Церковные праздники
СТРАСТНАЯ СЕДМИНА
В ПОСЛЕДНЮЮ СЕДМИЦУ (НЕДЕЛЮ) ПЕРЕД ПАСХОЙ ЦЕРКОВЬ ВОСПОМИНАЕТ СОБЫТИя
ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, ЕГО КРЕСТНОЙ СМЕРТИ И
ВОСКРЕСЕНИя.
В Великий Четверг мы воспоминаем установление Спасителем Таинства
Евхаристии — Причащения Тела и Крови Христовой. Великая Пятница — день
воспоминаний о крестных страданиях Господа и Его смерти. В Великую Субботу
наши мысли обращаются к сошествию души Христа во ад и изведению оттуда душ
ветхозаветных праведников, тогда как тело Спасителя находилось во гробе в
ожидании события Светлого Христова Воскресения.
Дни Страстной седмицы — время благоговейного приготовления каждого
верующего к великому празднику Пасхи, когда нам следует по возможности чаще
посещать храмовое богослужение и соблюдать особо строгий пост.
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
В понедельник страстной седмицы Церковь, в назидание верующим, творит
память о ветхозаветном праотце Иосифе, в обстоятельствах жизни которого она
представляет прообразы страдании, смерти и прославления Спасителя. В других
песнопениях, как и в чтении Евангелия, повествует об иссохшей смоковнице,
которая изображает судьбу лукавого сонмища Иудейского, хвалившегося своим
благочестием и в своем ослеплении предавшего Господа на смерть.
ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
Во Вторник, предлагая в наше назидание притчи о десяти девах и о
талантах, Церковь побуждает нас приготовиться к встрече небесного Жениха,
вводящего в Свой чертог только тех людей, которые имеют брачную одежду,
сотканную из добродетелей, и встречают Его со светильниками веры и добрых
дел, и которые не скрыли талантов, данных им от Господа, а приумножили их
христианской жизнью.
ВЕЛИКАЯ СРЕДА
Господь Иисус Христос часто обличал первосвященников и книжников,
потому они искали случая погубить Его. На четвертый день После Входа
Господня в Иерусалим к законникам пришел один из ближайших учеников Христа
— Иуда Искари-отский и сказал: «Что вы мне дадите, если я предам Его?» Они
обещали ему тридцать сребряников, и с этого времени он стал искать
подходящего момента, чтобы предать Иисуса Христа.
Как бы для обличения сребролюбивого Иуды, Церковь совершает в этот день
память жены, помазавшей на вечери у Симона прокаженного драгоценным миром
ноги Спасителя, и тем, по слову Господню, уготовавшей Его на погребение.
В Великую Среду оканчиваются великие поклоны, а с ними, так сказать, и
время церковного покаяния. На отпуск часов священник читает с
главопреклонением молитву: «Владыко многомилостива» и затем испрашивает —
как и все присутствующие друг у друга — прощение в обидах и прегрешениях.
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
В этот день Церковь воспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа со
Своими учениками, на которой было установлено Таинство Евхаристии —
причащения Тела и Крови Христовой.
Это Таинство и сейчас совершается в храме во время каждой Божественной
литургии. Но именно в Великий Четверг верующие особенно призываются
Церковью причаститься за богослужением.
Вечером Великого Четверга за богослужением совершается последование
двенадцати Евангелий: на службе читаются двенадцать евангельских отрывков,
повествующих о страданиях и крестной смерти Спасителя.
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА
В этот скорбный день мы воспоминаем совершившееся на горе Голгофе
распятие и крестную смерть Господа Иисуса Христа.
Господь был распят на Кресте вместе с двумя приговоренными к крестной
смерти разбойниками. Во время распятия Он молился Богу Отцу за Своих
мучителей:
«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Шесть часов
продолжались крестные страдания Спасителя; на Кресте все человечество было
искуплено Им от рабства греху, от порабощения диаволу.
В Великую Пятницу во второй половине дня в храмах совершается вынос из
алтаря на середину церкви плащаницы — изображения снятого с Креста Тела
Господа.
«И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в
одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного
Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести Крест Его. И, придя на
место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса,
смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить... И поставили над головою
Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда
распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
Проходящие же злословили Его...
От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около
девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то
есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших
там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял
губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие
говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять
возопив громким голосом, испустил дух».
Евангелие от Матфея, 27,31-50
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ
Великое событие — Светлое Христово Воскресение празднуется Св.
Православною Церковью как самый величайший из всех праздников. Это есть
праздников Праздник и Торжество из торжеств. Праздник этот называется еще
Пасхою, то есть днем, в который совершилось наше Перехождение от смерти к
жизни и от земли к Небу. Праздник Воскресения Христова продолжается целую
неделю (7 дней), и служба в храме совершается особенная, торжественнее, чем
во все другие праздники и дни. В первый день Праздника утреня начинается в
полночь. Перед началом утрени священнослужители, облачившись в светлые
одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возженными свечами,
крестом и иконами идут кругом храма (совершают крестный ход), в подражание
женам мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. В время крестного
хода все поют: Воскресение Твое, Христе Спасе. Ангелы поют на небесах: и
нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити. Во все дни этого великого
праздника мы приветствуем друг друга братским целованием со словами:
«Христос Воскресе!» и ответными словами: «Воистину Воскресе!»
СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА
Неделя, следующая за праздником Пасхи, именуется Церковью Светлой
седмицей. Это — дни великой пасхальной радости, дни церковного торжества о
примирении Бога и человека, о победе жизни над смертью.
На протяжении Светлой седмицы отменяются однодневные посты; все
верующие призываются к особому духовному радованию, посещению торжественных
богослужений, делам милосердия и благотворения. Богослужения в продолжение
Светлой седмицы совершаются по пасхальному чину, а царские врата в храмах
остаются открытыми — в знак того, что в эти дни всем нам открывается
невидимый, духовный, Небесный мир.
© Copyright Атанов А. 2001-2002