Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Египетский бог Анубис

Египетский бог Анубис

Ласнамяэская гимназия

Реферат по истории искусств:

Египетский бог Анубис.

Исполнитель: ученик 10 Г класс

Хасанов Павел

Таллинн 1999

Представление людей о некоторых главных египетских богах и священных

животных.

С тех пор, как был создан мир, во всём Египте воцарился порядок и

спокойствие. Жизнь текла по однажды заведённому порядку, одинаково

обязательному для богов и людей. Правда, в разных частях Египта люди по-

разному представляли себе этот порядок.

Для одних каждое утро появлялся на Востоке бог солнца Ра в своей

дневной ладье и пересекал всё небо по небесному Нилу, освещая весь мир

своим золотым сиянием. Вечером далеко на Западе пересаживался Ра на ночную

ладью, в ней спускался глубоко под землю в царство мёртвых и плыл обратно

уже по подземному Нилу, сражаясь с силами мрака, которым был ненавистен

его свет.

Другие же думали, что каждый вечер богиня неба Нут проглатывала

бога солнца, а утром рождала его вновь. А может, он сам появлялся из

чудесного цветка лотоса на том холме, который первый возник по среди

океана хаоса.

Третьи вообще были уверены, что солнце – это золотой шар, который

каждое утро выкатывает на небо священный жук-скарабей.

Наверное, поэтому в разных частях Египта совершенно несхоже

изображали бога солнца. То он был скарабеем или человеком, у которого

вместо головы скарабей. То солнечный бог представлялся в виде сокола с

солнечным кругом на голове или был человеком с соколиной головой, а то и

просто солнечным диском с соколиными крыльями. А иногда бога солнца

изображали почему-то огромным котом – наверное, в таком виде ему было

легче бороться с врагами. Один из вариантов представлен на рисунке. Но

какой бы вид не принимал бог солнца, он управлял миром подобно любому

земному царю. Он видел всё, что делалось на земле, и отдавал распоряжения.

А если что то и ускользало от его солнечного ока, так только потому, что

дел на земле творилось очень много, и там было полно всяких других богов,

не говоря уже о священных животных, мелких божествах и людях.

Для жителей же Мемфиса главным богом являлся бог Пта. Пта тоже

считался создателем мира и людей, только сила его происходила не от

солнца, а от земли. Пта не спорил с Ра о том, кто же из них на самом деле

создал мир, и в знак примирения даже взял в жёны дочь Ра – Сехмет. Только

всё же Пта никогда не упускал случая подчеркнуть, что Ра создал посреди

океана Нун лишь единственный первый холм, а вот он – Пта, поднял на свет

всю остальную землю.

Вытащив землю из глубины океана хаоса, Пта не покинул её, а

остался среди людей, чтобы присматривать за ремёслами. Сам он был большим

умельцем во всём, что только можно сделать руками, поэтому греки позднее

пригласили его на свой Олимп и назначили там богом-кузнецом по имени

Гефест.

Ещё Пта неплохо разбирался в искусстве, заодно был богом истины и

справедливости. При стольких талантах и обязанностей у Пта просто не

оставалось времени, чтобы приглядывать за порядком даже в своём родном

Мемфисе. Поэтому дела шли как бы сами по себе, а когда возникала какая-

нибудь смута, наступал черёд его жены – богини войны Сехмет, чьё имя

означает “Могучая”. От отца своего – Ра унаследовала она силу палящего

солнца, и поэтому никто не мог ей сопротивляться. А когда Сехмет своими

средствами наводила порядок, приходила пора для другого её дарования, и

богиня исцеляла раненых.

После этого всё было спокойно, и главным богом для людей оставался

сын Пта и Сехмет – Нефертум – бог растительности и плодородия. Потом и Пта

тоже стали считать богом плодородия, потому что какой урожай без земли.

А ещё не бывает урожая и без воды. Полноводен могучий Нил, но

течёт он, увы, не всюду. Поэтому чуть ли не каждый колодец и источник

считался священным, и перед тем, как брать оттуда воду, полагалось

вознести молитву его божеству – крокодилу, лягушке или змее.

Со змеями вообще лучше не ссориться: откуда знаешь, простая это

кобра или кто-нибудь из богов принял извилистый змеиный облик? И даже сами

боги немножко опасались змей. Ведь огромный змей Апоп – бог мрака и зла –

был предводителем врагов самого Ра.

Но хотя иногда и сталкивались между собой боги, время Древнего

Царства в Египте довольно спокойно. Но со временем египетские боги стали

понемножку переделывать свой мир, и в этих событиях одни из них погибли

другие ”пропали без вести”, а третьи, пережившие всё, остались уже навеки

Великими Богами Египта. Одним из таких богов является Анубис.

Бог Анубис.

Первая половина 14 в. до н.э

Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя

Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи.

Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена

поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших

Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Правой рукой

Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую с жезлом "уас" протягивает

навстречу идущему к нему Ипи.

Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем

умерших. Его изображали в образе лежащего шакала черного цвета, дикой

собаки или же в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис считался

судьёй богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса – греческий

Кинополь, в переводе означает "город собаки". Однако его почитание очень

рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис

считался богом мертвых, его основные эпитеты – "Хентиаменти", то есть тот,

кто впереди страны Запада (царства мертвых), "владыка Расетау" и "стоящий

впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид", Анубис был главным

богом в царстве мертвых. Он считал сердца умерших, в то время как Осирис –

бог умерших и оживающей природы – главным образом олицетворял умершего

фараона. который оживал подобно богу. С конца 3-го тысячелетия до н. э.

функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты, а

Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Тотом

присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была

подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию

(рис.1). Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение

покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего

благодаря этому жесту. Анубис расставил вокруг умершего в погребальной

камере Гора детей и дал каждому канопу с внутренностями покойного для их

охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого

изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога

Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки

отождествляли Анубиса с Гермесом. Описав египетского бога Анубиса и

коснувшись двух его скульптурных изображений (статуэтка и стела “царского

писца”, находящиеся выше), нельзя не отметить маска жреца в виде головы

бога Анубиса, сделанную из глины в VIII в. до н. э. Сейчас она находится в

музее в Хильдесгейме. Как видно на фотографии с лева по сторонам этой маски

внизу сделаны выемки для плеч жреца.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека