Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Право международных организаций

Право международных организаций

МГЮА

Международное Публичное Право

Контрольная работа

Тема №4 Право международных организаций

Москва 2004

1. Понятие, социальная природа и история возникновения международных

организаций, их роль и значение в современном мире.

Международные организации - сравнительно "молодой" субъект международных

отношений. Очень немногие из них отметили столетние юбилеи.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что "знание" о международных

организациях появилось задолго до их внедрения в международные отношения.

Мечты о такой форме организации человеческого общества можно обнаружить в

трудах многих ученых и политиков прошлого. За пятьсот лет (1300-1800) было

составлено до 30 проектов международных организаций, направленных на

обеспечение международной безопасности, а в начале двадцатого столетия

появилось более 80 таких проектов.

Международные организации как элитарный идеал наиболее разумной и

справедливой организации социальной жизни рассматривались многими

выдающимися философами. Анри Сен-Симон мечтал о создании Европейского

парламента, способного предотвратить войны на континенте; Иеримея Бентам

предполагал, что создание международного суда может стать универсальным

средством разрешения конфликтных межгосударственных ситуаций; Иммануил Кант

предлагал создать мировое правительство в виде "лиги мира для свободных

государств".

В середине девятнадцатого столетия появились первые международные

межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано

двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате

буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к

национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической

революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности

государств.

Научно-технический прогресс привел к тому, что интеграционные процессы

проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю

связь и взаимозависимость наций друг от друга. Необходимость примирения

этих двух противоположных тенденций - желания развиваться в рамках

суверенного государства и невозможности делать это без широкого

сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению

такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные

межправительственные организации. Последние, в свою очередь,

эволюционизировали к дистанцированию от национальных государств, к

оформлению статуса самостоятельных субъектов международного права.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается

спорным, чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по

Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по

международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в

XIX веке создавались так называемые квазиколониальные организации

(например, Западный Ириан), просуществовавшие очень недолго, и

административные союзы.

Именно административные союзы и оказались наиболее подходящей формой

развития межправительственных организаций. Первая мировая война задержала

развитие международных организаций и привела к роспуску многих из них. В то

же время осознание губительности мировых войн для развития человеческой

цивилизации стимулировало появление проектов создания международных

организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919), так и не ставшей

эффективным инструментом политического

международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания

безопасности государств.

С позиций сегодняшнего дня неудачи Лиги Наций объясняются причинами

двойственного характера. Во-первых, общеполитическая обстановка 1919-1939

годов не содействовала позитивным акциям новой международной политической

структуры: преобладающей в развитии мирового сообщества была не

интеграционная, а центробежная тенденция. Происходило усиление

националистического статуса государств-членов, стремящихся к изоляции или

доминирующему положению в мире. Крайними полюсами этой тенденции можно

назвать национал-социалистическую Германию и коммунистический Советский

Союз. Во-вторых, организационно-правовой, юридический механизм Лиги Наций

был крайне несовершенен и не позволял эффективно разрешать конфликтные

ситуации между государствами-членами, вести поиск мирных путей для развития

межгосударственных отношений.

В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем

организации международного мира и безопасности двигалась крайне медленными

темпами.

Вторая мировая война в силу ее масштаба дала мощный толчок

правительственной и общественной инициативе во многих государствах по

разработке проблем послевоенной организации мира и безопасности.

На правительственном уровне вопрос о создании организации международной

безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Можно даже сказать,

что параллельно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть

войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции - уделяли немалое

внимание и вопросу о том, как строить мир, занимались разработкой принципов

и планов будущей глобальной международной организации.

В научной литературе серьезные разногласия вызывает вопрос о том, кто из

союзников и в каком документе первым предложил создание Организации

Объединенных Наций. Западные ученые таким документом называли Атлантическую

хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские

исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию

от 4 декабря 1941 года.

Представляется, что усилия союзников по созданию ООН были обоюдны и

равновелики.

Отмеченные биполярностью, противостоянием и растущим взаимным непониманием,

годы холодной войны воспрепятствовали выполнению многими международными

организациями надежд, которые возлагались на них как самими государствами,

так и общественным мнением. Переломной в этом смысле стала эпоха 1989-1990

годов. Крутые перемены связаны с падением Берлинской стены и утратой

политическими идеологиями их прежней власти, что явилось причиной поворота

в двусторонних и многосторонних отношениях различных стран.

Сейчас возникла необходимость по-новому организовать совместную жизнь

народов. Вопрос о ее принципах и целях уже поставлен. К сожалению, ответы

на него часто носят утопический характер. Участились региональные

конфликты, связанные с национализмом и стремлением к суверенитету. К ним

добавляются религиозные и этнические страсти, социальные различия и

культурные противоречия, территориальные притязания и стремление к

политической и экономической власти.

Важно создать конструктивную многостороннюю базу международного

сотрудничества, установить глобальные и региональные зоны мирного

сосуществования, стабилизировать их, сделать контролируемыми и

жизнеспособными с использованием обновленных или новых механизмов.

Приоритетными направлениями в этой области являются:

полное использование потенциала Объединенных Наций (превентивная

дипломатия, установление и обеспечение мира), реформа ООН, повышение

безопасности и предсказуемости мировых торговых отношений посредством

создания многосторонней торговой организации, а также претворение в жизнь

разработанных международным сообществом в последние годы концепций.

2. Принципы деятельности и основные институты права международных

организаций, их юридическая природа, компетенция и функции.

Международная межправительственная организация - это добровольное

объединение суверенных государств или международных организаций, созданное

на основе межгосударственного договора или резолюции международной

организации общей компетенции для координации деятельности государств в

конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных

и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее

членов.

Любая международная организация обладает следующими шестью признаками.

1. Создание в соответствии с международным правом.

Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность

противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации

должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок.

Международный договор или любое из его постановлений недействительны, если

их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно

международному праву неправомерным.

2. Учреждение на основе международного договора. Как правило, международные

организации создаются на основе международного договора (конвенции,

соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является

поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации.

Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в

последние годы полноправными участниками международных организаций являются

также межправительственные организации. Например, Европейский Союз является

полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями

других организаций, имеющих более общую компетенцию;

3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.

Международные организации создаются для координации усилий государств в той

или иной области.

Международные организации призваны объединять усилия государств в

политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская

организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой

(МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд

организаций уполномочен координировать деятельность государств практически

во всех областях (ООН, СНГ).

Международные организации становятся посредниками между государствами-

членами.

4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак является

одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы

подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от

многочисленных других форм международного сотрудничества,

Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице

суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных

органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда

один раз в два года). Исполнительными органами являются советы.

Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный

директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные

органы с различным правовым статусом и компетенцией.

5. Наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности любой

организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях

высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти

документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть

имплементированы соответствующей международной организацией. Государства

вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и

организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5"С")

Устава МАГАТЭ запрещает Агентству при выполнении своих функций, связанных с

предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими,

экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с

положениями Устава этой организации.

6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Именно

сама организация как субъект международного публичного и частного права

вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом

случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли

организация использует свою автономную волю.

Правосубъектность международных организаций.

Правосубъектность международной организации включает следующие четыре

элемента: а) правоспособность, способность иметь права и обязанности; б)

дееспособность, способность организации своими действиями осуществлять

права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного

правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои

действия.

Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций

является наличие у них собственной воли. Источником воли международной

организации является учредительный акт как продукт согласования воль

государств-учредителей.

Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций

являются следующие качества.

1. Признание качества международной личности со стороны субъектов

международного права. Сущность данного критерия заключается

в том, что государства-члены и соответствующие международные организации

признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей

межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять

организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом учредительным актам

все межправительственные организации являются юридическими лицами.

Государства-члены наделяют их правом и дееспособностью в таком объеме, в

каком это необходимо для выполнения их функций.

2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий

правосубъектности межправительственных организаций означает, что

организации обладают такими правами и обязанностями которые отличны от прав

и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном

уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности

организации: а) способствование сближению и взаимному пониманию народов

путем использования всех имеющихся средств информации; б) поощрение

развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в

сохранении, увеличении и распространении знаний.

3. Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная

организация имеет свой учредительный акт (в форме конвенций, уставов или

резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры,

финансовые правила и другие документы, формирующие внутреннее право

организации. Чаще всего при выполнении своих функций межправительственные

организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих

функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-

нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не

являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в

ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания

международного мира и безопасности.

4. Право на заключение договоров. Договорную правоспособность международных

организаций можно отнести к числу главных критериев международной

правосубъектности, так как одну из характерных черт субъекта международного

права составляет его способность к выработке норм международного права.

В порядке реализации своих полномочий межправительственные организации

имеют публично-правовой, частно-правовой или смешанный характер. В

принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что

вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между

государствами и международными организациями или между международными

организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что

международная организация обладает такой правоспособностью заключать

договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее

целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной

организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс

международной организации включает деятельность, направленную на создание

правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или

отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в

том числе и универсальная (например, ООН, ее сцециализированные

учреждения), не обладает "законодательными" полномочиями. Это, в частности,

означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной

организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть

признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-

вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации не является беспредельным. Oбъeм

и вид правотворчества организации определен в учредительном договоре.

Поскольку устав каждой организаций индивидуален, то объем, виды и

направления правотворческой деятельности международных организаций

отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, представленных

международной организации в области правотворчества, можно выяснить только

на основе анализа ее учредительного акта.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами,

международная организация может выступать в различных ролях. В частности,

на начальных фазах правотворческого процесса международная организация

может: а) быть инициатором, выступающим с предложением о заключении

определенного межгосударственного договора; б) выступать как автор проекта

текста подобного договора;

в) созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью

согласования текста договора; г) сама сыграть роль такой конференции,

осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем

межправительственном органе; д) после заключения договора выполнять функции

депозитария; е) пользоваться определенными полномочиями в области

интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.

6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без привилегий и иммунитетов

невозможна нормальная практическая деятельность любой международной

организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется

специальным соглашением, а в других - национальным законодательством.

Однако в общей форме право на привилегии и иммунитета закрепляется в

учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории

каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые

необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы

Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни

находились и кто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от

обыска, конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или

отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47

Соглашения об учреждении ЕБРР).

7. Право на обеспечение выполнения норм международного права. Наделение

международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм

международного права свидетельствует о независимом;

характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним

из важных признаков правосубъектности.

При этом основными средствами являются институты международного контроля и

ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции

осуществляются двумя способами: путем представления докладов государствами-

членами и наблюдением и обследованием: контролируемого объекта или ситуации

на месте.

Наиболее распространенной формой контроля является предоставление докладов

государствами-членами. Например, Устав ЮНЕСКО обязывает каждое государство-

член представлять Организации в те сроки и в той форме, которые определяет

Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях

и статистических данных, касающихся его учреждений и деятельности в области

образования, науки и культуры, а также о выполнении рекомендаций и

конвенций Генеральной конференции (ст. VIII).

8. Международно-правовая ответственность. Выступая как самостоятельные

образования, международные организации являются субъектами международно-

правовой ответственности.

Международные организации, например, должны нести ответственность за

противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций

может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами.

Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в

случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений,

заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во

внутренние дела субъектов международного права.

Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае

нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных

сумм и т.д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами,

где находятся их штаб-квартиры, за противоправные действия, например, за

необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение

санитарных норм.

Членство в международных организациях.

Как правило, в учредительных актах организаций содержатся следующие

положения о категориях членов и критерии вступления и выхода из этих

организаций.

1. Категории членов в международных организациях. Для западной доктрины

характерно разделение членов международных организаций на две категории:

полноправные и неполноправные члены. К полноправным, по их мнению,

относятся государства, а к неполноправным - несамоуправляемые территории и

даже некоторые суверенные государства. Российские юристы выступают за

ликвидацию института ассоциированных членов как несовместимого Декларацией

ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14

декабря 1960г.

2. Условие вступления в организацию. Учредительные акты практически всех

организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех

государств, разделяющих принципы этой организации. Как правило, члены

организации подразделяются на две категории: первоначальные члены и другие

члены.

Первоначальные члены - это государства, участвовавшие в разработке и

принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются несколько

более льготные условия вступления. В частности любой первоначальный член

может стать членом организации, сообщив об этом высшему должностному лицу о

своем формальном принятии обязательств вытекающих из учредительного акта

такой организации. Другие государства могут быть приняты большинством в две

трети голосов.

Членами организации могут быть государства, другие международные

организации, автономные территории, зависимые территории.

В соответствии с общепризнанным принципом международного права -

суверенного равенства - любое государство имеет право принадлежать или не

принадлежать к международным организациям. В этой связи ограничение в

приеме государств в любую организацию является нарушением международного

нрава.

Членами организации могут быть другие международные организации. Например,

ЕС является членом Организации экономического сотрудничества и развития

(ОЭСР), Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО).

3. Права и обязанности членов организации. Анализ учредительных актов и

деятельности международных организаций показывает, что права и обязанности

государств-членов можно объединить в две категории: индивидуальные и

коллективные.

Любой член организации можёт обладать индивидуальными правами и

обязанностями как партнер такой организации (например, в качестве стороны

соглашения о штаб-квартире, соглашения о сотрудничестве) или член

организации. По мнению Г. Шермерса и Блоккера, членство в международной

организации носит двоякий характер: с одной стороны, государства

функционируют как отдельные части механизма организации, с другой, являются

ее важными партнерами. Таким образом, организация работает на своих членов

и со своими членами.

Как правило, индивидуальные права и обязанности закрепляются в

учредительных актах или решениях международной организации. Например, часто

организация является депозитарием соглашения. К таким обязанностям

относится обязанность каждого члена регулярно платить членские взносы, в

определенный срок представлять отчеты о выполнении конвенций или

учредительного акта.

Коллективные права и обязанности государств-членов закреплены в

учредительном акте или резолюциях международных организаций. Такого рода

права и обязанности имеют общих адресатов, т.е. обращены всем членам или

двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные

действия, затрагивающие интересы всех участников организации.

Права и обязанности государств-членов можно объединить в три

группы: а) права и обязанности,вытекающие из общепризнанных принципов и

норм международного права; б) права и обязанности, непосредственно

касающиеся участия государств во внутренней текущей деятельности

организации; в) права и обязанности, связанные с соблюдением основных

положений учредительного акта организации.

3. Специализированные учреждения ООН: связь и соотношение с

правосубъектностью ООН.

В соответствии со ст. 22 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается

учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для

осуществления своих функций. В настоящее время функционируют около 100

таких органов. По правовому статусу их можно объединить в три группы: а)

органы, являющиеся по своему статусу международными организациями;

б) постоянные органы; в) временные органы.

В первую группу входят Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП),

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа развития ООН

(ПРООН). Они в полной мере соответствуют признакам межправительственных

организаций, хотя и являются автономными органами Генеральной Ассамблеи.

Вторую группу составляют, в частности. Конференция по разоружению (создана

в 1961 г, входят более 40 государств). Комитет по использованию

космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г., входят около 60

государств), Межправительственный комитет по науке и технике в целях

развития (создан в 1979 г., является комитетом полного состава), Всемирный

продовольственный совет (создан в 1974 г., входят около 40 государств),

Комиссия международного права (учреждена в 1947 г., входят представители

более 30 государств), Комиссия ООН по праву международной торговли (создана

в 1966 г., входят 36 государств).

В третью группу можно отнести вспомогательные органы ad hoc, например

Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации (создан в

1974 г.), Специальный комитет против апартеида (создан в 1962 г.).

Специальный комитет по Индийскому океану (создан в 1972 г.). Они занимаются

сравнительно узким кругом проблем, эпизодически собираются на свои

заседания и ликвидируются после подготовки соответствующих международно-

правовых документов или решения проблем, составляющих предмет их

деятельности.

Функции любого вспомогательного органа ООН носят ограниченный характер. Они

выполняют строго очерченную их учредительным актом работу. Деятельность

этих органов полностью определяется главным органом, они находятся в полном

подчинении и под исключительным контролем этого главного органа, указания

которого для них обязательны. Это означает, что главный орган может

отменить любое решение вспомогательного органа или ограничить функции и

полномочия вспомогательного органа, изъять из его компетенции тот или иной

вопрос, сам может рассмотреть данный вопрос.

Разумеется, статус и значимость вспомогательных органов ООН не адекватны.

Одни из них являются практически межправительственными организациями, а

другие - автономными межправительственными органами.

Задача

Охарактеризовать соотношение деятельности международных межгосударственных

организаций (ООН, ОБСЕ, СНГ) с основными принципами международного права.

Основные принципы современного международного права - это основополагающие

императивные, универсальные нормы международного права, отвечающие

закономерностям развития международных отношений нашей эпохи,

обеспечивающие главные интересы человечества, государств, других субъектов

международного права и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами

принуждения. они обязательны для всех без исключения государств и других

субъектов международного права. Исходя из этой особенности, положения

Устава ООН (п. б ст. 2) дают право органам ООН обеспечивать, чтобы все

государства независимо от их членства в ООН действовали в соответствии с

требованиями принципов; они пользуются приматом относительно всех остальных

норм системы международного права: ст. 103 Устава ООН, ст. 53 Венской

конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о

праве международных договоров между государствами и международными

организациями или между международными организациями 1986 г. разъясняют,

что отклонение от нормы, содержащей принцип международного права,

недопустимо и что она может быть отменена только последующей нормой общего

международного права, носящей такой же характер. Следствием указанных

положений является признание норм, не соответствующих принципам,

недействительными, не влекущими правовых последствий и не пользующимися

защитой международного права; принципы в исключение из общих правил

действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, что

позволяет им воздействовать на любую норму, возникшую ранее самого

принципа, вплоть до ее отмены и непризнания связанных с ней последствий;

только деяния, нарушающие принципы международного права, рассматриваются

как международные преступления. Следствием этого является применение к

нарушителям таких мер воздействия от имени сообщества государств, которые

перечислены в ст. 5, 6, 40-47 Устава ООН и включают разрыв экономических,

дипломатических и иных отношений, вплоть до применения вооруженной силы.

Принципы международного права находят свое выражение в деятельности

международных межгосударственных организаций.

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой.

В настоящее время запрет на применение силы или угрозы силой закреплен в

Уставе ООН - универсальном договоре, что свидетельствует о превращении

нормы многосторонней в норму универсальную. Устав ООН содержит также

систему норм, призванных гарантировать соблюдение требований принципа (см.

гл. VII Устава). Некоторые элементы принципа, связанные с ответственностью,

содержатся в Уставах международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио.

Особую роль в реализации принципа играет Совет Безопасности ООН. Определив,

что применение силы государством является актом агрессии (ст. 39 Устава

ООН), он заключает соглашения с государствами-членами ООН о предоставлении

в его распоряжение воинских формирований, техники, срёдств обслуживания.

Ратифицированные в соответствии с конституционной процедурой каждого

государства, эти соглашения приобретают характер источника международного

права (ст. 43 Устава ООН).

Российская Федерация в 1995 г. приняла Закон "О порядке предоставления

Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в

деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и

безопасности", ст. 2 которого говорит об участии Российской Федерации в

международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил,

осуществляемых по решению Совета Безопасности, принятому в соответствии с

Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. В

ст. 11 специально оговаривается, что правовым основанием для Российской

Федерации является особое соглашение с СБ ООН о выделении российских

контингентов и помощи, как это отмечается и в ст. 43 Устава ООН.

Принцип территориальной целостности государств.

Устав ООН (п. 4 ст. 2) запрещает применение силы против территориальной

целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток

расчленения государственной территории, если это не связано с применением

международных санкции.

Обязанности государств, политических универсальных и региональных

организаций, других субъектов заключаются в следующем: они не должны

посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на

государственную территорию, ее части или естественные ресурсы. Они должны

воздерживать от любых действий, могущих прямо или косвенно нанести

существенные ущерб территории государства или ее составным частям или

ресурсам.

Государства имеют право на целостность своей территории и ее частей; в

случае нарушения своих прав они могут применить принудительные меры,

допускаемые международным правом, могут обратиться в Совет Безопасности и

Генеральную Ассамблею ООН, региональные организации, созданные в

соответствии со ст. 52-54 Устава ООН. Понятие территориальной целостности

не противоречит правомерным территориальным изменениям, предпринимаемым

государствами по договоренности, с согласия населяющего их народа,

выраженного посредством плебисцита.

Международному праву известны случаи нарушения территориальной целостности

государства в качестве санкции за совершение международного преступления;

так, в результате второй мировой войны был установлен особый режим

управления Западным Берлином, территория Германии была разделена на зоны,

управляемые от имени четырех держав - участниц антигитлеровской коалиции.

Принцип нерушимости государственных границ определяет сотрудничество

государств по установлению границ, их охране, решению спорных вопросов в

связи с границами.

Государства обязаны не нарушать установленные внутренними и международными

нормами правила о режиме границ. Так, режим охраны границы Российской

Федерации, установленный Законом "О государственной границе Российской

Федерации" 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на территорию

России, Шенгенское соглашение 1990 г., заключенное 9 государствами Европы,

напротив, установило принцип безвизового пересечения границы гражданами

государств - участников Соглашения. Правом государства является

установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных с

прохождением границы физическими лицами, транспортными средствами,

товарами.

В отношении границ также действует институт мер доверия, выражающийся в

запрете передвижения войск или проведения учений вблизи границ, создания

зон безопасности и др., в установлении транспарентности (прозрачности)

границ для отдельных видов товаров, услуг. Такой режим установлен между

некоторыми странами СНГ.

Нарушение границ считается международным преступлением, в связи с чем

возможно применение самых жестких ответных мер, предусмотренных, в

частности, в ст. 39-47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других

санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета

виновного государства.

Принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным

контролем.

Формирование принципа всеобщего и полного разоружения как правовой нормы

началось с включения в Устав ООН права Генеральной Ассамблеи обращаться к

государствам-членам с рекомендациями по поводу разоружения и регулирования

вооружений. Полная же формулировка принципа в том виде, в каком он

существует в настоящее время, сложилась из содержания преамбул практически

всех известных договоров, конвенций, соглашений о конкретном разоружении.

Особое значение среди них имеют универсальные - открытые для всех

государств -договоры. Первым среди них является Московский договор о

запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве

и под водой 1963 г., подтвердивший, что "главной целью является

скорейшее—достижение соглашения о всеобщем и строгом разоружении под

строгим международным контролем в соответствии с целями ООН.

Механизм соблюдения договоров по разоружению складывается из трех основных

элементов: 1) национальных средств и методов разоружения и контроля за

разоружением со стороны других участников, 2) средств и методов,

предусмотренных самим договором для данного вида вооружений, 3)

универсальных институтов, например. Совета

Безопасности ООН, к которому апеллирует большинство договоров, конвенций по

разоружению.

Принцип мирного разрешения международных споров является функциональным

принципом международного права. Конкретизация принципа, согласованное

понимание и толкование его положений, а также соображения по поводу его

развития предпринимаются через систему актов Генеральной Ассамблеи ООН, ее

деклараций и резолюций, таких, как Декларация о принципах международного

права, касающихся дружественных отношений государств (1970 г.), Манильская

декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г., и региональных

актов, например. Итоговый документ Совещания в Валлетте "Принципы

урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию

споров" 1991 г.

В случае, если спор имеет серьезный характер и если его продолжение может

угрожать интересам безопасности сторон и всеобщему миру, Совет Безопасности

ООН может рекомендовать сторонам принять конкретную процедуру

урегулирования, а в случае отказа обратиться с призывом к сообществу

государств применить уставные санкции против нарушителей по ст. 40-41

Устава ООН.

Особенностью содержания принципа мирного разрешения международных споров

является входящий в его структуру достаточно обширный перечень способов

мирного разрешения межгосударственных противоречий. Один только Устав ООН

содержит их около десятка. Кроме упомянутых ранее, ст. 33 называет

двусторонние переговоры, добрые услуги, посредничество, являющиеся

традиционными, и новые - обращение к региональным органам, обследование.

Все известные региональные организации имеют органы мирного разрешения

споров - комиссии, комитеты, суды. Так, ОАЕ (Организация африканского

единства) имеет комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу; Лига

арабских государств - юридический коми тет, кроме которого споры может

разрешать также Совет Лиги; Организация по безопасности и сотрудничеству в

Европе имеет Суд по примирению и арбитражу и Комиссию по примирению.

Принцип суверенного равенства государств.

Основным источником принципа равноправия является Устав ООН, закрепивший

его в писаной форме в п. 1 ст. 2, практически все правомерные международные

договоры и обычаи рецепируют положения принципа или основываются на нем.

Как и другие принципы, он конкретизируется также в морально-политических и

других видах социальных норм, регулирующих отношения государств, - в

Декларации о принципах, касающихся дружественных отношений государств (1970

г.), Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г., Итоговом

документе Мадридской встречи СБСЕ 1983 г. В случае нарушения принципа,

например, при заключении неравноправных договоров, дискриминации при

реализации внешней функции, возможно применение санкций в виде ответных

мер, адекватных нарушению.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств.

Устав ООН, положивший начало формулированию принципа в писаной форме,

подтвердил существование практики невмешательства государства в дела, по

существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, хотя и ограничил

круг субъектов вмешательства только органами ООН.

Любое действие, предпринятое с целью неправомерного, в нарушение принципа,

давления на государство, дает последнему или сообществу право на ответные

действия, предпринимаемые индивидуально или через международные механизмы

ООН и региональных организаций.

Государство само определяет пределы своей компетенции и само может пойти на

ее ограничение в интересах международного сотрудничества - для защиты

окружающей среды, защиты прав и основных свобод человека, общей

безопасности, решения глобальных проблем. Подобные самоограничения

необходимы также при реализации взятых на себя международных обязательств,

особенно в упомянутых областях сотрудничества.

Наиболее полное выражение, причем только в отношении договоров, принцип

получил в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и в ст.

38 Статута Международного суда ООН, где говорится о применении наряду с

писаными также и обычно-правовых норм.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств защищается

такими международными механизмами, как институционные и третейские суды,

взаимные консультации и др. Он особенно важен для всего сообщества, т.е.

обеспечивает единый стабильный миропорядок через единообразное применение

договоров и обычаев.

Принцип равноправия и самоопределения народов и наций.

Принцип в краткой форме, тезисно сформулирован в Уставе ООН, затем - в

универсальном кодифицирующем договоре - Пактах о правах человека 1966 г.

Статья, содержащая перечень прав нации как самоопределяющейся единицы,

выделена в особую часть. В период перед принятием Пактов содержание

принципа совершенствовалось в форме международно-правового обычая. Часть

принципа, связанная с предоставлением независимости колониальным странам и

народам, в развитии опиралась на морально-политические нормы, содержащиеся

в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам,

принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г., и Декларации о принципах

1970 г.

Существующий, таким образом, сравнительно недолго принцип имеет весомые

результаты — за время его действия практически решена поставленная Уставом

ООН задача деколонизации планеты, получили независимость около ста

государств, к 2000 г., по материалам ООН, в колониальной зависимости не

должно остаться ни одной территории, ни одного народа или нации.

В связи с таким положением принцип претерпевает некоторые сущностные

изменения - если раньше на первый план выдвигалась задача борьбы с

колониализмом, ущемляющим политические, экономические, национально-

культурные права неоформленной государственной общности, то ныне в

соответствии с принципом право на самоопределение имеют каждые нация или

народ, решившие изменить свой политический, экономический статус - выйти

из состава государства, влиться в

двугое государство, образовать конфедерацию. На первом этапе развития

принципа упор делался на регламентацию статуса колонизуемого и

колонизатора, определялись их взаимные права и обязанности, наиболее

существенным, ключевым было право колонизуемого применить против

колонизатора военную силу, что запрещалось международным правом, если речь

шла о межгосударственных отношениях (см. раздел о принципе запрещения

применения силы и угрозы силой). При этом, однако, требовалось, чтобы народ

или нация имели орган, возглавляющий такую борьбу, поддержку со стороны

большей части населения, способный эффективно контролировать значительную

часть национальной территории. При достижении собственной государственности

народ и нация должны были подчиниться всем без исключения принципам

международного права.

Принцип уважения прав и основных свобод человека.

Нормативно, в виде универсальной правовой нормы, он был закреплен в

преамбуле, ст. 1 и 55 Устава ООН в 1945 г. Далее следовали его

конкретизация и уточнение содержания в морально-политических резолюциях и

декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, из которых важнейшей, этапной, была

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Ее содержание сегодня интересно

тем, что она показывает, каковы были в тот период представления о комплексе

прав, принадлежащих человеку. Одновременно с 1946 по 1966 г. шла работа в

Комиссии международного права Генеральной Ассамблеи ООН над проектом

обязательного документа - международного договора, защищающего права И

основные свободы человека.

Созданные в результате два документа - Пакты о правах человека 1966 г. -

вступили в силу в 1973 г., став базовыми, кодифицирующими положения

принципа документами. Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об

экономических, социальных и культурных правах представляют собой, несмотря

на их обширность и проработанность, только минимум прав, которые должны

быть предоставлены государствами индивиду, проживающему на их территории, и

закреплены в национальном законодательстве. Позже они также были дополнены

и конкретизированы договорами, защищающими отдельные права человека или

отдельные категории индивидов. К ним относятся такие, как Конвенция о

ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 1979 г.. Конвенция о

правах ребенка 1989 г.

Параллельно шло формулирование составов деяний, считающихся грубым

нарушением, преступлением против прав человека, в конвенциях о наказании за

геноцид, расовую дискриминацию, апартеид (1948, 1966 и 1973 гг.

соответственно).

Для защиты своих прав индивид обращается к помощи национальных судов,

действующих в соответствии с конституциями государств, положения которых в

части, касающейся прав человека, должны соответствовать международно-

правовым стандартам - источникам принципа уважения прав и основных свобод

человека. В ряде случаев, например, по Конвенции о запрещении пыток и

любого другого обращения, унижающего Достоинство человека, некоторым

региональным документам, индивид с согласия государства может обращаться и

в международные органы.

В случае систематического нарушения прав человека в органы международной

юстиции, в органы ООН могут обращаться любые члены сообщества государств,

так как при нарушении принципа страдающим, как указывалось ранее, считается

все сообщество.

Поскольку принцип обращен к государствам - субъектам международного права,

речь должна идти именно об их правах и обязанностях.

Они имеют право, являясь, как было указано ранее, членами сообщества,

требовать, чтобы все государства соблюдали, свои международные

обязательства и не нарушали права человека на своей территории;

имеют право обратиться с иском о нарушении прав человека в органы ООН -

Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Международный суд, региональные

органы, органы, созданные конкретными договорами для наблюдения за их

выполнением. Например, комитеты и комиссии по правам человека Созданы в

соответствии с Пактами о правах человека, Конвенциями о запрещении расовой

дискриминации и апартеида. Государства имеют право требовать наказания лиц,

виновных в грубых нарушениях прав человека - международных преступлениях

против человечности, и наказывать их, если они оказались на их территории,

в пределах их юрисдикции; для этого они имеют право учреждать особые

международные суды и трибуналы, как, например. Нюрнбергский, Токийский

трибуналы, международный трибунал по Югославии, по Руанде.

Принцип международной защиты окружающей среды

Относится по времени возникновения к новейшим, послеуставным принципам

международного права.

В рамках ООН, других универсальных международных организаций ИМО, ИКАО,

ЮНЕСКО - созданы специальные органы занятые мониторингом окружающей среды и

обладающие правом принятия мер, обеспечивающих выполнение международных

договоренностей. Особую роль среди них занимает ЮНЕП — Программа ООН по

окружающей среде.

Сводя воедино перечисленные ранее правовые основания, а также учитывая

постоянность и длительность практики государств по защите окружающей среды

(создание нормативных актов, участие в международных организациях,

формулирование понятия преступления против окружающей среды), можно сделать

вывод о завершении этапа становления принципа и о включении его в систему

основных принципов современного международного права.

Принцип защиты окружающей среды, как и принцип уважения прав и основных

свобод человека, связан с общечеловеческими ценностями, системообразующими

факторами, обусловливающими существование

самой цивилизации. Права государств применительно к принципу заключаются в

возможности вести мониторинг национальными и международными средствами,

обращать внимание сообщества на нарушение договоров о защите окружающей

среды, требовать наказания виновных, а в случае совер шения экоцида

привлекать к дополнительной ответственности также и физических лиц -

руководителей государства, его ведомств и др. В необходимых случаях, в

случаях антропогенных катастроф государства могут просить о помощи со

стороны сообщества.

Обязанности, обусловленные принципом, корреспондируют перечисленным нравам

- государства обязаны сохранять окружающую среду внутри своих границ и за

их пределами, нести ответственность в случае нанесения ущерба окружающей

среде, добросовестно выполнять международные договоры, иными словами, как

сказано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: "Нести историческую

ответственность за сохранение окружающей среды перед нынешним и будущими

поколениями".

Список использованной литературы.

1. Международное публичное право. Учебник. Под ред. Бекяшева М. 1998

2. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в

международно-правовом регулировании. М. 1998

3. Международные организации: справочник Шреплер. М. 1995

4. Международное публичное право. Сборник документов. Том 1. М. 1996

5. Международные организации под ред. Блищенко 1994






Информация 







© Центральная Научная Библиотека