Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Греческая мифология

Греческая мифология

МАТИ – Российский государственный

Технологический университет им. К. Э.

Циолковского.

Доклад по дисциплине «Культурология»

«Греческая Мифология».

Выполнил студент группы 6Э1-58 Мелёшкин Константин Викторович.

Принял преподаватель ________________________________________.

Москва 1998 г.

Сущность Греческой Мифологии становиться понятной только при учёте

особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь

одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших всё многообразие

чёловеческих отношений и природных явлений. Греческую Мифологию стоит

рассматривать не как привычную и неподвижную картину, но в постоянно

изменяющимся социальным и историческом контексте античного мира. Образцы

Аполлона, красивого юноши с лирой, Афродиты, исполненной женственности и

привлекательности, Афины Паллады – воительницы, относятся к определённому

периоду развития Греческой Мифологии.

Такими периодами являются: древний хтонический или дофессалийский,

доалимпийский, фессалийский, олимпийский, классический или героический.

В героический период происходит централизация мифологических образов

вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к

художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно -

родовой формации складываются уточнённые формы героической гомеровской

мифологии. В дальнейшим наивная миоралогия – своего рода единственная форма

первобытного мышления – гибнет как самостоятельное творчество и приобретает

служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного

рода религиозных, социально – политических, моральных и философских идей

рабовладельческой идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко

используется в литературе и искусстве.

Мифографы – собиратели и излогатели мифов – появились в Греции не

позднее IV в. до н. э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродор

Гераклейский, Гераклит Понтийский и др. Доинисий Самойский составил

генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

При рассмотрении Греческой Мифологии в развитии в пределах каждого

отдельного мифа прослеживаются разновременные рудименты (т. е. Остатки

прежних эпох), которые существуют с ферментами нового возникающие в сюжете

мифа. К примеру в мифе о рождении Афины Паллады в полном вооружении из

головы Зевса, проглотившего свою забеременевшею супругу Метиду, можно

различить остатки фетишистских представлений и канибализма предшествовавшие

развитому патриорхату, примат мужского индивидуализма над женским и

символику мудрости верховного божества – свидетельства патриарха.

Греческая Мифология в её развитом виде, классическом, представляет

собой мифологию героическую, а не стихийно – фетешистскую. Греческая

Мифология связана с периодом патриархата, однако в ней прослеживаются

главнейшие типы хтонических рудиментов. Это прежде всего гинетические

рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл – сын морской богини.

Субстанциальные рудименты основаны на отжествление разного рода предметов

или существ : солнце – бык, Инах – река и царь Агроса.

Огромное количество рудиментов имеет метаморфорный характер : Зевс

вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя.

Из иконографических рудиментов, т. е. Относящихся к внешнему виду

определённого мифологического персонажа, к примеру совиные глаза у Афины,

коровьи у Геры.

Мифологическому образу сопутствуют функциональные рудименты : перун

Зевса, лук и стрелы Аполлона.

Если рудимент мифа отражает его прошедшее, то фермент указывает на

будущие развитие мифа : к примеру у Гесиода эхидна – полузмея – полурева,

она прекрасна , но зловредна, ненавистна людям, Этот матив отвержения

эхидны, элемент в мифе объединяющий стремление человека обуздать стихийные

силы природы. Существуют в Греческой мифологии мифологические комплексы:

1. Комплекс – литерполяции. Например Аполлон, Артемида и Лето первоначально

были демонами совершенно разного происхождения, никак между собой не

связанные. Их объединение – Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса.

2. Комплекс компиляций. К примеру олимпийская семья богов, образовавшаяся в

результате объединения европейских и малоазиатских божеств.

Существует ещё и полярный комплекс. Например, самый «светлый» бог Зевс

вступает в брак с самой «тёмной» богиней Персефоной.

В Греческой Мифологии необходимо учитывать её географическое

положение. Например мифы о Тесее нельзя оторвать от Афин, о Менелае и Елене

– относятся к Спарте.

Доолимпийский период.

Процесс жизни воспринимается первобытным соединением в беспорядочно –

нагроможденном виде, окружающие материализуется, одушевляется, населяется

какими – то непонятными слепыми силами Земли с составляющимся её предметами

представляется первобытному сознанию живой, одушевлённой, всё из себя

производящей и всё собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает

из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и

воспитательницей в период матриархата, так и земли понимаются, как источник

всего мира, богов, демонов, людей. На раннем этапе т. е. на стадии

собирательно – охотничьего хозяйства, сознание ограничено чувствительным

восприятием – это есть фетиш, а мифология – это фетишизм. Древней человек

понимал фетиш, как средоточие магической, демонической, живой силы. А так

как весь предметной мир представлялся одушевлённым, то магической силой

наделялся весь мир и демоническое существо не как не отделялось от

предмета, в котором оно обитало. По мере развития производящего хозяйства

человек интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом

и принципами их строения. Тогда – то человек научился отделять «идею» вещи

от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую

силу демона от самой вещи – так совершился переход к анимизму.

Первоначально анимизм связан с представлением о демонизме, как о

некой силе, злой или благодетельной, определяющей судьбу человека. Это есть

мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о

которой человек не имеет никакого представления, которую нельзя назвать по

имени и с которой нельзя вступать ни в какое общение, так как этот демон

ещё не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще очертания.

Демон – это первоначально та действующая сила, о которой человеку нечего не

известно, его законченного образа ещё не существует, но он уже не является

фетишем (Сфинкс, кентавры, сирены).

Олимпийский период.

В мифологии олимпийского периода (или ранняя классика), связанного с

переходом к патриархату, появляется герои, которые расправляются с

чудовищами и страшилищами, некогда пугавшие воображение человека

задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Например Аполлон убивает

пифийского дракона и основывает на этом месте своё святилище. Вместо мелких

богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому

поклоняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община водворяется

теперь на небе или на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с чудовищами,

побеждает циклопов и заклинает их под землю, в тартар. Появляются боги

нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего

образа богини – матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера,

стала покровительницей браков и омоногамной семьи, Афина Паллада стала

покровительницей честной, открытой и организованной войны, а Афродита стала

богиней любви и красоты. Богами патриархального уклада жизни стали Афина

Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно –

конструктивной деятельностью. Гермес превратился в покровителя всякого

человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство и торговлю. Не

только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое

оформление. Прежде всего преображается природа, которая раньше была

наполнена непонятными и страшными для человека силами. Власть человека над

природой значительно возросла, он уже умеет находить в ней красоту,

использовать природу для своих надобностей. Но всем правил Зевс, и все

стихийные силы оказались в его руках. Прежде он был и ужасным громом, и

ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы

обратится за помощью против него. Теперь же гром и молния стали больше как

атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса,

зависит, когда и для каких целей он пользуется своим перуном. К

олимпийскому периоду миографы относят и подвиги Геракла, загадка Сфинкса,

которую разгадал Эдип, Одиссей, который не поддался завораживающему пению

сирен и невредимо проплыл мимо них, что способствовало гибели сирен и др.

Поздний героизм.

Поздний героизм это процесс разложения родовых отношений,

формирование раннеклассовых государств в Греции нанеся отражение в

Греческой мифологии, в частности в период героизма в гомеровском эпосе. В

нём отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым,

уточенным. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с

богами растёт, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами.

Лирический Царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим

благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и

дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту

божественную пищу обыкновенным людям (Сизиф подсмотрел любовные встречи

Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну среди людей). Для той героической эпохи

характерны мифы о родовом проклятии которое приводит к гибели нескольких

поколений подряд. Тиванский царь Лай украл ребёнка и был за это проклят

отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всём роде Лая: сам он погиб от

руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста жена сначала Лая и

т. д. И это проклятие лежало на этой семье до тех пор пока она вся не была

истреблена.

Вся Греческая Мифология пронизана прекращением и вдохновенной

красотой, обладавшей колдовской силой. Представления о красоте прошло в

Греческой Мифологии долгий путь развития от глубинных функций к

благодетельным, от совмещения с безобразным к воплощению её в чистейшем

виде, от фетишистской магии до малых и мудрых олимпийских муз. Греческая

Мифология в историческом развитии – неисчерпаемый источник для освоения в

плане эстетическом и раскрытия её художественного воздействия а литературе

и искусстве.

Литература:

1. Н. А. Кун «Легенды и Мифы Древней Греции»

2. Г. В. Штоль «Мифы классической древности»

3. «Мифы народов мира» энциклопедия гл. редактор С. А. Токарев.

-----------------------

[pic]






Информация 







© Центральная Научная Библиотека