Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Церковь - евхаристическая община, собрание верующих, Тело Христово, Таинство

Церковь - евхаристическая община, собрание верующих, Тело Христово, Таинство

Prof. Kurt Marquart. Lutheran Confessions - II

“Лютеранское Вероисповедание - часть 2”

Евхаристическая община

Преподаватель: Проф. Курт Маркварт.

Автор работы: Сергей Глушков.

feos@mail.ru

Concordia Theological Seminary

Fort Wayne

1999

План

План 2

Предисловие 3

1. Верую... 4

2. Тело Христово 7

3. Собрание верующих 9

3. Евхаристическая община 12

5. Служение и служения 17

6. Миссия 22

Заключение 24

Предисловие

“Церковь - это собрание святых,

в котором верно проповедуется Евангелие,

и правильно распределяются Таинства”[1].

Церковь, как евхаристическая община в центре внимания этой работы. Церковь,

как община верующих, собранных вокруг Слова и Таинства. Церковь, как

общение веры, с одной стороны, и как Таинство Тела Христова[2] - с другой.

Евхаристическая сущность христианской общины проявляется во всех вопросах

ортодоксальной экклесиологии: и в учении о служении церкви, и в

сакраментологии, и в миссиологии, и в эсхатологии.

Безусловно, на этих страницах, лишь несколько слов на такую серьезную и

сложную тему. Вероятно, больше вопросов. чем ответов. Однако, для меня

лично - это новый шаг к более глубокому пониманию того, во что верит

христианская Церковь. Я стал яснее понимать слова третьего артикула Символа

Веры:

“Верую ...в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в

общение святых, в отпущение грехов, в Воскресение тела и жизнь вечную.

Аминь”.

1. Верую...

“…я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что

Он силен сохранить залог мой на оный день…”[3]

Первая часть Книги Согласия[4] называется “Три Вселенских Символа Веры”.

Первый из них - Апостольский, второй – Никео-Цареградский, третий -

Афанасьевский. Отцы реформации подтвердили свою веру в единую святую

кафолическую апостольскую Церковь и свою верность древней богословской

традиции, той традиции, которая идет от первых веков, которая формировалась

в борьбе с ересями, через противостояние внешним и внутренним искушениям. В

этом смысле, на самом деле, они не привнесли ни чего нового. Эта традиция

сохраняла действительную ортодоксию, защищая христианскую Церковь от

сектантства, от ересей и фанатизма внутри общины и от давления извне, от

влияния язычества, от секуляризации[5]. Позже эта богословская линия нашла

свое продолжение и развитие в период лютеранской ортодоксии[6], а сегодня

мы находим приемников этой традиции в конфессиональном лютеранстве.

Слова Символа Веры - “верую... в Церковь” - трудно вместить, трудно понять

правильно, особенно, если мыслить о церкви, лишь с человеческой стороны,

или с позиции современного постпротестантизма.

Несомненны утверждения - “Верую в Бога Отца.. верую в Иисуса Христа..”. Но,

эта странная вера в Церковь ни как не вмещается в рамки нового “свободного”

“независимого” христианства. Почему? Одна из причин тому – популярный

субъективизм, нашедший свое особое выражение и в современном христианстве.

В центре такого индивидуально-религиозного мировоззрения – “Я сам”,

человек, персона. Что этот “Я” чувствует, что думает, чем живет, во что

верит, в какую Церковь ходит... Вера привычно стала восприниматься как

нечто только внутреннего, нечто сугубо личное.

Верую в Церковь[7]. Что это значит? Возможно ли верить в Церковь, если она

лишь собрание верующих людей, лишь группа единомышленников? Очевидно, что

слова Символа Веры говорят не о людях, не о человеке прежде всего - но о

Боге. Каждый артикул - это исповедание о Боге: Он сотворил мир и продолжает

творить, даруя нам жизнь. Сын Божий, Иисус Христос - умер за нас и воскрес.

Через Него, теперь - это наша смерть, это наше воскресение и жизнь. Дух

Святой - призывает нас через Евангелие к истинной христианской вере, к

евхаристической церковной жизни.

“Я верую, что не могу ни по собственному разумению, ни какими своими

силами уверовать в Иисуса Христа, моего Господа, или прийти к Нему, но

Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня дарами Своими,

освятил и сохранил меня в истинной вере. Точно так же он призывает,

собирает, просвещает, освящает всю христианскую Церковь на земле и

сохраняет ее через единую, истинную веру в Иисусе Христе. В Своей Церкви

Он ежедневно щедро прощает все грехи мне и всем верующим, и в последний

день Он воскресит меня и всех мертвых и дарует мне и всем верующим во

Христа вечную жизнь. Это непреложная истина”[8].

Так Лютер поясняет третий артикул Символа Веры в Кратком Катехизисе. Так мы

начинаем исповедовать свою веру в Церковь еще в катехизационном классе.

Верую в Церковь, единую святую кафолическую...

Трудно найти видимые основания для такой веры. Ведь, в церковном собрании

мы видим не только верных, но и лицемеров и неверующих. Иногда, и священник

не верит в то, что говорит. Иногда, и прихожане воспринимают христианство

лишь как старую добрую традицию или возможность встретиться и пообщаться с

людьми.

Несколько лет назад именно по этой причине я решил уйти из церкви[9]. Стало

не интересно[10]. Стало как-то не во что верить, потому что надежды не

оправдались и наступило разочарование в людях, которые казались по началу

“настоящими любящими христианами”. Но, я не ушёл. Хотя это была не

лютеранская община. После летних лекций в семинарии “Конкордия” 1994 и 1995

года я увидел Церковь с другой стороны, иначе.

Важность и значимость Церкви по существу - не в людях, которые приходят в

собрание, но в Личности Христа. Он дарует благодать, прощает грехи Своим

Словом в Своей Церкви. Именно Им едина Церковь. Поэтому, Павел говорит в

послании Ефесянам:

“...умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со

всяким смиренномудрием, снисходя друг ко другу любовью, стараясь

сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы

призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера,

одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через

всех, и во всех нас”[11].

2. Тело Христово

Осознание церкви, как Тела Христова стало для меня новым шагом в изучении

экклесиологии в патристике первых веков христианства. На основании

Священного Писания отцы ранней Церкви написали много книг на эту тему. С

одной стороны, они находили в Библии очень яркий образ Церкви, как Невесты

Христа[12]. Это образ брачных отношений, образ семьи, образ любви, как в

Книге Песнь Песней[13]. С другой стороны - Тело Христово - образ глубокий

и таинственный. Это Тело - едино во Христе. В этом Теле - особое значение

приобретает христианское общение верующих. Жизнь этого его - в Крови Иисуса

Христа. Господь дает жизнь, поддерживает и сохраняет Свой народ. В этом

Теле мы собраны, прежде всего, не вокруг наших человеческих достоинств или

недостатков, но именно вокруг Его Слова и вокруг Таинства – в

евхаристическом общении.

Говоря о Церкви, как о Теле Христа, мы с одной стороны подчеркиваем

единство верующих[14], где каждый друг другу близок, как часть тела, как

единый организм, а с другой стороны - мы видим Церковь собранную у Алтаря,

вокруг Причастия. Этих людей собрал Господь, чтобы соделать их причастными

Телу Его и Крови Его. Таким образом, для нас, в образе Тела Христова

открывается глубокая истина и о евхаристическом собрании, и об общении

людей и о Таинстве Причастия.

“Христос живет в нас не только духовно, но и телесно - через

переданное нам в Таинстве Тело и Кровь Христа”[15].

Слово и Таинство - это важнейшие понятия в определении церкви. Чистая

проповедь Евангелия и совершение Таинств, в соответствии с Божественным

установлением - вот что определяет Церковь, которая есть Тело Христово[16].

Христос обновляет Свою Церковь, являясь ее Главой. Он правит этой Церковью

в Духе Святом.

“Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем

святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах

моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам

духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца

вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое

богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие

могущества Его в вас, верующих по державной силе Его, которою Он

воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную

Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и

господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в

будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего,

главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во

всем.”[17]

Что же нас делает живыми членами этого Тела Христова? Среди страданий этого

мира и человеческих заблуждений, вопреки неверию многих, Господь собирает

Свою Церковь, и Сам делает нас уже здесь и теперь причастниками вечных

благословений, вечного утешения, вечной жизни и Святого Духа, и

праведности, которая исходит от Бога - и сегодня, и вплоть до грядущего

Пришествия Его.

Он Сам причащает нас Телу Его. Он предстоит перед нами в лице священника.

Его голос мы слышим в церковной проповеди. Его Кровь и Плоть мы вкушаем в

Таинстве Евхаристии. Он Сам творит нас живыми членами Его Тела.

3. Собрание верующих

Церковь - это собрание святых и истинно верующих[18]...

Артикул VII Аугсбургского Вероисповедания фактически является первым

официальным догматическим определением церкви и ее единства, идущим дальше,

чем Никейский Символ Веры. Древние споры о Церкви часто не касались

догматической стороны экклесиологии. Много говорилось о структурах и об

авторитетах. При этом, хотя и не было Соборных определений, отцы Церкви все

же неоднократно говорили о верных признаках, определяющих христианскую

общину. Во время же Реформации этот вопрос был одним из важнейших, учитывая

противостояние католической иерархии с одной стороны и радикального[19]

учения о Церкви – с другой. Именно в такой обстановке формируются

определения Аугсбургского Вероисповедания и появляются особые учения со

стороны оппонентов. Таким образом, после никейской[20] экклесиологии первое

официальное определение о Церкви дано лютеранами, после этого последовал

ответ римо-католиков и ответ реформатов. Так что, теперь многие из

существующих различных догматических определений о Церкви берут начало от

времён Реформации, с 16-го века.

Аугсбургское определение Церкви, безусловно шире, чем “собрании верующих”.

Оно говорит и о верной проповеди Евангелия и о совершении Таинств - как о

признаках Церкви. В этой части моей работы я бы хотел внимательнее

взглянуть на Церковь, именно как на собрание, потому что это видимая

сторона.

Современные[21] формы церковности, внешне уже мало похожи на эти

евхаристические собрания и мало отличаются от любых других социальных,

общественных встреч.

Мне довелось это пережить изнутри. Семь лет я был в такой “современной”

церкви. Что было в той общине и чего не было? Было ли это собранием

верующих? Да, безусловно, это искренне верующие люди, читающие Библию и

поддерживающие друг друга, как в вопросах веры, так и вообще, в делах

окружающей жизни.

Вы знаете, во время учебы в Семинарии мне пришлось многое переосмыслить в

моем понимании церкви. Зачем я ходил в Церковь раньше? Честно говоря, для

того, чтобы услышать проповедь, полезную для жизни и чтобы поговорить с

людьми, которые уже стали как родные, подобно одной христианской семье. А

теперь, в американской обстановке совершенно иначе осуществляется моя

церковность. Ввиду недостаточного знания английского языка - проповеди во

многом остаются не понятыми и далёкими. В общение с людьми – трудно. Другая

культура, другой язык. Что говорить, я тут чужой человек. Что же осталось?

Святое Причастие.

Более глубоко и ярко теперь я вижу значимость Таинства Евхаристии. Яснее

становится и смысл слов “собрание верующих”. Не имея практически ни чего

общего в повседневной жизни, здесь - у Алтаря - мы все вместе, мы собраны

Господом, чтобы быть с Ним, чтобы быть Причастным Его Телу. Здесь рушатся

все преграды, все человеческие разделения и распри. Здесь нет тех, кто

ближе или дальше, но все мы - нищие духом, пришедшие обрести прощение и

жизнь. Он Сам объединяет нас. Он Сам сохраняет это единство и дает нам

благодать с избытком[22].

“Церковь, по существу, является собранием святых и истинно верующих...”

В конце этой цитаты стоит многоточие, потому что эти слова - лишь фрагмент

из определения Аугсбургского Вероисповедания о Церкви. Артикул VII далее

поясняет - каково же место тех людей в церкви, которые не являются

верующими, но внешне неотличимо прибывают вместе со всей христианской

общиной. В своей догматике лютеранские вероисповедания не разделяют Церковь

на видимую и не видимую, подобно кальвинистскому учению “о двух церквях”. С

другой стороны, и не отождествляет внешнюю церковную организацию с той

Церковью в которую мы верим.

Что всё это значит? Дело в том, что мы не видим единую святую христианскую

Церковь, но мы верим в нее. Подобно тому, как в Евхаристии, мы не видим

физически Тело и Кровь Христа, но мы верим, что сие есть истинная Кровь и

истинное Тело. Таким образом, с верой в единую святую Церковь мы ожидаем

конца истории, когда будет все явно и открыто. Ныне же, только Господь

знает сердца людей в церковном собрании и ведает о чем они помышляют и

какие цели преследуют. В Его руках - и суд и спасение. Для нас же есть

внешние признаки Церкви, открытые в Писании, сохраненные Христом неизменно,

действительные на протяжении веков, до наших дней.

В Апологии мы читаем, с одной стороны и о церковной организации и о внешних

обрядах и о различных институтах управления, но с другой стороны –

евхаристическая община единство в христианской вере, исполненное Святым

Духом.

Где эта Церковь? Где Слово Божие проповедуется чисто, и Таинства

совершаются в соответствии с Евангелием - это несомненно есть Церковь и

христиане[23].

3. Евхаристическая община [24]

Природа самой Церкви - евхаристична [25].

Евхаристический характер церкви открывается не только во внешнем действии,

но и внутренне, по существу. Одно из наиболее ёмких и глубоких определений

поместной церкви - это евхаристическая община[26]. Это община, собранная

вокруг Слова и Таинства. Это община, живущая литургической жизнью.

Как во времена апостольские, так и в последующие века - и на Востоке и на

Западе, жизнь христианина была связана с церковным служением, вливалась в

процесс Богослужения, концентрировалась в Евхаристии. Святое Причастие в

сознании христиан с самого начала было центром всей богослужебной жизни.

Все священнодействия Литургии и различные обряды сосредотачивались именно

вокруг Евхаристии, которая и предназначена быть сакраментальным[27]

насущным хлебом для всех верующих.

Мы находим не мало подтверждений этому и в ранней церкви. Дионисий[28]

называет Евхаристию “таинством таинств”. Семеон Солунский учит, что

“завершение всякого священнодействия и печать всякого божественного

таинства есть священное причащение”. Евхаристию, Святое Причастие, как

основное церковное священнодействие выделяет и св. Григорий Палама и многие

другие.

Природа самой Церкви - евхаристична. Церковь есть Тело Христово. Именно в

Евхаристии нам предлагается Тело и Кровь Христа. В Божественной Литургии мы

причастны этому Телу Христа, мы становимся живой частью Церкви, начиная в

Крещении, а потом, продолжая нашу христианскую жизнь в Причастии.

В Божественной Литургии Сам Бог обращается к нам со Словом Примирения. Он

прощает наши грехи, возрождает нас к новой жизни, утешает, укрепляет нас в

вере. Без этого Слова Примирения, без Крещения и Причастия, без

Божественного Служения нет ни какой церковности, ни христианской жизни

вообще.

Также как невозможно ограничить понимание церкви определением “собрание

верующих”, так и понятие “Литургия” нельзя сводить лишь к порядку

религиозных обрядов, к исторически сложившейся традиции и чинопоследованию.

Форма и литургический чин может отличаться в зависимости от времени и

места, но сущность Богослужения остается прежней: Господь Иисус Христос -

дарует нам прощение и обновляет жизнь; мы - верующие в Него, с

благодарностью слушаем Слово Его и вкушаем Его Тело и Кровь. Это -

благодать Божьего Слова и наше благодарение в ответ. “И вы - Тело

Христово”[29]. Это значит, что верующие уже теперь живут благодаря Крови

Христовой жизнью во Христе. Это - жизнь в Нем, в Его Слове и в Его

Таинствах, в Его Церкви и в Его Литургии.

Божественное Служение обнимает всю жизнь христианина, воспринимает всю его

скорбь и радость, освещает его творчество, его дела и стремления.

Наша Литургия не должна и не может быть сведена лишь к пассивному

потребительскому отношению или только к энтузиазму нашего человеческого

делания.

Что это значит? Прежде всего, Литургия - это Слово Благовестия и Таинство.

Господь говорит. Его Слово рождает в нас веру и совершает наше освещение.

Он дает нам дары, а мы с верой благодарим Его, через Иисуса Христа силою

Святого Духа. Литургическая жизнь не ограничивается только присутствием и

соблюдением богослужебного порядка, но мы молитвенно живём все

происходящее, слушаем и отвечаем, принимаем прощение и благодарим. Таким

образом, Литургия - это диалог, в котором Бог говорит, а мы слушаем и

отвечаем. Он - дарует благодать и прощение, а мы принимаем и благодарим

Его.

Слова о Церкви и слова о Литургии - удивительно схожи. В Литургии находит

свое выражение и христианская теология и христианская доксология.

Яркое описание такой литургической жизни мы находим в Деяниях Апостолов.

Жизнь апостольской церкви вращалась вокруг: учения, общения, преломления

хлеба и молитвы[30]. Что это? Четыре отдельные части или что-то иное?

Попробуем взглянуть на эти слова как бы сквозь призму литургического

богословия: “они постоянно пребывали в учении Апостолов” - о чем это

учение? – о Иисусе Христе – “общение” - что это значит? - это

богослужение, литургия - в чем же выражается это “общение”? – “в

преломлении хлеба и в молитвах”.

Преломление хлеба - это Евхаристия, а молитвы, это возможное указание на

часть литургии, по существу - это вся молитвенная жизнь апостольской

общины, в соответствии с тем образцом, который установлен Христом в молитве

“Отче наш”.

Изучая внимательнее Деяния 2:42 мы можем лучше понять - чем жила

апостольская Церковь, что для нее было важно и значимо.

О чем же учили Апостолы, о чем они рассказывали? Прежде всего, о Личности

Христа Распятого и Воскресшего. Это учение готовило, предваряло участие в

“общении”, т.е. в Божественной Литургии: Слово готовит к Таинству.

Что же такое “евхаристическая община”? - Это община, собранная Христом

вокруг Его Слова и Таинства. Читая лютеранские конфессиональные

определения, важно обратить внимание на пассивную форму глаголов: верно

проповедуемое Слово, и правильно совершаемые Таинства.

Кто может верно проповедовать Евангелие? Кто может правильно совершать

Таинства? Об этом говорит Артикул XIV Аугсбургского Вероисповедания.

Публично учить в Церкви и совершать Таинства может только тот, кто призван

на это должным образом, т.е. так, как это установлено в Церкви.

Из этого следует, что говоря о евхаристической общине и о Церкви вообще, мы

всегда имеем ввиду и священнослужителей, которые готовят и проводят

Литургию. Именно из их рук, как из рук Самого Христа мы принимаем Чашу

Причастия. Через их проповедь и через все Богослужение - Господь говорит к

нам. Благословение священника - мы воспринимаем, как благословение Самого

Христа.

Именно поэтому древние христиане уделяли такое особое внимание епископу,

т.е. предстоятелю в церкви, предстоятелю в Божественном Служении.

Известна знаменитая формула Киприана Карфагенского: “Церковь в епископе, и

епископ в Церкви”. Так и Игнатий Антиохский говорит - где епископ, там и

Церковь...

За многовековую историю, христианская Церковь обрела богатейшее наследие -

и в богословии и в литургических традициях. Вместе с тем, таким студентам-

семинаристам, как я, в этом многообразии - становится все труднее и труднее

разобраться в богословских определениях и терминах. Одни богословские

понятия дошли до наших дней неизменно, а другие - отчасти обрели новое

значение.

Например, как называть церковнослужителя? Пастор, пресвитер, старейшина,

епископ, предстоятель, священник, диакон? Как различить верно в работах

разных авторов – что имеется ввиду, под определением служения епископа или

диакона?

В рамках этой работы невозможно сделать даже краткий анализ этого круга

проблем. Однако, очевидно, что как и в апостольской церкви и в ранние века

христианства, так и до сегодняшних дней - в евхаристическом собрании -

Христа представляет священнослужитель, предстоятель общины.

Но что мы имеем ввиду, когда говорим, что священнослужитель должен быть

поставлен на служение должным образом?[31] Этот вопрос актуален также и в

контексте спора о количестве Таинств и в вопросе “кто может совершать

Таинства?”. Строго говоря, в соответствии с лютеранским вероучением -

Таинства в узком смысле - это только Крещение и Причастие[32]. Однако, в

широком смысле, в соответствии с Апологией, рукоположение, т.е. ординацию

мы можем назвать таинством, в силу того, что в этом церковном обряде

осуществляется служение Слова. А там, где Слово - там говорит Сам Господь.

“...слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне

тщетным,

но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал

Его”.[33]

5. Служение и служения

“Он признал меня верным, определив на служение”[34]

Итак, мы говорим о евхаристической общине, в которой проповедуется Слово и

совершаются Таинства, служителями, призванными к этому должным образом[35].

В контексте утверждений предыдущей главы, закономерно возникает вопрос: кто

служит в церкви? И более широко: что такое христианское служение?

В этой теме вновь переплетаются вопросы и литургического характера, и о

жизни в христианской общине, и о личном благочестии, и о миссионерском

призвании.

Интересно, как в одной современной энциклопедии приводятся три основных

типа понимания служения в христианстве. Католическое учение о служении,

прежде всего говорит об иерархиях в церкви и об институтах ее управления.

Реформатские[36] теории учат о различных служениях, имея ввиду, прежде

всего, христианскую этику вообще и проявление разного вида личного

благочестия в христианской общине. И только Лютеранство говорит о служении

догматически, подчеркивая, что по сути - это одно служение - Служение

Христа.

Церковное служение, по существу - это Служение Христа, Который и сегодня

несёт Евангелие в мир, Который даёт Себя верующим, Который Духом Святым

утешает нас, научает, воспитывает и сохраняет нас в истинной вере. Это

совершает Он Сам.

Термин “служение” используется в богословии и в узком и в широком смысле.

В широком смысле это слово означает любое провозглашение Евангелия или

преподавание средств благодати, так, как это может быть осуществлено любым

верующим христианином. Христианское служение, в узком смысле[37],

предполагает существование поместных церквей, ибо оно осуществляется там,

где существует община и предстоятель.

“Шмалькальденские артикулы” так раскрывают библейское учение по этому

вопросу: Когда Апостол Павел основал христианские общины на острове Крит,

он велел Титу[38] в каждом городе[39] рукополагать пресвитеров, которых он

также называет епископами[40]. Опять же, после того как Павел и Варнава

основали поместные церкви в Малой Азии, они рукоположили там “пресвитеров к

каждой церкви...”[41].

Рукоположенным пресвитерам было заповедано заботиться о Церкви Божией[42],

внимать “себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас

блюстителями, пасти Церковь”, “бодрствовать”[43], “подавать пример..”[44] и

т.д. Эти пресвитеры, предстоятели церквей должны были служить в своих

общинах как верные священнослужители, призванные Самим Господом.

Следовательно, у нас есть все основания говорить, что церковное служение

пресвитера[45] осуществляется по Божьему установлению, по Божьей заповеди.

“Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую

честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении”. (1 Тимофею

5:17)

Рассуждая о церковном служении, по существу, мы говорим о Служении Слова.

Именно поэтому Апология, цитируя Августина, утверждает, что Таинство - это

“видимое слово”, обозначающее и дарующее тоже самое что и само Слово. Таким

образом, действие обоих едино[46].

“Апология”[47] также говорит: “Служение Слова совершается по заповеди

Божьей и содержит в себе славные обетования”. Герхард[48] пишет: “Служение

Церкви является священным публичным служением, осуществляемым по Божию

установлению”. Гуттер говорит о служении так: “Служение Церкви было

установлено... Самим Богом”[49].

Христианское служение названо “публичным” не по месту, где оно совершается,

но скорее, ввиду того, что оно осуществляется открыто, от имени Церкви, от

Имени Христа. А там, где Церковь, там, по воле Божией, должны быть и

официально поставлены, призваны на служение пресвитеры, которые от имени

Церкви проповедуют Евангелие, отправляют Таинства, и осуществляют Служение

Ключей[50]. Так, постепенно, раскрывается более объемное и подробное

определение христианской церкви, в котором уже есть и евхаристический

характер общины, и особая роль служителей, предстоятелей в евхаристическом

собрании.

Итак, служение одно - это Служение Слова, которое мы слышим[51] и которое

мы видим в Таинстве[52]. Это Служение Христа для Церкви, в Церкви и через

Церковь.

Важно сказать также несколько слов и о лютеранском понимании священства.

Действительно, слова о всеобщем священстве: “Но вы - род избранный,

царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать

совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет”[53]- относятся к

каждому верующему. Но, все ли Апостолы[54]? Все ли учителя? Все ли пророки?

Все ли епископы и пресвитеры? Нет. Один Бог, производящий все во всех, но

служения различны... [55]

Не разделяя Служение Слова, мы видим различия в служениях. У каждого из нас

есть свое призвание в жизни, свой индивидуальный путь. У каждого есть и

свое положение в Церкви, в Теле Христовом, в живой христианской общине.

При всём этом многообразии - мы едины во Христе. Это не только абстрактное

единство в идеях и в общих целях, но и конкретное сакраментальное со-

причастие Телу Христа. Это единство - и в Таинствах и во всем церковном

священнослужении.

Кто же служит в Церкви? Предстоятель? Христос? Община? - Это единое

служение.

Кто является совершителем Таинств? Может ли епископ или пресвитер совершать

священнодействия без народа Божьего? Может ли христианская община быть без

предстоятеля? Нет, и не было, и не может быть церкви без священника и

священника без церкви. Есть одна “Церковь Божия во Христе”, как единое

целое. Невозможно разделить на части тело Христово.

“Да будут все едино: как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в

Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня”.[56]

Отвечая на поставленный выше вопрос, кто является совершителем

священнодействия в Церкви, важно не смешивать и не отождествлять служение

предстоятеля и общины[57]. Хотя это служение и нераздельно, но все-таки

различно, согласно Писанию[58]. На евхаристическом собрании, как мы видим,

каждый верный народа Божьего стоит перед Богом в своем священническом

достоинстве. Таинства и священнодействия совершаются Церковью и в Церкви,

т.е. это тоже Служение Христа, в котором открывается и Его сакраментальное

действие и наше причастие к этому Служению, наше благодарение и жертва[59].

Воспринимая догматически христианское Служение, как единое действие, как

единое Со-бытие во Христе, становятся на должное место учения о иерархиях и

о наших различных призваниях. Становятся на должное место все

внутрицерковные структуры и функции и все признаки внешней церковной

деятельности в мире.

“Для сего преклоняю колени мои перед Отцем Господа нашего Иисуса Христа,

от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст

вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем

человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и

утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и

долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь

Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божею. А Тому, Кто

действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы

просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все

роды, от века до века. Аминь.” (Ефесянам 3:14-20)

6. Миссия

Служение Церкви - это Служение Слова, это Служение Христа.

Однажды, в воскресной проповеди я услышал историю о том, как в одной церкви

был крест с изображением распятия Христа, но ...у Христа не было рук. На

вопрос об этом странном изображении, священник ответил, что это распятие

было найдено после войны в руинах разрушенной церкви. Сначала хотели

отреставрировать его, но позже решили оставить так. Священник сказал, что в

современном мире мы, как призванная Господом Церковь, являемся руками

Христа. Мы – Его руки. Поэтому такое распятие, пострадавшее во время войны,

теперь напоминает общине о христианском миссионерском призвании - идти в

мир, осуществлять Христово служение Благовестия, служение Примирения.[60]

Так, мы подошли к заключительной части определения церкви. Мы говорили о

церкви, как о евхаристическом собрании верующих, как о Теле Христа, как о

единстве предстоятеля и общины, как о церкви Слова и Таинства. Теперь же,

продолжая тему Служение - важно сказать о христианской миссии.

Христианская миссия начинается в Богослужении. Мы приходим в Церковь для

Причастия Телу Христа, для исцеления нашей жизни, для возрастания[61] в

познании[62] и в учении[63], но для себя ли только мы обретаем эту

благодать Евангелия? Нет. Наше призвание - идти к людям, совершать Служение

Слова во спасение мира[64].

В богословском понимании “субъект” Богослужения - Сам Бог, а всякий

приходящий становится “объектом” Божественной милости. При этом происходит

не только утоление личной духовной жажды, не только удовлетворение личной

“религиозной нужды”. Господь посылает нас в мир. Мы получаем призвание

нести Благую Весть дальше - в свою семью, к своим соседям и друзьям, по

всей Земле. Это и называется - “литургия после литургии”.

Таким образом, богослужение не уводит человека на время от мира, но

посылает в мир с Евангелием и миссией. Богослужение - это проповедь Христа

Распятого и Воскресшего, это свидетельство о Царстве Божием, о Благой

Вести, о спасении и о новой жизни. В таком понимании, оно само уже является

присутствием и откровением Христа, откровением Спасения.

Христианская миссия - это служение Церкви в мире, это служение Христа,

Который, как и две тысячи лет назад идет в города, в дома к людям, приходит

в жизнь общества и в жизнь каждого человека и приносит Евангелие, несет

прощение грехов и Жизнь Вечную.

Слово Божие растет и распространяется[65] - в Книге Деяний Апостолов трижды

упоминается эта фраза. Так характеризуется миссия апостольской церкви. Так

мы говорим и о миссии современной церкви, потому что, по существу - как во

времена Апостолов, так и сегодня - это Деяния Христа, это Служение Его

Слова.

“И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом”

(Деяния.16:5)

Заключение

Исследуя вопросы евхаристической экклесиологии мы посмотрели на Церковь и

богословски, с догматической стороны, - и с практической, так сказать -

“снизу”. Мы видим, что евхаристическая община - это и собрание верующих и

Тело Христово, здесь и общение святых и миссионерское призвание, и единство

Служения и различение служений. Мы видим в церкви и паству, т.е. верующих,

собранных во Имя Христа, - и пастыря, в лице предстоятеля евхаристического

собрания.

Хотя и не полагается в заключении начинать новую тему, все-таки, я хотел бы

сказать о эсхатологической перспективе христианской общины.

Евхаристия - это Небо на земле, но при этом, Евхаристия - это и вознесение

к Престолу благодати, к Небесному Алтарю. Здесь соединяется действие

божественной благодати и человеческий отклик, молитвенный, жертвенный

ответ.

Церковь - это осуществление эсхатологии здесь и теперь. Хотя и отчасти, но

уже в этой жизни в Церкви нам доступны вечные дары благодати и спасения.

Богочеловечество Христа не было лишь историческим событием, свершившимся

две тысячи лет назад, но Он - в Евхаристии, в Своей Церкви - остался с нами

во все дни до скончания века[66]. В этом наша жизнь в настоящем, в этом

наша надежда - в будущее. В этом - наша вера, как осуществление ожидаемого

и уверенность в невидимом[67].

Так, в Церкви Христовой, совершается наше спасение[68]...

-----------------------

[1] Аугсбургское Вероисповедание, Артикул VII

[2] Ефесянам 1:23, Римлянам 12:15, 1 Коринфянам 12:27 и др.

[3] 2 Тимофею 1:12

[4] “Книга Согласия”. Фонд “Лютеранское Наследие”, Некоторые фрагменты из

Книги Согласия были даны на лекциях в уточненном русском переводе.

[5] Секулярный - т.е. мирской, светский. Секуляризация - это стирание грани

между миром и Церковью. Этот процесс иногда вызван внешними факторами,

например со стороны государства или когда мирские традиции влияют на

Церковь. Внутренние факторы можно обнаружить в слабости церкви перед миром,

в либеральности учений, в ложной открытости - когда богословы сами

стремятся привнести в Церковь популярные философские, психологические или

социально-политические идеи.

[6] Период лютеранской ортодоксии - это 16-й - 17-й века. Важнейшие имена:

Хемниц, Герхард и др. Завершение этого периода исторически связано с

появлением пиетизма (Шпенер), который был своеобразной реакцией на сухую

схоластику, повторяющую ошибки католической школы.

[7] Важно пояснить, что мы верим в не просто абстрактно “в Церковь”, но под

такой краткой фразой в этой работе всегда подразумевается третий артикул

Символа Веры, с полным определением, где мы исповедуем, что Церковь -

единая святая кафолическая.

[8] Краткий Катехизис Мартина Лютера.

[9] С 1991-го года, семь лет я был членом “Библейской церкви”, похожей на

“свободную евангелическую”.

[10] Сначала я хотел вычеркнуть эту фразу, но - это честно, мне на самом

деле стало не интересно. Сегодня в постротестантских общинах

заинтересованность, полезность - один из основных критериев.

[11] Послание Ефесянам 4:1-5 “Единство веры и Церкви”.

[12] Ефесянам 5:32 и др.

[13] Книга Песнь Песней. Подобно “святая святых” Ветхого Завета, об

отношении Бога и его народа. Эту книгу отцы Церкви часто цитировали, говоря

об отношениях Христа и Церкви.

[14] В данном контексте выражение “единство верующих” и “единство

крещеных” имеет то же значение

[15] Василий Великий

[16] Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы VII - VIII “О Церкви”

[17] Ефесянам 1:15-23. - именно это послание Апостола Павла цитируется и в

Апологии. Мы вновь видим, что отцы реформации не говорили о Церкви ни чего

принципиально нового.

[18] Аугсбургское Вероисповедание. Артикулы VII - VIII. 1530 г.

Дополнительно: Апология А.В.

[19] Здесь имеется ввиду крайние проявления - на примере анабаптистов и др.

[20] Никео-Цареградский Символ Веры. Первый и Второй Вселенские Соборы -

325, 381 г.г. от Р.Х.

[21] В этом случае имеются ввиду постротестантские общины.

[22] Иоанн.10:10, и далее: Втор.30:4,9 “Хотя бы ты был рассеян от края неба

и до края неба, и от туда соберет тебя Господь... А ты обратишься и будешь

слушать гласа Господа... С избытком даст тебе Господь...”

[23] Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы VII - VIII

[24] В основание этой главы положена моя работа в семинарии по курсу

“Лютеранское Богослужение”

[25] “Евхаристия”. Архимандрит Киприан. Профессор православной богословской

семинарии в Париже

[26] О евхаристической общине говорят такие православные богословы, как

Шмеман, Афанасьев и др.

[27] Значит - таинственным, в таинстве.

[28] Псевдо-Дионисий Ареопагит.

[29] 1 Коринфянам 12:27

[30] Деяния 2:42 и 1 Кор.10:16

[31] Аугсбургское Вероисповедание. Артикул XIV

[32] О количестве и употреблении Таинств говорит Артикул XIII А.В. и,

сответственно - Апология

[33] Исаия 55:11

[34] 1Тим.1:12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего,

что Он признал меня верным, определив на служение..

[35] Уместно сделать замечание, что об ординации особо говорится в

“Шмалькальденских артикулах”.

[36] Под “реформатаством” я имею ввиду кальвинизм и множество его

современных разновидностей.

[37] Вместо слов “в узком смысле” и “в широком смысле”– можно сказать

-“конкретно” и “абстрактно”.

[38] Тит.1:5

[39] Вероятно, там где образовывались поместные церкви

[40] Тит.1:7

[41] Деяния.14:23

[42] 1Тим.3:5

[43] Деяния.20:28-31

[44] 1Петр.5:3

[45] В протестантской терминологии, уместно говорить о служении пастора,

служение епископа.

[46] Апология, Артикул XIII

[47] Апология, Артикул XIII

[48] Герхард - один из крупнейших богословов периода лютеранской

ортодоксии.

[49] Эти цитаты из Герхарда и Гуттера приводятся в “Христианской

Догматике”. Мюллер.

[50] Имеется ввиду власть отпускать грехи и отлучать от церкви. См.

Иоанн.20

[51] “Вера от слышания, а слышание от Сова Божьего” - Римлянам.10:17

[52] Апология, Артикул XIII

[53] 1Петра 2:9

[54] См. 1Коринфянам.12:27-31

[55] См. 1Коринфянам.12:4-11

[56] Иоанн 17:21

[57] “Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова” - Ефесянам 4:7

[58] Римлянам.12:3-8, Ефесянам.4:1-7, Евреям.2:4, 1Коринфянам.12 гл.

[59] Римлянам.12:1

[60] 2Коринфянам.5:16-20

[61] 2 Коринфянам 10:15

[62] Филимону 1:6, 1Тимофею.2:4, Колосянам 3:10

[63] 1 Тимофею 4-я, 6-я главы

[64] “Ибо явилась благодать Божия спасительная для всех человеков,

научающая нас...” - Тит.2:11-12

[65] Деяния.6:7, 12:24, 19:20, дополнительно: 9:31, 16:5 и 28:31

[66] Матфей 28:20 б

[67] Евреям 11:1

[68] См. Филиппийцам 2:12-13






Информация 







© Центральная Научная Библиотека