Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Управление качеством продукции и стандарты качества

Управление качеством продукции и стандарты качества

20

Управление качеством продукции и стандарты качества

1. Управление качеством

Работа по обеспечению качества продукции осуществляется в рамках действующей па предприятии системы качества. В большинстве случаев при заключении внешнеэкономических контрактов оговариваются требования наличия и документированного оформления положений системы качества у поставщика, а также право ее контроля в любое время потребителем или третьей стороной.

Наличие у поставщика сертификационной системы качества, основанной на применении международных стандартов, - залог обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара и успеха в конкурентной борьбе.

20

Рисунок 1. Типичные этапы жизненного цикла продукции

Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение определенной политики в области качества. Она разрабатывается с учетом ориентации на потребителя, конкретного продукта, охвата всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества», рисунок 1), сочетания обеспечения управления и улучшения качества, предупреждения проблем.

Система качества должна:

- обеспечивать управление качеством на всех этапах жизненного никла продукции;

- обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятия;

- устанавливать ответственность на всех этапах управления;

- обеспечивать непрерывность деятельности по качеству с деятельностью снижения затрат;

- обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;

- обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю;

- устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы;

- устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы.

В соответствии с ГОСТом управление качеством продукции - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении или эксплуатации или потреблении путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Управление качеством продукции на отечественных предприятиях осуществлялось в рамках Комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП). КСУКП имела ряд особенностей:

- система являлась объектом организационного проектирования;

- в своей основе она базировалась на разработке технологических карт управления opганизационно-регламентированных стандартов предприятия (СТП);

- система была создана на основе обобщения и анализа передового опыта по управлению качеством продукции;

- в системе четко определялись цели, принципы и функции управления качеством.

КСУКП, внедряемая на предприятиях по четырем стадиям жизненного цикла изделия (проектирование, изготовление, реализация и эксплуатация), предусматривала выполнение следующих функции.

1. Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции.

2. Планирование повышения качества продукции.

3. Аттестация качества продукции.

4. Разработка и постановка продукции на производство.

5. Технологическая подготовка производства.

6. Материально-технологическое обеспечение.

7. Метрологическое обеспечение качества продукции.

8. Подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров.

9. Обеспечение стабильного уровня качества продукции.

10. Организация хранения, транспортировки, эксплуатации, ремонта.

11. Стимулирование повышения качества продукции.

12. Ведомственный контроль качества продукции.

13. Государственный надзор за соблюдением стандартов и ТУ.

14. Правовое обеспечение управления качеством продукции.

Однако более чем двадцатилетний опыт функционирования КСУКП не дал каких-либо значительных результатов. Это объясняется, во-первых, тем, что система была ориентирована только па творческий потенциал управленческого персонала и игнорировались коллективные творческие возможности непосредственных исполни гелей. Создание соответствующих служб управления качеством сформировало мощный стереотип представления о том, что «борьба за качество» есть удел только специализированных служб. Кроме того, система охватывала большое разнообразие функций управления качеством, в то время как в структуре стандартов недостаточно четко были выделены иерархические уровни управления по функциям.

Во-вторых, разработанная на большинстве предприятий нормативная документация (положения, инструкции) была направлена не на стимулы за добросовестную работу и качественную продукцию, а на санкции за недостаточный уровень качества работы. Исследования показали, что соотношение стимулов и санкций составляет 10:90. Это создавало атмосферу подозрительности, неуверенности человека в своих способностях. Неуважение к человеческой личности, се достоинству, порожденное административно-командной системой, так и не привело к желаемым результатам.

В-третьих, создаваемые системы управления качеством продукции на предприятиях были жестко привязаны к условиям производства конкретной продукции и не обладали требуемым свойством гибкости. Смена продукции требует подчас полной замены системы управления ее качеством. Это ведет к большим затратам и, как следствие, побуждает производственников продолжать выпуск устаревшей продукции.

В-четвертых, при создании системы управления качеством на многих предприятиях нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму в этой работе, и, по существу, к отсутствию системы. Основные причины этого - экономическая незаинтересованность предприятий в улучшении качества продукции, внедрение системы управления качества на предприятии излишне административными методами.

При переходе к рыночным отношениям исчезали директивные методы управления, повышалась конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции.

Осознанная необходимость комплексного подхода к управлению качеством, как составной части системы управления предприятием, привета к тому, что в промышленно развитых странах в 60-70-е годы стали разрабатываться стандарты на системы управления качеством. Основные цели данных документов - содействие в развитии стандартизации в мировом масштабе для облегчения товарообмена, взаимная помощь, и, как следствие, - повышение конкурентоспособности и создание базы доверия в отношениях между изготовителем и потребителем.

Координатором работы в этой области является Технический комитет 176 Международной организации по стандартизации (ИСО), который в 1987 году подготовил и опубликовал пять международных стандартов на системы качества, получивших в ИСО индекс 9000. Первый из них, ИСО 9000. представляет собой руководство по выбору и применению стандартов этой серии. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 содержат нормативные требования к системам качества для различных этапов жизненного цикла продукции. Назначение указанных стандартов - быть сравнительными моделями при оценке системы качества производителя в контрактных отношениях, при сертификации или иных ситуациях. Стандарт ИСО 9004 представляет собой руководящие указания, устанавливающие требования к системе качества, и предназначен для использования предприятием-изготовителем при разработке и внедрении системы.

За годы, прошедшие со времени публикации этих стандартов, они получили широкое признание и распространение. Начался процесс их широкого применения при сертификации систем качества. В свою очередь это потребовало выработки определенных правил самой процедуры сертификации, а также требований к экспертам, осуществляющим проверку систем. С этой целью ИСО/ТК 176 подготовил и опубликовал в 1990 году стандарт ИСО 10011. Одновременно с разработкой новых стандартов: ИСО 14000 - система управления окружающей средой. ИСО 18000 - система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, осуществлялся пересмотр основополагающих стандартов, принятых в 1987 году. Пересмотр проводился в два этапа: первый - в 1994 году, второй - в 2000 году.

В соответствии с требованиями рынка при пересмотре стандартов в 1994 году ИСО/ТК 176 ориентировался на достижение следующих целей: обеспечить отражение в стандартах лучшего практического опыта их применения; содействовать применению стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.

Изменения, внесенные в стандарты на первом этане пересмотра, не противоречили основным подходам и структуре стандартов 1987 года. Количество стандартов ИСО серии 9000 значительно расширилось. В 2000-м году принята новая версия стандартов ИСО серии 9000:2000 г. Стандарты новой версии разработаны с учетом использования элементов TQM (всеобщее управление качеством) и международных премий по качеству.

В международных стандартах ИСО серии 9000:2000 включены следующие новые требования:

- ориентация на потребителя;

- необходимость применения законодательных и нормативных требований;

- установление целей, которые могут быть измерены (оценены):

- мониторинг информации, свидетельствующей об удовлетворенности потребителя;

- определение и оценка выделяемых ресурсов для достижения целей;

- определение эффективности подготовки персонала:

- проведение измерений, относящихся к системе, процессам и продукции;

- проведение анализа данных, свидетельствующих о степени выполнения системой менеджмента качества своих функций.

При построении системы управления предприятием используется комплексное понятие качества, включающее качество самого выпускаемого продукта или предоставляемой услуги, качество процессов производства продукта или услуги, а также качество организации управления бизнес-процессами предприятия.

Качество, согласно МС ИСО 9000:2000 - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.

Требования - потребность пли ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Логическая связь понятий контроля качества, управления качеством, обеспечения качества и всеобщею менеджмента качества представлена на рисунке 2.

Менеджмент качества скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

20

Рисунок 2. Взаимосвязь контроля качества, управления качеством, обеспечения качества и всеобщего менеджмента качества

Управление качеством часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Обеспечение качества - часть менеджмента качества, направленная па создание уверенности, что требования к качеству будет выполнены.

Улучшение качества часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

Постоянное улучшение повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.

Система менеджмента качества система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Внедрение эффективной системы управления качеством (Quality Management System - QM-системы) дает предприятию следующие преимущества:

- расширение рынков сбыта;

- наглядность управления процессами;

- снижение затрат и сокращение сроков освоения новых видов продукции, благодаря четкой организации структур и процессов;

- рост коллективизма;

- повышение гибкости перестройки процессов при изменяющихся требованиях и ожиданиях заказчика;

- снижение риска ответственности за продукции.

Последняя редакция Стандарта ИСО 9000:2000 обеспечивает процессно-ориентированный подход к проектированию ОМ-систем.

Проводник Менеджмента Качества (QM-Scont) - программное решение, которое поддерживает процессную модель и помогает предприятиям в процедуре внедрения Стандартов ИСО 9000 и получения сертификата, а также адаптирует уже реализованные процессы к новой редакции Стандартов ИСО 9000:2000.

2. Управление качеством продукции и стандарты качества на РУП «МАЗ»

За эффективное функционирование системы качества на РУП «МАЗ» несет ответственность заместитель генерального директора по качеству - начальник Управления качества - Полномочный представитель руководства по качеству. Он наделен полномочиями для выделения приоритетных направлений в решении проблем в области качества, организации разработки и выполнения мероприятий по качеству специалистами и подразделениями предприятия, контроля деятельности подразделений предприятия в области качества.

Организационная структура Управления качества продукции РУП «МАЗ» представлены на рисунке 1.

20

Рисунок 1. Организационная структура Управления качества продукции РУП «МАЗ»

В рамках существующей системы качества отдел управления качеством отвечает за организацию документов и методик по анализу и управлению качеством продукции, выпускаемой на заводе; координацию работ по обеспечению функционирования и совершенствования системы качества; осуществление контроля состояния системы качества, действующей на заводе и ее эффективности.

Для реализации продукции РУП «МАЗ» необходимо обеспечить ее качество, приемлемую цену, включающую цену обслуживания, и сроки поставки продукции. В условиях рынка потребителей, каковым становится рынок сбыта МАЗов, на их конкурентоспособность все большее влияние оказывает качество продаваемой автотехники. Техническое перевооружение производства и внедрение передовых технологий, тем более в том объеме, в каком может позволить себе осуществить в настоящее время предприятие, к сожалению, решают проблему улучшения качества лишь частично.

Полностью использовать внутренний потенциал завода, с целью улучшения качества выпускаемой продукции и снижению ее себестоимости, призваны системы качества производства автомобилей, автобусов и прицепной техники, разрабатываемые и внедряемые в настоящее время на предприятии и его филиалах «АМАЗ» и «Белавтоприцеп».

Основной целью системы менеджмента качества на основе требований стандартов серии ИСО 9000 (производство автомобилей и автобусов внедряют модель системы обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании в соответствии с СТБ ИСО 9001-96, «Белавтоприцеп» - модель системы обеспечения качества при производстве, монтаже, и обслуживании в соответствии с СТБ ИСО 9002-96, ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002) «Системы менеджмента качества в автомобилестроении») является постоянное совершенствование методов и средств управления предприятием, ориентированных на обеспечение требуемого уровня качества, как основы успеха и развития предприятия.

Основной целью сертификации системы менеджмента качества на РУП «МАЗ» является официальное признание эффективности ее функционирования и соответствия требованиям, установленным, в частности, базовым стандартам серии ИСО 9000.

При этом достигается: повышение имиджа и маркетингового потенциала предприятия, получившего через сертификацию международное признание; облегчение интеграции в международную экономику и доступа к европейскому рынку; возможность успешного участия в международных тендерах на поставку продукции; повышение прибыльности предприятия за счет роста конкурентоспособности и, как следствие, реализация продукции, а также возможности повышения цены на продукцию гарантированного качества, повышенная защищенность от необоснованных претензий и требований о выплате компенсаций; снижение затрат, связанных со страхованием.

Программа, разработки, внедрения, сертификации и дальнейшего совершенствования системы качества модели СТБ ИСО 9001-96 производства автомобилей предусматривает:

- реализацию программы многоуровневого обучения персонала РУП «МАЗ» в области управления качеством;

- реализацию программы информационного обеспечения системы качества производства автомобилей модели СТБ ИСО 9001-96;

- компьютеризацию производств и службы качества предприятия с целью внедрения статистических методов управления качества продукции;

- разработку и внедрение системы повышения личной ответственности персонала РУП «МАЗ» за качество результатов своей деятельности;

- разработка и внедрение методов учета затрат на качество;

- формирование поощрительного фонда РУП «МАЗ» в области качества и учреждение «Премии РУП «МАЗ» в области качества».

Многоуровневое обучение персонала РУП «МАЗ».

В настоящее время, когда большая часть работ по описанию процедур системы качества завершена, реализация программы многоуровневого обучения персонала РУП «МАЗ» требованиям МС ИСО серии 9000 позволит внедрение этих процедур на всех уровнях производства и, что не менее важно, начать формирование в сознании автозаводцев культуры качества, без которой невозможно ощутимое повышение качества выпускаемой продукции.

Обучение в области качества предполагает непрерывный процесс в соответствии со стратегическим курсом предприятия на достижение целей, поставленных перед персоналом в «Политике РУП «МАЗ» в области качества», которые также рассматриваются по мере их достижения. Обучение проводится с привлечением организаций, таких ИНИ ЗАО «Белмашэксперт», БелГИСС, а также силами специалистов Управления системы качества и других подразделений завода, специально обученных для этих целей.

Фонд качества РУП «МАЗ» и учреждение «Премии РУП «МАЗ» в области качества» имеют мало общего с премиальным фондом в общепринятом понимании этих слов, так как основные средства этого фонда будут направлены на поддержание и совершенствование системы менеджмента качества и только при принятии решения об учреждении «Премии качества РУП «МАЗ» и разработке соответствующей процедуры небольшая часть этих средств будет направлена на поощрение персонала, добившегося показательных успехов в области качества».

Фонд качества на РУП «МАЗ», прежде всего, необходим для:

- постоянного субсидирования программ обучения новым требованиям совершенствующейся системы менеджмента качества;

- доплаты внутренним аудиторам по качеству, которых, учитывая размеры и сложность предприятия, необходимо иметь не менее 100 человек (подготовка внутренних аудиторов, присвоение обученному персоналу этого статуса и оценка деятельности аудиторов описана в соответствующей процедуре системы качества);

- доплаты уполномоченным по качеству подразделений РУП «МАЗ», которые согласно «Положению об уполномоченном по качеству структурного подразделения РУП «МАЗ» имеют массу разнообразных функций, в соответствии с которыми успешно организовать работу сможет только дополнительно мотивированный работник, так как, к сожалению, в квалифицированном справочнике Министерства труда РБ такой должности нет, а обязанностей этим работникам, учитывая ужесточающиеся требования систем менеджмента качества, будет только прибавляться;

- пропаганды культуры качества, что предусматривает развитие сети заводского радио, использование возможностей кабельного телевидения МАЗ, газеты «Автозаводец», широкое использование оформительских средств;

- информационного обеспечения службы качества, а именно - обеспечения возможности приобретения всех необходимых для работы периодических изданий, справочников, учебной литературы;

- постоянного обмена опытом по поддержанию и совершенствованию системы качества с передовыми предприятиями Республики Беларусь и за рубежом.

Информационное обеспечение системы менеджмента качества.

В соответствии с подпрограммой Министерства промышленности РБ «Качество в автомобилестроении» совершенствование системы управления качеством должно предусматривать «Создание интегрированной системы, включающей инфраструктуры локальных и глобальных автоматизированных систем как непосредственного, так и удаленного доступа к информационным ресурсам».

В настоящее время сравнительно эффективно используются и развиваются автоматизированные системы управления проектированием (АСУП) с компьютерным центром коллективного пользования, позволяющая решать по мере своего совершенствования все больше и больше конструкторских проблем и несомненно повышающие качество конструкторских разработок. Это такие системы, как ACAD, UNI-GRAPHICS, CATIA.

Но сегодня на РУП «МАЗ» назрела насущная необходимость автоматизации системы обеспечения качества выпускаемой продукции, которая позволит решить многие существующие в настоящее время вопросы организационно-технического плана, такие как:

- контроль функционирования системы качества и оперативное управление качеством;

- контроль исполнительной дисциплины;

- оперативное доведение до подразделений любой информации, включая организационно- распорядительную и контроль ее прохождения;

- обеспечения доступа к международным информационным фондам по вопросам качества в автомобилестроении;

- создание мощной нормативной базы и подключение ее к государственному нормативному банку;

- «безбумажную» организацию работ и т.д., и которая наряду с АСУП не замедлит сказаться на повышении качества выпускаемой продукции.

Программа информационного обеспечения системы качества, к сожалению, не имеет ничего общего с вышесказанным, так как разработана с учетом реалий завода на сегодняшний день и задействует возможности заводского узла, газеты «Автозаводец» и Управления системы качества. Целью программы является общее ознакомление персонала предприятия с требованиями системы качества, внедряемой на заводе и приобщение работников предприятия к культуре качества. Но даже эта программа требует для своей реализации необходимое организационно-техническое обеспечение, а именно: наличие действующих радиоточек во всех подразделениях завода и их надежное функционирование; обеспечение газетой «Автозаводец» всех подразделений РУП «МАЗ»; обеспечение множительной техникой Управления системы качества.

Компьютеризация производств и службы качества предприятия с целью внедрения статистических методов управления качеством продукции.

В настоящее время системы менеджмента качества не имеет перспективы развития и совершенствования без повсеместного внедрения статистических методов управления качеством, а это, в свою очередь, невозможно, без хотя бы минимального оснащения производств и службы качества компьютерной техникой, которая необходима для составления и оперативной обработки баз данных, отражающих качество работы подразделений, а также возможности их наглядного (графического) отображения для последующего анализа со стороны руководства и своевременной разработки корректирующих и предупреждающих действий.

Разработка и внедрение системы повышения личной ответственности персонала РУП «МАЗ» за качество результатов своей деятельности и соблюдение исполнительной дисциплины.

Мощным и объективным фактором, влияющим на доход предприятия является объем продаж, который зависит от конкурентоспособности качества и конкурентоспособности цены продукции, и в современных условиях конкурентной борьбы необходимо обеспечить не только конкурентоспособность качества поставляемой потребителю автотехники, но и конкурентоспособность ее себестоимости, позволяющей получить прибыль из реального дохода.

Главное направление усилий по повышению конкурентоспособности продукции Минского автомобильного завода - сертификация производства в соответствии со стандартом ISO-9000. На заводе разрабатывается комплексная программа для обеспечения соответствия технического уровня, качества и конкурентоспособности всей продукции требованиям МС ISO-9001. Основными требованиями вновь создаваемой системы качества будет являться материальная ответственность за качество выполнения своей работы, приоритет качества перед количеством.

При достаточно развитой инфраструктуре отечественных производителей техники и при правильно выбранной стратегии производства и реализации, продукция Минского автомобильного завода может быть вполне конкурентоспособной.

Сертификация производства и внедрение системы менеджмента качества требует значительных денежных средств. Так, для методологической помощи по приведению системы качества МАЗ к ИСО-9000 был составлен договор с БелГИСом на сумму 3676,3 тыс. руб., а для обучения руководителей, специалистов и служащих системе ИСО-9000 на 3620 тыс. руб. был подписан договор с Белмашэкспертом. Планируется на Минском автомобильном заводе, в связи с дефицитом денежных средств, использовать средства инновационного фонда Министерства промышленности РБ.

Процессы СМК, их владельцы, ответственные исполнители и требования к документации, содержащей описание процессов приведены в таблице 1.

Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с СТБ ИСО 9001 на республиканском унитарном предприятии «Минский автомобильный завод» при проектировании и производстве автотехники является стратегическим решением руководства, направленном на улучшение качества продукции, повышение удовлетворенности потребителей.

Таблица 1. Процессы МСК РУП «МАЗ»

Наименование процесса

Владелец процесса

Документ, описывающий процесс

Анализ со стороны руководства

Генеральный директор ПО «МАЗ»- генеральный директор РУП «МАЗ»

СТП СМК 101-5.6.0

Человеческие ресурсы

Зам. генерального директора РУП «МАЗ» по кадрам, соц. развитию и информационной работе - зам. генерального директора по кадрам

СТП СМК 108-6.2.0

Исследование рынка и связь с потребителями

Маркетинг-директор РУП «МАЗ» - зам. генерального директора ПО «МАЗ»

СТП СМК 107-7.2.0

Проектирование, разработка и подготовка производства

Технический директор РУП «МАЗ» - зам. генерального директора ПО «МАЗ» по развитию

СТП СМК 110-7.3.0

Закупки

Зам. генерального директора РУП «МАЗ» по материально-техническому снабжению

СТП СМК 122-7.4.0

Производство

Директор по производству РУП «МАЗ» - первый зам. генерального директора ПО «МАЗ»

СТП СМК 103-7.5.0

Выпуск и поставка

Зам. маркетинг-директора РУП «МАЗ» по транспорту и сбыту

СТП СМК 121-7.2.3

Действия после поставки продукции (сервис)

Первый зам. маркетинг-директора РУП «МАЗ» по коммерческой работе в Республике Беларусь и странах СНГ

СТП СМК 119-7.5.1

Управление инфраструктурой и производственной средой

Первый зам. технического директора РУП «МАЗ» - главный инженер действующего производства

СТП СМК 106-6.0.0

Мониторинг и измерение продукции

Зам. генерального директора ПО «МАЗ» по качеству - начальник управления качества продукции РУП «МАЗ»

СТП СМК 904-8.2.4

Управление устройствами для мониторинга и измерений

Главный метролог

СТП СМК 207-7.6.0

Внутренние аудиты (проверки)

Зам. генерального директора ПО «МАЗ» по качеству - начальник управления качества продукции РУП «МАЗ»

СТП СМК 904-8.2.2

Проектируемая СМК должна быть составной частью системы менеджмента предприятия, направленной на достижение результатов в соответствии с целями в области качества для удовлетворения потребностей потребителей при проектировании и производстве продукции.

Высшее руководство для внедрения и функционирования СМК осуществляет следующие меры:

- разработку Политики и стратегических целей, соответствующих назначению предприятия;

- демонстрацию на собственном примере приверженности Политике предприятия в области качества;

- доведение до сведения персонала направления деятельности предприятия, ценностей, связанных с качеством и СМК;

- определение процессов жизненного цикла продукции, добавляющих ценность в интересах предприятия;

- обеспечение организационной структуры и ресурсов, необходимых для разработки, внедрения и совершенствования СМК.

Первый шаг в построении новой СМК - формулирование Политика высшего руководства в области качества.

Он сделан: 31 мая 2003 года введена в действие Политика высшего руководства в области качества РУП «МАЗ» и доведена до сведения персонала.

На основании Политики в области качества были сформулированы цели и задачи предприятия в области качества.

Анализ действующей системы качества на РУП «МАЗ» позволяет выделить следующие положительные моменты:

- подтверждается наличие на предприятии разработанной документированной и внедренной системы качества;

- система качества поддерживается в рабочем состоянии;

- ведется обучение высшего звена управления, руководителей, специалистов и менеджеров менеджменту качества.

Отрицательные моменты:

- выполнение требований действующих стандартов и инструкций СМК во многих подразделениях носит формальный характер;

- планирование и проведение корректирующих действий зачастую происходит без решения существа проблемы;

- не налажен учет затрат на качество;

- не выписываются журналы и книги по качеству;

- не определены критерии и методы для обеспечения эффективности процессов СМК (что предусмотрено требованиями ИСО 9000-2000);

- постоянное увеличение штатных работников Управления качеством продукции не является залогом эффективного функционирования СМК и выпуска высококачественной продукции;

- построение системы менеджмента качества не увязывается с вопросами автоматизации управленческой деятельности предприятия;

- на предприятии не создана среда, благоприятная для стимулирования у работников стремления постоянно улучшать свою работу;

- знание, понимание и поддержание в рабочем состоянии СМК - задача не только руководителей, специалистов и служащих Управления качества продукции, а всех работников предприятия.

Список использованных источников

Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие. - Мн.: ФУАинформ, 2001. - 528 с.

Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции. - М.: Новое знание, 2004. - 367 с.

Оперативное регулирование производства: учебно-методическое пособие / Шинкевич Н.В., Карпилович Ю.В. - Мн.: Изд-во МИУ, 2003.

Организация производства на предприятии; Учеб.-метод. комплекс. Н.В. Шинукевич, Е.А. Зубелик, Ю.В. Карпилович. - Мн.: Издательство МИУ, 2004. - 151 с.

Синица Л.М. Организация производства: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2- изд., перераб и доп. - Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. - 521 с.

Система менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000:2000. Рекомендации по применению и построению систем менеджмента качества. Часть 1. Под общей редакцией В.Н. Корешкова. - Мн., 2001.

ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002) «Системы менеджмента качества в автомобилестроении».






Информация 







© Центральная Научная Библиотека