Содержание организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Юридический аспект организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
1.2. Формы предпринимательства
1.3. Организационно-правовые формы современных предпринимательских организаций
ГЛАВА II. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «АВТОКОЛОННА № 1118»
2.1. Общая характеристика автотранспортной отрасли
2.2. Характеристика предприятия
2.3. Организационно-правовая база предприятия
2.4. Организационная структура управления предприятия
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности
3.2. Управление финансовыми ресурсами предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная трансформация российской экономики выдвинула перед наукой множество проблем, требующих глубокого теоретического осмысления и обоснования путей их практического решения. Современное производство развивается в настоящее время в принципиально новых условиях. Комплекс производственных подразделений, организаций по управлению современным предприятием и обслуживанию работников, их количество, форма взаимосвязи и соотношения между ними представляют собой общую структуру предприятия (фирмы). Производственная структура современных предприятия различных отраслей имеет свои особенности, вытекающие из характера основного производства. Общая и производственная структура предприятия в условиях рыночных отношений претерпевает изменения в соответствии с требованиями рынка и конкуренцией.
Наилучшая структура современного предприятия - это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Актуальность работы состоит в том, что сегодня выбор предприятиями своих производственных структур тесно связан с определением оптимального соотношения структуры условиям внешнего окружения. Сложность этой задачи в определенной степени зависит от непредсказуемости и взаимосвязи факторов внешней среды, а также, от направленности комплекса маркетинговых мероприятий.
Цель курсовой работы состоит в освещении содержаний организационно-правовых форм (ОПФ) предпринимательской деятельности, выявить их особенности, а так же показать основные направления и особенности организации коммерческой деятельности автотранспортного предприятия, функционирующего на рынке транспортных услуг в городе Мурманск.
Для раскрытия данной цели в работе определены следующие задачи: 1) рассмотреть и проанализировать современные предпринимательские организации; 2) оценить работу транспортного предприятия по показателям его деятельности; 3) показать, что определяющим признаком коммерческой деятельности предприятия в условиях рыночных отношений является минимизация издержек и рост прибыли; 4) показать адаптацию коммерческой деятельности транспортного предприятия к современным экономическим условиям; 5) выявить резервы повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия и разработать мероприятия по их использованию.
Объектом исследования в рамках поставленных задач является классификатор ОПФ и автотранспортное предприятие.
Предмет исследования - коммерческая деятельность автотранспортного предприятия.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА I. ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Юридический аспект организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
Предпринимательство осуществляется в определенных организационно-правовых формах. Какую из форм избрать, зависит от множества факторов: среды деятельности, финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, сравнительных преимуществ той или другой формы. Вместе с тем существуют типичные для мировой практики организационно-правовые формы предпринимательской активности. К ним относятся: полные и коммандитные товарищества, товарищества (общества) с ограниченной ответственностью, акционерные общества, государственные предприятия. В различных странах эти основные формы, включающие тех или иных субъектов предпринимательства, имеют свою модификацию. В части первой этой темы дана краткая характеристика предпринимательских организаций, создание которых допускается в России Гражданским кодексом РФ и другими законами.
Но что же представляет собой сама организационно-правовая форма как таковая, как родовое понятие, каково ее юридическое содержание и значение, зачем понадобилось вводить это понятие в сферу предпринимательства? Организационно-правовая форма юридических лиц - понятие, недавно вошедшее в законодательство и практику и используемое для характеристики организаций - самостоятельных субъектов экономической деятельности, в том числе и предпринимательской. Оно воплощает сущностные организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц, предпринимательских организаций различных видов.
Эти признаки можно свести в две группы. Первая отражает организационную связь любого юридического лица с правом, законодательством. Нарушение установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых последствий. Поэтому, прежде чем вступать в деловые контакты с той или иной организацией, следует убедиться в соблюдении порядка ее учреждения.
Любое юридическое лицо может образовываться лишь в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом. Исчерпывающий перечень видов организационно-правовых форм коммерческих организаций приведен в части первой ГК РФ (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия). В иных организационно-правовых формах коммерческие организации создаваться не могут. Организационно-правовые же формы некоммерческих организаций наряду с Гражданским кодексом могут определяться и другими федеральными законами. Вступая в деловые отношения с юридическим лицом, надо выяснить, соответствует ли его организационно-правовая форма предусмотренным законом.
Юридическое лицо правомочно действовать лишь в тех пределах (рамках), которые очерчены законом для того вида организационно-правовой формы, к которому принадлежит данное юридическое лицо. В-четвертых, на всех юридических лиц распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность.
Вторая группа признаков организационно-правовой формы отражает главное в характеристике юридического лица как участника экономических, предпринимательских отношений - его имущественный статус. Во-первых, тот или иной вид организационно-правовой формы дает четкий ответ на вопрос о генезисе, происхождении имущества, на базе которого создано и действует данное юридическое лицо, и соответственно об основании владения им этим имуществом. Например, на имущество юридических лиц - коммерческих организаций в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий их учредители сохраняют право собственности. Имущество у предприятий находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другие коммерческие и некоммерческие, кроме учреждений, организации являются собственниками имущества, либо внесенного натурой в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), либо приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Вкладом в имущество хозяйственного товарищества (полного и коммандитного) и хозяйственного общества (с ограниченной или дополнительной ответственностью и акционерного) могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права. Таким вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или «ноу-хау». В учредительных документах хозяйственного товарищества (общества) могут содержаться положения, свидетельствующие о том, что в уставный (складочный) капитал учредителем (участником) передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и пользования им.
Во-вторых, организационно-правовая форма раскрывает внутренние имущественные отношения юридических лиц: состав имущества, какое отношение к нему имеют учредители (члены) юридического лица, каким образом осуществляется распоряжение имуществом. Одни юридические лица имеют уставный капитал (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества), другие - уставный фонд (государственные и муниципальные унитарные предприятия), третьи - складочный капитал (полные товарищества и товарищества на вере), четвертые - паевые взносы (производственные и потребительские кооперативы).
Уставный капитал обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью разделен на доли, размер которых устанавливается учредительными документами, а уставный капитал акционерных обществ - на определенное число акций. Имущество, находящееся в собственности производственных кооперативов, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Управление деятельностью полных товариществ и товариществ на вере, включая распоряжение имуществом, осуществляется по общему согласию всех участников (полных товарищей). Порядок распоряжения имуществом хозяйственных обществ и производственных кооперативов определяется их учредительными документами - уставами и (или) учредительными договорами. Соответствующими полномочиями наделяются общие собрания участников (членов) обществ, исполнительные органы (коллегиальные и (или) единоличные), иные органы управления. Государственное и муниципальное унитарное предприятие не может продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно. Федеральные же казенные предприятия (создаются решением Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности) вправе распоряжаться любым имуществом, а не только недвижимым, лишь с согласия собственника.
В-третьих, организационно-правовая форма четко определяет, каким имуществом отвечает юридическое лицо по своим обязательствам. Установлено общее правило, что юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Участники (полные товарищи) хозяйственных товариществ несут ответственность по обязательствам товарищества своим собственным имуществом. В отношении хозяйственных обществ, унитарных предприятий законодательством особо подчеркнута роль уставного капитала (фонда), который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы их кредиторов. Нижний предел фонда устанавливается законом.
В соответствии с Федеральным законом об акционерных обществах минимальный уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее 1000-кратной, а закрытого общества - не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
У обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, согласно упоминавшемуся выше Федеральному закону о них, уставный капитал не может быть менее 100 минимальных размеров заработных плат. Закон о государственных и муниципальных предприятиях пока еще нет. Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» определено, что размер уставного капитала (фонда) предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместного предприятия независимо от его организационно-правовой формы), государственного или муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному, а предпринимательских организаций других организационно-правовых форм - 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации.
Знание организационных и правовых признаков, определяющих форму юридических лиц, позволяет компетентно ориентироваться во всем многообразии участников экономических, предпринимательских отношений. С помощью указанных признаков можно независимо от конкретной экономической деятельности юридических лиц четко определять особенности их правовых возможностей, обязанностей и юридической ответственности, по присущим им общим параметрам сравнивать различные юридические лица между собой и на основе всего этого делать обоснованные практические выводы.. Если организационно-правовая форма перестает удовлетворять интересы юридического лица, то это не влечет необходимости ликвидации такого лица и образования нового. Избранная при создании юридического лица организационно-правовая форма в дальнейшем может быть изменена путем его реорганизации. Питерс М., Хизрич Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Вып. I. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ. М.: Прогресс, 2003 - с. 34-45
1.2 Формы предпринимательства
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями: сферой деятельности; наличием денежных средств; достоинством тех или иных форм предприятий; состоянием рынка.
Форма предпринимательства - это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами - с другой. Существуют следующие основные формы предпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные.
Индивидуальные формы без образования юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества. Риск распространяется на все его достояние. В целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе. Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс.
Предпринимательство реализуется прежде всего на предприятии, под которым с правовой точки зрения подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который на основе закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги. Причем следует заметить, что понятие «предприятие» не тождественно понятию «правовая форма предприятия», ибо последнее в отличие от предприятия как самостоятельной хозяйственной единицы представляет комплекс правовых норм, определяющих отношения участников предприятия со всем остальным миром.
В мировой практике используются различные организационно-правовые формы предприятий, которые определяются законодательствами отдельных стран. Российское законодательство наряду с индивидуальным предпринимательством предусматривает организационно-правовые формы коммерческих организаций в виде полных и коммандитных товариществ, хозяйственных обществ с ограниченной и с дополнительной ответственностью, акционерных обществ открытого и закрытого типов, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.
Следует отметить, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации термин «предприятие» применим только к государственным и муниципальным унитарным коммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, поэтому в качестве обобщающих терминов при указании на субъекты коллективного предпринимательства следует использовать такие, как «организация», «компания», «фирма».
Предприятия, входящие в состав объединения, в ряде случаев могут сохранять полную самостоятельность и права юридического лица и отвечать по своим обязательствам, переданным объединению имуществом.
Объединение в соответствии с действующим законодательством ведет бухгалтерский и статистический учет и составляет отчетность. Объединение публикует данные о своей деятельности, сводные отчеты и балансы в порядке, установленном законом. Информация, содержащая коммерческую тайну, не сообщается и не публикуется. Государственные органы, имеющие право осуществлять в пределах своей компетенции проверку деятельности объединения, обязаны сообщать ему результаты проверок. Должностные лица объединения, допустившие нарушения законодательства о порядке представления государственной статистической отчетности, привлекаются к ответственности.
В таблице 1. (см. Приложение 1) приведены основные организационно-правовые формы коммерческих организаций и некоторые наиболее существенные особенности их создания и функционирования согласно Гражданскому кодексу РФ.
Ниже рассмотрены наиболее распространенные организационно-правовые формы частных предпринимательских фирм, действующих на арене российского бизнеса. Волкова О. И. Экономика предприятия: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000.-520 с.- (серия «Высшее образование») - с. 27-34
1.3 Организационно-правовые формы современных предпринимательских организаций
Среди коммерческих организаций как юридических лиц особое место занимают хозяйственные общества и товарищества.
Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).
Полным товариществом признается объединение двух и более предпринимателей (участников). Создаваемое ими предприятие (путем объединения капитала и заключения договора) предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную (неограниченную) имущественную ответственность участников по обязательствам товарищества.
Представительство и действия от имени полного товарищества любого из его участников признается деятельностью самого товарищества, если иное не предусмотрено учредительными документами товарищества. Изменение состава участников товарищества влечет за собой прекращение его деятельности.
Товариществом на вере (коммандитным, или смешанным) признается объединение, в котором один или несколько его действительных членов несут полную (неограниченную) ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада.
Товарищество на вере, как и полное товарищество, может быть создано:
· без учреждения нового юридического лица (в таком случае вклады участников товарищества отражаются на балансе одного из действительных членов товарищества);
· с учреждением нового юридического лица и с обособленным имуществом (вклады участников при этом отражаются на балансе товарищества).
Представительство и действия от имени полного или смешанного товарищества любого из действительных его членов признаются деятельностью самого товарищества, если учредительными документами товарищества не предусмотрено иное. Собственное наименование товарищества должно включать слова «полное товарищество» или «товарищество на вере». В нем указывается один или несколько действительных членов товарищества. В случае если в наименовании полного товарищества указаны не все его участники, оно должно содержать слова «и компания» или иные слова, указывающие на наличие других участников.
Для образования товарищества достаточно двух учредителей. При этом один из них может быть директором, другой - главным бухгалтером с правом подписи. Для регистрации товарищества нужны протокол учредительного собрания и учредительный договор. В протоколе фиксируется согласие между сторонами о создании предприятия, определяется вид деятельности, название предприятия, устанавливается его адрес. В учредительном договоре определяются взносы сторон в уставный капитал предприятия, распределение дохода и степень ответственности договаривающихся сторон. На основе протокола и учредительного договора составляется устав предприятия по стандартному образцу, единому для всех форм и видов предприятий и предпринимательства.
Среди хозяйственных обществ наиболее распространены общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Общество с ограниченной ответственностью - это и коммерческая организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности и получения дохода.
Признаки, которыми характеризуется эта организационно-правовая коммерческая организация:
- участниками ООО могут быть любые лица (а не только предприниматели, как в товариществах), в том числе коммерческие и некоммерческие организации;
- участником ООО в соответствии с законом может быть одно лицо. Юридическое лицо или гражданин выделяет часть своего имущества в эту организацию, создает ООО и дальше он рискует только этим имуществом. Таким образом, это лицо участвует в гражданском обороте этим выделенным, закрепленным за ним имуществом;
- в этой организации уже имеется уставный капитал, разделенный на доли между участниками (по общему правилу - участников несколько);
- участники не отвечают по обязательствам общества, поэтому оно и называется обществом с ограниченной ответственностью. Участники ООО несут только риск убытков в виде того имущества, которое они внесли в уставный капитал общества;
- фирменное наименование этого юридического лица должно содержать слова «общество с ограниченной ответственностью» (или ООО).
ООО в отличие от хозяйственных товариществ получили достаточно широкое распространение в предпринимательской практике в нашей стране, что связано с тем, что ООО имеет целый ряд весьма удобных для предпринимателей признаков:
- ООО позволяет уменьшить риск предпринимательской деятельности до величины вклада, который вносится в это общество;
- В то же время ООО предполагает и предоставляет возможность реально влиять на предпринимательскую деятельность этого общества. Участник не обязан, но вправе занимать какую-то должность в органах управления и тем самым оказывать влияние на предпринимательскую деятельность этого общества;
- Круг участников ООО, как правило, незначителен. Участники Общества известны друг другу и пользуются взаимным доверием;
- Участник ООО вправе в любое время выйти из общества (согласия на это других участников не требуется) и забрать свою долю, то есть ту часть имущества общества, которая падает на его долю в уставном капитале.
Минимальный размер уставного капитала ООО - 10 000 рублей.
Довольно редко встречающейся ОПФ является Общество с дополнительной ответственностью (ОДО). Данная организационно-правовая форма предпринимательства может рассматриваться как разновидность общества с ограниченной ответственностью. Оно учреждается одним или несколькими лицами и имеет следующие характерные признаки:
· уставной капитал разделен на доли, размеры которых определены учредительными документами;
· участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, причем в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов (что также определяется учредительными документами);
· в случае банкротства одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам (в некоторых случаях может быть предусмотрен иной порядок распределения ответственности).
В остальном к обществу с дополнительной ответственностью применяются те же правила, что и к обществу с ограниченной ответственностью.
Фирменное наименование общества должно включать слова «с дополнительной ответственностью». Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов.-3-е изд., изм. и доп.-М.: Издательство НОРМА, 2001.-с.104-112
Большинство правоведов считают высшей организационно-правовой формой хозяйственного общества акционерное общество (АО).
Под акционерным обществом понимается коммерческая организация, созданная в результате объединения имущества нескольких лиц, которые не несут ответственности по обязательствам этой организации и имеют в собственности акции, удостоверяющие их обязательственное право требования к этому обществу.
АО как организационно-правовая форма юридического лица характеризуется следующими признаками:
- Участниками АО могут быть любые субъекты гражданского права, в том числе допускается создание АО с одним акционером;
- Уставный капитал этого общества разделен на акции равной номинальной стоимости (в ООО - на доли);
- Акционеры не отвечают по обязательствам этого общества;
- Акционеры могут не участвовать в деятельности этого общества;
- Основным учредительным документом АО является устав;
- Фирменное наименование этого юридического лица должно содержать слова «акционерное общество» (или АО);
- Связь между участниками общества, их личности имеют минимальное значение;
- Выйти из акционерного общества можно только путём продажи или отчуждения иным способом своих акций;
- Одним из главных признаков АО как организационно-правовой формы является стабильность имущественной базы этого юридического лица.
АО как юридическое лицо дает возможность сконцентрировать огромный капитал в рамках этого юридического лица, распыленный среди множества акционеров. Поэтому АО всегда рассматривалось, как способ концентрации капитала. Обычно акционерное общество создается тогда, когда нужно собрать необходимый для какой-то предпринимательской деятельности капитал, сконцентрировать его в рамках одного субъекта гражданского права - юридического лица,
Имущество или капитал АО собирается с помощью особых ценных бумаг, которые получили название акции.
Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении владельцем определенной суммы денег в капитал акционерного общества и дающая право на получение ежегодного дохода - дивиденда из прибыли указанного общества. Акции могут быть различных видов, но основными являются: именные, акции на предъявителя, простые и привилегированные акции.
Именная акция закрепляется за акционером посредством занесения в книгу записей. Передача именной акции (прав на нее) осуществляется путем передаточной надписи и отражением ее в книге общества. Акция на предъявителя подобно деньгам принадлежит ее фактическому владельцу и не закрепляется за каким-либо конкретным лицом. Свободная передача акции означает автоматическую смену ее владельца.
Простые акции позволяют получать доход в зависимости от результатов деятельности АО, а также принимать участие в управлении и голосовании на общем собрании акционеров.
Привилегированные акции отличаются от простых заранее установленной суммой дохода (дивиденда) на акцию независимо от результатов работы АО, а также первоочередностью выплат возвратных сумм при ликвидации АО или его реорганизации. Главный недостаток привилегированных акций - в том, что они не дают права голоса на общем собрании акционеров.
Взамен акций акционеру нередко выдается сертификат на все принадлежащие ему акции. Сертификат акции представляет собой ценную бумагу, которая является свидетельством владения определенным числом акций, которые он замещает.
Прибыль акционерного общества направляется на расширение предприятия и пополнение резервного капитала, на выплату премий менеджерам и служащим, а также на выплату дивидендов. Принципиальная схема распределения денежной выручки от реализации товаров и услуг в акционерных обществах выглядит так:
3
Размер дивидендов зависит от положения дел в акционерном обществе и определяется ежегодно его высшим органом (собранием акционеров).
Независимо от номинальной стоимости акции они продаются на рынке ценных бумаг по рыночной или курсовой цене, которая находится в прямой зависимости от приносимого ими дивиденда и в обратной зависимости от ссудного процента.
Дивиденд
КА = * 100
Ссудный %
Курс акций - это капитализированный дивиденд. Он равняется сумме денежного капитала, которая, будучи положена в банк или отдана в ссуду, принесет доход, равный дивиденду, получаемому по акции. Кроме величины дивиденда и ссудного процента, на курсовую цену акций влияет спрос и предложение на них на фондовой бирже.
Для привлечения дополнительных средств акционерное общество, кроме акций, может выпускать и облигации, но только после полной оплаты всех выпущенных акций и на сумму не более 25% уставного фонда.
Недостатки АО:
- Мелкие акционеры не имеют возможности реально влиять на деятельность этого общества;
- Руководители АО, управляющие его деятельностью, приобретают неограниченные возможности по распоряжению имуществом, собственниками которого они не являются.
Таким образом, возникает необходимость обеспечить надлежащий контроль над исполнительными органами АО и защищать права мелких акционеров.
Различают два вида АО - открытое акционерное общество (ОАО) и закрытое акционерное общество (ЗАО).
ОАО характеризуется тем, что:
- Его участники могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, то есть это общество открыто для любого участника гражданского оборота. Любой участник гражданского оборота может приобрести акции АО, здесь нет никаких ограничений. В то же время любой акционер в любое время может продать свои акции любому субъекту гражданского права;
- ОАО может производить открытую подписку на акции по следующему алгоритму: образуется АО, объявляется и регистрируется выпуск акций и любой может их приобрести на бирже;
- Число акционеров ОАО не ограничено.
ЗАО характеризуется тем, что:
- Отчуждение акций акционерам ЗАО ограничено преимущественным правом покупки другими акционерами. Аналогично процедуре отчуждения долей в ООО, необходимо сначала предложить акции другим акционерам, и только если они откажутся, можно продавать акции третьему лицу;
- Акции в ЗАО распределяются среди ограниченного числа участников, между конкретными лицами, а не продаются на бирже;
- Число акционеров в ЗАО не должно превышать 50.
Таким образом, ЗАО - это своего рода промежуточная форма между обществом с ограниченной ответственностью и открытым акционерным обществом.
К коммерческим организациям также относятся унитарные предприятия.
Унитарное предприятие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие -- ГУП, Муниципальное унитарное предприятие -- МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие -- ФГУП) -- коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.
Унитарное предприятие имеет следующие признаки:
- Предприятие не обладает правом собственности на имущество. Собственником этого имущества продолжает быть учредитель этого предприятия. За самим унитарным предприятием это имущество закрепляется либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления, на так называемом ограниченном вещном праве;
- Имущество унитарного предприятия не распределяется между работниками этого предприятия, является неделимым, и собственник унитарного предприятия может быть только один;
- Орган управления унитарного предприятия - единоличный. Это, как правило, директор или генеральный директор, который назначается собственником имущества этого унитарного предприятия. Коллегиальные формы управления не допускаются.
В качестве собственника унитарного предприятия могут быть: Российская Федерация как субъект гражданского права, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Существуют унитарные предприятия основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления, а так же дочерние унитарные предприятия.
Производственный кооператив (артель) -- коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц.
Как юридическое лицо производственный кооператив характеризуется следующими чертами:
- Это объединение граждан, которые организуются для того, чтобы трудиться;
- В основе объединения лежит членство в кооперативе;
- Члены кооператива участвуют в деятельности кооператива личным трудом;
- Требуется не только личное трудовое, но и имущественное участие в деятельности кооператива;
- Членство в кооперативе на основе только паевого взноса без личного трудового участия в принципе допускается, но в определенных размерах - не более 25 процентов от суммы паевых взносов. Допускается существование и таких членов кооператива, которые своим трудом не участвуют в деятельности кооператива. Но их должно быть не более 25 процентов;
- Членом кооператива, который вносит только пай, может быть и юридическое лицо;
- Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность (субсидиарная ответственность подразумевает, что в том случае, если имущества кооператива недостаточно для покрытия обязательств, то оставшаяся часть долга возмещается пайщиками) по обязательствам этого юридического лица в размере, установленном уставом кооператива;
- Фирменное наименование этого юридического лица должно содержать собственно название этого кооператива и слова «производственный кооператив» или «артель» (это синонимы);
- В качестве учредительного документа здесь выступает устав, принятый на общем собрании членов кооператива;
- Число членов кооператива должно быть не менее 5. Максимальное число не ограничено;
- Имущественную базу деятельности кооператива образуют паевые взносы членов кооператива.
ГЛАВА II. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «АВТОКОЛОННА № 1118»
2.1 Общая характеристика автотранспортной отрасли
Научно-технический прогресс вносит существенные изменения в развитие транспортной системы, вызывая наряду со структурными сдвигами изменение схем транспортного обеспечения. Характерным результатом научно- технической революции на мировых транспортных рынках является постоянный рост конкурентоспособности различных видов транспорта. Наиболее острой конкуренции на транспортных рынках подвержены сухопутные виды транспорта - железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, а также речной - особенно в тех случаях, когда они обеспечивают доставку грузов до морских портов. Проходящая параллельно с научно-технической революцией монополизация транспортных средств только обостряет конкуренцию. Транспортно-дорожный комплекс России - одно из крупнейших звеньев ее экономики, объединяющее 160 тыс. предприятий всех видов и форм собственности. В нем занято 8% общей численности рабочих и служащих, 13,6% основных производственных фондов, расходуется свыше 130 млн. тонн топлива. Важнейшее место в структуре транспортных услуг занимают коммерческие пассажирские перевозки, причем на долю автотранспортных перевозок приходится наибольшая доля - 56%. Благоприятное географическое положение нашего региона и крупная промышленность обусловили развитие всех видов транспорта и сети дорог на территории области. Имеющиеся наземные, воздушные, морские транспортные коммуникации обеспечивают традиционные хозяйственные связи региона с центром России и создают хорошие условия для расширения сотрудничества с зарубежными странами.
Вместе с тем, в Мурманской области с 2006 г. уменьшились перевозки пассажиров автобусным и морским транспортом (на 8%); снизились перевозки пассажиров воздушным транспортом (на 3%); на 2,8% грузов меньше в 2006 г. прибыло в Мурманск для отправки в районы Крайнего Севера; на 2,8% упал объем перевозок грузов, на 2,3% уменьшился грузооборот, на 0,5% снизились перевозки людей общественным транспортом. В настоящее время на территории Мурманской области перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в основном осуществляют следующие предприятия: ОАО «Мур- манскавтотранс», в состав которого входят восемь структурных подразделений, которые обеспечивают пассажирские перевозки в городском, пригородном и междугородном сообщениях в городах и районах области; транспортное агентство ОАО «Автоколонна 1118», обеспечивающее пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщениях непосредственно в городе Мурманске и пригородной зоне. До 2005 г. «А/К 1118» являлась структурным подразделением ОАО «Мурманскавтотранс»: 23 августа 2005 года в соответствии с Постановлением Администрации г. Мурманска № 1506 была реорганизована путем выделения из его состава в транспортное агенство для перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях на территории Мурманской области на 142 маршрутах, где использовались 315 автобусов. Организационно - правовая форма предприятия - ОАО. Юридический адрес: Россия, г. Мурманск, ул. В. Бирюкова, д.З. Полное фирменное наименование Предприятия: автотранспортное агентство «Автоколонна 1118». Сокращенное наименование Предприятия: «А/К 1118». Место нахождения предприятия: Россия, г. Мурманск, ул. В. Бирюкова, д. 3. Почтовый адрес Предприятия: Россия, г. Мурманск, ул. В.Бирюкова, д.З. Дата учреждения: 23. 08. 2005 г. Номер расчетного счета: 40702810500070014004. Государственная регистрация ОАО «А/К 1118»: 23.08.2005 г. Постоянное свидетельство о регистрации: 10. 07 05 г. Свидетельство о постановке на учет: 15.07. 05 г. Лицензия в РТИ: 15.07.05 г. Свидетельство о постановке на учет в ГНИ: 15.07.05 г.
Предприятие имеет сертификат № РОСС Р У 007 У01682№ 0148359 и сертификат № РОСС Р У 007 У01682 №0148359 соответствия на услуги пассажирских перевозок. Контактный телефон предприятия: 488601. Сегодня ежедневно услугами автомобильного транспорта в г. Мурманске пользуются более 250 тыс. пассажиров. ОАО «А/К 1118» выполняет перевозки по 20 городским и 11 пригородным маршрутам, на балансе предприятия находятся 210 автобусов и 80 маршрутных такси. Ежедневно автобусы предприятия перевозят более 245 тыс. пассажиров. Ситуация осложняется тем, что в настоящее время происходит катастрофическое старение подвижного состава: в настоящее время подлежит списанию около 70% единиц. В результате в течение 2008 - 2009 гг. количество выполняемых рейсов сократилось на городских и пригородных маршрутах на 7,2 %. Увеличиваются интервалы движения, ухудшается качество обслуживания пассажиров. Однако, несмотря на стремительное старение подвижного состава, технико-эксплуатационные показатели его производственной деятельности в ОАО «А/К 1118» остаются высокими: коэффициент технической готовности (КТГ) подвижного состава составляет 0,805, а коэффициент использования парка (КИП) - 0,713. на рынке работает достаточное количество агентских фирм, которые торгуют оптом и в розницу запасными частями и изделиями, используемыми в качестве комплектующих. Основными конкурентами ОАО «Автоколонна 1118» являются Североморское АТП и «Электротранспорт». Согласно постановлению Правительства Мурманской области от 21.01.2005 № 10-ПП «О введении на территории Мурманской области единого социального проездного билета» с 1 марта 2005 года, организован проезд по единому социальному проездному билету (ЕСПБ) стоимостью 300 рублей на автомобильном и электротранспорте общего пользования городского и пригородного сообщения льготным категориям граждан, включенным в региональный и федеральный реестр.
Постановлением Правительства Мурманской области от 23.06.2005 № 238- 1111/8 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Мурманской области от 21.06.2005 № 10-1111» утвержден порядок компенсации автотранспортным организациям убытков от эксплуатационной деятельности на социально значимых межмуниципальных междугородных и пригородных автобусных маршрутах. Расходы на реализацию данного постановления предусмотрены в размере 42 млн. рублей за счет средств, поступивших из федерального бюджета на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории Мурманской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В свою очередь, автотранспортные предприятия должны разработать и представить в Правительство области план мероприятий на 2010 год по снижению убытков от финансово-хозяйственной деятельности, изучению пассажиропотока, увеличению собираемости доходов, экономии горючесмазочных и прочих эксплуатационных материалов.
2.2 Характеристика предприятия
В настоящее время основным видом деятельности автотранспортного агентства ОАО «Автоколонна 1118» является коммерческая организация пассажирских перевозок. Цель предприятия - предоставление качественных транспортных услуг в области пассажирских перевозок, доступных широкому кругу потребителей. Основной вид деятельности - пассажирские и грузовые перевозки в г. Мурманске, Мурманской области и пригородах. Среди транспортных предприятий, работающих в Мурманской области, ОАО «Автоколонна 1118» является крупнейшим из них, выполняет в соответствии с уставом традиционные для АТП виды деятельности: перевозка пассажиров транспортом общего пользования на городских, пригородных маршрутах, а также предоставление транспорта по заказам. Предприятие осваивает новый вид услуг - пассажирские перевозки автобусами малого класса повышенной комфортности марки «Газель». В настоящее время, на средства, выделенные по линии Администрации Мурманской области, приобретено 10 автобусов марки «VOLVO», обеспечивающих более комфортабельное обслуживание пригородных маршрутов. В 2007 г. по договору лизинга приобретено 19 автобусов марки «Лиаз - 5256», обеспечивающих более комфортабельное обслуживание 18-го маршрута. Автобусы обслуживают 16 городских и 11 пригородных маршрутов и ежедневно перевозят более 290 тысяч пассажиров. Сегодня автобусный парк предприятия - это 210 автобусов различных марок и 41 автобус малого класса марки «Газель» для обслуживания городских и пригородных маршрутов.
Предприятие в соответствии с действующим законодательством предоставило право бесплатного проезда 66,9% пассажирам. Компенсация выпадающих расходов, связанных с перевозками льготных категорий пассажиров на городских и пригородных маршрутах в 2004г. составила 110 819,2 тыс. руб., в том числе из областного бюджета 101 084,5 тыс. руб., (это соответствует запланированному объему по бюджетной росписи). Кроме того, в 2006 году были заключены договора с Комитетом по социальной защите администрации г. Мурманска, Управлением социальной защиты населения администрации Кольского района Мурманской области, Управлением образования и социальной защиты администрации муниципального образования города Кола Мурманской области, отделом социальной защиты населения администрации пос. Мурмаши Кольского района Мурманской области, администрацией посёлка Молочный Кольского района Мурманской области, предметом которых является компенсация расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда в автобусах городского и пригородного сообщения инвалидам, реабилитированным жертвам политических репрессий и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, договор с Мурманским Городским Советом на компенсацию расходов, связанных с предоставлением права бесплатного проезда депутатам. Сумма, перечисленная в соответствии с заключенными договорами составила 9 734,7 тыс. руб. С Управлением жилищно-коммунального хозяйства достигнуто соглашение о компенсации расходов, связанных с реализацией ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» в 2006г. Обязательства по договору в сумме 750,0 тыс. руб. выполнены в феврале 2008г.
В соответствии с расчетами, основанными на данных маркетинговых исследовании, сумма выпадающих доходов должна была составить 180 млн. рублей. Таким образом, по-прежнему предприятие не имело источника для приобретения подвижного состава, инвестиций, осуществления социальных программ. На 01.01.2008 г. в предприятии числится 256 единиц транспортных средств, балансовая стоимость которых составляет 48 686 тыс. рублей, в том числе 194 автобуса. В 2007 году автобусы не приобретались, списано 23 автобуса. На 01.01.2008 г. в предприятии числится 256 единиц транспортных средств, балансовая стоимость которых составляет 48 686 тыс. рублей, в том числе 194 автобуса. В 2008 году автобусы так же не приобретались, списано 23 автобуса.
Сегодня ОАО «Автоколонна 1118» осуществляет пассажирские перевозки на городских, пригородных маршрутах г. Мурманска, пригородной зоны, выполняет заказные перевозки для населения и предприятий, а также ремонт и техническое обслуживание собственного подвижного состава и автотранспорта сторонних организаций Федорков А.И. Организация, планирование и управление автотранспортным предприятием // Бухгалтерский учет. - 2009 - № 1 - С. 10. Цеха и участки предприятия расположены в четырех производственных корпусах, в том числе: ремонтные мастерские (общая площадь - 4536 кв.м., 17 машиномест); комплекс тех. обслуживания (общая площадь - 3960 кв.м., 15 машиномест); моторный цех (общая площадь - 2592 кв.м., 9 машиномест); цех ремонта «Икарус» (общая площадь - 1440 кв.м., 8 машиномест). Производственные участки предприятия подразделяются на: аккумуляторный (ремонт и зарядка АКБ) - 51,0 м; окрасочный (подготовка и окраска кузовов) - 228 м; кузовной цех (кузовные и электросварочные работы) - 470 м; топливной аппаратуры (проверка и ремонт узлов топливных систем дизелей); карбюраторный (то же карбюраторных автомобилей); электротехнический (проверка и ремонт электрооборудования автомобилей); - медницкий (пайка и испытание радиаторов); кузнечный (термообработка, ковка, алюминиевое литье, ремонт рессор); диагностика (проверка тягово-экономических характеристик ДВС) - 150 м; вулканизаторный (ремонт автокамер, изготовление РТИ) - 51,0 м; шиномонтажный (демонтаж, дефектовка, замена и монтаж шин, камер и т.д.); ЦВИД (восстановление изношенных деталей) - 71,2 + 36,3 м; моечный комплекс (мойка кузовов, ДВС, ГМП) и др. Предприятие специализируется на агрегатном методе ремонта, а также производит ремонт отдельных узлов и агрегатов на технологическом оборудовании, размещенном в производственных корпусах. Здания и сооружения для работы в зимних условиях обеспечены автономными источниками отопления. На предприятии сегодня работает 493 человека, в числе которых: среди работающих 118 человек награжденных правительственными и отраслевыми наградами. Сегодня автобусный парк предприятия - это 210 автобусов различных марок и 41 автобус малого класса марки «Газель» для обслуживания городских и пригородных маршрутов. Автобусы обслуживают 16 городских и 11 пригородных маршрутов и ежедневно перевозят более 290 тысяч пассажиров.
2.3 Организационно-правовая база предприятия
Важнейшим документом, регламентирующим деятельность субъектов автомобильного транспорта и отношения между ними, является Устав автомобильного транспорта. На территории РФ действует Устав, утвержденный Совмином РСФСР 08.01.69 (с последними изменениями, принятыми Постановлением Правительства РФ, от 28.04.95 № 433).
Естественно, что происшедшие за последние годы экономические и правовые преобразования привели к тому, что некоторые положения этого документа перестали соответствовать современной ситуации. Положения и требования Устава находят свое конкретное отражение в правилах перевозок грузов и пассажиров и других нормативных документах, разрабатываемых как на федеральном, так и региональном уровне. Автотранспортные предприятия и предприниматели имеют право заключать с заказчиками договоры на перевозку грузов5. Заказчиками транспортных средств (заказчиками услуг) могут выступать грузоотправители, грузополучатели, а также посредники в лице снабженческо-сбытовой или иной организации, не являющейся грузоотправителем или грузополучателем. Предприниматели могут выполнять функции экспедитора, заключив соответствующий договор с клиентом (грузоотправителем или грузополучателем). По договору транспортной экспедиции в обязанности экспедитора входят организация перевозки груза транспортом по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, заключение от имени клиента или от своего имени договоров на перевозку груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Конкурс на право обслуживания городских маршрутов проводится администрацией города Мурманска ежегодно по заявке управления городского пассажирского транспорта. Основными критериями отбора юридических и физических лиц на право обслуживания маршрутов являются: 1) стоимость перевозок пассажиров; 2) количество автобусов на линии; 3) обслуживание льготных категорий населения. Транспортное агенство ОАО «Автоколонна 1118» осуществляет свою деятельность на основании ГК РФ (часть 2. гл.40); федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства; Уставом автомобильного транспорта (с последующими изменениями, принятыми Постановлением Правительства РФ, от 28.04. 95 № 433).
Руководитель предприятия является сотрудником предприятия, осуществляющим, непосредственное обеспечение выполнения финансовых и технико-экономических показателей, документационное и информационное обслуживание и непосредственно подчиняется начальнику отдела эксплуатации.
2.4 Организационная структура управления предприятия
Автотранспортное предприятие ОАО «Автоколонна-1118» по своей структуре представляет собой линейный тип организационного управления. Организационная форма - горизонтальная координация. Глава предприятия - генеральный директор. Автотранспортное предприятие осуществляет свою деятельность на основании Устава Общества и законодательства РФ. Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью Общества осуществляет Совет директоров. Руководство текущей деятельностью осуществляет генеральный директор, избираемый на 4 года. Аппарат управления состоит из 25 человек. Основная обязанность генерального директора - обеспечить объединение деятельности различных подразделений, для решения общей задачи Антикризисное управление на транспорте / Под редакцией Бородиной Е.И. М.: Биржи и банки, 2009. - с. 133. Прямые контакты осуществляются между функциональными руководителями разных подразделений, без какого-то ни было изменения линейно-функциональных структур и формальных связей. Они касаются частных проблем и не затрагивают целей, лимитов, стандартов, установленных на высшем уровне управления. Координаторы подразделений назначаются в смежных отделах, так как связи между ними приобрели регулярный, устойчивый характер и требуется постоянный обмен информацией между отделами и достаточно большой объем работы по согласованию.
Согласно предназначению предприятия, миссию предприятия определена, как: точно в срок предоставлять клиентам качественные услуги. Цели предприятия, на выполнение которых направлена деятельность коллектива: безубыточная деятельность предприятия при условии финансирования транспортных услуг со стороны Заказчика; обеспечение стабильного финансового состояния, позволяющего успешно работать в условиях конкуренции; достижение уровня рентабельности, позволяющего обновление основных фондов и увеличение доходов работников предприятия; создание рыночно ориентированного, конкурентоспособного предприятия; повышение видов и объемов маркетинговых исследований и всестороннего анализа транспортных рынка Курганов В.М. Регулирование транспортной деятельности. М.: Экономика, 2009,- с. 199. Видами коммерческой деятельности предприятия являются: организация всех видов перевозок пассажиров и грузов в соответствии с заключенными договорами в целях наиболее полного обеспечения потребностей клиентов и населения в транспортных услугах; деятельность и оказание услуг в сфере туризма; оказание информационно-вычислительных, проектно-технических снабженческо-сбытовых услуг; оказание посреднических услуг. Организационная структура предприятия включает: экономическую, коммерческую, техническую и хозяйственную службы. В состав экономической службы входят планово-экономической отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия. Плановый отдел организует разработку перспективных и текущих планов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, привлекая для этого работников других отделов и служб, а также производственных подразделений; доводит планы до исполнителей; организует статистический учет и контроль, составляет отчеты; проводит анализ выполнения плана; разрабатывает предложения по устранению причин недостатков в работе АТП и обеспечению выполнения плановых заданий; участвует в составлении плана повышения эффективности производства и контроля за его выполнением; определяет экономическую эффективность организационных мероприятий.
Коммерческая служба выполняет маркетинговую работу и организует процесс перевозок грузов и пассажиров. Задачей этой службы на грузовых АТП является получение прибыли путем своевременного выполнения транспортных услуг для каждого заказчика и эффективное использование транспорта. На коммерческого директора и его аппарат возлагаются обязанности по эффективной продаже автотранспортных услуг. В его компетентность входят контроль за систематическим отслеживанием состояния внешней среды АТП, комплексный анализ, исследование и прогнозирование рынка автотранспортных услуг. Коммерческий директор формирует и проводит в жизнь стратегию маркетинга, в повседневной работе он уделяет большое внимание вопросам правового и экономического характера. Маркетинговая работа на грузовых АТП осуществляется непосредственно отделом (группой) маркетинга. Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел персонала предприятия, следит за продвижением работников по службе. Конечная цель предприятия будет достигнута только в том случае, если менеджер будет четко знать свои должностные обязанности. С этой целью на предприятии разрабатываются должностные инструкции каждого работника аппарата управления, которые утверждаются руководителем этого предприятия. ОАО «Автоколонна 1118» имеет в своем распоряжении современное компьютерное обеспечение, пакеты программ, отвечающие самым высоким требованиям. На предприятии создана служба информационных систем управления, в которой работают высококвалифицированные сотрудники, под контролем которых осуществляются все автоматизированные процессы. Парк программных продуктов предприятия включает: пакет продуктов «Microsoft» (автоматизирует работу с документами); системный комплекс «Novel» (обеспечивает работу всех внутренних системы предприятия); специализированные программные продукты отдельных подразделений. Службой разработана индивидуальная локальная сеть, через которую осуществляется возможность выхода в сеть Internet по выделенным радиоканалам.
Предприятие имеет свой сайт по адресу http://www.ak.1118.ru. В АК-1118 используется внутренний программный продукт Lotus Notes, который позволяет осуществлять переписку между отделами и существенно ускорять процесс документооборота на предприятии.
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности
Как известно, в целом предпринимательство (бизнес) есть такая деятельность, где организация производства продукции и оказание услуг осуществляются теми, кому принадлежат факторы производства. Следует отметить, что в этой системе практически не требуется централизованного планирования и координации экономической деятельности со стороны государственных структур, так как данные функции выполняет рынок и система цен. При этом необходимо подчеркнуть, что в любых формах собственности предпринимательство есть основной путь приватизации государственной собственности и одновременно - инструмент демонополизации экономики. Конкурентоспособность транспортных услуг определяется в основном двумя факторами: уровнем себестоимости услуг и уровнем их качества. Поэтому снижение себестоимости и повышение качества перевозок конкретных грузов и пассажиров - важнейшие направления повышения конкурентоспособности услуг Курганов В.М. Регулирование транспортной деятельности. М.: Экономика, 2009.- с.211. Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счет экономии топлива, запасных частей, ремонтных материалов, шин, а также за счет повышения производительности подвижного состава. Повышение качества перевозок грузов предполагает выполнение доставки точно в установленные сроки, при высокой сохранности количества и качества перевозимых грузов. Основная роль в формировании доходов предприятия принадлежит выполнению транспортных, экспедиционных и других услуг (погрузочно-разгрузочных, ремонтных работ и др.). Указанные услуги выполняются на коммерческой основе, поэтому должны быть оплачены потребителями услуг (грузополучателями, грузоотправителями, пассажирами) по соответствующим ценам (тарифам). В состав транспортного тарифа включаются издержки производства и прибыль транспортных организаций, а также налог на добавленную стоимость (НДС). В частности, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы (например, на горючесмазочные материалы) обязательно отражается на уровне тарифов на автотранспортные услуги предприятия. В свою очередь, повышение тарифов отрицательно сказывается на потребителях услуг. Владельцы грузов вынуждены увеличивать свои цены, а пассажиры - больше платить за проезд, что вызывает социальное напряжение в области и регионе Формирование тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом // Экономист - 2009. - № 5 - с.79. Особенностью тарифов на проезд в автобусах городского, пригородного и междугородного сообщения является то, что они практически во всех регионах России не покрывают текущих затрат, которые несут пассажирские предприятия. Следует отметить, что при их утверждении органы государственного управления руководствуются главным образом социальными интересами большей части населения, а не коммерческими интересами предприятий (индивидуальных предпри- нимателей-перевозчиков). Убытки ОАО «Автоколонна 1118» возмещаются в виде дотаций из местного бюджета в зависимости от вида сообщения. Сегодня на предприятии сложилась система покупки топлива для автомашин за наличный расчет водителями. Среди путей снижения затрат на топливо важным является переход на систему оплаты топлива по безналичному расчету (пластиковые карты), что позволяет снизить затраты на топливо и повысить контроль за расходами водителей. Например, компания «Сибнефть» предоставляет скидку 5% при заправке по пластиковым картам. В феврале 2009 года предприятие заключило договор на частичное обслуживание автомобилей предприятия по пластиковым картам с компанией «Сибнефть». Доставка продукции оптовикам и торговым агентам по маршруту: Северозападный регион (Мурманская область), осуществляется транспортом предприятия (крупнотоннажные автомобили (7-20 тонн) ЗИЛ, МАЗ).
3.2. Управление финансовыми ресурсами предприятия
Обобщающая оценка финансового состояния предприятия, как известно, достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность. Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы: анализ состава и динамики балансовой прибыли; анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности; анализ уровня среднереализационных цен; анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности; анализ рентабельности деятельности предприятия; анализ распределения и использования прибыли Пущин А. К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. М.: Инфра - М. 2009,- с.90. Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана. В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена на рисунке 1 (см. Приложение 2).
Увеличение объема выполненных перевозок приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Основным ее источникам является увеличение объема реализации перевозок грузов и пассажиров, снижение себестоимости, повышение качества услуг (рис. 2).
Рисунок 2 - Схема подсчета резервов увеличения прибыли от выполнения перевозок
Налог на прибыль уплачивает предприятие, исходя из валовой прибыли (в Мурманской области ставка налога на прибыль для автотранспортных предприятий -12 %). Отличительной особенностью предприятия, осуществляющего свою деятельность в сфере автотранспортных услуг, является то, что автомобиль здесь выступает как главное средство производства Пущин А. К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. М.: Инфра - М. 2009,-с. 190. Поэтому транспортный налог является в этом случае важнейшим фактором регулирования экономических процессов и взаимодействия с государственной властью. В бухгалтерском балансе осуществляется экономическая группировка хозяйственных средств (по их составу и размещению) и источников их образования в денежном выражении на 1-е число каждого месяца. По балансу определяют, сумеет ли предприятие в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами - акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими или ему угрожают финансовые затруднения. На основе данных баланса определяют конечный финансовый результат работы предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, который отражается в виде частой прибыли в пассиве баланса или убытка - в активе.
Следовательно, рентабельность деятельности ОАО «Автоколонна 1118» можно определить как процентное отношение балансовой прибыли к товарообороту. Было установлено, что, не смотря на рост перевозок грузов и пассажиров, на предприятии за 2008-2009 гг. более чем в 2 раза наблюдается снижение показателя рентабельности с 12,3 до 7,2%. В первую очередь это обусловлено значительным ростом издержек обращения, которые за рассматриваемый период возросли почти в 3 раза в связи с понижением тарифов. Издержки обращения в ОАО «Автоколонна 1118» за 2008-2009 гг. увеличатся на 1628 тыс. руб. или почти в 3 раза. В большей степени на предприятии наблюдается рост издержек на оплату труда - на 430 тыс. руб., что обусловлено целенаправленной кадровой политикой организации, направленной на достижение закрепления кадров, повышение их материального стимулирования и производительности труда. За последние 2 года на предприятии произошли заметные изменения в структуре балансовой прибыли. Так, если в 2008 году долю прибыли, полученной от основной - коммерческой деятельности предприятия - приходилось 75,3% балансовой прибыли, а 24,7% на прибыль прочей реализации (реализация части основных средств, нематериальны активов), то в 2009 году 91,8% всей балансовой прибыли предприятие планирует получить от выполненных перевозок и только 8,2% от прочей реализации. Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усилении материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Для определения коммерческо-финансовой эффективности работы предприятия используются коэффициент прибыльности реализации транспортных услуг. Он определяется отношением суммы прибыли от реализации к товарообороту. В 2010 г. планируется повышение рентабельности на 0,016 % .
Валовая прибыль ОАО «Автоколонна 1118» представляет собой сумму прибыли от реализации и доходов от внереализационных операций, уменьшенную на сумму расходов по этим операциям. В 2010г. ожидается уменьшение суммы внереализационных доходов на 187 тыс. руб. и они составят 4247 тыс. руб. (4434- 187).
Для эффективного функционирования предприятия в условиях рыночных отношений, первостепенное значение имеет выявление резервов прибыли. Расчеты плана прогноза на 2009 г. позволяют определить следующие резервы увеличения прибыли: получить дополнительную прибыль в сумме 5187 тыс. руб. за счет прироста товарооборота на сумму 87397 тыс. руб. Прирост товарооборота предприятия прогнозируется за счет повышения объемов пассажирских и грузовых перевозок. Качество услуг предприятия несколько выше, чем качество основных конкурентов. За счет снижения издержек обращения планируется получить прибыль 6682 тыс. руб. Экономия издержек обращения по расчету на 2009 г. составит 3041 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя организационно-правовые формы предпринимательской деятельности можно сделать вывод, что среди всех возможных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение.
Другой вывод, который можно сделать, что каких-либо преимуществ одних организационно-правовых форм юридического лица перед другими практика не показывает.
С другой стороны, укрупнение (объединение) компаний в холдинги показывает, что данный процесс наиболее характерен для предприятий в форме открытых акционерных обществ. Анализ распределения обществ по типам подтверждает положение, что это наиболее динамично развивающаяся и разнообразная по структуре и составу группа предприятий. Анализ также показывает, что структура типов акционерных обществ зависит от осуществления текущей хозяйственной деятельности.
Акционерные общества имеют ряд важнейших свойств по сравнению с другими видами торговых товариществ, делающих их привлекательными для крупного капитала. В числе этих свойств - ответственность акционеров по долгам обществ. Важное свойство акционерного общества бессрочность его существования: акционерное общество, как правило, сохраняется до тех пор, пока в нем есть хотя бы один акционер. Успешной деятельности акционерных обществ в немалой мере способствует право получать долгосрочные облигационные займы у банков, иных кредитных учреждений и лиц.
Что касается анализа предпринимательской деятельности автотранспортного предприятия, то он показал, что особенностью современного предприятия состоит в том, что оно должно обладать достаточной устойчивостью, иметь профессионально подготовленные кадры, которые являются внутренним резервом развития предприятия. Анализ внешней среды, управленческое исследование внутренних и внешних сторон предприятия показали, что современное предприятие функционировало бы успешнее и стабильнее при наличии формализированных договоренностей с администрацией г. Мурманска о возобновлении регулярных выплат по льготному перевозу пассажиров (сегодня предприятие перевозит до 60% населения льготной категории). Резюмируя все вышеизложенное, можно утверждать, в условиях рыночной экономики возрастает необходимость эффективного управления затратами, поскольку уровень затрат самым существенным образом влияет на прибыль предприятия и его конкурентоспособность.
Для дальнейшего развития предпринимательской деятельности ОАО «Автоколонна 1118» можно рекомендовать: комплексно решать следующие основные задачи: выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности; определять затраты по основным функциям управления предприятием; исчислять необходимые затраты на единицу транспортных услуг; выявлять технические способы и средства измерения и контроля затрат; осуществлять поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса во всех подразделениях предприятия; - осуществлять выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы данного автотранспортного предприятия; прогнозировать и планировать затраты на перспективное (на стадии долгосрочного планирования) и текущее (на стадии краткосрочного) планирования.
Особое место в коммерческой деятельности предприятия «Автоколонна 1118» должны в настоящее время занимать пути снижения себестоимости перевозок, поскольку сегодня себестоимость перевозок составляет основу тарифов на услуги транспорта. Именно это снижение обеспечит улучшение финансового положения предприятия, кроме того, что касается коммерческих грузов, то и там появится возможность снижения уровня тарифов и условий для снижения себестоимости продукции других отраслей экономики и для расширения сферы их обслуживания транспортом. Такими путями могут быть следующие: повышение производительности труда.
Один возможный путь повышения производительности труда - система контролируемой производительности. В условиях кризисных процессов, одним из главных резервов повышения производительности труда водителей и производительности подвижного состава является сокращение времени простоя автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями и оформлением транспортных документов. Себестоимость автомобильных перевозок может быть снижена: путем увеличения продолжительности пребывания автомобиля на линии в сутки, так как при этом уменьшаются общехозяйственные расходы на 1 т- км. Это можно достигнуть повышением уровня технического состояния подвижного состава, организацией согласованной работы грузоотправителей и грузополучателей с предприятием, предварительной подготовкой груза к перевозке; на автобусных перевозках снижение себестоимости можно достигнуть повышением эксплуатационной скорости, коэффициентов использования пробега и вместимости автобусов. При больших расстояниях перевозок удельный вес переменных затрат больше, чем постоянных. В этой связи на указанных расстояниях нужно стремиться к экономии переменных затрат, разрабатывать для этого соответствующе мероприятия. На коротких расстояниях удельный вес постоянных затрат приобретает значительную величину, поэтому в данном случае решающее значение в снижении себестоимости имеет внедрение мероприятий по экономии постоянных затрат, и прежде всего накладных расходов. Накладные расходы в расчете на один ходовой автомобиль можно снизить, если увеличивается коэффициент выпуска автомашин на линию; снижение себестоимости возможно при значительной экономия может быть получена в ре зультате снижения затрат на ТО и TP за счет совершенствования организации ТО, механизации работ и т.д.
Сокращение объема работ или количества технических воздействий может вызвать повышенный износ автомобилей и в результате снижение межремонтных пробегов, что явится причиной увеличения расходов на TP; снижение расходов на эксплуатационные ремонты можно достигнуть путем увеличения межремонтных пробегов при своевременном и высококачественном проведении всех видов ТО, соблюдения правил технической эксплуатации подвижного состава и выполнения TP в необходимые сроки и с высоким качеством; увеличение межремонтных пробегов автомобилей снижает себестоимость перевозок не только из-за снижения стоимости TP, но и за счет увеличения коэффициентов технической готовности и выпуска автомобильного парка, следовательно, повышения производительности подвижного состава (при этом уменьшается доля накладных расходов на единицу транспортной продукции); снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счет улучшения организации труда работников и системы заработной платы. Одной из особенностей автомобильного транспорта являются большие затраты труда водителей, ремонтных рабочих и административно-технического персонала на выполнение транспортной работы, ТО и TP подвижного состава.
Анализ деятельности предприятия показал, что цель коммерческой деятельности - максимизация прибыли (дохода): достижение этой цели постоянно сопровождает весь процесс коммерческой деятельности по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка транспортных услуг, обоснование направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведения услуг до потребителей, коммерческого посредничества. Необходимо, чтобы предприятие ОАО «Автоколонна 1118» гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация транспортных продукции, так как нужды и запросы потребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а региональный рынок очень разнообразным по своей структуре. На предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера: увеличение скорости обслуживания клиентов - необходимо расширить обязанности работников: уменьшение перерывов во время праздничных дней, (когда спрос увеличивается); улучшение качества обслуживания клиентов - вежливое обращение с клиентами; продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антикризисное управление на транспорте / Под редакцией Бородиной Е.И. М.: Биржи и банки, 2009. - с. 133
2. Власова В. М. Основы предпринимательской деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Волкова О. И. Экономика предприятия: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000.-520 с.- (серия «Высшее образование»).
4. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994г.)
5. Давыдова Б. Я., Руднева Л. Н. Основы предпринимательской деятельности.- Учебное пособие.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2000.-104 с.
6. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов.-3-е изд., изм. и доп.-М.: Издательство НОРМА, 2001.-672 с.
7. Кретов И. И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. - М.: АО «Финстатинформ», 2004.
8. Курганов В.М. Регулирование транспортной деятельности. М.: Экономика, 2009,- с. 199, с. 211.
9. Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса.- СПб.: ГКМ «Формика», 2002.
10. Питерс М., Хизрич Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Вып. I. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ. М.: Прогресс, 2003.
11. Пущин А. К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. М.: Инфра - М. 2009,-с. 90, с. 190.
12. Хоскинг А. Курс предпринимательство.- М.: Междунар. Отношения, 2004.
13. Федорков А.И. Организация, планирование и управление автотранспортным предприятием // Бухгалтерский учет. - 2009 - № 1 - С. 10
14. Формирование тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом // Экономист - 2009. - № 5 - с.79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1. Организационно-правовые формы коммерческих организаций
|
Разновидности юридических лиц, их характеристика | 2 | Товарищества на вере (коммандитные) | Участники такого товарищества состоят из полных товарищей и одного или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участие в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности | Акционерное общество закрытого типа | Акции общества распространяются только среди его уч-редителей или иного заранее определен-ного круга лиц. Об-щество не вправе проводить откры-тую подписку на выпускаемые им акции | |
| | | | Акционерное общество открытого типа | Участники общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу | |
| | Полные товарищества | Участники (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предприниматель-ской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом | Общество с дополнительной ответственностью | Участники общества солидарно несут суб-сидиарную ответствен-ность по его обязате-льствам своим иму-ществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными доку-ментами | |
| | | | Общество с ограниченной ответственностью | Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятель-ностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов | |
Форма коллективного предпринимательства | 1 | Хозяйственные товарищества | Хозяйственные общества | |
|
П Р И Л О Ж Е Н И Е 1 (продолжение)|
2 | Зависимое хозяйственное общество | Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью | Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность. Число членов не должно быть менее пяти. Кооператив не вправе выпускать акции | Унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) | Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве оперативного управления. Предприятие создается по решению Правительство РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества | |
| Дочернее хозяйственное общество | Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом) | | Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения | Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления | |
1 | | Производственный кооператив (артель) | Государственные и муниципальные унитарные предприятия | |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Рисунок 1. Схема формирования балансовой прибыли ОАО «Автоколонна 1118»