Разработка управленческого решения по снижению уровня загрязненности реки Обь г. Новосибирска
Содержание
Введение
1. Логическая часть
1.1 Характеристика лица принимающего решение
1.2 Диагностика проблемной ситуации
1.3Построение дерева проблем и дерева целей
1.4 Метод ранжирования
1.5 Дерево решений
2. Организационная часть
2.1 Подготовка реализации и исполнения решения
2.2 Оформление решения в виде приказа
Заключение
Список литературы
Введение
Водохозяйственный комплекс города играет важную роль в обеспечении устойчивого развития экономики и создании благоприятных условий жизнедеятельности населения.
Показатели состояния водных ресурсов напрямую зависят от состояния экономики. Проблемы водопользования значительно возрастают вследствие отсутствия оформленного института водного хозяйства города и России в целом, неразвитости законодательной основы водоохранной и водохозяйственной деятельности.
Очевидно, что сохранение здоровья граждан является одной из приоритетных целей водохозяйственной деятельности, а надежное водообеспечение объектов экономики - условие эффективного функционирования большинства из них. Отсюда можно сформулировать ряд проблем в водохозяйственной сфере, определяемых как угрозы безопасности водопользования.
? Наличие качественной питьевой воды - условие комфортной жизнедеятельности населения.
Факторами, определяющими данную проблему являются: несоответствие водоисточников требованиям, предъявляемым к водным объектам питьевого назначения; моральное и физическое старение основных фондов водопроводно - канализационного хозяйства; низкий технический уровень эксплуатации сооружений; нерациональное использование питьевой воды и пр. Кроме качества потребляемой воды в ряде областей стоит и проблема ее наличия. Неравномерность распределения водных ресурсов по территории вызывает проблему водообеспечения. Особенно остро этот вопрос может встать в связи с прогнозируемыми климатическими изменениями.
? Продолжается ухудшение качества водных объектов несмотря на снижение сброса загрязненных сточных вод.
? Устойчивому водообеспечению промышленности и развитию производства препятствуют:
- истощение, деградация водных объектов, обусловленная высокой антропогенной нагрузкой и как следствие дефицит водных ресурсов;
- увеличение водоемкости производства, использования устаревших технологий;
- старение основных фондов водного хозяйства водопользователей, их постоянный ремонт вызывают необходимость ежегодного увеличения текущих эксплуатационных расходов; рентабельность понесенных затрат оказывается весьма низкой;
- высокая аварийность на сооружениях водного хозяйства повышает риски производственных аварий и вызывает экономический ущерб от недопроизводства продукции.
? Износ основных водохозяйственных фондов превысил пороговые значения, снизилась исполнительская дисциплина при эксплуатации ВХС и, как следствие, увеличилась частота и количество техногенных аварий. Чаще всего чрезвычайные ситуации имеют небольшие масштабы, и речь идет о проблемах водопользования населенных пунктов или территорий (прорыв плотины, загрязнение водных объектов при авариях на очистных сооружениях, либо вследствие прорыва продуктопроводов).
? Имеет место дефицит водных ресурсов в ряде районов, потеря мелиорируемых земель. Современные агроклиматические показатели, техническая оснащенность сельского хозяйства, загрязнение водных объектов, повлекшее потерю части рыбного фонда -факторы, определяющие угрозу сельскому хозяйству, а следовательно, продовольственной безопасности города.
Целью данной курсовой работы является разработка управленческого решения по снижению уровня загрязненности реки Обь г. Новосибирска.
Задачи:
· определить лицо, принимающее решение;
· построить SWOT-анализ и матрицу SWOT-анализа;
· построить матрицу классификации факторов проблемной ситуации;
· построить деревья проблем, целей и решений;
· применить метод ранжирования;
· описать этапы реализации управленческого решения.
1. ЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Характеристика лица, принимающего решение
Лицом, принимающим решение, является Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (далее - Горкомприроды) является органом мэрии г. Новосибирска и Новосибирского областного комитета охраны окружающей среды. Горкомприроды наделяется Облкомприроды правами специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Горкомприроды наряду с мэрией отвечает за улучшение качества окружающей среды на территории г. Новосибирска. Горкомприроды действует на основании Положения и осуществляет свою деятельность под контролем мэрии г. Новосибирска, а по вопросам, входящим в компетенцию Облкомприроды, - под его контролем.
Решения Горкомприроды (его должностных лиц) по вопросам, отнесенным к его (их) компетенции, обязательны для органов государственного управления, юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в суд. Горкомприроды осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями мэрии г. Новосибирска, органами государственного управления, правоохранительными органами, общественными объединениями и гражданами. Основными задачами Горкомприроды являются: комплексное, совместно с другими природоохранными органами, управление в области охраны окружающей среды на территории г. Новосибирска, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды; координация деятельности предприятий, учреждений и организаций города в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; участие в организации и функционировании единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСМ) в городе; организация и осуществление на территории г. Новосибирска государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за соблюдением экологических норм независимо от формы собственности и подчинения; обеспечение населения экологической информацией; содействие в организации природно-заповедного дела на территории города, ведение Красной книги. В соответствии с основными задачами Горкомприроды: разрабатывает предложения по основным направлениям экологической политики мэрии города, совместно с другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды организует разработку и реализацию городских и участвует в разработке и реализации областных программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, участвует в прогнозировании и подготовке программ социально-экономического развития города и области; организует и осуществляет в установленном Облкомприроды и мэрией города порядке выдачу (аннулирование) и согласование:
- разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (в том числе радиоактивных) в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на окружающую среду и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд в случаях, когда это может привести к изменениям состояния атмосферы;
- разрешений на складирование, размещение и захоронение промышленных и иных отходов (материалов, веществ);
- лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов совместно с местными и территориальными специально уполномоченными органами по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов;
- лицензий и разрешений на добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение биологических объектов и коллекций;
согласовывает нормы (нормативы) и правила использования муниципальных природных ресурсов; участвует в проведении государственной экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории г. Новосибирска, а также экологических обоснований лицензий и сертификатов;
обеспечивает во взаимодействии с территориальными подразделениями других природоохранных органов функционирование экономического механизма природопользования, формирование внебюджетного экологического фонда, осуществляет оперативное управление использованием средств фонда в соответствии со сметой, утверждаемой мэрией г. Новосибирска;
совместно с территориальными подразделениями других природоохранных органов участвует в организации и осуществлении учета и оценки природно-ресурсного потенциала города, ведет учет объектов, во взаимодействии с территориальными подразделениями других природоохранных органов участвует в ведении комплексного кадастра природных ресурсов г. Новосибирска; организует и ведет городской регистр опасных отходов (в том числе радиоактивных);
осуществляет подготовку ежегодного доклада о состоянии окружающей среды в г. Новосибирске по макету, разрабатываемому Облкомприроды; осуществляет контроль за экологической паспортизацией хозяйственных объектов на территории города; организует и осуществляет государственный экологический контроль (в том числе аналитический во взаимодействии со специализированной инспекцией аналитического контроля Облкомприроды) на всей территории города;
обеспечивает представление материалов для ведения Красной книги, согласовывает в пределах своей компетенции материалы по созданию другими министерствами и ведомствами особо охраняемых природных территорий.
1.2 Диагностика проблемной ситуации
Для диагностики проблемной ситуации проводится SWOT-анализ - выявляются сильные и слабые стороны, возможности и угроз. Поиск возможных вариантов решения проблемы проводится с помощью матрицы SWOT-анализа. SWOT-анализ и матрица SWOT-анализа представлены в таблице 1.
При принятии решений учитываются как управляемые, так и неуправляемые факторы.
Классификация факторов проблемной ситуации: разделение факторов на внутренние и внешние, управляемые и неуправляемые представлена в таблице 2.
Таблица 1 Матрица SWOT-анализа. Снижение уровня загрязненности р. Обь
|
| Внутренняя среда | |
| Сильные стороны | Слабые стороны | |
| - наличие очистных сооружений; - наличие специалистов, обладающих соответствующими знаниями; - достаточные полномочия для разрешения проблемы; -эффективная система взаимодействия с другими органами власти; - наличие общественных организаций, добровольно помогающих в решении данной проблемы. | - недостаточный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; - недостаточное количество достоверной информации о состоянии р. Обь; - неудовлетворительная работа большинства очистных сооружений | |
Внешняя среда | Возможности | - создание специального фонда по поддержке в финансировании водоохранных мероприятий; - проведение муниципальной водохозяйственной политики | - развитие системы мониторинга р. Обь; - организация и проведение экологического образования и воспитания населения | |
| - расширение процесса государственной поддержки водоохранных проектов; - сотрудничество с ОГВ и ОМСУ других муниципальных образований по данной проблеме; - инвестирования в сферу восстановления, охраны и снижения уровня загрязненности р. Обь; - инициатива со стороны специалистов научно-исследовательских учреждений для оказания помощи в решении данной проблемы | | | |
| Угрозы | - проведение целенаправленных фундаментальных и прикладных исследований и постоянное научное сопровождение крупных мероприятий по очистке р. Обь; - формирование системы муниципального надзора за безопасностью водохозяйственных сооружений; - увеличение вложений в строительство очистных сооружений | - совершенствование управления водными ресурсами; - разработка нормативно-правовой базы водопользования; - усиление контроля над предприятиями, загрязняющими р. Обь | |
| - неопределенность в разделении полномочий между государственными органами управления водными ресурсами и ОМСУ; - недостаточное финансирование водоохранных мероприятий; - прогрессирующее заболачивание значительной территории бассейна р. Обь; - несовершенство законодательной базы; - незаинтересованность большей части населения в разрешении данной проблемы. | | | |
|
Таблица2 Матрица классификации факторов проблемной ситуации
|
| Управляемые | Неуправляемые | |
Внутренняя среда | - недостаточный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; - недостаточное количество достоверной информации о состоянии р. Обь; - неудовлетворительная работа большинства очистных сооружений | - недостаточный контроль за соблюдением природоохранного законодательства | |
Внешняя среда | - незаинтересованность большей части населения в разрешении данной проблемы. - расширение процесса государственной поддержки водоохранных проектов; - сотрудничество с ОГВ и ОМСУ других муниципальных образований по данной проблеме; - инициатива со стороны специалистов научно-исследовательских учреждений для оказания помощи в решении данной проблемы | - неопределенность в разделении полномочий между государственными органами управления водными ресурсами и ОМСУ; - недостаточное финансирование водоохранных мероприятий; - прогрессирующее заболачивание значительной территории бассейна р. Обь; - несовершенство законодательной базы; - инвестирования в сферу восстановления, охраны и снижения уровня загрязненности р. Обь; | |
|
1.3 Построение дерева проблем и дерева целей
Для начала поиска вариантов решения проблемы целесообразно разложить проблему на компоненты по уровням и иерархии, установить взаимосвязи между ними.
Основные факторы проблемной ситуации представлены в дереве проблем (рис.1)
Ввиду того, что главная проблема состоит в высоком уровне загрязненности р. Обь, главная цель - это снижение уровня загрязненности р. Обь.
Рис. 1. Дерево проблем
Инструментов целеполагания является дерево целей - структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, в которой выделены: главная цель, подчиненные ей подцели первого, второго и т.д. уровней. Дерево целей представлено на рис. 2.
Рис. 2. Дерево целей
1.4 Метод ранжирования
Для дальнейшего анализа нам необходимо выбрать семейство целей. Для этого мы используем метод ранжирования.
Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в таблице факторов.
Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д.
Рассмотрим применение экспертных методов для решения нашей проблемы. Составим матрицу опроса, которая представлена в таблице 3.
Таблица 3 Матрица опроса
|
Эксперты | Факторы | |
| Улучшение работы очистных сооружений | Организованный контроль за соблюдением природоохранного законодательства | Очищение прибрежных зон | |
1 | 1 | 2 | 3 | |
2 | 1 | 3 | 2 | |
4 | 2 | 1 | 3 | |
5 | 3 | 2 | 1 | |
6 | 3 | 1 | 2 | |
7 | 1 | 2 | 3 | |
8 | 1 | 3 | 2 | |
Сумма | 12 | 14 | 16 | |
|
Далее необходимо составить матрицу преобразованных рангов (таблица 4).
Наибольший коэффициент относительной важности у фактора "улучшение работы очистных сооружений", следовательно, для достижения цели выбираем данный фактор.
Таблица 4 Матрица преобразованных рангов
|
Эксперты | Факторы | |
| Улучшение работы очистных сооружений | Организованный контроль за соблюдением природоохранного законодательства | Очищение прибрежных зон | |
1 | 2 | 1 | 0 | |
2 | 2 | 0 | 1 | |
4 | 1 | 2 | 0 | |
5 | 0 | 1 | 2 | |
6 | 0 | 2 | 1 | |
7 | 2 | 1 | 0 | |
8 | 2 | 0 | 1 | |
Сумма, Rj | 9 | 7 | 5 | 21 | |
КОВ (Wj) | 0,43 | 0,33 | 0,24 | |
|
1.5 Дерево решений
Для того, чтобы улучшить работу очистных сооружений можно использовать следующие альтернативы:
1. Реконструкция очистных сооружений
2. Строительство новых очистных сооружений
Данные альтернативы можно представить в виде дерева решений (Рис. 3).
Рис. 3. Дерево решений
Предложенные альтернативы не являются взаимоисключаемыми, поэтому целесообразно применить их в комплексе.
2. организационная часть
2.1 Подготовка реализации и исполнения решения
Организация процесса разработки управленческого решения представляет собой увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контроль и координацию их выполнения. Комплекс работ по подготовке реализации и исполнения решения включает в себя следующие этапы: планирование, организация реализации решения, контроль. Этап планирования представлен в виде сетевого графика (таблица 5).
Таблица 5 Сетевой график
|
№ | Содержание действия | Предшествующее действие | |
0 | Начало работ | | |
1 | Определение источника финансирования | 0 | |
2 | Организация обследования очистных сооружений | 1 | |
3 | Подсчет очистных сооружений не пригодных для дальней эксплуатации | 1, 2 | |
4 | Подсчет сооружений, требующих реконструкции | 1, 2 | |
5 | Подсчет сооружений, находящихся в работоспособном состоянии | 1, 2 | |
6 | Подсчет необходимых средств и материалов на реконструкцию, снос и строительство новых очистных сооружений | 1, 3, 4, 5 | |
7 | Выбор строительных организаций, осуществляющих реконструкцию и строительство очистных сооружений | 1 | |
8 | Осуществление работ по строительству и реконструкции сооружений | 1, 7, 6 | |
9 | Проведение испытаний отремонтированных и новых очистных сооружений | 1, 8 | |
10 | Сдача сооружений в эксплуатацию | 9 | |
|
На этапе организации реализации решения необходимо провести собрание и инструктаж исполнителей для доведения до их сведения задач, определения места каждого участника в процессе и охарактеризовать взаимосвязь всех участников проекта. Контроль - процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения. В ходе реализации решения будет осуществляется текущий и заключительный контроль. Текущий контроль будет осуществляется на каждом этапе реализации решения (в соответствии с сетевым графиком): будут отслеживаться соблюдение сроков реализации и отклонения в ходе выполнения работ. Заключительный контроль будет проводиться по окончанию работ. Процесс контроля предусматривает установление стандартов и критериев для сопоставления с ними реальных результатов и осуществления корректирующих действий
2.2 Оформление решения в виде приказа
Управленческое решение представлено в виде приказа, текст которого приведен ниже.ЗаключениеРациональное использование водных ресурсов в настоящее время представляет собой крайне насущную проблему. Это, прежде всего, охрана водных пространств от загрязнения. В частности, следует ограничить сбросы в р. Обь, а также усовершенствовать технологии производства, очистки и утилизации. Необходимо снижать размер платы за загрязнения окружающей среды предприятиям с минимальными выбросами и сбросами, что в дальнейшем будет служить приоритетом для поддержания минимума сброса или его уменьшения. Необходимо строительство новых очистных сооружений, реконструкция старых.По всей видимости, пути решения проблемы загрязнения водных ресурсов в России лежат, прежде всего, в области разработки развитой законодательной базы, которая позволила бы реально защитить окружающую среду от вредного антропогенного воздействия, а также изыскании путей реализации этих законов на практике (что, в условиях российских реалий, наверняка столкнется с существенными трудностями).В ходе данной работы принято управленческое решение: улучшить работу очистных сооружений. Для этого было решено использовать следующие альтернативы:
1. Реконструкция очистных сооружений
2. Строительство новых очистных сооружений
Лицом, принимающим решение, является Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов.Список литературы1. Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения. - Новосибирск: СибАГС, 2003. - 140 с.;2. Фахрутдинова А.З., Марченко Е.В., Кравченко А.А. - Новосибирск: СибАГС, 2007. - 216 с;3. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. - 240 с.