Разработка стратегии ОАО Мебельная Фабрика "Эста" по направлению "Производственное совершенство"
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Воронежский Государственный Технический Университет
Кафедра экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства
Контрольная работа
по дисциплине "Методы стратегического менеджмента"
Тема: "Разработка стратегии ОАО Мебельная Фабрика "Эста" по направлению "Производственное совершенство"
Воронеж 2009
Российский рынок мебели относится к числу активно растущих, как и ряд других рынков товаров "предварительного выбора и длительного потребления" (т.е. тех, которые потребитель в процессе выбора сравнивает по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления).
Потенциал российского рынка ещё очень далёк от его полного использования. По оценкам участников этой отрасли, если в 2008 г. её оборот достигал 4 млрд. долл., то к 2015 г. этот показатель способен утроиться.
На сегодняшний день спрос по типам мебели выглядит следующим образом (рис. 1):
Рисунок 1 - Спрос мебели по типам
Клиентами фирмы ОАО "Эста" являются люди среднего достатка, госучреждения, учебные заведения, предприятия.
Основываясь на этом, рекомендуемая стратегия для компании ОАО "Эста" - лидерство в издержках. Для реализации предложенной стратегии необходимо снизить затраты путем стандартизации отдельных элементов продукции при сохранении возможности выполнения индивидуальных заказов (кастамизированное производство).
Гибкость в производстве и наличие своей производственной базы всегда позволяет вовремя реагировать на изменение потребности рынка, что дает возможность всегда оставаться конкурентоспособным в данном сегменте рынка.
Рисунок 2 - Цепочка ценностей
Для реализации разрабатываемой стратегии предлагается внедрить организационную структуру с существенной степенью централизации (рисунок 3)
Рис. 3. Организационная структура предприятия ОАО "ЭСТА"
Таблица 1 - Численность производственного персонала
|
№ п/п | Специальность | Количество чел. | Средний стаж работы | |
1. | Дизайнер | 1 | 10 | |
2. | Слесарь-наладчик | 2 | 12 | |
3. | Технолог | 1 | 20 | |
4. | Складские рабочие | 3 | - | |
5. | Деревообработчик | 2 | 11 | |
6. | Рабочий по изготовлению пружин | 1 | 6 | |
7. | Раскройщик | 5 | 6 | |
8. | Рабочие, занимающиеся сборкой мебели | 12 | 5 | |
9. | Разнорабочий | 3 | - | |
|
Всего 30
Численность руководителей и других категорий работников представлена в табл.2.
Таблица 2 - Численность руководителей и других категорий работников
|
№ п/п | Занимаемая должность | Количество чел. | Средний стаж работы | |
1. | Генеральный директор | 1 | 10 | |
2. | Главный дизайнер | 1 | 10 | |
3. | Коммерческий директор | 1 | 5 | |
4. | Главный бухгалтер | 1 | 12 | |
5. | Бухгалтер | 1 | 6 | |
6. | Специалист по рекламе | 1 | 7 | |
7. | Водитель | 4 | 7 | |
8. | Уборщица | 3 | - | |
9. | Начальник заготовительного цеха | 1 | 6 | |
10 | Начальник цеха сборки мебели | 1 | 8 | |
11. | Сторож | 2 | - | |
|
Всего 17
Общая численность работающих 47 чел.
Производственный процесс следует построить таким образом, чтобы выполнялись следующие требования:
· соответствие функциональному назначению;
· эстетичность;
· прочность;
· долговечность;
· технологичность;
· малая материалоёмкость;
· по возможности, низкая себестоимость.
Первые четыре требования относятся к эксплуатационным, последние три - к технико-экономическим.
Требования полного соответствия мебели её назначению - это удобство пользования, согласованность размеров с анатомической особенностью строения и размерами (антропометрией) человеческого тела, размерами предметов, хранящихся в ней, согласованность с высотой и планировкой помещений и т.д.
Во взаимосвязи с функциональным назначением изделия находятся эстетические требования. Мебель относится к изделиям, окружающим человека в его повседневной жизни, вследствие чего она должна быть эстетически совершенна. Мебель должна гармонично согласовываться с изделиями, с которыми будет совместно находиться в эксплуатации.
Крайне важной является задача оптимального использования материалов, в частности, задача оптимального раскроя материалов.
Изделие должно быть технологичным для существующих условий производства. Это значит, что изделие при изготовлении требует минимальных материальных и трудовых затрат, может быть легко освоено действующим производством без коренной ломки технологий и необходимости приобретения дополнительного дорогостоящего оборудования и оснастки. При изготовлении изделия не требуются дефицитные материалы и опасные приёмы работ.
Необходимо предусмотреть и обеспечить взаимозаменяемость деталей и сборочных единиц в пределах минимальной точности их изготовления. Количество соединений, требующих высокой степени точности обработки, должно быть минимальным. Необходимо широко использовать унифицированные и стандартные элементы, избегать оригинальных крепёжных деталей, очень сложных профилей и трудноосуществимых сопряжений. При проектировании новых видов мебели целесообразно использовать детали и узлы, которые уже освоены производством. При конструировании необходимо постоянно учитывать функциональные и эстетические требования.
Рисунок 4 - Технологическая схема производства мягкой мебели
Для организации производства требуются следующие материалы и комплектующие (таблица 3).
Таблица 3 - Материалы и комплектующие.
|
Наименование | Ед. изм. | |
01.1 Фанера | кв.м. | |
01.2 ДВП | лист | |
01.3 ДСП | куб.м. | |
01.4 Болты | кг | |
01.5 Гвозди | кг | |
01.6 Шурупы | кг | |
01.7 Гобелен | п.м. | |
01.8 Нитки | б. | |
01.9 Клей | кг | |
01.10 Картон | кг | |
01.11 Полиэтилен | кв.м. | |
01.12 Ватин | п.м. | |
01.13 Поролон | кг | |
01.14 Фурнитура | - | |
01.15 Подушки | шт. | |
01.16 Ткань | м. | |
02.1 Фанера | кв.м. | |
02.2 ДВП | лист | |
02.3 ДСП | куб.м. | |
02.4 Болты | кг | |
02.5 Гвозди | кг | |
02.6 Шурупы | кг | |
02.7 Гобелен | п.м. | |
02.8 Нитки | б. | |
02.9 Клей | кг | |
02.10 Картон | кг | |
02.11 Полиэтилен | кв.м. | |
02.12 Ватин | п.м. | |
02.13 Поролон | кг | |
02.14 Фурнитура | - | |
02.15 Подушки | шт. | |
02.16 Ткань | м. | |
03.1 Фанера | кв.м. | |
03.2 ДВП | лист | |
03.3 ДСП | куб.м. | |
03.4 Болты | кг | |
03.5 Гвозди | кг | |
03.6 Шурупы | кг | |
03.7 Гобелен | п.м. | |
03.8 Нитки | б. | |
03.9 Клей | кг | |
03.10 Картон | кг | |
03.11 Полиэтилен | кв.м. | |
03.12 Ватин | п.м. | |
03.13 Поролон | кг | |
03.14 Фурнитура | - | |
03.15 Подушки | шт. | |
03.16 Ткань | м. | |
|
Для производства мебели используется следующее оборудование:
мерильно-складально-резательная машина МСР-110 - для раскроя мелких деталей;
профилирующая машина - для глубокой и неглубокой стежки;
промерочная машина - для разбраковки и измерения ткани;
ленточно-раскройный станок - для раскроя косоугольных и криволинейных тканей;
настилочно-раскройная машина - для раскроя прямоугольных деталей;
установка ГТА-72/8ч - производство пружинных блоков (от 120 до 160 блоков за 8 часов);
электрококс для склеивания поролона;
пневматический пистолет для крепления ткани;
пневматический пистолет для крепления блоков.
Необходимо ужесточить требования к раскрою, для чего рекомендуется внедрение раскройных карт.
Раскройные карты
Для организации рационального раскроя плитных и листовых материалов разрабатываются карты раскроя. Карты раскроя представляют собой графическое представление расположения заготовок на стандартном формате раскраиваемого материала. Для составления карт раскроя необходимо знать размеры заготовок, форматы подлежащего раскрою материала, ширину пропилов и возможности оборудования. Поступающие на предприятие древесностружечные плиты обычно имеют повреждённые кромки, поэтому при составлении карт раскроя необходимо предусмотреть предварительную опиловку плит для получения базовой поверхности по кромке. Если выкраивают заготовки с припуском, предусматривающим их дальнейшее опиливание по периметру на дальнейших операциях, то такое опиливание можно исключить. При разработке карт раскроя необходимо учесть конкретно все особенности поступающих материалов. В масштабе на формате раскраиваемого материала располагают все выкраиваемые из него заготовки. Составление карт раскроя для крупного предприятия является важной, сложной и трудоёмкой задачей.
Оптимальный план раскроя - это совокупность различных схем раскроя и интенсивность их применения с обеспечением комплектности и минимума потерь на определённый период работы предприятия.
Рекомендуется также применение САПР
При использовании такой подсистемы во время работы с дизайнером, заказчик на месте может давать указания и иметь представление о будущем внешнем виде мебели и её функциональных возможностях.
Не менее важным является быстрое создание пакета проектной документации по разработанной дизайнером модели. Для экономии времени все чертежи и сборочная инструкция должна автоматически генерироваться системой автоматизированного проектирования.
Также в процессе производства необходимо минимизировать потери на отходы при раскрое пиловочного материала и фурнитуры. В связи с чем встаёт вопрос об оптимальном решении задачи раскроя.
В качестве ППП рекомендуется использовать "Базис: Мебельщик". Её разработкой и сопровождением занимается российская компания "БазисСофт".
К основным преимуществам этой программы можно отнести:
- автоматическое создание сборочных чертежей;
- относительно простой интерфейс;
- хорошие функциональные возможности.
Анализ рисков
Виды риска, которым подвержена деятельность ОАО "Эста" и мероприятия по их устранению:
1. Сбой в поставке сырья - на этот случай имееть по одному дополнительному поставщику, с которым предварительно уже были заключены договора на экстренную поставку сырья при таком роде случаях. Для этого еще помимо текущего запаса фирма будет иметь страховой запас материалов, который обеспечивает бесперебойную работу производства в случае задержки очередной партии сырья и материалов.
2. Нарушения в работе оборудования - при небольшой поломке неполадка сразу же устраняется, а в случае невозможности наладки фирма использует резерв денежных средств, созданный специально для приобретения оборудования в таких случаях.
3. Неудовлетворительное качество сырья - при этом сырье возвращается обратно поставщику, предъявляется претензия и заключается договор об экстренной поставке сырья соответствующего качества.
4. Допущенный брак - при незначительном браке продукция реализуется по сниженным ценам, в случае невозможности реализации брака отправляется на переработку.
5. Появление дополнительных конкурентов -- в этом случае предлагается усилить рекламу продукции, заострив внимание потребителей на соотношении качества и цены товара.
6. Изменение спроса - усиление маркетинговых исследований, поиск новой доли рынка.
Наиболее существенному риску реализации стратегии лидерства в издержках компания подвергнется в случае резкого увеличения предъявляемых к продукции требований по качеству, разнообразию, сервису