Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Современное положение женщин на рынке труда

Современное положение женщин на рынке труда

48

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра «Социальных технологий и управленческого консалтинга»

Допустить к защите

Зав. Кафедрой:

______________________проф. Н.Г. Рак

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Социальное положение женщин на рынке труда в условиях современного российского общества

Студентки

Заочного отделения

___________________

Руководитель:

________________________

________________________

Москва 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

  • Глава 1. Занятость женщины как важнейшая социальная проблема современности 6
    • 1.1. Положение женщины в обществе в историческом аспекте 6
    • 1.2. Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда 15
    • 1.3. Государственная поддержка женского предпринимательства 32
  • Глава 2. Опыт разработки модели женского предпринимательства 35
    • 2.1. Анализ опыта разработки моделей женского предпринимательства 35
    • 2.2. Разработка авторской модели женского предпринимательства 52
    • 2.3. Актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России 52
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
  • ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ВВЕДЕНИЕ

Изучение проблем социальной адаптации, включая адаптацию женщин на рынке труда, вызвано, прежде всего, изменениями, происходящими в современной России. Российское общество вступило в новую стадию развития - информационную, которая не только ускорила, но и изменила ритм социальных отношений. Одновременно происходят кардинальные изменения, связанные с трансформацией общества, и адаптация всего населения, в частности женщин к новым информационным технологиям и стандартам жизни.

Структурные изменения, начавшиеся в середине 80-х годов XX века в политической, экономической и социальной сферах общества, отразились на всех гражданах России. В период экономических преобразований наиболее уязвимой частью населения оказались женщины. Так, в частности, на производстве чётко проявляется тенденция обособления двух рынков труда с вытеснением женщин во второй, социально менее престижный. Наблюдается устойчивая тенденция преобладания женщин среди безработных граждан.
Женщины, оказавшись в среде безработных, гораздо острее переносят утрату своего социального статуса, что становится одной из причин развития девиантного поведения и социально-психологической патологии: рост алкоголизма, наркомании, проституции и различных видов противоправного поведения.

Перспектива увольнения и реальная потеря работы негативно сказываются на положении женщин в семье, демографической ситуации и воспитании детей. Это наносит существенный ущерб генофонду общества, ставит под сомнение будущее нации. Сохранение полноценного социального статуса женщин в названных условиях предполагает разрешение комплекса сложных научных и практических задач. Одна из них заключается в создании социального механизма повышения адаптивности женщин в условиях безработицы.

На сегодняшний день государством разработан ряд мер по поддержанию профессиональной занятости женщин, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Ведущая роль в данном процессе принадлежит федеральной службе занятости, которая ставит своей целью не только трудоустроить женщин, но и помочь им адаптироваться в новых экономических условиях.

Становление новой экономики и рынка предполагает формирование нового субъекта труда, его скорейшую адаптацию к новым политическим, экономическим и социальным условиям. Главной составляющей данного процесса должна стать, прежде всего, активная позиция самих женщин в социально-политической и трудовой сфере.

Всё это обуславливает актуальность научной разработки проблематики социальной адаптации в целом, и женской проблематики в частности. Особое значение она имеет для осмысления и оптимизации курса политических, экономических и духовных преобразований в стране.

Цель исследования - изучение социального положения женщин на рынке труда в условиях современного российского общества.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние социально-трудовых отношений, рынка труда и занятости населения, в том числе женщин, текущего состояния занятости населения и предпринимательства в Российской Федерации, социальных проблем занятости женщин в современной России, дискриминации женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики;

2. Выявить социально-экономические последствия женской безработицы, социальной адаптации безработных женщин на российском рынке труда;

3. Исследовать актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России, пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда, пути оптимизации роли государства в регулировании женской занятости, государственной поддержки женского предпринимательства в Российской Федерации.

Несмотря на большое многообразие работ в этой области Г.Н. Карелова, Мельникова), недостаточно исследованы роль супруги и матери женщины-предпринимателя, региональные особенности стратегий карьеры женщин, последствия процесса маскулинизации женщин, чем обусловлен выбор темы настоящего исследования.

Неизбежная в условиях рыночной экономики структурная перестройка требует пересмотра концептуальных и методологических подходов к формированию рабочей силы, в частности женской. Речь идет о расширении сфер приложения женского труда и создании благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала женщин именно в тех областях и сферах деятельности, где их труд наиболее эффективен. Это важно не только для формирования политики занятости женщин на перспективу, но и для решения текущих, порой весьма острых проблем их трудоустройства. Тем более что в числе безработных большинство по-прежнему составляют женщины. Так, среди обращающихся в службу занятости населения Московской области доля женщин достигает 55%, из них почти 70% - в возрасте до 40 лет.

Глава 1. Занятость женщины как важнейшая социальная проблема современности

1.1. Положение женщины в обществе в историческом аспекте

Женщины -- социально-демографическая группа населения, особо нуждающаяся в социальной защите в условиях рыночных отношений. По численности женщины составляют 53 % населения и выполняют главную общественную и семейную функцию -- де-торождение.

«Женский вопрос» -- это и социальное положение женщины, ее место и роль в экономической, политической и культурной жизни, и проблема дискриминации (неравноправие полов, раз-ная оплата труда, невозможность реализовать свои творческие и профессиональные возможности), и определение правового ста-туса, тендерная (полоролевая) роль женщины в обществе и се-мье, и отстаивание права на одинаковое с мужчинами положение в обществе, на равные с ними социальные возможности. Таким образом, женский вопрос -- это комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщин в обществе и семье, охраны материнства и детства, путей освобождения женщины от различных форм угнетения.

Равноправие мужчин и женщин должно закрепляться в зако-не, предполагая равенство их прав и обязанностей.

Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.) четко сформулировала принцип равноправия мужчин и женщин. Это:

- гарантии условий для всестороннего развития женщин;

- получение образования;

- равная оплата за равный труд, взаимная ответственность муж-
чин и женщин за семью, воспитание детей;

- понимание материнства как социальной функции.

Эти положения отражены в Конституции Российской Федера-ции. Конституция предусматривает участие женщин в политике государства и в неправительственных организациях; одинаковые

условия при выборе профессии; равные права при выходе на пен-сию, по безработице, болезни, инвалидности, медицинском об-служивании, предоставление платных услуг.

Хотя женщина и выполняет важнейшую для продолжения че-ловеческого рода репродуктивную функцию, но, начиная с пер-вобытного общества, это не давало ей никаких социальных пре-имуществ. Более того, ее гражданские права вплоть до XX века были ущемлены.

Только в 1907 г. закон разрешил женщинам распоряжаться сво-им заработком. Полное юридическое равноправие женщины по-лучили накануне Второй мировой войны.

Борьба за социальное равенство с мужчинами шла через отвое-вывание женщинами прав на:

- труд рядом с мужчиной;

- образование (доступ к высшему образованию женщины по-
лучили лишь в конце XIX в.);

- участие в выборах.

В 70 --80-х гг. XX в. движение за равенство мужчин и женщин активизировалось. 1976--1985 годы. ООН объявила периодом «ра-венства, развития, мира».

Современная социальная политика мирового сообщества на-правлена на ликвидацию дискриминации женщин, облегчение их быта, освобождение времени на воспитание детей, продвижение женщин в структуры власти. Общество считается недемократич-ным, если женщины не участвуют в принятии решений. Прохо-дившая в Пекине в 1995 г. IV Всемирная конференция по положе-нию женщины обсуждала вопросы дискриминации женщин, та-кие, как разные формы насилия. Принятая программа действий направлена на улучшение положения женщин -- это:

- искоренение нищеты;

- ликвидация неравенства в области образования;

- доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию;

- трудоустройство;

- охрана и сохранение окружающей среды;

- укрепление образа женщины в средствах массовой информации;

- содействие правам женщины;

- искоренение насилия в отношении женщин.
Конференция (1995) в Копенгагене, в которой участвовала 191

страна, приняла Платформу Действий, направленную на закреп-ление принципа равенства прав и ответственности женщин и муж-чин в семье, на работе.

В крепостной России права и свободы личности были ущем-лены. В гражданском праве и имущественном наследии приори-тет оставался за мужчинами. Семья была основана на авторита-ризме. Все семейные вопросы решал глава семьи. Представитель-ницы всех сословий не получали образования. Право женщин на труд было ограничено (без охраны материнства и детства), опла-чивался он на 30% ниже мужского. Особенно тяжелым был труд крестьянок.

С отменой крепостного права, а затем с реформой образова-ния в 1864 г. женщины получили право на выбор трудоустройства, доступ к новым профессиям, право на грамотность. Классическое образование получало лишь высшее сословие.

Формирование гражданского общества, деятельность прогрес-сивно мыслящей интеллигенции послужили импульсом для раз-вития женского движения и формирования нового типа женщи-ны: экономически независимой, самостоятельной, стремящейся к полезной деятельности, -- способствовало распространению идей о равноправии полов, полоролевой функции женщины в государ-стве, семье.

До 1917 г. в России создавались разнообразные по форме и со-держанию союзы, клубы, движения, целью которых провозгла-шалось повышение роли женщины в обществе, защита ее интере-сов и прав.

Революция 1917г., первая Конституция утвердили равные права мужчины и женщины во всех сферах жизни -- политической, граж-данской, трудовой, образовательной, социальной.

Женское движение в России началось в 1918г. Был созван Все-российский съезд женщин (1918 г.), созданы женские отделы куль-турной, воспитательной, организационной работы; начала раз-виваться женская периодическая печать (журналы «Работница», «Крестьянка»), появились женские странички в центральных и местных газетах, стали издаваться серии книг и брошюр «Биб-лиотечка для женщин».

Жесткий идеологический контроль свернул работу женского движения в 30-е годы. Затем, в течение 50 лет утверждалось, что в стране женских проблем нет. В годы перестройки впервые открыто заговорили об истинном положении женщины. Было принято много законодательных актов и льгот, которые, однако, ситуацию ра-дикальным образом не изменили.

В настоящее время уровень развития женского движения край-не низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массо-вой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движе-ния сегодня -- борьба с явной и скрытой формой дискриминации.

4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О первооче-редных задачах государственной политики в отношении женщин», в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Для этого признано необходимым сохранить времен-ную меру правового характера -- наличие квот (условно 30 % пред-ставительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также кво-тирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями и предвыборными блока-ми, а также включение норм об установке квот на занятие руко-водящих должностей лицами обоего пола в органах государствен-ного управления в Закон о государственной службе.

Социальный статус женщины -- положение ее как социальной группы в социальной системе по отношению к другим группам.

Женщины составляют большинство населения и больше по-ловины трудовых ресурсов России. В возрастной структуре преоб-ладание женского населения начинается уже с 35 лет. В 1995 г. на 1000 мужчин трудоспособного возраста приходилось 935 женщин. С 35 лет доля женщин трудоспособного возраста становится пре-обладающей.

В промышленности в неблагоприятных урловиях труда работает 3.5 млн. женщин. Каждая 5-я занята на особо тяжелых и вредных работах. Лишь 1/3 женщин, занятых в сельском хозяйстве, выпол-няет механизированные работы, остальные заняты тяжелым фи-зическим трудом.

С 1992 г. запрещено использовать труд женщин до 35 лет в рас-тениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве, если в этих отраслях используются ядохимикаты, пестициды и т.д. Од-нако этот закон зачастую не соблюдается.

Удельный вес женщин в ряде сфер деятельности очень высок:

82 % -- в сфере торговли и общественного питания;

85 % -- в здравоохранении и социальном обслуживании;

79 % -- в народном образовании;

73 % -- в сфере культурного обслуживания.

В легкой промышленности работают в основном женщины.

В среднем по народному хозяйству зарплата женщин более чем на 1/3 ниже, чем у мужчин.

Женщины составляют более половины лиц. официально без-работных. Остается острой проблема трудоустройства до 30 лет (в 1995 г. -- 30% всех безработных).

Примерно половина (52 %) женщин имеют несовершеннолет-них детей, из них 12 % -- матери-одиночки, 11 % -- многодетные матери.

Женщины и дети составляют большинство бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума. Усилилась двойная занятость женщин.

С перестройкой произошло резкое сокращение сферы услуг, детских дошкольных учреждений, поэтому женщине необходимо сочетать работу и дом, что требует значительных физических и духовных сил. Остается мало времени на восстановление работо-способности, в результате подрывается здоровье.

В современной семье женщина выполняет следующие функ-ции: хозяйственно-бытовую (домашний труд для удовлетворения материально-бытовых потребностей семьи -- приготовление пищи, ремонт одежды, услуги внутри дома); воспитательную; социали-зации и первичного социального контроля. Главная функция жен-щины -- репродуктивная.

Политическая роль женщины в обществе очень низка. Прак-тически она вытеснена из всех структур власти. До перестройки представительство женщин в государственных структурах состав-ляло 33 %, после перестройки в Федеральном Собрании -- 11,4 %. В правительстве одна женщина-министр. Среди председателей вер-ховных судов субъектов Федерации -- 16 %. Женщины занимают в основном технические и исполнительские должности.

Образовательный уровень у работающих женщин выше, чем у мужчин. Из лиц с высшим образованием женщины составляют 52,8%, средним специальным -- 57,5%.

Из 6 миллиардов человек, живущих на Земле, 53% составляют женщины и 47% мужчины. При этом политики, ученые, демографы, специалисты по тематике половых стереотипов говорят о женщинах как о дискриминируемом большинстве.

Объяснить это возможно, взяв в качестве алгоритма теорию патриархата, которая предполагает доминирование власти одного пола, контроль, применение силы со стороны этого пола по отношению к другому.

Изучение патриархата, т. е. изучение власти одного пола над другим, помогает осознать и понять традиции старого времени, где доминирование мужского пола над женским считалось нормой общественных отношений, где "сильный" пол утверждал свою власть через насилие и контроль. Время патриархата прошло, но оставило след в современных общественных отношениях.

Патриархат - период в развитии цивилизации, когда сила, власть и контроль (физический и экономический) сильного пола над слабым диктовали условия жизни в обществе. Это система идей, взглядов, традиций, норм морали, мер ответственности, общественных отношений, этических и, конечно, юридических принципов, которую общество поддерживает и разделяет, закрепляя во всей системе нормативных регуляторов.

Патриархат отрицает на бытовом уровне идеи равенства и партнерства, утверждая иерархию в отношениях. Корни дискриминации - в патриархате.

В историческом аспекте власть "патриарха" - это власть царя, князя, патрона, воина, хозяина, мужа, отца (во многих случаях братьев) над женщиной, которой общество отводило второстепенную, подчиненную роль. Такую роль общество отводит женщине и сегодня, несмотря на юридически закрепленную идею равенства.

За женщиной остается роль жены, сестры, матери, хозяйки дома. Так называемые "выдающиеся женщины" - лишь исключение, которое в истории подчеркивает правило.

Общество, признающее Права Человека, принципиально отрицает неравенство. Система нормативных отношений, в основе которых лежит идеология уважения человеческой личности, отрицает патриархат как модель регулирования социально-половых отношений. Отказ от идеологии доминирования одного пола над другим - это путь к равенству по признаку пола.

Равенство многомерно: критериями его являются пол, раса, национальность, язык, вероисповедание и т. д. Мы можем проследить развитие идеи равенства и ее практическое воплощение в общественном сознании и жизни от первоначального осознания равенства как социальной ценности до конкретных шагов в борьбе за равенство. От равенства сословий - религиозного равенства - национального - этнического - классового - до равенства полов. Социально-половые аспекты равенства в этой хронологии последние, и сегодня еще только входят в жизнь социума.

В тесной связи с понятием дискриминация находится понятие сексизм -  неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам (в  данном случае - к женщинам), которое ведет к сокращенному  доступу людей к престижным ценностям общества, например, к работе или  образованию. Конкретными примерами сексизма могут служить правила  запрещающие службу женщин в армии.

Дискриминация определяется в юриспруденции через неравной доступ к праву как мере свободы равнозначных субъектов. Виды дискриминации - неравенства в праве - требуют отдельного освещения.

Существует неравенство (в т. ч. в социально-половом аспекте) двух типов: неравенство прав, обусловленных законодательством, и неравенство, отсекающее доступ к равным возможностям. Права и возможности, таким образом, являются индикатором соблюдения равенства.

Наличие неравенства свидетельствует о существовании социальных систем, воспроизводящих дискриминацию: т. е. нарушающих равенство возможностей пользоваться правами, которые предполагают равенство всех субъектов, и/или нарушающих принцип равенства, универсальности прав человека самими законами.

Эти два типа воспроизведения дискриминации взаимосвязаны и одновременно самостоятельны. Первый характеризуется нормами, воспроизводящими патриархальные взгляды на положение человека - мужчины и женщины - в обществе. Второй закрепляет традиционные представления о положении двух полов через систему законодательных положений, в конституции, кодексах, законах, нормативных актах и инструкциях, где зафиксированы официальные взгляды государства на равенство и его реализацию.

Иногда государство поддерживает традиционные воззрения на половые роли, имея при этом самые благие намерения и не подозревая о своем соучастии в воспроизводстве дискриминации и патриархальных взглядов на проблему. Примеры можно позаимствовать из трудового права, где "льгота" зачеркивает равенство, а "запрет" делает подчас исключение из равенства по признаку принадлежности к определенному полу.

Различия по признаку пола

Различия не предполагают неравенства. Они должны учитываться в жизни, но не отсекать доступ к праву и соответствующим возможностям. Различия дифференцируют доступ, но не перечеркивают его.

Женщины в обществе обладают специальным юридическим статусом, который в первую очередь определяется их репродуктивной функцией.

Дискриминация связана с патриархальными воззрениями на гендерные роли в обществе, в первую очередь на роль матери, которая должна принадлежать дому и семье. Традиционные представления не допускают равенства, и эта проблема в современном обществе должна решаться всеми доступными способами. Самое опасное на сегодняшний день - это воспроизводство дискриминации на бытовом уровне, через самую закрытую структуру общества - семью, род, клан. Дискриминация закрепляется через стереотипы, традиции, обычаи, предания, этику, мораль, семейные ценности, в целом через нормы поведения. Дискриминацию на бытовом уровне преодолеть крайне тяжело.

При этом доктрина равенства двуедина, как доктрина свободных людей - мужчин и женщин. Это идеология свободы в рамках новой цивилизации, уходящая своими корнями в традиции, которые питают идею равных возможностей для двух полов.

Равенство возможностей закреплено в российском конституционном законодательстве (ч. 3 ст. 19 Конституции РФ) и, как следствие этого, обязательно для исполнения. И если законодатель исходит из идеи достигнутого равенства двух полов то, как следствие этого, очевидна необходимость в проведении политики мягкой поддержки женщин. Признание проблемы отсутствия эффективного равенства и равноправия по признаку пола ставит вопрос и решение его в иную плоскость - принятия антидискриминационных мер в сфере возможностей и прав. Речь идет не только о политике, но и законодательной стратегии в сфере прав и свобод двух субъектов - мужчин и женщин, и о соответствующей судебной практике. Развитое законодательство в области прав женщин в России в целом направлено на преодоление дискриминации. Но проблем остается очень много - от идеологических постулатов, лежащих в основе равенства, до законодательной политики, не отошедшей от традиций, возрождающих патриархальные взгляды на роль женщины в обществе. Конституция 1993 года дала юридический стандарт равенства, и путь к соблюдению его лежит через систему антидискриминационных мер защиты.

1.2. Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда

В России процесс рыночных преобразований сопровождался не только количественным сокращением, но и качественным изменением структуры спроса на труд. На начальном их этапе наибольшую тревогу вызывали ожидания лавинообразного нарастания безработицы. Однако скоро стало понятно, что безработица - не единственная и не ключевая проблема, которую надо решить для обеспечения эффективной занятости. Более серьезными последствиями сопровождалось недоиспользование человеческого потенциала работников, что вело к его обесценению, деградации.

Возникло и набирает силу противоречие между пока еще достаточно высоким уровнем образования и профессиональной квалификации населения, с одной стороны, и ухудшением условий и качества занятости, с другой. Нередко квалифицированные и образованные работники сталкиваются с проблемой нехватки «хороших» рабочих мест, когда приходится соглашаться на любое занятие, не соответствующее их квалификации и опыту. Одновременно все чаще раздаются жалобы работодателей на нехватку высококвалифицированных кадров. Налицо сильнейшая разбалансированность рынка труда, хотя общие структурные показатели занятости на первый взгляд приближаются к показателям, характеризующим соотношение крупных секторов в развитых странах.

Однако это соотношение само по себе - формальный и малоинформативный критерий. Для содержательной оценки складывающейся структуры занятости существенное значение имеют два обстоятельства: причины, повлекшие те или иные изменения, и конкретное наполнение крупных секторов. Так, в сектор услуг входят во многом различные (по роли в экономике и по динамике занятости) отрасли производственной и рыночной инфраструктуры (электроэнергетика, транспорт и связь, финансы и кредит, торговля) и отрасли собственно сферы услуг (социальная инфраструктура, бытовое обслуживание, ЖКХ).

При нормальном развитии экономики изменения в структуре занятости (в сторону увеличения доли непроизводственной сферы) происходят в результате роста производительности труда и связаны с развитием наукоемких отраслей промышленности, а в профессионально-квалификационной структуре - кадров, стоящих за пределами производственного процесса и занятых его обслуживанием (специалисты, управленцы). В экономике повышается роль отраслей нематериального инвестиционного комплекса (специалисты в области науки, образования, здравоохранения, информационных технологий).

Сокращение численности и доли занятых в отечественной промышленности было вызвано кризисным спадом производства. В структуре промышленности наметились отчетливые регрессивные сдвиги, направление которых сохранилось и в период экономического роста.

Внутреннее производство основных продуктов питания и товаров массового спроса на душу населения существенно уменьшилось, и даже с помощью импорта насыщения базовых потребностей не произошло. Работники были вынуждены покидать промышленность в поисках заработка. При этом происходило сокращение доли занятых в обрабатывающем секторе за счет ее роста в добывающих отраслях и производстве услуг. Увеличение занятости в экономике (более чем на 50%) - результат прежде всего развития инфраструктурных отраслей (банковской деятельности, электроэнергетики, связи, торговли и управления). Занятость в отраслях нематериального производства, обеспечивающих качество экономического роста (связанных с генерированием новых знаний и распространением информации, с накоплением человеческого капитала), устойчиво сокращалась. Сохранение значительной численности работников в сфере социального обеспечения объясняется прежде всего ростом административного аппарата: обеднение населения привело к повышению спроса на социальную поддержку, при этом усложнились бюрократические процедуры предоставления социальной помощи и трансфертов.

За внешне позитивными сдвигами структуры экономики стоят процессы, связанные с примитивизацией занятости. Последняя проявляется в деиндустриализации аграрного и промышленного труда, увеличении объемов торговли и предоставления простых услуг населению.

Нарастание негативных явлений в сфере занятости, объясняется тем, что свободный рынок сам по себе недостаточен для «прорыва в новую экономику». В условиях, когда налаженные в советский период хозяйственные связи разрушены, а экономика монополизирована, рыночные рычаги при отсутствии последовательной государственной структурной политики стимулируют развитие нежелательных процессов. Этот вывод подтверждается результатами анализа изменения форм и мотивации занятости, тенденций развития кадрового потенциала в российской промышленности.

Активная политика занятости тесно связана с организацией профессионального обучения незанятого населения. Однако до сих пор не установлена четкая взаимосвязь между видами (типами) безработицы и содержанием, формами и технологиями профессионального обучения. Категория занятости характеризуется такими признаками как рациональность, продуктивность, эффективность.

Преодоление последствий безработицы возможно как путем социальной защиты людей, потерявших работу (выплачивая пособия по безработице, информируя о вакантных рабочих местах, общественных работах, предоставляя возможность переучиться), так и с помощью макроэкономического регулирования экономики и безработицы (ее уровня и продолжительности). Если в первом случае одним из обязательных условий является профессиональное обучение (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) незанятого населения и безработных граждан, то во втором - взаимосвязь с профессиональным обучением напрямую не просматривается. И тогда упор следует делать на методы, обеспечивающие повышение совокупного спроса и деловой активности.

Здесь особое влияние следует обратить на профессиональную ориентацию и воспитывающую направленность обучения. Важно подчеркнуть, что эффективность процесса профессионального самоопределения человека в значительной степени определяется совпадением его психофизиологических возможностей и требований профессиональной деятельности, способности личности к профессиональному развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры.

Женская безработица - один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.

Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.

В заключении следует подчеркнуть, что содержание организационные формы и технологии профессионального обучения незанятого населения необходимо рассматривать во взаимосвязи со спецификой того или иного вида безработицы, характерного для данного города, региона. На этой основе целесообразно строить прогнозы развития основных направлений профессионального обучения незанятого населения.

Для миллионов людей трудовая деятельность является основным источником доходов и главным полем личностной самореализации. Уровень и качество их жизни напрямую зависят от того, как организован и как функционирует рынок труда.

В современных социально- трудовых отношениях представляется актуальной проблема полового разделения труда, под которой понимают распределение занятий между женщинами и мужчинами, базирующихся на традициях и обычаях, формально и неформально закрепленных в практике и сознании людей. Во всем мире существуют сугубо мужские и сугубо женские профессии.

В сфере занятости существует проблема дискриминации по половому признаку, которая означает, что к отдельным работникам, обладающими одинаковыми характеристиками по признаку производительности, относятся по разному из-за того, что они представляют разные социально-демографические группы.

Различают несколько видов дискриминации: в оплате труда, при найме на работу, при сокращении персонала, при продвижении в должности, в повышении квалификации. В современной науке выделяют 3 базовых подхода, объясняющих происхождение и сущность явления дискриминации.

· Дискриминация на уровне предпочтений (дискриминация женщин со стороны работодателя, потребителя, либо коллег);

· Статистическая дискриминация (работодатель оценивает конкретного работника исходя из критериев, которые сформировались для той группы, представителем которой он является, независимо от его индивидуальных профессиональных и семейных характеристик);

· Дискриминация, обусловленная монопольной структурой рынка труда. (Этот подход акцентирует внимание на том обстоятельстве, что дискриминация существует и сохраняется потому, что приносит прибыль тем, кто ее осуществляет.

1) Понятие «дискриминация»

Дискриминация - (от латинского слова - discriminatio - различие) действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных (Гидденс Э.).

 Понятие может трактоваться широко - когда члены определенной группы воспринимаются по-иному, негативно, и против них существуют предрассудки  (гендерные, национальные, расовые и др.), вследствие чего следуют дискриминационные действия (Большой толковый социологический словарь).

 Узкая трактовка - когда как дискриминация рассматриваются только  действия, направленные против дискриминируемой группы, а сами предрассудки  в понятие дискриминация не входит (Гидденс). При этом вероятна ситуация, когда индивиды, предубежденные против других, не участвуют в дискриминационных действиях против них; и, напротив, люди могут подвергать других дискриминации, не испытывая против последних никаких предубеждений.

С середины 1990-х годов наметилась тревожная тенденция ослабления традиционно устойчивых позиций женщин на российском рынке труда. Еще недавно женщины составляли более половины занятого населения, причем в подавляющем большинстве они работали в режиме полного рабочего времени, обладали более высоким по сравнению с мужчинами уровнем образования, пользовались рядом законодательно закрепленных льгот в отношении режима труда и не подвергались сколько-нибудь явной дискриминации в оплате. Однако с начала 1990-х годов общее ухудшение ситуации на рынке труда стало все в больше степени затрагивать женщин.

Особенно характерна эта проблема для села. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест. С другой, имеющиеся возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно способствовали «вытягиванию» людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин (до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйств.

Несмотря на то, что уровень общей безработицы среди женщин в среднем несколько ниже, чем у мужчин, тем не менее, сокращаются возможности для трудоустройства женщин, длительная безработица все больше приобретает женские черты, а в младших возрастных группах уровень безработицы среди женщин намного превосходит ее уровень среди мужчин.

Индикаторами этого процесса стали следующие тенденции:

- уменьшение численности экономически активного населения происходит, прежде всего, за счет вытеснения из его состава женщин;

- сокращение занятости женщин происходило на протяжении всего периода и значительно большими темпами, чем занятость мужчин;

- после временной стабилизации стала падать доля женщин, занятых в новых, быстроразвивающихся и высокооплачиваемых секторах экономики, таких, как финансово-кредитная сфера, пищевая промышленность и т.п.;

- увеличивается концентрация женской рабочей силы в низкооплачиваемых сферах таких как легкая промышленность, образование и здравоохранение, которые в большей степени затронули проблемы задержек заработной платы;

- углубляется профессиональная сегрегация женщин на средних и низовых должностных позициях;

- меняется психология работодателей: все чаще руководители предприятий отдают предпочтение при найме на работу мужчинам (даже в позднесоветский период подобное признание было редкостью). С середины 1990-х годов распространенной практикой стало преимущественное высвобождение женской рабочей силы.

В современной России становится популярным представление о том, что необходимо вернуть женщину в семью. В определенной мере это продиктовано естественным стремлением преодолеть вынужденную сверхзанятость женщин, характерную для советского периода. Однако пропагандирование образа женщины - домашней хозяйки преследует также подспудную цель уменьшить предложение рабочей силы посредством устранения с рынка труда большой группы претендентов на рабочие места. Между тем, вытеснение женщин с рынка труда неизбежно ведет к многочисленным негативным последствиям: подрыву возможностей для самореализации личности, снижению среднедушевых доходов и, соответственно, обеднению семей, а в долгосрочной перспективе - к утере значительной части образовательного и квалификационного потенциала, накопленного населением страны.

В настоящее время в экономике России занято свыше 32 млн. женщин или 48,9% от общей численности занятых. Наиболее высокий уровень занятости имеют женщины в возрасте 30-49 лет - 86% численности женщин этого возраста. Средний возраст работающих женщин составляет 39,5 лет и превышает возраст мужчин на один год. Работающие женщины имеют более высокий уровень образования по сравнению с работающими мужчинами.

Удельный вес женщин с высшим и средним специальным образованием составляет 62% в общей численности работающих женщин, а у мужчин - 50%. Не имеют полного среднего образования среди занятых женщин 8%, тогда как среди занятых мужчин этот показатель составляет около 10%.

С момента возникновения в России безработицы характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости. В то же время численность женщин среди официально зарегистрированных безработных в 4 раза меньше, чем среди общей численности безработных, определяемой по методике МОТ.

В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются наименее защищенные категории женщин - имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений, жены военнослужащих, проживающие в военных городках.

Содействие адаптации женщин к новым условиям занятости, повышению конкурентоспособности женской рабочей силы является в современной России жизненно важной задачей.

Социальные, экономические, политические преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, повлияли на все сферы жизнедеятельности общества, систему социальных отношений, привели к изменению жизненных и профессиональных стратегий различных социальных групп. Усилилась социальная дифференциация, возникли новые престижные профессии, требующие более высокой квалификации, создаются условия для свободного самоопределения и самореализации личности.

С развитием рыночной экономики женщины ориентируются на занятость в профессиональной сфере, получение высшего образования, что в значительной мере обусловлено необходимостью улучшения материального благополучия семьи, потребностями в самоутверждении, самоуважении, общественном признании, экономической независимости, успехе, власти.

Сложность протекания указанных процессов в российском обществе опосредована рядом социальных факторов. Несмотря на то, что человеческий потенциал является основной движущей силой экономического роста, женщины, согласно документам ООН, остаются в нише «недоиспользованных человеческих ресурсов». Сказались негативные последствия длительно осуществлявшейся советской политики, ориентировавшейся на унификацию роли женщин и идеологически обосновывавшей контракт работающей матери, в результате чего профессиональные ценности оказались невостребованными большинством женщин. Специфика реализации профессиональной карьеры женщин состоит в наличии барьеров, влияющих на возможности получения образования, трудоустройства, должностное продвижение, негативно влияющих на социальную и культурную интеграцию, стабилизацию общества. По данным официальной статистики, женщин-руководителей значительно меньше в сферах строительства, транспорта, сельского хозяйства, оптовой торговли и финансов, больше в непроизводственных отраслях (бытовое обслуживание, легкая промышленность, общественное питание, розничная торговля, здравоохранение, культура и социальное обеспечение). Сохраняется дискриминация оплаты труда женщин.

Разнонаправленность, рассогласованность социальных программ, недостаточная финансовая поддержка национальных и федеральных проектов по повышению социального статуса женщин снижают социальную роль женщин, чем определяется актуальность исследования женских стратегий преодоления трудностей в профессиональной и приватной сферах. Посредством анализа этих практик можно прогнозировать перспективы развития гендерной системы и гендерных идентичностей.

1. Успешная профессиональная карьера в трансформирующемся российском обществе создает условия для повышения уровня и качества жизни, изменения социального статуса и социального положения индивидов. В новых политических, экономических, социальных, культурных условиях на профессиональную карьеру больше влияют индивидуальные качества, чем объективные условия.

2. При изучении влияния половых стереотипов на формирование профессиональной карьеры женщин продуктивно использование аналитического подхода, который позволяет учитывать преемственность в профессиональных ориентациях, в стратегиях карьеры женщин и одновременно - способность к изменениям этих ориентаций и стратегий под воздействием объективных факторов. В соответствии с этим подходом, женская карьера является сложным многоуровневым феноменом, имеющим динамичный и преемственный характер: гендерная культура и традиции влияют на ценностные ориентации современных женщин, однако под воздействием институциональных сдвигов у части женщин меняются интересы, возрастает ценность профессиональной деятельности; практики адаптации и применяемые стратегии карьеры приобретают упорядоченный и воспроизводящийся характер.

3. Фактор половых стереотипов проявляется в наличии институциональных и социокультурных барьеров для профессиональной карьеры женщин, в более низкой общественной оценке женского труда в целом, в сравнении с мужчинами, в гендерной асимметрии на рынке труда и профессиональной сегрегации по полу: мужчины преимущественно реализуют себя в высокостатусных отраслях (финансы, кредит, строительство, органы управления), женщины заняты в наименее доходных сферах (образование, культура, искусство, здравоохранение, социальное обеспечение, неформальный сектор)). Существуют и собственно женские проблемы (семейные обязанности, гендерные особенности первичной социализации, неумение и нежелание выделяться в коллективе и доказывать свой профессионализм, боязнь риска, меньшие по сравнению с мужчинами стремление к власти и амбициозность).

4. Влияние половых стереотипов на профессиональную карьеру женщин имеет неравномерный характер: более выражено воздействие гендера на карьеру у женщин старших возрастов безотносительно к национальности; в карьерном поведении татарок обнаруживается ориентированность в большей степени на семейно-брачные ценности, чем на карьеру; для успешных в карьере женщин значимость гендерного фактора минимальна.

5. Активизация женщин в профессиональной деятельности опосредована ухудшением материального положения домохозяйств, кризисом государственной власти, «несостоявшейся маскулинностью», связанной больше с личными качествами мужчин. Женская маскулинность - результат высокой адаптированности женщин, ориентированных на профессиональную карьеру.

6. Карьерное поведение женщин вызывает изменения в традиционных институтах (семья), социальных организациях (специфика женского менеджмента), а в конечном итоге - изменения гендерной системы российского общества.

7. Женщины-предприниматели - наиболее активная карьерная группа с выраженными маскулинными чертами, применяющая радикальные практики адаптации при одновременном совмещении семейной и профессиональной сфер (ведение бизнеса, комбинирование стилей управления, рационализация и минимизация социальных ролей, сокращение социальных связей, делегирование части задач другим лицам - коллегам, родственникам, гувернерам, пользование услугами бытовых и сервисных служб). Предпринимательство, требующее от женщин концентрации профессиональных, личностных качеств и времени, обостряет взаимоотношения в семье, меняет их брачно-репродуктивное поведение.

Ситуация усугубляется тем, что традиционные формы профессиональной ориентации и обучения не обеспечивают в должной мере повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Очевидна и их социальная уязвимость. В частности, на высших руководящих должностях женщин - менее 6%, а их заработная плата, как правило, на 10-30% ниже, чем у мужчин. Подобное положение характерно для большинства индустриально развитых стран.

Высокая мотивация женщин к производительному труду и недооценка работодателями их способностей и трудового вклада, невозможность реализации ими своего образовательного и личностного потенциала, - причины того, что многие женщины, будучи высококвалифицированными специалистами, сталкиваясь с отторжением на рынке труда, соглашаются выполнять любую работу, нередко ниже своих возможностей. В силу психологических особенностей чаще всего они воспринимают такой поворот событий как личную драму. Объективно же это весьма негативно сказывается на экономике и социальных отношениях.

Государство и социум могут и должны защитить женщин от явной и скрытой дискриминации. В интересах экономического и социального прогресса нужно новое понимание их роли в жизни общества, результатом которого должно стать утверждение нового социального статуса женщин. Это продиктовано сложностью и многогранностью накопившихся проблем, невозможностью их решения традиционными методами.

Распространение информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ), содействуя росту занятости, потенциально способно создать рабочие места для женщин, улучшив их положение. Ведь именно на таких рабочих местах, где требуется точность и аккуратность при выполнении задания, женщины могут оптимально применить свои знания и способности. Тем не менее и здесь женщин по-прежнему оттесняют. По данным МОТ, среди пользователей интернет женщин меньшинство (в Латинской Америке - 38%, в странах ЕС - 25%, в России - 19%, в Японии - 18%, на Ближнем Востоке - 4%. Наименьший гендерный разрыв - в США и Скандинавии).

Для того чтобы превратить профессиональную ориентацию, психологическую поддержку и профобучение в действенное средство формирования личности и развития человеческих ресурсов в зависимости от их половозрастных и иных особенностей, требуются новые идеи и технологии.

Утрата прежних связей между системой образования и производством резко обострила и без того трудную профессионализацию населения, т.е. выбор и построение профессиональной карьеры каждым индивидом. В таких условиях службе занятости нельзя ограничиваться частными изменениями в работе с женщинами. Необходима новая гендерная идеология, а главное - соответствующие методы ее реализации.

Исходя из признания значимости повышения профессионального статуса женщин важно выявить их индивидуальные особенности, разработать способы, влияющие на мотивацию и ориентацию на определенный, наиболее подходящий вид профессиональной деятельности, показать социальные, экономические и нравственные преимущества трудовой карьеры. В этом - сущность нового концептуального подхода к обеспечению эффективного профессионального роста женщин.

Получающий все большее признание принцип «непрерывного обучения», или «обучения на протяжении всей жизни», применительно к женщинам означает, что мотивы и формы обучения должны учитывать особенности их жизненного цикла (большинство из них на три-пять лет, а некоторые на больший период "вырываются" из сферы профессиональной деятельности в связи с рождением и воспитанием детей). Если не предусмотреть этого «зигзага» в системе обучения женщин, неизбежной становится значительная или полная утрата профессиональных знаний и навыков. Общество не должно скупиться на помощь женщинам, желающим вернуться к профессиональному труду.

Формирование профессиональной карьеры - важнейший элемент активной политики занятости. Это целенаправленное избирательное регулирование государством (прежде всего органами службы занятости) поведения населения на рынке труда. Современное понимание карьеры включает успех не только в профессиональной деятельности, но и в жизни вообще. Каждая новая ступень в карьере человека является результатом его деятельности по реализации намерений, стремлений к определенному, осознанному и желаемому образу жизни. Карьера - это прежде всего достижение более высокого социального, экономического, научного, культурного и нравственного статуса.

Применительно к женской рабочей силе целесообразно постепенно переходить к новой стратегии - целевому формированию индивидуальной профессиональной карьеры женщин на основе системного консультирования с учетом личностных особенностей.

Современные технологии, используемые при формировании профессиональной карьеры женщин, позволяют воспринимать человека не как "звено технологической цепочки", а как творческую и самодостаточную индивидуальность, способную конкурировать на рынке труда, самопроектировать профессиональный рост и реализовывать жизненные планы. В этой связи женщинам рекомендуется прохождение тренингов самопрезентации и личностного роста.

В условиях повышения требований к качеству подготовки к труду важно формировать у женщин понимание роли профессионального образования как надежного и наиболее эффективного средства, увеличивающего их конкурентоспособность, уверенность и стабильность, облегчающего положение на рынке труда и карьерный рост.

Однако отечественной системой высшего образования и профессиональной подготовки гендерные особенности женщин практически не учитываются. Традиционные образовательные и профессиональные учреждения вообще не прививают навыков, помогающих выстраивать карьеру, а тем более женщинам.

Между тем формирование индивидуальной профессиональной карьеры женщин с учетом гендерного фактора требует специальных знаний. Государство (в лице органов служб занятости) должно решать эту проблему комплексно, обеспечивая социальную защищенность женщин на рынке труда, стимулируя и поддерживая их усилия, направленные на всемерное использование личностных возможностей.

Для реализации этих принципов Департамент ФГСЗН по Московской области осуществил региональный пилотный проект «Подготовка к созданию центра «Профессиональная карьера женщин» в рамках российско-канадского проекта «Женщины и реформа рынка труда в России».






Информация 







© Центральная Научная Библиотека