Греческая цивилизация
АНХ при РФ
ФЭСН
Реферат
на тему
Греческая цивилизация
выполнил студент 1 курса
Щ.А.А
научный руководитель
Кузмичев .ф.в.
Москва, 2000
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой
истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации
сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк
прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим
чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся
преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”? Греческая цивилизация
— не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась,
некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже
тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о
чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым
расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего
тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая
позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание
греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII
- V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма
государства — первая в истории демократии. В науке, философии,
литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения
древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.
Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду
сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать
исторические причины появления “греческого чуда” оказалось совсем
непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся
фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку
уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки
объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой
культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории”
Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта.
Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою
философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной
теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был
финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов,
заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а
также знания по геометрии и астрономии.
Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно
Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся
представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать
восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает
несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и
культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое
заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между
своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности
восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того
или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на
Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал
консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ.
Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было
присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро
отдать другим народам свои собственные достижения.
Современная наука дает и другие объяснения происхождения
древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину “греческого чуда”
в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и
метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с
другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге
историка А. И Зайцева “Культурный переворот в Древней Греции VIII - V
вв. до н. э.”. Им приведены конкретные сведения, опровергающие
расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины
величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории
Греции, а в конкретной исторической действительности первого
тысячелетия до н. э.
Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге “Греческая
цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и античная культура
базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы
развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда
не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию
и созданные ею. ”Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации
является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его
пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и
мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в
представлении греческой цивилизации являются отражением один другого —
это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в
другом”.[1]
Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок
развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как
прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей.
Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах
духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре,
скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку,
которую некоторые исследователи называют “мышлением по способу греков”.
У истоков европейской культуры находится микенская цивилизация.
Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие
дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные
кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого
рода дворец — средоточие сложной экономической военной и религиозной
жизни. “Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные
поступления (в основном продукцию ремесла и сельского хозяйства),
дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей
продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу”.[2] Возглавлял
деятельность такого дворца царь-жрец (ванака). Основная функция царя
заключалась в сохранении “священного порядка в природе”. Человек в
такой системе был зависим от религиозного мировоззрения. Кстати, идея
божественного происхождения каждой профессии долго сохранялась у
древних греков. И у Гомера встречается подробное описание многих
ремесел, а в качестве их творцов указываются Гефест и Дедал.
Мифологическое мировоззрение было типично для микенской цивилизации.
Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим силам: родовой
аристократии и сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо царя —
“басилевс”, скорее военный предводитель. “Басилевсы” вели свою
родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне сражения,
чтобы подчеркнуть значимость поединка. Интересен в этом отношении
диалог Диомеда и Главка: “Тщиться других превзойти, непрестанно пылать
отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой своею Были отличны
в Эфире и в царстве ликийском пространном”.[3] Нормами жизни человека в
микенской цивилизации и у гомеровских героев были честь, слава, стыд.
Платон называл Гомера “воспитателем Греции”.
Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся
демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма
государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией
личной свободы гражданина было право частной собственности на средства
производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с
возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного
распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право
непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики
государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации
экономической и политической власти в руках одной личности, семьи,
сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то,
что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч)
обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только
в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого
государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и
частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не
говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму
категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и
римлянами.
Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала
античная скульптура. Заимствованная греками из древней и
рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации
Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и
схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей
индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи,
характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан
демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные
оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе
символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать
динамику отношений полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура также была сращена с динамичными
общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили
по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале
были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста
благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса —
агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и
экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала
обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных
нужд — разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это
здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра,
стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в
частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на
монументальный характер греческой общественной архитектуры
классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать
сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного
гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры
древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где
индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли
гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С
эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы
царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания
вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических
полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и
канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались
уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся
представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка).
Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и
оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права
на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной
собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все
большего наступления императорской центральной власти на права
муниципального самоуправления (плоть до драконовского налогообложения
Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации
и приходили в упадок.
Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и
римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в
значительной степени будут определять развитие европейской и мировой
литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные
века дописьменного эпоса, в частности “Илиады” и “Одиссеи” Гомера,
ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях
античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового
времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку
его естественная среда — аристократическая община — уступает свои
позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою
потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде
литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие
мастеров разных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и
многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма,
а обязательным атрибутом архитектуры каждого города — театр. Величайшие
драматурги трагедии — Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии — Аристофан.
Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия
(политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического
искусства — ораторского, для проявления которого было достаточно
поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных
празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и
одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме
них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не
умирало в античности никогда, хотя с падением греческой демократии и
римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.
Развитие общественного самосознания послужило причиной
возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития,
то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального
этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид.
Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то
есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью
различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая
философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и
не получившая настоящего развития в римской культуре.
В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в
классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия,
астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные
соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника.
Однако в античности она не образует тесной связи с научными
разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое
время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела
только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и
до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок
развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров
потребления, повысили их качество, увеличили их количество. Технические
новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах,
судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и
метеллургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное
колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую
силу рабского труда, еще в античности начинают применяться
прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, и водяные мельницы.
К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась
система образования — общее образование или энциклопедическое
образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было
отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-
демократическим новым временем (гуманистическая или классическая
гимназия, гуманитарное образование). Классические языки —
древнегреческий и латынь — в форме так называемой интернациональной
лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь
международным языком науки и культуры, связывают воедино, ка живые
нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными
источниками — историческим опытом и достижениями прошлого.
Список использованной литературы
1. Энциклопедический словарь юного историка М.,”Педагогика-пресс”,1993
2. Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима
М., “Высшая школа”,1990
3. Лев Любимов Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,1971
4. Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону,”Феникс”,1994
5. Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов)
Ростов-на-Дону, “Феникс”,1997
-----------------------
[1] Боннар
[2] Античная Греция, т.1 Становление и развитие полиса. М.,1983. с.90-91
[3] Гомер. Илиада /Пер. Н.И.Гнедича. М.,1960 / VI, 208 - 210