Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Буддизм

Буддизм

БУДДИЗМ, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий.

Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха

Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии

5 в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр.

Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма,

даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на

него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм

религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма — учение о «4

благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние

освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные

состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание —

состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и

одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние

несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения

дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души

как неизменной субстанции — человеческое «я» отождествляется с совокупным

функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления

субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно

высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ

Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.

* * *

БУДДИЗМ, древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к

деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в городах

долины Ганга примерно в 5 в. до н. э.

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках

одного государства), ни других централизующих социальных институтов.

Единственным общим для всех буддистов правилом является правило хранить три

Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху.

Это простое правило передавалось из поколения в поколение, от учителей

ученикам и разошлось практически по всем странам Южной, Восточной и

Центральной Азии, а в 20 в. — Северной Америки, Европы, России. Согласно

этому правилу,

1) Есть Будда — совершенно просветленное, всеведущее существо, достигшее

духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной

последовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются

Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют

окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных

устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни

богам, ни святым других религий.

2) Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, который является

смысловым ядром Вселенной, в соответствии с которым происходят все процессы

вне и внутри человеческих судеб, с помощью которого можно понять законы

жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот Закон

Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей,

бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80

до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном

буддийскими монахами языке (близком санскриту) индо-европейской группы. Эти

писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались Три

корзины (Трипитака, на языке пали — Типитака): Корзина устава, правил

поведения (Виная-питака), Корзина бесед, проповедей (Сутра-питака, на языке

пали — Сутта-питака) и Корзина учений Закона (Абхидхарма-питака, на языке

пали — Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах хранились

пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам.

3) Есть сангха — община равных, не имеющих никакой собственности,

нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона,

хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют

путем Будды.

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада

родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества. Людям,

не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда

предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном

братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов,

но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них

материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, на границе между

цивилизацией и природой в общине (сангхе), монастыре становилась самым

подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

История распространения

Уже первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в

камне указы императора Ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-

восточную, северную и центральную Индию, свидетельствовали об огромном

влиянии Закона Будды на внешнюю и внутреннюю политику государства. Ашока

стремился воздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские

миссии, в том числе и на далекую Шри-Ланку. Этим же временем датируются и

наиболее ранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего

ступы — курганы над останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на

территории от долины Ганга до северной окраины империи в Гандхаре

(восточная часть современного Афганистана) и которые сохранились благодаря

тому, что примерно со 2 в. ступы украшались каменными пьедесталами,

барельефами, оградами и становились центрами строительства храмово-

монастырских комплексов.

Хотя ученые датируют этапы распространения буддизма, опираясь

преимущественно на данные археологии (поскольку буддийские письменные

источники по каждой стране удревняют начала, мифологизируют его тем, что

связывают зарождение религии с посещениями либо самого Будды Шакьямуни,

либо его непосредственных учеников, либо с посланцами Ашоки), все-таки

очевидно, что сохранившиеся материальные памятники создавались значительно

позднее прихода буддийских миссионеров в возникающие государства. Так, в

странах Юго-Восточной Азии от Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама буддизм закрепился

постепенно в 1-3 вв., за исключением Лаоса, где это произошло лишь в 16 в.

На острова Малайского архипелага (прежде всего Яву и Суматру современной

Индонезии) буддизм проник в конце 7 в.

На север в страны Средней Азии буддисты тоже пришли в 1 в. во времена

великой империи Кушан, покровительствовавшей буддизму. Самые ранние храмово-

монастырские комплексы здесь датируются 2 в. Отсюда в этом же веке по двум

основным караванным тропам Великого шелкового пути буддисты прибыли в

города-государства на территории современного Синьцзяна (Восточный

Туркестан) и в китайскую столицу Лоян. Уже из Китая буддизм проникает во

второй половине 4 в. на Корейский полуостров, а оттуда в середине 6 в. в

Японию. В Тибете буддизм распространялся преимущественно из Индии с

середины 7 в., но окончательно закрепился и даже стал государственной

религией со второй половины 8 в. В Тангутском государстве 9-13 вв. (северо-

западная часть современного Китая) буддизм в этой роли укрепился в 10 в.

Монгольские ханы объявили буддизм (в тибетском варианте) государственной

религией во второй половине 16 в.; с этого времени его приняли и ойраты

(западные монголы), сформировавшие в 17-18 вв. огромное Джунгарское

ханство, простиравшееся от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге

и Тувы на востоке (население которой с 18 в. — буддисты), а также Калмыцкое

ханство, вошедшее в 1640 в Московское царство. В этом же веке в него было

включено и Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами,

уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 императрица Елизавета

Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России, в соответствии с чем в

1991 праздновалось 250-летие религии в нашей стране.

Одновременно с распространением буддизма на Север и Восток с 8 в.

начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийского

субконтинента, а также уничтожение и изгнание монахов воинами ислама с

земель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана.

Направления в буддизме и особенности их учений

Многочисленные конфессиональные формы современного буддизма можно

подразделить на три основные направления, отличающиеся сводами канонической

литературы, культовыми, социально-поведенческими и др. особенностями.

(1) Хинаяна (Малая колесница)

Буддизм стран Южной Азии представляет школа тхеравада (учение старейшин),

являвшаяся в древности одной из 18 школ Малой колесницы (хинаяны),

отдельные канонические и постканонические тексты которых сохранились на

санскрите, а также в китайском и тибетском переводах. Трипитака тхеравады —

исторически самая авторитетная запись Закона Будды Шакьямуни. Уже в Первой

проповеди Просветленного (Дхарма-чакра-правартана-сутра) определена роль

Закона: он предназначен для тех, кто намерен следовать к высшим духовным

целям, освобождению от круга перерождений Срединным путем (мадхьяма-

пратипат), пролегающим между двух крайностей религиозной жизни. Одна

состоит в удовлетворении мирских желаний верующих, потакая которым

священнослужители совершают ритуалы, жертвоприношения и т. д., другая — в

отказе от желаний, в умерщвлении плоти, аскезе, самобичевании ради свободы

собственного Я (атман) и отождествлении Я с Абсолютом (Брахманом или

Богом). Будда советовал избегать обеих крайностей, не привязываясь ни к

удовлетворению желаний, ни к отказу от них, стремиться к равновесию, или

невозмутимости (упекша), в поступках, словах, мыслях, к любви (майтри) и

состраданию (каруна) ко всем существам, а также к радости (мудита) от

чистоты намерений. Важным условием такого образа жизни, способствующего

«истинному познанию, умиротворению, Просветлению, невозрождению в мире

скорби», является непривязанность, отрицание собственного Я (анатман) и,

следовательно, Моего.

Одна из форм изложения Закона в тхераваде и Малой колеснице — это учение

о четырех благородных истинах. Первая из них гласит, что существование,

состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и

т. д. есть страдание (духкха). Вторая истина провозглашает причиной

страдания троякую жажду: чувственных наслаждений, существования и

гибельного перерождения. Третья постулирует, что страдание может быть

прекращено только искоренением причины, жажды. Четвертая предлагает для

этого Восьмеричный путь (он же Срединный), каждая ступень которого должна

быть по-буддийски правильной, а именно: созерцание Закона, размышление о

нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и

сосредоточение.

Эти четыре истины и различные их аспекты (обычно называют 16) суть лучшие

объекты углубленных раздумий и медитаций (практического соединения адептом

внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости), которым в буддизме

отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании. Состояние

же абсолютного покоя, нирваны является конечной целью религиозного пути.

Предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру Будды,

оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и

склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи. В Малой

колеснице только последние считались членами сангхи, общины.

Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов,

нетленных душ. Во вселенной и в существах вообще отсутствует какое бы то ни

было постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное чередование

возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном

состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс сансары безначален.

За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в

бесчисленных перерождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и

животным, и тварью ада. Но наиболее предпочтительна для совершенствования и

достижения нирваны участь человека.

В карму издревле верили приверженцы и других религий Индии. Буддийская

трактовка идеи неотвратимости возмездия, воздаяния отличалась отрицанием

идеи вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. Кроме того, согласно

школам Малой колесницы, лишь самостоятельные нравственные и духовные усилия

могут благоприятно сказаться на судьбе, ибо над законом кармы индивидуума

не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы: «Чистота и

нечистота связаны только с самим собой, одному другого не очистить»

(Дхаммапада, 165). Одним из отличительных описаний кармической причинности

стало учение о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения (пратитья-

самутпада), характеризующее три последовательные жизни индивида — прошлую,

настоящую и будущую.

Среди крупнейших представителей хинаяны, которые внесли огромный вклад в

развитие ранней доктрины и труды которых сохранились в оригинале, следует

назвать прежде всего двух мыслителей 5 в.: тхеравадина Буддхагхошу и

сарвастивадина Васубандху.

(2) Махаяна (Великая колесница)

Самые ранние тексты махаяны — это сутры Совершенствования мудрости

(Праджня-парамиты), которые датируются 1 в. до н. э. — 1 в. н. э. и которые

начали переводиться на китайский язык уже со второй половины 2 в. По

легенде считается, что их тоже произнес Будда Шакьямуни, но смысл их не был

понят людьми и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги (змеи-драконы) и

боги, пока не пришел Нагарджуна (историки датируют его жизнь 2-3 вв.),

которого махаянисты именуют Вторым Буддой, и не возвестил их вновь, дав

подробные разъяснения и комментарии. То же примерно произошло и с

махаянскими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям

Майтреей (или Майтреянатхой) и Асангой в 4-5 вв. Махаянские тексты, как

сутры, так и комментарии к ним и др. труды, записывались на санскрите, но

далеко не все сохранились в оригиналах.

Со 2 по 11 вв. санскритские рукописи активно переводились на китайский

язык и были собраны в единую колоссальную Трипитаку. С 8 в. санскритские

рукописи переводились также на тибетский язык и в 14 в. они были

отредактированы и упорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний:

Ганджур (Слово Будды в 108 томах энциклопедического формата) и Данджур

(Толкования Закона индийскими мастерами в 225 томах). Китайский и тибетский

каноны, во-первых, содержательно и структурно не совпадают, во-вторых,

включают в себя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны (Алмазной

колесницы), поскольку махаяна осознанно признает фактически бесконечное

многообразие буддийских путей и способов освобождения.

В доктрине Великой колесницы основной упор делается на учение о небесных

и земных бодхисаттвах. Первые — это просветленные существа, которые обрели

Просветление (бодхи), но до того они дали обет остаться в кругу

перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и

нирваны, хотя последняя при таком идеале практического альтруизма отходит

на второй план. Земные бодхисаттвы — это монахи и миряне махаяны,

стремящиеся к Просветлению из сострадания к мукам ближнего. Делать это

нужно с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 (в

ранней махаяне — 6) видов совершенствования: даяния, нравственности,

терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания (медитации),

проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания. Обретаемое

совершенство характеризуется многими качествами, в том числе

свехъестественными способностями адепта: ясновидением, яснослышанием,

чтением чужих мыслей, памятью о прошлых перерождениях, чудесной силой.

Бодхисаттва постоянно в пути, накапливая добродетели и знания, постигая

таинство пустотности (шуньята).

Эта великая Пустота (шунья), которую возможно созерцать, и есть

единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда — абсолютное

единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). Все

остальное мыслимое, начиная с сансары и нирваны, является Иллюзией (майя),

обманом, игрой сознания. Следовательно, Иллюзия — это способ представления

Будды, а избавление от нее — это достижение состояния буддства, которое

есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно

уподобить Телу (кайя) Будды, иллюзорно разделяемому на 2, 3, 4 тела Будды.

Из них одно (Тело формы) или два (Тело воплощения, напр., явившийся людям

Будда Шакьямуни, и Тело наслаждения) удобно изображать, но в

действительности это лишь иллюзорные средства сообщения Тела Закона (Дхарма-

кайя), которое в реальности есть Будда и Пустота.

Главными школами махаяны стали школа срединников (мадхьямика) и школа

йоги сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько подшкол в Индии,

а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и др. буддистов

махаяны в виде соответствующих национальных школ, произошедших от тех двух

индийских. Различия между последними сводились в основном к способам

доказательства, изложения доктрины.

(3) Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм)

Самые ранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв.

Тантры учат только посвященных (поэтому здесь огромное значение придается

ритуалу) бесчисленным способам йогической практики, которая включает в себя

и элементы многочисленных тайных материнских культов. Будучи доктринально

почти идентичной махаяне (дополненной положениями о возможности обрести

Просветление именно в этой жизни, о главенстве в Пути практических средств

и т. д.), ваджраяна развивала многоуровневую систему йоги. Существуют три

внешние системы тантризма: 1) Крийя-тантра, или тантра действа, ритуализма

тела и речи, 2) Чарья-тантра, или тантра простой йоги ума, 3) Йога-тантра,

или тантра сложной йоги ума, и три внутренние системы тантризма: 1) Маха-

йога, или великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану-

йога, или материнская йога по созерцанию Пустоты, 3) Ати-йога, или йога

Великой полноты (дзогчен) как состояние совершенства Изначального Будды.

Более ранние внешние системы тантризма распространились в Китае и Японии.

Обе системы тантризма практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и

среди монгольских народов, ныне же этот тантризм (особенно дзогчен)

популярен на Западе и в России.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека