Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Ислам

Ислам

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина: Религиоведение

Реферат

по теме : «Ислам»

Подготовил:

Студент 455 группы

Пятеркин Н.Н.

Проверил:

Преподаватель

кафедры Г и СЭД

Стойкин Н.Ю.

Белгород

2008

Ислам

Общие особенности ислама

Ислам относится к крупнейшим культуросозидательным и государственно-образующим мировым религиям. Многие века существуют великие мусульманские цивилизации. Слово «ислам» означает «предание себя Богу», «покорность». Эту религию исповедают более 19% людей нашей планеты.

Основой структуры исламских сообществ являются общины верующих - уммы, а внутри общин - люди, приобретшие знания в области религиозных наук и авторитет у верующих. Священников в исламе нет.

Приводим некоторые принципы, свойственные исламу:

* уважение жизни, чести и собственности единоверных;

* оправдание священной войны (джихада) с целью распро-странения веры, для наказания злых правителей и отступивших мусульман;

* привилегированное положение мужчины по сравнению с женщиной; женщина считается низшим существом, и по-этому часто не участвует в общественной жизни. «Мужья стоят над женами», - говорит Коран (4:38 (34)). Брак (постоянный, временный и с невольницами) носит чисто юридический характер, и его расторжение находит-ся в руках мужчины;

* признание института рабства (невольничества), которое в новейшее время было отменено под давлением международных ор-ганизаций (например, в Саудовской Аравии в 1962 году).

Гарантом исполнения принципов Корана является религиоз-ный и нравственный закон - шариат, который официально дей-ствует до сего дня в некоторых мусульманских государствах: в Сау-довской Аравии, Иране, Пакистане, Нигерии и др.

Ислам развил систему ценностей, которую призван принять ка-ждый верный без всякого обсуждения. Мусульмане верят в то, что эти ценности даны посредством Корана от Бога и поэтому представ-ляют собой несомненные истины. Для ислама большее значение имеет внешнее поведение человека, чем его чувства и душевные переживания. Можно сказать, что ислам является, по преимуще-ству, религией общественной, а не внутренней жизни человека. В то же время в исламе имеются и духовно-мис-тические направления.

Мусульмане (последователи ислама) живут преимущественно в Северной Африке, Цент-ральной и Южной Азии, Индонезии и на Ближ-нем Востоке.

Хотя ислам зародился в Саудовской Аравии, количество мусульман не арабов в наши дни пре-вышает количество мусульман арабов почти в три раза. Кроме того, четыре страны с наиболь-шей долей мусульманского населения находят-ся за пределами Ближнего Востока: это Ин-донезия - 166 миллионов (88% населения), Па-кистан - 111 миллионов (97%), Бангладеш - 97 миллионов (85%), Индия - 93 миллиона (11%).

По численности ислам является второй после христианства ми-ровой религией. В мире насчитывается около 1 млрд. мусульман. В 28 государствах (Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др.) ислам является единственной государственной религией. Из всех зарубежных студентов, обучающихся в Соединенных Штатах Америки, около пятой части приезжает из сорока исламских стран. В большин-стве этих стран доля христиан среди населения крайне мала (до 2%). Кроме того, правительства этих стран либо закрыли свои границы для христианских мис-сионеров, либо объявили проповедь христиан-ства вне закона, либо сделали и то, и другое.

В Российской Федерации к народам мусульманского вероисповедания и культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др. Напомним о национальной структуре населения (в порядке убывания численности), по данным государственной статистики: русские (81.5%); татары (3.76%); украинцы (2.97%); чуваши (1.2%); башкиры (0.91%); белорусы (0.82%); мордва (0.73%); чеченцы (0.61%); немцы (0.57%); удмурты; армяне; аварцы; марийцы; казахи; осетины; буряты; якуты; кабардинцы; евреи (0.37%); коми; лезгины; кумыки; ингуши; тувинцы… и т.д. Таким образом, общая численность народов традиционного мусульманского вероисповедания и культуры не превосходит 5.5%. По сведениям Института социологии РАН подавляющее большинство населения России составляют православные (89-92%), за ними следуют мусульмане (6-9%). В сумме православные и мусульмане составляют 97-98% населения России.

Традиционно в России распространен ислам суннитского толка, ханафитского масхаба (по имени имама Абу Ханифы). Это направление отличается относительной терпимостью, допускает широкое применение светского права как вспомогательного, но независимого источника закона, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту. В дореволюционной Российской Империи и в СССР не было крупных религиозных конфликтов между православными и мусульманами.

Распространение западного образа жизни по всему миру на-толк-нулось на силу религиозной и культурной традиции мусульман-ского общества (основанной на Коране и Шариате). Современные взгляды Запада на религию, семью и общество не согласуются с установлениями ислама. В связи с этим активные последователи мусульманской традиции для ее защиты встали на позиции фундаментализма - строгого и безусловного про-ведения принципов ислама в частной и государственной жизни.

Между мусульманскими странами, в силу разнообразия исламских течений, нет единства в их отношении к западному образу жизни. В некоторых из них (на-пример, в Иране) законы и государственное устройство строго опреде-ляются исламской традицией. Другие же (например, Турция, Еги-пет, Сирия), где проблема сочетания религии с социальными и тех-ническими преобразованиями не столь велика, постепенно при-нимают западные обычаи.

Религиозные центры ислама активно стараются убедить мир в том, что при-нятие Корана и исламской веры может помочь в решении основ-ных проблем современного человечества. В западных странах су-ществует интерес к исламскому мистицизму, издается множество суфийских текстов на европейских языках.

Возникновение ислама

В 570 году н.э. в арабском племени курайш родился Магомет (ближе к арабскому произношению - Мухаммад). Курайшиты занимали в обществе особое положение, потому что им принадлежал город Мекка. Мекка имела экономически выгод-ное положение, т.к. была удобна для отдыха торговых караванов. Кроме того, наличие Каабы (главной языческой святыни того региона) делало Мекку религиоз-ным центром. Возникновение, развитие и распространение ислама связано с историей арабов и других народов Среднего Востока, Азии и Аф-рики. Для понимания духовных, правовых и нравственных особенностей ислама важно знакомство с доисламскими ре-лигиями в Аравийском регионе.

До появления ислама, определившего религиозную и социально-по-ли-ти-ческую жизнь арабов, населявшие Аравию бедуины жили большими семьями и вели кочевое (зачастую разбойничье) существование. Мекка, Медина и другие города были их торговыми и ре-лигиозными центрами. Бедуины верили во многих богов (ал-Лат, ал-Узза, Манат и др.), которые соотноси-лись с небесными телами (прежде всего Солнцем и Луной) и различными состояниями человека (смерть, любовь, дружба и т.п.). Однако бедуины вери-ли, что над всеми этими божествами есть некий творец - Аллах (Бог). У них было множество святилищ. Одно из них - святилище с «чер-ным камнем» (предположительно метеоритом), находящееся в Мекке, - Кааба. Этому камню поклонялись как дару от богов. Кааба представляет собой постройку кубической формы, в которой во вре-мена Магомета находились статуи 360 языческих божеств. У каждого араб-ского племени было собственное божество, и представители пле-мен ежегодно приходили в Мекку, чтобы поклониться им.

Магомет рано стал сиротой. Его воспитал дядя - Абу Талиб. В зрелом возрасте Магомет стал работать управляющим у одной богатой вдовы Хадиджи, ставшей впослед-ствии его первой женой. Семейное окружение Хадиджи ока-зало большое влияние на Магомета. Он любил слушать истории из Библии, усваивая их по-своему. Нередко он удалялся в пустыню для размышлений. Магомет был весьма впечатлителен и страдал нервной болезнью, похожей на эпилепсию. Среди тех, кто вел духовную жизнь, существовал обычай раз в году удаляться в уединенное место. В течение ряда лет Магомет уединялся в пещере на горе Хира. В 610 году, в возрасте со-рока лет, Магомет получил, по его личному свидетельству, первое откровение от ангела Джебраила. Ангел повелел ему читать книгу. Магомет, будучи неграмотным, отказался. Тогда ан-гел трижды повторил повеление и начал читать сам, а Магомет стал за ним повторять. Он вернул-ся домой и рассказал обо всем жене. Она поддержала мужа и укрепила его веру в пророчество. Эти события послужили началом серии откровений, которые впоследствии были собраны последователями Магомета воедино в Священной Книге мусуль-ман, Коране, что в переводе означает «Чтение».

По мере того как проповедническая деятельность Магомета ширилась, вожди его родного племени стали требовать, чтобы он воздержался от призывов к абсолютному единобожию. Они считали, что это учение угрожает их политеистической религии, а также экономическому благоденствию, поскольку паломниче-ство племен в Каабу приносило курайшитам немалую выгоду. Однако Магомет не отказался от пропо-веди, и количество его сторонников быстро росло.

Магомет продолжал осуждать многобожие, и гонения на сторонников новой религии усилились. В итоге пример-но ста мусульманским семьям пришлось бежать в город Йасриб (теперь Медина). Магомет последовал за этими семь-ями. Мусульмане считают год бегства Магомета в Йас-риб (622 г.) началом своего календаря. Это событие из-вестно под названием Хиджры (араб, «переселение», «уход»). В ходе удачных военных операций в 630 году Магомет и его армия практически без боя захватили Мек-ку. Вступив в город, Магомет своими руками уничтожил в Каабе идолов. Спустя год после того, как Мекка сдалась Магомету, он силой оружия и умелой политики сумел объ-единить под знаменем ислама все племена Аравийского полу-острова. Вначале проповедь Магомета была обличительной, основное внимание в ней уделялось будущему воскресению мертвых и Страшному Суду. В ответ жители Мекки из-гнали Магомета, и он переселился в Медину (622 г.). Впоследствии это переселение было названо Хиджрой. Хиджра стала считаться началом исламского летоисчисления.

Содержание проповеди Магомета в Медине было преимущественно рели-гиозно-политическим. Его деятельность имела основополагающее значение для последующей истории арабов. Магомет сделал следующее:

* провозгласил единственность Бога (Аллаха), Создателя Все-ленной и справедливого Судьи мира;

* объявил войну идолопоклонству своих соотечественни-ков;

* организовал арабское общество как исламскую общину мусульман, то есть преданных Аллаху (однако ему не уда-лось заинтересовать еврейские и христианские общины и проникнуть в них);

* создал войско с жесткой дисциплиной, и в результате завоевания Мекки (630 г.) и других военных действий (зачастую весьма беспощадных) добился объединения всех, ранее разъединен-ных, арабских племен.

У Магомета было 11 жен и несколько дочерей (его сыновья умирали в младенчестве). Магомет скончался 8 июня 632 года, неожиданно для себя и своих сторонников, не успев оставить однозначных стратегических распоряжений.

Священные писания ислама

Ислам называют религией священной книги. Имеется в виду священная книга мусульман - Коран. Коран считается небес-ной книгой, которая была дана Магомету ангелом Гавриилом в ме-сяце Рамадан. Мусульмане верят, что Коран является точной ко-пией оригинала, который находится на небесах, написан Аллахом на жемчужном полотне алмазным пером.

По общепринятым научным данным Коран приобрел современный вид в годы правления третьего преемника (халифа) Магомета - Османа (644 - 656), после того как в Коран был внесен материал, собранный предыдущими хали-фами. Этот материал состоял из проповедей Пророка, широко рас-пространенных как в письменной, так и в устной форме. Проповеди, как правило, носили характер дискуссий, но записывались только высказывания Пророка. Коран состоит из упорядоченных не по смыслу, а по длине 114 глав (сур), у каждой из которых есть свое название. Вся многообразная религиозная литература мусульман, составляющая письменную традицию ислама, основана на Коране.

Основными особенностями учения Корана являются:

§ единственность и неприступность Бога;

§ вера в ангелов;

§ вера в непосредственное влияние Бога на человеческую ис-торию через пророков Ветхого Завета, Иисуса (Ису) и, на-конец, величайшего из всех пророка Магомета;

§ принятие Ветхого и Нового Заветов как пророческих книг, но вера в исключительность и превосходство над ними Ко-рана;

§ вера в воскресение мертвых и будущий суд;

§ вера в то, что Бог полностью определяет жизнь людей (аб-солютное предопределение, «кишмет»).

Мусульмане считают, что «Коран - это речь Аллаха, Его последняя книга, завершающая цепь Божьих посланий, после него не будет других книг. Он содержит всю информацию, необходимую человечеству вплоть до Судного дня. Коран - единственная книга Всевышнего Аллаха, дошедшая до нас в том виде, в котором была ниспослана, т.е. Коран сегодня единственная книга, не написанная человеком и не искаженная им исходя из своих ограниченных интеллектуальных способностей…» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова, Махачкала, 1999 г.).

Мусульманская религия имеет два основных источника: Коран и Сунну. Сунна - это путь, указанный Пророком, нормы поведения и богослужения, которых придерживался и которые одобрял Магомет. Сунна изложена в хадисах. Хадис - это предание о словах и действиях Магомета. Трактовки Сунны в разных течениях ислама различаются.

Особое значение для мусульман имеет Шариат. По мнению мусульман, Шариат - это «комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение как на уровне каждого человека, так и на уровне общества». Соответственно, за выполнение требований Шариата мусульманин получит «большое вознаграждение от Всевышнего Аллаха по Его Милости на этом и на том свете, а за его несовершение будет наказан по установленному Им порядку (по справедливому воздаянию)» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова, Махачкала, 1999 г.). Законы Шариата сформированы во времена раннего средневековья в период рабовладельчества и родоплеменного общественного строя, священны и обязательны для всех мусульман, установлены навечно, законсервированы и не подлежат никаким изменениям.

Ветви ислама

Ислам, в силу отсутствия в нем четкой и устойчивой священной структуры, сразу после смерти Магомета стал раскалываться на течения, по-разному отвечавшие на вопрос о том, кто должен считаться первым калифом, т. е. наследником Пророка, поскольку он перед смертью не успел назначить своего преемника. Наиболее крупные из этих течений - сунниты и шииты. Суннит-ский ислам придерживается основных положений Корана. Сун-ниты утверждают, что у религиозно-политических вождей му-сульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Магомета. Сунниты настаивали на том, что наследника Мухаммеда должна избирать община.

Другая позиция у шиитов, последователей четвертого халифа Али - зятя Магомета. Шииты считали, что наследник должен состоять в кровном родстве с Пророком, следовательно, преемником должен стать его двоюродный брат и зять Али. Шииты возражают против выборности хамиров, полагая, что власть должна сохраняться в «семье пророка» в руках верховных правителей - имамов. Постепенно в шиизме сложилось представление об имамах как носителях «божест-венной субстанции». В среде шиитов возникли и другие учения, например, исмаилизм, факти-чески являющийся самостоятельной религией. Суннизм приняли главным образом арабы и турки, тогда как шиитами стали персы (иранцы).

В настоящее время сунниты составляют 80% всех мусульман и расходятся с шиитами во взглядах на многие вопросы, помимо разногласий по поводу первопреемника Магомета.

Например, сунниты и шииты не согласны друг с другом в том, что следует считать Писанием. Сунниты подчеркивают автори-тет письменных традиций, к которым относится не только Коран, но и сунна («обычай», от этого слова произошло название тече-ния). Сунна включает в себя хадисы - рассказы о жизни и выска-зываниях Магомета и его сподвижников. Сунна говорит многое, о чем умалчивает Коран. Сунниты также руководствуются прин-ципами, в свое время совместно разработанными старейшина-ми или богословами (улемами), которые основывали свои реше-ния на Коране, сунне и более поздних источниках.

Шииты, со своей стороны, больше опираются на авторитет отдельной личности, чем на единодушие старейшин. Иранский аятолла Хомейни, например, был шиитом. Изначально шииты ве-рили, что Бог говорит через имама, главу мусульманской общи-ны. Однако в IX веке двенадцатый имам исчез, и главным автори-тетом стали улемы, которые считали себя представителями ис-чезнувшего имама. Шииты ожидают возвращения двенадцатого имама, которого называют Махди, так же, как христиане ждут второго пришествия Христа.

Еще одно различие между этими двумя направлениями заключается в том, что сунниты убеждены в необходимости разделения свет-ской и религиозной власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать рели-гиозным лидерам.

В шиитском ис-ламе сильно развился мистицизм и общины монашеского типа. Этому благоприятствовало то, что в районах Сред-ней Азии (некогда областях Византийской империи) осело много сект христиан-монахов, которых привлекали неопла-тонические идеи и тайные религиозные античные течения. Мистицизм в исламе выражается в попытке человека соединиться с Богом посредством изучения Корана, под-чинения старейшинам и применения экзальтированной практики «зикр». «Зикр» является тщательно разработанными ритуалом и техникой молитвы, сопровождающейся перечислением «имен» Бога. Используя спе-циальные позы и движения, регулируя дыхание и концентрируя сознание, молящийся должен был устра-нить свое «я» и приблизиться к постижению Аллаха.

Мистики в исламе называются суфиями или дервишами (в переводе - нищими), а их учение - суфизмом. Суфизм - это третье, мистическое и очень разнообразное течение в исламе. Цель су-фиев - отречься от мирских привязанностей, научиться видеть во всем только Бога и достичь слияния с Его бесконечным существом. На протяжении IX - XIV веков образовались 12 главных братств, отличающихся особенностями устава и молитвенной практики. Во многих братствах кол-лективный «зикр» включал в себя и экстаз, достигаемый в своеобразном танце. Последователи извест-ного философа-суфия и поэта Джалаледдина Руми назывались кру-тящимися дервишами. Вращение вокруг себя при сопровождении музыки приводило их в состояние, которое они трактовали как соединение с Богом. Суфии существуют и поныне, в том числе и в нашей стране на Северном Кавказе. Некоторые направления суфизма смыкаются с демонизмом.

Кроме того, есть еще более мелкие мусульманские группы, например: ваххабиты (Саудовская Аравия), друзы (Ливан, Сирия и Северный Израиль), алавиты (Сирия) и ахмадия (Пакистан). На-конец, ислам сыграл важную роль в появлении двух новых рели-гий: сикхизма и бахаизма.

Вероучение и предписания ислама

Термин «ислам» означает «подчинение» (воле Бога), а того, кто подчиняется, называют муслимом (отсюда «мусульманин»). Ре-лигию ислама можно разделить на вероучение (иман) и предпи-сания (дин).

Основные догматы ислама состоят в следующем.

Бог (Аллах). Центральный догмат ислама заключается в том, что Бог один, и у Него нет напарников и сотоварищей. Кто заявляет, что у Бога есть напарники или сотоварищи, тот совершает грех «ширк», который, по словам Корана, не имеет прощения (см. суру 4:51).

Ангелы. Промежуточное положение между Богом Корана - Аллахом - и человечеством занимает иерархия ангелов. Архан-гел Джебраил обладает самым высоким рангом, все остальные ангелы занимают более скромное положение. К каждому человеку приставлены два ангела: один записыва-ет его добрые дела, другой - плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джинны. Мусульма-не верят, что джинны были созданы из огня, они обычно злы и могут овладевать людьми.

Божьи пророки. По учению Корана, каждому народу Бог по-слал пророка с вестью о том, что есть только один Бог. Всего, как гласит исламское предание, было послано 124 000 пророков. Большинство из них осталось неизвестными, но многие стали персонажами Библии: Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Давид (Даун), Соломон (Сулейман), Иона, Иоанн Креститель и Иисус (Исса). Каждому пророку был назначен свой собственный век, и толь-ко Магомет был пророком на все времена. Он считается «Печа-тью пророков». Согласно некоторым исламским учениям, вся Веленная создана ради Магомета.

Священные Книги. Четырем величайшим пророкам были даны Книги, содержащие божественное откровение. К этим пророкам относятся Моисей, которому была открыта Книга Таура (Тора), Давид, которому был дарован Забур (Псалмы), Иисус, которому Бог открыл Инджил (Евангелие) и Магомет, получивший Коран. Из этих четырех Книг, по мнению мусульман, только Коран сохра-нился в неискаженном виде.

Судный день. Бог Корана провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого челове-ка будут взвешены на весах. Те, чьи добрые дела перевесят пло-хие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут отправлены в ад. Но то, каких дел в нашей жизни больше, - вопрос субъективный, и ответ на него известен только Богу.

Мусульманское благочестие основывается на так называемых пяти столпах ислама. Ими являются:

1.Исповедание веры провозглашением «Нет Бога, кроме Ал-лаха, и Магомет пророк Его».

2. Молитва (намаз). Она должна совершаться пять раз в день.

3. Милостыня и добрые дела.

4. Пост в течение месяца Рамадан, который состоит в воздер-жании от любой пищи от восхода солнца до заката.

5. Священное паломничество в Мекку (хадж) для поклонения Каабе.

Ислам предписывает мусульманину следующие обязанности.

Произносить шахаду. Слово шахада означает «свидетельство-вать». Во время этого ритуала человек произносит: «Свидетель-ствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его пророк». Искренне произнести шахаду - все, что требуется от человека, чтобы стать мусульманином.

Молиться (салят). Мусульманин каждый день должен произ-носить семнадцать канонических молитв - ракатов. Молитвы со-вершаются пять раз в сутки - на восходе Солнца, в полдень, в 3-4 часа дня, на закате и через два часа после заката. Во время каждой молитвы читаются определенные ракаты. Мусульмане могут молиться как поодиночке, так и группами. Перед молитвой каждый из них обязан совершить ритуальное омовение, которое называется гусл. Во время молитвы лицо мусульманина должно быть обращено к Мекке. Направление молитвы (кибла) указыва-ет ниша (михраб) в стене мечети. Полуденное богослужение в пятницу - единственное время, когда все мусульмане должны собираться в мечети.

Поститься (саум). В память о том, что Мухаммад получил Ко-ран в девятый месяц лунного календаря, рамадан, мусульмане обязаны поститься в дневные часы на протяжении всего этого месяца. Во время поста они воздерживаются от еды, питья, ку-рения и сексуальных контактов. После захода солнца все это раз-решается, но только до рассвета.

Подавать милостыню (закят). Мусульмане обязаны отдавать одну сороковую часть (2,5%) своих доходов бедным и нуждаю-щимся.

Совершать паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни обязан совершить путешествие в Мекку, если ему позволяют это здоровье и средства. Все паломники носят белые одежды, называемые ихрам, что упраздняет любые социальные и классовые различия между ними. Процедура посещения свя-тых мест обычно занимает больше недели. После паломничества каждый совершивший его получает звание хаджи.

Структура исламских организаций в России

Распад СССР содействовал дроблению структуры исламских организаций в России, в первую очередь Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). В каждой суверенной республике появилось свое самостоятельное духовное управление. В августе 1992 г. из ДУМЕС выделилось Башкирское и Татарское духовные управления. Молодые имамы Поволжья, Сибири, центральных регионов России встали в оппозицию с центральным руководством. Возник «Координационный Совет глав региональных духовных управлений мусульман Европейской части бывшего СССР и Сибири» (ВКЦ).

С 1991 по 1994 гг. из ДУМЕС выделились Башкирское, Татарское, из ДУМ Закавказья - Нахичеванское, из ДУМ Северного Кавказа - Дагестанское, Ингушское, Кабардино-Балкарское, из ДУМ Средней Азии и Казахстана - Таджикское, Узбекское, Казахстанское, Кыргизстанское управления мусульман. Были учреждены несколько региональных управлений без национально-государственной принадлежности, например, Духовное управление мусульман Центральной части России с резиденцией в г. Москве, самостоятельные управления в Сибири (г. Омск), Нижнем Поволжье, г. Санкт-Петербурге.

В этнически многообразных регионах наблюдается дробление духовных управлений и битва за приходы. Вокруг мусульманских общин образуются коммерческие структуры, идет передел мусульманской собственности, усиливается борьба за власть. Однако наблюдается и встречный процесс возвращения мусульманских приходов под крыло исторически сложившихся центров духовного управления. Например, еще в 1995 г. состоялось 1-е Всероссийское совещание Общественно-полити-чес-кого движения «Союз мусульман России». Однако пока общероссийские мусульманские движения весьма слабы и разрознены. Это создает заметные трудности во взаимоотношениях государства (в том числе и его правоохранительных органов) с российским исламом.

Псевдоисламские деструктивные культы

В настоящем разделе для сведения сотрудников правоохранительных органов собраны главные священные вероучительные источники, используемые и весьма вольно трактуемые псевдоисламскими экстремистами и террористами для оправдания своих деяний. Кроме того, здесь помещены некоторые альтернативные священные исламские нормы позитивного содержания.

Хотя Руководство Российской Федерации прилагает все усилия для позитивного решения кавказских проблем, диверсионно-террористическая деятельность бандформирований в Чечне продолжается. Юг России захлестывают потоки наркотиков, оружия, фальшивых денежных знаков. Не прекращается финансовая подпитка экстремистов из-за рубежа. В 2002 году на юге России зарегистрировано более 250 преступлений террористического характера, что составляет почти 80% от всех аналогичных правонарушений, совершенных в стране. Кровавая и античеловеческая деятельность религиозных фанатиков трагически задела и иные регионы России, в том числе нашу столицу.

Сотрудникам органов внутренних дел, потому, что им приходится нередко в самых разных ситуациях беседовать с мусульманами, полезно знать особенности исламского учения, по-своему трактуемые и активно применяемые экстремистами. В этих встречах необходимо помнить, что международный и местный терроризм нередко опирается на особенности самых разных вероучений для оправдания своих зверств. Поэтому правоохранительным органам России надобно стимулировать и использовать, на благо Отчизны, все источники социального мира и гражданского единения. Среди них важнейшее место имеют три традиционные для России культуросозидательные религии (православие, ислам и буддизм), - охранители духовной безопасности нашего общества.

В начале 90-х годов в связи с развалом СССР резко активизировались псевдоисламские агрессивные культы. Их адептами проповедуются идеи широкой исламизации населения, осуществляется разжигание сепаратистских настроений, активно применяется прозелитизм. Конечной целью этих культов является установление теократического исламского государства на территории мусульманских регионов России. Следует отметить, что в своей организационной деятельности их руководители активно контактируют с лидерами преступных группировок, наркомафией, а в ряде случаев происходит слияние криминальных и религиозных структур. Кроме псевдоисламских, на территории России действует и много иных деструктивных культов.

Напомним, что в своем историческом и духовном развитии ислам, по отношению к источнику божественной власти, разделился на три главные группы: суннизм (лидером может быть потомок Мухаммеда, его родственник); шиизм (лидером может быть только прямой потомок Мухаммеда по линии Али, четвертого праведного халифа, женатого на дочери пророка); хариджизм (лидером может быть любой мусульманин, избранный на общем собрании). В исламе имеется также множество мелких течений, групп и сект.

В Аравии, в ходе борьбы за независимость, сформировалось одно из наиболее нетерпимых и экстремистских направлений - ваххабизм. В основе его лежит стремление к возврату чистоты ислама (в понимании ваххабитов), враждебность к иноверцам и иным толкованиям ислама, агрессивные прозелитизм и миссионерство. Ваххабиты и прочие экстремистские псевдоисламские течения основывают свои учения, в частности, на принятом в Шариате делении всего мира на три группы народов и стран: принявшие это вероучение, политически покорившиеся исламским государствам (покоренные неверные), зона религиозно-политической войны (так называемый «джихад»).

Джихад предполагает победу, как на внутреннем, так и на внешнем фронте. Джихад состоит из трех направлений: великого, малого и военного джихада. Духовная борьба, пишет этот ученый, является великим джихадом. Великий джихад - сознательное выполнение своих обязанностей и состояние постоянной борьбы с самим собой, со злобой, ненавистью, завистью, самолюбием, гордостью, спесью, заносчивостью и другими губительными, разрушающими чувствами животной плоти. Малый джихад - физическое выполнение обязанностей, которые предписывает соблюдать человеку вера. Все три направления джихада, рассматриваются в исламе как обязательные для мусульман. В настоящее время установлен и доказан факт постоянных поборов с большинства мусульманских общин Европы и России в пользу фундаменталистских и экстремистских группировок.

Некоторые стихи Священного Корана.

Аяты приводятся из признаваемого большинством мусульманских течений и толкований перевода Корана на русский язык, выполненного академиком И. Ю. Крачковским. Нумерация аятов в других переводах может иногда не совпадать с указанной книгой.

Пример позитивного отношения к свободе совести:

Сура 2, аят 257. Нет принуждения в религии…

Примеры позитивного отношения к христианам и их вероучению:

Сура 5, аят 85. Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы - христиане!». Это потому, что среди них есть иереи и монахи - и что они не превозносятся.

Сура 3, аяты 40 -46. Вот сказали ангелы: «О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных. И будет говорить он с людьми в колыбели и взрослым и будет из праведников». Сказала она: «Господи! Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?». Сказал он: «Так! Аллах творит что желает…» (В этом стихе Господь Иисус Христос назван Словом Божиим и Мессией - примечание авторов пособия).

Сура 43, аят 61. И он, поистине, - признак часа. Не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной! Это - прямой путь (В этом стихе говорится о Втором пришествии Господа Иисуса Христа - примечание авторов пособия).

Стихи, трактуемые культами зла как оправдание сатаны:

Сура 2, аят 32. И вот сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму!». И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался и превознесся и оказался неверующим.

Сура 51, аят 56. Я ведь создал джинов и людей только, чтобы они Мне покланялись. (В этих двух аятах сатана - иблис оказывается как бы правовернее и последовательнее, чем Аллах - примечание авторов пособия).

Стихи, трактуемые экстремистами как разрешение смерти и убийства:

Сура 67, аят 1-2. Благословен тот, в руках которого власть и который властен над всякой вещью, Который создал смерть и жизнь…

Запрет «шахидизма» - использующего террористов самоубийц:

Сура 4, аят 33. … И не убивайте самих себя… (В этом стихе запрещается самоубийство при любых обстоятельствах, что совпадает с христианским запретом на убийство самого себя - примечание авторов пособия).

Некоторые из стихов, трактуемые экстремистами как призыв к возмездию:

Сура 2, аят 173. О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых…

Сура 2, аят 175. Для вас в возмездии - жизнь, о обладающие разумом!

Стихи, трактуемые экстремистами как указание на активное неповиновение иноверцам:

Сура 25, аят 54. Не повинуйся же неверным и борись с ними этим великой борьбой!

Стихи, трактуемые экстремистами как предписание расправы с иноверцами:

Сура 2, аят 92. Кто бывает врагом Аллаха, и Его ангелов, и Его посланников… то ведь и Аллах - враг неверным!

Сура 2, аят 189. И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху…

Сура 3, аят 3. Поистине, те, которые не веруют в знамения Аллаха, - для них сильное наказание.

Сура 4. аят 76. Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду.

Сура 4, аят 80. Где бы вы не были, захватит вас смерть, если бы вы были даже в воздвинутых башнях… (обращение к неверным - примечание авторов пособия).

Сура 4, аят 91. ... Не берите из них друзей, пока они не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников.

Сура 8. аят 12. …Я брошу в сердца тех, которые не веровали, страх; бейте же их по шеям, бейте их по всем пальцам!

Сура 9, аят 5. ... избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!

Сура 9, аят 29. Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины - из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными.

Сура 47, аят 4. А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы.

Сура 48, аят 29. Мухаммад - посланник Аллаха, и те, которые с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой…

Сура 66, аят 9. О пророк, борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним!

Сура 98, аят 5. Поистине, те из обладателей писания и многобожников, которые не уверовали, - в огне геенны, - вечно пребывая там. Они - худшие из твари.

Некоторые законы Священного Шариата, трактуемые экстремистами как оправдание своих действий.

Тексты Шариата взяты из книги «Изложение начал мусульманского законоведения», изданной в 1850 году в Санкт-Петербурге и основанной на достоверных, уважаемых и важнейших мусульманских источниках всех течений и толкований, переизданной в 1991 году издательством «Адир» в г. Москве по заказу Советского общества мусульман, объемом 643 стр., тиражом 250000 экземпляров.

Джихад (главнейшие законы):

Стр. 103-107. Джихад - религиозная война обязательна для каждого мусульманина совершеннолетнего, здорового, в полном уме и свободного.

«Один день войны более ценится Богом, чем целый месяц поста» говорит пророк Ислама.

Религиозная война предпринимается в 3-х случаях (В некоторых экстремистских течениях неверие в догматы ислама считается достаточной причиной для начала войны):

Против неверных, неповинующихся власти мусульман.

Против тех, которые хотя и находятся под властью мусульман, но отказываются от повиновения и уклоняются от платежа податей.

Против тех, которые восстают против имамов, хотя бы они и были мусульмане - и, вообще, против всех тех, которые сами начинают военные действия.

Мусульмане не только не должны требовать вознаграждения и жалования во время войны против неверных, но напротив того, богатые и достаточные люди обязаны жертвовать частью своего имущества для ведения войны.

С неправоверными не заключается окончательного мира, а только одно перемирие, которое может быть прервано во всякое время, лишь только начатие войны покажется для мусульман выгодным.

Всякое движимое имущество, взятое в неприятельской стране или отнятое у неприятеля во время войны, входит в военную добычу, поступает в общий раздел всему войску.

Недвижимая собственность, земля, сады, строения - остаются во владении жителей, если они, и не соглашаясь принять ислама, добровольно повинуются власти мусульман и обязуются платить поголовную и с имения подати. Размер этих податей не определяется законами, а зависит от произвола имама.

Неверные, принявшие мусульманскую веру, остаются в полном владении всей своей собственности и, кроме десятины, ничего не обязаны платить.

Те же неверные, которые добровольно не пожелают повиноваться, не должны ожидать никакой пощады.

Все мужчины, взятые в плен, если не примут исламизма, должны быть убиваемы, женщины же и дети поступают в неволю.

Земля в завоеванной стране поступает в пользование мусульман по разделу имамом, которому принадлежит вся власть над сими землями.

Неправоверные, платящие подать, ограждаются мусульманами в сво-их правах; но они должны оказывать особое уважение к правоверным. Входить в мечеть им возбраняется и они должны отличаться от мусульман особой одеждой; строения и дома их не должны быть выше и красивее жилищ правоверных: пышность и роскошь вообще не должны быть допускаемы между ними.

Законы, используемые экстремистами для разрешения наркотиков:

Стр. 70. К нечистым и оскверняющим предметам, в частности, относится всякая опьяняющая жидкость: водка, пиво, мед и прочее; вещества упоительные, но твердые, как-то опиум и все прочие соки из мака - дозволены.

Стр. 460. Возбраняется употребление, в частности, разных родов яда, кроме тех, которые употребляются вместо лекарств и которые не вредят здоровью, как-то: опиум…

Законы, используемые экстремистами для наказания вероотступников:

Стр.470. Мусульманин, родившийся в правоверии, если оставит оное, подвергается смертной казни и убить его предоставляется на волю всякого.

Неверному, сделавшемуся мусульманином, но оставившему правоверие, дается для раскаяния три дня срока, в течение которого его увещевают, - но если не согласится принять вновь мусульманскую религию, то подвергается смертной казни.

Женщин, отступивших от правоверия, не убивают, но они заключаются навсегда в тюрьму.

Жена человека, отступившего от ислама, считается разведенной с ним, и все имение его разделяется между наследниками.

Стр. 403. Отступник от веры должен быть, если не раскается, убит, и все имущество его переходит к наследникам мусульманам, а в случае неимения таковых, к имаму. Не подвергшийся смертной казни ни в коем случае не наследует от мусульман, но от него мусульмане наследуют.

Отдельные законы в отношении невольников:

Стр. 192-193. При покупке невольника обыкновенно соблюдается правило изменять имя его…

Собственное имущество невольника есть принадлежность продавца…

Дозволяется вступать в товарищество для покупки одного невольника или одной невольницы, и тогда все товарищи имеют одинаковое право на их услуги.

Стр. 349-364. Кроме пленения, невольники приобретаются частными лицами в собственность тремя способами: покупкою; по дару и по наследству; семейства невольников, вместе и отдельно каждый член оного могут быть проданы в другие руки.

Невольники суть полная и неотъемлемая собственность хозяина: они считаются движимым имуществом.

Невольники не имеют никакого произвола и сами собою, без дозволения и согласия хозяина своего, не могут приступить ни к каким действиям, условиям и обязательствам по гражданскому быту.

Принятие мусульманской веры не дает свободы; но для получения свободы правоверие необходимо.

Дети, рожденные от невольников, суть собственность хозяина, кроме детей, прижитых самим хозяином от своей невольницы: они свободного состояния. Дети, рожденные от невольниц, принадлежащих разным лицам, суть общее достояние хозяев.

Невольник, получающий свободу, должен быть правоверный мусульманин.

Стр. 432. Свидетельство невольника против своего хозяина не допускается.

Литература

1. Соловьев А.Б. Использование доказательств при допросе. - М.: Юридическая литература, 1967.

2. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», 1998.

3. Томилин В.В. Судебная медицина. - М: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

4. Хвыля-Олинтер А.И. Опасные формы нетрадиционных религиозных движений - сект. - М.: ГИЦ МВД РФ, 1997.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека