Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Рынок труда

Рынок труда

37

Министерство образования Российской Федерации

Костромской Технологический Техникум

Курсовая работа

по экономике

ТЕМА: РЫНОК ТРУДА

Выполнила:

Проверил:

Кострома - 2003

  • ВВЕДЕНИЕ 3
    • 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА 7
    • 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 8
    • 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ТРУДОВЫМИ МАССАМИ 13
    • 4. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ НА РЫНКЕ ТРУДА 17
    • 5. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 21
    • 6. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 31
    • 7. РОЛЬ РЫНКА ТРУДА 33
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
    • ЛИТЕРАТУРА 38
ВВЕДЕНИЕ

Функционально-организационная структура рынка труда вклю-чает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занято-сти и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему пе-реподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регу-лирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-продажи. Продавцы -- это работники, пред-лагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупате-ли -- это трудовые коллективы или отдельные предприниматели.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на ра-бочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свобод-ных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наи-более способных, предприимчивых. Но вместе с тем рынок стиму-лирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным кон-кретным результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно-ко-мандная система управления, при которой государство как соб-ственник основных средств производства централизованно пла-нировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушила мотивацию к труду.

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственнос-ти, экономики и демократических общественных институтов. Тотали-тарное общество даже теоретически исключает возможность суще-ствования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юри-дически и экономически независимым от государства субъектом.

Национальный рынок труда охватывает все общественное про-изводство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально-квалификацион-ного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность:

· свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

· найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

· независимой и вместе с тем экономически поощряемой миг-рации трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально-квалификационными группами, которой обычно сопут-ствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

· свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблю-дении установленного законом гарантированного минимума зар-платы, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулирова-нии верхнего предела доходов через налоговую систему, основан-ную на прогрессивной шкале.

В конкурентно-рыночных отношениях отражаются глубокие Процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нем, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие эко-номики (материально-технических элементов и структур), разви-тие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, произ-водственные созидательные качества которого целиком опреде-ляют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и твор-чески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наи-лучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинте-ресованной стороной в развитии своих созидательных возможно-стей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индиви-дуальные, особенно творческие, способности личности.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетво-рение профессионально-трудовых и жизненных интересов эконо-мически активного населения, включая социальную защиту, и обес-печение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной заня-тости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, сколь-зящем графике рабочего дня и т.п.

Рынок труда как экономическая категория долгое время рас-сматривался в качестве явления, присущего лишь капиталисти-ческим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочис-ленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советс-кой экономики дает неограниченные возможности для полной за-нятости в общественном производстве и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по прин-ципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность тру-да и приоритет общественного над личным определяли соци-альный климат советского общества в течение десятилетий.

Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господству-ющей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствова-ло наличие трудоизбыточных районов, прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других.

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обус-ловленных разными формами собственности. В результате неиз-бежно высвобождение работников с предприятий в условиях пе-рехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связа-на и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.

Цель данного исследования - показать сущность рынка тру-да и проблемы его формирования и стабильного функционирова-ния в сегодняшних условиях.

1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Одной из принципиальных особенностей современного запад-ного рынка труда является значительная распространенность пред-принимательской деятельности. Примерно каждый десятый рабо-тающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Япо-нии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет депо, в котором занято 20 и менее человек.

Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные каче-ства рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облеченных ответственнос-тью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему час-тицу национального богатства, развивает в нем социальный ин-стинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80% занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или со-владельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня та-ков, что предпринимательством успешно занимаются представи-тели практически всех профессий, причем рабочие в данном от-ношении держат пальму первенства. В 1990 году в США 23 % пред-принимателей имели рабочие профессии, 18 -обладали опы-том управленческой работы, 18 - были связаны с торговлей, 15 - с услугами, 16 - имели высшее или научное образование различного профиля. 10 % - были фермерами.

Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального статуса, имеют прежде всего получившие современное среднее специальное, высшее и науч-ное образование, которое во всех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих способ-ностей учащихся. Указанное образование, не считая подавляю-щего Большинства специалистов с высшим и средним специаль-ным образованием и административно-управленческого персона-ла, в США в 1987 г. имели 50% торговых служащих - мужчин (30% - женщин), 40 административно-вспомогательного персо-нала (конторских служащих), 33 - работников услуг (не считая специалистов), 24 - рабочих высокой квалификации, 17% - ра-бочих средней квалификации.

Чрезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается раз-витие другого важного процесса -- увеличение предприятий с коллективной формой собственности. В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких предприятиях, в материальном производстве и услугах было занято 8-10% трудящихся. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуман-нее решаются проблемы переквалификации, повышения профес-сионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цехи, конкурентоспособные дочерние предприятия.

Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охваты-вающие не только экономику, но и многочисленные государствен-ные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, уч-реждения культуры, здравоохранения, различные некоммерчес-кие социальные организации, институт семьи.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА

Рынок труда является органической частью экономики и как бы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб корпораций аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т. д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обуче-ние, трудоустройство и материальную поддержку в первую оче-редь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке -- безработ-ных. инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи.

Государственная политика рынка труда в западных странах ис-ходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к раз-витию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных ука-заний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. На-против, подобные устремления зарождаются не только как след-ствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятель-ных решений и действий. Для этого необходима конкурентная сре-да и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача государства состоит в обеспече-нии наиболее благоприятных экономических, в т.ч. налоговых, со-циальных и культурных возможностей развития страны. Государ-ство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей дирек-тивной силой, наделившей само себя монопольными правами ре-гулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчез-новению эволюционных потенций в обществе и его деградации.

В настоящее время расширенному воспроизводству и разви-тию высококачественных трудовых ресурсов в той или иной сте-пени служат так или иначе практически все, включая оборону, материальные и духовные активы страны.

Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям -- трудоустрой-ство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специаль-ностям необходимой квалификации; профессиональная реабили-тация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченном трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образова-ния и специальности и т. д.).

Финансирование программ политики рынка труда в1997 г.

(в % к валовому национальному продукту)

В США только официально свыше 50% федерального бюджета и около 63% бюджета штатов и округов расходуются непосредствен-но в интересах населения, покрывая расходы, связанные с разви-тием образования и здравоохранения, улучшения жилищно-бытовых условий, защитой потребительских прав, финансированием программ рынка труда, пенсионным вспомоществованием и т. д.

Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и от-дельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют осо-бых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от пред-принимателей, государства, общества в целом. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют в какой бы то ни было форме тру-дящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их компенсаций. Осуществляются таким образом своего рода безвозмездное субсидирование и, что еще важнее, фактическое раз-витие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента на-циональных производительных сил будущими покупателями ее ра-бочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала рынка труда. Не ставится никаких политических усло-вий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок труда является неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим законам международного разделения труда.

Официальное наличие такой возможности оказывает громад-ное психологическое воздействие на общественное сознание. Ощущение гражданской и профессиональной свободы активизи-рует общий трудовой потенциал нации и заставляет работодате-лей и правительство внимательнее, заботливее относиться к оте-чественным трудовым ресурсам.

Трудящийся, лишенный собственности на свою рабочую силу и возможности распоряжаться своим профессиональным потенциа-лом, во многом теряет интерес к труду, сохранению и развитию ка-честв труженика, созидателя и перестает стремиться к их лучшему использованию. Ослабевают нравственные, духовные связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес к благополучию и развитию предприятий, национальной экономики страны. А это как бумеранг бьет в итоге по материальному благосостоянию населе-ния и приостанавливает его духовный и культурный рост.

Масштабы и интенсивность расходов на развитие и професси-ональную подготовку трудовых ресурсов непрерывно нарастают.

Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого типа и осуществ-ляется в общей сложности на протяжении по сути дела всей жиз-ни человека в следующих направлениях:

1. Дошкольное, школьное воспитание и обучение, среднее специальное, высшее и научное образование (примерно 80-90% за счет государства, частного капитала и общественных организаций).

2. Заработная плата (соответствующая уровню образования и квалификации, полновременная минимальная выше прожиточного минимума).

3. Субсидирование «пожизненно» подготовки и переподготов-ки (в среднем на 90% за счет государства и частного капитала).

4. Пособия по Безработице и различные виды социального вспомоществования (минимум - обеспечение текущих жизненных рас-ходов; максимальная длительность - бессрочное вспомоществование: на 75-80% за счет государства и частного капитала).

5. Пенсионное обеспечение (при отсутствии трудового стажа - государственное всеобщее; при наличии его не менее 15 лет - двойное или тройное выше официального прожиточного минимума: на 90-100% за счет государства и частного капитала).

6. Финансирование на восстановление и укрепление здоровья и культурное развитие (на 70-80% за смет государства, частного капитала и общественных организаций).

Зарплата, как мы видим, составляет небольшую «оператив-ную» часть всех сумм, которые идут на возмещение жизненных расходов и развитие трудовых ресурсов и всего населения. И все же именно она является главным инструментом, регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном, отрасле-вом и региональном аспектах. Однако заработная плата в полной мере определяет трудовую мотивацию населения и формирует основу его социальной защиты только в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемой валюте и благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах при-мерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает безусловную возможность общекультурного разви-тия населения.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ТРУДОВЫМИ МАССАМИ

Как свидетельствует опыт практически всех капиталистичес-ких стран, высшим и наиболее эффективным организационным принципом рынка труда оказывается сотрудничество между пред-принимателями, профсоюзами и государством. Положения и условия договорных отношений закрепляются в трудовых и общих законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является результатом сложившегося обществен-ного сознания компромиссного типа, принимающего как наибо-лее целесообразную формулу поиска решения переговоры, на-хождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения общественно-политических и экономических сил стра-ны.

Одним из крупнейших проявлений консенсуса в отношениях между трудом и капиталом в современную эпоху явилась органи-зация так называемого пожизненного найма работников в Япо-нии, инициатором которого были крупнейшие корпорации, осуще-ствляющие интенсивное научно-техническое развитие экономики. Целью подобной политики, которая особенно активно проводи-лась в жизнь в 60-70-х годах, являлось удержание во что бы то ни стало на производстве высококвалифицированной талантли-вой молодежи на протяжении всей ее профессиональной жизни в условиях ее дефицита на рынке труда.

По мере наполнения рынка труда Японии в 80-х годах высоко-квалифицированными кадрами и исчезновения их острого дефи-цита, целесообразность широкого применения практики пожизнен-ного найма стала снижаться, хотя в известных пределах ее цен-ность до сих пор сохраняется.

Трудовой договор, заключенный между работодателем и на-емным работником, а также существующее законодательство вы-ражают и защищают интересы обеих сторон, определяя оптималь-ные производственные условия трудовой деятельности, время, функции и интенсивность работы. Обе стороны обычно бывают единодушны в необходимости выполнения следующих основных условий кадровой политики:

· соответствие численности персонала и отдельных его кате-горий технико-экономическим нормам и организационным струк-турам предприятий и учреждений;

· привлечение кадров только в случае их квалификационного и общеобразовательного соответствия технологии материально-го производства и услуг

· максимально плотная, в пределах оптимального режима, загрузка всех работников предприятий и учреждений в течение рабочего дня и недели с возможной универсализацией с этой це-лью труда лиц среднетехнического и более низкого уровня подго-товки:

· соблюдение техники безопасности, экологической защиты и оптимальных эргономических требований, обеспечивающих высокоэффективный труд и сбережение трудовых ресурсов;

· осуществление переподготовки и переквалификации кад-ров согласно требованиям непрерывно развивающегося производ-ства.

С помощью коллективных договоров профсоюзы проводят свою политику в отношении финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты пособий по безработице и т. д., но редко выдвигают требования, которые могут подорвать положение предприятия, корпорации, отрасли, а следовательно, в конечном итоге, и трудящихся. Заключаемые между предприя-тиями и профсоюзами на одном из трех уровней - национальном, отраслевом или фирменном - сроком на 1-2 года коллек-тивные договора являются весьма эффективной формой произ-водственно - трудовых отношений, обеспечивающих участие тру-дящихся в развитии экономики и предотвращающих, как правило, возникновение трудовых конфликтов и стачечной борьбы.

Коллективные договора сегодня являются, как правило, резуль-татом не столько противоборства интересов, сколько их выявле-ния и сглаживания различий между ними в контексте общей заин-тересованности в процветании фирмы, корпораций, экономики в целом. За последнее десятилетие количество забастовок и локаутов почти во всех западных странах значительно сократилось.

И предприниматели, и профсоюзы в своих требованиях исходят из научного анализа ситуации, осуществляемого собственными, независимыми исследовательскими центрами и организациями.

Самостоятельная и активная позиция трудящихся на рынке тру-да, достаточно ясное понимание национальных проблем позволя-ют им выдвигать и поддерживать конструктивные экономические и социальные программы развития. Следует заметить, что рынок труда в западных странах развивается в атмосфере экономическо-го и политического демократизма, допускающего конфронтацию и весьма критическое отношение друг к другу определяющих струк-туру общества различных социальных сил. И это не приводит, как свидетельствует современная история, к взаимоистребляющей борьбе и разрушению прогрессивных (частное предпринимательство, конкуренция) производственных отношений. Напротив, неиз-бежным становится согласие, стремление к открытому сопоставле-нию и сближению интересов и формирование тем самым весьма Благоприятных общих эволюционных условий для страны.

Весьма эффективны, как показывает опыт Австрии, Швеции, Норвегии, Дании и других стран, коллективные договора, заклю-чаемые на высшем национальном уровне между ассоциацией пре-дпринимателей и руководством профсоюзов. Они действительны во всех отраслях и обязательны - при условии их принятия - для работников каждого учреждения и предприятия в течение всего срока действия. Именно на национальном уровне наилучшим об-разом видны и понятны и потому могут быть всеми сторонами учтены и согласованы многосторонние общенациональные инте-ресы - внешней и внутренней экономической политики, комплек-сного развития отраслей, в т.ч. и отдельных предприятий, общие стратегические контуры научно-технической политики и первооче-редность подобных программ для каждого сектора хозяйства.

Вместе с тем в последнее время в США, Великобритании, Фран-ции и других странах получила широкое распространение практи-ка заключения коллективных договоров на уровне корпораций и отдельных предприятий, поскольку в таком случае хорошо учиты-вается технологическая специфика производства и конкретные индивидуальные интересы сотрудников.

Наряду со всем комплексом условий труда и мер социальной защиты, зарплата, безусловно, является одним из ключевых пунктов коллективных договоров и одной из основных тем переговоров меж-ду профсоюзами и предпринимателями. Ее общее движение почти никогда не отстает от роста индекса цен на товары и услуги, часто его опережает и определяется спросом и предложением рабочей силы, ростом образования и квалификации. Но повышение зарпла-ты по этой причине не бывает непрерывным. Оно приостанавлива-ется, в частности, на период действия коллективных договоров.

Профсоюзами многих стран проводится политика «солидар-ной» заработной платы, которая заключается в реализации прин-ципа равной оплаты за равный труд независимо от того, на каком предприятии - высокорентабельном или низкорентабельном - трудится работник. Прибыли предприятий в значительно большей степени отличаются друг от друга, чем заработки рабочих и слу-жащих. Такой подход позволяет в определенной мере сдерживать стремление работодателей переманивать к себе высококвалифицированных специалистов, а также желание работников сменить место работы только для того, чтобы получить более высокую заработную плату. Подобная политика лучше всего поддается ре-ализации при заключении коллективных договоров на националь-ном уровне. Опыт многих стран подтверждает достижимость ба-ланса интересов работодателей и работников, государственного и частного сектора экономики, политики регулирования и вместе с тем сохранения стабильности рынка труда.

Важным практическим итогом действия компромиссного общественного сознания следует считать тенденцию к созданию кор-порациями постоянного крупного источника средств для финан-сирования мероприятий по трудоустройству, подготовке и пере-подготовке рабочей силы в размере до 40% начислений на фонд заработной платы, относимых на себестоимость продукции. Проф-союзы, со своей стороны, на случай возникновения на предприятиях кризисных ситуаций, зачастую создают специальные фонды для переподготовки персонала (на рабочем месте, в учебном за-ведении) и открытия собственного дела.

Наличие довольно устойчивого социального сотрудничества в экономике не исключает периодического возникновения конфлик-тных ситуаций между отдельными профсоюзами, общественны-ми и частными секторами экономики и т. д. Заметна склонность отраслей и предприятий к проведению самостоятельной полити-ки, в частности в области зарплаты. В результате она может уве-личиваться сверх согласованного уровня на 1-3 процентных пунк-та в течение года.

4. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ НА РЫНКЕ ТРУДА

К разработке программ деятельности учреждений рынка тру-да на национальном, региональном и местном уровнях привлекаются объединения предпринимателей и профсоюзы. Из предста-вителей населения, руководителей учебных заведений, профсою-зов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе и вместе с тем осуществляют над ними контроль.

Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную по-мощь в составлении планов использования рабочей силы, инди-видуального развития сотрудников, проведении массового пере-обучения, связанного с внедрением новой технологии и реоргани-зации производства.

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития тру-довых ресурсов.

Активные меры, по опыту Швеции, в отличие от пассивных, состоящих в. выдаче пособий по безработице, включают следую-щие мероприятия:

· поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субси-диями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государ-ственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

· обеспечение географической мобильности населения и ра-бочей силы путем предоставления субсидий и кредитов на пере-езд с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

· предоставление каждому ищущему работу полной инфор-мации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кад-ров предприятий, где есть рабочие места;

· организация общественных работ, в основном для молоде-жи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50-100% средней зарплаты по данной профессии;

· финансирование работы в частных фирмах молодежи пу-тем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;

· специальное техническое оборудование на обычных пред-приятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий вла-дельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

· стимулирование расширения предпринимательской деятель-ности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятос-ти путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда осуществляются мероприятия по по-вышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

· не имеющие законченного школьного образования получа-ют его, причем организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики, английскому языку (в основном для иммигрантов);

· детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца;

· применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого личного модуля), в основе которых лежат под-бор предметов, наиболее полно удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и последователь-ность их освоения;

· учебные курсы составляются сипами ведущих специалис-тов университетов и промышленных фирм: оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для спе-циалистов их класса в частных фирмах;

· в максимально возможном числе профессиональных школ на консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и воспитателей для постановки методики обучения;

· поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педа-гогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством подготовки каждого ученика;

· используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию заня-тости при общих, более значительных масштабах финансирова-ния политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США. Притом, что в Швеции в три с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на про-граммы политики рынка труда - 2,7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее - 70 против 35%.

Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке тру-па являются одним из главнейших факторов, определявших сло-жившийся уровень занятости населения обеих стран.

Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т.ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетво-рение элементарных жизненных нужд.

Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во мно-гом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.

5. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Механизм саморегулирования рынка труда

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработ-ной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжитель-ности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различ-ные фонды, что расширяет возможности социальной защищен-ности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значи-тельной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.

В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную норму прибыли, которая показы-вает размеры дохода по отношению к затратам. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сфе-ры, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модерни-зирует производство, совершенствует организацию труда, следо-вательно, с учетом повышенных требований усложняется систе-ма образования (т.е. потенциальный рынок труда).

Доход фирмы является экономической основой ее инвестицион-ной активности. Падение доходности фирмы (если не приняты экст-ренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием пер-сонала фирмы на улицу. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специа-листы отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.

Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка тру-да, является прибыль предпринимателя. Это тот самый эконо-мический механизм, который регулирует движение нормы при-были, определяющей цену труда. Последняя побуждает наем-ных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т. п.

Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и пред-ложения труда на рынке, как это уже отмечалось в главе 1. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать про-изводство и персонал.

Таким образом механизм саморегулирования рынка труда при-водит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безрабо-тицы сочетается с ростом удельного веса резерва производствен-ных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порож-дает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безра-ботицы.

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, кон-куренция - все эти факторы саморегулирования рынка труда фор-мируют доход населения и распределяют общественное богатство.

Существуют также различия в степени неравенства доходов между разными странами, например, в США оно заметнее, чем в странах Западной Европы. Основной причиной этих различий яв-ляется тот факт, что в европейских странах государство более ши-роко использует перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев, используя систему налогообложения и другие механизмы для сокращения неравенства, формируемого рынком.

В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы пред-принимателей ограничивает средства на внедрение новых техно-логий и новшеств, снижает прибыльность производства и способ-ствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естествен-но углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработи-цы, резервирование рабочих мест.

Фактически такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на общество принцип есте-ственного отбора и выживания сильнейшего. Это привлекатель-ная сторона рыночного саморегулирования, так как она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полно-стью не может быть принят.

Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т. е. политики невмешательства государства в эко-номику, наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Ис-следование о природе и причинах богатства». Согласно его трак-товке, рыночная система способна к саморегулированию, в осно-ве которого лежит «невидимая рука» -- личный интерес, связан-ный со стремлением к прибыли.

Но в работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенном конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его рав-новесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за актив-ное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает со-стояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и со-храняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточ-ностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабиль-ность, присущая системе совершенной конкуренции.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика, регулирующая влияние государства, не должна препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости насе-ления должна обеспечиваться не сохранением излишней числен-ности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т. п.

Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более ра-циональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабо-чих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на| предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответству-ющую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адап-тации работников к требованиям рынка труда. Следует также учи-тывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, од-нако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно дол-жно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уяз-вимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высво-бождение рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при котором возоб-новление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого уве-личением занятости требуется:

· появление рыночно ориентированного, защищенного госу-дарством и социально ответственного собственника производ-ственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринима-тельской активности;

· привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

· обеспечение условий для материальной заинтересованно-сти работников, развития их потребностей, расширения инфра-структуры для их удовлетворения, а также соответствия профес-сионального уровня трудящихся уровню материально-техничес-кой базы.

Реализация этих требований возможна лишь на основе исполь-зования развитого рыночного хозяйственного механизма в соче-тании с государственным регулированием. Прежде всего необхо-димо преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более пол-ное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер со-циальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требу-ющая определенного регулирования.

Для обеспечения занятости населения велико значение сфе-ры услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников урав-нительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и а но-вых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появи-лась необходимость гарантировать выплату заработка, форми-ровать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эк-вивалентно оплачивать Повышенные затраты труда, стимулиро-вать рост его качества. Особой проблемой является целесооб-разность увязки заработка различных категорий работников с рен-табельностью производства.

Правовое регулирование рынка труда

Изменение экономической ситуации в РФ. широкое развитие , негосударственного сектора экономики, утрата государством фун-кции основного работодателя, признание многообразия форм соб-ственности -- все это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом зако-нодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995 г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее рефор-мирование всего законодательства о труде.

Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о рав-ной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, по-этому решающую роль здесь играет государственное законода-тельное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сто-рон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конку-ренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регули-рования трудовых отношений других стран, прежде всего с разви-той рыночной экономикой. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее други-ми странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего для России наиболее приемлемой будет евро-пейская модель трудового законодательства, отличающаяся го-раздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения. Немаловажным является и психология самих работ-ников, обращающих все свои требования по привычке государ-ству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регу-лирования трудовых отношений.

Вместе с тем особенностью современной государственной по-литики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работо-дателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает бо-лее тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии соци-ально-экономических решений и определении условий труда и пе-редачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:

· признание правового равенства сторон трудовых отноше-ний и выработка механизма защиты более слабой стороны - ра-ботника;

· учет интересов работников и работодателей, государствен-ная защита их интересов;

· гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;

· учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;

· установление действенных мер ответственности за наруше-ние трудового законодательства.

Деятельность профсоюзов

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) - массовая общественная организация, объединяющая на добровольных на-чалах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники Безопасности на предприятиях, заключают с администрацией пред-приятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

Но основная задача деятельности профсоюза - повышение заработной платы. В связи с этим видный американский эконо-мист П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели:

· профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это дос-тигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, уве-личением срока учебы при подготовке к той или иной профессии.

· профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработ-ной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия.

· профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рын-ке труда уместно обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсо-юзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистских таможенных тарифов. Профсоюзы работников автомобилестроения выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили должны состоять из опреде-ленного минимума деталей, произведенных в США.

Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы работ-ников транспорта добились гарантии минимального размера эки-пажа. Такие условия не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо техническое новшество.

В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата возра-стает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные из-менения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда. Более типичными явля-ются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руко-водства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или, же забастовки.

Забастовка -- это попытка отказать фирме в труде всех чле-нов профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов, как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом своего рын-ка; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей ком-пенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих, связанные с забастовкой.

Западные профсоюзы возникли как форма институционализации социальных интересов наемных работников, их ведущая фун-кция - улучшение рыночной ситуации продажи членами профсо-юза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы имели совер-шенно иное происхождение. На уровне страны система управле-ния включала государственные органы, партийные и профсоюз-ные. На уровне предприятия - административные, первичные партийные и профсоюзные организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуще-ствляли обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.

6. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же вре-мя велика, скрытая, официально не фиксируемая «теневая» за-нятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Зна-чительная часть работников, не имеющих официального трудо-вого дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняет-ся временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существен-но различается).

До сих пор преобладает увольнение работников по собствен-ному желанию, а не вследствие сокращения потребности пред-приятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения ра-бочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной сторо-ны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в офици-альной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребнос-тей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижа-ется собираемость налогов и т. д.

На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроен-ной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужден-ном простое. В связи с этим значительную часть населения бес-покоит угроза потери работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает но-вые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, кото-рой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда - с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не вос-полняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяй-ства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уро-вень профессиональной подготовки рабочих массовых профес-сий не соответствует перспективным требованиям. Перераспре-деление занятых по отраслям, в целом необходимое и прогрес-сивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально-Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вто-рых, они -- будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процес-сы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

Эта категория населения подразделяется на ряд групп, опре-деляющих положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в ос-новном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако зна-чительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или рабо-та в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, воз-никнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года -- это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную под-готовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определен-ную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предла-гаемой работе.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхза-нятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в сво-бодное от учебы время. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к воз-никновению серьезных проблем. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразит-ся на социальной структуре общества.

7. РОЛЬ РЫНКА ТРУДА

Современный этап развития связан с новым взглядом на ра-бочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человечес-кого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда нали-цо прямая зависимость результатов производства от качества, мо-тивации и характера использования рабочей силы в целом и от-дельного работника в частности.

Возрастание роли человеческого фактора в производстве под-тверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде «труд - земля - капитал» является первый фактор, ох-ватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд дол., а полные част-ные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд дол.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в после-дние два десятилетия, научно-технической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хо-зяйство уже не может обходиться без массовой творческой дея-тельности.

Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производ-ства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высоко-го качества быстро меняющейся по своим характеристикам и тех-нологически все более сложной продукции; удержание низкой се-бестоимости изделий путем постоянного совершенствования ме-тодов производства; индивидуализация всех видов и форм про-изводственного и непроизводственного обслуживания.

В новых, более эффективных организационных условиях про-исходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциа-ла трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных харак-теристик товаров и форм обслуживания населения.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эво-люцию общества.

Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание де-ятельности большей части работающего населения, прежде все-го специалистов с высшим и средним специальным образовани-ем, административно-управленческого Персонала, высококвали-фицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время спрос на труд главным образом определя-ется: государственной политикой по отношению к низкорентабель-ным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией проф-союзов; масштабами теневой экономики.

На предложение труда могут действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демо-графическая и социальная политика государства.

Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:

1. Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения.

2. Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высо-ком уровне удовлетворения потребностей.

3. Антимонопольные меры эффективно обеспечивают нали-чие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).

Действие этих трех факторов предопределяет такое соотноше-ние спроса и предложения, при котором цены на основные потре-бительские товары и услуги общедоступны.

Как показал анализ, формирующийся на Украине рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегмента-ции по ряду критериев: формам собственности (альтернативные формы занятости), фондоемкости и трудоемкости производства (различные темпы высвобождения и качественный состав работ-ников), особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, тра-дициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответ-ственно выработать дифференцированные способы его регули-рования позволит комплексный анализ действия факторов, обус-ловливающих сегментацию.

Формирование рынка труда на Украине, его протезирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жиз-ни населения и др.

Что же касается уровня заработной платы, то, по-видимому, следовало бы сосредоточиться на следующих мерах, представ-ляющихся первоочередными:

1. Пересмотр минимального размера оплаты труда как в каче-ственном аспекте (освобождение этого показателя от фискаль-ных функций), так и в количественном.

2. Изменение тарифной системы, принятие законов о государ-ственной службе и регулировании трудовых отношений в частном секторе.

3. Переориентация финансово-кредитной и налоговой систем с отходом от сегодняшних принципов, в частности «опоры на зар-плату», при определении прибыли предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведяпин В. И. Общая экономическая теория. М., 1995.

2. Пристанева А.А. Рынок труда: занятость и безработица. Киев, 1993.

3. Павленков В.А. Рынок труда. М., 1992.

4. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.

5. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. Вопросы экономики. 1997. №2.

6. Микульский К. Формирование новой модели занятости. Эко-номист. 1997. №3.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.

8. Павленков В.А. Рынок труда. М., 1992.

9. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М. 1996.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека