Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Международные организации, их классификация и правовой статус

Международные организации, их классификация и правовой статус

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,

их классификация и правовой статус.

Организация Объединенных Наций как пример международной

межправительственной организации.

1.Понятие, признаки и классификация международных организаций.

2.Порядок создания и прекращения деятельности международных

организаций.

3.Правовой статус.

4.Органы международных организаций.

5.Организация Объединенных Наций как пример международной

межправительственной организации:

- история создания;

- цели и задачи;

- правовой статус;

- органы;

- организации под крышей ООН.

6.Значение международных организаций в современном мире.

1.В современных международных отношениях международным организациям

отводится значительная роль. Начиная с 19 века, стремление к

интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость

создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в

развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных

универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и

Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более

4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это

позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой

является ООН (Организация Объединенных Наций).

Следует отметить, что термин “международные организации”

употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным

(межправительственным), и к неправительственным организациям. Их

юридическая природа различна.

Международная межправительственная организация (ММПО) - объединение

государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей,

имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств

-членов при уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать:

а) по предмету деятельности - политические, экономические,

кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;

б) по кругу участников - универсальные (т.е. для всех государств

-ООН) и региональные (Организация Африканского Единства);

в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;

г) по сфере деятельности - с общей (ООН) или специальной

компетенцией (ВПС);

д) по целям и принципам деятельности - правомерные или

противоправные;

е) по количеству членов - всемирные (ООН) или групповые (ВОЗ).

Признаки ММПО:

1.Членство не менее 3-х государств;

2.Постоянные органы и штаб-квартира;

3.Наличие учредительного договора;

4.Уважение суверенитета членов-государств;

5.Невмешательство во внутренние дела;

6.Установленный порядок принятия решений.

Например, Организация североатлантического договора (НАТО),

основанная в 1949 году, обладает следующими признаками ММПО:

1.Членами НАТО являются на сегодня Бельгия, Великобритания, Греция,

Голландия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Норвегия,

Португалия, США, Турция, Франция и ФРГ.

2. Штаб-квартира - Брюссель. Орган НАТО - Совет НАТО, глава -

Генеральный секретарь.

Международные неправительственные организации (МНПО) создаются не

на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или

юридических лиц. МНПО бывают:

а) политическими, идеологическими, социально-экономическими,

профсоюзными;

б) женские организации, по охране семьи и детства;

в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;

г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

В качестве примера можно привести Ассоциацию международного права,

Лигу обществ Красного Креста.

Международные организации являются вторичными или производными

субъектами международного права и создаются (учреждаются) государствами.

Процесс создания МО включает три стадии:

1.Принятие учредительных документов организации;

2.Создание ее материальной структуры;

3.Созыв главных органов - начало функционирования.

Наиболее распространенным способом создания МР является заключение

международного договора. Наименования этого документа могут быть

различными:

- статут (Лига Наций);

- устав (ООН или Организация Американских Государств);

- конвенция (Всемирный почтовый союз) и др.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном виде -

решением другой международной организации. К такой практике чаще всего

прибегает ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного

органа Генеральной Ассамблеи.

Согласованное волеиъявление государств-членов МО также является

прекращением ее существования. Чаще всего ликвидация организации

осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Например, 28 июня

1991 г. в Будапеште был ликвидирован Совет Экономической Взаимопомощи.

Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и

Чехословакия подписали Протокол о расформировании организации. Для

урегулирования споров и претензий был создан ликвидационный комитет.

В настоящее время признано, что государства, учреждая международные

организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, чем

создают новый субъект права, осуществляющий правотворческие,

правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного

сотрудничества. Однако это не означает, что правовой статус международной

организации идентичен статусу государства, основному субъекту

международного права. Отличие правоспособности организаций - меньший и

преимущественно целевой (функциональный) характер полномочий.

Одной из составляющих правового статуса МО - договорная

правоспособность, т.е. право заключать самые разнообразные соглашения в

рамках своей компетенции. Закрепляется оно в общем положении (любые

договоры) либо в специальном положении (определенные категории соглашений и

определенные стороны).

МО обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях.

Они могут иметь представительства в государствах (например, информационные

центры ООН) либо при них аккредитируются представительства государств.

МО и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами.

Как субъекты международного права МО несут ответственность за

правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с

претензиями об ответственности.

Каждая МО располагает финансовыми средствами, которые обычно

складываются из взносов государств-членов и расходуются в общих интересах

организации.

И, наконец, МО действуют со всеми правами юридического лица по

внутреннему праву государств, в частности, право заключать договора,

приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, набирать

персонал на контрактной основе.

Органы МО - составная часть МО, ее структурное звено, которое

создается на основании учредительного или иных актов МО. Орган наделяется

определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней

структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органам МО является

орган межправительственный, в которые государства-члены направляют своих

представителей, действующих от их имени. Совсем не обязательно, чтобы

представитель был дипломатом, иногда нужно чтобы он был специалистом в

области деятельности организации.

По характеру членства можно классифицировать органы следующим

образом:

- межправительственные;

- межпарламентские (характерно для Европейского союза. Состоят из

делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);

- административные (из международных должностных лиц, находящихся

на службе в МО);

- состоящие из лиц в личном качестве и др.

В последнее время в деятельности ряда МО наблюдается тенденция к

повышению роли органов ограниченного членства, важное значение для которых

имеет состав (особенно это касается ООН). Органы должны быть укомплектованы

таким образом, чтобы принимаемые ими решения отражали интересы всех

государств.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ.

14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-

министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где

обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так

и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира

и безопасности получил впоследствие название Атлантической хартии. Первые

контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях,

проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство,

СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей

организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско

на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и

приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был

ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством

подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в

международном календаре называется Днем ООН.

ООН - универсальная международная организация, созданная в целях

поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества

между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств и его

преамбула гласит: “Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости

избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в

основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в

равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и

создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к

обязательствам и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире

друг с другом, как добрые соседи, объединить наши силы для поддержания

международного мира и безопасности, обеспечить, чтобы вооруженные силы

применялись не иначе, как в общих интересах, решили объединить наши усилия

для достижения этих целей”.

Принципами ООН являются:

- суверенное равенство всех ее членов;

- добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

- разрешение международных споров мирными средствами;

- отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной

целостности или политической независимости любого государства;

- обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН,

действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для

поддержания международного мира и безопасности;

- невмешательство во внутренние дела государств;

- уважения основных прав и свобод человека;

- равноправия и самоопределения народов;

- сотрудничества и разоружения.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет

Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и Международный

Суд.

Прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств,

которые примут на себя обязательства по Уставу и которые могут и желают эти

обязательства выполнять. Прием осуществляется постановлением Генеральной

Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Генеральная Ассамблея - совещательный представительный орган, в

котором представлены все государства - члены ООН.

Структура Генеральной Ассамблеи:

1.Председатель;

2.Заместители председателя (17);

3.Главные комитеты: -по политическим вопросам и вопросам

безопасности; по экономическим и финансовым вопросам; по социальным,

гуманитарным и культурным вопросам; по опеке и несамоуправляющимся

территориям; по правовым вопросам.

4.Комитеты: по административным и бюджетным вопросам; по взносам;

по деколонизации; по вопросу о политике апартеида; по атомной энергии; по

использованию космического пространства; по разоружению и проч.

5.Сессионные органы: Генеральный комитет и комитет по проверке

полномочий.

6.Комиссии: ревизионная; международного права; по правам человека и

др.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые

открываются в третий вторник сентября, а также специальные (созываются по

любому вопросу, если требования поступают от Совета Безопасности) и

чрезвычайные, которые созываются в течение 24 часов с момента получения

Генеральным Секретарем требования от Совета Безопасности и поддержанного

голосами любых членов Совета в случаях:

1) если существует угроза миру;

2) произошло нарушение мира или акт агрессии и члены Совета

Безопасности не пришли к решению вопроса.

В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея играет

существенную роль в деятельности ООН. Она вносит значительный вклад в

разработку и подготовку ряда важных международных документов и кодификации

принципов и норм международного права.

Генеральная Ассамблея - демократический орган. Каждый член

независимо от размеров территории, численности населения, экономической и

военной мощи имеет 1 голос. Решения по важным вопросам принимаются

большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов

Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие

государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН

(Ватикан, Швейцария) и не имеющие их.

Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный Секретарь, который

назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-

ний срок, по истечении которого может быть назначен вновь. Первым

Генеральным Секретарем ООН стал в 1946 г. норвежец Трюгве Ли. В настоящее

время (с 1997 г.) этот пост занимает Кофи Аннан. Генеральный Секретарь

предпринимает усилия по урегулированию конфликтов между государствами и

имеет право доводить до Совета Безопасности сведения о спорах, угрожающих,

по его мнению, международному миру и безопасности. Также он дает

директивные указания департаментам, управлениям и др.организационным

подразделениям Секретариата ООН и координирует всю деятельность системы

ООН. Как главное должностное лицо Секретарь участвует во всех заседаниях

Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, а также выполняет другие

функции, возлагаемые на него этими органами.

Совет Безопасности.

Компетенцию СБ составляет рассмотрение вопросов поддержания

международного мира и безопасности, мирное разрешение споров, принятие

принудительных мер, рекомендации о приеме в ООН и исключение из ООН, а

также о назначении Генерального секретаря, выборы членов Международного

Суда.

СБ состоит из 15 членов. Пять - постоянные (Россия, США,

Великобритания, Франция и Китай), а остальные 10 мест распределяются

следующим образом:

3 места - Африка;

2 - Азия;

2- Латинская Америка;

2- Зап.Европа, Канада, Австралия, Новая Зеландия

1- Восточная Европа.

Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них

поданы голоса любых 9-ти членов Совета. Для принятия решений по всем другим

вопросам требует не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех

постоянных членов. Это означает, что достаточно 1-му или нескольким

постоянным членам СБ проголосовать против какого-либо решения - и оно

считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным

членом. Воздержание постоянного члена или неучастие его в голосовании по

общепринятому правилу как вето не рассматривается.

В соответствии с Уставом ООН СБ обладает исключительно большими

полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и

плодотворного сотрудничества государств. За последнее время не было

практически ни одного важного международного события (исключение составляет

бомбардировка американскими военными силами Ирака без санкции ООН в декабре

1998 г.), поставившего под угрозу мир и вызвавшего споры между

государствами, на которое не обращалось бы внимание СБ.

СБ может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации,

т.е. акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми

государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически

обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной

силой всех государств - членов ООН. Основной формой принимаемых СБ

рекомендаций и обязательных решений являются резолюции, которых принято

более 700. Все более заметную роль в последнее время стали играть заявления

председателя Совета (их число превысило 100).

Функции СБ ООН:

1.Общие:

1.1. Дает рекомендации по приему новых членов ООН и кандидатуре

Генерального Секретаря ООН;

1.2. Осуществляет контроль за управлением стратегическими

территориями;

1.3. Определяет условия участия государств - не членов ООН в

Статуте Международного Суда ООН;

2.В случае спора между государствами:

2.1. Заявляет требования о мирном урегулировании спора;

2.2. Рекомедует процедуры или способы мирного урегулирования;

3.При нарушении мира, агрессии:

3.1. Принимает решение о квалификации деяний как агрессии;

3.2. Подписывает соглашения с государствами - членами ООН о

предоставлении ими вооруженных сил;

3.3. Применяет сформированные вооруженные силы для разъединения,

наблюдения и обеспечения безопасности;

4.В ситуациях, представляющих угрозу миру:

4.1. Разрывает дипломатические отношения;

4.2. Прекращает экономические связи;

4.3. Прекращает воздушные сообщения;

4.4. Прекращает железнодорожные сообщения;

4.5. Прекращает почтовую и телеграфную связь;

4.6. Блокирует порты;

4.7. Демонстрирует вооруженную силу и др.

Для примера, можно назвать несколько текущих операций ООН по

поддержанию мира.

- Ирако-кувейтская миссия ООН по наблюдению: действует с апреля

1991 г.по настоящее время;

текущая численность - 1149 человек;

примерная сумма ежегодных расходов: 70 млн.дол.США.

- Временные силы ООН в Ливане - действуют с марта 1978 г.

текущая численность - 5219 человек;

примерная сумма за год: 138 млн.дол.США.

- Миссия ООН по наблюдению в Грузии - с августа 1993 г.

примерная сумма: 5 млн.дол.США

текущая численность: 55 человек.

Расходы ООН по поддержанию мира финансируются из ее собственных

отдельных счетов на основе юридически обязательных для выплаты взносов,

начисляемых всем государствам-членам.

Специализированные учреждения ООН.

Это межправительственные организации универсального характера,

осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН.

Связь устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается

Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) и утверждается Генеральной

Ассамблеей ООН. В настоящее время существует 16 таких организаций. Их можно

разделить на следующие группы:

- социального характера (Международная Организация Труда МОТ и

Всемирная Организация Здравоохранения ВОЗ);

- культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО - по вопросам

образования, науки и культуры, ВОИС - Всемирная Организация

Интеллектуальной Собственности);

- экономические (ЮНИДО - по промышленному развитию);

- финансовые (МБРР, МВФ, МАР - Международная Ассоциация Развития,

МФК - Международная Финансовая Корпорация);

- в области сельского хозяйства (ФАО - продовольственная и

сельскохозяйственная организация, ИФАД - Фонд сельскохозяйственного

развития);

- в области транспорта и связи (ИКАО - гражданской авиации, ИМО -

морская, ВПС, МСЭ - союз электросвязи);

- в области метеорологии (ВМО).

МОТ - старейшая международная организация. Создана в Париже в 1919

г. как автономная организация Лиги Наций. Ее Устав в 1946 г. был

пересмотрен и приведен в соответствие с учредительными документами ООН.

Штаб-квартира ООН находится в Женеве (Швейцария).

Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем

поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного

уровня трудящихся. МОТ имеет представительства в столицах ряда государств-

членов, в том числе в Москве.

ВОЗ - создана в 1946 г. на Международной конференции по

здравоохранению в Нью-Йорке. Ее цель - достижение всеми народами возможно

высшего уровня здоровья. Основные направления деятельности ВОЗ:

- борьба с инфекционными болезнями;

- разработка карантинных и санитарных правил;

- проблемы социального характера.

В 1977 г. ВОЗ поставила задачу достижения к 2000 г.всеми жителями

Земли такого уровня здоровья, который бы позволил вести продуктивный в

социальном и экономическом плане образ жизни. Для реализации этой программы

разработана глобальная стратегия, требующая объединенных усилий

правительств и народов.

В рамках ВОЗ действуют 6 региональных организаций: стран Европы,

Восточного Средиземноморья, Африки, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной

Азии, западной части Тихого океана.

ЮНЕСКО - учреждена в 1945 г. на Лондонской конференции. Штаб-

квартира находится в Париже.

Задачи ЮНЕСКО - содействовать укреплению мира и безопасности путем

развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и

культуры, использования средств массовой информации.

ЮНИДО - организация ООН по промышленному развитию. Создана

резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1966 г. С 1985 г. является

специализированным учреждением ООН. Местонахождение - Вена (Австрия). Цели

- содействие промышленному развитию развивающихся стран и оказание помощи в

установлении нового международного экономического порядка.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - учреждена в

1944 г. на конференции в Чикаго. Создана в целях развития принципов и

методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов на

международных авиалиниях, содействия планированию и развитию

международного воздушного транспорта.

ВПС - первая международная организация (с 1874 г.) Текст

учредительной конвенции впоследствии многократно пересматривался. Штаб-

квартира - Берн (Швейцария). ВПС ставит своей целью обеспечение и

совершенствование почтовых отношений. Все страны - члены ВПС образуют

единую почтовую территорию, на которой действуют три основные принципа:

1. Единство территории;

2.Свобода транзита;

3.Единообразный тариф.

МАГАТЭ - международное агенство по атомной энергии. Создана по

решению ООН в 1956 г. в Нью-Йорке. Штаб-квартира - Вена.

Не имеет статуса специализированного учреждения ООН. В соответствии

с Уставом должно представлять ежегодные доклады о своей деятельности

Генеральной Ассамблее. Организация ставит своей целью способствовать

развитию международного сотрудничества в области мирного использования

атомной энергии. Одна из главный функций Агенства состоит в применении

системы контроля (гарантий) в целях обеспечения того, чтобы ядерные

материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не

были употреблены для военных целей. Контроль осуществляется на месте

инспекторами МАГАТЭ. В добровольном порядке под гарантии Агенства

поставили некоторые свои мирные ядерные установки Россия, США,

Великобритания, Франция и Китай. В связи с санкциями по решению Совета

Безопасности против Ирака МАГАТЭ, начиная с 1992 г. проводило инспекции

военных объектов Ирака на предмет недопущения изготовления ядерного оружия.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека