Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Совершенствование развития дополнительного образования Республики Марий Эл

Совершенствование развития дополнительного образования Республики Марий Эл

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Этапы развития дополнительного образования в Российской Федерации

1.2. Специфика и анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации

1.3. Методические основы оценки эффективности управления деятельностью учреждений дополнительного образования

2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

2.1. Общая характеристика Министерства образования Республики Марий Эл и его деятельности

2.2. Анализ функционирования учреждений дополнительного образования Министерства образования Республики Марий Эл

2.3. Анализ существующих проблем деятельности учреждений дополнительного образования

3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

3.1. Основные направления развития учреждений дополнительного образования

3.2. Пути совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования Республики Марий Эл

3.3. Программа развития ГОУ ДОД РМЭ «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Отличительными изменениями характера образования является его ориентация на развитие инициативы, самостоятельности обучающихся, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Решение данной проблемы непосредственно связано с организацией дополнительного образования детей, которое создает условия для развития склонностей, интересов, способностей, формирования ценностных ориентаций детей и молодежи, выбора ими путей жизненного и профессионального самоопределения.

Возможность осуществления выбора направлений личностного становления характеризует дополнительное образование как особый тип, самоценную подсистему образования, способную осуществлять свою деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода. Этим объясняется востребованность дополнительного образования со стороны его потребителей: детей, родителей. В то же время, в контексте стремительных изменений, происходящих в мире, стране, к системе дополнительного образования предъявляются все новые требования.

В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие во взрослой жизни.

Актуальной задачей является организация изучения особенностей становления и развития задатков и способностей ребенка. В настоящее время преобладает психологический подход при выявлении склонностей отдельных детей. Однако, необходимо также с социальных позиций исследовать процесс постепенного раскрытия природного по-тенциала личности под влиянием определенных воздействий культуры.

Сфера образования в целом, и дополнительного образования детей в частности, все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.

Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководителя учреждения дополнительного образования детей провести маркетинг, найти своего заказчика зависит репутация этого учреждения, финансовое благополучие, сохранность, развитие и микроклимат педагогического коллектива. Особое значение приобретает выработка стратегии изменения культурных ценностей и представлений педколлектива, переориентация межличностных отношений, системы норм и правил поведения в учреждении дополнительного образования детей.

В то же время при решении задач развития учреждений дополни-тельного образования детей наблюдаются определенные противоречия: между необходимостью становления учреждений дополнительного образования детей субъектами рынка образовательных услуг и несоответствием их организационных культур рыночной экономике; между необходимостью обеспечения адаптации учреждения дополнительного образования детей к внешней конкурентной среде и недостаточной сформированностью управленческих навыков руководителей учреждений дополнительного образования детей действовать в условиях рынка. В связи с этим возникает необходимость в выявлении системы условий и факторов развития деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Объект исследования - учреждения дополнительного образования.

Предмет исследования - теоретические и практические аспекты деятельности учреждений дополнительного образования.

Целью дипломного проекта является совершенствование деятельности учреждений дополнительного образования на примере Министерства образования Республики Марий Эл.

Задачами написания дипломного проекта являются:

- рассмотрение теоретических аспектов функционирования учреждений дополнительного образования в Российской Федерации;

- анализ развития учреждений дополнительного образования Министерства образования Республики Марий Эл;

- исследование направлений развития дополнительного образования на региональном уровне.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов по экономической теории, региональной экономике, посвященные проблемам развития учреждений дополнительного образования, формам и методам совершенствования их деятельности, регионального и муниципального регулирования.

При написании дипломного проекта использовалась нормативная база (Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Федеральных органов власти и субъектов РФ, Указы Президента, постановления Правительства), специальная, научная и периодическая литература, личные наблюдения, аналитическая и статистическая информация Министерства образования Республики Марий Эл.

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

1. Теоретические и методические аспекты функционирования учреждений дополнительного образования

1.1. Этапы развития дополнительного образования в Российской Федерации

Актуальность изучения дополнительного образования детей вызвана тем, что в условиях ускорения темпов общественных изменений появляются принципиально новые требования к обучению и воспитанию нового поколения. Еще сравнительно недавно главной задачей социализации детей и подростков было обеспечение успешного овладения ими культурой, которая была создана за многие тысячелетия существования человечества. Требовалось воспроизвести актуальную для данного времени культуру материальной и духовной деятельности человека. Так как темпы социальных преобразований были незначительны, то из поколения в поколение воспроизводись устойчивые знания о природе, общественных отношениях, методах использования орудий труда. Родители, учителя требовали от детей полного усвоения тех ценностей, которыми руководствовались деды и прадеды. Воспитание строилось на воспроизводстве давно выработанных человечеством, конкретным этносом норм и правил взаимодействия с природным и искусственно созданным людьми миром. Такая система воспитания не требовала учета индивидуальных особенностей детей, не ориентировала их на приобретение навыков самостоятельного развития на основе имеющихся базовых знаний и навыков [17, с. 201]. Господствовало представление о необходимости, как отмечал поэт, «жить законами, данными Адамом и Евой». Всякие нововведения вызывали опасение, страх перед неизвестным и внедрялись медленно.

Только с середины XIX века началась модернизация технических устройств на основе использования электрической энергии, новых двигателей. К взрослым людям, занятым на производстве, стали предъявляться новые требования. Тогда впервые возникла необходимость дополнительного образования. Оно было направлено на формирование у взрослых людей тех знаний и умений, которые позволяли им освоить методы работы на новых машинах, механизмах, применяемых не только на заводах, но и в быту. Дополнительное образование компенсировало то, что человек позапрошлого века не получил во время первичной социализации. Шло обучение грамотному письму, чтению чертежей, пониманию основных законов механики, действия электрических устройств и т. п.

Социологический аспект этого образования заключался, прежде всего, в изучении новых потребностей социума. Взаимодействие индивидов с обществом происходит на основе противоречивого сочетания групповых и личных интересов [26, с. 72]. Общности не могут меняться, если в этот процесс не будут включены конкретные индивиды. Социум стремится различными способами побудить личность к тем преобразованиям сознания и поведения, которые обеспечат совершенствование жизни большой массы людей. Возникает особое социальное взаимодействие между отдельными индивидами и обществом. Оно заключается в формировании системы стимулов и мотивов изменений трудовой, бытовой деятельности конкретных личностей.

Каждый человек может по-своему относиться к предъявляемым к нему новым требованиям. Выделяется три основных варианта поведения. Один из них заключается в наличии у индивида готовности принять необходимость приобрести новые знания, умения. В этом случае не возникает конфликта между обществом и личностью. Другой вариант взаимодействия характеризуется тем, что индивид не готов активно включиться в процесс изменения привычных форм поведения. Социуму приходится экономическими и иными методами заставлять овладевать другими методами работы. Конфликт существует, но он постепенно разрешается в результате преодоления личностью собственной ограниченности. Третий вариант социального взаимодействия выражается в активном сопротивлении каким-либо инновациям со стороны определенной части работников. Конфликт проявляется в виде протестов, отказа от переобучения, попытки найти другое место самореализации.

Во второй половине XIX века наиболее развитые в экономическом плане страны впервые в истории столкнулись с необходимостью заниматься переобучением большой массы взрослых, которые не были ориентированы на включение в образовательный процесс. Эти люди привыкли работать на основе давно устоявшихся привычек. У них был выработан тот автоматизм, который обеспечивает успешное выполнение производственных обязанностей.

Появление новой техники ставит работника в ситуацию неполного соответствия предъявляемым к нему требованиям. В связи с этим требуется социологическими методами изучить степень готовности личности к отказу от устойчивых форм поведения и приобретению новых знаний и умений. Уровень ориентаций на овладение ими определяет эффективность работы системы дополнительного образования взрослых. Важно исследовать степень собственной учебной активности человека, которому нужно переучиваться. С одной стороны, сама жизненная ситуация заставляет его учиться, независимо от собственной воли. С другой стороны, своей заинтересованностью в новых знаниях он определяет качество обучения. Возникает такой аспект социологического изучения дополнительного образования, как выявление содержания потребностей и интересов взрослых людей в развитии себя как работников.

В начале ХХ века общество осознало необходимость обучения всех детей в школе. В противном случае они не могли, став взрослыми, приобрести сложные по содержанию профессиональные знания [31, с. 98]. Было сформировано представление об определенном минимуме знаний по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам, получение которых школьниками создает основу для приобретения в дальнейшем профессиональной подготовки. На содержание школьного -образования огромное виляние оказал опыт становления школы в XVIII-XIX веках. Тогда сложилось представление о том, что все дети должны получить совокупность определенных знаний по математике, истории, литературе, родному и иностранному языкам, географии. Содержание школьного материала базировалось на тех достижениях науки, которые существовали в то время и позволяли выпускнику школы в дальнейшем учиться в любом учреждении, дающем профессиональную подготовку.

Практика массового обучения в школе выявила существенные противоречия в содержании и методах работы с детьми, разрешение которых привело к созданию особой системы дополнительного образования подрастающего поколения. Во-первых, у большого количества детей, особенно живших в городах, появилось свободное время после уроков, которое очень часто не было заполнено какой-либо содержательной деятельностью. Раньше дети с раннего возраста участвовали в различных формах домашнего труда, помогали родителям вести хозяйство, сводного времени у них практически не было. Формирование городского образа жизни привело к появлению как у взрослых, так и у детей определенного объема времени, который нужно было чем-то заполнить. Дети, подростки, не занятые содержательным досугом, нередко включались в различные формы асоциальных действий. Возникло противоречие между потребностью общества в приобщении подрастающего поколения к нравственной, эстетической культуре и возможностями решения этой задачи [57, с. 118]. Семья уже не могла в полной мере осуществить целостное воспитание. Возникла необходимость в создании общественных форм включения детей в те виды занятий, которые обеспечивали освоение ими основных требований общества.

Во-вторых, обнаружилось противоречие между содержанием школьного образования и требованиями профессиональных образовательных учреждений, а также различных предприятий к молодым людям, которые осознанно выбирают соответствующую им специальность. Школьное образование не решало задач выявления и развития склонностей ребенка к конкретному виду трудовой деятельности. Выпускник школы имел основные представления о свойствах неживой и живой природы, знал основные законы физических и химических процессов, был информирован об истории своей страны, мира, но практически не знал самого себя.

Даже полное среднее образование не формировало навыков познания природных задатков к определенным типам трудовой деятельности. После окончания школы подавляющее большинство молодых людей не могли обоснованно выбрать определенную профессию. Поступление в учебное заведение часто определялось модой на какую-то профессию, установками родителей, друзей, а не знанием своих возможностей. Система дополнительного образования в форме кружков, студий, секций должна была не только обеспечить отвлечение подростков от асоциальных форм самоутверждения, но и помочь определить ту деятельность, к которой у них имелась природная предрасположенность.

В начале ХХ века в крупных городах России стали появляться образовательные учреждения, которые предлагали детям заниматься изобразительным искусством, пением, художественной самодеятельностью, различными видами спорта. Особенно активно стали развиваться эти учреждения после революции, когда была поставлена задача охватить всех детей различными формами обучения [62, с. 218].

Следует отметить, что при этом решалась задача не только раскрытия индивидуальных задатков подростков, но и обязательного усвоения ими требований коммунистического воспитания. Идеологическая направленность образования проявлялась не только в школе, но и в системе внешкольных учреждений. Это выражалось в тех целях и задачах, которые ставились перед детьми, занимающимися в кружках эстетического, технического или спортивного профиля. Своим творчеством они должны были доказывать преимущество новой социальной системы над буржуазной.

Возникновение комсомольской и пионерской организаций позволило внедрить элементы самоуправления в систему как школьного, так и дополнительного образования. Были открыты специальные учреждения - дома пионеров, в которых школьники до 14-15 лет могли заниматься в различных кружках и секциях. Их количество было незначительно [58, с. 98]. Однако велась работа по раскрытию задатков определенной части учащейся молодежи к основным видам художественного творчества, спорту.

Возникла особая система взаимодействия социума с подрастающим поколением. Общество в условиях усложнения различных видов производств перешло к системе всеобщего обучения детей. В то же время ограниченность целей, задач, содержания массового школьного образования не позволяла учесть индивидуальные особенности того или иного ребенка. Человек, занятый делом, к которому у него отсутствовала склонность, не мог достигнуть высот профессионализма.

В первой половине ХХ века требования, предъявляемые машинным производством, были еще не настолько сложны, так что их мог освоить почти любой человек, имевший общее образование. Потребности общества в рабочих, техниках, инженерах определяли профессиональный выбор выпускников школ. Они не всегда задумывались о том, насколько труд, которым они будут заниматься в течение всей жизни, соответствует их задаткам. Нередко человек стихийно выбирал то, что действительно помогало раскрыть его природный потенциал.

С социологических позиций изучение начального этапа становления дополнительного образования детей заключается, на наш взгляд, в следующем. Во-первых, требуется выяснить особенности становления у социума потребности в том образовании, которое традиционная школа дать не может. Какие ограничения, существующие в ней, не позволяют реализовать цели и задачи подготовки к самостоятельной трудовой жизни человека с учетом его индивидуальных особенностей?

Следует отметить, что отечественные социологи в первой половине ХХ века не изучали данную проблему. Шел стихийный поиск способов преодоления ограниченности системы общего образования. Жизнь показывала, что школа не может заниматься выявлением и развитием индивидуальных задатков и полностью обеспечить формирование установок подростков на рациональное использование свободного времени [65, с. 68]. Урочная форма организации учебы, когда в классе присутствует 30 и более человек, вообще лишает учителя возможности учитывать природные особенности конкретного ребенка, выявлять его склонности к определенным видам профессий. Действует усредненный подход к личности. Он выражается как в содержании образования, так и в способах оценки его результативности. Все учащиеся должны освоить образовательную программу на определенном уровне.

Исторический опыт показывает, что нередко талантливые люди, обладая уникальными способностями в одной сфере, в других демонстрируют весьма ограниченные способности. Общество, понимая недостатки школьного образования, пошло на создание дополнительного образования. Оно предполагает, во-первых, работу с небольшой группой детей. Это позволяет полнее учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося. Во-вторых, отсутствует обязательность посещения учреждений дополнительного образования. Ребенок или его родители имеют право выбрать тот кружок, секцию, которые им нравятся. В-третьих, главной задачей педагога учреждения дополнительного образования является максимальное развитие природных задатков его учеников. На различных выставках, конкурсах, соревнованиях обучающиеся должны показать результаты как собственного труда, так и усилий педагогов.

В связи с этим возникает необходимость исследования особенностей возникновения и реализации потребности в дополнительном образовании детей, их родителей, а также тех специалистов, которые работают в соответствующих учреждениях.

Дополнительное образование подрастающего поколения создает новую ситуацию в социальном взаимодействии социума с подрастающим поколением. Впервые в истории общество создает хотя бы минимальные возможности для раскрытия и реализации индивидуальных задатков и способностей у части детей. Простой ручной труд на земле предъявляет одинаковые требования к работникам. Отсутствует необходимость учета их индивидуальных задатков. Постоянно усложняющийся, дифференцирую-щийся по содержанию и требованиям к работникам труд на машинном производстве побуждает к более раннему выявлению задатков индивидов к конкретным видам профессиональной деятельности.

Подрастающее поколение откликается на эту социальную потребность путем проявления индивидуального интереса к занятиям в кружках, студиях, секциях, существующих по месту жительства. Следует подчеркнуть, что набор образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования не только в первой половине ХХ века, но и в настоящее время, не определяется изучением потребностей в них у детей разного возраста [75, с. 345]. Общество предлагает то, что оно может финансировать.

Еще на начальном этапе становления содержания дополнительного образования детей сложилась определенная традиция, связанная с опытом развития детей из состоятельных семей. В течение многих веков формировалось представление о том, что ребенка надо научить играть на каком-либо инструменте, танцевать, заниматься физическими упражнениями, укрепляющими его силу. Других умений до повсеместного распространения машин и механизмов от человека не требовалось. Поэтому в учреждениях дополнительного образования детям предлагалось заниматься в спортивных секциях, учиться играть на музыкальных инструментах, петь, рисовать. Никто не задумывался о том, насколько этот набор кружков позволяет раскрыть задатки и способности подавляющего большинства детей разного возраста.

Склонность к разным видам искусства имеют немногие. В спортивных секциях могут заниматься практически все дети, однако при этом решается та задача, которую по силам осуществить и в школе. Ребенок занимается не выявлением и развитием своих особых задатков к конкретным видам спорта, а укреплением физического здоровья. В этом смысле спортивная секция действительно выполняет функцию дополнения физических занятий в школе. Увеличивается общий объем активных физических занятий, осуществляемых под руководством специалистов. Этим объясняется тот факт, что из общего числа детей, занимающихся в спортивных секциях, только единицы становятся выдающимися спортсменами. Возникает вопрос: что же препятствует школе стать основным местом укрепления физического здоровья подрастающего поколения? Каков смысл занятий физической культурой, если они не обеспечивают, как показывает практика, реального укрепления здоровья подрастающего поколения?

Причина существования дополнительного образования в сфере укрепления здоровья заключается в том, что она призвана реализовать собственные потребности детей в активной физической деятельности. Школа обязывает каждого ходить на уроки физкультуры, а спортивная секция предоставляет на выбор те виды занятий, которые нравятся ребенку.

Вся система дополнительного образования строится на развитии тех задатков, которые имеются у детей разного возраста [57, с. 78]. Добровольность занятий является существенным преимуществом этой системы над обязательным школьным образованием. Поэтому кружки и секции должны учитывать многообразие природных склонностей детей, создавая возможности для раскрытия внутреннего потенциала личности. Человек постепенно под руководством специалиста развивает то, что может стать в будущем основой его эффективной профессиональной деятельности.

На сегодняшний день настоящим профессионалом можно стать только при условии совпадения содержания труда с природными склонностями человека. Тогда возможна высокая активность в самообразовании, самореализации, самоутверждении. Поэтому роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие во взрослой жизни.

Возникло новое социальное взаимодействие, обеспечивающее общественный прогресс. Современное общество развивается на основе массового включения в различные виды производства людей на основе раскрытия их задатков и способностей. Социум вышел на взаимодействие с индивидуальными особенностями личности. До последнего времени это взаимодействие осуществлялось на основе выделения и формирования общего содержания деятельности всех индивидов. Каждый человек должен был в первую очередь освоить единые для всех нормы и правила. Особенным являлось то, что объединяло людей в определенную социальную группу в зависимости от социального положения, места жительства и т. п.

В настоящее время социум заинтересован не только в том, чтобы каждый ребенок освоил в процессе социализации общие для всех нормы и правила. Развитие трудовых ассоциаций, населения регионов, стран зависит от того, насколько успешно выявляются и реализуются индивидуальные способности конкретной личности. Впервые в истории общество прямо заинтересовано в целостном развитии подрастающего поколения. Каждый его представитель должен получить возможность найти в себе то ценное, что обеспечит решение актуальных социальных проблем.

Те, кто работают, не имея склонности к тому, чем они занимаются, невольно тормозят процесс внедрения новых технологий, более совершенных технических устройств. У этих людей отсутствует внутренняя необходимость в постоянном совершенствовании своей профессиональной деятельности. Поэтому для социума необходимо организовать новое по содержанию всеобщее дополнительное образование, которое бы охватывало большинство детей разного возраста. Оно отличается от прежнего тем, что предлагает не только возможность выявить склонности к отдельным видам художественного творчества или занятиям спортом. Создается широкий спектр возможностей для самореализации каждого ребенка. На основе полученных знаний и умений дети станут осознанно выбирать профиль обучения в старших классах школы, а затем наиболее подходящую профессию.

Проведенные исследования позволили выявить ряд противоречий в мнениях и оценках тех людей, которые работают в учреждениях дополнительного образования. Более 80% признают необходимость существенных изменений в системе дополнительного образования; 77% считают, что должна быть в первую очередь увеличена зарплата руководителей кружков секций; 95% полагают, что материальное обеспечение работы различных студий, секций крайне низкое [30, с. 174]. Отсутствует то оборудование, которое требуется для полноценной работы с детьми.

Из числа опрошенных 65% считают, что нужно возродить систему кружков технического профиля. В ходе утверждения рыночной экономики даже в крупных городах почти исчезли станции технического творчества. Причина заключается в отсутствии финансов для оснащения соответствующих учреждений необходимыми машинами, станками, оборудованием. Поэтому дети, как отмечают 43% респондентов, в лучшем случае занимаются конструированием технических устройств с помощью компьютерных программ. Это ведет к тому, что возникают самые большие трудности с развитием тех детей, которые имеют склонности к работе с техникой.

Исследование показало, что 45% опрошенных не видят существенных изменений целей и задач системы дополнительного образования. Для 53% главным в работе является общее развитие ребенка, его отвлечение от асоциальных форм самоутверждения. Только 37% заявляют о том, что необходимо в первую очередь выявлять и развивать индивидуальные задатки каждого занимающегося в студии, секции.

Основным результатом своей работы многие опрошенные считают выставки достижений учащихся, успешное их выступление на различных конкурсах, соревнованиях. Наблюдается ориентация на выявление самых способных детей в конкретном виде деятельности. С ними больше занимаются, ими гордятся. Успехи других почти не интересуют руководителей кружков, секций. В их сознании еще не утвердилось представление о том, что нужно обеспечить развитие задатков и способностей каждого ребенка до такого уровня, чтобы он мог самостоятельно выбрать способы самоутверждения в профессиональной, досуговой и иных видах деятельности.

Социологическое обеспечение процесса самопознания заключается в изучении изменений, происходящих в сознании и поведении детей, включенных в систему дополнительного образования. Полученная информация позволит скорректировать образовательные программы с целью повышения качества работы с обучающимися. Тем самым будет создана основа для постоянного совершенствования системы выявления и развития индивидуальности ребенка в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования.

1.2. Специфика и анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет.

Сеть учреждений дополнительного образования детей составляет 18 тыс. образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 8,9 тыс., системе культуры - 5,8 тыс., системе спорта - 1,1 тыс., общественных организаций - более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (около 39 % от общего числа обучающихся).

Кроме того, дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления российского общества в целом.

Дополнительное образование, в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, - результативность как практико-ориентированного образования.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребёнка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребёнка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, в определении жизненного пути [66, с. 18].

Характеризуя систему дополнительного образования (СДО), Березина В.А. рассматривает важный принцип классификации направлений в дополнительном образовании. В соответствии с ним в настоящее время дополнительное образование детей развивается по пяти основным направлениям: художественно- эстетическое, техническое творчество, физкультурно-спортивная работа, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение [13, с. 18]. Однако на практике, как видно из табл. 1, эти направления сложились неравномерно.

Таблица 1. - Количество творческих объединений и число обучающихся по основным направлениям деятельности в системе дополнительного образования детей России (на 01.01.2006 г.)

Направление

деятельности

Количество творческих объединений

Количество обучающихся, млн. чел.

Количество обучающихся, %

Всего

В том числе в сельской местности

Художественно-эстетическое

104796

14155

1,5

28

Техническое творчество

51060

5805

0,685

13

Физкультурно-спортивное

40669

5321

2,5

47

Эколого-биологическое

25897

2164

0,383

7

Туристско-краеведческое

18684

2650

0,279

5

Итого

241106

30095

5,347

100

Статистка показывает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. В меньшей степени развиты эколого-биологическое и туристско-краеведческое направления. В сельской местности возможностей для развития дополнительного образования детей намного меньше.

Приоритетными направлениями и видами деятельности среди девочек являются художественное образование, особенно музыка и вокал (50,9 %), хореография (30,9 %) и прикладное творчество (29,1 %), чуть меньше - спорт (25,5 %). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством, спортом, музыкой и информатикой [13, с. 19].

В системе дополнительного образования техническое творчество предоставляет учащимся новые возможности для профессионального, интеллектуального и духовного развития, быстрейшей адаптации в условиях современных рыночных отношений.

Исследования показали, что дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общее положительное отношение к школе, дополнительному образованию, радость познания, желание что-то сделать своими руками, широта интересов, любознательность. Наиболее распространенными оказались познавательные мотивы, выявленные у 59 % детей, и социальные - у 42 % детей [17, с. 202].

В целом можно выделить несколько типов мотивации:

1) особые (индивидуальные) интересы учащихся;

2) осознание ценности познания;

3) желание добиться особых успехов в развитии своих творческих способностей,

4) желание испытывать приятные ощущения от поощрения;

5) стремление избежать неудач и др.

Выявлены зависимости между степенью включенности ребёнка в творческую деятельность, старательностью и результатом этой деятельности; между старательностью, педагогической оценкой и отношением ребёнка к себе. Кроме того, дети отмечают важность таких ценностей: активность жизненной позиции, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе.

Дети относятся к дополнительному образованию, как к средству их творческого развития. Подавляющее большинство детей (88,0 % девочек и 86,6 % мальчиков) отметили, что на их выбор творческого объединения повлияли любовь и интерес к конкретному делу, что подтверждает добровольность выбора [17, с. 204]. Лишь единицы отметили, что стали заниматься в том или ином творческом объединении в силу определенных обстоятельств или по настоянию родителей (в основном это занятия музыкой).

Проведённый всесторонний анализ теории и практики дополнительного образования детей позволил выявить неравномерность его развития. В то же время история становления и анализ современного состояния этого образования в нашей стране на протяжении 80-ти лет его существования показали, что оно может рассматриваться как определенная система, включающая в себя совокупность взаимодействующих элементов:

- образовательных программ различного уровня и направленности;

- учреждений дополнительного образования детей;

- органов управления образованием;

- детских и молодежных общественных объединений, реализующих дополнительные образовательные программы;

- семьи.

Специфика СДО заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности [26, с. 73]. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.

Таким образом, система дополнительного образования детей представляет сложную педагогическую систему.

В целом обследованные дети оптимистичны, полученные данные позволяют сделать благоприятный прогноз их дальнейшего творческого развития. Здесь важно управлять данным процессом для чего и требуется хороший инструментарий оценивания. Необходим набор критериев разных уровней СДО, а также комплекс методик по их использованию.

Под дополнительным понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, профессионально, личностно [51, с. 22].

Дополнительное образование детей описается на следующие принципы:

- гуманизация;

- демократизация образовательного процесса;

- индивидуализация;

- педагогика сотрудничества.

Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребенком предмета деятельности, педагога и объединения по интересам.

Учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.

Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона.

Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) осуществляют координирующие, информационно-организаторские, программно-методи-ческие функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта.

В деятельности учреждения дополнительного образования важным компонентом выступает управление, обеспечивающее целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию системы; создание гибких организационных структур и многообразных образовательных и развивающих программ.

Управленческая деятельность сегодня также претерпевает изменения: авторитарное администрирование уступает место демократическому характеру, делегированию управленческих полномочий педагогам.

В последнее время программно-целевому подходу в управлении общеобразовательной школой уделял внимание целый ряд исследователей, а в отношении учреждений дополнительного образования эта тема освещалась явно недостаточно.

Невозможно объективно оценивать результаты, если нет строгой целевой декомпозиции на каждом иерархическом уровне СДО. Прежде чем оценивать результаты системы, её следует спроектировать. А начинать надо с определения назначения системы, установления целей и выбора задач.

На этом аспекте проблемы, открывая Ярославскую конференцию, остановился в своём выступлении Бруднов А.К. (Москва, начальник отдела дополнительного образования Минобразования РФ): «Что содержит в себе дополнительное образование, когда вместе мы пытаемся проектировать его лицо, выстраивать перспективы, а самое главное - вместе реализовывать свою личность, свой профессионализм в работе с детьми в столь важной сфере образования, как образование личностно-ориентированное, образование свободное, образование во имя самого ребёнка. К такому образованию мы относим дополнительное образование, нисколько не преуменьшая роль других сфер образования. …Заслуга наших предшественников заключается в том, что во внешкольной работе было замечено рациональное зерно, которое получило поддержку государства, и государство целенаправленно выстраивало систему образования, ориентированного на личность; образование, которое, прежде всего, решало задачи воспитания личности, её духовности, увлечённости.

Отличительность сети учреждений дополнительного образования детей от других образовательных учреждений заключается в том, что мы проходим с ребёнком другой образовательный путь. Мы не только даём ему поддерживающую информацию; главное - мы включаем его в деятельность. Когда ребёнок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, человеческого знания, приобретает умения и навыки, вглядывается в мастерство рук, в совершенство своего педагога, тогда ребёнок имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать. Право ребёнка на выбор реализовано в дополнительном образовании от самых истоков, рождавших эту подсистему образования. Иначе мы и не мыслим себе её деятельность, её основы [16, с. 98].

Если внимательно посмотреть на программы, которые реализуются в дополнительном образовании детей, то можно увидеть, что до 80% программ - практико-ориентированных. Это тем более важно сегодня, когда в общем образовании из-за экономических и прочих трудностей сворачивается этот практико-ориентированный компонент, а у нас ребёнок имеет возможность и делать, и наблюдать, и обобщать, и извлекать знания в процессе взаимодействия с предметами труда».

Согласно перечню Министерства образования РФ в системе дополнительного образования детей выделены 10 видов учреждений, а внутри каждого вида многообразие определяется направленностью реализуемых образовательных программ: технических, экологических, социальных и других - до 15 направлений, которые имеют, в свою очередь, собственные модификации. Поэтому непросто сделать критериальный ряд, который удовлетворял бы все типы и виды учреждений дополнительного образования детей».

Выделяют среди функций детских организаций специфические однородные задачи, которые определяют содержание деятельности детских организаций, раскрывают и развивают цель, реализуемую участниками объединения. Разработано взаимосоответствие двух классов целей (табл. 2).

Таблица 2. - Соответствие целей социального заказа целям педагогической деятельности

Цели-значения

Возможные цели-смыслы

1.Сохрание и укрепление здоровья

Отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья. Формирование здорового образа жизни

2. Формирование личностных ценностей на базе общечеловеческих

Формирование социально зрелой личности. Изменение ценностных ориентаций в сторону общечеловеческих

3. Базовое образование, соответствующее государ-ственному стандарту и мировым требованиям

Освоение программ. Развитие индивидуальных способностей

4. Формирование готовности ребенка к продолжению образования и труду в рыночных условиях

Предпрофессиональная подготовка. Адаптация выпускников к рыночным условиям

5. Формирование готовности выпускника к жизни в семье и обществе

Формирование адекватной «Я-концепции». Формирование общетрудовых знаний, умений, навыков

6. Адаптивность образовательной среды

Соответствие деятельности УДО, педагога потребностям ребенка, родителей и общества

Особо следует отметить специфические для СДО социально-педагогические функции, свойственные детским организациям. Под ними понимаются функции, регулирующие социальные отношения детей и способствующие созданию условий для их социального благополучия.

К социально-педагогическим относятся: функции социальной защиты, формирования социальной грамотности, коррекции социального поведения и социальных связей, профилактики асоциального поведения, социальной реабилитации. При анализе результатов деятельности учреждения или педагога необходимо исходить из целей, которые из целей-значений, одобренных обществом в виде социального заказа, перешли бы в цели-смыслы, принятые педагогом или коллективом.

Цели деятельности классифицируют следующим образом:

- общие для всех видов учреждений;

- специфические для определенных их видов;

- индивидуальные для каждого отдельного заведения.

В число элементов рассматриваемой СДО обязательно следует включить педагога и ребёнка, у которых также имеются свои цели.

Важной составляющей задачи учреждений дополнительного образования является профессиональная ориентация. Она должна быть одной из целевых функций этих учреждений.

Рис. 1. - Иерархическая структура системы дополнительного образования

В Российской Федерации удалось сохранить уникальную систему воспитания и обучения - государственную систему дополнительного образования детей. Сравнительные преимущества России в этой сфере определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. За последнее десятилетие достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности: в субъектах Российской Федерации активно развивается региональная система дополнительного образования детей, реализуется межведомственный подход в решении проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, созданы и продолжают развиваться системообразующие центры развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях - государственные учреждения дополнительного образования детей, призванные участвовать в осуществлении полномочий органов государственной власти в этой области.

Вместе с тем, социально-экономическое развитие общества, модернизация российского образования требуют серьезных преобразований существующей системы путем повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально-адаптирующих функций.

1.3. Методические основы оценки эффективности управления деятельностью учреждений дополнительного образования

Очевидно, чтобы эффективно управлять деятельностью СДО и образовательных учреждений в ней, необходимо грамотно оценивать качество работы педагогов, а также результаты, достигнутые детьми. Это особенно трудно осуществлять в учреждениях дополнительного образования. В технических видах спорта оценочные критерии регламентируются правилами и классификационными нормативами, утверждаемыми соответствующими федерациями и Российской оборонной спортивно-технической организацией (РОСТО). Эти правила периодически пересматриваются с учётом изменений технических устройств, применения новых технологий, улучшения параметров двигателей и т.д. Более сложной представляется оценка научно-технического творчества ребят. Но и здесь накоплен богатый опыт при организации технических конкурсов, олимпиад, фестивалей и т.п.

Следующий оцениваемый уровень - это УДО, а затем самый высокий - система дополнительного образования детей. В последнее время рассматриваемой проблеме качества и результативности деятельности УДО уделяется значительное внимание. В 1999 году было принято примерное Положение о порядке аттестации образовательного учреждения дополнительного образования детей [42].

Для практической реализации огромного потенциала СДО требуются серьёзные теоретические разработки. Необходимо отметить, что из более 2500 докторских диссертаций по педагогике и психологии лишь около двадцати рассматривают в качестве объекта исследований УДО технической направленности, что лишний раз подтверждает мнение о сложности данного объекта и предмета для исследования. Тем не менее, проблемы развития СДО надо изучать и решать. Это касается проблемы оценивания деятельности и результатов, потому что они тесно связаны с аттестацией. Согласно приказу Минобразования от 3 мая 2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» уже целый ряд УДО проходит эту процедуру в плановом порядке [47].

На сегодняшний день имеются определённые научные наработки для оценки результатов деятельности и управления в общеобразовательной школе. Что касается внешкольного (дополнительного) образования, то здесь гораздо меньше теоретических разработок и нет единого подхода к проблеме. Возможно, что практически он и не достижим. Прямое отношение к рассматриваемой проблеме применительно к УДО имеет книга Логиновой Л.Г. Обсуждая итоги проведённой в 2002-2003 гг. экспериментальной аттестации ряда учреждений, автор выделяет следующие основные проблемы [32, с. 188]:

1) отсутствие государственных требований (стандартов) или иных нормативных документов;

2) не разрешён ряд вопросов, связанных с чётким определением системы параметров и критериев, применяемых в аттестации и государственной аккредитации УДО;

3) отсутствие необходимого инструментария и соответствующих методик;

4) неопределённость статуса независимых аттестационных служб;

5) отсутствие чётких границ процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации УДО.

Для преодоления возникающих трудностей требуется выработка и принятие единой концепции, а также методологии аттестации и государственной аккредитации УДО.

Экспериментальная аттестация подтвердила, что статистическими показателями социальных результатов продолжают оставаться:

- число призёров, победителей, лауреатов разноуровневых конкурсов, олимпиад, состязаний;

- данные об отличниках, школьных медалистах, поступивших в вузы;

- сведения о количестве массовых мероприятий и числе их участников-организаторов;

- наполняемость групп и общее число детей;

- социально организованные тестирования и социологические исследования (интересы, самооценка) детей и их родителей .

Сегодня ещё нет однозначного ответа на вопрос, что считать показателями результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования. Каждое учреждение дополнительного образования детей индивидуально, уникально, часто имеет свою конкретную целевую направленность или профильность, что влечёт за собой определённые особенности качества результата деятельности, качества образования.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека