Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Феномен Мировых Религий

Феномен Мировых Религий

Буддизм

Буддизм—самая древняя из трех мировых религий. Он «старше»

христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать

столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран

буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и

Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и

вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил

людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной

буддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о

жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и

назвавшего себя Буддой (санскр. buddha), что означает «просветленный

высшим знанием», «осененный истиной».

После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них

добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасителиную

миссию—указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для

своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама

(отсюда его родовое имя—Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за

500—600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно

другим людям. Мать Сиддхархи—жена правителя шакьев Майя увидела однажду во

сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила

младенца, покинувшего ее тело также необычным путем через подмышку.

Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались

приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек

новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали

Сиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение». Повелитель шакьев

Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Он оаружил ребенка роскошью,

скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское

воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына.

Но однажды во время прогулки по городу Гаутама встретил покрытого

язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную

процессию и погруженного в раздумья аскета. Так он узнал о неизбежных для

живых существ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в

отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. В течение

семи лет он безрезулбтатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над

текстами священных книг жрецов є брахманов. И лишь перестав голодать и

отказавшьсь от ложных премудростей,ГАутама путем внезапного озарения,

достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это

случилось на берегу речка Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешней

БодхГае (штат Бихар). Сидя под священным деревом бодхи он познал «четыре

благородные истины».

Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить «просветленного»

отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными

бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы

соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил все, в тим числе и свои

сомнения, и вскоре произнес в «Оленьем парке», недалеко от Варанаси первую

проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Ее слушали пять его будущих

учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения

новой религии. После провозглашения «четырех благородных истин», окруженный

все умножающимися учениками последователями, Будда ходил сорок лет по

городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как полагают,

соответствует нынешней Касие, расположенной в восточний части штата Уттар

Прадеш. Он лег под деревом бодхи в «позу льва» (на правом боку, правая рука

под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног)и обратился к

собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: «Теперь, о

монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, сто все созданное

обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению». Уход Будды их

жихни буддисты называют «mahaparinirvana» великим переходом в нирвану.

Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент

«прозрения», поэтому ее называют «трижды святым днем».

Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об

историчности Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни

исторической личностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая

считает его единоличным «основателем буддизма», нет оснований. «Современное

состояние изученности вопроса, пишет известный советский ученый Г.Ф.Ильин,

позволяет считать, что Будда как единоличный создатель известного нам

вероучения личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течение

многих веков, но Шакьямуни основатель буддийской монашеской общины (или

один из первых ее основателей), проповедник, взгляды и практическая

деятельность которого имели большое значение при возникновении буддийского

вероучения, вполне мог существовать реально».

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные

религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и

высокая городская культура, включавшая в себя и письменность и развитые

формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами

мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений

превосходя последние. Если уже в религии энохи харрапской культуры

(середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более

поздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали складываться

те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили

литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и

ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал

черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и

буддизма.

К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое

связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного

состояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме,

как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивы оказались состав

пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях были

развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и

животных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии уже

отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей,

объявляя, что деление людей на Варны (касты в древней Индии) установлено

высшим божеством Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением

о карме тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им

в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным

богами, и приравнивала поаорность властителям к выполнению религиозного

долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным,

свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для

низших варн многие обряды были вообще запрещены.

Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических

противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов

племенной раздробленности и исключительности. К середине 1 тысячелетия до

н.э. эти черты патриархальности приходят во сверх более резко выраженное

противоречие с тамикими крупными сдвигами в общественных отношениях,

которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.

В 65 вв до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческое

хозяйство, использовать труд рабов более рационально. Законодательные меры,

несколько ограничивающие произвол хозяина по отнешению к рабу, показывают

начало изживания существующей системы и отражают страх перед острыми

классовыми столкновениями.

Высшей фазой развития рабовладения в Индии был период объединения ее

империей Маурья. «Именно в маурийскую эпоху возникли и оформились многие

основные черты социальной стуктуры, сословно кастовой организации,

важнейшие институты древнеиндийского общества и государства. Получил

развитие ряд религиозно филососких течений, в том числе буддизм, который

постепенно из сектанского монашеского учения превратился в одну из трех

мировых религий.

«Появление буддизма на исторической арене, пишет К.К.Жоль,`совпадает по

времени со значительными изменениями в социально политической и

экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно ачинают о

себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более

выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль в

жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала,

Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в

области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование

одной из могущественных империй в древней Индии империи Магадхи,

основателями и руководителями которой явились представители династии

Маурьев. Таким образом на территории современного южного Бихара (Северная

Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н.э. концентрируются

значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального

взаимодействия и в новой идеологии».

Рейснер полагал, что возникновение буддизма явилось следствием...

разложения феодальных отношений и установления господства торгового

капитала (!).

Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе от

ранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему и

пронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальной

жизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая

«первая благородная истина» буддизма утверждение тождества бытия и

страдания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощением

трудящихся, негверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокая

борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основной

закон бытия.

Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшее

развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача

создания личной заинтересованности работающего в результате его труда,

одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия

души как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия.

Соответственно появляется идея человека не члена определенной Варны, а

человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и

запретов для определенной варны выдвигается идея единого морального начала

как фактора спасения для любого человека независимо от его националоной или

социальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее дал

буддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию.

Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др.

религиозными и религиозно филисофскими системами древней Индии. Анализ этих

связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными

социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден

«откровением» достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают

буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные

буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Он

внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи

его возникновения.

Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает

буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам.

Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно во 21 вв.

до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы,

созданный около 80 г. до н.э. на Шри Ланка и названный позднее «типитака»

(санскр. «трипитака») «три корзины закона».

В 31 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие

буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается

каноническая литература. Монахи теологи разрабатывают логические

«обоснования» главных религиозных догм, нередко именуемые «философией

буддизма». Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно

небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время

схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально культовая

сторона буддизма, т.е. «путь», который может привести каждого к прекращению

страданий. Этот «путь» и был собственно тем идейным оружием, которое

способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в

повиновении.

Христианство

Христианство (от греческого слова christos «помазанник», «Мессия»)

зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это

изначальное родство с иудаизмом чрезвычайно важное для понимания корней

христианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий

завет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии,

Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство

уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и

среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось

на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных

ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в

римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь

внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь

собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется

строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего»

сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после

наступления Царства Божьего на земле. Однако уже первые христианские общины

приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира,

молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился

свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному

пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами

общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не

эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и

предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не

знающей национальных и языковых границ. Потребность в единении, с одной

стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру с другой,

породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин может

быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом

Святым и Божьей благодатью. Следующим шагом в развитии понятия «церковь»

стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не

церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от

самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее

духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах

разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались

канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с

ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял

христианский символ веры краткий свод главных догматов, составляющих основу

вероучения. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога,

обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного

могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано

свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства

говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя

жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца

(безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего

принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от

Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение»

имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы

существовали всегда «предвечны» и равны по достоинству «равночестны».

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и

подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило

богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос,

приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род

людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания,

любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой

крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем

самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и

совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть

предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим

взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие

«таинства» особого культового действия, призванного реально ввести

божественное в жизнь человека. Это преежде всего крещение, причастие,

исповедь (покаяние), брак, соборование. Гонения, испытанные христианством

в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его

мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и

пытки («исповедники») или принявшие казнь («мученики»), стали почитаться

в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской

этике центральным. Шло время. Условия эпохи и культуры меняли

политикоидеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных

разделений схизм. В результате появились соперничающие между собой

разновидности христианства «вероисповедания». Так, в 311 году христианство

становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре

Константине господствующей религией, находящейся под опекой государственной

власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце

концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние

римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки,

значительно возросло. Уже в V VII веках, в ходе так называемых

христологических споров, выяснявших соотношение божественного и

человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились

христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение

православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт

византийской теологии священной державы подчиненного по отношению к монарху

положения церковных иерархов и латинской теологии универсального папства,

стремившегося подчинить себе светскую власть. После гибели под натиском

турокосманов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась

Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке

к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось

старообрядчество. На западе идеология и практика папства вызывали на

протяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов

(особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение

лоллардов в Анлии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI века этот протест

оформился в движение Реформации. Рассмотрим основные вероисповедальные

формы христианства, образовавшихся в процессе исторического развития

христианского мира.

Православие одно из трех основных направлений христианства

исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно

распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего

Востока, на Балканах. Название «православие» (от греческого слова

«ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей II века.

Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было

господствующей религией в IV XI веках. Основой вероучения признаны

священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских

соборов IV VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов,

таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григогий

Богослов,Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало

формирование основных положений вероучения. В дальнейшем философском и

теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженного

Августина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием.

Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума,

поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В

учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу «избранных»

предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера

и есть критерий предопределения. Важное место в православии занимают

обрядытаинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит

особая благодать. Церковь признает семь таинств: Крещениетаинство, в

котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога

Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. В таинстве

миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и

укрепляющие в жизни духовной. В таинстве причащения верующий под видом

хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни. Таинство

покаяния или исповеди это признание грехов своих перед священником, который

отпускает их от имени Иисуса Христа. Таинство священства совершается через

епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан

священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только

епископу. В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании,

благословляется супружеский союз жениха и невесты. В таинстве елеосвящения

(соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать

Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Крещение Киева князем

Владимиром и Новгорода Добрыней это первые шаги в истории христианизации

всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоением

северных территорий в конце 18-го века. На волне переселения христианство

распространялось и утверждалось по всей территории Руси. Чрезвычайно важным

этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия

Радонежского. Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главных

социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о

переустройстве жизни на новых нравственных началах. После победы на

Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически. В 1448 году

Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру

митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым

было положено начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.

Патриаршество в России было установлено при Борисе Годунове. В 1589 году

митрополит Иов стал первым патриархом на Руси. Православная церковь придает

большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует

большим церковным праздникам. Сущность поста это «очищение и обновление

человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни.

Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой,

перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством

Христовым. Первое место среди великих, главных праздников занимает Пасха. К

ней примыкают двунадесятые праздники 12 наиболее значительных праздников

православия: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение,

Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница),

Воздвижение креста Господня, Благовещание, Рождество Богородицы, Введение

во храм Богородицы, Успение Богородицы.

Другим крупнейшим (наряду с православием ) направлением в

христианстве является католицизм. Слово «католицизм» означает всеобщий,

вселенский. Его истоки от небольшой римской христианской общины, первым

епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления

католицизма в христианстве начался еще в III V веках, когда нарастали и

углублялись экономические, политические, культурные различия между западной

и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви

на католическую и православную было положено соперничеством между римскими

папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском

мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и

константинопольским патриархом Фотием. Католицизм, как одно из направлений

христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд

особенностей в вероучении, в культе, в организации. Основой католического

вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное

предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает

Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов,

но и всех последующих соборов, а кроме тогопапские послания и

постановления. Организация католической церкви отличается строгой

централизацией. Римский папа глава этой церкви. Он определяет доктрины по

вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Причины расколов церкви многочисленны и сложны. Тем не менее можно

утверждать, что главной причиной церковных расколов был человеческий грех,

нетерпимость, неуважение к человеческой свободе. В настоящее время

руководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы

преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в 1964 году Папа

Римский Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно

отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей в

XI веке. Положено начало преодоления греховной разобщенности западных и

восточных христиан. Еще раньше, с начала XX века, получило распространение

так называемое экуменическое движение (греч. «эйумена» вселенная). В

настоящее время это движение осуществляется главным образом в рамках

Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Активным членом ВСЦ является наша Русская

Православная Церковь. Единство церквей это прежде всего осознание того, что

все христиане читают одно Евангелие, что они все Его ученики и, наконец,

что все люди дети Единого Бога, Небесного Отца. Поэтому христиане должны

стремиться соединить все лучшее, добытое в истории каждой Церкви. «Почему

узнают вас, что вы мои ученики, говорил Христос, потому как вы будите иметь

любовь между собою».

Ислам

Третьей, наряду с буддизмом и христианством, «мировой» религией

является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения.

Современный Ислам вторая по численности последователей (после

христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая

численность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек (около 90

процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной

Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30

процентов в Африке (49 процентов населения континента). Ислам является

идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на

международную политику. В современном понимании ислам и религия, и

государство по причине активного вмешательства религии в государственные

дела. «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство»

( от арабского « муслим « ) предавший себя Аллаху. «Свидетельствует Аллах,

что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые

стойки в справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого!

Поистине, религия пред Аллахом ислам...» (3: 1617). Ислам зародился в

Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение

христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается

письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской

традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед ( Мухаммад или

Магомет), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений»,

записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран основная

священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие

для христиан. Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказано

пророками Ибрахимом ( Авраамом ), Исмаилом, Мусой ( Моисеем ) и Исой (

Иисусом Христом ). В этих «двойных» именах нет ничего странного, поскольку

ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду

с иудеями и христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а

также Иисуса Христа как одного из них. Мухаммед был уроженцем Мекки города

в западной части Аравийского полуострова, где давно осело сильное племя

курейш. Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После

него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в

разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и

более поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (при третьем

преемнике Мухаммеда Османе) свод, получивший название «Коран» («чтение»).

Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку

архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены. Коран

разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по

размерам: более длинные ближе к началу, более короткие к концу. Суры

мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и

то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления

величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и

угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем

незаметно следов такой редакционнолитературной отделки, как в христианском

Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты. Другая часть

религиозной литературы мусульман это сунна (или сонна), состоящая из

священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда.

Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами Бухари,

Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее

называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570632

гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало

последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев;

опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть

Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой

фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки

мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц,

а в социальноэкономических и идеологических условиях, сложившихся в ту

эпоху в Аравии. Аравия была издавна населена семитическими племенами,

предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах,

занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и

пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически

и культурно связана с соседними странами Месопотамией, Сирией, Палестиной,

Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию.

Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском

оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь

племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В

Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба

были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских

племен. Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и

христианские общины. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли,

так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это

нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники,

потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся к оседлому образу

жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились

столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это

не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние

племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более

что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди

арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и

развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая

общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти

ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан,

ханифов: основное у Мухаммеда строгое требование почитать только единого

Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Проповеди Мухаммеда вначале

были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно

предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась,

что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение

Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его

приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное

в 622 году н. э., считается мусульманами за начало особого летоисчисления

(мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед

нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и

враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее.

Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже и

на еврейские общины. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 году

захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую религию. С

объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому

учению, значение Мекки как национальнорелигиозного центра еще более

возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению,

теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение. В

момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем не

оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей

хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть

только один бог Аллах; что Мухаммед был его посланникомпророком; что до

него бог посылал людям и других пророков это библейские Адам, Ной, Авраам,

Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и

злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из

древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога

и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все

получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться

в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует

божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил

его судьбу. Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими

моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей,

то прощает их; одних любит, других ненавидит. В тех же VIIIX вв. в исламе

возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова «суфи»

грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в

среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма,

буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней

обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с

божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог

во всем мире, весь мир проявление или эмансипация бога) и тем самым

удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в

Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в

Коране. Мистикопантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям

со стороны мусульманских фанатиковортодоксов, но постепенно обе стороны

пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена

странствующих монахов дервишей во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена

были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и

давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов,

обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою

очередь обирают своих послушников мюридов. С суфизмом было исторически

связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый

путь жизни для общения с богом (слово «тарикат» поарабски путь). Но

впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших

«священную войну» против христиан и других неверных. Под знаменем тариката

вели, например, войну имамы на Кавказе (КазиМулла, Шамиль) против русских.

В новейшее время усложнение социальноэкономических и политических условий

вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке

возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба),

в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских

купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к патриархальной простоте

жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и

запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными

влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу.

После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх

в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с

городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем

обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией. Религиозную

оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян

Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али,

принявший прозвище «Баб» («врата» в смысле посредника между людьми и

богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство

и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил

себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон.

Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму.

Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было

жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850

год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого

настроя. Один из бывших последователей Баба Мирза Хусейн Али, принявший

прозвище «Бехаулла», существенным образом изменил бабистское учение. Он

тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и

пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь,

прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние

христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы

подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться

бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось

больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная,

модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в

Западной Европе и в Америке. Характерная особенность мусульманской религии

состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И

личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь,

политика, правовые отношения, суд, культурный уклад все это должно быть

подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских

странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти:

глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее

духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках

духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на

религиозном законе шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали

их мусульманские богословы. Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и

выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий

при мечети, это, собственно, учитель в церковной школе. Кади это судья,

знаток шариата. Муфтий более высокий духовный чин главный авторитет в

вопросах шариата. Улем ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной

школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во

главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейхульислам

видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейхульисламом

разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права

считались непререкаемым законом. Обучение молодежи в мусульманских странах

прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы мектебы состояли при

мечетях. Высшие школы медресе представляли собой своего рода духовные

академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу,

богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был

арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в

иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена. Мусульманская

церковь в странах ислама была обычно и крупной экономической силой.

Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество

считается неотчуждаемым (вакф, множественное число вакуф). Вакуфные земли

состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований

и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины

всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные

доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями

(в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусульманские

верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почти

повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных

святых. Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с

христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам

почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где

сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде

христианство (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия). На Кавказе

большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства,

позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы,

часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были

некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде

христианами. Обратных случаев массового обращения какоголибо мусульманского

народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова

(Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты

(XIIXV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате процесса

насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной

религии над другой. Религия Мухаммеда так часто одерживала верх над

религией Христа видимо, вследствие большей простоты, доступности,

понятности народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал

патриархальнофеодальный быт.

Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились

важным переломным моментом в эволюции Ислама. Существенные изменения

претерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и в

определенной мере сама система мусульманского права: происходило

постепенное ограничение юрисдикции шариатских судов; к середине XIX века на

территории Османской империи были окончательно разграничены сферы

компетенции шариатских и светских судов (процесс этот начался значительно

ранее). Одновременно с этим осуществляется кодификация норм мусульманского

права (свод положений ханафисткого права Манджалла был составлен в

18691876 годах), в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые

документы, не предусматриваемые шариатом. Определенные изменения роли

Ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи

с реформами Мухаммеда Али в Египте и политикой танзимата в Османской

империи. Потребности социальноэкономического развития ставили мусульманских

богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда

традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма

болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводу

допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковской

системы. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте, где муфти

Мухаммад Абдо в 1899 году издал фатву, разъяснявшую, что банковские вклады

и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не

относятся к категории осуждаемого риба. Эта фатва способствовала приведению

существовавшей системы в соответствие с интересами национальной буржуазии.

В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всему

мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама,

представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскими

традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного

развития. Одновременно начинает складываться и международное исламское

движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была

создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламский

конгресс. Качественно новый этап в истории Ислама вторая половина XX века.

Широко развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развития

освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные

концепции так называемого «третьего пути», отличного как от

капиталистического, так и от социалистического.

Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские

партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской

республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская

исламская партия в Малайзии, Джамаати ислами в Индии и Пакистане. Концепции

«исламского государства» подразумевают воплощение в современных условиях

традиционной исламской модели политической организации общества, в котором

в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании

Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы

принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в

соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепции

представляют собой модернизацию политической и социальноэкономической

доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны.

Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название «исламизации»,

осуществляются как «сверху» путем законодательного введения тех или иных

норм (например в Пакистане введение ушра и заката, исламизация банковской

системы, в Иране провозглашение «исламского правления»), так и «снизу» в

результате давления религиознополитических организаций, среди которых

наибольшую активность в этом направлении проявляют «Братьямусульмане». Под

«исламизацией» подразумевается и процесс расширения числа последователей

Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к

югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной

деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых

преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии. В конце 70х

начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть

международные мусульманские организации, действующие как на

правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее

значительная из них Организация исламской конференции ( ОИК ), созданная в

1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию

освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами

государств и правительств. В ряде стран распространены

религиознополитические организации (в том числе и находящиеся вне закона,

например «Братья мусульмане», Партия исламского освобождения и др.),

функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические

школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества,

миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки,

страховые компании). Среди неправительственных мусульманских международных

организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана

в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская

организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности

этих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют

значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены

преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию

международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским

общинам в различных странах.

Список литературы :

1. Л.Климович, Книга о Коране, М. 1986 2. Религии мира,

Энциклопедия,т.6, «Аванта +», М. 1996 3. Ислам в странах Ближнего и

Среднего Востока, М. 1982 4. Коран, М. МНПП «Буква», 1991 5. Атеистический

словарь, из во полит. литер., М. 1986 6. Ислам, краткий справочник, Изво

«Наука», М. 1983

2. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. 2. Марченков В.Г. Начала

православия. М.:Петит,1991. 3. Закон Божий (Первая книга о православной

вере) под ред.М.Добужинского, Copyrigt 1956 by YMCAPRESS. Societe a

responsabilite limitee, Paris. 4. Косидовский З. Библейские сказания.

Сказания евангелистов.М.:Политиздат,1990. 5. Наука и жизнь N 3,68

/М.:Пресса,1993.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека