Запас финансовой прочности и способы расчета
Запас финансовой прочности и способы расчета
8 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ ВПО "Воронежский государственный аграрный университет имени К.Д. Глинки" Кафедра финансов и кредита Контрольная работа по дисциплине "Финансовый менеджмент" Выполнила: студентка заочного отделения Специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" 3 курса, Шифр 07894 Брежнева Галина Александровна Преподаватель: Вуколова Е.Г. Конь-Колодезь 2010 год Запас финансовой прочности, способы расчетаОперативно-тактический финансовый менеджмент: стратегия комплексного управления оборотными активами и текущими пассивами.Задача. Рассчитайте стоимость заемного капитала предприятия. Исходные данные: предприятие пользовалось краткосрочным кредитом в сумме 200 тыс. руб. и 135 тыс. руб. За использование кредита уплачено соответственно 70 тыс. руб. и 67,5 тыс. руб.1. Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Повышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:Запас финансовой прочности = Выручка - Порог рентабельностиЗапас финансовой прочности предприятия выступает важнейшим показателем финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.На практике возможны три ситуации, которые по-разному будут отражаться на величине прибыли и запасе финансовой прочности предприятия:1) объем реализации совпадает с объемом производства;2) объем реализации меньше объема производства;3) объем продаж больше объема производства. Как прибыль, так и запас финансовой прочности, полученной при избытке произведенной продукции, меньше, чем при соответствии объемов продаж объему производства. Поэтому предприятие, заинтересованное в повышении как своей финансовой устойчивости, так и финансового результата, должно усилить контроль над планированием объема производства. В большинстве случаев увеличение товарно-материальных запасов предприятия свидетельствует об избытке объема производства. Прямо о его избытке свидетельствует увеличение запасов в части готовой продукции, косвенно - увеличение запасов сырья и исходных материалов, так как издержки за их предприятие несет уже при их покупке. Резкое увеличение запасов может свидетельствовать об увеличении объема производства в недалеком будущем, что также должно быть подвергнуто строгому экономическому обоснованию.Таким образом, при обнаружении прироста запасов предприятия в отчетном периоде может делать вывод о его влиянии на величину финансового результата и уровень финансовой устойчивости. Поэтому для того, чтобы достоверно измерить величину запаса финансовой прочности, необходимо произвести коррекцию показателя выручки от реализации на сумму прироста товарно-материальных запасов предприятия за отчетный период.В последнем варианте соотношений - при объеме продаж больше, чем объем производственной продукции, - прибыль и запас финансовой прочности больше, чем при стандартном построении. Однако факт продажи продукции, которая не была еще произведена, то есть фактически еще не существует в данный момент (например, при предоплате большой партии товара, которая не может быть произведена за текущий отчетный период), накладывает на предприятие дополнительные обязательства, которые должны быть выполнены в будущем. Существует внутренний фактор, уменьшает фактическую величину запаса финансовой прочности, - это скрытая финансовая неустойчивость. Признаком наличия у предприятия скрытой финансовой неустойчивости является резкое изменение объема запасов.Итак, для измерения запаса финансовой прочности необходимо выполнение следующих шагов:расчет запаса финансовой прочности;анализ влияния разности объема продаж и объема производства через коррекцию величины запаса финансовой прочности с учетом прироста товарно-материальных запасов предприятия;расчет оптимального прироста объема реализации и ограничителя запаса финансовой прочности, рассчитанный и откорректированный, является важным комплексным показателем финансовой устойчивости предприятия, который необходимо использовать при прогнозировании и обеспечении комплексной финансовой устойчивости предприятия.2. Рассматривая финансовый менеджмент как составную часть процесса управления предприятием (организацией) необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство: финансовый менеджмент - интегральное явление, имеющее различные формы проявления: как системы экономического управления части финансового механизма, как органа управления и как вида предпринимательской деятельности. С учетом этих особенностей финансовый менеджмент может иметь оперативный, тактический или стратегический характер. В каждом конкретном случае существуют специфические цели, методы, задачи, инструменты и варианты принятия решений.Задачи оперативного (текущего) финансового менеджмента заключаются в оперативном учете, анализе, контроле и принятии решений по стабильному функционированию коммерческого предприятия, обеспечению нормальных оценочных финансовых показателей. Тактический финансовый менеджмент обеспечивает выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной конкретной хозяйственной ситуации методов и приемов для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Финансовый менеджмент стратегического направления обеспечивает разработку общего направления и способы использования средств для достижения перспективных целей функционирования капитала (моделирование стратегической дивидендной политики, принятие решений по долгосрочным инвестиционным проектам, использование новых инструментов долгосрочного финансирования и т.д.).В отличие от стратегического оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции организации с целью достижения ее целей. В коммерческой организации руководитель, занимающийся оперативными вопросами, должен превратить потенциал организации в реальную прибыль. Его задачи включают определение общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль как руководителей, так и исполнителей в рамках организации.Как стратегическое, так и оперативное управление для нормального функционирования предполагают создание и поддержание определенной организационной архитектоники, подбора и воспитания кадров. Однако эти элементы различны для двух типов управления. Стратегическая архитектоника нацелена на изменения, является гибкой и не имеет жестких структур. Оперативная архитектоника устойчива к изменениям, нацелена на эффективность. Если руководитель, осуществляющий стратегическое управление, стремится к изменениям, склонен идти на риск, имеет навыки управления освоением новых направлений, то руководитель, осуществляющий оперативное управление, выступает против изменений, не склонен к риску, компетентен в анализе, координации и контроле сложной деятельности.Оперативно-тактический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью.Управление денежной наличностью направлено, во-первых, на обеспечение такой суммы наличных денег, которой будет достаточно для выполнения финансовых обязательств; во-вторых, на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.Можно выделить три цели управления денежной наличностью:1. увеличение скорости поступления наличных денег;2. снижение скорости денежных выплат;3. обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег.Для каждой цели существуют свои методы управления.Так, для первой цели Ї это методы, которые позволяют как можно быстрее собрать денежные средства, например, за счет реализации произведенной продукции (работ, услуг), применяя эффективные формы расчетов, за счет получения денег от дебиторов и т.д.Управление дебиторской задолженностью предполагает: во-первых, управление оборачиваемостью средств в расчетах с целью их ускорения; во-вторых, контроль за недопущением неоправданной дебиторской задолженности (т.е. задолженности материально ответственных лиц по недостачам, хищениям, за порчу ценностей и др.); в-третьих, снижение суммы дебиторской задолженности.В процессе управления большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и выбор условий и форм расчетов за товары (работы, услуги), например получение аванса, предоплаты, эффективные виды аккредитива и др.Отбор покупателей можно осуществлять по таким критериям, как:1. соблюдение ими в прошлом платежной дисциплины;2. состояние их финансовой устойчивости;3. уровень и динамика их платежеспособности.Управление дебиторской задолженностью включает контроль за ее продолжительностью. Для этого целесообразно производить группировку дебиторской задолженности по срокам ее возникновения: до 1 месяца, до 3 месяцев, до 6 месяцев и т.д.Для выполнения второй цели необходимы методы, которые позволяют отсрочить платежи, чтобы сохранить денежные средства в обращении как можно дольше, например инвестиционный налоговый кредит.Для выполнения третьей цели следует использовать метод управления кассовой наличностью, который позволяет уменьшить ее до минимума и соответственно увеличить объем денежных средств для вложения в активы, приносящие доходы.3. Решение.Стоимость заемного капитала в форме банковского кредита примерно совпадает со ставкой банковского процента, но поскольку по законодательству % за кредит включаются в затраты и уменьшают прибыль до налогообложения, стоимость заемного капитала определяется по следующей формуле:ЗК= (1 - ставка налога на прибыль) *ставка банковского%Ставка банковского%= (сумма% за кредит / сумма кредита *100%)Для начала рассчитаем ставку банковского процента.Ставка банковского%= (7000+67500/200000+135000*100%) =0,2*100%=20%ЗК= (1-0,2) *20=16%Ответ: 16%Список использованной литературы1. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Перспектива, 1997. 2. Павлова Л.П. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1996. 3. Шим Дж.К., Сигел Дж.Г. Финансовый менеджмент. - М.: Филинъ, 1996. 4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.
| |