Стратегическое планирование в управлении
Стратегическое планирование в управлении
2 Содержание - 1. Сущность, содержание, цели стратегического планирования. Процесс стартегического планирования и реализация планов
- 2. Управленческие решения, сущность и роль в управлении. Требования к управленческим решениям. Классификация управленческих решений
- 3. Коммуникации в системе управления. Виды коммуникаций
- 4. Ситуационное задание
- Список литературы
1. Сущность, содержание, цели стратегического планирования. процесс стартегического планирования и реализация плановОдной из важнейших функций управления является планирование. Именно в процессе планирования количественно формулируются стоящие перед предприятием задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. Планирование - это процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1999 - с. 31.Главной целью планирования как функции управления является обоснование и разработка способов достижения ориентиров деятельности организации и ее подразделений, обеспечивающих желаемый уровень развития системы как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.Стратегическое планирование ставит целью комплексное научное исследование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработку показателей развития фирмы на плановый период.Стратегическое планирование осуществляется путем реализации следующих процедур:анализ перспектив развития фирмы (выяснение тенденций и факторов, их определяющих, выявление "чрезвычайных ситуаций", которые могут изменить сложившиеся тенденции);анализ позиций в конкурентной борьбе (конкурентоспособность продукции фирмы на различных рынках и перспективы фирмы при реализации оптимальных стратегий во всех существующих видах деятельности);выбор стратегии в различных видах деятельности, выбор приоритетов и распределение ресурсов;анализ направлений диверсификации (оценка недостатков существующего набора видов деятельности и определение новых направлений).Схема стратегического планирования представлена на рис.1.Основные этапы стратегического планирования:анализ окружающей среды и прогнозирование;определение целей предприятия;формирование базовой стратегии и выбор альтернативных вариантов;формирование функциональных стратегий.В результате формируется стратегическая программа фирмы, которая включает следующие разделы:миссия фирмы;предположения о развитии конкуренции и внешней среды;внутренние и внешние ограничения развития;желаемое будещее состояние фирмы;курс действий и программы развития фирмы и подразделений;требуемые ресурсы и их источники;ситуационные планы (сценарии), учитывающие вероятностные изменения окружающей среды;наиболее общие позиции плана, выраженные в стратегических терминах (объем производства и сбыта, прибыль, издержки).В зависимости от сроков планируемого периода и масштабов описываемых задач принято различать стратегическое и тактическое планирование. Разница между ними скорее относительна. В зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации один и тот же плановый документ может иметь либо тактический, либо стратегический характер. В то же время можно отметить следующие основные моменты, по которым конкретный плановый документ относится к разряду стратегических:чкм более отдаленные последствия имеет план, чем труднее от него отказаться, тем более стратегическим он является;чем шире влияние плана на функционирование организации, тем более стратегическим он является;стратегическое планирование, как правило, занимается определением целей и средств их достижения, тактическое планирование - только средств. В общем, стратегическое планирование можно определить как долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на конечные результаты. Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - с. 47.2. Управленческие решения, сущность и роль в управлении. Требования к управленческим решениям. Классификация управленческих решенийУправление как процесс - это непрерывная цепь принятия и реализации решений.Под управленческим решением понимается:творческий акт субъекта управления, определяющий программу и характер деятелности коллектива по решению назревшей проблемы;выбор одного из многих путей действия, который должен обеспечить переход организации от фактического состояния к желаемому.Существенный признак управленческого решения состоит в том, что оно принимается при наличии назревшей проблемы.Проблема - это ситуация, когда возникает различие между фактическим и желаемым состоянием системы.Решения в управлении выполняют следующие роли:направляющую - определяют цели и задачи деятельности;организующую и координирующую - определяют порядок действий и взаимодействия участников;обеспечивающую - определяют количество необходимых ресурсов;стимулирующую - определяют порядок поощрения участников.Решения классифицируются по следующим признакам:В зависимости от условий, в которых принимаются решения:решения, принимаемые в условиях неопределенности и риска (некоторые авторы рассматривают их раздельно), т.е. необходимо определить вероятность успеха каждой альтернативы;решения, принимаемые в условиях определенности, когда менеджер уверен в результатах при реализации каждой альтернативы.По сроку действия последствий решений: долго-, средне-, краткосрочные.По частоте принятия:Разовые (случайные);Повторяющиеся;По ширине обхвата:Общие (касающиеся всех сотрудников);Узкоспециализированные;По форме подготовке:Единоличные;Групповые;Коллективные;По сложности: простые и сложные;По жесткости регламентации:Контурные - решения приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления;Структурированные - предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, инициатива может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов;Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.Проблема выбора менеджером альтернативы - одна из важнейших в современной науке управления, но не менее важно принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было эффективным, должен учитываться ряд требований:Решение должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами.Своевременность решения, т.е. не только своевременность принятия решения, но и своевременность достижения поставленной цели. Ведь когда решается проблема, события развиваются и может получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в будущем, она была хороша в прошлом.Обоснованность решения. Исполнители должны быть убеждены, что решение обоснованно. В связи с этим нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями, понимание ими аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение.Решение должно быть реально осуществимым, т.е. нельзя принимать нереальное, абстрактное решение. Такие решения вызывают досаду и разделение исполнителей и в своей основе неэффективны. Принятое решение доолжно соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1999 - с. 251.3. Коммуникации в системе управления. Виды коммуникацийОсновным требованием для принятия эффективного управленческого решения или, по крайней мере, для понимания истинных масштабов проблемы является наличие соответствущей информации.Сегодня проблема, как правило, заключается не в том, что для принятия решений не хватает информации, а в том, что среди массивов несвязанной информации необходимо найти данные, необходимые для эффективного управления.Единственным способом получения такой информации является коммуникация.Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.Общение в управлении осуществляется постоянно и в различных формах. Общение может быть:Официальным, в рамках служебных отношений, и неформальным, например, во время обеда;Дружеским и враждебным;Доступным для понимания и сложным для восприятия;Четко организованным и беспорядочным;Эффективным (если достигнуты цели) и неэффективным.Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005. С. 131..Эффект боольшинства посланий создается невербальной информацией. Считается, он обеспечивается в наибольшей степени выражением лица (50-55%) и тональностью голоса (35-40%). Особенно это проявляется в случаях, когда словесная часть сообщения отправителя противоречива. Получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.Типы невербальной коммуникации:Движения тела (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы);Личные физические качества (строение тела, рост, запах тела и т.д.);Использование среды (манера помещения себя в среде, дистанционная близость в общении и т.д.);Физическая среда (дизайн помещения, освещенность, шум и т.д.);Время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать, соотношение времени и статуса и т.п.) Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - с. 131.4. Ситуационное заданиеВ торговом предприятии “Супермаркет” к концу 1 квартала наметилась тенденция образования сверхнормативных товарных запасов. Какие меры следует использовать менеджеру для решения данной ситуации. Примите управленческое решение. Опишите этапы его принятия.Этапы принятия управленческого решения представлены в табл.1.Таблица 1. Этапы принятия управленческого решения. |
№ п/п | Наименование этапа | Описание этапа | | 1 | Выявление проблемы | К концу 1 квартала наметилась тенденция образования сверхнормативных товарных запасов | | 2 | Анализ проблемы и постановка диагноза | Проводится выявление причин появления проблемы - варианты: в супермаркете используются неэффективные методы продажи, и товар залеживается; объемы поставок несоразмерны объемам продаж. Диагноз: необходимо предпринять меры к снижению товарных запасов. | | 3 | Поиск вариантов разрешения проблемы | Варианты разрешения проблемы: проанализировать и по возможности улучшить методы продаж (использование мерчендайзинга, методов “promotion”, рекламу и др.) на некоторое время уменьшить размеры закупок у поставщиков, чтобы снизить объемы запасов, затем понаблюдать за развитием ситуации: если тенденция сохранится, снизить объемы закупок на постоянной основе. | | 4 | Оценка альтернатив и выбор наилучшего решения | Целесообразно использовать оба варианта одновременно. | | 5 | Согласование проекта решения | При наличии вышестоящих звеньев управления проводится согласование проекта решения. | | 6 | Утверждение решения | Одобрение решения. | | 7 | Подготовка решения к реализации | проведение переговоров с поставщиками на предмет снижения объемов закупок; распоряжение младшему торговому персоналу проанализировать расположение товаров на полках, при необходимости - улучшение. | | 8 | Организация выполнения решения | | | | Список литературы1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2002 - 476 с. 2. Кантер З.М. Рубежи менеджмента. Книга о современной культуре управления. - М.: Олимп-Бизнес, 1999 - 397 с. 3. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник для вузов / Ф.М. Русинов, М.Л. Разу, В.А. Денисов и др.; Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. - М.: ФБК-Пресс, 2001 - 425 с. 4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2003 - 512 с. 5. Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - 168 с. 6. Шеметов П.В. Практический менеджмент: Учебное пособие. - Новосибирск: НИНХ, 1993 - 308 с.
| |