Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Боги Египта

Боги Египта

Московский Государственный Технический Университет им. Баумана

Реферат по культурологии

Тема: Боги Египта

Подготовила:

Артищева Ольга, МТ8-31

Преподаватель:

Акимова И.А.

г. Москва, 1997.

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный,

поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения

явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за

видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы,

реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых

воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами.

Египетская мифология ближе всего подходит к греческой. Греки,

покорив Египет, стали интересоваться его историей и культурой и

изучать его верования; они придали и египетским мифам свою окраску

и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. «На

вершине божественного египетского пантеона, - говорит Мариэтт,

известный французский египтолог, - восседает бог единый, бессмертный,

несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в

глубине его сущности. Он - творец, неба и земли, он сотворил все,

что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог,

существующий исключительно для посвященных в таинство святилища».

Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но вне

святилища бог принимает тысячу образов, самых разнообразных, потому

что его собственные атрибуты, воплощенные, являются для

непосвященной толпы видимыми богами, которых искусство воспроизводит

и как бы размножает в бесчисленных образах, разнообразных до

бесконечности. Все разнообразные формы, которые египетские боги

принимают в изображениях художников, могут быть объяснены различными

условиями страны и верований. Религия египетская была собранием

различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков

многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в

долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток

своего общего характера и ума, философского или суеверного.

Восток был и есть страна мечтателей и великих основателей

религиозных систем. Африка же есть страна фетишизма и чистого

идолопоклонства. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная

раса, всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь. Там человек

чувствовал себя несравненно ниже этих зверей, потому что они

о6ладали в более высокой степени силой, проворством и ловкостью,

поэтому все божества этих рас что-нибудь да заимствуют у животных.

Впрочем, греки, всегда склонные искать в своих собственных мифах

объяснение чужих богов, несколько иначе объясняют верования египтян

и образы их богов. Вот каковы их воззрения. Во время страшной,

ожесточенной борьбы олимпийских богов с великанами многие боги,

спасаясь от преследований своих противников, принуждены были бежать в

Египет, приняв, для того чтобы их не узнали враги, образ или

форму животных. А египтяне приняли за действительный их вид те

заимствованные ими формы, под которыми они их увидали впервые.

Когда же греки захотели посредством искусства изобразить египетских

богов, то они их совершено преобразили, отняв у них их животный

характер, который казался грекам чем-то постыдным для богов. Итак,

над этими бесчисленными божествами различных форм находится один

высший бог, которому поклоняются под различными именами сообразно с

местностью. Этот бог, которого все священные мифы называют “единым

действительно живущим существом”, породил всех низших богов. И этот

бог, не имеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские

образы, и женский, играющий роль матери, которая остается вечной

девственницей, потому что сын у нее зарождается сам собой.

Египетская мифология не представляет правильной определенной системы,

обнимающей в своих мифах землю и небо. Египетская религия, как и

само царство, была не что иное, как собрание местных культов, а

потому в ней встречается повторение одних и тех же идей,

воплощенных в различные типы и со значительными вариантами. Но

бесчисленное количество богов, которым поклонялись египтяне, не могло

совершенно изгладить в них понятие о высшем и едином божестве,

которое, каким бы именем его ни называли, священные мифы определяют

повсюду одними и теми же выражениями, не оставляющими ни

малейшего сомнения в том, что оно есть именно это высшее и

единое существо. Осирис - бог солнца, Исида - его сестра и

супруга, и Гор - их сын. Об этих богах сложились мифологические

легенды, пересказанные нам греческими писателями, и эти мифы как

бы являются символами борьбы солнца и мрака, света и тьмы.

Подробности этих легенд, или, лучше сказать, греческих пересказов,

интересны уже тем, что объясняют нам множество Эмблем и символов,

часто встречающихся на памятниках египетского искусства. Исида первая

дала людям рожь и ячмень, а Осирис - изобретатель земледельческих

орудий - основал общество и общественную жизнь, дав людям законы,

он же научил их собирать жатву. Затем, желая распространить на

всех свои благодеяния, он странствует по всему свету, покоряя людей

не грубой силой, а чарами музыки. В его отсутствие брат его

коварный Тиф он, или Сет, олицетворяющий бесплодность пустыни, хочет

царствовать на его месте, но все планы злодея разбиваются о силу

воли и стойкость Исиды. Осирис возвращается. Тифон делает вид, что

обрадован возвращением брата, но в сообществе с Азо, царицей

эфиопов, этих исконных врагов Египта, приглашает он Осириса на пир,

где его ждет погибель. Во время пира приносят великолепный гроб,

вызывающий восторженные похвалы пирующих. Египтяне очень заботились о

своих гробах и часто еще при жизни заказывали себе роскошные

гробы, чем и можно объяснить это сказание о хитрости, употребленной

Тифоном. Тифон объявляет, что подарит гроб тому, кто в нем

свободно поместится, гроб был заказан им по мерке брата. Все

присутствующие пробуют поместиться в нем, но напрасно. Наступает

очередь Осириса: он, ничего не подозревая, ложится в него, а Тифон

и его сообщники захлопывают крышку, заливают ее свинцом и кидают

гроб в Нил, откуда он через одно из устьев реки попадает в море.

Таким образом, погиб Осирис после двадцативосьмилетнего царствования.

Лишь только умирает Осирис, вся страна оглашается жалобными

криками: до Исиды доходит печальная весть о гибели супруга; она

облачается в траурные одежды и отправляется искать его тело. Она

находит гроб в тростниках близ Библа, но, пока она отправляется за

сыном Гором, Тифон овладевает телом Осириса, разрезает его на

четырнадцать частей и кидает куски во все рукава Нила. Согласно

преданиям, Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и

память о его благодеяниях заставила его отождествить с принципом

добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела

и, другое религиозное, моральное, объяснение: Осирис есть заходящее

солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой-мраком. Исида - Луна

вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца, а Гор -

восходящее солнце - мстит за отца, рассеивая темноту. Но если

солнце есть видимое проявление Осириса, то добро есть его

нравственное проявление; когда заходящее солнце умирает, оно вновь

появляется на горизонте в образе Гора - сына и мстителя Осириса.

Точно так же добро, погибающее под ударами зла, появляется вновь в

образе торжествующего добра, в образе зла, победившего зло. Осирис

олицетворяет заходящее, ночное солнце, поэтому он председательствует

в подземных странах, судит умерших, и присуждает награды праведным

и кары грешным душам. На земле долина Нила принадлежала добрым

богам - Исиде и Осирису, тогда как бесплодная и жгучая пустыня, а

также зловредные болота Нижнего Египта - владения злого Тифона.

Земледельческие племена, населявшие долину Нила поклонялись Апису,

этому воплощению Осириса в образе быка - символа земледелия, и бык

был посвящён Осирису. А кочующие племена пустыни , всегда

презираемые оседлыми жителями городов, употребляли для верховой езды

осла , и осел - животное , посвященное Тифону. Но так как

губительные испарения болот являются так же произведением злого

духа, то их воплощали в крокодиле, животном, а также посвященном

Тифону. Гор не убил Тифона, потому что зло продолжает существовать

на земле, но он ослабил его и тем упрочил победу

божественного закона над беспорядочными силами природы. Осирис часто

изображался в виде мумии; его обычные атрибуты - крюк или кнут,

символ власти, и эмблема Нила в виде креста с ушком наверху; это

впрочем, отличительный признак всех египетских богов и называется

многими учёными - исследователями мифологии ключом Нила. Иногда же

Осирис изображается с головою быка (рис.1). Исиду часто

смешивали в искусстве с более древней египетской богиней Хатор,

олицетворявшей небесное пространство, по которому движется солнце;

изображение этой богини сохранилось на капителях храма в Ден-дере;

это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание -

символ вселенной; она как бы стоит на богато украшенной чаше,

символе влаги, без которой ничто не могло бы существовать на

земле. Отличительные признаки Исиды - диск, двойная корона,

означающая владычество над Верхним и Нижним Египтом, и рога на

голове (рис.2). Когда Гор, победив Тифона, привел его к ней в

оковах, Исида по своей доброте простила его: тогда разгневанный Гор

лишил ее короны и заменил ее рогами. Богиня точно так же

изображалась очень часто с головою коровы; вот почему греки

отождествляют ее с нимфой Ио, превращенной Юноной в корону. На

одной из древнейших статуй изображена Исида с головою коровы,

кормящая грудью Гора (рис. 3) В честь этой богини были

установлены празднества, известные под названием таинств Исиды, в

них принимали участие только жрецы и посвящённые. Так как все

объяснения египетских мифов греки основывают исключительно на

соотношении с греческими мифами, то можно предполагать, что Тифон,

временно побеждающий Осириса, есть тот же великан Тифон, также

временно победивший Юпитера. Надо было измыслить миф, объясняющий

происхождение и рождение египетских богов; для богатых воображением

греков это было делом нетрудным. Они придумали следующее: Осирис и

Исида - дети бога Солнца; этот бог, разгневанный на жену за ее

измену, объявил, что у нее не могут родиться дети ни в один из

трехсот шестидесяти дней в году (тогда в году считалось триста

шестьдесят дней). Меркурий, считал себя слегка виновным в измене

богини, захотел исправить причиненное им зло, но так как ни один

бог не может изменить того, что решил другой, то он, по своему

обыкновению, пустился на хитрость: он предложил Луне сыграть с ним

в кости, выиграл у нее семидесятую часть ее света и сотворил из

этой части пять дополнительных дней в году. В эти-то пять

дополнительных дней и родилось пять главных египетских богов:

Осирис, Исида, Тифон, Гор и Нефтида. На памятниках искусства Осирис

является преимущественно в сценах, изображающих похоронные церемонии

и суд над умершими. Исида и Гор фигурируют главным образом во

всех явлениях обыденной жизни и во всех сценах, имеющих какое-либо

отношение к земледелию. В день рождения Гора, совпадающий с самым

коротким днем в году и с цветением лотоса, Гор называется Гор-па-

хердом и тогда изображается в виде слабого ребенка, сидящего на

цветке лотоса; он держит палец у рта, и вот почему его статуи

долгое время принимались за изображение бога молчания. На одном из

барельефов храма в Гермополисе изображен Гор, выходящий из цветка

лотоса, эмблемы Нила и вечной жизни; волосы молодого бога заплетены

наподобие бараньих рогов, в руке он держит плеть - символ власти;

Исида сидя протягивает ему руку, как бы помогая ему выйти из

цветка; позади Гора стоит Нефтида, она дотрагивается до его головы

ключом Нила (рис. 4). На многих памятниках Исида изображена кормящею

грудью Гора, достигшего уже юношеского возраста. В храме города

Фил был найден барельеф, представляющий жреца, приносящего жертву

Исиде в виде цветов лотоса; богиня кормит грудью Гора, стоящего

подле нее; две богини сидят позади Исиды: одна держит зубчатую

линейку - эмблему разлива Нила (она как бы отмечает подъем воды),

а другая держит скипетр, оканчивающийся лотосом, и ключ Нила

(стр.5). Другое скульптурное произведение, найденное в том же храме,

изображает женщину, поющую священный гимн перед Исидой и Гором;

она аккомпанирует себе на арфе, украшенной всеми атрибутами Исиды;

Гор держит в одной руке ключ Нила, а палец другой руки подносит

ко рту (рис. 6). Осирис был главным богом всего Египта, а потому

вокруг его имени группируются почти все мифы и аллегории египетской

религии. «Вся человеческая жизнь, - говорит Мариэтт - уподоблялась

древними египтянами тому пути, который солнце пробегает по небесному

своду, заходящее солнце, исчезавшее за горизонтом, казалось им

образом смерти. Лишь только наступал торжественный момент смерти для

какой-нибудь души на земле, Осирис должен был провести ее к

жизни вечной. Он отождествляется с нею, проходит с нею вместе

через все испытания, назначенные этой душе для очищения ее от

греха; он же смягчал суровых привратников ада и боролся с

чудовищами, обычными спутниками мрака и смерти. Наконец, он же,

победив мрак с помощью восходящего солнца - Гора, восседал в

страшном судилище смерти и открывал очистившейся душе врата вечного

жилища, и блестящее утреннее солнце, появлявшееся с рассветом на

горизонте, являлось символом этого второго рождения к жизни вечной,

не знающей больше смерти». Осирис, по мнению египтян, желая дать

людям видимый образ своего присутствия среди них, воплощается в

быка Аписа (рис.7). Когда в священных коровниках Мемфиса появлялся

на свет теленок с особенными священными приметами, жрецы тотчас же

объявляли о милостивом воплощении Осириса, и повсюду это известие

вызывало народную радость и веселье. Когда Апис умирал естественной

смертью, его с большою пышностью хоронили в подземельях храма

Серапеума, развалины которого теперь найдены. Если же Апис достигал

двадцати восьми лет, число лет Осириса, его убивали. Голова Аписа

должна была быть черной с белым треугольником на лбу; туловище

белое, но с черными пятнами определенной формы. Богиня Нефтида,

которую греки отождествляли с Венерой, была супругой и вместе с

тем сестрой Тифона, но она предпочла другого брата, мягкого и

доброго Осириса, и от союза с ним у Нефтиды родился сын Анубис,

или Инпу, бог с головою шакала, хранитель мумий. Когда Осирис был

убит Тифоном, Анубис его бальзамировал. На одной из фараоновых

гробниц в Фивах изображён Анубис, исполняющий свои печальные

обязанности. Он стоит подле ложа, на котором лежит мумия. Под

ложем стоят четыре сосуда: у первого вместо крышки - человечья

голова, у второго - голова обезьяны-павиана, третий - с головой

шакала и четвертый - с ястребиной головой. Эти головы являлись

воплощением второстепенных божеств, на обязанности которых лежало

охранение внутренностей умерших, положенных в эти сосуды (рис. 8).

Это изображение встречается очень часто на многих надгробных

памятниках. У греков обязанность сопровождать души в жилище смерти

выпала на долю Меркурия, а потому греки отождествляли его с

Анубисом. Тот - бог с головою ибиса олицетворяет божественный

разум, который сотворил всю Вселенную. Он по преимуществу бог

письмен, поэтому он также отождествляется с Меркурием. Ом же -

организатор мира, разогнавший первобытный мрак, и он же рассеивает

потемки души, т.е. невежество и дурные мысли - этих вечных врагов

человечества. Ибис и обезьяна - кинокефал, или павиан - посвящены

этому богу. Ибис - птица, появляющаяся в Египте перед разливом

Нила; следовательно, она, по египетским понятиями знает и

предвидит будущее. Кроме того, когда эта птица ест, ее клюв

образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис

олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, и вот

почему ибис посвящен Тоту, богу божественного разума. В обязанности

этого бога входило наблюдение и определение той высоты, до которой

должен был подниматься Нил во имя разливам, отчего зависело

плодородие в Египте и вместе с тем и существование его обитателей.

На одном из барельефов в храме города Фил (рис. 9) изображен

жрец или важное лицо просящее богов о благополучном разливе Нила.

На этом барельефе бог Тот изображен с головою ибиса, он держит

в одной руке зубчатую линейку - символ разлива Нила, а в другой

- тростник, которым собирается отметить подъем воды. Иногда же Тот

изображался в образе обезьяны павиана, пишущего на табличках.

Египтяне верили в бессмертие души; это была с незапамятных времен

главная доктрина египетской религии. Благодаря ней установились все

своеобразные похоронные обряды и обычаи, а также и все эмблемы,

изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта была эпоха

возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов

древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной

из них была строгая система композиционных и иконографических правил,

получивших название “канона”. В древнеегипетском искусстве каноны

не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы

сооружались как усыпальницы . В гробницы помещали портретные статуи

в качестве нетленных двойников покойных , убежищ для их бессмертных

душ - “ка”. Внутри стены гробниц обильно украшались росписями и

рельефами, прославлявшими владельцев и рассказавшими об их подвигах

в жизни. Бессмертие было обещано тем душам, которые Осирис,

верховный судья, признает праведными. Эти души должны были вернуться

в их телесную оболочку и оживить ее новою жизнью, не знающей

смерти. Души же грешных подвергались вторичной смерти, за которой

следовало небытие. Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена

в египетском похоронном требнике. Эта священная книга, которая

должна была находиться в каждом

гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов.

Глава вторая этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после

смерти, а глава сорок четвертая ясно и определенно говорит о том,

что эта новая жизнь

будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными мерами,

обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай

бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или

же для того, как говорит текст требника, «чтобы душа могла вновь

соединиться со своим телом». На одном надгробном памятнике в виде

столба (стела) в Булакском музее умерший, представ перед Верховным

Судьёю, говорит следующее, как гласит надпись: «Я привязан к богу

моей любовью, я накормил голодающего, подал воды жаждущему, одел

лишенного одежды и приютил бесприютного». Эти слова, в которых

выражено стремление к высшему нравственному совершенству, являются на

этом памятнике не случайным единичным явлением, говорит Мариэтт, а

встречаются весьма часто на надгробных памятниках, так что их можно

считать обычной повседневной молитвой. Бог Тот изображался всегда в

сценах суда над душами и встречается очень часто на надгробных

памятниках. Он часто изображался с богиней Пахт, или Сехмет,

богиней с львиной головой. Иногда, впрочем, она изображалась с

головою кошки, потому что Пахт, богиня правосудия, становится

злобной львицей для грешников, для праведных же она является такою

же

ласковою, как кошка. Душа умершего представала перед судьями,

помощниками далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах

взвешивалось все добро

и зло, содеянное этой душой, и бог Тот записывал решение, а

Осирис выносил приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа

должна была

воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в

свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже к образе животного

на землю среди живущих. Затем для этой души вместе со второй

смертью наступало небытие, потому что, по мнению египтян, бессмертие

души приобреталось или утрачивалось человеком сообразно с его жизнью

и поведением на земле. Хотя Осирис, Исида и Гор - главные

египетские боги, но Мемфис и Фивы, бывшие долгое время столицами

двух отдельных царств, имели особенных богов, которые потом

смешались и соединились в египетской мифологии. Птах был главным

богом Мемфиса; он обыкновенно изображался в виде мумии с обритой

головой. Он назывался богом «с красивым лицом, богом, придающим

новую жизнь или новые формы». Птах есть то божество, которое

снабдило бога Ра, сотворившего

Вселенную, всеми элементами, из которых составился мир. Он часто

изображается с символом воскресения на голове - это скарабей, или

навозный жук, - и попирает ногами крокодила, символ мрака. Амон

является высшим божеством Фив; греки отождествляли его с

Юпитером. Он главный деятель в природе и главная причина,

заставляющая природу вечно возобновляться. Так как для Египта высшее

проявление могущества этого бога заключалось в размножении стад, то

Амон чаще всего изображался в виде барана, и вот почему в Фивах

к храмам, посвященным этому богу, вели дорожки, украшенные по обеим

сторонам бараньими головами. Это животное было ему посвящено и -

чаще всего приносилось ему в жертву. Когда Амон олицетворял

живительную теплоту солнца, он назывался Амон-Ра. Его супруга -

богиня Мут - называлась царицей неба и владычицей ночи, она же была

матерью восходящего солнца. Обычная одежда Амона - короткая туника,

подпоясанная кушаком, его головной убор - красная корона с двумя

большими черными перьями. Богиня Мут всегда изображалась с двойной

короной (пшент)-- эмблемой господства над Верхним и Нижним

Египтом. Её отличительный признак - ястреб, символ материнства.

Египтяне полагали, что все ястребы - самки, и поэтому считали его

символом материнства.

Нил есть только видимое воплощение Амона, которому Египет обязан

своим плодородием. Бог тогда назывался Амоном-Нилом или Кнуфисом. На

одном античном барельефе в храме Дендеры Амон-Кнуфис изображен с

бараньей головою, украшенною перьями; он с распущенными крыльями и

держит в одной руке ключ Нила, а в другой - парусное судно (рис.

10). Многочисленные памятники Египта изображают этого бога как

повелителя Нила, регулирующего разлив его вод. На одном барельефе в

городе Филах изображен египетский фараон Птолемей III Евергет,

приносящий жертву Амону-Кнуфису (рис. 11). Этот бог, по обыкновению,

окрашен в голубую краску, его баранья голова ещё украшена

козлиными рогами, символом размножителя, диском и солнечными лучами;

он держит в руке ключ Нила и жезл милостивых и добрых богов; за

ним сидит его супруга, окрашенная в красную краску: на голове у

нее рога, а в руках жезл с цветком лотоса, отличительный признак

египетских богинь, и ключ Нила.

Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и

получали тогда титул сыновей Амона. Александр Великий, говорит один

из исследователей Древнего Египта, будучи умным и хитрым политиком,

прекрасно понял, что самый лучший способ упрочить свою власть над

Египтом и приобрести популярность заключался в том, чтобы

воспользоваться некоторыми религиозными предрассудками, упроченными

веками; поэтому он отправился в оазис Амона, где находился главный

храм и оракул этого бога. Оракул провозгласил его сыном Амона,

или солнца, и с тех пор он является в глазах египтян воплощением

солнца, которому они должны были, по своим верованиям, повиноваться

беспрекословно и безропотно. Его потомки Птолемеи продолжали

следовать его примеру, отправляясь в храм Амона за почетным в той

стране титулом - “сын солнца”.

Диодор Сицилийский упоминает в своих сочинениях о праздниках и

торжественных шествиях, во время которых изображение бога Амона

несли в священной лодке. “Статуя бога, говорит он, покрыта

изумрудами и другими драгоценными украшениями. Восемьдесят жрецов

несут ее в золотой лодке на своих плечах; их сопровождают толпы

женщин и молодых девушек, поющих священные песни и стихи”.

“Египтяне, говорит Плутарх, уверяли, что солнце и луна не ездят

на колесницах, как то полагали греки, а только в лодках, в

которых они плавают вокруг земли”. И действительно, греки всегда

изображали солнце под видом юноши, голова которого окружена лучами,

едущим на колеснице, которой он управляет, тогда, как египтяне

всегда изображали солнце едущим в лодке. Обыкновенно посредине

священной лодки находилось изображение бога, скрытого от глаз толпы

занавесками или дверцами; всевозможные эмблемы, изображение

второстепенных богов и священных сосудов покрывали нос и корму

лодки. Символические лодки, изваянные на стенах храмов, - копии тех

священных лодок, которые несли жрецы на плечах во время шествия.

Эти лодки были украшены драгоценностями и делались из дерева редких

пород, слоновой кости и даже золота и серебра; они все походили

друг на друга и отличались только атрибутами и эмблемами. В храме

города Фил находится изображение символической лодки, посвящённой

Исиде; её несут на плечах жрецы (рис.12); нос и корму лодки

украшают головы Исиды, а над лодкою изображён диск, окружённый

лучами, - символ движущегося солнца. На стенах Карнакского храма

изображена такая же священная лодка; она плавает по Нилу;

украшающие её бараньи головы указывают на то, что она посвящена

Амону, главному божеству Фив. Но эта лодка не сама плавает по

священным водам: её тащит другая, более скромная лодка; она

украшена цветами лотоса, и у неё голова ястреба - перелётника

(сокол) - символ восходящего солнца (рис. 13). Каждому почти

египетскому богу придавали, таким образом формы, и каждому из них

посвящено было таким образом какое-нибудь животное. Итак, мы

познакомились с богами древнеегипетского мира, оставившими о

себе память своими делами или мыслями. Это были мужчины и женщины

, счастливые и несчастливые, глупые и мудрые , преступники и

жертвы . Но все вместе они составляют мифы и легенды , которые

объясняют нам некоторые явления природы . Таким образом мифология

является одной из самых важных и интересных наук.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. “МИФЫ В ИСКУССТВЕ СТАРОМ И НОВОМ” по РЕНЕ МЕНАРУ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1993

2. КЕРАМ “БОГИ, ГРОБНИЦЫ, УЧЁНЫЕ”

МОСКВА 1953

3. И.А. АНТОНОВА “ШЕДЕВРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА”

МОСКВА 1986






Информация 







© Центральная Научная Библиотека