Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Деноминации в христианстве. Взгляд психолога

Деноминации в христианстве. Взгляд психолога

Реферат

На тему

Деноминации в христианстве.

Взгляд психолога.

Составитель: Чистополов М.Ю.

Г. Запорожье – 2002.

Введение

Составителя этой работы всегда интересовал вопрос, почему в

современном христианстве настолько много деноминаций(лат. Denominatio

– переименование)? Существование такого большого их количества

является прямым противоречием Слову Божьему, а именно: 1Пет.3:8

«Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы,

милосерды, дружелюбны, смиренномудры».

Итак, почему же все – таки нас так много и мы такие разные ? В

данной работе автор намеревался ответить на этот вопрос с точки

зрения психолога, т.е. совместить в какой-то мере «всю мудрость

Египетскую» с христианством.

Подчеркиваю еще раз, что моей целью было не обидеть кого-то из

братьев во Христе или показать превосходство одного учения над другим,

а примирить всех христиан на основе подлинного братолюбия и взаимного

уважения.

Если у Вас имеются предложения или Вы хотите поделиться своими

соображениями, мое «мыло» лежит по адресу :

www. freemail.ukr.net ( success2002@ukr.net).

Да благословит Вас Господь !

Эпизод 1. «Мужики, о чем базар?»

Удручающую и душераздирающую картину представляет собою

современное христианство. Когда взираешь на множество течений в оном,

почему-то приходят на ум самые нелестные эпитеты.

Однако, оставляя в стороне наши мелочные разногласия на тему,

какой именно из дней недели необходимо чтить и стоит ли женщине

покрывать голову в церкви, обратимся к мнению стороннего наблюдателя,

например, неверующего человека, либо того, кто традиционно причисляет

себя к православию, но при этом не знает даже смысла Символа Веры и не

отличает адвентистов от пятидесятников (что бывает довольно часто) -

(.

Приведу пример моего хорошего знакомого – православного

священника, который чуть ли не со слезами на глазах рассказывал о том,

что он перед каждых богослужением ищет к толпе прихожан новых людей,

чтобы уделить им внимание до того, как «озверелые бабушки» отобьют у

тех охоту к посещению Храма.

Нетрудно представить себе, что происходит, если он не успеет…

На улице к этому человеку подойдут полные достоинства «свидетели»

( по отношению к которым так не хочется использовать Имени Божьего) и

популярно растолкуют ему, что «настоящее христианство» (как будто

бывает игрушечное) должно быть монолитно, - вот , например, как они

сами; и не должно делится на «сотни течений» (со слов одного из этих

блуждающих «возвещателей»).

Стыдно, братия , однако. Не будем забывать, что мы должны быть

«светом миру» (Матф. 5:14). И наихудшее, что мы можем сделать – это

рвать на части уже многократно ломимое тело нашего Господа Иисуса

Христа, близоруко полагая, что древность или агрессивность нашей

любимой религии является достаточным основанием для отвержения всего

остального Тела Христова.

И уж если мы не сподобились за 2000 лет прийти к согласию, давайте

попытаемся подойти к вопросу не с религиозной, а с психологической

точки зрения. Почему?

А потому, что общество (мирское, кстати) более – менее приучило

нас к плюрализму (это - не бранное слово, посмотри словарь ( ) мнений

и уважению точки зрения другого человеческого существа. И уж если мы «

друг друга угрызаем и съедаем» (Гал. 5:15), т.е. поступаем по-мирски,

то давайте попробуем по-мирски и разобраться в наших противоречиях.

Итак, если у Вас еще не перекосило лицо от всего вышепрочитанного,

то переходим к

Эпизоду 2. «Каждый человек имеет право на психику» (из устава

психбольницы).

Из чего состоит психика человеческой личности ? На этот

классический вопрос существует столь же классический ответ (см.

рисунок). Итак, понятие личности /1/ характеризует человека как

социальное существо и отражает сумму его врожденных и приобретенных

качеств, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Иначе говоря, если

взять каждого из нас как уникальное Божие творение – человеческий

организм и добавить к нему воспитание, влияние родителей, семьи,

детского сада, родных, посторонних, случайные и неслучайные встречи,

лозунги, влияние телевизора, «положительных и отрицательных героев» и

многое – многое другое, то в итоге мы «що маемо, то маемо».

Итак , рассмотрим подробнее, из чего – же мы состоим. Способности

– это индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его

успехи в различных видах деятельности. Темперамент – динамическая

характеристика психических процессов человека. Характер определяет

отношение человека к другим людям. Мотивация – совокупность побуждений

к деятельности. Чувства – один из видов эмоций и чаще всего также

имеют социальную направленность, а воля присутствует в регуляции

поведения человека как члена общества.

Вообще индивидуально – психические свойства личности определяются

совокупностью трех факторов: силы, уравновешенности и подвижности

нервной системы/2/. Именно эти факторы определяют, каким человеком ты

станешь – уверенным или слабым, спокойным или раздражительным,

подвижным или инертным. С точки зрения «бытовой психологии» всех людей

можно разделить на 4 типа по совокупности этих факторов.

Однако, было бы ошибкой думать, что все мы можем втиснуться в эту

классификацию. Во – первых, один и тот же человек в различных

ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может

обнаруживать разные черты. Во – вторых эта классификация в полной

мере не связана с талантливостью людей. Например, А.С. Пушкин имел

ярко выраженные холерические черты, А.И. Герцен – сангвинические, И.А.

Крылов – флегматические. Великие русские полководцы А.В. Суворов и

М.И. Кутузов – вообще полные противоположности.

Нельзя ставить вопрос, какой из темпераментов лучше. Каждый из них

имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность,

активность и энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость

сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и

отсутствие торопливости у флегматика – вот примеры положительных

свойств каждого из этих типов. И каждое из них имеет свое место в том

числе и в Теле Христовом. Возлюбленный брат или сестра, тебе это

ничего не напоминает ?

Вот именно: 1 Пет.2:5 «…и сами, как живые камни, устрояйте из себя

дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы,

благоприятные Богу Иисусом Христом».

Итак, разные вы мои, каждый из нас имеет право на существование,

особенно если учесть тот факт, что нас всех призвал Господь. При

строительстве дома одинаково важен кирпич, песок, цемент, бетон и даже

вода, так же как и в едином организме одинаково важны руки, ноги,

голова и др.1 Кор. 12:13-18.

А теперь, надеюсь, Вы готовы к небольшому экскурсу в

психотерапию?

Эпизод 3. «Бить буду сильно, но аккуратно» (Лелик, «Бриллиантовая

рука»)

Этот эпизод будет до предела насыщен специальной терминологией. Но

это не потому, что автору день излагать мысли нормальным языком,

просто терминология уже существует. Мы рассмотрим ситуацию с точки

зрения одной из теорий – теории контроля и консультирования по

реализму/3/.

Суть фундаментального положения теории контроля заключается в том,

что поведение людей всегда представляет собой проявление попытки

контролировать мир с целью удовлетворения своих потребностей.

Потребности людей можно разделить на физическую потребность в

выживании и психологические потребности в принадлежности, могуществе,

свободе и развлечении.

Если сопоставить это с Писанием, в том числе с 1 Фесс. 5: 23 «Сам

же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во

всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего

Иисуса Христа.» и при этом слегка пошевелить мозгами, можно прийти к

довольно дикому выводу : Чем дальше мы от Иисуса, тем более наши

реакции, мышление и потребности душевны.

Итак, несмотря на Божий призыв в нас, заставляющий нас обернуться

к Иисусу лицом, (а не тем, чем мы были повернуты к нему ранее) мы еще

в значительной степени душевны, а не духовны.

Далее, люди создают свои личные альбомы, состоящие из находящихся

в их головах картин. На этих картинах изображено то, как люди

удовлетворяют свои потребности. Люди сами могут создавать целые

картинные галереи, либо эти образы формируются у них через внешнее

воздействие. Фактически, невозможно иметь потребность и при этом не

иметь соответствующую ей картину в голове. Важно то, что когда люди

меняют важные картины, они меняют свою жизнь. В основе поведения

всегда лежат картины в голове человека. Его поведение обусловлено

различием между картинами в головах, т.е тем чего они хотят, и тем,

что происходит в реальном мире, т.е. тем, что они имеют.

Только подумай, возлюбленный, - все твои реакции, мнения, понятия,

мысли, ценности, особенно на начальных этапах твоего хождения с

Господом, уже давно определены, и определены не тобой. Ты уж не

обижайся, но ты – всего лишь продукт этого общества.

Эпизод 3-А. «Каков поп, таков и приход»(народная умность).

Итак, если эта теория верна (а она уже доказала свою

жизнеспособность), то из нее можно сделать пару прикольных выводов.

1. Ты можешь сам сформировать свою картинную галерею.

2. То, что ты видишь, определяет твою картинную галерею.

3. Изменяя фокусировку своего внимания, можно изменить эту

картинную галерею.

Как Вы думаете, кто был первым в мире психотерапевтом? Ни за что

не угадаете. Им был апостол Павел - 2Кор.3:18 «Мы же все открытым

лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же

образ от славы в славу, как от Господня Духа.»

Обратите внимание !!! ВЗИРАЯ – ПРЕОБРАЖАЕМСЯ !!!

Вывод – на что взираешь, в то и преображаешься.

Если взираешь на Иисуса – Царя Царей и Господа господ, Альфу и

Омегу, Сына Божьего, Владыку вселенной, то угадай с трех раз, какая

картина сформируется в твоей голове и в какой образ ты будешь

стремиться преобразоваться и в итоге преобразуешься ?

С другой стороны, если взирать на Иисуса, висящего в немощи и

убожестве на кресте…? А вообще, где сейчас Иисус ? Вот именно !

Хорошо, а если с удручающим постоянством смотреть всякую «золу» по

«ящику», то какая картинная бредовость в конце концом установиться в

Вашей голове? Это – еще один аргумент против просмотра того мусора,

которым все больше забивается наш эфир. И хотя я ничего не имею против

брата Кеннета Коупленда, Рика Реннера, благословенных сестер Джойс

Майер и Глории Коупленд, «Династию» и «Санта Барбару» все же смотреть

не рекомендую – это рано или поздно повлияет на вашу картинную

галерею. Последствия этого вообще непредсказуемы и минимум, что вам

«светит» - это неврозы разных форм и тяжести.

Эпизод 4. Трамвай объехать не может !

Все мы знаем, что трамвай отличается от других транспортных

средств наличием колеи (рельсов) по которым он, как правило, ходит.

Думая, многие уже поняли, что наше поведение иногда напоминает

трамвай. По этому поводу величайший психотерапевт всех времен и

народов – ап. Павел в Рим. 7 сказал следующее: « Ибо не понимаю, что

делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,

а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не

живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра

есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого

хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то,

чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.»

Если даже такому великому мужу Божьему было тяжело побеждать грех,

то что и говорить о новообращенном человека – младенце во Христе? Все

его реакции, мнения, понятия еще насквозь душевны, а не духовны.

Происходящее с ним можно показать на довольно простом рисунке,

отражающем душевную реакцию (а откуда у него другая возьмется?) на

Божий духовный призыв.

Что можно отнести к проявлениям душевной реакции ? Вот именно то,

что определяется той картиной в разуме, которая соответствует данной

ситуации. Например, Господь призывает к обращению от злых дел к вере в

Бога какого – либо человека. Этот человек принимает призыв и начинает

вести себя так, как того требует имеющаяся в его голове «картина

поиска Бога». Если человек воспитан в рамках номинальной

религиозности, он начинает искать Бога там, где его научили искать,

т.е. в церкви. Это еще хорошо, если на его пути попадется

действительно утвержденный во Христе православный или католический муж

Божий – истинный «батюшка» или «падре». А если это будет вдребезги

закомплексованный поп с запахом перегара и в не стираной рясе? Вот вам

и еще одна потенциальная жертва сектантов.

При этом весьма маловероятно, что такой человек придет, например,

к баптистам или пятидесятникам – ему ведь такое о них рассказывали,

что они жертвы приносят! Опять влияние картины в разуме.

Другой вариант рельсового пути – если у этого человека где – то

завалялась книжечка Рериха или древний номер «Сторожевой башни».

Последствия непредсказуемы (но в соответствии опять же с картинной

галереей) – от увлечения колдовством до закостенелого сектантства.

Итак, смысл душевной реакции на духовный призыв состоит в том, что

человек ищет не Того, Кто может восполнить его нужды (см. выше), а то

место, где, по его мнению, эти нужды могут быть восполнены. При этом

он руководствуется не истиной (его не научили или научили

неправильно), а своими собственными понятиями о правильном и

неправильном, истинном и ложном из своей собственной картинной

галереи. Иначе говоря, он меряет Бога своими мерками.

Этот тезис очень хорошо применим к различным проявлениям духовного

прославления, духовной музыки, стиля проведения служений, манеры в

одежде, поведении и т.п. Человек, как правило, выбирает те черты, к

которым «приучено» его сознание и какая в его разуме существует

картинка. Например, благословенная во Христе сестра приучена надевать

платок на голову. В этот нет ничего предосудительного – это в конце

концов твое личное дело, но она может резко возражать против

непокрытой головы только на том основании, что осознано не отдает себе

отчет в возможности несколько иного поведения.

Другой пример. Православный брат (ярко выраженный ФЛЕГМАТИК)

жалуется, что дети упорно не желают приходит к Богу: «Не могу их

затащить в Храм!». Поскольку ситуация до боли знакомая – многих

молодых людей пугает перспектива превращения в сурового и бородатого

мужика и соблюдения внешних канонов по принципу «Бог накажет!» - была

предложена кассета полноевангельского прославления группы «Открытое

небо» (живая, можно сказать веселая, «холерическая» музыка) . Через

пару дней кассета была возвращена с возмущением и комментарием:

«Разве такое можно слушать? Это же свистопляска!». Типичнейший пример

действия картинки – христианская музыка не может быть в стиле рок

(фанк, рэп, хип – хоп,…). Результат налицо: молодые пацаны могли

убедиться, что в христианстве нет ничего страшного и оно - очень даже

не скучная религия, а наоборот, живая вера Божья.

Могли, но не убедились… Можно сказать, что эти двое не примут

Благую Весть в виде православия и вполне вероятно, останутся без

Христа со всеми вытекающими последствиями. А всему виной -

несоответствие темпераментов.

И таких несоответствий можно привести целую кучу. Например,

маловероятно принятие холериком Благой Вести в православии или

баптистской деноминации – темперамент не тот (скорее, флегматичный или

меланхоличный). Равновероятно, что спокойный человек будет чувствовать

дискомфорт на свободном харизматическом Богослужении с громкими

выкриками «аллилуя» и «велик Господь» и громким прославлением.

В то же время, человек, воспринявший с детства православный тип

Богослужения, может быть «как у себя дома» среди баптистов ,

адвентистов или католиков.

И НЕ НУЖНО ПОД ВСЕ ЭТО ПОДВОДИТЬ БАЗУ : «эта религия – правильная,

а эта _ неправильная ! Ведь не зря сказано в Писании:1 Кор. 3 « потому

что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия,

то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо

когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не

плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через

которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я

насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и

поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.»

Вообще, в определении человеком предпочтительной для него

деноминации Христианства играет роль настолько большое множество

факторов биологического, социального, воспитательного, политического

характера, что удивительно, как немного существует деноминаций.(

Наконец, если я Вас еще не утомил, извольте предоставит вывод.

ВЫВОД

Дорогой брат или сестра!

Сам Господь заповедал нам – всем христианам жить в мире и

согласии. Фактически, именно от нас зависит, какой образ Христа увидит

в нас этот погибающий мир. Иоан.13:35 «По тому узнают все, что вы Мои

ученики, если будете иметь любовь между собою.»

В общем, различия между нами не так уж и существенны. Гораздо

важнее, что нас объединяет любовь Христа и честное, бескорыстное

служение Ему. Все наши различия определяются только нашими личными

качествами – именно тем, что вложил в нас безбожный, разлагающийся

мир, то есть сам урод сатана.

Если мы спорим, ссоримся и не принимаем друг друга, то тем самым

мы играем на руку собственному темпераменту, характеру, привычкам и

амбициям, т.е меряем других самими собой и ставим свои предпочтения

выше Господних. И этим мы грешим, «потому что Бог принял его» Рим.

14:3.

Будьте же все обильно благословлены любовью и мудростью нашего

Господа Иисуса Христа ! Аминь.

Список использованной литературы.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.

Синодальные.

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб. :Питер, 2001.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. :Питер, 2001.

3. Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.

: Питер, 2001.

-----------------------

ЛИЧНОСТЬ

Темперамент

Способности

Мотивация

Характер

Воля

Чувства

Типы нервной системы

Сильный

Слабый - МЕЛАНХОЛИК

Уравновешенный

Неуравновешенный

ХОЛЕРИК

Подвижный

САНГВИНИК

Инертный

ФЛЕГМАТИК

Душевное мировоззрение

Душевный человек

Душевная реакция на призыв

Проявления душевной реакции

Божий призыв






Информация 







© Центральная Научная Библиотека