Занятость населения в России и проблемы её регулирования в рыночном хозяйстве
Занятость населения в России и проблемы её регулирования в рыночном хозяйстве
37 ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра государственного, муниципального икорпоративного управленияКурсовая работана тему:«Занятость населения в России и проблемы её регулирования в рыночном хозяйстве».Выполнила:Сидорова А.Ю.студентка группы К-2-5,Научный руководитель: Доцент, Чупрякова Л. М.Москва, 2004 г. Содержание: Введение……………………………………………………………………………...…….….3 1. Понятие занятости населения……………………………………………………..5 1.1 Проблемы занятости…………………………………………….………...……….8 2. Проблемы регулирования безработицы……………………………...…………10 2.1. Показатели и типы безработицы…………………………………..…………..10 2.2 . Причины возникновения безработицы …………………………….……….17 2.3. Методы борьбы с безработицей …………………………………...….………19 3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России……………………………….……………………..…………………….………...20 4. Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости……………………………………………………………….…..…..….……..25 Заключение………………………………………………………………….…..…………..31 Приложение………………………………………………………………….…...…………32 Список используемой литературы……………………………………...…………...37 ВведениеМоя курсовая работа будет посвящена одной из важнейших экономических проблем, проблеме занятости населения и сокращения безработицы. В данной работе я рассмотрю сложившуюся ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрою само понятие занятости, рассмотрю типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также обозначу роль государства в решении этого вопроса.Приоритетной задачей на период 2004 - 2007 годов, поставленной перед Правительством РФ Президентом В.В. Путиным, является борьба с бедностью. Из локальной проблемы в начале 90-х нищита выросла в глобальную, объективно став тормозом развития экономики. Медлить с ее решением больше нельзя. Проблема чрезвычайно сложна, многолика и многослойна. Важно понимать, что адресная помощь число бедных не сократит. Тут на первый план, на мой взгляд, встает вопрос занятости населения и сокращения безработицы. Важнее вытолкнуть вверх тех, кто стоит на границе между бедными и средними. На Западе это называют моделью «приливной волны» - ее реализовал Д. Кеннеди. В.В. Путин имеет в виду именно это: сокращение бедности через развитие экономики.Президент заявил, что в стране должна быть конкурентноспособная рабочая сила. Но у нас очень мало людей, готовых много и эффективно работать за кусок хлеба и примитивную одежду. У нас ведь был достаточно высокий стандарт жизни, люди пока это не забыли. Немцы говорят: мы не хотим иметь на своих заводах плохих рабочих. Мы готовы платить остальным пособие, но на завод возьмем только лучших. Возможно, нам придется делать нечто подобное: хорошо платить за квалифицированный труд, переведя значительную часть населения на социальные пособия.Тема занятости населения, сокращения безработицы и, как следствие, борьба с бедностью на сегодня имеет обвальный интерес у всех четырех ветвейвласти. Меня эта проблема тоже очень заинтересовала. Ведь это моя страна, в которой мне предстоит учиться и работать. И я хотела бы жить в экономически развитой, богатой державе, где было бы гораздо меньше обездоленных.1. Понятие занятости населенияС проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности связана не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.Содержание понятия «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов. Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения : с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. 2. Ответственность государства за реализацию права граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить. Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым, которое для нее органично. Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода. Эта концепция занятости гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства, чем к принципам административно-государственной экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы трудовой деятельности - работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами. Во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Значение таких форм организация труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики. Подобная концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории. Но следует не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. 1.1. Проблемы занятости населения Проблема занятости населения -- это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Различают: · рынок труда молодежи. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. · рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения. · рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей. Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени. Под гибкими формами занятости понимаются: · занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах. Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность. · занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником; · самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи. 2. Проблемы регулирования безра-ботицы 2.1.Показатели и типы безработицы На мой взгляд, безработица оказывает определеннле негативное воздействие на каждого человека. Ведь потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Также она влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и ,соответственно, выпущенная продукция. Она мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения ВНП. Нельзя также сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, и высоким уровнем безработицы. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.Но следует также сказать, что как и любое экономическое явление, безработица не может рассматриваться односторонне. Она может быть и злом, и благом - все зависит от меры данного явления и конкретных обстоятельств. С экономической точки зрения, если безработица умеренная, то она представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который всегда можно задействовать; с психологической точки зрения умеренная безработица повышает дисциплину труда; с демографической точки зрения умеренная безработица может содействовать оптимизации структуры занятости по половозрастному признаку. Поэтому можно сделать вывод, что умеренная безработица является благом. Безработица, по определению Международной организации труда, это «наличие в стране контигента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период» Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. с. 448 . По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Следует иметь ввиду то, что безработица является естественной и неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Для ее характеристики обычно используют два основных показателя, ??????? ????? показать ??????????? ??????? ????????????? ?????????-????? ?? ????? ?????: · Уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения;· Продолжительность безработицы - промежуток времени, в течении которого лицо не имеет работы.Для решения проблемы безработицы существенно важно определить тип безработицы и ее действительные размеры.Существует множество классификаций безработицы. Это разнообразие объясняется неодинаковостью подходов к исследованию безработицы. Например, при исследовании причин безработицы может использоваться одна классификация, а при выявлении методов ее сокращения - другая. Я хочу остановиться на некоторых основных ее типах и разобраться в них более подробно.Фрикционная безработица ???????? ????????? ??????, ????????? ? ????????? ??????? ????, ????? ??????????. ????? ??-???????? ??????? ???? ?????-?? ????? ????????? ????????? ? ???-?????, ??????????? ?? ??-??? ??????? ?????.Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в каждый определенный момент часть работников оказывается в положении, когда они уже оставили прежнюю работу, но еще не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие - впервые ищут работу, третьи - закончили сезонную работу. Часть людей, ищущих подходящую работу, трудоустраивается, другие - временно оставляют работу, но, в целом, этот тип безработицы остается. В таком случае рынок труда функционирует неповоротливо, пытаясь привести в соответствие количество и качество работников и имеющихся рабочих мест. Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной, так как многие работники, добровольно оставшиеся без работы, переходят с низкооплачиваемой, малоэффективной на более высокооплачиваемую и продуктивную работу, а это, в свою очередь, означает повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение ресурсов для труда. По существу фрикционная безработица является добровольной, а возникающая при этом временная незанятость гражданина не носит принудительного характера. В промышленно развитых странах фрикционной безработицы охвачено 2-3 % экономически активного населения. Фрикционная безработица считается неизбежной, так как обусловлена естественным ходом жизни.Высокий уровень фрикционной безработицы указывает на высокую эффективность функционирования рынка труда, хотя, надо заметить, от большой текучести кадров в целом национальная экономика может нести большие убытки, в частности, в форме огромных потерь рабочего времени из-за временной незанятости трудовых ресурсов.Содержание фрикционной безработицы определяет методы государственных служб к ее снижению. Это прежде всего совершенствование информации о занятости, а также устранение причин нежелательных перемещений рабочей силы.Структурнаная безработица является следствием несоответствия между свободными определенными рабочими местами и специально подготовленной рабочей силой, желающей получить работу. Этот тип безработицы является следствием структурных изменений в национальной экономике. Так как в стране создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотрудников может быть высвобождена. Высвобождаемые кадры не сразу могут решить свои проблемы на рынке труда, и некоторые их них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых профессий, в результате чего структура предложений труда не отвечает структуре рабочих мест и оказывается, что у некоторых работников нет таких навыков, которые нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. В этой ситуации инициатором увольнения выступает работодатель. В качестве примера можно привести повсеместное внедрение персональной электронной техники, вычислительных машин, которые заменили и высвободили большое количество младшего обслуживающего персонала из состава машинисток, счетоводов, делопроизводителей и некоторых других профессий. Характерные особенности: в отличии от фрикционной она затрагивает работников, на которых оказали влияния технологические сдвиги, упадок традиционных отраслей экономики; этот тип безработицы носит долговременный характер. Проблема структурной безработицы должна постоянно находиться в центре внимания социально-экономической политики государства и прежде всего тех институтов, которые напрямую задействованы на рынке труда и имеют непосредственное отношение к осуществляемым структурным изменениям. Необходимо принимать определенные меры по ее ограничению. Это программы развития определенных сфер экономической деятельности в стране и регионах, а также в области переквалификации рабочей силы; перемещение безработных из депрессивных регионов страны; предоставление рабочих мест в государственном секторе экономики. Совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет, по мнению большинства экономистов, уровень естественной безработицы. Фрикционная безработица есть результат динамичности рынка труда, а структурная - возникает из-за территориального или профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Таким образом, уровень естественной безработицы - есть тот общественно минимальный уровень, ниже которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной занятости. При этом полная занятость понимается не как поголовная, а как занятость, не исключающая определенный естественный уровень безработицы. Сезонная безработица - результат колебаний на труд из - за сезонных изменений в производстве и занятости. Она порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.?????????ая ??????????а возникает вследствии неспособности спроса в национальной экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. Она является результатом недостатка рабочих мест в целом в экономике страны из - за снижения темпов экономического роста.Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10 процентов и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы. Отсутствие циклической безработицы в стране определяет естественный уровень безработицы.Для борьбы с циклической безработицей требуется разработка и реализация государственных программ, способствующих стабилизации в развитии национальной экономики и повышению совокупного спроса на рабочие места. Также, исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в отпуска. Существует еще так называемая безработица по обследованию - «оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения» Современный экономический словарь. - 3 - е изд.., - М.: ИНФРА - М, 2003. с. 27. В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. Численность при этом определяется службой занятости за определенных период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.????? ??????? ???????????, как я уже отмечала раньше, ???????? ??????????? ?????? ???????? ?????????. ??????? ?????? ????????? - ???????, ?? ??-????????? ? ????? ????????? ?????????. ? ?? ?? ????? ??????? «?????? ?????????» ?? ????-???? ??????? ?????????? ???????????. ?????????? ??????? ??????????? ? ??????????? ??????????? ??-???????? ??????????, ?????????????, ???-???? ??????????? ??? ?????? ????????? ????? ????? ??????? ??????????? ? ??????????? ???????????. ??????? ???????, ??????? ??????????? ??? ?????? ????????? ??????????? ? ??? ??????, ????? ??????????? ??????????? ????? ????. ??????? ??????????? ??? ?????? ????????? ?????????? ????-???????? ??????? ???????????. 2.2. Причины возникновения безработицыВообще, а????? ?????? ??????????? ???? ?????? ????????????? ?????. ???? ?? ????? ?????? ?????????? ???? ? ????? ??????????? ??????????-?????????? ?. ???????? (????? XVIII ???? ) “???? ? ??-???? ???????????????”. ??????? ???????, ??? ??????????? ???????? ??????????????? ???????, ? ?????????? ??????? ????? ????? ????-??????????? ????????? ????? ????? ????????????. ???????? ????????? ?????????? ??????????? ?. ????? ? “????????” (?????? ???????? XIX ????). ?? ???????, ??? ? ??????????? ?????????? ???-??? ????? ? ????????? ??????? ????????????, ?????-??????? ?? ?????? ??-???????. ??? ???????? ? ?????????????? ??-???????? ?????? ?? ???? ?? ?????? ?????????? ????????, ? ? ???? ??????? ??????? ???????????. ????? ???????? ? ?????? ???????, ? ?????????, ??????????? ?????-??? ????????? ?????????, ??? ?????? ?? ?????????? ????????? ???????? ????????? ?????????.??????? ?????? ? ?????????? ?????? ??????????? ? ???, ??? ?? ????-?????? ?????????? ?????? ?????????, ??????????????? ???-?????????? ??-???????????? ? ?? ???????????? ???????????? - ???????????. ????? ????-???, ??? ?? ???? ????? ????????????? ??-??????? ? ???????? ???????? ??-??????? ? ??????????? ????????? ?? ???? ????? ????????????, ???????????? ??? ????? ???????????? ? ??????????. ????? ??? ???????????? ? ???????-??? ?????????? ????? ???????????? ??????? ??? ??????????? ????????-???? ??????, ???????????????? ? ???????????????. ??????? ???????????-????? ?????? ????? ??????? ?????????? ???????, ?, ??? ?????????, ?????? ????? ?? ??????????. ??? ??????? ???????? ? ?????????????? ???-?????-???? ?? ?????? ? ???? ????? ????????????, ??? ???????? ? ???-????????. К причинам возникновения безработицы относятся:· высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец Поведение покупателя на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.· Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.· Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы. В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель не желает ее приобретать. Это бродяги, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п 2.3. Методы борьбы с безработицейНесмотря на внутреннюю связь безработицы с рыночной системой хозяйствования, государство принимает и все более совершенствует методы борьбы по снижению безработицы и вызываемых ею потерь.Пигу и его последователи в качестве главного метода борьбы с безработицей рассматривали снижение заработной платы.Кейсианские методы борьбы с безработицей состояли в увеличении бюджетных расходов на организацию общественных работ. В стратегическом аспекте они сводились к реализации мер, способных оживить спрос.Сторонники монитаристкой теории главным методом решения всех проблем считали снижение инфляции за счет резкого сокращения государственных расходов, социальных выплат. Наблюдая за соотношением величин безработицы и инфляции, британский экономист А.У. Филипс установил (1958г), что между уровнем безработицы в стране и темпами роста цен наблюдается обратно пропорциональная зависимость. На графике связь уровня безработицы и темпов инфляции изображается в виде кривой Филипса (см. График 1 в приложении). Кривая Филипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции. Приходится, однако, отмечать, что попытки государственного регулирования экономики, опирающиеся на кривую Филипса, как показал опыт второй половины XX века, не всегда ведут к успеху. Часто оказывается, что увеличение безработицы сопровождается снижением роста цен лишь в кратких пределах времени. В долгосрочной перспективе последствия могут быть иными. 3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России Численность экономически активного населения к концу 2003 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2003 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях. Общая численность безработных (согласно определению, указанному в методологии МОТ), по состоянию на конец 2003 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных. Ниже на рисунке представлена динамика численности безработных в процентах к экономически активному населению с января 1998 г. по декабрь 2003 г. Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО В целом можно сказать, что в 2003 г. сохранилась тенденция роста доли официально зарегистрированного в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2000 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности безработных в процентах к экономически активному населению прекратилась и в 2003 г. наблюдалась стабилизация данного показателя на уровне 8,5%. Одним из наиболее наглядных показателей для анализа ситуации, сложившейся на рынке труда является коэффициент напряженности (количество человек на 1 вакантное место), представленный на рис. 2. Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО Как видно из рисунка, динамика значений коэффициента напряженности носит цикличный характер и, начиная с 2001 г., самые низкие значения приходятся на период с июля по октябрь, причем с каждым годом минимальный уровень находится выше минимума предыдущего года, а в 2003 г. в октябре произошло даже повышение значения коэффициента. Анализируя ситуацию в области занятости, сложившейся в 2003 г., можно сделать вывод о том, что тенденция по сокращению доли безработных в общей численности экономически активного населения, намеченная в предыдущие два года, фактически прекратилась. На мой взгляд, это в большей степени обусловлено тем, что после кризиса 1998 г. последовала волна увольнений, после чего в течение ряда лет происходила коррекция, которая, судя по всему, прекратилась в 2003 г. Одновременно нарастает напряженность на рынке труда, вызванная описанными выше процессами. Однако если общая численность безработных снижалась в предыдущие годы, то коэффициент напряженности на рынке труда уже начиная с середины 2001 г. сигнализировал о том, что происходит нарастание угрозы роста безработицы. Данный фактор проявился только в 2003 г. Таким образом, нельзя исключать того, что в 2004 г. ситуация в области занятости и безработицы не улучшится. В целом, следует говорить о том, что нельзя медлить с принятием кардинальных мер по стимулирования занятости. Ситуация на рынках труда в разных субъектах Российской Федерации различна. Допустим, если рассматривать ситуацию за период с 2003 по январь 2004 года по численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, то можно наблюдать совершенно разную картину. В каких-то округах происходит увеличение числа не занятых трудовой деятельностью граждан, а в других наоборот уменьшение. (См. Таблицу 1 в приложении). Так значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся в настоящее время по уровню безряботицы на отдельных территориях Российской Федерации. Так, наприиер, если к апрелю 2003 года высокие показатели уровня безработицы (свыше 10.0%) наблюдались в Республике Ингушетия и Корякском автономном округе, то в Оренбургской, Липецкой, Тверской областях, в г.Москве и г.Санкт-Петербурге этот же показатель равен 0.7%-0.8%. ( См. Диаграмму 1 в приложении). При этом, как показывает практика, возможности государства по снижению отмеченной дифференциации довольно ограничены. В условиях низких доходов населения и недостаточно развитого рынка жилья основными инструментами снижения безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда может являться механизм привлечения инвестиций в те регионы, где ощущается большая потребность в создании новых рабочих мест, развитии новых форм занятости населения. К таким регионам, с напряженной ситуацией на рынке труда, которые определил Минтруд России, относятся: республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Агинский Бурятский и Коми-Пермяцкий автономные округа, Тамбовская область. А также 5 территорий, в которых сложилась неблагоприятная ситуация на рынке труда, пограничная с напряженной - республики Алтай, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край и Астраханская область. ( См. Диаграмму 2 в приложении) Прогноз ситуации на рынке труда на 2004 - 2005 год В 2004 году положительный прирост населения трудоспособного возраста уменьшится до 366 тыс. человек, по сравнению с предыдущим годом, а начиная с 2007 года начнется абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте; миграционный прирост населения, главным образом из стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии) составит около 450 тыс. человек, из которых более половины придется на лиц трудоспособного возраста. Ожидается, что иностранная рабочая сила в целом не окажет существенного влияния на ситуацию на российском рынке труда. Вместе с тем, в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока, а также центральных районах страны и на Северном Кавказе, где отмечается значительное количество нелегальных трудовых мигрантов, ситуация может осложниться. По прогнозу Госкомстата России, в 2004 - 2005 годах продолжится отток населения из северных и восточных районов страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами, прежде всего из районов Сибири и Дальнего Востока в размере 202 тыс. человек. В то же время миграционный прирост населения в 433 тыс. человек будет отмечаться в Центральном федеральном округе, что осложнит ситуацию на региональном рынке труда. По прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовая численность занятых в экономике увеличится с 65,2 млн. человек в 2002 году до 65,5 млн. человек в 2004 году и 66,0 млн. человек в 2005 году. При этом сохранится тенденция роста численности занятых в материальном производстве с 45,0 млн. человек в 2002 году до 45,5 млн. человек в 2005 году в основном за счет отраслей промышленности (машиностроения и металлообработки, химической и нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, оборонно-промышленного комплекса), торговли и общественного питания, при сохранении практически неизменной доли занятых в материальном производстве в общей численности занятых в экономике. Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы будет расти незначительно с 20,2 млн. человек в 2002 году до 20,5 млн. человек в 2005 году. Изменения произойдут в структуре занятости населения по секторам экономики различных форм собственности. Так, численность занятых в частном секторе негосударственной формы собственности увеличится с 30,4 млн. человек в 2002 году до 31 млн. человек в 2005 году. В государственном секторе экономики прирост занятых составит лишь 100 тыс. человек и численность занятых здесь не превысит 24,7 млн. человек. С учетом отмеченных демографических факторов общая среднегодовая численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ (в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России), возрастет в рассматриваемый период с 6,5 млн. человек (9,1% от экономически активного населения) до 7,0 млн. человек в 2004 году и 6,9 млн. человек в 2005 (9,5% от экономически активного населения). Среднегодовая численность зарегистрированных безработных увеличится с 1,2 млн. человек в 2002 году до 1,4 млн. человек в 2004 и 1,3 млн. человек в 2005 году, а доля регистрируемой безработицы в общей численности безработных, определяемых по методологии МОТ, возрастет с 18,5% до 18,8% соответственно. С учетом рассмотренных выше факторов Минтруд России считает, что реальная численность безработных может быть выше, чем прогнозирует Минэкономразвития России (См. Таблицу 2 в приложении). 4. Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002-2004 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важшейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально - экономическим развитием общества» Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. с. 469, особое значение приобретают вопросы: · сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан; · безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике; · создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте. Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи - созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице. В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ. При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2002-2004 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке. Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда. Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия: - в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели; - рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости); - досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года. - создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.
Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как: o создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных; Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный. o создание условий со стороны государства для самозанятости населения. В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др. o обучение, переобучение и повышение квалификации кадров. o поощрение территориальной мобильности рабочей силы. Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы. o регулирование международных потоков рабочей силы. В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести: o осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством; o создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы; o содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эф-фект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест. Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников. Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице. Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития» Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2002. с. 73. Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан. Но в сравнительном анализе за 2001 - 2002 года наблюдается снижение государственного участия в данном вопросе (См. таблицу 3 в приложении). Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне. На мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства. Заключение Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу. Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилорования безработных и многие другие меры. Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества. Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны. Приложение Таблица 1. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости. По данным Министерства труда России на конец месяца, тыс.человек |
| Численность не занятых трудовой деятельностью граждан | Из них безработных | | | | всего | в том числе безработных, которым назначено пособие по безработице | | | январь 2004г. | справочно | январь 2004г. | справочно | январь 2004г. | справочно | | | | январь 2003г. | декабрь 2003г. | | январь 2003г. | декабрь 2003г. | | январь 2003г. | декабрь 2003г. | | Российская Федерация | 1859,7 | 1791,4 | 1823,1 | 1639,6 | 1550,2 | 1638,9 | 1286,7 | 1340,0 | 1304,9 | | Центральный федеральный округ | 288,5 | 298,7 | 286,9 | 226,7 | 234,4 | 231,4 | 199,9 | 211,2 | 205,3 | | Белгородская область | 10,8 | 9,8 | 10,7 | 9,5 | 8,5 | 9,8 | 8,3 | 7,5 | 8,8 | | Брянская область | 13,8 | 14,7 | 13,2 | 13,1 | 14,0 | 12,9 | 11,6 | 12,7 | 11,5 | | Владимирская область | 19,6 | 21,0 | 19,5 | 18,4 | 19,6 | 18,7 | 16,4 | 18,0 | 16,6 | | Воронежская область | 27,7 | 23,3 | 27,4 | 24,8 | 19,3 | 26,3 | 24,2 | 18,3 | 25,4 | | Ивановская область | 11,7 | 12,0 | 11,5 | 10,8 | 11,2 | 10,8 | 9,9 | 10,3 | 10,0 | | Калужская область | 4,7 | 5,8 | 4,4 | 4,2 | 5,1 | 4,1 | 3,9 | 4,9 | 3,9 | | Костромская область | 5,5 | 6,3 | 5,3 | 5,0 | 5,8 | 5,1 | 4,2 | 5,1 | 4,5 | | Курская область | 10,1 | 10,5 | 10,1 | 9,8 | 10,1 | 10,0 | 8,0 | 8,9 | 8,3 | | Липецкая область | 5,0 | 5,1 | 5,0 | 4,2 | 4,2 | 4,3 | 3,6 | 3,7 | 3,8 | | Московская область | 44,9 | 49,8 | 44,7 | 35,2 | 38,4 | 36,1 | 30,1 | 34,2 | 31,0 | | Орловская область | 7,5 | 7,2 | 7,0 | 7,1 | 6,6 | 6,9 | 6,4 | 6,0 | 6,2 | | Рязанская область | 7,5 | 9,5 | 7,4 | 5,9 | 6,1 | 6,0 | 5,1 | 5,4 | 5,2 | | Смоленская область | 6,0 | 6,5 | 5,5 | 4,7 | 4,9 | 4,6 | 4,2 | 4,6 | 4,2 | | Тамбовская область | 15,2 | 17,2 | 14,7 | 14,0 | 16,1 | 13,8 | 11,8 | 14,2 | 11,9 | | Тверская область | 6,3 | 7,3 | 6,2 | 5,4 | 6,3 | 5,6 | 5,0 | 5,5 | 4,8 | | Тульская область | 12,4 | 11,2 | 12,2 | 10,5 | 9,9 | 10,8 | 9,1 | 9,0 | 9,6 | | Ярославская область | 13,1 | 13,3 | 13,3 | 11,5 | 11,4 | 12,0 | 10,9 | 11,0 | 11,3 | | г.Москва | 66,9 | | 68,8 | 32,6 | 36,8 | 33,6 | 27,3 | 32,1 | 28,3 | | Северо-Западный федеральный округ | 170,0 | 194,7 | 170,3 | 129,5 | 145,6 | 131,9 | 108,3 | 128,9 | 111,5 | | Республика Карелия | 13,1 | 12,9 | 12,6 | 12,1 | 11,7 | 12,1 | 11,0 | 11,0 | 11,1 | | Республика Коми | 17,0 | 17,4 | 16,5 | 15,7 | 16,2 | 15,8 | 13,3 | 14,0 | 13,6 | | Архангельская область | 18,3 | 21,1 | 18,9 | 17,0 | 19,8 | 17,9 | 13,6 | 16,9 | 14,4 | | в том числе Ненецкий авт.округ | 1,1 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | | Вологодская область | 12,6 | 15,3 | 12,8 | 11,8 | 14,7 | 12,3 | 9,8 | 13,1 | 10,3 | | Калининградская область | 11,0 | 12,0 | 10,5 | 8,6 | 9,8 | 8,6 | 7,3 | 8,8 | 7,5 | | Ленинградская область | 11,2 | 15,4 | 10,6 | 9,5 | 13,2 | 9,3 | 8,1 | 12,0 | 8,0 | | Мурманская область | 23,6 | 24,5 | 23,2 | 22,5 | 23,3 | 22,9 | 18,2 | 20,1 | 18,8 | | Новгородская область | 5,1 | 5,5 | 5,0 | 4,7 | 5,1 | 4,8 | 4,1 | 4,8 | 4,2 | | Псковская область | 9,8 | 10,5 | 9,2 | 9,2 | 10,0 | 9,0 | 7,8 | 9,0 | 7,8 | | г.Санкт-Петербург | 48,4 | 60,0 | 51,1 | 18,4 | 21,9 | 19,3 | 15,1 | 19,2 | 15,6 | | Южный федеральный округ | 553,6 | 421,3 | 542,1 | 527,0 | 392,1 | 521,9 | 328,3 | 307,5 | 331,4 | | Республика Адыгея | 8,1 | 6,5 | 7,6 | 7,8 | 6,2 | 7,5 | 6,0 | 5,2 | 5,8 | | Республика Дагестан | 56,8 | 54,9 | 54,9 | 54,9 | 53,4 | 54,1 | 44,3 | 42,5 | 43,7 | | Республика Ингушетия | 26,6 | 24,2 | 26,9 | 23,7 | 21,5 | 24,4 | 22,3 | 20,0 | 23,1 | | Кабардино-Балкарская Республика | 21,3 | 13,5 | 20,6 | 20,1 | 12,6 | 19,7 | 17,4 | 9,7 | 16,4 | | Республика Калмыкия | 5,1 | 4,6 | 4,7 | 4,8 | 4,4 | 4,6 | 4,6 | 4,4 | 4,2 | | Карачаево-Черкесская Республика | 2,8 | 3,0 | 2,8 | 2,7 | 2,6 | 2,7 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | | Республика Северная Осетия-Алания | 5,5 | 6,2 | 5,3 | 4,4 | 4,7 | 4,5 | 4,1 | 4,1 | 4,1 | | Чеченская Республика | 333,6 | 211,8 | 330,0 | 324,1 | 200,3 | 321,0 | 153,3 | 140,9 | 157,5 | | Краснодарский край | 17,9 | 21,8 | 17,4 | 16,6 | 20,3 | 16,8 | 14,6 | 18,0 | 14,9 | | Ставропольский край | 15,5 | 14,1 | 14,5 | 14,0 | 12,8 | 13,9 | 12,0 | 11,5 | 12,0 | | Астраханская область | 12,3 | 12,6 | 11,6 | 11,6 | 11,8 | 10,6 | 11,0 | 11,1 | 9,9 | | Волгоградская область | 18,1 | 21,1 | 17,8 | 16,3 | 18,6 | 16,7 | 14,2 | 16,5 | 14,8 | | Ростовская область | 30,0 | 26,8 | 28,2 | 26,0 | 22,8 | 25,4 | 22,3 | 21,2 | 22,5 | | Приволжский федеральный округ | 258,1 | 302,8 | 250,7 | 231,1 | 267,5 | 230,5 | 202,5 | 242,3 | 204,8 | | Республика Башкортостан | 29,2 | 39,2 | 28,4 | 27,1 | 36,2 | 27,2 | 24,0 | 31,5 | 24,3 | | Республика Марий Эл | 10,4 | 10,4 | 10,3 | 9,8 | 9,7 | 10,0 | 8,8 | 9,0 | 9,3 | | Республика Мордовия | 8,3 | 9,3 | 8,2 | 7,5 | 8,3 | 7,5 | 7,2 | 8,0 | 7,2 | | Республика Татарстан | 27,2 | 27,4 | 26,3 | 24,8 | 25,0 | 24,5 | 21,8 | 23,4 | 21,6 | | Удмуртская Республика | 19,9 | 19,8 | 18,4 | 16,5 | 16,4 | 15,9 | 15,6 | 15,6 | 15,3 | | Чувашская Республика | 14,2 | 15,4 | 13,8 | 13,3 | 14,4 | 13,1 | 11,7 | 13,2 | 11,8 | | Кировская область | 25,2 | 33,9 | 23,7 | 22,0 | 26,8 | 22,4 | 18,7 | 24,2 | 19,5 | | Нижегородская область | 16,1 | 18,7 | 15,0 | 14,0 | 16,0 | 13,5 | 12,4 | 14,8 | 12,1 | | Оренбургская область | 8,3 | 9,3 | 7,9 | 7,0 | 7,8 | 7,1 | 6,3 | 7,0 | 6,4 | | Пензенская область | 12,7 | 21,4 | 13,0 | 11,8 | 20,2 | 12,4 | 9,9 | 17,8 | 10,8 | | Пермская область | 22,3 | 23,9 | 20,7 | 18,4 | 20,1 | 17,8 | 29,2 | 17,1 | 15,4 | | в том числе Коми-Пермяцкий авт.округ | 2,2 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 1,9 | 2,0 | 2,0 | 1,9 | 1,9 | | Самарская область | 27,4 | 33,0 | 29,1 | 25,3 | 28,4 | 25,5 | 19,8 | 25,8 | 20,7 | | Саратовская область | 19,8 | 23,7 | 19,3 | 18,2 | 22,3 | 18,1 | 16,7 | 20,6 | 16,6 | | Ульяновская область | 17,0 | 17,4 | 16,7 | 15,5 | 16,0 | 15,6 | 14,0 | 14,5 | 13,8 | | Уральский федеральный округ | 133,8 | 134,3 | 131,4 | 118,0 | 118,2 | 117,6 | 103,2 | 105,2 | 104,1 | | Курганская область | 11,2 | 12,9 | 10,9 | 10,5 | 12,0 | 10,4 | 9,2 | 11,0 | 9,5 | | Свердловская область | 45,8 | 47,4 | 45,8 | 38,6 | 40,2 | 38,9 | 33,6 | 36,3 | 33,9 | | Тюменская область | 44,5 | 40,6 | 42,3 | 41,8 | 37,8 | 40,7 | 36,1 | 31,9 | 35,7 | | в том числе: Ханты-Мансийский авт.округ - Югра | 25,1 | 22,7 | 24,1 | 23,9 | 21,3 | 23,4 | 20,3 | 17,4 | 20,4 | | Ямало-Ненецкий авт.округ | 8,5 | 9,7 | 8,2 | 7,8 | 8,9 | 7,7 | 6,5 | 7,6 | 6,4 | | Челябинская область | 32,4 | 33,5 | 32,4 | 27,1 | 28,3 | 27,6 | 24,3 | 25,9 | 25,0 | | Сибирский федеральный округ | 331,1 | 316,7 | 320,8 | 298,7 | 285,3 | 298,4 | 249,2 | 250,9 | 253,7 | | Республика Алтай | 3,8 | 3,2 | 3,7 | 3,2 | 2,5 | 3,0 | 2,6 | 2,2 | 2,6 | | Республика Бурятия | 10,9 | 9,4 | 10,1 | 9,9 | 8,5 | 9,8 | 9,7 | 8,2 | 9,7 | | Республика Тыва | 17,7 | 12,8 | 17,1 | 14,8 | 10,9 | 14,5 | 9,6 | 9,6 | 9,6 | | Республика Хакасия | 9,7 | 9,8 | 9,6 | 9,2 | 9,3 | 9,3 | 7,6 | 8,0 | 7,7 | | Алтайский край | 55,1 | 50,0 | 51,9 | 45,5 | 42,5 | 44,7 | 35,9 | 35,4 | 35,8 | | Красноярский край | 61,2 | 54,1 | 59,5 | 56,8 | 48,5 | 56,5 | 44,1 | 41,7 | 45,5 | | в том числе: Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ | 1,7 | 1,5 | 1,7 | 1,7 | 1,4 | 1,7 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | | Эвенкийский авт.округ | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | | Иркутская область | 33,2 | 33,0 | 32,2 | 29,6 | 29,1 | 29,8 | 26,1 | 26,3 | 26,6 | | в том числе Усть-Ордынский Бурятский авт.округ | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 1,6 | 1,6 | 1,5 | 1,6 | 1,6 | 1,5 | | Кемеровская область | 51,2 | 51,5 | 50,4 | 51,2 | 47,7 | 47,9 | 46,2 | 46,0 | 46,2 | | Новосибирская область | 18,7 | 20,8 | 18,5 | 18,7 | 19,0 | 17,7 | 15,9 | 18,2 | 16,6 | | Омская область | 24,9 | 22,1 | 24,0 | 24,9 | 20,6 | 23,0 | 18,0 | 17,6 | 19,0 | | Томская область | 24,6 | 23,6 | 24,2 | 24,6 | 21,6 | 23,2 | 17,7 | 18,3 | 18,5 | | Читинская область | 20,1 | 26,5 | 19,6 | 18,9 | 25,0 | 19,2 | 15,4 | 19,6 | 16,0 | | в том числе Агинский Бурятский авт.округ | 2,5 | 2,4 | 2,4 | 2,3 | 2,1 | 2,2 | 1,3 | 1,8 | 1,3 | | Дальневосточный федеральный округ | 124,6 | 122,9 | 120,8 | 108,7 | 107,1 | 107,0 | 95,3 | 94,0 | 94,1 | | Республика Саха (Якутия) | 7,6 | 9,3 | 7,1 | 6,8 | 6,8 | 6,5 | 5,7 | 6,0 | 5,4 | | Приморский край | 42,5 | 44,1 | 41,9 | 38,9 | 40,7 | 38,7 | 33,7 | 35,5 | 33,5 | | Хабаровский край | 31,5 | 26,8 | 30,9 | 23,1 | 19,8 | 22,8 | 21,7 | 17,9 | 21,4 | | Амурская область | 17,3 | 14,4 | 16,5 | 16,2 | 13,4 | 15,9 | 14,1 | 11,5 | 14,1 | | Камчатская область | 10,3 | 10,5 | 9,7 | 9,3 | 9,7 | 9,1 | 7,8 | 8,3 | 7,8 | | в том числе Корякский авт.округ | 2,0 | 2,0 | 1,8 | 1,9 | 1,9 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,7 | | Магаданская область | 6,1 | 6,3 | 5,8 | 5,9 | 6,1 | 5,7 | 4,6 | 5,0 | 4,5 | | Сахалинская область | 6,7 | 8,7 | 6,4 | 6,0 | 7,9 | 5,9 | 5,5 | 7,5 | 5,4 | | Еврейская авт.область | 1,4 | 1,6 | 1,3 | 1,4 | 1,6 | 1,3 | 1,3 | 1,5 | 1,2 | | Чукотский авт.округ | 1,2 | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 1,0 | 1,1 | 0,9 | 0,8 | 0 | | |
Таблица №2 Прогноз показателей занятости и безработицы в Российской Федерации Жирным шрифтом показаны прогнозные данные Минтруда России, обычным шрифтом - прогнозные данные Минэкономразвития России. (в среднегодовом исчислении) |
Наименование показателя | Ед.изм. | 2004 г. | 2005 г. | | Численность экономически активного населения | млн.чел. | 72,8 | 72,9 | | | | 73,0 | 73,6 | | Численность занятых в экономике | млн.чел. | 65,8 | 66,0 | | | | 65,5 | 66,0 | | Численность безработных граждан(по методологии МОТ) | млн.чел. | 7,0 | 6,9 | | | | 7..5 | 7,6 | | Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости | млн.чел. | 1,4 | 1,3 | | | | 1,5 | 1,65 | | Уровень общей безработицы (поМетодологии МОТ) | % к ЭАН | 9,6 | 9,5 | | | | 103 | 103 | | Уровень зарегистрированной безработицы | % к ЭАН | 1,9 | 1,8 | | | | 2,0 | 23 | | Доля численности зарегистрированных безработных в общей численности безработных | % | 20,0 | 18,8 | | | | 21,4 | 23,9 | | |
Исходя из этого решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Таблица №3 Соотношение затрат федерального бюджета на мероприятия по содействию трудоустройства населения, переобучению безработных граждан, профессиональной ориентации граждан и социальной поддержке безработных граждан в 2001 и в 2002 годах. млн.рублей |
Наименование мероприятий | Факт 2001 года | Федеральный бюджет 2002 год | B% к 2001 году | | 1.Мероприятия по содействию трудоустройству населения | 1901,8 | 816,3 | 42,9 | | Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест | 27,4 | 53,7 | 195,9 | | Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда | 101,9 | 31,0 | 30,4 | | Организация общественных работ | 437,7 | 390,0 | 89,1 | | Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите | 316,1 | 205,2 | 64,9 | | Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда | 93,6 | 6,4 | 6,8 | | Оказание содействие самозанятости населения | 387,9 | 30,0 | 7,7 | | Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет | 537,2 | 100,0 | 18,6 | | 2.Мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан | 1037,1 | 960,0 | 92,6 | | Профессиональное обучение безработных граждан | 957,1 | 905,0 | 94,6 | | Профессиональная ориентация граждан | 80,0 | 55,0 | 68,8 | | 3.Мероприятия по социальной поддержке безработных граждан | 8027,5 | 10626,6 | 132,4 | | Выплата пособий по безработице, материальной помощи, пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно | 7629,6 | 9758,3 | 127,9 | | Выплата стипендий гражданам, направленным органами службы занятости населения на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации | 397,9 | 868,3 | 218,2 | | |
Вывод по таблице № 3: Наблюдается существенное уменьшение в 2002 году объема средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по активной политике содействия занятости населения. Снижение объемов финансирования мероприятий, направленных на трудоустройство безработных граждан, ведет к увеличению затрат на выплату пособий по безработице. График 1. Связь между уровнем безработицы и темпами инфляции (кривая Филипса) Диаграмма 1. Численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, по федеральным округам РФ (на конец месяца, тыс. человек) Диаграмма 2. Численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, по субъектам РФ, с напряженной ситуацией на рынке труда (на конец месяца, тыс. человек) Список используемой литературы 1. Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2002. 2. Логвинов С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2001. 3. Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2002. 4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. Москва, ИНФРА-М, 2000. Гл.10. 5. Современный экономический словарь. - 3 - е изд.., - М.: ИНФРА - М, 2003 6. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. 7. Архангельская Н. Кто беден в России? // Эксперт. - 2004, № 16, с. 88 - 94 8. Бреев Б.Д. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. // Общество и экономика. - 2002. №5. 9. Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы её измерения. // Вопросы экономики. - 1999, № 11 10. Государственный комитет Российской Федерации по статистике. «Обследование населения по проблемам занятости»., М.: Февраль 2003. 11. «Регионы России». Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002: статистический сборник/ Госкомстат России. - М., 2002. 12. Россия в цифрах. 2003: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. - М., 2003. 13. «Труд и занятость в России»: Статистический сборник/ Госкомстат России. - М., 2001. 14. Данные Минтруда России и Минэкономразвития России. (www.government.ru) 15. Занятость и безработица в 2003 г. - материалы Вестника русского экономического общества (www.ress.ru) 16. Сайт Госкомстат РФ: www.gks.ru
| |