деятельности предприятия в современных экономических условиях

1.1 Понятие и сущность прогнозирования коммерческой деятельности

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Потребность в решении возникает только при наличии проблемы, которая в общем виде характеризуется двумя состояниями--заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения. Рассогласование между этими состояниями предопределяет необходимость выработки -управленческого решения и контроля за его реализацией.

Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Без этих критериев не возможна реализация одной из основных функций управления--контроля. Исходя из этого можно сделать вывод, что цель, степень достижения которой можно количественно измерить, будет всегда лучше цели, сформулированной лишь словесно (вербально).

Прогнозирование -- это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение--это проекция в будущее, а будущее -- содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения. Статистическое моделирование и прогнозирование: под ред. А.Г. Гранберга стр. 8

Нужно отметить, что выработка решения есть процесс осознания целей и средств и мысленного обсуждения и совершения действия, предшествующего фактическому выполнению этого действия. Волевой фактор является одним из факторов, направляющих процесс выработки и принятия решения. Поскольку решение может быть различным, назначение волевого фактора состоит именно в выборе одного определенного варианта решения. Н.Л. Карданская. Принятие управленческого решения. стр.10

В процессе прогнозирования нельзя ограничиваться решением задач экономико-математического моделирования и выбором оптимального по тем или иным критериям решения из конечного множества альтернативных решений.

Прогноз - это поиск реального и экономически оправданного решения. Прогнозирование определяет процессы, которые необходимо учитывать в будущем периоде, и позволяет обосновывать методы активного воздействия на них.

Основными, или базисными, понятиями прогностики являются:

Вариант прогноза - один из прогнозов, составляющих группу возможных прогнозов объекта прогнозирования.

Метод прогнозирования - способ исследования объекта прогнозирования направленный на разработку прогноза.

Методика прогнозирования - совокупность методов и правил разработки прогнозов конкретных объектов.

Объект прогнозирования - процессы, явления и события, на которые направлена деятельность субъекта прогнозирования. В зависимости от:

природы объекта различают:

социальные;

научно-технические;

экономические;

экологические;

возможности воздействия на него субъекта прогнозирования:

управляемые;

неуправляемые.

Потребитель прогноза - организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, использующее результаты прогнозов, а также в ряде случаев формулирующее задание на прогноз. Иногда потребитель может выступать в качестве заказчика.

Приём прогнозирования - одна или несколько математических или логических и других операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза, например:

а) вычисление средневзвешенного значения оценок эксперта;

б) определение компетентности эксперта;

в) сглаживание и выравнивание динамического ряда и т.д.

Прогнозная модель - модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и/или путях и сроках их осуществления. Прогнозная модель в виде графика называется “граф-моделью объекта прогнозирования” или “граф-моделью”.

Прогнозный фон - совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий (факторов). Существенных для решения задачи прогноза.

Система прогнозирования - система методов прогнозирования и средств их реализации, функционирующая в соответствии с основными принципами прогнозирования.

Средствами реализации являются экспертная группа, организационные мероприятия, технические средства и т.д. Системы прогнозирования могут быть автоматизированными и неавтоматизированными и разрабатываться на различных уровнях управления.

Субъект прогнозирования - организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, разрабатывающее данный прогноз.

Этап прогнозирования - часть процесса разработки прогнозов, характеризующаяся своими задачами, методами и результатами. Деление на этапы связано со спецификой построения систематизированного описания объекта прогнозирования. Сбором данных прогнозного фона, с построением поисковой и нормативной моделей, верификацией прогноза. Особое место занимает прогнозная ориентация, предшествующая операциям собственного прогнозирования, а также разработка рекомендаций для целеполагания, программирования, планирования, проектирования, т.е. для управления на основе данных, полученных в результате прогнозирования. Статистическое моделирование и прогнозирование: под ред. А.Г. Гранберга стр. 10-13

Процесс разработки прогнозов и планов очень трудоёмкий. Кроме того, он требует сведения прогнозов и планом разных уровней. Для проведения таких работ необходимо обеспечения единства методологии.

Методология - это совокупность методов и приёмов исследования, которые применяются в какой-либо науке с учётом специфики объекта его познания.

Экономическое прогнозирование - это система научных исследований про возможные направления будущего развития экономики её отдельных отраслей. В макроэкономическом планировании оно играет особую роль, потому как даёт возможность вероятного видения исследования объекта в будущем. Научное прогнозирование есть формой научного предвидения. Оно как правило предшествует разработке социально-экономических и научно-технических программ и планов.

В зависимости от сферы применения прогнозирование бывает социально-экономическим и научно-техническим. Социально-экономическое прогнозирование даёт оценку возможным перспективным изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое прогнозирование направлено на разработку научных, технических и технологических способов реализации планов социально-экономического развития.

В зависимости от уровня управления прогнозирование делится на народно-хозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование развития предприятия. Народно-хозяйственное прогнозирование учитывает возможности оптимального достижения цели производства, выполнения задач экономического развития. Отраслевое прогнозирование осуществляется с учетом предложения различных отраслей и регионов. Прогнозирование развития коммерческих фирм, корпораций, предприятий выполняется с учётом новых тенденций экономического и социального аспекта и новейших достижений техники и технологии производства, методов продажи.

По уровню обоснованности прогнозы делят на поисковые (исследовательские) и нормативные. Поисковое прогнозирование оценивает перспективные тенденции развития экономики, а нормативное связано с определением путей и сроков достижения желаемого состояния экономики и социального развития страны на основе достигнутых результатов. Нормативное прогнозирование осуществляется на основе заблаговременно определённой цели. Его задание - определить пути и сроки достижения возможного состояния экономики в будущем на основе заданных нормативов.

1.2 Основные типы и виды прогнозирования, используемые в коммерческой деятельности

Для предсказания будущего фирмы используют следующие типы прогнозирования:

Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Часто прогнозы такого рода имеют фирмы “утопий” или “антиутопий” - литературных описаний вымышленного будущего. Несмотря на кажущуюся отдалённость от мира экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому количественному прогнозу. Недаром для обоснования своих идей некоторые известные отечественные экономисты использовали не только научные теории, но и литературные утопии. Прогнозирование, основанное на творческом видении, может использоваться для непосредственного предсказания менеджерами и др. участниками экономической организации будущих результатов её деятельности.

Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее (рис. 1).

Рисунок 1 - Схема поискового прогнозирования

Поисковое прогнозирование может быть двух видов:

Традиционным, или экстраполятивным;

Новаторским - альтернативным.

Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз, может быть, простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.

Экстраполятивный подход означает, во-первых, оценку прошлых показателей деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее.

Таким образом, главное предположение экстраполятивного подхода в прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее.

Несмотря на возникновение альтернативного подхода, экстраполятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирования.

Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и в следствии этого:

развитие фирмы происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто;

существует определённое число вариантов будущего развития фирмы (или определённое число положений равновесия фирмы).

Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего. Во-вторых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логике два способа развития - гладкий и скачкообразны, создавая синтетическую картину будущего.

Альтернативный подход сравнительно молод (широкое применение его началось в 80-е годы), однако он быстро завоёвывает популярность в практике внутрифирменного планирования.

В целом поисковое прогнозирование опирается как на количественные, так и на качественные методы.

Например: примером качественных (не количественных) прогнозов могут быть опросы руководителей промышленных предприятий, брокерских и посреднических фирм. В основу опросов положена неколичественная методика мюнхенского IFO-института. Респонденты оценивают текущее и будущее состояние отрасли и фирмы не в количественных показателях, а в категориях “больше-меньше”, “лучше-хуже”.

Специальные исследования, проводившиеся в Европе, показали, что участники опросов признали подобные конъюнктурные опросы полезными для себя, особенно в отраслевом разрезе. Фирмы - участники опросов - сообщают, что используют прогнозы при разработке краткосрочных оперативных планов и бюджета. Около четверти респондентов применяют результаты опросов в бизнес-планировании.

Исходя из результатов опросов о динамике объема производства, предприятия фирмы определяют направленность деловой политики и текущих планов.

Таким образом, качественные (не количественные) методы прогнозирования оказывают не меньшую помощь в определении будущей деятельности предприятия, чем прогнозы, выраженные в конкретных цифрах и абсолютных показателях.

Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование. В рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей.

Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Поэтому для нормативного подхода характерно преимущественное применение качественных методов исследования (рис. 2)

Рисунок 2 - Схема нормативного прогнозирования

Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование является в большей степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды организации.

Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким признакам.

Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата. Различная длительность прогнозов определяется существованием различных горизонтов планирования: от краткосрочного до долгосрочного.

Существуют прогнозы на очень короткий период времени - сроком до месяца. К таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы движения наличности.

Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годичных планов.

Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.

Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые, нормативные и основанные на творческом видении.

В-третьих, в связи с возможностью воздействия фирмы на своё будущее прогнозы делятся на пассивные и активные.

Пассивный прогноз - исходит из того, что фирма в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних процессов.

Активный прогноз - предусматривает возможность активных действий фирмы по проектированию собственного будущего, её реальное воздействие на внешнюю среду.

В заключении можно отметить некоторые источники ошибок применения методов прогнозирования среды бизнеса и способы их преодоления.

Основными источниками могут быть названы:

простое перенесение (экстраполяция) данных из прошлого в будущее (например, отсутствие у фирмы иных вариантов прогноза, кроме 10% роста продаж).

невозможность точного определить вероятность события и его воздействия на исследуемый объект.

непредвиденные трудности (разрушительные трудности), влияющие на осуществление плана, например, внезапное увольнение начальника отдел сбыта.

Ошибки первой категории могут быть сужены путем применения методов регрессионного анализа, криволинейного сглаживания и других техник.

Ошибки второй категории частично могут быть преодолены при помощи метода Дельфи, сценариев, моделей, анализа модели жизненного цикла.

В целом точность прогнозирования повышается по мере накопления опыта прогнозирования и отработки его методов.

Например: предприятие, выпускающее известь, столкнулось с насыщением спроса на свою продукцию на рынке строительных материалов. Пассивный прогноз в этом случае предположил бы сохранение тенденции падения спроса на известь, а значит, сокращение ее производства. Активный прогноз напротив, мог бы включить дополнительные усилия фирмы по стимулированию спроса на известь, например, за счет проведения агрессивной рекламной кампании на рынке товаров для садоводов с акцентом на универсальное применение извести на их участках. Тогда в рамках активного прогноза могло бы быть высказано суждение о возможном сохранении или даже увеличении спроса на известь.

В-четвертых, прогнозы делятся на вариантные и инвариантные в зависимости от степени вероятности будущих событий.

Если вероятность прогнозируемых событий велика, или, другими словами, фирма рассчитывает на высокую степень определенности будущей среды, то прогноз включает в себя только один вариант развития, то есть является инвариантным. Обычно инвариантный прогноз основывается на экстраполятивном подходе, простом продолжении сложившейся тенденции.

Вариантный прогноз основан на предположении о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития.

Таким образом, в рамках вариантного прогноза описывается несколько вероятных состояний фирмы в будущий период времени (рис. 3).

Рисунок 3. Вариантный прогноз

Каждый из вариантов развития учитывает специфическое состояние будущей среды фирмы и, исходя из этого, определяет основные параметры данного бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния фирмы называют сценарием.

В-пятых, прогнозы подразделяются по способу представления результатов на точечные и интервальные.

Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10%.

Рисунок 4. Точечный и интервальный прогнозы

Интервальный прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя (рис. 4). Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10-15%.

1.3 Особенности развития игорного бизнеса как отдельного направления коммерческой деятельности

Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, казино, игровыми залами, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.

Под услугами понимают огромное разнообразие видов деятельности и коммерческих занятий. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент, стр. 25

Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде. Котлер Ф., Основы маркетинга, стр. 600

Снимая комнату в отеле, откладывая деньги в банк, путешествуя на самолете, посещая психиатра, постригаясь у парикмахера, сдавая в ремонт автомобиль, наблюдая за игрой спортсменов-профессионалов, смотря кинофильм, сдавая вещи в химчистку и консультируясь у юриста, мы во всех этих случаях приобретаем услуги.

Игорный бизнес тоже относится к сфере услуг, так как продаваемым товаром в данном случае является отдых, досуг, азарт. Они не имеют вещественной формы и не приводит к завладению чем либо, кроме выигрыша, который в данном случае является главным стимулом из-за которого эта услуга была и будет востребована всегда. По теории потребностей Маслоу, все потребности человека можно условно разделить на группы. Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:

Физиологические потребности

Потребности безопасности и уверенности в будущем

Потребности принадлежности и причастности

Потребности признания и самоуважения

Потребности самовыражения

В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают, удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

физиологические - 85%,

безопасность и защита - 70%,

любовь и принадлежность - 50%,

самоуважение - 40%,

самоактуализация - 10%.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:

Физиологические потребности

Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план. Эта потребность заставляет человека добиваться наиболее высокого положения самыми различными способами, и не всегда правильными, так например, у людей с нехваткой покрытия этой потребности развивается чувство постоянной неудовлетворённости, или жадности. Человек сам того не осознавая, может украсть, он всегда надеется на неожиданную удачу. От этого он очень азартен, и готов поддаться этому искушению, «игре», но человек в данной ситуации не может рискнуть больше, чем имеет, от этого и все его удачи настолько же малы, как и его амбиции.

Потребности безопасности и защиты.

Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. Данная потребность всегда ограничивает человека в поисках удачи, так как зачастую удача сопряжена с риском, а риск противоречит безопасности.

Потребности принадлежности и любви.

На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола. Эта потребность ведёт человека в общественные заведения, где всегда есть с кем поговорить, пообщаться, пусть это будет не человек, а машина которую называют «однорукий бандит» заменит ему собеседника, друга, подругу, любовь. В момент игры на деньги человек ощущает себя выше чем есть на самом деле, только он и машина вершат судьбы.

Потребности самоуважения.

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. Здесь человеку необходимо знать, что то, что он делает, признается и оценивается.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается. Разве несамоуверенный, не свободный человек сядет играть в азартные игры, конечно нет. И логика здесь проста, я рискую потому, что уверен в себе.

Потребности самоактуализации.

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Игрок, всегда человек с завышенной самооценкой, я играю, потому, что могу… «Я король мира, играю с удачей, И от результата поединка, зависит всё…» На самом деле, зависит только его судьба и его карман.

Следовательно игорный бизнес, а именно «Залы игровых автоматов», или как их ещё называют - «Казино для бедных», одновременно удовлетворяет все виды потребностей от самых первостепенных, до высших.

Для ого чтобы выяснить отношение молодёжи к азартным играм, в том числе и к электронным азартным играм, автор приводит следующий социологический опрос с комментариями:

В начале 2005 года Российской Ассоциацией Развития Игорного Бизнеса (РАРИБ) было проведено анкетирование среди студентов одного из экономических вузов. 110 будущих менеджеров, из которых 65 девушек и 47 юношей в возрасте от 17 до 20 лет, участвовали в исследовании, отвечая на вопросы о своем отношении к азартным играм.

Конечно, данная фокус-группа не является репрезентативной для того, чтобы быть основной целевой аудиторией казино, как в силу своего возраста, так и в силу еще нестабильного материального положения. Но в будущем они как раз и могут стать потенциальными клиентами игорных заведений, поэтому выявление их отношения к данному виду развлечений имеет не последнее значение. В исследовании учитывалось отношение и к казино, и к залам игровых автоматов.

На вопрос "Можете ли Вы назвать себя азартным человеком?" 46 человек ответили утвердительно, 53 человека - отрицательно, 11 человек не уверены в этом свойстве своего характера. Отвечая на вопрос об отношении к азартным играм, большинство девушек (29) и юношей (25) ответили равнодушием; 32 человека отрицательно воспринимают игры на деньги; 23 респондента - приветствуют. Некоторые уточняли, что относятся к азартным играм хорошо лишь, когда выигрывают. При этом 39 девушек и 13 юношей никогда не принимали участия в играх на деньги. Играли хотя бы раз в жизни 24 девушки и 34 молодых человека. Регулярно посещают игорные заведения 18 человек, изредка туда ходят 13 опрашиваемых.

Не играет молодежь по следующим причинам:

Нет желания - 41%.

Пустая трата времени и денег - 36%.

Нет средств - 8%.

Нет времени - 5%.

Боязнь проигрыша - 5%.

Большие денежные потери - 3%.

Боязнь невыплаты выигрыша - 2%.

Отдельно стоит отметить, что одну девушку пугают люди, посещающие игорные заведения.

Основными чувствами, заставляющими посещать игорные заведения, были названы:

Азарт - 84%

Интерес - 6%.

Желание - 4%.

Развлечение - 2%.

Халява - 2%.

Алчность - 1 %.

Надежда на удачу - 1%.

При этом существует ощутимая разница между максимальной суммой, которую готовы потратить представители разных полов. Прекрасная половина готова истратить около 300 рублей (16 человек). Хотя некоторые указывают суммы в 1.000 рублей, а избранные могут себе позволить двухсот долларовую ставку. 27 молодых людей готовы единовременно испытать фортуну на сумму от 100 до 300 долларов, в основном же их ставки будут колебаться в районе 500 рублей. 55 человек могут остановиться из-за боязни проиграть выигранную сумму, 21 - не смогут этого сделать, остальные будут соизмерять размер выигрыша.

Самым известным казино среди студентов оказался "Кристалл" - его упомянуло 45 человек. Второе место занимает "Золотой Дворец" с 25 отметившими это заведение. Затем следует игровая система "Вулкан" (13 человек). Такой рейтинг известности среди людей, которые, в принципе, не интересуются данной темой, говорит об эффективности рекламы разных казино. Соответственно самое большое число респондентов предпочли бы играть в "Кристалле" (12 человек), "Золотом Дворце" и "Метелице" (по 10 человек). Из залов игровых автоматов первое место у "Вулкана" (15 человек), за которым следует Джекпот (2 человека).

Из тех, кто проводит досуг в игорных заведениях, выбирают их по следующим критериям:

Месторасположение - 21 человек.

Количество игровых автоматов и ассортимент игр - 8 человек.

Престижность - 7 человек.

Отсутствие платы за вход - 4 человека.

Качество оборудования - 3 человека.

Реклама - 3 человека.

Совет знакомых - 3 человека.

Размер приза - 2 человека.

Атмосфера - 1 человек.

Подавляющее большинство респондентов с азартными играми познакомились с карт на деньги в компании друзей и лотерей, затем переходя на игровые автоматы. Это объясняется возрастанием потребностей, с выходом их все на новый и новый виток. 95 процентов анкетируемых впервые попали в игорное заведение за компанию с друзьями.

Самое раннее упоминание об автомате с денежным выигрышем относится к 1887 году. Тот автомат принимал монеты, но не имел платежного механизма, поэтому выигрыш выплачивал хозяин заведения. В 1888 году в Соединенных Штатах Америки был налажен выпуск автоматов, осуществляющих систему джекпота. Первый джекпот использовал вес монет - когда их набиралось необходимое количество, под их тяжестью открывалась перегородка, и выигрыш высыпался из накопителя. Однако ушлые игроки быстро сообразили, что для получения "деньжищ" достаточно было посильнее стукнуть по автомату. Поэтому данная модель не получила большого распространения. В 1890 году появился автомат, имитирующий карточную игру. Он имел 5 барабанов с изображенными на них игральными картами. При опускании монеты барабаны вращались, а когда выпадала выигрышная комбинация, хозяин заведения выплачивал игроку деньги.

Массовое производство игровых автоматов началось в начале 1890-х годов. Эти, тогда еще примитивные аппараты, возвращали три пятицентовые монеты вместо одной, если монетка прошла вниз по “правильному” пути.

Соединенные Штаты оказались идеальной стартовой площадкой для развития игорного бизнеса. В 1893 году сан-францисская газета Chronicle писала: "В городе насчитывается 1500 пятицентовых автоматов, их число растет, но все они делают хороший бизнес, и приносят огромные прибыли..."

Прообраз современных игровых аппаратов появился в 1895. Изобрел эту остроумную машину для изъятия у публики лишних денег, и назвал ёе «Колокол независимости» (Liberty Bell), 29-ти летний механик Чарлз Фей. В своей домашней мастерской он построил автомат, который состоял из трех расположенных друг за другом дисков с нанесенными на них цифрами. Максимальный выигрыш (5 долларов) выплачивался при получении комбинации «4-11-44». Прочие выигрышные комбинации были перечислены в таблице выигрышей. Прапрадедушку «однорукой» банды установили в одном из салунов Сан-Франциско, владельцы которого получали до половины выручки. Грандиозный успех этого аппарата позволил Фею уже в 1896 году открыть собственную фабрику по производству игровых аппаратов. Первый электрический игровой автомат «Jackpot Bell», в котором колесный механизм приводился в движение с помощью электромотора, а пресловутую ручку заменила кнопка, был разработан компанией «Jennings» в 1930 году. В 1966 году фирма «Bally» представила автомат, оборудованный системой автоматической выплаты выигрыша - монетки сыпались в специальный поддон.

Однако с первых дней своего существования игровым устройствам приходилось постоянно отстаивать свое “право на жизнь”. Многочисленные местные и федеральные указы и законы о запрещении игровых автоматов издавались в США каждый год. Но различные жетонные агрегаты стали такой неотъемлемой частью любого бара, ресторана, магазина и даже аптеки, что их владельцам, не желающим расставаться с этими прибыльными аппаратами, приходилось изобретать всевозможные уловки, чтобы обойти закон.

Результатом этой борьбы стало преобразование игрового автомата в автомат по продаже жевательной резинки. Появление первого такого устройства - «Liberty Bell gum fruit», - созданного компанией «Novelty» Мортимера Миллза в 1910 году, ознаменовало собой начало эры жевательной резинки (Gun age) в истории игрового бизнеса. К обычному «Liberty Bell» было добавлено специальное устройство, которое выдавало покупателю упаковку жевательной резинки за десяти- или пятицентовую монету. Кроме того, нажав на ручку, покупатель мог выиграть приз, если при вращении барабанов складывалась выигрышная комбинация.

На диски были нанесены новые символы - сливы, апельсины, лимоны, мята, вишни, соответствующие самым популярным вкусам жевательной резинки, а также изображения этикеток с упаковок (BAR). Теперь максимальный выигрыш выплачивался при получении комбинации из трех этикеток, а традиционный колокольчик переместился на вторую строчку в таблице выигрышей. Такие автоматы стали называть fruit-machines.

С тех пор вот уже более 80 лет эти картинки, а также арбуз, добавленный Миллзом в 1937 году, соседствуют на барабанах игровых автоматов практически без изменений. Только яркая этикетка превратилась в простой прямоугольник с надписью BAR. За десятилетия эти символы стали своеобразным международным языком - игрокам всего мира известно, что лимон означает проигрыш, три апельсина - выигрыш 10 монет, а три BAR - “джекпот”.

За последние десять-пятнадцать лет мировой потребительский интерес резко переместился от азартных игр на столах, которые предлагают традиционные казино, к игровым автоматам. Если в начале 80-х автоматы еще были «спящим гигантом» в игровой индустрии, то к 1989 году доля slot machines в совокупном доходе от игорного бизнеса составила более 59%.

По статистике в настоящее время более 70% посетителей казино на западе играют на игровых автоматах. Психологи, изучающие поведение посетителей игорных заведений, говорят, что игрокам автоматы кажутся честнее крупье за рулеточным или карточным столом. В России таких игроков пока меньше - в элитном московском казино "Метелица", которое каждый месяц посещают тысячи людей, к автоматам подсаживается до 10% от общего количества любителей азарта. Но это в казино, и пока.

"Однорукие бандиты" "размножаются" в геометрической прогрессии. Немаловажно и то, что обстановка залов игровых автоматов куда демократичней казино. Наведаться туда можно в спортивном костюме и кроссовках, на трамвае и в телогрейке - даже face control проходить не надо.

О росте популярности «казино для бедных» говорят и цифры Министерства по налогам и сборам России. Если в сентябре 1998 года в стране было немногим больше 800 залов игровых автоматов с 12,5 тысяч игровых устройств, то в конце 2000 года число залов превысило 2100, в которых стояло уже около 32 тысяч игровых автоматов. На апрель 2001 г. в стране работало 35 тысяч аппаратов. Наибольшее количество игровых автоматов было зарегистрировано в Москве (11 894) и Санкт-Петербурге (7900), или более 63% от всех зарегистрированных в России. Еще 19% распределено по 12 регионам (Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская, Московская, Нижегородская, Волгоградская, Свердловская, Ленинградская, Пермская и Новосибирская области, Удмуртия, Татарстан), и оставшиеся 18% - по всей остальной России.

В России первые игровые автоматы появились в середине 80-х годов. Это были привезенные из-за рубежа примитивные и устаревшие устройства, которые устанавливались в местах массового отдыха в крупных городах. Первые фирмы, которые стали непосредственно заниматься производством игровых автоматов в большинстве своем из импортных электронно-механических частей, стали создаваться в России в начале 90-х годов. Одной из первых стала компания "Уникум", которая в 1993 году открыла в Петербурге собственное производство, и наладила выпуск автоматов под маркой «АИТ».

Следующее поколение игровых автоматов появилось в середине 90-х годов. На смену автоматам типа "cherry master" и "8 line" пришли "однорукие бандиты" (видеослоты, «компоты» - на барабанах которых нарисованы различные значки, цифры или фрукты), и "покерные автоматы", моделирующие игру в покер, показывая на своих барабанах карты. Наибольшей популярностью пользуются игровые автоматы со значками на барабанах. По всей видимости, потому что в них легче всего понять правила игры. Ведь автоматы до настоящего времени не русифицированы, и выдают надписи по-английски. Приблизительно в это же время на российский рынок вышли весьма крупные операторы, которые могли себе позволить устанавливать современную дорогостоящую технику. Причем, в отличие от США и западноевропейских стран, обновление техники в России было вызвано скорее «физическим» устареванием, чем «моральным».

Современные игровые автоматы можно условно разделить на две категории. Первая - это автоматы типа AWP (это условное обозначение, их еще называют уличными автоматами), вторая - это игровые автоматы для казино (их отличает прежде всего мощность, стоимость, время игры, соотношение ставки к максимальному выигрышу). В России, как правило, используются программы автоматов для казино, помещенные в корпуса для уличных автоматов. Игровые автоматы типа AWP сейчас составляют приблизительно 60-70% общего количества эксплуатируемых аппаратов в стране. Однако в последнее время эта тенденция меняется: все чаще используются игровые автоматы для казино.

Триумфальное шествие игровых автоматов по миру в значительной степени обязано изобретению американской компанией YGT системы прогрессивного выигрыша - «джекпота», позволяющего объединять ставки и выигрыши тысяч автоматов в разных залах и городах, связанных между собой компьютерной сетью.

Во-время игры на игровом автомате, входящем в сеть, ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций других игроков. Игровые автоматы полностью автономны, и выигрыш на каждом из них зависит от случая, но с учетом всех предыдущих проведенных игр вероятность выпадения выигрыша при этом тем больше, чем больше ранее проиграно игроками средств.

Программа компьютера централизованного управления формирует дополнительный призовой фонд для всех игроков игровых автоматов, объединенных между собой в локальную сеть за счет общего количества проигранных ставок на каждом игровом автомате - это и есть "Джекпот".

В России первая игровая сеть "Джекпот" была организована фирмой "Профит" в середине 90-х годов в Санкт-Петербурге. До этого момента системы джекпотов в России не было - сеть произвела революцию на игровом рынке. На февраль 2001 г. питерский "Джекпот" объединял 123 зала с 2332 игровыми автоматами. Возрастающий с каждой минутой выигрыш (информация о нем постоянно обновляется на сайте jackpot.ru и информационных табло в игровых залах) переманил игроков от одиночных автоматов в случайных местах в залы "Джекпота".

В 1998 году, с участием ранее упоминавшейся питерской компании «Уникум», создана московская игровая система "Джекпот". Соучредителем с московской стороны выступило ЗАО "Юбилей столицы", одним из владельцев которого был Артем Боровик. "Уникум" вложил в проект технические средства, "Юбилей столицы" - лоббистские возможности. Буквально через месяц после регистрации столичного "Джекпота" мэр Юрий Лужков издал постановление, согласно которому новой игровой системе оказывались всевозможные преференции. Даже ГУВД получило специальное задание поддерживать порядок в игровых залах и на прилегающей территории.

Первый зал московский "Джекпот" открыл в феврале 1999 года в западном вестибюле гостиницы "Россия". За год компания проникла во все районы столицы, установив в 112 своих залах 2 тысячи аппаратов (это более 20% всех игровых автоматов столицы). Наибольший выигрыш - «джекпот» - обещанный сетью, превышает 500 тыс. рублей. При этом компания гарантирует, что на выигрыши отправляется от 87% до 92% от всех принятых у клиента денег. При декларируемом месячном обороте порядка 30 млн. рублей московский "Джекпот" в 2000 году заплатил свыше 7 млн. рублей налогов.

Сегодня Свердловская область является лидером в развитии игорного бизнеса среди регионов УрФО. В числе причин развития данной отрасли специалисты называют следующие: увеличение доходов населения, благоприятная налоговая ситуация в регионе, развитие сегмента рынка игрового оборудования.

Динамику развития игорного бизнеса области можно проследить по нескольким показателям:

рост количества игорных заведений,

положительная динамика налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты,

увеличение количества людей, занятых в игорном бизнесе.

Причем увеличивается как число залов, количество автоматов в них, так и уровень игровых заведений. "Сейчас есть залы, которые рассчитаны на людей с высоким и средним достатком. Там уютная атмосфера, комфортная обстановка, сервис. Есть заведения более низкого уровня, например, ларьки. Но есть так называемые "столбики" и "ромашки" - это одиночно стоящие автоматы, которые для Екатеринбурга, да и всей страны, стали настоящим бичом. Бюджету от них доход минимальный, а социальный вред - большой. Сейчас игровые автоматы перестают быть способом зарабатывания денег. Люди идут в залы осознанно, чтобы отдохнуть. При этом у них есть определенная сумма, которую они готовы потратить. К "столбикам" же в основном подходят малоимущие граждане, надеясь обогатиться, а вместо того тратят последние деньги.

Бурно развиваться игровому бизнесу помогают, в основном, игровые залы. Число же казино не увеличивается. В Екатеринбурге их сейчас 19 и значительного прибавления специалисты не ожидают. Но конкуренция есть, поэтому приходится эволюционировать и респектабельным игорным заведениям. На какие только ухищрения они не идут, чтобы привлечь клиентов:

увеличивают число предлагаемых игр,

снижают игровые ставки,

смягчают правила.

Например, в ряде игорных заведений теперь можно делать дополнительные ставки, увеличивать или уменьшать их в определенный момент игры. Игорные дома уже не ограничиваются покерными столами и рулетками, теперь без "одноруких бандитов", бильярда и шоу-программ - они не казино. Вполне обыденными стали розыгрыши крупных денежных призов и автомобилей. Растет и уровень сервиса, теперь многие заведения особо заслуженным клиентам предоставляют бесплатные напитки и закуски. Некоторые идут на откровенное нарушение этикета - клиентов допускают за игровые столы с напитками.

Рисунок 7 - Динамика налоговых поступлений в бюджет Свердловской области от Игорного Бизнеса

Уральский игровой рынок сейчас приобретает цивилизованный вид. Казино и игровые автоматы превращаются в способ приятного времяпрепровождения, а не наживы. По статистике, азартных людей в России всего 0,7%. Еще один довод против игорного бизнеса - стереотип о его связи с криминалом. Появился он после того, как государство объявило азартную игру вне закона. Итог - бизнес ушел "в подполье", как и другая предпринимательская деятельность. Хотя еще до революции игра была одной из доходнейших статей бюджета. "Играть - работать на империю", - говорилось в монархической России. В 1998 игровой бизнес в стране вновь был легализован и опять стал одним из главных налогоплательщиков. Сегодня в Екатеринбурге и Свердловской области ежемесячно с одного игорного стола предприниматели платят более 50000 рублей налогов, с игрового автомата - 3750 рублей, с тотализатора - более 50000 рублей, с букмекерских контор - 50000 рублей.

Игорный бизнес - отрасль, развитие которой напрямую зависит от уровня благосостояния населения, и если судить по макроэкономическим показателям, то для игорного бизнеса наступают золотые времена. Реальный объем ВВП постоянно растет, и, если верить прогнозам аналитиков, через десять лет мы станем в два раза богаче. Но еще интереснее темпы роста доходов населения: сегодня они составляют 15-20% в год, повышается уровень платежеспособности населения, готовности тратить деньги на развлечения.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека