Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Управление качеством

Управление качеством

1

Введение

Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции российским предпринимателям нужно быть готовыми уже сегодня. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены, им не помогут никакие протекционистские меры государства.

Сложности российской экономики проявляются не только в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках. Технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя.

Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня.

1. Дать определения следующим терминам (согласно ИСО 9000:2000): качество, система, система менеджмента, менеджмент качества, политика в области качества, цели в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества.

Качество: Степень соответствия присущих характеристик (физических, органолептических, этических, временных, эргономических, функциональных) собственных или присвоенных, качественных или количественных потребностям или ожиданиям, которые установлены и обычно предполагаются или являются обязательными

Динамика понятий качества (на примерах)

Автор

Формулировка определения качества

Аристотель

(III в. до н.э.)

-- Различие между предметами; -- Дифференциация по признаку "хороший-плохой";

Гегель

(XIX в. н.э.)

-- Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество;

Китайская версия

-- Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов -- "равновесие" и "деньги" (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию "высококлассный", "дорогой";

Шухарт

(1931 г.)

-- Качество имеет два аспекта: -- Объективные физические характеристики; -- Субъективная сторона: насколько вещь "хороша";

Исикава К. (1950 г.)

-- Качество -- свойство, реально удовлетворяющее потребителей;

Джуран Дж. М (1979 г.)

-- Пригодность для использования (соответствие назначению); -- Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям);

ГОСТ 15467-79

-- Качество продукции -- совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;

Международный стандарт ИСО 8402-86

-- Качество -- совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

система: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;

система менеджмента: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей и достижения этих целей;

система менеджмента качества: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству;

политика в области качества: Общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством; как правило, политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановки целей в области качества;

цели в области качества: Цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества; цели в области качества обычно базируются на политике организации в области качества и устанавливаются для соответствующих функций и уровней организации;

Политика и цели в области качества устанавливаются, чтобы служить ориентиром для организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют использованию организацией ресурсов для достижения этих результатов. Политика в области качества обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества. Цели в области качества необходимо согласовывать с политикой в области качества и приверженностью к постоянному улучшению, а результаты должны быть измеримыми. Достижение целей в области качества может оказывать позитивное воздействие на качество продукции, эффективность работы и финансовые показатели и, следовательно, на удовлетворенность и уверенность заинтересованных сторон

планирование качества: Часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качеств и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества;

управление качеством: Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству;

обеспечение качества: Часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены;

Обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

улучшение качества: Часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству;

Улучшение качества - постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

2 Роль СССР и России в развитии науки менеджмента качества. Развитие науки менеджмента качества в России

Движение за улучшение качества продукции в России существовало с периода проведения индустриализации. Проследим шаг за шагом последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции в отечественной практике.

1. В 1950-е годы получила распространение Саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП)

Цель системы -- создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации.

Основным критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, явился процент сдачи продукции с первого предъявления, который исчисляется как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных ОТК.

От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя.

Система работала по принципу "есть дефект -- нет дефекта", не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции.

В принципе БИП воплотилась в зарубежных программах "ноль дефектов" и сохранилась во всех отечественных. Принцип БИП, лег в основу системы бездефектного труда -- СБТ.

2. Львовский вариант саратовской системы -- система бездефектного труда (СБТ) впервые разработана и внедрена на Львовском заводе телеграфной аппаратуры и некоторых других предприятиях г. Львова в начале 60-х годов.

Цель системы -- обеспечить выпуск продукции отличного качества, высокой надежности и долговечности путем повышения ответственности и стимулирования каждого работника предприятия и производственных коллективов за результаты их труда.

Основным критерием, характеризующим качество труда и определяющим размер материального поощрения, является коэффициент качества труда, который вычисляется для каждого работника предприятия, каждого коллектива за установленный промежуток времени путем учета количества и значимости допущенных производственных нарушений. В системе устанавливается классификатор основных видов производственных нарушений: каждому дефекту соответствует определенный коэффициент снижения. Максимальная оценка качества труда и максимальный размер премии устанавливаются тем работникам и коллективам, которые за отчетный период не имели ни одного нарушения.

Львовская СБТ, так же как и саратовская система БИП, заключалась в том, что она распространялась главным образом на стадию изготовления продукции.

3. Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) впервые разработана и внедрена на машиностроительных предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода) в 1957 -- 1958 гг.

В этой системе был сделан упор на повышение надежности изделий за счет укрепления технической подготовки работы конструкторских бюро и технологов производства, на долю которых приходилось 60 -- 85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и проводились их исследовательские испытания. Значительное развитие получило опытное производство, стандартизация и унификация, общетехнические системы стандартов, такие, как Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП).

Характерным для системы КАНАРСПИ является то, что она выходит за рамки стадии изготовления продукции и охватывает многие виды работ на стадии исследования и проектирования и на стадии эксплуатации. На стадии исследования и проектирования при изготовлении опытного образца большое внимание уделяется выявлению причин отказов и их устранению в допроизводственный период.

В КАНАРСПИ широко используются принципы бездефектного труда и бездефектного изготовления продукции.

4. Система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса) впервые разработана и внедрена на Ярославском моторном заводе в 1963 -- 1964 гг.

Цель системы -- увеличение надежности и долговечности выпускаемых двигателей.

В основу системы НОРМ положен принцип последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и периодического его увеличения на базе повышения надежности и долговечности деталей и узлов, лимитирующих моторесурс, основным показателем в системе является ресурс двигателя до первого капитального ремонта, выраженный в моточасах. Рост этого показателя в системе планируется.

Организация работ в системе построена по принципу цикличности. Каждый новый цикл по повышению моторесурса начинается после достижения в производстве ранее запланированного уровня моторесурса и предусматривает определение его фактического уровня, выявление деталей и узлов, лимитирующих моторесурс; планирование оптимального уровня увеличения моторесурса; разработку и проверку инженерных рекомендаций по обеспечению планируемого уровня моторесурса; разработку комплексного плана конструкторско-технологических мероприятий по освоению двигателя с новым ресурсом в производстве; проведение комплекса конструкторско-технологических мероприятий и опытно-исследовательских работ; закрепление достигнутого ресурса в производстве; поддержание достигнутого уровня в эксплуатации.

На стадии производства система НОРМ включает в себя положения системы БИП и СБТ, на стадии проектирования -- основные положения системы КАНАРСПИ.

Достижение запланированного уровня качества стало возможным за счет комплексного подхода к управлению качеством продукции путем обобщения опыта предшествующих систем по всем стадиям жизненного цикла продукции.

5. В 1975 году па передовых предприятиях Львовской области появились комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП).

Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники. С 1978 года Госстандартом была разработана и утверждена система основных функций управления качеством продукции. В связи с внедрением на предприятиях КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, на предприятиях и в объединениях стали разрабатываться программы качества, вводилась аттестация продукции, получила широкое развитие сеть головных и базовых организаций, а также -- сеть учреждений по повышению квалификации специалистов в области управления качеством продукции, в вузах были введены в программы обучения курсы по стандартизации и управлению качеством.

Дальнейшее развитие системы управления качеством шло в составе систем управления более высокого уровня: отраслевых и территориальных вплоть до государственной на базе разработки программ "качество" и включения их в народнохозяйственные планы. Таким образом, организовывалась внешняя среда систем управления качеством продукции. В 1978 году были разработаны и утверждены Госстандартом Основные принципы Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП). Внутри предприятий управление качеством продукции также шло по линии охвата более широкого круга проблем. Решение задач по улучшению качества выпускаемой продукции на многих предприятиях увязывалось с эффективным использованием ресурсов. Примером такой системы стала днепропетровская КСУКП и ЭИР.

Создавались комплексные системы повышения эффективности производства (КСПЭП) и, наконец, система управления предприятием и объединением (ГОСТ 24525). Вопросы управления качеством в этих экономических системах занимали от одной пятой до одной пятнадцатой доли (по числу целевых подсистем управления).

Роль Госстандарта России Более подробно об истории и работе Госстандарта России можно узнать в статье Воронин Г.П. 75 лет Госсандарту России: Большой путь, ясные перспективы // Стандарты и качество.-2000.-№9

15 сентября 1925 года, постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был создан Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны (СТО). Введение государственного управления стандартизацией в стране послужило началом планомерной и систематической работы в этом направлении во всех отраслях народного хозяйства.

С самого начала централизованного развития стандартизации в стране во главу угла были поставлены задачи борьбы за качество продукции и прогнозирования разработки стандартов, глубины их проработки.

В условиях новой России Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) законодательно уполномочен формировать и реализовывать единую техническую политику в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

Техническая политика Госстандарта в области управления качеством предусматривает содействие отечественным товаропроизводителям во внедрении систем качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО семейства 9000.

Ведущим направлением деятельности Госстандарта России является разработка отечественных, межгосударственных и международных стандартов.

Россия также вносит значительный вклад в развитие стандартизации в рамках Соглашения между странами СНГ, разрабатывая ежегодно около 70% межгосударственных стандартов.

Существенное значение сертификация имеет для российский экспортеров. Российская Федерация участвует в семи международных системах сертификации и имеет соглашения с 14-ю странами, в рамках которых проводятся работы по взаимному признанию результатов испытаний продукции, что в значительной мере способствует продвижению российских товаров на рынок других стран.

Госстандарт России принимает активное участие в деятельности многих международных организаций в области стандартизации и мет-рологии. Он не только постоянно участвует в подготовке межправи-тельственных соглашений и разработке нормативных документов в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, но и занимает активную позицию в руководстве Советом.

Участие России в международном сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации позволяет содействовать, прежде всего, созданию и развитию рыночной экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей Российской Федерации с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

3. Восемь принципов менеджмента качества. Лидерство руководителя.

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

Ключевые преимущества:

* Люди будут понимать и будут мотивированы на цели и задачи организации.

* Деятельность оценивается, согласовывается и внедряется единым образом.

* Пример лидеров приводит к непрерывному улучшению.

Принцип лидерства призывает, чтобы руководители предприятия обеспечивали понимание целей и направлений развития предприятия на всех уровнях, направляли усилия персонала на их достижение. Результатом реализации этого принципа будет сформированная миссия и стратегия развития предприятия, созданная и поддерживаемая на всех уровнях новая система ценностей, оптимизированная внутренняя система коммуникаций, а также обеспечение персонала необходимыми ресурсами.

Рис. 1 Восемь принципов менеджмента качества в системе ISO 9000:2000

Обратимся к известным восьми принципам менеджмента качества, представленным в стандарте ИСО 9000:2000. Как правило, если их и упоминают при объяснении сути системы менеджмента и подходов к ее построению, то обсуждают каждый принцип отдельно и в последовательности, соответствующей их нумерации, -- от первого до восьмого.

По мнению некоторых авторов1, в этом случае не удается предложить логическую цепочку последовательных действий по построению, внедрению и функционированию системы менеджмента предприятия, хотя возможность этого в принципах заложена. Процесс построения системы управления качеством, заложенный в системе ISO 9000:2000, представляет собой, по сути, подход усовершенствования системы управления через ориентацию ее на потребности потребителей.

При всем уважении к первому принципу "Ориентация на потребителей", следует учитывать, что если первый руководитель до конца не понимает, что такое система управления качеством и зачем она нужна, не придает ее построению должного значения, то работу по ее построению можно даже не начинать. По мнению автора Кабаков Ю. Построение системы менеджмента организации: 1 система, 2 слоя, 3 шага, 5 граней, 8 принципов...// Стандарты и качество.-2006.-№4., разработку и внедрение системы на предприятии надо начинать со второго принципа "Лидерство": с обучения первого руководителя, с превращения его в сознательного и активного участника этого процесса.

Руководитель должен понять, что разработка системы -- не локальная задача, а важнейший для предприятия проект, что внедренная система менеджмента станет, прежде всего, его инструментом управления. И инструмент этот должен быть ему удобен и полезен, как говорится, "по руке". Поэтому участие руководителя в этой работе -- обязательное условие успеха.

Рис. 2 Метасистема на основе 8 принципов менеджмента

Далее, по мнению автора1 должен включаться в систему принцип "Вовлечения персонала" чтобы система получилась реально жизнеспособной, затем принципы "Процессный подход", "Системный подход" и "Принятие решений на основе фактов". Принципы, размещенные внутри круга (см. рис. 2), можно было бы назвать внутренними, однако измерение параметров и соответственно управление распространяются не только на внутренние процессы, но и на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.

Автор Кабаков Ю. Построение системы менеджмента организации: 1 система, 2 слоя, 3 шага, 5 граней, 8 принципов...// Стандарты и качество.-2006.-№4. приводит аналогию системы с живым организмом, где принципы второй и третий можно сравнить с управляющими воздействиями мозга на различные органы, а четвертый, пятый и седьмой -- с системой рецепторов, доставляющих в мозг необходимую для управления информацию.

Таким образом, можно сделать вывод, что принцип "Лидерства" в системе менеджмента качества является первостепенным при внедрении системы, так как на предприятии может реально действовать только одна система управления, а именно та, что в сознании у первого руководителя, поскольку именно он фактически управляет организацией.

4. Премии качества. Премия Правительства Российской Федерации в области качества.

Премии Правительства Российской Федерации в области качества учреждены постановлением Правительства Российской Федерации в 1996 г.. Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов и подготовку предложений по присуждению премий осуществляет Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества, образованный Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г. № 18. Этим же постановлением организационно-техническое обеспечение деятельности Совета возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Совет, который формируется из числа руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведущих ученых и специалистов в области управления качеством, представителей общественных объединений, осуществляет определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов и подготовку предложений по присуждению премий.

Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества возглавляет Заместитель Министра промышленности и энергетики Российской Федерации.

Заместителем председателя Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества является Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Госстандарт России совместно с общественностью разработал модель и систему критериев премии в области качества для России. При определении критериев российской премии разработчики проекта, используя весь международный опыт, накопленный в этой области, учитывали, прежде всего, особенности Европейской премии по качеству.

Рис. 3 Модель Премии Правительства РФ в области качества.

Учрежден приз за качество. Приз за качество состоит из диплома, словесного поощрения правительства и права изобразить символ качества на продукции. Иными словами символ победы позволяет повысить эффективность рекламы. http:///Церемония награждения победителей проходит в Зале наград Дома Правительства Российской Федерации. На соискание премии могут претендовать организации различных форм собственности, занимающиеся производством товаров и оказанием услуг. Организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, могут представлять на конкурс материалы только в области качества продукции гражданского назначения. Не могут участвовать в конкурсе организации, в отношении которых в установленном порядке приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Основная цель премий - помочь российским предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной промышленности на мировом рынке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 проведение конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Совет имеет Секретариат, который формируется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Ежегодно присуждается не более 12 премий, из которых не более 3 премий - организациям с численностью работающих не более 250 человек и не более 9 премий - организациям с численностью работающих свыше 250 человек.

5. Международная организация по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК). Примечание: авторский перевод с английского. Подробно о деятельности ИЛАК можно узнать в Интернете на официальном сайте ИЛАК http:// www.ilac.org

Международная организация по аккредитации испытательных лабораторий (ILAC) началась просто с конференции в 1977 с целью разработки международного сотрудничества по аккредитации лабораторий и градуировочных результатов. В 1996 ILAC была сформирована как организация, когда 44 национальных органа подписали Меморандум о договоренности (MOU) в Амстердаме. Этот MOU обеспечил основание для разработки сотрудничества и возможного учреждения многостороннего соглашения о признании между органами ILAC. 2 ноября 2000 года 36 лабораторных органов аккредитации, действительные члены ILAC из 28 стран подписали соглашение в Вашингтоне.

ILAC стала формальной организацией с уставом, для установления сети соглашений взаимного признания среди органов аккредитации, которые могут выполнять эту цель. ILAC - кульминация 22 лет интенсивной работы.

Соглашение вступило в силу 31 января 2001 года. Оно обеспечивает существенную техническую поддержку международной торговле. Основная идея соглашения - это развитие глобальной сети аккредитованных испытательных и градуировочных лабораторий, которые оценены и признаны компетентными членами ILAC - участниками соглашения. Подписавшие уставные документы, в свою очередь, должны проверяться и показывать, что их компетентность соответствует критериям ILAC. Теперь, когда соглашение ILAC работает, правительства могут воспользоваться преимуществом этого, чтобы далее развивать торговые союзы.

До появления соглашения ILAC, не имелось никакого многостороннего соглашения взаимного признания в лабораторной аккредитации. Это было помеха для некоторых типов международной торговли, особенно касаемо тех изделий, которые были должны подвергнуться повторному испытанию или заново откалиброваны при импорте из других стран.

Как часть глобального подхода, ILAC также обеспечивает советами и помощью странам, которые находятся в процессе разработки их собственных систем лабораторных аккредитации. Эти системы разработки способны участвовать в ILAC как члены ассоциации, и обращаться к ресурсам ILAC.

Вместе с ILAC, отельные регионы также установили их собственные ассоциации аккредитации, особенно в Европе (EA) и Азиатско-Тихоокеанском регионе (APLAC). Эти региональные сотрудничества работают совместно с ILAC и представлены в сети управления ILAC. ILAC поощряет развитие таких региональных сотрудничеств и в других частях земного шара.

Следовательно, ILAC - всемирный основной международный форум для развития действий и процедур по аккредитации лабораторий.

Основные элементы для установления признательности между системами, участвующими в рамках ILAC, перечислены ниже:

1. Обмен информацией относительно развития и работы схемы аккредитации членов ILAC;

2. Участие в работе и принятии решений на Генеральной Ассамблеи ILAC и комитетов, насколько возможно;

3. Участие в международном межлабораторном сравнительном анализе и в профессиональных испытательных программах;

4. Участие в работе экспертных групп ILAC, создаваемых для обсуждения проблем, связанных с испытанием и калибровкой в различных технических отраслях;

5. Оценка новых членов и переоценка уже подписавших уставные документы в соответствии с соглашением проводятся в соответствии с действующими в ILAC и региональными документами по сотрудничеству;

6. Наблюдение за метрологическими институтами новых членов и членов, подписавших уставные документы и их лабораторий, чтобы определить, отвечают ли эти лаборатории требованиям ISO/IEC 17025-1999 (а так же будущим версиям стандарта);

Каждый аккредитируемый участник договора соглашается соблюдать его сроки и условия и процедуры оценки ILAC, и будет:

1. Поддерживать соответствие с ISO/IEC 17011 (и будущими версиями), связанными с ILAC документами, и несколькими, но важными, дополнительные требования;

2. Гарантирует, что все аккредитованные лаборатории соответствуют ISO/IEC 17025 (и будущим версиям) и связанными с ILAC руководствами и политикой.

В настоящее время, Европейская организация по аккредитации (EA) и Азиатско-Тихоокеанская организация по аккредитации (APLAC) - единственные признанные ILAC региональные организации с приемлемым уровнем взаимного признания (MRAs) и оценочными процедурами. Взаимное признание Межамериканской организации по аккредитации (IAAC) в настоящее время оценивается ILAC с целью признания, в то время как Южно-Африканский комитет развития по аккредитации (SADCA) только разрабатывает процедуры до запроса о признании и одобрении ILAC. Другие регионы находятся в зачаточном состоянии, кроме одного,- Центрально-Азиатского сообщества по метрологической аккредитации и качеству (CAC-MAS-Q), недавно присоединившемуся к ILAC. Страны, которым нельзя присоединяться к признанному региону, могут обращаться непосредственно к ILAC для оценки и признания.

Семь Комитетов помогают в развитии работы ILAC: Комитет по аккредитации; Комитет по соглашению; лабораторный Комитет; Комитет по связям и развитию; исполнительный Комитет; совместный Комитет поддержки и развития; Комитет по финансам и аудиту.

Комитет по соглашению - отвечает за согласованное выполнение и непрерывное уточнение соглашения ILAC.

Комитет по аккредитации - отвечает за согласование и уточнение практики аккредитации на международном уровне. Он вовлечен в исследование технических проблем, связанных с аккредитацией, и развитием технической документации, связанной с работой ILAC'S.

Лабораторный Комитет - обеспечивает средства взаимодействия и обмена идеями между ILAC и лабораторным содружеством.

Комитет по связям и развитию - отвечает за внутренний и внешний маркетинг и проблемы связи. Он вовлечен в продвижение целей ILAC и публикации документов ILAC, информационных бюллетеней и другой информации.

Исполнительный Комитет - отвечает за повседневное управление и обеспечивает дальнейшее развитие и работу соглашения.

Совместный комитет поддержки и развития - отвечает за представление интересов развивающихся стран и работает совместно с Международным Форумом Аккредитации (IAF).

Комитет по финансам и аудиту - отвечает за наблюдение за финансовой и отчетной деятельностью ILAC. Делает аудит и проверяет финансы ILAC и дает рекомендации относительно финансовых вопросов исполнительному комитету и Генеральной Ассамблеи.

Рис. 4 Структура ILAC

Использованная литература

1. Международные стандарты ИСО 9000:2000; ИСО 9001:2000, ИСО 9004:2000; ИСО 19011:2002.

2. Методические материалы ИСО/ТК 176 №484

3. В.В. Окрепилов Управление Качеством - М: Экономика, 1998.

4. Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; Под ред. Доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 1998.

5. Кабаков Ю. Построение системы менеджмента организации: 1 система, 2 слоя, 3 шага, 5 граней, 8 принципов...// Стандарты и качество.-2006.-№4.

6. Воронин Г.П. 75 лет Госсандарту России: Большой путь, ясные перспективы // Стандарты и качество.-2000.-№9.

Интернет ресурсы

7. http://www.vniis.ru - Официальный сайт Всероссийского Научно-Исследовательского Института Сертификации Госстандарта России.

8. http://www.ilac.org - Официальный сайт Международной организация по аккредитации испытательных лабораторий.

9. http://www.nesq.ru - Официальный сайт Национального экспертного совета по качеству и безопасности продукции и услуг.

10. http://www.gost.ru - Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека